Для чего нужна физра в вузе
Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 24.09.2018 2018-09-24
Статья просмотрена: 3195 раз
Библиографическое описание:
Земцов, П. С. Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов / П. С. Земцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52707/ (дата обращения: 26.12.2021).
Ключевые слова: здоровый образ жизни, спорт, вуз, физическая культура.
The problems of «education of PPSU in students of the Siberian State University» are studied. The results of the experiment, as well as a description of the work done.
Key words: healthy lifestyle, students, physical culture, sports, university.
Цель: проинформировать читателей о преподавании физической культуры в вузе.
Преподавание физической культуры в вузах очень важно и нужно. Физическая культура способствует улучшению психологического и физического состояния студента.
Физическое воспитание студента является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Также оно формирует такие положительные качества, как: выносливость, сила духа, трудолюбие, воля.
На занятиях по физической культуре для развития студентов есть различные специализации, такие как бокс, плавание, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Ребята сами выбирают, чем они хотят заниматься. Этот предоставленный им выбор помогает самоопределиться в жизни.
Физическая культура увеличивает концентрацию, помогает избежать многих болезней, поднимает иммунитет, позволяет привести тело в идеальную форму. Также физическая активность помогает снижать стресс, депрессию, сонливость, повышает настроение. Это происходит благодаря выработке «гормона радости».
Конечно, есть те, кому противопоказано заниматься физической культурой. Но можно в малом объеме.
В вузах существуют специальные медицинские группы, где преподаватели организуют индивидуальный подход к каждому студенту, исходя из его заболевания. Любая активность приведет и мысли, и тело в порядок.
Также занятия физической культурой в вузах особенно помогают в учебе. Физическая культура отлично влияет на успеваемость студента. Он реже устает, его не клонит в сон, он взбодрен, в нем гормон радости. Проведение активных занятий со студентами предполагает подачу сознательной установки, направленной на достижение нужного результата действий. При активности развивается воображение, внимание, память и т. д. Благодаря выполнению физических упражнений укрепляется сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы.
Студенты в вузах должны воспринимать занятия физкультурой не только как учебную дисциплину, но и как наиболее важную ступень на пути к здоровому образу жизни. Студенты вправе выбирать секции и подразделения. Студентам должны быть предоставлены оздоровительные базы отдыха.
Физическая культура способствует гармоничному развитию человека. Поэтому и возрастает количество часов по физкультуре, увеличиваются нормативы. Идет повышение здоровья.
Занятие физкультурой сейчас все больше и больше набирает обороты. Люди обеспокоены развитием физических и моральных качеств.
Студентам очень важно вести здоровый образ жизни. Не пить, не курить, пропагандировать физкультуру. У студентов снижается активность, появляется сонливость, вялость. Вследствие этого происходит популяризация спорта, физической активности, чтобы повысить концентрацию, здоровье студентов.
Для реализации процесса обучения физической культуры используются современные образовательные технологии:
‒ Здоровьесберегающие технологии — привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приёмов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений, имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений.
‒ Личностно ориентированное и дифференцированное обучение — это применение тестов и заданий с учётом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
‒ Информационно-коммуникационные технологии — это показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, занятия научно-исследовательской работой.
Рис. 1. Структура физической культуры личности студента
Рис. 2. Виды физической культуры
Зачем в вузе физкультура
Тамара Коновалова
Во всех вузах к обязательным общим предметам относится физкультура, причем занятия проходят в полноценном объеме, студенты сдают нормативы, получают зачеты за каждый семестр вплоть до окончания третьего или четвертого курса. Зачем нужна в вузе физкультура?
Физическое воспитание — часть всестороннего развитие человека. От правильных и систематических физических нагрузок зависит здоровье человека, способность воспринимать информацию, сила воли, сопротивление утомляемости. Поэтому в вузе физкультура нужна, чтобы справляться с высокими нагрузками по учебе.
Известно, что смена труда – это отдых. В вузе физкультура необходима, чтобы поменять род деятельности с интеллектуального на физический. Это позволит с новыми силами взяться за учебу после перерыва.
Непрерывное сидение за учебниками влияет на осанку, позвоночник и скелет в целом. Для тех, у кого развился сколиоз позвоночника, рекомендуется ЛФК. Секция лечебной физкультуры в вузе востребована, поэтому нужно постараться записаться в нее заранее.
Физкультура в вузе – это еще и возможность проявить себя и добавить баллов в свое портфолио студента за спортивные достижения. В престижных вузах есть команды по футболу, волейболу, теннисные клубы и другие секции.
Если у студента есть противопоказания к занятию спортом, ему необходимо предоставить справку, и заниматься физкультурой в вузе ему не придется. Для получения зачета потребуется принести реферат или курсовую.
Значимость физической культуры для студентов в современном мире
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17
Статья просмотрена: 3638 раз
Библиографическое описание:
Зыкун, Ж. А. Значимость физической культуры для студентов в современном мире / Ж. А. Зыкун, А. И. Конон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53860/ (дата обращения: 26.12.2021).
В данной статье рассматривается значимость физической культуры для студентов в современном мире. Основные заболевания, которые присутствуют у современного студента, а также образ жизни и приоритет занятий физической культурой.
Ключевые слова: физическая культура, опрос, студенты, современный мир.
This article discusses the importance of physical culture for students in the modern world. The main diseases which are present in contemporary student, and the way of life and the priority of physical culture.
Keywords: physical culture, survey, students, the modern world.
Физическая культура на сегодняшний день является важной составляющей в жизни людей. Однако живя в веке технологий, активность современного поколения в разы снизилась, что влечет за собой неблагоприятные последствия. На сегодняшний день студентам приходится сидеть по 3–4 пары в день, это около 1,5 часа одна пара, порядка 8 часов в день «Такой темп жизни» необходимо разнообразить физическими нагрузками, но ведь помимо учебы в университете студентам необходимо выполнять домашнюю работу или заниматься курсовыми работами, научными статьями, преддипломными проектами и др. В этом случае физическая культура выполняет важную роль в их здоровом образе жизни.
Ведь как известно, организм представляет из себя целостную структуру, следовательно, малая подвижность влечет за собой ослабление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, иммунитета и многих других важных структур организма. В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой. Многие студенты ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к дефициту двигательной активности. Те двигательные действия, которые они выполняют в течение дня, восполняют лишь незначительную долю двигательной активности, а ведь от уровня двигательной активности напрямую зависит состояние кардиореспираторной системы, опорно-двигательного аппарата, физического развития и физической подготовленности.
Двигательная активность оказывает воздействие на все системы организма, совершенствуя их функции и повышая адаптационные возможности, как отдельных систем, так и всего организма в целом.
Физическая культура и спорт является одними из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья. Занятия физической культурой необходимы всем во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения [2].
Важно знать, что при малой активности, даже у молодого организма могут развиваться серьезные заболевания, например, как ожирение, остеохондроз, бессонница, диабет. Ожирение или по-другому еще называют это заболевание избыточный вес, возникает чаще всего из-за малой подвижности, это происходит из-за того, что калории поступающие с пищей, не могут полноценно расходоваться и преобразовываться в энергию, а, следовательно, происходит накопление в виде жировых отложений.
Вторым по распространенности, но самым серьезным заболеванием является нарушение работы сердечно-сосудистой системы, что может приводить к проблемам самого сердца, например, как ишемия, или же повышенному артериальному давлению.
Не менее серьёзным заболевание является диабет. Диабет возникает в большей степени из-за малой подвижности, сахар не так активно расщепляться и остается в крови, что оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, и соответственно на гормоны, такие как инсулин.
Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение [2].
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием [1].
Чтобы выяснить важность физической культуры для студентов в современном мире, было решено провести анкетирование. Для его проведения была собрана группа из 140 человек факультета биологии и составлена анкета с вопросами. Вопросы были поставлены так, чтобы выяснить на сколько студенты загружены учебой, как часто они занимаются физической нагрузкой, посещают ли они какие-либо секции, или же ведут активный образ жизни самостоятельно. Также помимо анкетирования, был проведен сбор данных среди студентов о состояние их здоровья. По результатам анкетирования была составлена следующая диаграмма:
Как видно из диаграммы:
– 61 % студентов — ведут малоподвижный образ жизни (не включая физическую культуру), это связанно с отсутствием времени, либо же сильной усталость в завершении рабочего дня, и ряда других причин, стоит отметить, что некоторые из опрошенных студентов имеют медицинские противопоказания в физических нагрузках, вследствии чего и ведут не столь активный образ жизни;
– 23 % студентов — посещают различные секции, такие как бадминтон, волейбол, настольный теннис, плавание, либо же тренажёрный зал;
– 16 % студентов — помимо физической культуры в университете, в личное проводят вечерние пробежки, упражнения на турниках или утреннюю зарядку, для поддержания своего здоровья.
Среди студентов имеющие проблемы со здоровьем, было проведено исследование, по выявлению конкретных заболеваний. Вследствие чего были получены следующие результаты:
– заболевания сердечно-сосудистой системы (36,3 %),
– опорно-двигательного аппарата (13 %),
– пищеварительной системы (17,7 %),
– офтальмологические заболевания (18,0 %),
– органов дыхания (8,7 %),
Данные о состоянии здоровья были собранный по той причине, что все эти особенности необходимо учитывать, при индивидуальном занятии, ведь если соблюдать правила и учитывать особенные нагрузки из-за болезни, можно вести активный образ жизни. Физическая культура является главным компонентом в здоровье человека. Необходимо придерживаться активного образа жизни для развития выносливости, иммунитета, и поддержания многих систем жизнедеятельности. Но в современном мире темп жизни на столько ускорился, что не остается времени на спорт, если бы физической культуры как дисциплины не было в университетах, то здоровье студентов было бы на очень низком уровне, даже сейчас по последним данным весьма увеличился процент студентов с подготовительной или специальной медицинской группой, а ведь по мимо тела, она позволяет перевести дух и мозговой активности.
Для большего привлечения студентов к активной жизни необходимо развивать больше секций по интересам, возможно подбирать ряд упражнений для людей с противопоказаниями, внедрение оздоровительных методик таких как пилатес, йога тогда здоровье студентов будет наиболее крепким.
РОЛЬ И МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день система высшего образования выдвигает учащимся новые стандарты и множество новых дисциплин для освоения ими учебной программы выбранной специальности. Все это повышает интенсивность процесса обучения и требует от студента выдерживать большие психо–эмоциональные нагрузки.
За последние годы физическую культуру в высших учебных заведениях отодвинули на второй план и вследствие этого около 50% студентов российских вузов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, 20% имеют избыточный вес, а интенсивность заболеваний непрерывно увеличивается.
Давно известен факт: физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки. Физическая культура имеет все средства для воспитания у студентов таких способностей, а значит, есть необходимость обратить на эту дисциплину должное внимание.
Цель статьи: Рассмотреть роль дисциплины «Физическая культура» в образовательном процессе высшего профессионального образования.
Для достижения поставленных целей необходимо дать ответы на следующие вопросы:
Какую роль и какое место должна занимать данная дисциплина, и из каких условий должна исходить физическая культура в высших учебных заведениях?
Как физическая культура влияет на духовно-нравственное воспитание студентов?
В чем заключается роль специалистов в сфере ФК?
При ответе на первый вопрос, хочется заметить, что содержание современного образования в сфере физической культуры нацеливает не только на то, чтобы студент высшего учебного заведения стал физически подготовлен, но и на то, чтобы он был действительно образованным в этой дисциплине. Для этого необходимо: владеть методологией работы со своим телом; владеть средствами и методами укрепления и сохранения здоровья; повышать функциональные возможности основных систем организма. Для нынешнего поколения нашей страны подобная ориентация крайне необходима как противодействие растущей наркомании, алкоголизма и прочих негативных зависимостей. Занятия физической культурой в ВУЗах учат студентов самоконтролю, самокритике, т.е. организовывать распорядок дня, ценить собственное время без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.
Содержание предмета физической культуры в учебном заведении высшего образования должно исходить из следующих условий:
— физическая культура должна соответствовать интересам общества во всестороннем физическом развитии студентов;
— физическая культура должна направлять студентов на постоянное поддержание здорового образа жизни;
— физическая культура должна способствовать развитию культуры собственного тела и направлять на участие в спортивной жизни университета;
— физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, навыков и умения организовывать и проводить занятия спортивного содержания;
— физическая культура должна способствовать развитию мыслительной деятельности, развить уважение к себе и окружающим, помочь самоопределиться;
Анализируя все вышеперечисленное, стоит еще раз подчеркнуть важность и роль физической культуры в образовательном процессе. Поднимая на должный уровень процесс физического воспитания, автоматически повышается и в целом уровень образования. Следовательно, в структуре высшего образования предмет физическая культура должен занимать ведущее место среди других предметов; способствовать решению важных общепедагогических задач и формировать у студентов правильный и здоровый образ жизни.
А как же физкультура влияет на духовно нравственное воспитание студентов? Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение. Вместе с тем, воспитание молодежи в современном обществе реализуется в период политических и экономических реформ, которые препятствуют улучшению культурной жизни людей. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; уклада семьи; ухудшением здоровья людей и снижением уровня их физической подготовленности; распространением социально обоснованных болезней, ростом депрессий, агрессивности, стрессов. На таком социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности, такие как: любовь к Родине, забота о ближних, само ценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим утрачивают свое былое значение.
В процессе занятий физической культурой студенты включаются в процесс самопознания и самосознания. Эти процессы организовываются относительно изучения своего физического состояния и сферы духовно-нравственной жизни. Уровень развития физических способностей характеризуется показателями телосложения и показателями здоровья, отражающих функциональное состояние физиологических систем организма. Физическая подготовленность как результат физической подготовки выражается в показателях развития физических качеств (силы, скоростно-силовых, скоростных, выносливости, координационных и так далее), определяется в процессе сдачи тестовых упражнений. Студенты непосредственно принимают участие в процессе самопознания. Например, оценка физического состояния происходит до, и после выполнение физических упражнений и по общему самочувствию и частоте сердечных сокращений представляется возможным определить реакцию организма. Самооценка своего физического состояния и умение находить причины несовершенства, тем заметнее способствует осознанию недостаточно высокого уровня знаний в области физического самовоспитания и необходимой работы над собой и физически самосовершенствоваться.
Самопознание духовно-нравственной сферы осуществляется относительно знаний отечественной культуры, истории и духовного наследия родного края. Физическая культура направляет человека на подражание великим спортсменам, воинам, которые благодаря своей физической развитости смогли стать известными личностями и войти в историю. Наряду с желанием быть физически здоровым, появляется стремление и к совершенствованию в духовно-нравственной стороне жизни, а соответственно возникает желание учиться, развиваться и непрерывно стремиться к познанию мира как единой системы.
Для развития мотивов работы над собой в плане физического развития проводятся круглые столы, беседы, лекции о роли и значимости физического совершенствования, показ кинофильмов, беседы с врачами и психологами. В ходе этого происходит решение следующих задач: раскрывается сущность физического воспитания в тесной связи с духовно-нравственным развитием личности студента; знакомство с физической культурой как важным и необходимым средством физического совершенствования. Например, беседа врача на тему: «Влияние бега на здоровье» знакомит студентов с явлением гиподинамии, обусловленной недостаточной двигательной активностью и побуждает человека заниматься пробежками или какой либо другой активной деятельностью.
На основе данных педагогики, психологии и физиологии принято считать, что при низком уровне физической подготовленности очень трудно добиться нужных результатов только в процессе занятий физической культуры в учебном плане, необходимо заниматься активно самостоятельно. Затем раскрывается значимость физического развития как действенного фактора и средства воспитания духовности и нравственности. До учащихся доводится мысль, что для того, чтобы, например:
1. создать крепкую семью, родить и вырастить здоровых детей;
2. добиться карьерного роста и реализовать себя;
3. добросовестно служить Отечеству;
Говоря о роли специалистов, стоит заметить, что актуальной проблемой в физкультурном образовании учащихся вузов является популяризации физической активности. В настоящее время существует противоречие между потребностями общества, непрерывно возрастающими и неготовностью специалистов сферы физической культуры активно воздействовать на ментальность людей и формировать рынок труда.
Только целенаправленная социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать достойное отношение людей к физической культуре. В противном случае эту нишу заполняют различные дельцы, оказавшиеся социально активными, промышляющие в области «здравоохранения». Охрана здоровья — это «золотой рудник». На лечение людей денег тратят больше, чем на оборону страны. Когда люди болеют, они не скупятся, особенно если это дети. В каждой стране выросло огромное сословие людей, которые живут за счет больных. Оно желает (сознательно или нет), чтобы больные не переводились и чтобы цены на лечение непрерывно росли.
Необходимо активное взаимоотношение специалистов физической культуры с администрацией учебного заведения по вопросам финансирования физической культуры, с одной стороны, и привлечения студентов для дополнительных занятий на условиях их частичной оплаты — с другой стороны. Услуга в качестве товара должна удовлетворять потребности человека. Нужен новый тип педагогов, которые могут взять на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования личности с психологических, социальных и духовно нравственных позиций (реализовать гуманитарный и гуманистический подход в образовании). Важнейшей задачей педагогики физической культуры в вопросе социализации личности является пропаганда здорового образа жизни с использованием средств массовой информации. Труд работников физической культуры в сегодняшних условиях является классическим воплощением труда маркетолога, если учесть, что профессионально-педагогический уровень специалиста должен отвечать социальному заказу и специалист должен занимать активную социальную политику по формированию рынка труда. В условиях рыночных отношений товаром являются услуги, предлагаемые специалистами физической культуры.
Результаты физического воспитания должны проявиться в сферах: здоровье, двигательные и физические способности, физическое состояние, безопасность и культура, потребности в здоровом образе жизни. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическая культура в высших учебных заведениях должна развивать мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем учащихся студентов.
Физическая культура в учебных заведениях высшего профессионального образования формирует личностные качества студентов: трудолюбие, стремление добиваться своих целей, быть активным в общественной жизни, не отставать и даже вести за собой других; учит ответственности и самоконтролю. Кроме того, физическая культура способствует формированию духовно-нравственных ценностей в человеке, что непосредственно подчеркивает значимость данного предмета и говорит о его месте в системе образования. Если специалисты и преподаватели физической культуры смогут сформировать у студентов желание непрерывно развиваться и самосовершенствоваться, то им будет гораздо легче принимать в жизни ответственные решения, решать сложные задачи в разных областях жизнедеятельности.
Выдвигая физическую культуру на должный уровень, появляется реальная возможность воспитывать здоровые поколения, которые вывели бы государство на новый уровень развития!
Список используемой литературы
Барчуков И. С. Назарова. Ю. А. Физическая культура и физическая подготовка Москва 2003. С 352;
Барчуков И.С. Нестеров А. А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Москва 2007. С 584;
Евсеев С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. Москва 2004. С 272;
Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. СПб 2007. С 144.