Для чего нужна единая форма в танцевальном коллективе
Правила этикета для танцоров и хореографов
В танце, как в явлении социальном, существует свой этикет. В разные эпохи в разных странах были свои правила поведения для исполнителей, педагогов и зрителей. Не смотря на временные и территориальные различия, в наши дни сформировался ряд правил, пренебрежение которыми является дурным тоном.
Исходя из опыта педагогов-хореографов многих детских коллективов России, можно сделать вывод, что большинство родителей, приводящих своих детей в хореографический коллектив, не имеют представления о правилах танцевального этикета. Соблюдение этих правил в коллективе говорит о высоком уровне педагога-хореографа. К сожалению, информацию по танцевальному этикету очень трудно найти. В основном эти правила передаются от педагога к педагогу.
При выборе детского танцевального коллектива для своего ребенка, каждый родитель должен узнать общие правила танцевального этикета. Соблюдение этих правил в коллективе говорит о высоком уровне педагога-хореографа. Танцевальный этикет прививает дисциплину, учит нравственности и эстетике. В помощь всем педагогам, танцорам и любителям этого вида искусств ниже перечислены основные важные правила хореографического этикета.
Общие правила
Общие требования к внешнему виду на урок хореографии
Нижнее белье не должно быть видно (должно быть белого или телесного цвета).
Запрещены любые аксессуары (часы, сережки, кольца, цепочки, браслеты и т.д.).
В каждом коллективе есть свои требования к внешнему виду. Выше перечисленные требования самые распространенные.
*Выбор танцевальной обуви зависит от направления хореографии, уточняется у педагога-хореографа.
Правила этикета на сцене
Эти правила помогают не нарушать восприятие зрителем представления. На репетициях эти правила действуют также, чтобы руководитель репетиции мог контролировать и выстраивать весь процесс.
Для чего нужна единая форма в танцевальном коллективе
Устав коллектива. Все нюансы.
Очень часто приходиться слышать от хореографов о недовольстве родителей по тем или иным вопросам. То костюмы они не хотят возвращать, потому, что шили их на свои деньги, то возмущаются тем, что ребенок не участвует в концерте, а сами при этом на занятиях не появлялись месяц. И многое другое.
Некоторые родители рассуждают так: «Мы платим деньги и ходить на занятия будем, когда хотим» и вообще чувствуют свое превосходство по отношению к педагогу-хореографу.
Стоит еще заметить, что многое здесь зависит от позиции администрации. Если администрация «облизывает» каждого родителя и ребенка вместе с ним, то тут дело плохо. Тогда не только родители, но и дети начинают «качать» права.
Если же администрация понимает, что хореография элитное искусство, поддерживает педагога и «заслоняет» собой от нерадивых и, порой, скандальных родителей, тогда можно сказать Вам повезло.
Только таких администраций, как показывает практика, к сожалению, очень мало. Что остается нам хореографам? Защищать свои права и права коллектива самостоятельно! Каким образом?
Вот здесь Вам просто необходим Устав коллектива. Устав – это своеобразный свод законов и правил, где вы прописываете все моменты и все свои требования.
Давайте разберем, что именно может быть в Вашем уставе.
• Ваши условия касательно спонсорской помощи родителей
• Сроки внесения оплаты за обучение
• Все, что касается костюмов (пошива, хранения, условия при потере костюма, а так же, что будет с костюмом, при уходе ребенка из коллектива)
• Внешний вид на занятиях и во время концертов (форма, прическа, обувь)
• Поездки на фестивали, конкурсы (все, что касается финансирования и сопровождения детей)
• Условия участия в концертах
• Дополнительные репетиции, концерты (оплата, посещение и т.д.)
• Посещение занятий (причины пропусков и т.д.)
В общем, расписать в Уставе нужно ВСЕ. Чтобы застраховать себя от недобросовестных родителей, оградить от излишних споров, скандалов и разных неприятных моментов.
Когда родители приходят на первое родительское собрание. Вы зачитываете им Устав Вашего коллектива. Каждый родитель должен поставить под ним свою подпись. Если кого-то что-то не устраивает, пусть ищут себе другой коллектив. И никак иначе!
Так Вы, во-первых, сразу ставите СВОИ условия, а родители либо соглашаются, либо нет. Вы сразу ставите себя в более выгодную позицию. Вы ставите условия – родители подчиняются, а не наоборот. Как известно, всем не угодишь!
А во-вторых, Вы ограждаете себя от неприятностей, которые могут возникнуть потом. Когда выясняется, что кого-то что-то не устраивает. Или кто-то, что-то не знал. В этой ситуации Вы просто показываете Устав с подписью родителя. И спор исчерпан!
Кто подписал Устав, значит, готов принять ВАШИ правила игры, кто не подписал, не стоит расстраиваться, значит это «не Ваши» дети и родители.
К чему я это говорю. А к тому, что очень часто, т.к. занятия в основном платные и зарплата зачастую зависит от количества человек, занимающихся в коллективе, хореографы наступают на одни и те же грабли. Берут в коллектив, как можно больше детей. Стараются угодить родителям, чтоб только ходили на занятия. Тем самым загоняя себя в угол. Понятно, что нужно жить и кормить семью, НО здоровье-то дороже.
Потом когда к тебе по очереди начинают бегать чем-то недовольные родители это напрягает. Да и, по честному сказать, недовольные все равно потом уходят. Так какой смысл в самом начале тратить на них время и силы?
Вот поэтому и нужен Устав. Родители уже знают, что им от Вас ждать. И для них не станет неприятной неожиданностью, в середине года, то, что оказывается они сами должны оплачивать пошив костюмов, а потом не смогут забрать их, а должны будут оставить в коллективе (хотя, честно говоря, я никогда не понимала, зачем родителям эти костюмы в одном экземпляре. Куда они с ними?) Но это уже нюансы.
Устав в самом начале регулирует Ваши отношения с родителями и их детьми. Поэтому очень рекомендую Вам составить Устав своего коллектива, если у Вас его еще нет.
Как пример, предлагаю три разных устава. На их основе можно составить свой.
Для чего нужна единая форма в танцевальном коллективе
7 шагов к успеху вашего коллектива
Я думаю, что фактически каждый хореограф, создавая свой собственный коллектив, хочет добиться успеха на этом поприще.
Для каждого слово успех имеет разное значение. Для одних это победы на конкурсах, для других популярность в родном городе, для третьих мировая известность.
Но почему-то у одних, получается, добиться успеха, а у других нет. В чем же секрет успеха? И что нужно для того, чтобы все получилось?
Давайте попробуем разобраться.
Для начала спросите себя, а что значит успех для вас? Вы должны твердо это знать. Сформулировали? Замечательно! Теперь вы знаете, в каком направлении нужно двигаться!
Я расскажу вам о 7 шагах к успеху. Это лишь примерный список. У кого-то шагов может быть больше, у кого-то меньше. Все зависит от вашей конкретной цели.
1. Цель (план)
Да, прежде чем приступить к любому делу, нужно наметить цель. Что вы хотите получить в итоге? К чему стремитесь?
Лучше всего взять лист бумаги и четко прописать свою цель, а не держать ее в голове. Если цель большая, разделите ее на маленькие подцели и тогда вам будет проще двигаться вперед. Где-то, когда-то я читала о том, что если цель или желание не написано на бумаге, то Вселенная его не услышит 🙂
Цель – это очень важный момент в достижении успеха. Не зря я написала ее под номером один! Многие пропускают этот пункт, считая это дело бесполезной тратой времени. Но поверьте, если вы возьмете ручку и бумагу, начнете думать о своей цели, то столкнетесь с множеством вопросов и сомнений, чего же вы хотите на самом деле.
Не решив эти вопросы на 1 этапе, вы врят ли сможете достичь своей цели. Почему? А потому что вы сами не знаете куда двигаться.
Представьте такую ситуацию, вы выходите из дома с определенной целью, например, дойти до магазина и купить продуктов. Вы идете и делаете это. А теперь представьте, что вы выходите из дома без цели. И что? Куда идти? Что делать дальше? Вопрос!
Именно в этом разница, когда у человека есть четкая цель, он идет и делает! Когда у человека цели нет, то у него никогда ничего не получится, он не знает, что он хочет.
Что ж, с этим, я думаю, разобрались. Идем дальше.
2. Репертуар
Т.к. речь мы ведем, в первую очередь, про творческий коллектив и о том, как добиться успеха в этой сфере, то, конечно, для хореографического коллектива важной составляющей будет, непосредственно сама работа коллектива и его репертуар.
Красивые, яркие, необычные, профессиональные номера, несомненно, будут способствовать успеху вашего коллектива. Поэтому вы, как руководитель должны постоянно развиваться профессионально – посещать семинары, мастер-классы, тренинги, общаться с коллегами, чтобы перенимать их опыт. Все это способствует вашему профессиональному росту, а значит и росту ваших учеников.
Нельзя вариться в собственном соку и замыкаться в скорлупе своего коллектива, не видя и не слыша, что происходит вокруг, это не даст вам ни малейшего шанса на успех.
3. Костюмы
Когда я была студенткой, то не раз слышала, что костюм – это 50% успеха номера! Как-то засела эта мысль в моей голове. Не могу с ней не согласиться. Костюм — это важно. Это ваше лицо. Это то, что зритель видит и оценивает в первые секунды выхода на сцену. Костюм помогает захватить внимание. Костюм может украсить, а может испортить номер. Костюм может стать вашей визитной карточкой. Именно костюм может способствовать тому, что ваш коллектив запомнят.
Хороший костюм это дорого! Но оно того стоит! Это маленький кирпичик к вашему успеху и успеху вашего коллектива. Не забывайте это.
4. Поддержка (окружение)
Ну, вот, закончилась, так сказать, техническая часть и, начиная с этого пункта, начну говорить о вещах многим не знакомых.
Почему четвертым пунктом я поставила такую, казалось бы, не относящуюся к делу вещь, как окружение? Возможно, вы будете удивлены, но поддержка и окружение это очень важные составляющие успеха.
Согласитесь, если родные, близкие и друзья вас не поддерживают, или более того, постоянно говорят вам, что у вас ничего не получится, что все, чем вы занимаетесь –ерунда, бред, бесполезная трата времени, врят ли это прибавит вам энтузиазма.
И, напротив, когда у вас есть постоянная группа поддержки, готовая помочь в любую минуту советом, делом, да, просто сказать, что вы молодец, то и дело спорится, у вас вырастают крылья от одной мысли, что в вас кто-то верит.
Люди, ориентированные на подавление ваших творческих способностей тянут вас вниз, общаясь с ними, вы никогда не сможете добиться успеха, потому, что неосознанно будете опускаться до их уровня и впитывать в себя их негатив и, возможно, зависть, от такого окружения нужно держаться на расстоянии и, по возможности, ограничить общение, свести его к минимуму.
Вверх, к успеху, вас приведут те, у кого можно чему-то научиться, кто не останавливается на достигнутом, с кем вы на одной волне. В таких людях черпаешь вдохновение, заряжаешься их энергией и, восхищаясь их профессионализмом, хочешь быть не хуже. Это очень мощная мотивация для роста!
Недавно анализировала этот пункт и пришла к выводу, что в хореографии очень много успешных творческих пар. Когда муж и жена занимаются одним делом. За примерами далеко ходить не надо – балет «Экситон», музыкальный театр «Браво», шоу-балет «Маридэнс», хореографический ансамбль «Алиса».
Я думаю, и вы знаете не мало, таких примеров. И это не только в хореографии, так происходит везде, во всех сферах.
Так уж человек устроен, ему нужен надежный тыл и поддержка, а если этим тылом является близкий человек, то это вдвойне приятно. Это очень важный пункт.
Если вы до сих пор не добились успеха, хотя считаете, что делаете для этого все, посмотрите на ваше окружение. И возможно, многое поймете.
5. Сайт, группа
Часто приходиться слышать от руководителей: «А зачем нам сайт? У нас есть группа в Контакте».
Группа, конечно, хорошо, от нее большая польза. Это очень хороший инструмент для работы. Если у вас нет группы в Контакте или любой другой соц.сети обязательно создайте такую группу.
Это сделает вас ближе к вашим детям (ученикам), которые большую часть времени проводят в Интернет, да и времени сэкономите массу, если приучите детей и их родителей регулярно заходить в группу и просматривать новости – изменения в расписании, организационные вопросы, объявления и пр. Группа может быть отличной площадкой для общения всех участников вашего коллектива.
Но, на мой взгляд, группа больше подходит именно для внутреннего общения участников коллектива и их родителей. Она создается для тех, кто уже занимается в вашем коллективе, кто уже знает про вас. Это хорошо, но у нас не много другая задача. Это привлечение в коллектив новых людей.
И эту задачу, как раз, выполняет сайт коллектива. Он нужен для того, чтобы заявить на все Интернет пространство, что вы есть, что такой коллектив, как ваш существует.
Представьте, родители хотят отдать своего ребенка на хореографию, где они в первую очередь станут искать информацию, если совершенно не в курсе какие коллективы существуют в городе? Правильно! Залезут в Интернет!
Если у вашего коллектива нет сайта, то для такого пользователя, ищущего, куда же, пристроить свое чадо, вашего коллектива просто НЕ существует. Потому что, поисковые системы Яндекс и Гугл, просто не покажут в выдаче поиска ваш коллектив, потому что сайта нет. А значит интернет пользователь про ваш коллектив НЕ узнает. Понимаете?
Да, могут быть обрывки информации о вашем коллективе, на каких-то сторонних, городских сайтах, в выдаче может появиться ваша группа, но такая не полная информация врят ли кого-то заинтересует. А собирать инфу о вашем коллективе из разных источников будет не каждый. Скажем честно, единицы. Потому что люди очень ценят свое личное время, им подай все на блюдечке.
Вот вам и пища для размышлений. Нужен ли вам сайт? Если задумались, вернитесь к шагу №1 и посмотрите на вашу цель. Решение придет само.
6. PR, бренд, маркетинг
Согласитесь, коллектив не может стать успешным, если о нем не говорят, если о нем не знают. Пусть у вашего коллектива гениальные постановки, шикарные костюмы, но при этом вы не выступаете нигде, кроме вашего ДК или школы. Как вы думаете, добьетесь вы успеха?
Знаю позицию многих хореографов, – «пусть сами придут, позовут, напишут о нас, а мы так и быть согласимся». Есть в этом какая-то не понятная гордыня что ли.
Запомните, раз и навсегда, никто не придет и не позовет, пока вы сами о себе не заявите. Можно всю жизнь просидеть в уголке, жалея себя – «Я такой гениальный хореограф, а меня никуда не приглашают!»
Пришла пора учиться себя продавать! Да! Вы не ослышались! Насколько красиво и убедительно вы это сделаете, настолько успешным будет ваш коллектив и вы сами.
У вашего коллектива должно быть лицо: сайт, логотип, слоган, возможно одинаковая форма или другие отличительные знаки, о вас должны писать в газетах, показывать по телевидению. Создавайте информационные поводы! Куда вы ездили, где выступали, рассказывайте о себе и вашем коллективе. Сейчас для этого есть все инструменты, как минимум ваша группа в контакте и сайт. Рассказывайте обо всем, что связано с вашим коллективом! И тогда у вас появятся поклонники, новые ученики и почитатели вашего таланта.
Открою вам маленький секрет. Часто дети приходят в коллектив не только научиться танцевать, а за общением, за атмосферой, которая создана в коллективе, а еще дети идут «на педагога». Поэтому не забывайте и про свой имидж тоже.
Шаг №6 – огромное поле для деятельности! Проявляйте свою фантазию и креатив!
7. Реклама
Последний в моем списке, но один из самых важных и сложных шагов – реклама. Существует миф, что на рекламу нужно очень много денег. Однако это не повод, чтобы не заниматься ей совсем.
Самое простое афиши, приглашения, буклеты, визитки. Сейчас это стоит не таких уж огромных денег, как может показаться на первый взгляд. На биржах фрилансеров можно найти любого специалиста, который сделает вам любую работу за не большие деньги. Дизайнера там точно можно найти!
Сувенирная продукция с логотипом или названием вашего коллектива – это и реклама, и маркетинг в одном флаконе. Диски с концертами вашего коллектива, тоже отличная реклама.
Реклама через Интернет – это очень хороший инструмент! Многие его отвергают, потому, что нет понимания, как это работает и как это использовать в своей работе. Контекстная реклама, таргетинговая реклама в Контакте могут привести вам массу новых клиентов. Нужно просто изучить, разобраться во всем этом, как грамотно такую рекламу размещать, чтобы не потратить кучу денег впустую. Станьте первыми и отбоя от клиентов не будет.
В общем, рекламой заниматься нужно. Это очень важный шаг к успеху вашего коллектива!
Мне очень интересна тема успеха и продвижения себя и своего коллектива. Я прочитала массу литературы на эту тему и продолжаю изучать этот вопрос.
Есть у меня такая мечта-идея, объединить вместе людей, амбициозных, креативных, целеустремленных и создать так называемую «Команду успеха», где всегда можно получить совет, поддержку, поделиться результатами.
Ведь, как мы выяснили окружение людей, объединенных одной идеей и одной целью очень важно для успеха. Людей которые понимают, что в современном мире условия игры поменялись и если хочешь добиться чего-то, то мало просто уметь танцевать и ставить номера, мало быть просто хорошим педагогом. Нужно вести очень тщательную работу по всем вышеперечисленным направлениям.
Очень хотелось бы видеть результаты этих людей. Возможно в ближайшем будущем я начну ее осуществление. Так, что молодые душой, амбициозные, активные, если вам это интересно, напишите об этом в комментариях ниже.
Что ж, вот 7 шагов к успеху вашего коллектива. Создавайте, ищите, фантазируйте и будьте успешны!
Статья о Сценическом костюме как средство оформления танца
«Сценический костюм как средство оформления танца»
Сценическим костюмом называют любую одежду артистов – актеров, певцов, музыкантов, танцоров, которая используется ими для выступлений на сцене. Строго говоря, понятие «костюм» более яркое и емкое, чем понятие «одежда». Основная функция современного сценического костюма – знаковая. Этот термин обычно используется только для той одежды, которая специально изготавливается для конкретного конкурсанта/коллектива и концертного номера и является важным элементом для создания целостного и выразительного сценического художественного образа произведения.
В хореографическом коллективе «ТАЛАНТиЯ» мы уделяем костюму такое же внимание, как танцу и музыке. Это все компоненты, которые только в единстве и могут составить то, что называется искусством танца. Костюмы к концертным номерам нашего коллектива отличаются яркостью, со вкусом подобранной цветовой гаммой, оригинальностью фасонов, отделкой ручной работы.
Создавая костюм к поставленному танцу, хореограф выбирает его цветовую гамму. Ведь если костюмы исполнителей будут монотонными, серыми, то они погубят любой, самый замысловатый рисунок танца. Надо помнить, что в состав танцевального костюма так же входят и аксессуары: платки, цветы, головные уборы, банты, обувь. Каждая принадлежность костюма не может быть просто украшением или дополнением. Все работает на образ – таков закон сцены.
В репертуаре Хореографического детмкого танца «ТАЛАНТиЯ» преобладает народный танец. А именно для народного танца обязательным условием является единство содержания, характера движения, музыки и костюма исполнителей. Костюмы к детским танцам разных народов надо выполнять, обязательно руководствуясь этнографическим материалом, умело внося изменения в костюмы взрослых, соответственно возрасту юных исполнителей. Результатом должен стать не только красивый и легкий, но и удобный в движении костюм, не стесняющий любые па танца (вращения, прыжки, взмахи рук, ног и т.д.) Костюм для народного танца должен быть театрализован, оставаясь в то же время народным. Театральный костюм подчиняется определенным сценическим требованиям (свет, расстояние, расположение исполнителей на сцене и т.д.) Его нельзя перегружать мелкими деталями, т.к. они не будут видны зрителю; нельзя использовать ткани блеклого цвета: полутона на сцене сливаются, создают одинаковый колорит. Особое внимание надо обращать на сочетание цвета тканей для костюмов (учитывая рисунок массового танца) или гармонию расцветки костюма (сольные, парные танцы).
Роль сценического костюма в хореографии более значима по сравнению с костюмами других видов исполнительского искусства. Танец не несет словесную информацию, эту функцию берет на себя зрелищность. Члены жюри на конкурсах и зрители в зале при оценке мастерства танцоров невольно отмечают, насколько их костюмы соответствуют хореографии, замыслу композиции, индивидуальным особенностям исполнителей. «Неосторожное» отношение к сценическому костюму для танцев снижает зрелищность и художественное качество хореографической постановки.
Я как руководитель в детском танцевальном коллективе, уделяю костюму особое внимание, мы проводим занятия по изучению истории костюма, его народных корней, технологии его создания. Например, готовя оформление танцевального номера в коллективе танца «ТАЛАНТиЯ», мы обязательно привлекаем к этому и самих юных исполнителей. Костюмы в большинстве случаев шьем сами, а потом кропотливо работаем над их декором в народном или классическом стиле. Самостоятельно готовим и необходимый реквизит – предметы, с которыми будет исполняться данный танец.
Очень приятно, когда жюри хореографических конкурсов различного уровня, да и зрители на всех выступлениях нашего коллектива отмечают красоту, стиль и прекрасный дизайн костюмов любого танца «ТАЛАНТиЯ».
С первых дней занятий в коллективе у юных танцоров к костюмам должно воспитываться особое отношение. Право одеть концертные костюмы нужно заслужить и заработать! И, конечно, нужно очень бережно относиться к ним, помня, что костюмы перейдут потом к младшим участникам коллектива.
КАК СПЛОТИТЬ КОЛЛЕКТИВ И СДЕЛАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ.
Из опыта работы Коваленко В.П.,
руководителя коллектива «Непоседы».
Хореографическая студия «Непоседы» образовалась в 1997 году в МБОУ СОШ №3 г. Радужный, ХМАО-Югра, по сути, это был просто танцевальный кружок, отбор среди детей не проводился. При создании студии основной целью было воспитание и развитие физических, музыкальных, творческих способностей учащихся средствами хореографии.
Когда я только начинала свою работу в коллективе 17 лет назад, я не знала всех «подводных камней» в работе с детским коллективом. В поиске педагогических приемов по улучшению работоспособности участников на занятиях и выступлениях, я выработала некоторые правила в работе, чтобы, как говорится, иметь максимальный успех при минимальном раскладе. Расскажу о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы, как я их решала и к каким выводам пришла.
Работа с родителями. Работа с родителями не менее важна, чем работа с детьми, ведь родители «стоят за спиной ребенка», это единственная и самая главная инстанция, куда вы будет обращаться, если с ребенком возникнут проблемы. Речь не идет о родителях, которые спят и видят своих детей великими танцовщиками. Что делать, если сами родители являются проблемными? Ведь бывает так, что ребенок посещает занятия без пропусков, старается изо всех сил, у него есть результаты, а родители не хотят это видеть, на концерты к ребенку не ходят, игнорируют мои просьбы о подготовке ребенка к концерту, телефонные звонки и вообще всячески подчеркивают, что «танцульки эти ваши мне поперек горла, лучше бы ребенок за уроками больше сидел», потому что хореография относится к дополнительному образованию, а не к общему. Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей, но это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — огромная ошибка со стороны родителей.. Детям необходимо, чтобы в них верили родители, тогда их вера в себя и самооценка будут неуклонно расти. Тут нет единого плана действий, если у руководителя, педагога хватает сил и терпения не бросать попыток достучаться до таких родителей, то пытаться стоит, ради ребенка, чтобы потом не было безумно жаль, когда родители заберут ребенка из коллектива, чтобы он «зря не тратил время», особенно, если ребенок талантлив.…
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка — третье? Чтобы такого не случалось, правила должны быть обязательно согласованы взрослыми между собой, прежде всего. В первую очередь, нужно договориться с родителями, постараться убедить их в ценности и полезности хореографии, чтобы и родители и педагог говорили и требовали от ребенка одно и то же, а так же чтобы родители стали активными участниками этой стороны жизни ребенка, сторонниками и единомышленниками. Отсюда правило—всегда быть в контакте с родителями, знать семейную ситуацию, кто чем живет и «чем дышит», специфику семьи, так сказать.
Неформальные лидеры. Следующее правило: направлять энергию неформальных лидеров в нужное русло, чтобы они своими конфликтами за главенство не разбили коллектив на несколько группировок. Стоит довести до сведения детей, кто главный лидер в коллективе—это руководитель, а дети являются единомышленниками и помощниками в делах и все вместе являются «винтиками в единой машине» и если какой-то винтик сломался—машина не будет хорошо работать. Следует поручить неформальным лидерам разные виды деятельности в помощь педагогу-руководителю. Тогда энергия таких детей будет перенаправлена в нужное русло, потому что зачастую неформалы пытаются подчинить себе и самого главного—руководителя, вплоть до того, что из любопытства «а что будет?» попытаться уронить его авторитет. У меня была девочка, которая являлась таким неформальным лидером, она была красивой, из обеспеченной семьи, образованной и талантливой в смысле хореографии, дети просто смотрели ей в рот. Беда была в том, что у нее такой характер: она была человеком настроения: если есть настроение, то будет работать в поте лица, если нет, то сама не будет работать на занятии и другим не даст, а если попытаешься ее урезонить, то вступит в открытую конфронтацию с педагогом. Более того, с ее стороны были угрозы относительно других детей, которых она невзлюбила, и эти дети намеревались покинуть коллектив из-за нее, так как не могли выносить издевательских реплик с ее стороны. Приходилось проводить собрания среди детей и обозначать проблемы дисциплины на уроке, отношений между членами коллектива, проводить индивидуальные беседы, звонить родителям, короче, воспитывать. Это не школа, где ребенок обязан посещать занятия (да и школу можно поменять!), это дополнительное образование, которое ребенок может бросить в любой момент и не отчитываться почему! Группа чуть не развалилась из-за плохого микроклимата, усилия были потрачены немалые, чтобы все привести в порядок. Я сделала вывод, что неформальный лидер может изнутри разрушать устои и правила организации и вносить негатив в социально-психологический климат. Этот опыт многое мне дал, и честно сказать, я пришла к выводу, что иногда стоит поставить на чашу весов: коллектив или один человек, разрушающий этот коллектив. Мне повезло и общими усилиями мы смогли убедить героиню этого рассказа изменить свою точку зрения на отношения среди участников коллектива, а могло все сложиться по-другому, и я рада, что не пришлось идти на крайние меры—просить родителей забрать ребенка из коллектива. Сдружить абсолютно разных людей, направить их мысли в одном направлении—задачка еще та, особенно когда встречаются 2-3 ребенка с лидерскими позициями в одной группе, на это требуется время, главное—чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным, какую бы позицию в группе он не занимал. В хореографии это просто, ведь танцы—это честный труд, все на виду: либо ты умеешь делать это, либо не умеешь! Если не умеешь—поможем, научим, подскажем, если умеешь—молодец! Я завела традицию в коллективе сопровождать аплодисментами каждый получившийся танцевальный элемент, хвалить, чтобы любой ребенок мог ощутить искреннюю поддержку в коллективе и общую радость за него. Было так, что у ребенка целых 2 года что-то не получалось, и когда, наконец-то, он достиг результата—это был просто фейерверк аплодисментов и улыбок. Главное – это не то, из какой семьи ребенок, худенький он или упитанный не в меру, какой национальности, кто его родители и т.д., а главное – умеет ли он танцевать, и это единственное, что важно, потому что мы—одно дело.
В такие моменты как раз может пригодиться помощь неформальных лидеров: организовать досуг, придумать игры, позаботиться об игровом инвентаре.
Устав и Бально-рейтинговая условная система оценивания .
Бич любого детского коллектива в бесплатном дополнительном образовании – это опоздания и пропуски, которые зачастую оправдывают дети так: «Не пустила мама из-за плохих оценок в школе, сказала, что пока не исправлю—никуда ходить не буду!». Много пропусков из-за болезней, актированных дней (на Севере живем!), по неорганизованности. Чтобы как-то попытаться решить проблему, в качестве эксперимента я разработала Устав хореографического коллектива, который имеет целью сплотить участников, на основе демократических отношений, стимулировать учеников сознательнее относиться к учебе и танцам, стремиться к самосовершенствованию, реализовывать свой творческий потенциал в более широком спектре деятельности.
Общим собранием всех участников был принят Устав хореографического коллектива «Непоседы» с Положением о внутреннем конкурсе среди участников. Название конкурса: «Звезда, Звёздочка, Искра».
В Положении определены основные пункты условной Бально-рейтинговой системы оценивания, которая отражает вклад участника коллектива (физический, психо-эмоциональный) в свое личное образование как танцовщика, его активность в жизнедеятельности коллектива, дисциплину, личные успехи. Данная система позволяет учащемуся самостоятельно отслеживать результаты своей работы в повседневных занятиях и концертной деятельности, лучше анализировать недостатки в работе, намечать пути самообразования, побуждает его лучше учиться в общеобразовательной школе. С появлением Устава и Бально-рейтинговой системы оценивания (БРСО) учащиеся стали гораздо ответственнее относиться к посещению занятий и обучению, стали более активны в школьной учебе и хореографической деятельности, конкуренция внутри коллектива возросла, что способствовало лучшей успеваемости на занятиях и выступлениях любого уровня, потому что каждый ребенок сразу же на месте видит результаты своих усилий.
Устав хореографического коллектива «Непоседы».
1. Хореографический коллектив «Непоседы» школы №3 образован с целью обучения хореографии учащихся школы № 3, а также для демонстрации успехов в обучении на сценах школы и города, принятия участия в различных мероприятиях.
2. Получить дополнительное образование в хореографической студии школы №3 имеют право все дети школы №3 без исключения, на основании только собственного желания. Для получения хореографического образования в студии необходимо посещать занятия без пропусков, иметь соответствующую одежду, прическу, обувь. Каждый учащийся студии имеет право участвовать во всех мероприятиях в составе коллектива «Непоседы», а также самостоятельно принимать участие в любых школьных мероприятиях, не относящихся к деятельности хореографического коллектива, и показывать свои умения, приобретенные в студии, если учащийся не нарушает при этом репетиционный и концертный график. Руководитель коллектива оставляет за собой право выбора учащихся для участия в мероприятии, предусмотренном в плане работы коллектива, исходя из техничности учащихся.
3. Все участники коллектива «Непоседы» обязаны поддерживать миролюбивое отношение друг к другу, проявлять толерантность, взаимоуважение, взаимопомощь, поддерживать положительный микроклимат в коллективе, и в хореографической деятельности не должны ставить интересы коллектива ниже своих собственных интересов.
4.Все учащиеся должны оказывать посильную помощь в организации и подготовке к выступлениям, бережно относится к школьному имуществу (костюмам и аксессуарам, оформлению сцены), в срок самостоятельно готовить костюм к выступлению или привлекать помощь родителей: пришивание украшений вручную, глажка, стирка, ремонт; возвращать костюм в целости и сохранности, в опрятном виде, а также отвечать за сохранность костюма, реквизита и аксессуаров к танцу непосредственно во время выступлений и транспортировки к месту (от места) выступления.
5. Все участники коллектива обязаны принимать посильное участие в выступлениях, планируя свой личный график с учетом репетиционной и концертной деятельности.
6. Каждый член коллектива имеет право открыто высказывать свои суждения и выдвигать конструктивные предложения по содержанию Устава, которые рассматриваются на общем собрании коллектива. Спорные вопросы обсуждаются голосованием всех членов коллектива или группы.
7. Все участники коллектива имеют право:
— открыто высказывать своё мнение по любому вопросу;
—выдвигать собственные творческие идеи и предложения по любым вопросам, касающихся организации работы хореографического коллектива, композиций танцев, комбинаций движений, сюжетов;
— на дополнительное индивидуальное занятие по личной просьбе. Руководитель имеет право назначить индивидуальное занятие по собственной инициативе, в связи с необходимостью;
— заявить себя на исполнение сольной партии в любом танце, на конкурсной основе.
8. Все участники коллектива имеют право принимать добровольное участие во внутреннем конкурсе на самого успешного учащегося. Условия конкурса оговорены в Положении о конкурсе.
Положение о внутреннем конкурсе среди участников коллектива:
8.1 Все учащиеся добровольно принимают участие в конкурсе на самого успешного учащегося внутри коллектива, для повышения «танцевальной успеваемости» и стимулирования активной учебной деятельности в школе, повышения успеваемости. В конкурсе оцениваются следующие положения (критерии): готовность к уроку (прическа, наличие обуви и формы), добросовестность исполнения учебных заданий на занятиях и отсутствие нарушений дисциплины, личная успеваемость в общеобразовательной школе, отсутствие пропусков репетиций и опозданий, количество и качество выступлений в мероприятиях в составе хореографического коллектива, вклад участника в получении коллективом наград.
8.3. В конкурсе на самого успешного участника хореографического коллектива критериями оценивания является критерии Бально-рейтинговой системы оценивания. БРСО отражает вклад ученика (физический, психо-эмоциональный ) в свое личное образование как танцовщика, так и его активность в жизнедеятельности коллектива как участника в различных мероприятий школьного, городского и др. уровней. Данная система позволяет участнику коллектива самостоятельно отслеживать свои успехи, анализировать недостатки в работе, намечать пути саморазвития и самообразования, также осуществляет дифференцированный подход в дополнительном образовании, стимулирует активную учебную деятельность в школе, т.к. в систему оценивания в разделе «Поощрения» включен пункт дополнительных баллов за успешную учебу в школе.
8.4 Поощрения ( условное оценивание в баллах ):
—за активное участие в занятии +50 баллов;
— за присутствие на занятии без участия в нем (по причине болезненного состояния) +25 баллов;
—за успешное освоение (техничное, эмоциональное, образное) танцевального материала на занятии (комбинаций и этюдов) +20 баллов (за каждый обозначенный пункт)—контрольный срез по новому материалу, при обозначении учебной задачи с критериями оценивания: правильно-неправильно, красиво-некрасиво, амплитудно-неамплитудно, технично-нетехнично и т.д.
—за активное участие в общешкольных мероприятиях, в составе коллектива+50 баллов;
—за активное участие в любых городских мероприятиях в составе коллектива + 50 баллов за каждый танец;
—за активное участие в любых зональных, региональных мероприятиях в составе коллектива + 100 баллов за каждый танец;
—за активное участие в любых Всероссийских мероприятиях в составе коллектива + 150 баллов за каждый танец;
—за активное участие в любых Международных мероприятиях в составе коллектива + 200 баллов за каждый танец;
—за исполнение трюка в концерте любого уровня +50 баллов за каждый трюк. Трюками считаются: комбинированные вращения, сложные дроби в быстром темпе, партерные трюки, поддержки, сложные гимнастические элементы: перевороты, сальто и т.д. Если трюк не выполнен (падение, потеря равновесия, ориентации)—0 баллов;
8.5. Взыскания (условное оценивание в баллах ) ( некоторые пункты появились в процессе конкурса):
— пропуск занятия по уважительной причине 0 баллов;
—за недобросовестную подготовку костюма к выступлению, повлекшее за собой потерю частей костюма или аксессуаров прямо во время выступления –50;
8.6. В случае возникновения спорных вопросов участник коллектива имеет право трактовать решение в свою пользу, если ситуация не оговорена Уставом и Положением о взысканиях и поощрениях, либо вопрос решается на месте на общем собрании группы путем общего голосования, при рассмотрении всех сторон ситуации;
8.7. Результаты каждого занятия в баллах заносятся в журнал напротив каждой фамилии учащегося. В конце учебного года баллы каждого участника суммируются и выявляется победители конкурса, вручаются грамоты и ценные призы в присутствии школьного сообщества, на стендах школы выставляются результаты конкурса с поощрительной статьей и фотографиями. Все остальные участники коллектива получают сладкие призы.
8.8. Название конкурса: «Звезда, Звёздочка, Искра». Участник коллектива, получивший 1 место по общему количеству баллов за учебный год, получает статус «Звезда», за 2-е место – «Звёздочка», за 3-е место – «Искра».
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная мной система Бально-рейтингого оценивания воспитывает в детях такие качества как трудолюбие, ответственность, умение оптимально распределять свое время и ценить чужое, умение честно оценивать свой и чужой труд, стимулирует на более активную позицию в коллективе и в жизни, на более активное самоопределение и позиционирование себя среди окружающих, дети совершенно нормально воспринимают требования педагога всегда быть готовым к уроку, не опаздывать, да и сами занятия проходят в энергичном темпе, дети больше стараются, потому что знают—результат за старания не замедлит прийти, педагог всегда увидит и положительно оценит на словах и в баллах их усилия, тут же, здесь и сейчас. Большое количество баллов при подсчете по итогам года повышают самооценку ребенка и уважение в глазах сверстников. Конечно, всегда есть последний, но и у последнего повышаются результаты и все это видят. В коллективе «Непоседы» есть хорошая традиция: аплодисментами поощрять хорошую работу, искренне радоваться чужим успехам, хотя, какие же они чужие, они наши, ведь на сцене мы как единый организм, особенно это радует, когда именно самые неодаренные дети получают результаты и им аплодируют те, кто стоят в первых рядах по умениям и навыкам, имеют высокий рейтинг в коллективе.
Участники старшей группы (8-10 классы) больше не пользуются БРСО, так как за годы учебы в коллективе настолько привыкли к ответственности на занятиях и выступлениях, что для них стало естественным вовремя прийти на занятие, быть готовым работать с полной отдачей, тщательно готовиться к выступлениям любого уровня, появилось уважение к самим себе и своему делу. Стало просто не принято опаздывать или пропускать, работать спустя рукава, да и малыши не отстают, особенно после того, как стали ездить со старшими по конкурсам и увидели на сцене работу своих товарищей, детей из других городов. Есть огромные плюсы и для педагога: теперь не нужно «до посинения» воспитывать, и тратить время на уроке на объяснение простых истин, в плане урока—только хореография!
За 17 лет в коллективе сложились свои неизменные, устойчивые традиции: продолжать репетиции в каникулярное время, иначе выйдешь из ритма, потеряешь с таким трудом приобретенную после долгих летних каникул физическую форму; работать на уроках с полной отдачей сил, все знать и уметь, чтобы была взаимозаменяемость на сцене; поддерживать в коллективе особый, теплый, душевный микроклимат, где любят и уважают каждого; уходя из коллектива по окончании школы, оставлять о себе хорошую память и свой сольный танец; вместе отмечать праздники: Новый год, 8 марта, да просто собираться попить чайку и пообщаться, особенно когда на зимние каникулы после сессии приезжают выпускники; вместе отмечать дни рождения после репетиций и окончание очередного танцевального сезона шашлыками на свежем воздухе, чтобы порадоваться очередной победе и успеху.
Мне очень хочется думать, что мой опыт работы пригодится педагогам не только в плане организации успешного хореографического коллектива, но и любого другого коллектива, где педагоги открывают ребятам мир прекрасного через дополнительное образование и делают его благодаря нашим детям лучше, ведь наши дети останутся после нас носителями нашей национальной культуры.