Для чего нужна дифференциация

Что такое дифференциация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Встречаются слова, значение которых вроде бы понятно, но в разных сферах человеческой деятельности они обозначают что-то свое, специфическое.

Одно из таких слов – «дифференциация». В этой статье мы проанализируем конкретику данного понятия в различных областях применения.

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Общее понятие

Слово «дифференциация» заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность, различие».

В более обобщенном смысле оно обозначает разделение единого на части, уровни, этапы, ступени. Данный термин является антонимом для интеграции (что это?), обратного процесса ведущего к объединению.

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Простые примеры: все буквы алфавита можно дифференцировать (разделить) на гласные и согласные, звуки – на твердые и мягкие, коллектив учащихся – на классы или группы, человечество – на расы и т. д.

Дифференциация всегда происходит по каким-либо общим признакам.

Используем пример с разделением коллектива школы на классы. Признаком, по которому подразделяются учащиеся, является их возраст (не учитывая тех, кто в силу каких-либо причин стал второгодником). Поэтому логично, что в первом классе обучаются дети 7 лет, а в 11 – 17-летние молодые люди.

Дифференциация в экономике

Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.

Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в определенном обществе. В понятие «общество» в данном контексте вкладывается смысл: обособленный территориальный субъект, т. е. регион либо целое государство, либо все мировое сообщество.

Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.

Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.

Вывод: основа дифференциации в экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.

На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:

Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.

Дифференцированный подход в педагогике

Все люди имеют разные способности, неодинаковую степень обучаемости и различный психоэмоциональный статус, поэтому дифференцированный подход к обучению – это наиболее эффективный способ достижения максимального результата в получении знаний.

В чем он заключается? Дифференциация обучения осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях:

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Внешняя дифференциация предполагает разделение учебных заведений в рамках общеобразовательной программы в зависимости от уровня развития ее учащихся. «Продвинутый» уровень развития ребенка дает возможность учиться в лицее или гимназии, коррекционные школы предназначены для детей с пониженным интеллектуальным статусом.

В особую группу выделены классы педагогической поддержки (для детей, испытывающих трудность в обучении) и профильные классы (с углубленным изучением каких-либо предметов).

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся в классе (группе), ранее созданном по случайным признакам, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному статусу и т. д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на подобное условное разделение учащихся, используют метод индивидуального подхода.

Что можно дифференцировать в психологии

Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью (что это такое?), оставаясь при этом социализированным членом общества.

Простой пример: есть человек, он социализирован, т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.

Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность.

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Стоит отметить, что чрезмерное увлечение компьютерными «стрелялками» оказывает на несформированную детскую психику пагубное влияние.

Погрузившись в виртуальный мир, ребенок перестает развиваться в психоэмоциональном плане, т. е. тормозится его психологическая дифференциация в личностном плане и не происходит адекватной социализации в обществе.

Дифференциация языка

Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.

Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.

Существует 3 основных причины дифференциации языка:

В науке

Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.

Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.

Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.

Пример: изучение наследственности биологических организмов привело к созданию нового научного направления – генетики. Затем уже из этой дисциплины выделились новые специализации – медицинская генетика, молекулярная, биохимическая. А развитие этих направлений, в свою очередь, неминуемо приведет к созданию новых дисциплин.

Рассмотрим наглядно на схеме дифференциацию в науке на примере педагогики:

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На схеме приведены только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.

Краткое резюме

Дифференциация – это процесс выделения частей из единого целого. Наряду с интеграцией – это два противоположных процесса, лежащих в основе развития наук и эволюции человечества.

В этой статье мы проанализировали только малую толику значений этого термина. Если вы хотите знать об этом и других понятиях больше – читайте наш блог!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Если основная деятельность в регионе определена исторически, это неминуемо приведет к экономическому кризису. Ведь, любая продукция рано или поздно теряет актуальность для рынка. Экономическая дифференциация должна быть гибкой.

С этим определением никогда не сталкивалась, т.к. не работаю в бизнесе. Теперь буду иметь представление, что оно означает. Дифференциация — это деление на разные этапы, части. Можно так его ещё назвать.

Источник

Виды дифференциации и ее польза для бизнеса

Смысл дифференциация заключается в наделении продукта особенными отличительными свойствами. Ради этих свойств клиент и совершает покупку именно в этой компании, а не у конкурентов.

Что такое дифференциация

Существуют отрасли рынка с высокой конкуренцией и большим количеством компаний, предлагающих похожие продукты. Если бы между продукцией действительно не было различий, в итоге на рынке остались бы только те, кто за счет дешевого сырья смог снизить себестоимость и стоимость товаров. Чаще всего это крупные игроки рынка, которые за счет больших объемов закупок могут торговаться с поставщиками ресурсов.

В такой ситуации малому и среднему бизнесу можно выжить только за счет дифференциации. Они создают аналогичный товар, но с отличными характеристиками. Благодаря нестандартным свойствам продуктом заинтересуется определенный сегмент ЦА. Их не устраивают свойства большинства товаров на рынке, поэтому они готовы будут постоянно покупать у малого и среднего бизнеса.

Польза дифференциации

Правильно используя эту стратегию развития, предприятие сможет обеспечить себе необходимый уровень продаж даже при наличии большого числа прямых конкурентов. Вот какие выгоды получает фирма, выбравшая эту стратегию:

Однако чтобы получить эти выгоды, придется больше ресурсов вложить в производство. Неоднородные товары требуют больше разнопланового сырья в небольших партиях, дополнительного оборудования. Кроме затрат на изготовление, вырастут и затраты на продвижение. Ведь появляется необходимость донести особенности новинки до отдельной, часто небольшой группы потребителей.

Еще одним недостатком дифференциации является усиление конкуренции внутри ассортимента одной компании. Например, если фирма производит два вида шампуней – для жирных и для нормальных волос, один вид будет продаваться более активно, чем другой. Но компании будет необходимо подтянуть продажи отстающего товара и делать это придется в ущерб лидеру.

Виды дифференциации

Существует две разновидности дифференциации – вертикальная и горизонтальная. При вертикальной компания анализирует целевую аудиторию, вычленяет одну потребность клиентов и создает несколько разных продуктов для удовлетворения потребности. Если выбрана стратегия горизонтальной дифференциации, то также необходимо изучить потребителей и разделить их на сегменты. Если клиенты относятся к разным сегментам ЦА, у них могут быть разные потребности. Важно закрыть их все. Поэтому следует продавать разные продукты: каждый продукт нужно ориентировать под запросы «своего» сегмента потребителей.

Вот как на практике выглядит комбинация вертикального и горизонтального разделения в ассортименте автосалона:

Возможно комбинировать обе разновидности в рамках одного ассортимента. Так в примере с автосалоном может одновременно использоваться и вертикальная, и горизонтальная дифференциация, чтобы каждый покупатель мог подобрать то, что ему понравится.

Как дифференцировать продукт

Чтобы выделить товар или услугу среди аналогов, необходимо соблюсти три условия:

Если три условия выполнены, останется только найти свободную нишу на рынке. Однако если компания будет ориентироваться на какой-то один сегмент потребителей, ей придется перестроить и процесс привлечения клиентов. Вот что еще делается в процессе отстройки:

Традиционно дифференциация используется для позиционирования продукта. С помощью этой стратегии до клиентов доносится мысль: «наш товар или услуга могут дать вам то, чего вы не получите у других». Однако не всегда получается найти какое-то уникальное свойство, которое еще не внедрено ни одним конкурентом.

Поэтому принципы стратегии можно применять не только к характеристикам продукта. Есть еще шесть направлений.

На уровне нового продукта

Если не получается создать товар с одной оригинальной характеристикой, можно запустить в продажу что-то кардинально новое. Например, так сделали производители пива, когда создали безалкогольный напиток с разными вкусами. Новинка решала проблему большого сегмента клиентов.

Когда новый продукт появляется на рынке, он становится монополистом. Пока другие компании не создали что-то подобное, важно успеть завоевать лояльность новой доли рынка.

По цене

Отстроиться от конкурентов можно с помощью ценовой дифференциации. Самый простой вариант – снизить цену на товар в ущерб своей прибыли, но за счет более низкой стоимости сделать больший объем продаж в единицах. Однако подобный ход имеет ряд недостатков:

Чтобы избежать таких последствий, можно выбрать другую разновидность ценовой дифференциации:

Уход в нишу

Небольшим фирмам может подойти стратегия ухода в нишу, то есть концентрация на небольшом сегменте ЦА. Необходимо сегментировать всех потребителей и выбрать ту группу, у которой потребности и критерии выбора значительно отличаются от остальных пользователей. Необходимо создать идеальный продукт, который будет соответствовать специфическим требованиям.

Отличие этой стратегии от классической дифференциации по продукту заключается в том, что компания концентрируется только на одном сегменте ЦА, не производя продукцию с типовыми характеристиками.

Дополнительный сервис

Если продукт – однородный и невозможно найти свойства, с помощью которых можно выделиться, то есть шанс привлечь внимание аудитории за счет сервиса. Так можно предоставлять дополнительные услуги. Они могут продаваться отдельно, например, клиент сможет заказать предварительную визуализацию своего проекта, доставку или сборку. Но также услуги могут быть включены в стоимость или улучшены по качеству. Например, пока у всех конкурентов доставка осуществляется за три дня с момента заказа, компания может привозить продукт за сутки.

Отличие упаковки

Еще один распространенный способ выделиться среди конкурентов – упаковать продукт необычно. Например, можно создать уникальный дизайн, который выделит товар на полке магазина. При таком подходе получится завоевать лояльность тех потребителей, которые используют продукт как подарок или как часть своего имиджа.

Квалификация персонала

Последний способ дифференцироваться – продвигать свою экспертность с помощью работников фирмы. Их квалификация, опыт или навыки должны в выгодную сторону отличаться от работников остальных компаний.

Выбирая любую разновидность стратегии, необходимо помнить, что ее эффект – краткосрочный. Как только компания выпустит новинку, она станет микромонополистом, ведь будет единственным игроком на рынке с такой позицией в ассортименте. Но если на новинку будет спрос, то конкуренты начнут разрабатывать аналог и тоже введут его в продажу.

Следовательно, чтобы не потерять свою долю рынка, предпринимателю придется постоянно искать способы выделиться среди других фирм.

Источник

Зачем нужна дифференциация?

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Вы заметили, что современные дети индивидуалисты? Они менее послушны, более требовательны. Одни ребята занимаются с репетиторами и намного опережают программу, другие — и в 10 классе с трудом читают. От учителя ожидается, что он научит и тех, и других. Найдет индивидуальный подход даже в классе, который не делится на подгруппы. “Каким образом?”, — спросите вы. Попробуйте дифференциацию!

Дифференциация обучения (от лат.differentia — разница) — форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявляемые способности (Давыдов,В.В.). Западные педагоги говорят о ее влиянии на социальную адаптацию и реализацию как личности. Нам же важно, чтобы все дети в классе усвоили материал по программе.

В данной статье мы рассмотрим возможности индивидуализации обучения посредством дифференциации заданий на уроках английского языка.

Селевко Г. и Блонский П. в своих работах различают следующие индивидуально-психологические особенности, на основе которых учителя формируют группы внутри класса:

Дифференциация обучения проходит по следующим этапам :

Применение этого подхода уменьшает нагрузку на учеников и повышает их мотивацию к изучению английского языка.

Как можно адаптировать задания с учетом индивидуальных особенностей?

Комбинируйте групповую и индивидуальную работу. Некоторые дети сильно отличаются от своих одноклассников, намного опережают или отстают. Составьте для них индивидуальную программу и давайте адаптированные задания, так ученики достигнут наилучших результатов!

Дифференцированный подход при подборе заданий дает большую маневренность, дети получат необходимый минимум плюс то, что они смогут взять от урока на основании своих индивидуальных особенностей.

Источник

Что такое дифференциация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Очередным термином для разбора у нас сегодня будет слово «дифференциация», которое входит в группу общеупотребительных понятий, применяется во многих областях, а поэтому имеет много оттенков значения.

Ввиду его широкого применения встает вопрос о корректности использования этого слова в том или ином контексте. Ведь искажение смысла приведет к неправильной трактовке.

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Поэтому, если вы желаете получить полное представление о дифференциации в разных сферах (в экономике, социальной сфере, психологии или даже по отношению к научным дисциплинам), то не побрезгуйте ознакомиться с настоящей публикацией хотя бы вскользь по диагонали.

Значение слова «дифференциация»

Это понятие происходит от латинского «differentia», что в переводе на русский язык значит «разность», «разница», «различие». По смыслу оно противоположно термину «интеграция».

В общем смысле дифференциация может иметь 2 значения. Это:
1. Разделение, разбивка целого на части, ступени, этапы либо выделение фрагмента из цельного объекта. При этом элементы разделяются по каким-то общим признакам.
2. Образование или усиление отличий между отдельными элементами.

Например, все человечество можно дифференцировать:

А вот пример из другой сферы. В латинице или кириллице все буквы можно разделить на гласные и согласные, согласные, в свою очередь, на мягкие и твердые, а звуки — на звонкие и глухие.

Дифференциация звуков

Но не только. Существуют некоторые звуки, которые могут разделяться на пары по признакам, основанным на особенностях произношения. Вот какие пары есть в русском языке:

На практике концентрация на звуковой дифференциации используется, например, в работе того же логопеда при исправлении соответствующих дефектов речи.

Дифференциация в экономике

В каждом аспекте экономики есть свои нюансы разделения тех или иных элементов. Скажем, для достижения конкретных целей дифференцировать можно продукты, услуги, сервисы и т.д.

В общем случае экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку.

Как в глобальном масштабе, так и в пределах отдельной страны экономическое разделение может быть либо в конкретной отрасли, либо в пределах определенной территории, что определяется особенностями развития конкретного государства в целом и его экономики.

В мире, например, мы упоминаем некоторые азиатские государства (Японию, Корею, Китай) как центры производства электронных и высокотехнологичных изделий, регион Ближнего Востока ассоциируются с добычей нефти, а некоторые страны Южной Америки — с производством кофе.

В крупных государствах часто наблюдается похожая картина. В этом смысле ярчайшим примером может служить огромная территория Российской Федерации, где основными областями развития сельского хозяйства являются Краснодарский край, Поволжье и Центральное Черноземье; нефть
поставляется большей частью из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, а также Татарстана; ну а Якутия является признанным лидером по добыче полезных ископаемых, включая алмазы.

При этом существуют основополагающие объективные и субъективные факторы, на основании которых формируется сценарий развития экономики того или иного региона.

К объективным факторам, на которые нельзя повлиять при формировании межрегионального дифференцирования, относятся следующие:

В плане воздействия на дифференциацию с целью повышения эффективности экономики гораздо больший практический интерес представляют субъективные факторы. Вот некоторые из них:

Социальная дифференциация

Это не что иное как разделение общества на группы (слои), занимающие различное положение. В зависимости от того, на какой ступени развития находится общество и в какой плоскости происходит расслоение, отличия между слоями могут определяться по разным признакам.

Существует три основных аспекта социальной дифференциации:

Помните незабвенный кино-шедевр Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», в котором была описано разделение общества на планете Плюк?

Там это отражалось в виде цветовой дифференциации штанов, суть которой заключалась в том, что представители разных социальных групп (по сути — каст) носили портки разного цвета (голубые — элита, включая правителей, обладавшая наивысшим капиталом и привилегиями, малиновые — состоятельные жители с чуть меньшим богатством и т.д.). По-моему, этот яркий пример социального разделения сразу по нескольким направлениям.

Что означает дифференцированный подход в обучении

Это реализация педагогами задач по обучению с разделением на группы людей, включая детей школьного возраста, на основе их умений, природного таланта, состояния здоровья и других факторов. В итоге такой подход позволяет добиться максимально эффективного результата.

Различают внешний и внутренний уровень педагогической дифференциации:

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

Надобно немного пояснить схему на примере обучения детей:

Внешняя дифференциация включает разделение учебных заведений для учащихся с различным уровнем развития. Лицеи и гимназии предназначены для особенно одаренных детей, а вот коррекционные школы — для тех, кому по той или иной причине трудно дается учеба в стандартном варианте. При этом в обычных школах наряду с профильными создаются классы педагогической поддержки с возможностью углубленного изучения того или иного предмета.

Внутренняя дифференциация предусматривает разделения групп (классов), набор которых осуществлялся без учета индивидуальных характеристик, на подгруппы с учетом психических особенностей детей, их уровня восприимчивости к обучению и иных важных факторов. Здесь в ряду других активно используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Что можно дифференцировать в науке

Как всем известно, наука является двигателем прогресса, поэтому трудно переоценить значение научной дифференциации, которая заключается в узкой специализации дисциплин, что позволяет исследовать события и явления более углубленно.

На практике такой процесс выглядит следующим образом: в ходе накопления новых данных из базовой науки вычленяется новое направление, которое бурно развивается. Происходит сбор информации уже в более узкой области, после чего эта вновь созданная дисциплина рождает еще несколько ответвлений. Такая цепочка может расти постоянно добавляя все новые звенья.

Простой пример: из такой науки как биология были дифференцированы несколько направлений, включая ботанику и зоологию, изучающих соответственно растительный и животный мир, а далее развитие каждого из них спровоцировало появление еще целой массы научных подразделов, изучающих, к примеру, отдельно различные виды животных и растений:

Для чего нужна дифференциация. Смотреть фото Для чего нужна дифференциация. Смотреть картинку Для чего нужна дифференциация. Картинка про Для чего нужна дифференциация. Фото Для чего нужна дифференциация

На предоставленной выше схеме приведены только две научные дисциплины второго уровня, дифференцированные из биологии, и несколько ответвлений третьего уровня. На самом деле их гораздо больше, и по мере развития биологических наук их количество вполне может расти.

Безусловно, дифференциация в разумных дозах приносит ощутимую пользу. Но бесконечное и бесконтрольное создание узко-специализированных научных дисциплин является крайностью, которая при достижении определенного предела в один прекрасный момент начнет воспрепятствовать систематическому и гармоничному восприятию картины мира.

Подобные тенденции всегда вызывали беспокойство у ученых и передовых деятелей, которые в целях восстановления гармонии время от времени прибегают к обратному процессу, коим является интеграция (ссылка на материал об этом понятии вы найдете в начале статьи), позволяющая объединять при необходимости научные дисциплины по тем или иным критериям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *