Для чего нужна фантазия человеку
Сочинение 9.3. Зачем человеку нужна фантазия?
Как Вы понимаете значение слова ФАНТАЗИЯ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем человеку нужна фантазия?»
(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Мальчику хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело. (8)Он привычно спросил:
– (9)Очень, – ответил мальчик.
– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако словно кит. (16)Очень красивый хвост.
(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
(19)Мальчик уткнулся в окно.
(20)Лётчик тронул его за плечо:
– Молодец! (21)Здо̀рово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.
– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, – сказал мальчик. – (25) Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику – есть такая детская игра.
(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29) Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36) Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.
– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.
– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может быть, мы успеем купить краски.
– (44)Ты же видишь, какая погода, – сказала мать. – (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.
(47)Мальчик ничего не ответил.
– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. – (49)Рад был познакомиться.
(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.
(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. – (55) Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
Фантазия – это способность в привычных вещах разглядеть что-то необычное, интересное. Для человека фантазия совершенно необходима как источник вдохновения и способ взглянуть на мир по-новому.
Почти такая же встреча лётчика с мальчиком произошла в сказке Антуана де Сент-Экзюпери. Хмурый и сердитый взрослый не мог нарисовать для малыша то, что тот просил – барашка. Отчаявшись, пилот изобразил ящик, сказав, что в нём барашек. Мальчик был в восторге, потому что разглядел в этом корявом рисунке своего барашка. Потом последовал рассказа Маленького Принца о его планете, прекрасной розе и баобабах. Может, всё это и фантазии, но в них заложена мысль о вполне реальном вдохновении: беречь свою планету, заботиться о любимых, ценить жизнь и своевременно избавляться от зла.
Нас окружают настоящие чудеса, стоит только включить фантазию и по-новому взглянуть на мир.
На что способна ваша фантазия, и что ее развивает
Умение креативно решать возникающие задачи сейчас ценится очень высоко во всех жизненных сферах. Придумал, как вдохнуть в коллектив «боевой» дух? Создал необычную презентацию, при просмотре которой все не то что не засыпают, а наоборот просыпаются? Придумал, как удивить любимую на необычном свидании? Молодец, значит, ты с фантазией!
Что это за явление такое, и почему одним дано, а другим нет? А может быть, просто так кажется?
Слово «фантазия» исходит от греческого понятия — оно означает то, чего до этого никогда не было. Фантазируя, мы в воображении формируем что-то совсем новое. Человек с умением фантазировать более лабильный — это свойство помогает ему легче менять точки зрения, не бояться их проверять и экспериментировать, воплощая то, что придумал, в жизнь.
Для чего нужна фантазия
У фантазеров (в лучшем смысле этого слова!) больше развито правое полушарие, которое отвечает за образное, творческое мышление. Именно способность к фантазии накреативила весь тот мир предметов, которые нас окружают, — по сути, всю цивилизацию!
Чего хорошего в фантазиях в межличностных отношениях? Они помогают не замечать недостатков в любимом человеке и подчеркивать достоинства, которыми он отличается от других. При этом психотехнологи уверяют, что если усиленно представлять в человеке определенное качество, оно у него действительно разовьется! Например, если будете общаться с очень неприятной вам личностью, с которой сложно выстроить конструктивный диалог, сделайте этому человеку комплимент: скажите, что он вам интересен, пленит своим тактом, предупредительностью. И вскоре вы заметите, что он стал обаятельнее и услужливее!
Значит, вот почему фантазеры чаще кажутся счастливыми! Им достаточно просто вообразить себе то, что их таковыми сделает! То есть вы, будучи очень уставшим, представите себя на пляже, то вправду отдохнете. На этом базируются техники гипноза, медитации, аутотренинга.
Впрочем, тут «включается» и оборотная сторона привлекательной медали: если не сдержать фантазию и представить себе в деталях плохую ситуацию, это усилит негативные эмоции. А, возможно, и материализует воображаемого в реальности. В этом плане фантазии человека могут быть опасны.
Из чего состоят «фантазируемые» образы? Если разобраться, то из вполне обыденных вещей. Например, Змей Горыныч — это симбиоз ящерицы, змея, птицы, огня. А василиск — «помесь» змеи и петуха.
От чего зависит фантазия
И как ее развить? Возьмите себе за правило хотя бы раз в день упражняться: уже скоро вы заметите, что воображение прямо-таки разыгралось. Будьте детьми, разрешите себе творить!
Вы научитесь мыслить нестандартно, находить смелые, новаторские решения задач, разрешать себе самые смелые мечты и «разгоните» свое воображение до потрясающих показателей. На этом основана успешная деятельность в любой сфере жизни.
Фантазия: ее функции и самостоятельное развитие
Человек XXI века взял новый курс на развитие фантазии. Ученые со всего света изучают этот феномен людской психики, множатся теории, продвигаются в народ «супер-эффективные» программы обучения. А ведь не так давно фантазиями упивались лишь мечтательные романтики, и наивные влюбленные, все остальные строили бетонные стены социализма. Время идет. Растет спрос на креативность. Лучшими учеными становятся безумцы с яркой фантазией. Культура потребления требует изощренных идей для привлечения покупателя. Чтобы быть успешным, нужно стать креативным. Фантазия спасает в бытовых мелочах и крупномасштабных проектах. Но как же ее развивать?
Что такое фантазия?
Слово «фантазия» уходит корнями в древнегреческую мифологию и приводит нас к мистическому богу Фантазу, сыну Гипноса и брату Морфея. Он относится к божествам сна, является мастером иллюзий и кажущихся образов. Его имя и легло в основу названия загадочного психологического процесса. Фантазия – это способность к созданию новых, несуществующих образов. Ее наличие — обязательное условие в любом творчестве, включая научное, техническое и философское.
Фантазия бывает двух видов:
Деление это условное. В продукте творческой фантазии есть детали уже придуманные кем-то, а в репродуктивной деятельности сознания проскальзывают элементы новые, ранее не встречавшиеся.
В фантазии человека рождаются новые миры, вещи и даже физические законы! Это сегодня Земля вращается вокруг солнце, а когда-то идея о шарообразной форме нашей планеты казалась людям немыслимой глупостью и нереальной гипотезой.
Механизм работы: что, как, почему и зачем?
Чтобы понять, как устроена фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте головной мозг человека, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняющаяся в течение жизни. Тут хранится множество мелочей. Это склад всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в нейронном хранилище. Одни залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрываются на время, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условностей.
Ежесекундно сознание обращается в это хранилище информации. Получая запрос, мозг, используя резервы оперативной памяти, направляет мыслительный процесс по проторенной дорожке к группе нейронов, в которой записана нужная информация. К примеру, если вы хотите решить уравнение, то мозг приведет вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и обыденнее задача, тем быстрее приходит решение.
Что же происходит в голове человека, наделенного волшебным даром фантазии?
Если идеи не устроили, запрос снова меняется и так до получения нужного результата. Через какие закоулки подсознания пройдет мысль неизвестно. Все зависит от количества задействованных связей. В поисках идеи для подарка девушка переберет увлечения любимого, вспомнит о восхитившем кавалера штопоре или коллекционной бутылке вина. Она подумает о его нежной любви к машине и странным освежителям воздуха, о мечте сыграть в гольф или прыгнуть с парашютом… На этом моменте лучше переключится и подумать о чем-нибудь другом.
Режим мыслей
Мыслительная активность человека протекает в двух режимах:
Чудеса фантазии рождаются в рассеянном режиме. Мозг в собранном режиме потрудился. Он собрал и запаковал информацию, полученную с сайтов о подарках, разворошил потайные архивы воспоминаний. После этого лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха обрабатываются новые сведения, создаются новые нейронные связи. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.
Как пробудить фантазию?
Некоторые люди запускают процесс фантазирования неосознанно. Они погружают в подсознание идею и ждут, пока мозг сам подключит все возможные резервы. Так родилась и таблица Менделеева, которая по рассказам пришла к ученому во сне. Дмитрий Иванович потратил на изучение химических элементов практически всю жизнь, превратив свое дело в одну большую идею. И она дала плоды. К этому же состоянию стремился Эдисон. Похожим образом действовал Дали. Только он не ждал готовое решение, а ловил момент, когда мозг обрабатывает полученную за день информацию.
Как же найти в себе способность создавать что-то новое?
Человеческое подсознание реагирует на чувства гораздо охотнее, чем на набор конкретных фактов. Если фантазия спит, и креативные решения в голову не приходят, добавьте стимул! Вам нужно придумать оригинальное коммерческое предложение, сделать дизайн-макет для сайта или решить нестандартную задачу по гидродинамике? А может у вас возникли сложности с подарком для любимого, пригласительными для свадьбы или сценарием для дня рождения? Фантазируйте. Представьте восхищенные вашей идеей лица коллег, удивленных гостей, радостное лицо мужа. Ощутите маленький триумф. И после этого начинайте думать. Идеи появятся быстрее, а качество их возрастет.
«Эврика!» — воскликнул Архимед погружаясь в ванную. В этот момент он открыл гидростатический закон физики, который по сей день чтут физики со всего мира. Эвридическое мышление направлено на открытие. Как думает современный человек? Когда появляется вопрос, он забивает его в поисковую систему и заходит на первый сайт с идентичным заголовком. Чтобы получить информацию, человеческий мозг не прибегает к усиленным поискам. Он не решает задачу, а лишь обрабатывает ответ. Откуда тут взяться фантазии? Чем дальше уходит в развитии информационное общество, тем труднее пробудить в себе первооткрывателя.
Чтобы начать генерировать идеи, откажитесь от готовых решений. Вам нужно оформить ванную? Подключить фантазию. Предложенные в магазинах сочетания подготовлены дизайнерами. Их просто купить. Но что будет, если вы напряжетесь и придумаете свое сочетание? Купите 2-3 вида плитки и выложите ее по своему макету? Вы совершите небольшой акт творчества. Хотите поздравить близкого человека? Напишите поздравление самостоятельно, не прибегая к помощи интернета. Чем больше задач вы решаете, тем легче вам с ними справляться. Со временем метод открытия станет привычкой и облегчит решение жизненных задач.
Чтобы перестать ходить по одним и тем же нейронным связям и заглянуть глубже в себя, займитесь упражнениями. Вспомните ребенка, который рисует разные небылицы на листе бумаги. Взрослые называют это фантазией. На самом деле ответ кроется в незнании окружающего мира. Совмещая несочетаемое, детский мозг восполняет пробелы. Взрослый человек выбирает дорогу разумности. Он берет только сочетаемые вещи и получает то, что сделал до него другой представитель человечества. Новое кроется в неизвестных комбинациях. Но как побороть внутреннюю установку? Вам помогут упражнения.
Фантазия есть у каждого человека. Стоит немного отойти от привычного, и вы сразу наткнетесь на неведомые ранее резервы творческого начала. Пробуйте, экспериментируйте и вы получите массу удовольствия.
Фантазия
Фантазия – это качество, которым хочет обладать любой, поскольку человек с фантазией способен креативно решать встающие пред ним задачи, нестандартно выходя из неоднозначных ситуаций, создавать новое, творчески себя являть миру. Когда же человек с фантазией адаптирован в социуме, умеет мыслить логически – он высокоэффективен. Фантазия нужна творческим людям, чтобы рождать образы, воплощая их в искусстве.
Фантазия в психологии это элемент воображения, тесно повязанный с мечтами. Поэтому человек, какой много фантазирует, постоянно хочет чего-то, стремится к предметам своих мечтаний. Окружающими он воспринимается часто как новатор, интересный собеседник, поскольку способен придумывать новое, делать каждый день отличным от остальных.
Слово «фантазия» исходит от понятия в греческом языке, обозначающего явление, какого нет доселе в реальности. Если мы фантазируем – в воображении мы формируем нечто новое. Люди с выраженной способностью фантазировать имеют и сильное представление, легче меняют установки и экспериментируют, воплощая придуманное в жизнь.
Что такое фантазия
Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.
Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.
Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.
Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.
Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество. Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении. Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.
Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают. А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой. Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.
Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас. Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь. Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.
Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.
У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности. Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального сознания. Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее. Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.
Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности. К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета. В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.
Как развить фантазию?
Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?
Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.
На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.
Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.
Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».
Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.
Как развить фантазию и воображение?
Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.
Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.
Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.
Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»