Для чего нужна гос регистрация недвижимости
Для чего нужна гос регистрация недвижимости
До настоящего времени у ряда граждан нашей страны есть незарегистрированная недвижимость. У кого-то с советских времен остался гараж, дача или домик в деревне, а кто-то, построив частный дом – не спешит его регистрировать, ведь многие уверены, что регистрация – это лишь лишние проблемы: увеличение налоговой нагрузки, куча бумаг и т.д. Партнер Московского областного БТИ, к.п.н., доцент, эксперт Национального центра финансовой грамотности, проектный директор Высшей школы современного образования Елена Бобкова попробовала разобраться в этом сложном вопросе.
На самом деле – все не так уж и просто. Незарегистрированную недвижимость нельзя продать, подарить или сдать в аренду.
Если Вы завещаете свою незарегистрированную недвижимость – Ваши наследники рискуют ее не получить.
Да ничего страшного – может подумать обыватель – ведь я и не собираюсь ничего делать с недвижимостью – просто пользуюсь, пока жив.
Но и здесь тоже есть опасный момент! Вы можете лишиться своей недвижимости в любой момент, ведь в судебном порядке доказать право на пользование недвижимостью можно только в том случае, если она зарегистрирована.
Если же случится пожар, наводнение или иное стихийное бедствие, и Ваша недвижимость будет уничтожена – компенсационные выплаты на нее так же – не положены, как и в случае, если земля будет зарезервирована государством для строительства социально-значимых объектов.
Если же Ваш земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 2015 года, но сведения о собственнике отсутствуют в Едином государственном центре недвижимости (ЕГРН), он может быть снят с учета. Сходная ситуация может быть и с гаражом и иным объектом капитального строительства – если в течение 5 лет с момента присвоения кадастрового номера объекту капитального строительства сведения о правообладателе в ЕГРН не появились – об этом ставится в известность орган местного самоуправления, который может отнести объекты к бесхозным.
Если с земельными участками вопросов у граждан практически не появляется, то вот с пониманием – а что, собственно, регистрировать в ЕГРН из построек – зачастую возникают проблемы: собирать ли документы на сарай и теплицу, или их не имеет смысла ставить на учет?
К некапитальным строениям и сооружениям относятся те, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения их основных характеристик. Cогласно Федеральному закону о государственной регистрации недвижимости, в ЕГРН вносятся сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, […] и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Проще говоря – если Ваша постройка не имеет фундамента, то есть не прочно связана с землей – на кадастровый учет ее ставить не нужно.
Когда на одной чаше весов риск потерять недвижимость, в которую вложено множество ресурсов и времени в любой момент, а на другой – бремя ежегодной уплаты налога в размере от 0,1% до 2% от кадастровой стоимости, стоит ли рисковать? Особенно, если в стране действует дачная амнистия, а с сентября 2021 года стартует и гаражная амнистия – и оформить регистрацию права на недвижимость можно в упрощенном порядке.
Как зарегистрировать права на недвижимость
1. Какие права на недвижимость нужно регистрировать?
Государственной регистрации права — внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) — подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.
Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, — это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.
Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.
2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?
Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.
Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.
Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.
«>создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
Только кадастровый учет нужен в том случае, если характеристики объекта недвижимости существенно изменены (например, увеличена площадь частного дома), либо объект, права на который ранее не были зарегистрированы в ЕГРН, прекратил существование.
3. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?
Полный перечень документов, которые могут потребоваться для регистрации прав на недвижимость (как отдельно, так и одновременно с кадастровым учетом), представлен на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Но итоговый пакет документов зависит от деталей каждой конкретной ситуации. Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.
4. Как подать документы на регистрацию права?
Подать документы на регистрацию прав на недвижимость можно несколькими способами.
Лично
Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы».
Если регистрируемая недвижимость находится за пределами Москвы, подать документы лично вы можете:
Сотрудники приемной Росреестра и работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.
По почте
Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.
Онлайн
Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для регистрации прав на недвижимость или регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой на кадастровый учет. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.
На дому
Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.
Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–15 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».
5. Чем подтверждается государственная регистрация права?
По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи документов. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о правах на недвижимость вам может потребоваться новая выписка из ЕГРН.
Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.
6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?
Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.
В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.
7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?
Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.
Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.
8. Можно ли оформить все необходимые при покупке жилья документы одним пакетом?
В центрах госуслуг «Мои документы» вы можете оформить документы и получить услуги, которые могут понадобиться вам в процессе или сразу после покупки жилья, например:
Возможность получить документы одним пакетом есть во всех центрах «Мои документы».
Подробнее можно узнать на сайте центров «Мои документы» или по телефону единой справочной службы Москвы: 8 (495) 777-77-77.
Для чего нужна гос регистрация недвижимости
Введите то, что Вы ищете
Кадастровый учет и (или) регистрация прав
Важная информация для правообладателей и заявителей!
Уважаемые заявители! Рекомендуем при подаче заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывать в нем адрес электронной почты заявителя, а также правообладателя объекта недвижимости в целях оперативного получения предусмотренного законодательством Российской Федерации уведомления, в том числе о ходе оказания государственной услуги, о поступлении заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением некоторых случаев, установленных Законом № 218-ФЗ от 13.07.2015. ПОДРОБНЕЕ
Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от 5 до 12 рабочих дней. ПОДРОБНЕЕ
Собственник недвижимости может обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записей: о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия правообладателя
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.
Для чего нужна гос регистрация недвижимости
Всё, что нужно знать об оформлении недвижимости
Многие граждане имеют недвижимость – земельные участки и объекты капитального строительства, неразрывно связанные с землей: индивидуальные жилые дома, многоквартирные жилые дома, садовые домики, объекты незавершенного строительства, иные здания нежилого назначения. Зачастую владельцы, используя недвижимое имущество до момента распоряжения им (продажа, дарение, вступление в наследство), даже не подозревают о необходимости его документального оформления. О процедуре подготовки документов для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности рассказывают заместитель руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Наталья Алексеевна Сапега, заместитель директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Саратовской области (кадастровая палата) Татьяна Анатольевна Варакина.
В отношении каких объектов осуществляется
государственный кадастровый учет?
На первом этапе документального оформления недвижимости необходима постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. На втором этапе осуществляется уже государственная регистрация прав.
Процедуру постановки на кадастровый учет осуществляет орган кадастрового учета – кадастровая палата.
«Подлежат кадастровому учету здания, помещения в них, сооружения, объекты незавершенного строительства и земельные участки», – говорит Татьяна Анатольевна Варакина.
Кадастровый учет – признание государством вашей квартиры, дома, дачи или земельного участка недвижимостью и отражение сведений о них в государственном кадастре недвижимости (ГКН). В дальнейшем это позволит оформить в аренду или зарегистрировать на данную недвижимость право собственности, и распоряжаться ею в полной мере. Принцип кадастрового учета заявительный и осуществляется на безвозмездной основе.
Также законодательством предусмотрена процедура включения в ГКН о ранее учтенных объектах недвижимости. Возможно, что у старшего поколения на руках имеются какие-либо документы на недвижимость. В таком случае, при наличии правоустанавливающих и технических документов на объект, для включения сведений о них в кадастр недвижимости их может представить любое заинтересованное лицо.
Может возникнуть закономерный вопрос – как проверить, есть ли в ГКН и ЕГРП сведения о ваших объектах.
Где и как можно получить сведения из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним?
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в бумажном виде можно получить как в пунктах приема – выдачи документов офисов Росреестра по Саратовской области, так и в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Получение данной информации возможно о любом объекте недвижимости независимо от места нахождения недвижимости на территории РФ. Кроме того, для получения информации можно воспользоваться электронными сервисами на портале rosreestr.ru в любое удобное время.
В подтверждение наличия сведений об объекте (объектах) по вашим запросам будет представлена кадастровая выписка из ГКН и выписка из ЕГРП на недвижимое имущество. Предоставление сведений кадастра и Единого реестра прав осуществляется на платной основе.
В случае отсутствия сведений о ваших объектах в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав Росреестр рекомендует оформить документы в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Какие документы необходимы для кадастрового учета?
Недавно построенные или приобретенные неучтенные объекты недвижимости ставятся на кадастровый учет при обращении любого заинтересованного лица при наличии документа, описывающего вновь созданный объект недвижимого имущества.
Межевой план формируется кадастровым инженером при подготовке документов для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или учета части земельного участка.
Технический план формируется кадастровым инженером при подготовке документов для постановки на учет здания, сооружения, помещения или учета его части.
Акт обследования формируется кадастровым инженером при подготовке документов для снятия с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства в физической ликвидации.
Сколько времени потребуется, чтобы поставить объект на кадастровый учет?
В настоящее время сроки постановки на кадастровый учет составляют – до 7 рабочих дней при подаче документов в пунктах приема – выдачи документов и до 3 рабочих дней по заявлениям, представленным в кадастровую палату в форме электронных документов с использованием сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Можно ли получить услуги, не выходя из дома?
В рамках выездного обслуживания предоставляются следующие государственные услуги:
• прием и выдача документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
• предоставление сведений из ЕГРП и ГКН;
• постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Документы, полученные при выездном приеме, обрабатываются специалистами органа кадастрового учета и специалистами Управления Росреестра по Саратовской области в сроки, сокращенные до 3-х дней.
Для того чтобы пригласить специалиста, необходимо обратиться по телефону: 8(8452) 37-28-60 или к с специалистам на площадках (пунктах) приема Росреестра по Саратовской области.
Опубликовано в газете «Московский Комсомолец в Саратове» № 52 (957) от 23 декабря 2015 г.
Кадастровый учет объектов недвижимости
Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.
Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?
Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).
В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?
Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:
Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?
К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:
В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.
Что такое технический и межевой планы?
Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?
Документы можно подать лично и дистанционно.
Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестрили МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).
Дистанционно можно отправить пакет документов почтой или в электронной форме (на сайте Госуслуг или официальном сайте Росреестра в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).
Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?
Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.
Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.
Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?
Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.
До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.
Какие результаты проведения кадастрового учета?
В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Какими нормативными актами регулируется государственный кадастровый учет?
Прежде всего государственный кадастровый учет регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.