Для чего нужна деятельность человеку
Значение деятельности в жизни человека
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно.
Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.
В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива. В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.
Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.
Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.
Поскольку деятельность является способом бытия человека и общества, то именно с ней нужно связывать содержательную интерпретацию человеческой природы. Сами общественные отношения представляют собой ничто иное, как формы, или внутренние структуры, человеческой деятельности. Сущностные черты человеческой деятельности являются актуальными формами бытия человеческой природы («человека вообще»), абстрактно-возможными до и вне этого процесса. Их можно представить как деятельные родовые силы или способности человека, его общественно-значимые задатки и таланты.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Деятельность человека значение роль польза вред за
Деятельность человека значение роль польза вред заниматься должна приводит оценка полем необходимость положительная лучшая определить рождается вызвать результат стимул найти умственная физическая творческая интеллектуальная
Деятельность значение роль польза заниматься должна приводит
оценка полем необходимость положительная лучшая определить
рождается вызвать интерес результат стимул найти умственная
физическая творческая интеллектуальная
зпв Лучшая деятельность рождается на почве духовности, нравственности, человеколюбия…
лпзв Если человек не научен любви – его деятельность разрушительна.
зпв Деятельность должна вызываться в первую очередь пламенной душой, а не холодным расчетливым разумом.
п Человек должен стремится не в ту сферу деятельности, которая повышает его значимость, положение в обществе, материальное положение – а ту, в которой он принесет больше пользы.
п Деятельность не должна вынуждаться желанием заработать – она должна вызываться потребностью, интересом, патриотизмом, человеколюбием…
пв Если человек не занимается положительной деятельностью безделье и современный развлекательный бизнес подталкивают его на порочное и пагубное.
п Стремление человека к наслаждениям не должно преобладать
над стремлением к деятельности.
пв Наслаждения, не уравновешенные деятельностью – губительны.
пзв Наслаждение от деятельности – самое живучее и полезное. Его не надо уравновешивать трудом, оно человека не расслабляет, не приводит к дурным последствиям, не рождает печаль…
а Далеко не вся деятельность человека, продиктованная
современной цивилизацией, есть необходимость, а часто даже приносит вред.
а Главная оценка деятельности человека – дети.
п В измерении человеческой деятельности должны учитываться
способы ее достижения.
з Деятельность может быть лишь у человека.
з Деятельность – осознанная активность.
з Если человек что-то делает неосознанно – это нельзя назвать деятельностью.
зд Человек деятелен по натуре своей.
а Деятельность – основа жизни.
а Результатами деятельности стимулируется интерес к жизни.
п Деятельность – отвлекают человека от плохого.
п Не обеспеченный полем деятельности человек – закисает.
вд Деятельность – человека облагораживает.
п Деятельность – прямая дорога к счастью.
пзд Без деятельности жизнь – не мыслима.
з Деятельность придает жизни смысл.
зпд Деятельность – гарант благополучия.
п Деятельность без желания – пустая трата времени.
а Деятельность – плод жизни.
а Деятельность отвлекает от невзгод.
а Любая деятельность – есть самообразование.
п Без деятельности – нет личности.
п Деятельность усыпляет старые пороки и мешает подступиться новым.
пв Только деятельность – способна отвлечь человека от горя.
а Деятельность увеличивает способности.
а Деятельность делает человека опытным.
Деятельность – почва для мудрости.
Деятельность – расширяет познания.
Деятельность – существенно влияет на формирование мировоззрения.
д К деятельности приводит цель.
з Деятельность порождается желанием.
а Командой к деятельности становится необходимость.
зд Деятельность во многом зависит от способностей и возможностей человека.
п Деятельность пасет характер.
а Впереди деятельности идет цель.
а Деятельность укрепляется интересом.
а Окрыляет деятельность – идея.
з Деятельность активизирует соперничество.
п Зависть – не лучший стимул для активизации деятельности.
а Деятельность гасит страх перед ошибкой.
а В творческой деятельности человек не повторяется.
а Деятельность – не подпускает к человеку старость.
а Интеллектуальная деятельность продолжает поддерживать жизненный смысл в ослабленной физически старости.
п Мало прока от деятельности – не приносящей удовольствие.
п У деятельного человека на все находится время – не хватает
его только у лентяев.
к Деятельность без творчества – что каша без масла.
а Враг деятельности – сексуальная озабоченность.
п Родители часто направляют детей на ту трудовую деятельность, – которую не удалось реализовать самим, не взирая на их наклонности.
а Человек не может оценить свою деятельность – он может лишь почувствовать ее важность.
п Человеку, достигшему достатка и не желающему становится богатым, неплохим вариантом является переход на деятельность менее доходную, но более нужную для общества.
п Эффект человеческой деятельности зависит от потребности в ней обществом.
а Одинаково важны все составляющие деятельности – будь то подготовка, исполнение или оценка.
а В молодости человек больше занимается познавательной деятельностью, в зрелом возрасте – практической.
а У каждого человека своя индивидуальная деятельность.
а В деятельности человек забывается.
а Любая деятельность – единственная и неповторимая.
п Добытое без деятельности не столь ценно, радостно и хранимо.
п Деятельность – лучшее лекарство.
пвзл Человек не должен быть заложником у нелюбимой, а то и вовсе вредной для здоровья деятельности, лишь, для того чтобы прокормится – это ниже человеческого достоинства. Поднявшись духовно, умерив потребности, развив способности, расширив познания, рассчитав силы и возможности и найдя интерес – каждый способен иметь любимую деятельность.
п Любимая деятельность – приятнее отдыха.
пз Желанная деятельность венчается творчеством.
п Любимая деятельность легка, нелюбимая – трудна.
а Любимая деятельность – наслаждение.
з Люди, занимающиеся любимой деятельностью, как правило, более искренны, честны и доброжелательны.
а Любимая деятельность удлиняет жизнь вдвое.
пв Занимаясь нелюбимой деятельность, человек не живет.
а У того, кто стремится к деятельности в праздник – нет будней.
з Любовь к деятельности в первую очередь опирается на ее значимость.
пзв Любимая деятельность – лучшее лекарство от болезней и душевных ран.
а Плоха деятельность, если он радостна лишь в завершении.
и Многие люди физической деятельности воспринимают людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью – как бездельников.
а Одни деятельность воспринимают как зарабатывание денег – другие как служение человечеству.
пд Деятельность не должна разрушать здоровье человека – а по возможности улучшать его.
а Перемены в деятельности освежают интерес к ней.
п Любую деятельность человек должен стремиться превратить в творчество.
а Результаты деятельности человека – это его лицо.
п Деятельность способна превращаться в главное жизненное наслаждение.
а Одна из наград за деятельность – удовольствие от ощущения сделанного.
п Физическая и умственная деятельность, чередуясь – превращаются в отдых.
а Деятельность – дисциплинирует.
а Деятельность – прогоняет скуку.
а Деятельность – увеличивает значимость человека.
а Деятельность – определяет положение в обществе.
а Любимая деятельность – превращается в увлечение.
а Безделье – скуку наводит, деятельность – прогоняет.
а Хорошо, когда деятельность не имеет возрастного предела.
з Самое хорошая деятельность для человека та – которой он призван.
п Выбор деятельности в первую очередь целесообразней строить не на желаниях, а на способностях.
ю Деятельность глупца – хуже безделья.
ю Руки не должны обгонять голову.
ю Труднее всего найти деятельность по душе – бездельнику.
ю У деятельных людей друзья по работе, у лентяев – по безделью, у неудачников – по несчастью…
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Виды деятельности. По своему функциональному назначению (по роли в психологическом развитии человека и его жизни) виды деятельности можно разделить на общение, учение, игру и труд. Каждый из названных видов деятельности включает в себя множество ее частных вариантов, например, есть разные виды общения, немалое количество игр, разнообразные формы учения и еще большее количество видов труда.
Общение – это вид деятельности, цель которого состоит в обмене информацией между людьми, координации их действий и оказания влияния друг на друга.
Игра – вид деятельности, выполняющий две основные функции: психологическое развитие человека и обеспечение его отдыха.
Учение – вид деятельности, направленное на приобретение знаний, умений, навыков и развитие способностей человека.
Труд – это вид деятельности, благодаря которому человек обеспечивает свое существование и удовлетворение основных потребностей.
Компоненты деятельности. По доминированию внутренних или внешних компонентов деятельность условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Во внешней деятельности преобладают двигательные компоненты, связанные с работой скелетных мышц, во внутренней – психические компоненты, т.е. действия и операции, совершаемые в уме, или процессы, происходящие внутри организма. По содержанию или по своему предмету, деятельность может быть практической, теоретической, материальной, идеальной, предметной и межличностной (общение или коммуникативная деятельность).
Практическая деятельность связана с решением человеком практических задач. Она выполняется в реальной жизненной ситуации с помощью практических действий в ней. Теоретическая деятельность – это деятельность, итогом которой становится решение какой-либо теоретической задачи, например определение понятия, выполнение логической операции, умозаключение, предложение и обоснование теории, объясняющей определенную группу явлений. Материальной называют деятельность, в которую включены действия с реальными материальными предметами. Идеальная – это деятельность в уме, совершаемая с так называемым идеальными объектами: образами, мыслями, чувствами. Предметная – деятельность человека с предметами человеческой культуры, в которой они осваиваются или используются по их прямому назначению. К примеру, если человек пользуется авторучкой для того, чтобы писать ею, то его деятельность будет предметной ; однако если человек пользуется ручкой как палочкой или подпоркой, то его деятельность с ней не будет предметной. Межличностная, или коммуникативная, деятельность направлена на других людей и предполагает общение и взаимодействие с ними [1, с. 128].
Деятельность и психология человека. Восприятие приобретает свои важнейшие человеческие качества в процессе практической деятельности. В деятельности формируется, например, восприятие пространства (форма, величина, глубина, место расположения предметов в пространстве), восприятие движений (направление, траектории и скорости) и восприятие времени (количества и хода времени). Имеется в виду не сам по себе факт формирования «с нуля» этих видов восприятия – они в элементарной форме даны человеку с рождения, а приобретение ими свойственно человеческих свойств, в том числе предметности, целостности, константности и категориальности. Например, манипулирование детей разного возраста с объемными предметами открывает ему тот факт, что эти предметы и пространство в целом имеют три измерения: ширину, высоту и глубину. В практической деятельности ребенок далее учится правильно воспринимать и оценивать соответствующие, заданные в трех измерениях, пространственные параметры воспринимаемых ими предметов. Он также обучается точно воспринимать форму, величину, место расположения предметов в пространстве. В этом ему помогают следящие, координированные движения глаз и рук, сопровождаемые сокращениями определенных групп мышц. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в скорости, ускорении или замедлении сокращений определенных групп мышц. Весьма отчетливо роль движения в восприятии просматривается в том случае, если восприятие происходит не зрительно, а с помощью рук т.е путем ощупывания предметов. Известно, что рука человека лишь тогда может правильно воспринимать на ощупь форму, величину и фактуру (качество поверхности) воспринимаемого предмета, когда она имеет возможность двигаться в разных направлениях по поверхности соответствующего предмета. При этом как движения руки, так и движения глаз относительно воспринимаемых предметов не являются хаотичными.
Таким образом, восприятие – это деятельность, направленная на построение образа воспринимаемого предмета. В ней имеются свои действия и операции, которые называются перцептивными, поскольку они направлены именно на построение образа.
С практической деятельностью также связано воображение. Оно тоже представляет собой внутреннюю, психическую деятельность. Человек обычно воображает нечто такое, что так или иначе связано с его прошлой, настоящей или будущей деятельностью, что является элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности.
Мышление в некоторых своих видах тоже представляет собой практическую деятельность человека с реальными материальными предметами. Таким, например, является наглядно-действенное или «ручное» мышление. Менее очевиден деятельностный характер таких видов мышления, как наглядно-образное и словесно-логическое мышление, но и это можно доказать. Наглядно-образное мышление – это действие с «предметами», но только умственное действие, свершаемое с идеальными объектами – образами – в голове. Пользуясь наглядно-образным мышлением, человек с образами совершает в голове точно такие же действия, которые он раньше уже выполнял с реальными материальными предметами. Наглядно-образное мышление выступает поэтому как интериоризованная практическая деятельность с реальными материальными предметами, замененными соответствующими им образами [1, с. 132].
Выводы. Основными видами деятельности человека являются общение, игра, учеба и труд, мы их назвали по степени сложности освоения их человеком. Труд – это, есть та основа, которая развивает психическую личность человека. Общественный труд помог человеку выделиться из мира животных. Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре у ребенка развивается память, мышление, воображение и внимание. Учение представляет собой подготовку к трудовой деятельности. То есть, ребенок изучив, познав что-то новое, входит в окружающий его мир и готовится к взрослой самостоятельной жизни. Все виды деятельности формируют человека во всех направлениях. Человек становится личностью со своими положительными качествами и недостатками.