Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Источник

Как улучшить дикцию: советы, упражнения и готовая программа занятий

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами будем учиться красиво говорить. Я расскажу вам, как улучшить дикцию и сделать свою речь четкой, стройной и убедительной. Вместе мы выполним десяток логопедических упражнений, поработаем над дыханием и внедрим полезные ораторские привычки. Погнали!

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Что такое дикция и зачем ее развивать

Слово “дикция” произошло от латинского dictio, что переводится как “произношение”. Под дикцией мы подразумеваем произнесение различных звуков в соответствии с нормами языка. Чем четче и красивей получаются эти звуки, тем лучше у человека дикция.

Хорошая дикция нужна не только актерам, ведущим и ораторам. Речь – главное средство общения между людьми. Причем формальный аспект речи не менее важен, чем содержательный. То есть значение имеет не только то, что человек говорит, но и то, как он говорит. Даже самые правильные мысли могут не найти отклика в душе у собеседника, если они сказаны кое-как.

Другое дело – красивая плавная уверенная речь. Она захватывает внимание и заставляет прислушаться независимо от того, что с помощью нее сообщается. Поэтому хорошая дикция является дополнительным козырем во всех сферах, связанных с общением. Будь то личная жизнь или дружба, учеба, работа и так далее.

Как улучшить дикцию: советы логопедов и профессиональных ораторов

Научиться красиво говорить может каждый. Давайте рассмотрим общие рекомендации, которые помогут вам улучшить речь.

Больше говорите и читайте вслух

Как правило, молчуны испытывают проблемы с дикцией и артикуляцией чаще, чем болтливые люди. Хотя здесь не совсем понятно, что первично: скудная речь, которая не дает возможности развивать произношение, или проблемы с дикцией, которые провоцируют комплексы и заставляют человека молчать.

В любом случае этот замкнутый круг нужно разорвать. Если увеличить количество живого общения с вашим активным участием пока не представляется возможным, начните говорить наедине с собой.

Некоторым людям бывает трудно преодолеть внутренний барьер и начать говорить с самим собой. Можете прибегнуть к хитрости и в качестве собеседника назначить своего питомца или какой-то неодушевленный предмет.

Следите за темпом речи

Помню, когда мы в детстве рассказывали стихи на уроке литературы, каждому второму ученику учительница делала замечание по поводу скорости речи. “Куда ты несешься, – говорила она, – как будто за тобой волк гонится”.

Привычка говорить быстро и суетливо очень сильно сказывается на качестве речи. Хромают окончания, теряются предлоги и союзы, страдает интонация. Поэтому следите за тем, чтобы темп речи был нормальным, т. е. не слишком быстрым и не очень медленным. За образец можете взять речь какого-нибудь известного человека: актера, дающего интервью, стендап-комика, выступающего на сцене, мотивационного оратора и т. д.

Раньше я тоже страдала этой особенностью. Говорила скороговорками, хотя мне казалось, что у меня нормальная скорость речи. Копнув глубже, я пришла к выводу, что виной тому проблемы с оперативной памятью. Я просто не могла удерживать мысль в голове дольше 5 секунд, так что стремилась высказать ее как можно скорее. Занятия по развитию памяти помогли решить эту проблему.

Наблюдайте за тем, как говорят другие

К сожалению, очень мало людей могут похвастаться хорошей дикцией. Но это нам в каком-то смысле на руку. Свои погрешности заметить гораздо сложнее, чем чужие. Поэтому возьмите за правило прислушиваться к чужой речи и отмечать несовершенства.

Во время общения с собеседником спрашивайте себя, что бы вы изменили в его речи, чтобы сделать ее более красивой, красноречивой и убедительной. Это может быть темп, интонация, громкость, произношение отдельных звуков. Постарайтесь смоделировать, как звучала бы идеальная речь из уст этого конкретного человека.

Изучайте нормы орфоэпии

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения звуков, их сочетаний и постановки ударения в словах. Если вы хотите работать над дикцией, знать их необходимо.

В русском языке, в отличие, к примеру, от английского и французского, достаточно однозначные и прозрачные нормы произношения. Однако есть моменты, на которые стоит обратить внимание.

Записывайте свои разговоры на диктофон

Внутри черепной коробки голос звучит иначе, чем снаружи. Поэтому большинству людей свой истинный говор кажется чужим и неприятным. Но согласитесь, совершенствовать то, что раздражает, совсем не хочется. Поэтому сначала вам придется привыкнуть слышать себя таким, каким вас слышат другие люди.

Начните уже сегодня знакомиться со своим истинным голосом. Выберите любой отрывок из книги и прочитайте его под запись. Затем прослушайте и отметьте, какое впечатление он на вас производит. Если в целом ваша речь вызывает у вас положительные эмоции, то это уже хорошо. Если же впечатление скорее негативное, то прослушайте запись еще несколько раз, пока не начнете воспринимать ее спокойно.

Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Смотреть картинку Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Картинка про Для чего нужна человеку членоразделительная речь. Фото Для чего нужна человеку членоразделительная речь

Когда звук вашего голоса перестанет вызывать у вас желание поскорее выключить запись, можно начать работать над недочетами. Выделите все слабые стороны вашей речи и постарайтесь их исправить. Возможно, вы нечетко произносите какие-то звуки, съедаете окончания, неправильно расставляете интонации. Проработав недочеты, снова запишите на диктофон тот же отрывок и отметьте, есть ли прогресс.

Избавляйтесь от разговорных сокращений

Очень часто возникает соблазн вместо часто употребимых слов использовать их сокращения. Например, “здрасьте” вместо “здравствуйте”, “ваще” вместо “вообще”, “щас” вместо “сейчас”. Старайтесь этого не делать.

Во-первых, это делает речь ленивой и расхлябанной. Сразу же пропадает желание напрягать речевой аппарат для произнесения остальных слов. Со временем это перерастает в дурацкую привычку. Встречали, наверное, таких людей, которые как будто все время жуют жвачку во время разговора. Их речь похожа на сырую неоформленную массу.

Во-вторых, все эти сокращения производят не самое приятное впечатление на собеседника. Человек, постоянно использующий их в своей речи, кажется несерьезным и не внушает доверия.

Следите за дыханием

Дыхание играет первостепенную роль в процессе говорения. Очень важно уметь правильно распределять воздух на каждую фразу, чтобы не прерываться и не терять некоторые звуки.

Следите за тем, чтобы ваш выдох был в несколько раз длиннее вдоха. Каждый раз, когда у вас будет свободная минутка, тренируйте замедленный выдох. Наберите в легкие побольше воздуха и постепенно выдыхайте его, стараясь растянуть выдох как можно дольше. Постарайтесь дотянуть хотя бы до 25–30 секунд.

Упражнения для развития дикции

Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

Скороговорки

Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

Вот вам несколько коротких скороговорок:

Разговор с препятствиями

Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

Озвучка

Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

Произнесение сложных слов

Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Вот вам список слов для примера:

Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

Отработка звуков Ж и Ш

Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

Отработка звуков К и Г

Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

Отработка звуков З и С

Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

Отработка звуков Б и П

Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

Отработка звука Ц

Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

Предлоги

Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

Окончания

Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

Программа занятий по улучшению дикции на неделю

Я не понаслышке знаю, как сложно применить чужие советы в жизни, будь они хоть трижды гениальными и сверхполезными. Уже через час после прочтения статьи в вашей голове останется лишь 40 % полученной информации. А значит, 6 из 10 советов и упражнений окажутся невостребованными.

Чтобы избежать этого, я составила мини-программу по работе над дикцией. Скопируйте ее куда-нибудь или сохраните статью в закладки, чтобы каждый день выполнять упражнения.

Понедельник:

Вторник:

Среда:

Четверг:

Пятница:

Суббота:

Воскресенье:

Заключение

Хорошая дикция дает ее обладателю серьезное конкурентное преимущество. Люди, которые это понимают и активно работают над красотой своей речи, имеют гораздо больше шансов достичь успеха в жизни. Особенно это касается тех, кто постоянно взаимодействует с людьми.

Начните работать над своей дикцией, пока это еще не стало мейнстримом. Иначе потом будете вынуждены догонять своих более красноречивых конкурентов. Тем более это несложно и не отнимет у вас много времени.

Делитесь своими успехами в комментариях. Если что-то непонятно, спрашивайте.

Источник

Членораздельная речь: человек говорящий

Решающий шаг в переходе от обезьяны к человеку был сделан, по мнению ученых, в процессе формирования и совершенствования членораздельной речи, языка. Способность к речи Дарвин называл «одним из главнейших отличий между человеком и низшими животными» (там же, с. 201). Понятно, что речь не только выразила коренное отличие человека от животных, но и создала, обусловила его. Эту мысль особенно четко и определенно выразил Геккель: «Именно речь, несомненно, создала глубочайшую пропасть между человеком и животными» (90, с. 314).

Членораздельная речь, по мнению ученых второй половины XIX века, является обязательным условием функционирования сознания, необходимой предпосылкой мышления. Мышление вообще невозможно без речи, без этого, по словам Дарвина, «дивного механизма, который обозначает различного рода предметы и свойства определенными знаками и вызывает ряд мыслей, которые никогда не могли бы родиться из одних чувственных впечатлений или, если бы даже и родились, не могли бы развиваться» (142, с. 648). Вот почему и возникновение развитого сознания в процессе превращения обезьяны в человека стало возможным лишь на основе предшествующего формирования членораздельной речи. «Развитие ума должно было сделать значительный шаг вперед, когда благодаря прежним успехам у человека вошла в употребление речь как полуискусство и полуинстинкт» (там же, с. 243). Высказывания ученых, подобные этому, дарвиновскому, и позволили Бюхнеру сделать вывод о том, что членораздельная речь «отличительный признак человечества, не следовавший, по мнению лучших ученых, за развитием высшей человеческой умственной деятельности и человеческой культуры, а необходимо предшествовавшей ему» (52, с. 144).

Переход животных предков человека к вертикальному положению, к прямохождению осуществлялся, по мнению некоторых ученых, раньше появления у них членораздельной речи. Так, Геккель, выделяя основные этапы очеловечивания обезьяны, подчеркнул при этом, что «происхождение членораздельной речи и связанное с нею высшее развитие гортани надо рассматривать лишь как вторую, позднейшую и важнейшую ступень развития рода человеческого» (90, с. 314). Отсюда следует, что, по мнению Геккеля, в процессе становления человека была особая, промежуточная ступень «бессловесный» человек, существо уже с прямой походкой человека, но еще без речи, обезьяночеловек (питекантроп), «который, правда, и не отличался по строению тела существенным образом от современных людей, однако, членораздельной речи еще не знал» (там же)*. Следовательно, говорить о нем, как о человеке уже сформировавшемся, еще нельзя. Это был человек формирующийся, уже не животное, но еще и не человек в полном смысле слова, полуживотное, получеловек, и только потому, что он не владел речью, без которой невозможно развитое сознание, невозможен разум человеческий. «Если же без речи не может быть разума, писал Бюхнер, то и первый или первобытный человек не мог быть разумным созданием или не мог быть человеком в теперешнем смысле слова, он скорее был чем-то средним между человеком и животным» (52, с. 144).

Можно развернуть эту мысль в том плане, что начальное развитие трудовой деятельности животных предков человека и связанный с ним их переход к вертикальному положению явились предпосылкой первой

* Геккель первым четко сформулировал идею обезьяночеловека. Почти одновременно с ним, годом позднее эту идею выдвинул К. Фогт. Надо, однако, отметить, что в XIX веке идея обезьяночеловека не получила широкого признания. Не поддержал ее и Дарвин. У него обезьяна эволюционным путем постепенно превратилась сразу в человека без особого, четко очерченного промежуточного звена — обезьяночеловека. Но каково бы ни было отношение ученых к идее обезьяночеловека, важно то, что общим для них является признание исключительно важной роли членораздельной речи в деле формирования человеческого сознания стадии очеловечивания обезьяны, становления человека, предпосылкой возникновения существа, соединяющего в себе черты обезьяны и человека. Иначе говоря, на этом этапе человекообразная обезьяна превратилась в обезьяноподобного человека. Последующее усложнение, совершенствование трудовой деятельности в её связи с формирующейся членораздельной речью создало условия для следующей, зрелой стадии становления человека, привело к превращению обезьяноподобного человека в человека полностью сформировавшегося, обладающего развитым сознанием, в готового человека. «Настоящие люди, писал Геккель, произошли из обезьяноподобных людей путем постепенного развития животных звуков в членораздельную речь, состоящую из слов. Рука об руку с развитием этой функции, конечно, шло и развитие её органов, именно лучшая дифференцировка гортани и мозга» (90, с. 308).

Таким образом, появлению членораздельной речи ученые придавали решающее значение в окончательном выделении человека из животного царства, в становлении человеческого сознания. Но как непосредственно осуществлялось формирование членораздельной речи? В решении и этого вопроса ученые исходили из вполне определенных материальных факторов. Способность к речи, по их мнению, появилась в процессе преобразования голосовых органов обезьяны в органы речи человека. Так, в частности, Дарвин отмечал большое сходство в строении голосовых органов современных обезьян и человека, но при этом те и другие выполняют разные функции: голосовые органы у обезьян «употребляются или для различных сигнальных криков, или, как в одном случае, для музыкальных кадансов, тогда как у человека очень близкие по устройству голосовые органы сделались… способными к членораздельной речи» (142, с. 173).

Как возникла такая способность голосовых органов человека к членораздельной речи? Решая этот вопрос, ученые не ограничивались указанием на влияние какого-то одного естественного, материального фактора, а отмечали несколько, рассматривали их в системе. В числе этих факторов была выделена, в частности, способность обезьяны к подражанию. «Нельзя не обратить внимания, писал Дарвин, на столь сильное стремление наших близких родственников-обезьян… подражать всему, что они слышат». Эта способность обезьян к подражанию, их стремление подражать и способствовали в большой мере возникновению речи. «Наша речь, писал Дарвин, обязана своим происхождением подражанию различных естественных звуков, голосов других животных». Причины, побуждавшие обезьян прибегать к звукоподражанию, Дарвин усматривал в самих обстоятельствах их жизни. Подражание тем или иным звукам не было, следовательно, чем-то случайным, оно было необходимостью для обезьян. Сами условия жизни, борьба за существование определяли эту необходимость. Она же толкала и к постепенному возникновению речи (языка). В качестве примера можно сослаться на предположение Дарвина о том, что в глубокой древности какая-то более других одаренная человекообразная обезьяна стала «подражать реву хищного зверя, чтобы уведомить своих товарищей-обезьян о роде грозящей опасности. А это было бы первым шагом к образованию языка» (там же, с. 205).

Понятно, что необходимость в подражании определенным звукам, в их видоизменении для целей сигнализации, а затем и необходимость в самостоятельном, независимом произнесении иных звуков в связи с иными целями, в частности, в связи с определенными трудовыми операциями — эта необходимость возникала перед «более других одаренными» человекообразными обезьянами, предлюдьми не раз и не два, а на протяжении всей их жизни, что побуждало их многократно повторять установившиеся звукосочетания. Вот почему в деле формирования членораздельной речи Дарвин и другие ученые очень важную роль отводили упражнению: повторение, все более частое, различных звуков, перераставших постепенно в речевые акты, развивало гортань обезьяны и связанные с этим изменения в ней закреплялись, передавались по наследству. Но Дарвин не ограничивается этим, он поворачивает указанный процесс в противоположном направлении, отмечает и здесь обратимость причинно-следственной связи: наследственные изменения в речи, возникавшие в результате ее функционирования, сами, в свою очередь, влияли на развитие речи, на ее совершенствование. «По мере того, как голос все более и более употреблялся в дело, голосовые органы должны были развиваться и совершенствоваться по закону наследования результатов упражнения, а это, в свою очередь, должно было повлиять на развитие речи» (там же).

Но какой бы значительной ни была роль звукоподражания и упражнения голосовых органов обезьяны одни эти факторы сами по себе не могли еще привести к возникновению специфически человеческой раздельной речи. Поскольку речь неотделима от сознания, то в ее формировании необходимо было непосредственное участие органа сознания. В той мере, в какой формировалась и совершенствовалась речь, формировалось и совершенствовалось сознание, и этот взаимосвязанный процесс осуществлялся на определенной материальной основе на основе развития головного мозга обезьяны. Развитие мозга это тот узел, в котором завязывались все нити очеловечивания обезьяны. Ученые-дарвинисты понимали это и строили свои выводы относительно причин возникновения человека и человеческого сознания прежде всего на основе обстоятельств, связанных с функционированием головного мозга. Это проявилось, в частности, и в решении вопроса о роли формирования членораздельной речи в становлении человеческого сознания. Так, Дарвин был убежден, что по сравнению с другими, ранее названными факторами, при всей их важности, «соотношение между постоянным употреблением языка и развитием мозга представляло еще большую важность». В этом соотношении Дарвин выявлял, в частности, влияние употребления членораздельной речи на совершенствование мозга. «Постоянное применение и усовершенствование речи оказало влияние на мозг, давая ему возможность и побуждая его вырабатывать длинные ряды мыслей» (там же).

Такое стимулирующее воздействие употребления речи на мозг, на его развитие было неизбежным, и неизбежность эта определялась прежде всего тем обстоятельством, что мозг орган мышления, а мышление, по мнению Дарвина, неразрывно связано с языком: для каждой мысли обязательным является речевое, словесное облачение. Но это значит, что и употребление речи предполагает определенную форму и степень мышления. Следовательно, и то употребление речи, которое в процессе очеловечивания обезьяны повлияло на развитие ее мозга, на становление человеческого сознания оно тоже направлялось мыслью, то есть было уже сознательным актом? Видимо, нет. В решении этого вопроса может помочь определение Дарвином первоначальной, только возникшей речи как полуискусства и полуинстинкта. Это речь, которая уже «вошла в употребление» у человека. А входила она в употребление у обезьяночеловека и входила еще не будучи полуискусством, да и полуинстинктом тоже. В тот период она была, скорее всего, просто инстинктом и преимущественно инстинктом, оставшимся в наследство от предка-обезьяны. Да и речью ее вряд ли можно назвать. Это были скорее звуковые заготовки речи, связанные с сигнализацией и звукоподражанием. В ходе эволюции, во взаимодействии с развивающимся мозгом они через речь, как полуискусство и полуинстинкт трансформировались постепенно в речь как «искусство», то есть сознательную речь, в речь-мышление. Это можно раскрыть таким образом, что мозг животного предка человека, получая «толчки» от первоначального, инстинктивного, не направляемого и не наполняемого мыслью употребления простейших речевых актов, от неосмысляемого звукоподражания, в конце концов обрел способность порождать мысли в их речевом, словесном наполнении. «Длинный и сложный ряд мыслей, писал Дарвин, не может теперь существовать без слов немых или громких, как длинное исчисление без цифр или алгебраических знаков. По-видимому, даже обыкновенные ряды мыслей требуют какого бы то ни было выражения или значительно облегчаются им» (там же, с. 205-206).

Влияние употребления речи на развитие мозга отмечали и другие ученые. Геккель, например, этому влиянию придавал решающее значение. Он, в частности, считал, что речь «обусловливала важнейшие успехи душевной деятельности и связанное с нею усовершенствование мозга». Именно благодаря речи мозг обезьяноподобного предка человека превратился в человеческий мозг. «Самое высокое развитие и усовершенствование мозга и душевной деятельности, как высшей функции мозга, шло все время рука об руку с усовершенствованием речи» (90, с. 314).

Но если употребление речи влияло на мозг, служило причиной его совершенствования, то, с другой стороны, развитие мозга, усложнение его функционирования не могло не иметь своим следствием совершенствование речи (языка). Следовательно, и в этом вопросе ученые должны были признать обратимость причинно-следственной связи, взаимопереходы причины и следствия, обернутость следствия к причине. И действительно, у Дарвина мы находим выражение такого взгляда на соотношение употребления речи и развития мозга. Он утверждал, в частности, что «предположительное употребление речи должно было отразиться на мозге и обусловить наследственные изменения, а эти, в свою очередь, должны были повлиять на усовершенствование языка» (142, с. 648).

Если вспомнить, что ранее такая же обратимость причинно-следственных связей была уже отмечена, причем дважды (в вопросе о соотношении употребления рук и перехода к вертикальному положению и в вопросе о соотношении развития речи и наследственных изменений голосовых органов), то можно на этом основании выделить общий методологический подход Дарвина к объяснению различных явлений эволюционного процесса, в данном случае применительно к предыстории и началу истории человека, а именно рассмотрение их во взаимосвязи, взаимообусловленности, во взаимопереходах их причинно-следственных отношений, осуществляющихся на материальной основе. Это, несомненно, свидетельствует о наличии важного философского компонента в общей системе методологических принципов Дарвина и существенно сближает его философскую позицию, а в его лице и позицию других ученых-дарвинистов, с исходными установками материалистической философии.

Подведем некоторые предварительные итоги. Если попытаться обнажить логику рассуждений ученых по вопросу о происхождении человека, то ее основными моментами являются следующие посылки: ближайший животный предок человека человекообразная обезьяна в изменившихся условиях вынуждена была для поддержания существования перейти к вертикальному положению, к употреблению рук, необходимому для осуществления трудовой деятельности, для изготовления и применения орудий труда (Дарвин, Геккель, Фогт, Бюхнер). Благодаря этому на начальных этапах развития трудовой деятельности обезьяна существенно продвинулась в направлении к человеку, превратилась в обезьяночеловека существо, среднее между животным и человеком, с первыми проблесками человеческого сознания, существо с прямой походкой человека, но еще не обладающее членораздельной речью, а, следовательно, и развитым человеческим сознанием (Геккель, Фогт, Бюхнер). На следующем этапе к отмеченным факторам очеловечивания обезьяны добавился еще один, особенно важный членораздельная речь, употребление которой оказало решающее воздействие на мозг предка человека, способствовало его превращению в человеческий мозг, окончательному возникновению человеческого сознания.

Такова в общих чертах установленная учеными-дарвинистами второй половины XIX века последовательность факторов, стимулировавших возникновение человека, становление человеческого сознания. Но это именно та последовательность тех же факторов и тот же конечный результат, о которых позднее писал Энгельс, выражая позицию марксистской философии в данном вопросе: «Сначала труд, а затем вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» (406, с. 490).

Материал взят из книги Мировоззрение естествоиспытателей xix века и философия (В.И. Осипов)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *