Для чего нужна детская литература

Роль детской классической литературы в жизни ребенка 21 века

Гребенщикова Ирина Петровна

воспитатель МАДОУ «Детский сад №147»

«Чтение — это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя»

Что может быть важнее для человека, чем его активная жизненная позиция, осознание своего места в обществе. Отношение к работе, членам семьи, увлечения и интересы как пазлы собственного портрета создают целостную историю жизни человека. Какой становится эта картинка? Все ли фрагменты совпали? Может каких-нибудь недостает? Где нужно искать причину сбоя?

С ранних лет человек позиционирует себя в обществе достаточно четко: мое личное «я» всегда главенствующее. Может для становления личности и для достижения чего-то в жизни и нужно быть везде «перехватывающим первопроходцем»,но возникает вопрос: до какой степени нужно развивать в человеке это качество и где граница между человеком преуспевающим и нарушителем нравственных норм, склонным к поведенческому крену.

Нужен нам завтра высоконравственный человек с моральными устоями или нет? Хотим мы сохранить все лучшее в будущем поколении? Да, если мы хотим уверенно идти вперед, смотреть в светлое будущее, то конечно нам нужно духовно здоровое общество.

В формировании нового поколения большую роль играет художественная классическая литература. Герои произведений А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. писателей провоцируют взрослого читателя на определенную реакцию. Это субъективная оценка, работа эмоций, душевные переживания, поиск своего пути на месте героя. Это трудный, но интересный процесс, обогащавший взрослых детей жизненным опытом.

Но как максимально использовать детскую литературу в процессе воспитания дошкольников? Ведь что было заложено в ребенка изначально, с тем он и отправляется в жизнь. Психологи и педагоги, разбираясь в формировании и развитии личности дошкольника, пришли к выводу, что ребенка воспитывают приблизительно до 5 лет, а потом идет процесс перевоспитания. Теперь можно только представить какой колоссальный труд нужно вложить в маленького человечка, чтобы из него выросла зрелая личность, способная на нравственные поступки.

Художественная детская литература является основой в становлении гармонически развитой личности. Через ознакомление с текстами, беседы на этические темы, театральное проигрывание сцен, «Закончи историю сам», рассуждения и впечатления о героях произведений, дидактические игры необходимо донести до ребенка идею автора, которая посеет верное зерно в детской душе.

К. Д. Ушинский высоко ценил нравственное воспитание ребенка и считал,что нравственность составляет главную задачу воспитания: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».*

Сегодня, как никогда, родители должны быть правильно ориентированы в подборе литературы для своего ребенка. Взрослым очень трудно определиться на огромном рынке продаж детских книг. Современная зарубежная литература спорно воспринимается педагогами и психологами, коммерческие сказки и рассказы иногда приводят в недоумение даже неразборчивых взрослых читателей. Так что же читать сегодняшнему дошкольнику, искушенному современными технологиями и непонятными мультяшными героями? Все очень просто. Если нравственные догмы незыблемы и являются величиной постоянной, то и книги, на которых воспитано не одно русскоязычное поколение, являются таковыми же.

Никто не заменит сказки, притчи, рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского и других детских писателей прошлых столетий. Не нужно ничего изобретать. Нужно просто внимательно прочитать сказку с ребенком и порассуждать на заданную тему.

Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, созданные для детей, («Два товарища», «Белка и волк», «Баба и курица», «Галка и кувшин», «Еж и заяц», «Зайцы и лягушки», «Дележ наследства», «Как мужик убрал камень», «Комар и лев», «Как волки учат своих детей», «Лгун», «Курица и золотые яйца», «Муравей и голубка», «Орел», «Обезьяна и горох» и др.) через столетия передают огромный опыт человеческой мудрости, смекалку. Коротко, несколькими фразами писатель заставляет ребенка задуматься, принять к сведению житейский опыт, спровоцировать его на правильный поступок.

Рассказ «Лгун»в несколько строк составляет образную картинку: к чему может привести ложь, необдуманная шутка. Прочитав тут же рассказ «Косточка» дается еще одна ситуация, где ложь закрепляется в психике ребенка как нечто нежелательное, постыдное. В беседе с детьми проводится аналогия с житейской ситуацией и можно сказать, что зерно правдивости заложено в душе ребенка. Рассказы «Обезьяна и горох» и «Баба и курица» научат рационально подходить к решению жизненных проблем, знакомят с таким понятием как жадность. «Белка и волк» учит позитивному отношению к происходящему. «Муравей и голубка» сформирует межличностное отношение, а ироничный рассказик «Саша был трус» поможет избавиться от неоправданного страха.И так с каждым текстом: что ни история или сказка, то урок нравственности для ребенка.

Особенностью этих произведений является то, что они по объему небольшие, но глубокие по смыслу, заставляют читателей задуматься, поразмышлять, провести аналогию с какой-либо жизненной ситуацией и, что не маловажно, развить устойчивый интерес к чтению.

Являясь в первую очередь педагогом, К. Д. Ушинский писал рассказы, сказки, притчи для детей воспитательного характера. Небольшие тексты также творят чудеса в формировании детских душ. Сказка «Два козлика» легко воспринимается детьми, тут же проигрывается сценка и затем проецируется на ситуацию из жизни человека. «Ветер и солнце» учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева. Чтение сказки «Два плуга» специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие. «Слепая лошадь»учит детей тому, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует. «Лиса и козел», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Охотник до сказок» и другие рассказы несут не только поучительный смысл, но еще и правильную речь, обогащенную яркими языковыми средствами.

Нашим детям также важно читать сказки В. Ф. Одоевского, список которых не так велик. «Сказки дедушки Иринея»наглядно демонстрируют малышам все лучшие качества людей: трудолюбие, сдержанность, любознательность. Они читаются легко и непринужденно и могут послужить хорошей иллюстрацией для детей о том, как нужно поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как реагировать на поступки людей и почему нужно делать так, а не иначе.

Знакомство с жизнью общества, его традициями, обычаями через художественную литературу позволит дошкольнику успешно адаптироваться в современном мире. Каждое произведение классиков детской литературы становится для ребенка «окном» в те далекие времена,когда люди жили по-другому: если трудились, то до «седьмого пота», если верили, то всей душой, а если воевали, то до самой победы.

Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураДеловая игра с педагогами ДОУ «Знатоки детской художественной литературы» В ДОУ, в рамках регионального проекта «PROчтение» прошла деловая игра с педагогами «Знатоки детской художественной литературы». Цель: •.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураКонцепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» Материал подготовила: Воспитатель МБДОУ д\с «Светлячок» Дегтярева Лариса Николаевна. В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению.

Конспект родительского собрания «Роль игрушки в жизни ребенка» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №62 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Консультация для родителей «Роль свежего воздуха в жизни вашего ребенка» Консультация для родителей Составила Парфенович Анастасия Леонидовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 46 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Консультация для воспитателей на тему «Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья» РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи» Социологическое исследование на тему: Место классической музыки в жизни современной семьи. В связи с началом проекта «Классическая музыка.

Роль домашнего питомца в жизни ребенка Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте. Особое значение в этом имеет ознакомление.

Источник

Почему важно читать детям книги? 12 причин от психологов

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок». Альберт Эйнштейн

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литература

Нужно ли читать детям книжки? Польза чтения вместе с родителями

№1. Укрепляет отношения. В современном мире, где родители строят карьеру и ведут активную социальную жизнь, а детвора с малых лет посещает развивающие занятия и пользуется девайсами, сложно сохранить близость. Возьмите за привычку каждый вечер читать ребенку книжку перед сном. Это прекрасный способ укрепить связь с любимым чадом. Вы сможете делиться впечатлениями и мнениями о сюжете, а значит больше узнаете о мировоззрении своего маленького чуда.

№2. Прививает любовь к чтению. Детские книги должны стать частью вашей семейной жизни и такой же привычной вещью, как обед или вечерняя ванная. Чем больше ребенок читает вместе с вами, тем больше ему нравится погружаться в новые истории. Вы прививаете полезную привычку, которая останется с чадом на всю жизнь.

№3. Больше детской литературы, меньше гаджетов. Сделайте совместное чтение частью ежедневного расписания. Свободное время, когда ребенок может смотреть мультфильмы или играть в онлайн-игры, посвятите литературе.

№4. Помогает научиться красиво читать вслух. Чтение детских книжек — отличное развивающее занятие. Читайте вслух по очереди. Это поможет ребенку повысить уверенность в себе и привыкнуть к чтению для других, что станет полезным навыком в школе. Такое занятие улучшает произношение, расширяет словарный запас, помогает глубже окунуться в сюжет.

№5. Развивает языковые навыки и расширяем словарный запас. Малыши знакомятся с новыми словами, разнообразными типами построения предложений и диалогов, стилями и способами подачи информации. Все это положительно сказывается на дальнейшем умении грамотно и интересно высказать свое мнение, а также влияет на развитии речи и богатстве словарного запаса. В этом случае лучшие детские книги — классика с красивым и простым слогом.

№6. Улучшает воображение. Во время прослушивания детской литературы в голове малыша создается визуальная картинка. Он представляет внешний вид героев, локации, действия. Воображение работает на полную мощность. Дополнительно включается фантазия. Карапузы начинают фантазировать и придумывать собственные истории с полюбившимися персонажами.

№7. Поощряет знания. Выбирайте разные темы, чтобы пробудить интерес к окружающему миру. Пусть каждую неделю ребенка ждет новая детская книга. Хороший выбор для школьников — энциклопедии. Они расскажут о животном и растительном мире, планетах, истории человечества. Рекомендуем обратить внимание на энциклопедии Росмэн.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литература

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литература

РОСМЭН Энциклопедия для детского сада, картон, бумага, 22,1х16,8х0,7см, 5-10 дизайнов

№8. Учит сопереживать и сочувствовать. У детей узкое понимание окружающего мира. Задача родителей показать отличие между добром от злом, и как нужно вести себя с человеком попавшем в беду. Детская книжка — хороший инструмент в этом ответственном деле. Она поможет «побывать в чужой шкуре», прочувствовать переживания главного героя, оценивать ситуации, сопереживать и сочувствовать.

№9. Тренировка мозга. Слушая детскую литературу, мозг ребенка больше работает, чем при просмотре телевизора. А все потому, что малышу приходится визуализировать сюжет и вникать в сюжет.

№10. Улучшает концентрацию. Чтение детской книги требует сосредоточенности и концентрации внимания. Здесь нет картинки на экране телевизора, от которой можно отвлечься. В дальнейшем эти навыки пригодятся в учебе.

№11. Успокаивает. Если маленький непоседа капризничает и не может успокоиться перед сном, прочтите ему детскую сказку. Читая интересно и с интонацией, вы быстро успокоите малыша.

№12. Веселит. Литература для детей — это увлекательные истории с забавными персонажами, которых не увидишь по телевизору. Даже когда снимают фильмы по книгам, большинство людей признает, что чтение было намного интереснее, чем просмотр. Детские сказки дарят веселый досуг, поэтому не стоит от него отказываться из-за пустых онлайн-игр.

Как привить детям любовь к чтению

#1. Предложите несколько жанров. Если ребенку не нравится читать, значит возможно вы ошиблись с жанром. Ведь вам может нравится романтика, а сыну — мистика и фантастика. Устраивайте недели книги и каждый раз предлагайте новый вариант.

#2. Проживите вместе приключения героев. Когда детская книга заканчивается, маленький читатель думает: а что бы было, если бы я был на месте главного героя? Хорошо если после прочтения литературы вы придумаете сюжетные игры. Например, сделаете волшебную палочку Гарри Потера. Пусть восторг от прочитанной книги сохраняется как можно дольше.

#3. Будьте примером. Мальчики и девочки копируют действия родителей. Если заставлять их читать, а самим часами смотреть телевизор, ничего не получится. Читайте сами, подавайте хороший пример.

#4. Поддерживайте любознательность. Сын только закончил читать книгу о космосе? Отведите его в музей космонавтики. А может он только познакомился с экзотическими зверями? Самое время отправиться в зоопарк.

#5. Никогда не заставляйте. Они могут читать, чтобы вам угодить. Но то, что они вынуждены это делать отобьет у них любовь к книгам на всю жизнь.

#6. Приучите детей читать старую детскую литературу из библиотеки. Каждый ребенок должен испытать магию посещения большой библиотеки, где находятся тысячи книг.

#7. Вступите в книжный клуб. Это отличная мотивация, чтобы читать. Выбирать детские книжки, а затем ждать, пока они придут по почте, очень увлекательно.

Устраивайте семейные вечера, посвященные совместному чтению. Делитесь историями, мнениями о сюжетах. Главное помните — ничто так не увлекает в этой жизни, как интересная книга.

Источник

Зачем читать детские книги, если вы уже выросли

Развенчиваем мифы о несерьезности детской литературы

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литература

«Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки» — эта фраза Клайва Стейплза Льюиса может стать настоящим откровением для тех, кто давно забросил детские книги на самую дальнюю полку и увлекается исключительно серьезной литературой. Казалось бы, чему могут научить состоявшегося и добившегося определенных высот человека книги с незамысловатой моралью и предсказуемой развязкой?

Детская литература на то и детская, чтобы оказываться на книжных полках исключительно юных читателей, старшему же поколению требуется кое-что посерьезнее — примерно так думает подавляющее большинство взрослых, о которых говорил еще Антуан де Сент-Экзюпери в своей повести «Маленький принц». Но так ли это на самом деле? И правда ли, что по достижению определенного возраста вам следует отложить подальше любимые сказки и приключенческие романы? Мы уверены, что даже если вы давно закончили школу, вам жизненно необходимы книги для детей.

Как пишет британское издание The Guardian, внимания со стороны зрелой аудитории удостаиваются исключительно фантастика и фэнтези в жанре young adult. Так, на вершине всевозможных рейтингов прошлого сезона оказалась Холли Блэк с ее серией романов о загадочной стране фейри. А сколько еще «взрослых» книг по всем параметрам проигрывают «детским», но все-таки остаются востребованными только благодаря возрастной маркировке! Как будто застать главу семейства или топ-менеджера крупной компании с «Хрониками Нарнии» в руках — значит поставить под вопрос репутацию большого начальника! А ведь именно литература для юных читателей настолько прочно вошла в нашу жизнь, что мы просто не замечаем ее влияния.

В произведениях для детей и юношества есть то, чего порой так недостает серьезным книгам. Непрестанно находясь в мире большой политики и войн, воздействие которых отражено и во взрослых произведениях, буквально невозможно справиться с потоком негативной информации без вреда для собственной психики. Тогда как книги для малышей и подростков помогают читателю среднего возраста посмотреть на окружающее пространство под другим углом, отдохнуть, отвлечься от повседневности и позволить своей фантазии унести себя далеко за пределы реальности.

Сила детских произведений заключается еще и в том, что подобная литература работает сразу на два фронта. Первое направление полностью отвечает потребностям маленьких читателей: погружает в небывалый мир, помогает развивать воображение, дарит веру в настоящее чудо. Что касается второго, то здесь писатель привносит в произведение собственное видение жизни, а значит — сближает его с миром взрослых. О подобном эффекте говорил англо-американский поэт Уистен Хью Оден, утверждая, что «существуют качественные книги, предназначенные для взрослых, но нет ни одного хорошего произведения, которое подошло бы только ребенку».

Кроме того, есть и еще несколько поводов открывать время от времени любимые в детстве, но давно забытые произведения: «Без семьи» Гектора Мало, «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и многие другие. Именно они напоминают о самых простых вещах, на которые во взрослой жизни так часто не остается времени: о любви к своим близким, верной и искренней дружбе, честности и смелости в принятии непростых решений. К тому же, чем чаще вы позволяете себе возвращаться в мир детства посредством чтения, тем ближе вы к собственному ребенку. Перечитайте любимые повести и романы, откройте несколько новинок детской литературы — и вам сразу найдется, о чем поговорить со своим маленьким читателем.

Источник

Роль детской книги в литературном образовании детей дошкольного возраста

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литература Валентина Яхонтова
Роль детской книги в литературном образовании детей дошкольного возраста

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание –великое дело: им решается участь человека» В. Г. Белинский

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцыразличны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Выдающиеся педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей:

• Ребёнок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя. Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

• Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)

• Не бойтесь посвящать целые часы занятий книге! Не бойтесь посвящать целый день путешествию по «книжному морю». Пусть книга наполняет юные сердца волнением! Пусть книга захватывает детство! Пусть самым радостным праздником станет Праздник книги. (В. А. Сухомлинский)

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел,заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение,осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества –поставлены следующие задачи:

Прививать детям любовь к художественному слову и уважение к книге.

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.

Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё.

Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Касательно содержания работы по ознакомлению с художественной литературой педагоги должны придерживаться возрастныхособенностей воспитанников:

– в среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

– в старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

Таким образом, за период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок.

Для решения всех поставленных задач в полном объеме существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

С этой целью используются несколько принципов (критериев):

1. Идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги.

2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык.

3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.

4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

5. Конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.В него входит несколько групп произведений:

– произведения русского народного творчества и творчества народов мира.Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши, сказки;

– произведения русской и зарубежной классической литературы;

– произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

В своей работе педагоги могут и должны как можно многообразнее использовать различные формы приобщения детей к художественному слову, детской книге:

– оформление литературных центров или центров чтения в группах детского сада (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации может быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п;

– занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась;

– создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей;

– выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки;

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);

– в старших группах можно проводить – литературные вечера, бытовые праздники (дни рождения, самодельные литературные концерты, тематика которых разнообразна;

– использовать показ, прослушивание театральных представлений, кинофильмов. грамзаписей, аудиоинсценировок (мультфильмы по произведениям К. И. Чуковского. С. Я. Маршака и т. п.).

– оформление макетов по мотивам любимых сказок (над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги);

– создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги;

– посещение занятий в районной библиотеке;

– практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к книге, а также, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Детская литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность будущего поколения.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураРоль книги в жизни детей. Книжки-малышки своими руками (фотоотчет) Дошкольное детство играет важную роль в формировании того,каким станет ребенок. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураФотоотчёт «Книги разные нужны, книги разные важны» для детей младшего дошкольного возраста Доброе время суток, уважаемые коллеги! 14 февраля на МААМ был Международным днём дарения книг. Меня заинтересовала история этого праздника.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураКонспект занятия «Международный день детской книги» для детей младшего школьного возраста Цель: воспитание интереса к чтению; изготовить сувенир к празднику. Задачи: познакомить учащихся с Международным днём детской книги; изготовить.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей- куча песка» (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Для чего нужна детская литература. Смотреть фото Для чего нужна детская литература. Смотреть картинку Для чего нужна детская литература. Картинка про Для чего нужна детская литература. Фото Для чего нужна детская литератураРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *