Для чего нужна графическая грамотность

Статья. Развитие графической культуры и графической грамотности

Развития графической культуры и графической грамотности.

Основная цель обучения – развитие личности. И сегодня мы справедливо говорим о том, что образование, прежде всего, призвано раскрывать созидательные силы и способности личности, то это означает, что учить творчеству нужно с детского возраста. Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения, и, прежде всего, чертежи, поэтому в курсе черчения потенциально заложены огромные возможности для формирования творческих качеств личности. Политический характер предмета позволяет использовать самые различные объекты для проявления индивидуальных интересов наклонностей молодых людей, раскрывать их дарования и способности. Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, преобразованием исходных данных, в том числе комбинаторного характера, который является особенно специфичным для конструкторской деятельности.

Задачи, включенные в раздел проектной деятельности, предусматривают графическое моделирование предмета по чертежу с неполными данными. Обладая ярко выраженным творческим характером, они побуждают школьников к активному поиску, комбинаторике. Каждый вид рекомендуемых задач избирательно углубляет и закрепляет графические знания по ведущим разделам курса черчения. Эти качества используются при решении задач с элементами проектной деятельности, где ставится конкретная техническая цель.

Приступая к рассмотрению задач по черчению, включающих элементы проектной деятельности, нужно подчеркнуть, что речь идет преимущественно о графических элементах, что было бы неправильным подменять черчение конструированием, дизайном или архитектурой.

Главным качеством, общим для черчения и конструирования является умение использовать графические знания в новой конкретно заданной ситуации. Применительно к черчению это значит, что ученик должен правильно понимать условие задачи, выраженное языком графики, выбирать те методы изображения, которые способны составить опору техническому замыслу, удержать его в сознании, послужить основой для развития замысла и его завершения. Параллельно с мысленными преобразованиями формы ученик должен производить преобразования графические. Наконец, на завершающей стадии работы перед учащимися возникает наиболее трудная проблема: на чертеже необходимо грамотно отразить итог творческой работы. При этом нужно использовать оптимальное количество изображений, с достаточной полнотой и наглядностью раскрывающих особенности формы объекта. Трудность заключается в том, что в этот момент школьники должны мысленно перепробовать все известные им методы изображений и выбрать нужные, вспомнить необходимые правила и ими воспользоваться.

Для учителя важно понимать, какие элементы конструкторских знаний и умений должны быть отражены в творческих задачах по черчению и зачем это делается. Как уже отмечалось, в курсе черчения нашли своё место задачи на мысленное преобразование формы и положения объекта. Однако конечной целью этих преобразований являлись сами преобразования. Никто не отрицал ранг этих задач в развитии образного мышления школьников, но для них самих семантическое значение преобразований оставалось нераскрытым, а поэтому интерес к занятиям не возникал.

Задачи на конструктивные преобразования имеют ощутимую для школьников практическую ценность, поскольку в них в доступной форме ставится конкретная техническая цель. Стремление к достижению этой цели стимулирует интерес к работе.

При разработке творческих задач с элементами конструирования очень важен выбор объекта. Нужно выбирать предметы, форма которых представляет интерес с точки зрения графической деятельности, чтоб форма была современной и, наконец, чтобы объект можно было изготовить в школьных мастерских.

Характерным этапом графического поиска является выполнение учащимися «опорных» изображений, в которых заложена первая попытка зафиксировать возникшее в сознании ядро будущей конструкции.

Выдвигая пожелания к формулировке условий задач, отметим и следующее. В текст условий целесообразно включать несколько пунктов, которые предусматривают выполнение работ, различных по сложности. Это позволяет использовать задачи на разных этапах обучения и строить работу с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Таким образом, в учебном процессе учитель выступает, прежде всего, как организатор и руководитель познавательной деятельности детей. Он создает условия, при которых учащиеся могут наиболее рационально и продуктивно учиться. Это касается и правильной организации как классной, так и проектной работы учащихся, и учебной дисциплины и правильного чередования заданий и нормальной психологической обстановки на уроке, и многого другого. Главное условие, однако, постановка перед учащимися таких задач и заданий, которые с неизбежностью требовали бы от них активной мыслительной деятельности. При отсутствии этих условий нормального учебного процесса быть не может.

Графические информационные средства, используемые в практике, чрезвычайно

разнообразны, а область их применения необычайно широка. В настоящее время графическая информация приобретает особое значение в связи с созданием систем

управления, включающих различные графические способы отображения геометрических

и технических свойств объектов предметного мира. Эти способы являются той совокупностью изобразительных и знаковых систем, которые составляют основу информации, образно называемой графическим языком.

Источник

Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

1.1 Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.

Термин «Грамотность» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.) [21, с.176].

В настоящее время графические умения у учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность и внимание.

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [19, с.520]. Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.

Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой, графическая грамотность – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [1, с.312].

По мнению Н.Г. Агарковой, графическая грамотность вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

А.К. Аксенова отмечает, что графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [1, с.27]. Данный автор подчеркивает, что письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Такими специалистами, как А.Г. Зикеевой, Е.А., Кинаш, А.Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. При этом подчеркивается, что графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи [20, с.62].

Процесс формирования графической грамотности письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. В младшем школьном возрасте у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [32, с.337].

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

По мнению Е.Н. Российской, очень важно для овладения графической грамотностью письма развитие движений пальцев и кисти руки [26, с.227].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.75].

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7) имеет место «заборность», условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, «каша» [40, с.312].

Итак, графическая грамотность проявляется в том, допускает ли ученик ошибки. Графические ошибки делятся на две категории: слухо-артикуляционные и зрительно-двигательные. Первые зависят от степени развитости фонематического слуха и звуковой культуры (нарушение последовательности, пропуск, лишние буквы, замена букв, парных звуков). Вторые ошибки зависят от сформированности зрительно-двигательных образов букв в памяти ученика: 1. нарушение количества элементов в букве (буква Ш заменяется на И и наоборот, Щ – Ц, Х – Ж); 2. смещение элементов по размеру (р – п); 3. смещение элементов по форме (г – ч, н – ы); 4. изменение пространственного положения сходных элементов (ш – т, и – п).

Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:

Источник

Основы графической грамотности

Разделы: Технология

В сегодняшних условиях демократизации и гуманизации общества произошли глобальные изменения в системе общеобразовательных учреждений. Стали создаваться новые типы учебных учреждений, среди которых есть классы с ранним изучением геометрии, углубленным изучением математики.

Данный курс по выбору разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений.

При составлении предлагаемой программы рассматривались, изучались и использовались различные варианты опубликованных программ по черчению, научно-методическая литература, учитывалось наличие реального учебно-методического комплекса.

Представленная программа состоит из двух больших разделов:

Основы графической грамотности (пропедевтический курс): программа для 2-4 классов, на изучение отводится по 34 часа в учебный год

(всего 102 часа за курс);

Курс черчения: программа для 5-8 классов, на изучение отводится по 34 часа в учебный год (всего 136 часов за курс). Данный курс рассчитан на классы с углубленным изучением математики и соответствует программе по черчению для общеобразовательных учреждений.

Цель и задачи курса.

Значение черчения. История чертежа. Современный чертеж, методы выполнения чертежей с применение ЭВМ.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Рациональные приемы работы инструментами.

Общие понятия о Государственных Отраслевых Стандартах: форматы, формат А4, рамка. Линии: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная. Их начертание и назначение.

Деление окружности на три, шесть, пять, четыре и восемь частей.

Творческие работы: орнаменты, сочетание различных геометрических фигур для изображения знакомых предметов.

Повторение: правила оформления чертежа, линии, простейшие геометрические построения.

Существенные признаки геометрических фигур и тел.

Общие представления о прямоугольном проецировании, как основном способе проецирования изображений предметов. Проецирование на одну плоскость. Плоская деталь. Чертеж плоской детали.

Некоторые сведения о нанесении размеров: выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса, указание толщины детали надписью, расположение размерных чисел.

Сопряжения, выполнение простейших сопряжений.

Повторение: правила оформления чертежа, линии чертежа, правила нанесения размеров, чертеж плоской детали.

Развертки геометрических тел.

Проецирование. Способы проецирования: центральное и параллельное проецирование. Основные плоскости проекций. Проецирование на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Виды, расположение видов на чертеже.

Простейшие геометрические тела. Проекции геометрических тел. Необходимое количество видов для изображения простейших геометрических тел.

Анализ геометрической формы предмета. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.

Порядок выполнения чертежа детали в трёх видах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов.

Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней тел, составляющих форму предмета.

Чтение чертежа детали.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ».

Учебный предмет «Черчение». История чертежа.

1. Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1 час.

2. Общие понятия о ГОСТах:: формат А4, рамка. 1 час.

3. Линии чертежа: сплошная толстая основная линия, сплошная тонкая, штрихпунктирная. 4 часа

4. Простейшие геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей: 9 часов

а) отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля;

б) построение углов с помощью транспортира;

в) окружность, радиус, диаметр;

г) построение простейших геометрических фигур: ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат.

5. Деление окружности на три, четыре, пять, шесть и восемь частей. 9 часа

6. Творческая работа: орнаменты. Сочетание различных геометрических фигур для изображения знакомых предметов.6 часов

7. Творческих графических работ на повторение пройденного материала за учебный год 4 часов

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ».

Учебный предмет «Черчение». История чертежа.

1. Современный чертеж. Инструменты и принадлежности для выполнения чертежа. 1 час.

2. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур. 1 час.

3. Геометрические фигуры и тела, существенные признаки. 3 часа.

4. Линии чертежа. 2 часа.

6. Правила нанесения размеров. Выносные и размерные линии, размерные числа. 5 часов.

8. Проецирование на одну плоскость. Порядок выполнения чертежа плоской детали. 2 часа.

9. Графические работы «Чертеж плоской детали». 9 часов.

10. Сопряжение. 1 час.

11. Выполнение простейших сопряжений. 5 часов.

12. Творческие графические работы на повторение пройденного материала. 2 часа.

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ».

1. Повторение: предмет «Черчение», техника безопасности, правила оформления чертежей. Организация рабочего места 1 час.

2. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических фигур. 1 час.

3. Сопряжение. 2 часа.

4. Чертеж плоской детали. 1 час.

5. Способы проецирования (центральное и параллельное). 2 часа.

6. Выбор главного вида. 1 час.

7. Графические работы на построение главного вида. 3 часа.

8. Проецирование на две взаимно-перпендикулярные плоскости. 1 час.

9. Графические работы на построение чертежа детали, представленного двумя видами. 5 часа.

10. Проецирование на три взаимно-перпендикулярные плоскости. 1 час.

11. Графические работы: чертежи геометрических тел в трех видах. 9 часов.

12. Проецирование вершин, ребер и граней предмета. 3 часа.

13. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. 4 часа.

Источник

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

Понятие «графическая грамотность» в педагогической литературе. Особенности графических умений младших школьников. Диагностика сформированности графических умений школьников. Реализация условий ознакомления школьников с элементами графической грамотности.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления31.05.2010
Размер файла70,4 K

Для чего нужна графическая грамотность. Смотреть фото Для чего нужна графическая грамотность. Смотреть картинку Для чего нужна графическая грамотность. Картинка про Для чего нужна графическая грамотность. Фото Для чего нужна графическая грамотность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

1.1 Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности графических умений младших школьников

1.3 Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Глава 2. Экспериментальное исследование ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

2.1 Диагностика уровней сформированности графических умений младших школьников

2.2 Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистическом понятии «графика» определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

Формирование графической грамотности при письме, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Важность формирования графической грамотности диктуется огромной ее ролью в развитии мышления, познавательных способностей, пространственных представлений и пространственного воображения учащихся, формировании практических умений и навыков.

Формирование графической грамотности учащихся направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и других сферах жизни общества, способных использовать полученные знания, умения и навыки не только для адаптации к условиям жизни в информационном обществе, но и для активного участия в производственной и творческой деятельности.

Психологические аспекты формирования графической грамотности исследовали А.Д. Ботвинников, Т.И. Бугаева, П.Я. Гальперин, А.В. Занков, В.И. Зыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.А. Крутецкий, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, И.С. Якиманская и др.

В методическом плане вопросы графической грамотности рассмотрены М.Д. Бисенгалиевым, А.Д. Ботвинниковым, В.Н. Виноградовым, В.Г. Мотор иной, И.Ф. Тесленко, П.Г. Сатьяновым, Н.Ф. Четверухиным и др. Формированием и развитием графических умений в процессе обучения математике занимались Р.Л. Аракелян, А.Т. Зверева, В.И. Зыкова, Л.М. Савинцева, A.M. Набиев и др.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между многофункциональными возможностями образовательного учреждения в плане формирования графической грамотности учащегося и сложившейся традиционной системой обучения, в которой отсутствует работа по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в разрешении противоречия путем поиска условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности».

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Цель исследования: теоретически обосновать и путем экспериментальной работы проверить условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

— Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что ознакомление графической грамотности младших школьников будет успешнее при соблюдении следующих условий: учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы над усвоением графического навыка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие и определить особенности формирования графической грамотности у младших школьников.

3. Выявить условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

4. Экспериментальным путем проверить условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Теоретико-методологическая основа исследования: концепции процесса усвоения графических знаний, умений и навыков (А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Четверухин, И. С. Якиманская и др.); методические исследования ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности в работах Н.Г.Агарковой, Т.А.Смолиной и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №1 города Муравленко. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса.

Исследование проводилось в три этапа.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что графическая грамотность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 41 наименование, приложения. Работа включает таблицы (3).

Общий объем работы 57 страниц компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

1.1 Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.

Термин «Грамотность» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.) [21, с.176].

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [19, с.520].

Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.

По мнению Н.Г. Агарковой, графическая грамотность вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Такими специалистами, как А.Г. Зикеевой, Е.А., Кинаш, А.Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. При этом подчеркивается, что графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи [20, с.62].

Процесс формирования графической грамотности письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. В младшем школьном возрасте у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [32, с.337].

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

По мнению Е.Н. Российской, очень важно для овладения графической грамотностью письма развитие движений пальцев и кисти руки [26, с.227].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.75].

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке;

2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме;

5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7) имеет место «заборность», условность письма;

8) не соблюдается связанность букв при письме;

9) полная неразборчивость почерка, «каша» [40, с.312].

Коррекционная работа по формированию графической грамотности ведется в двух направлениях:

1. Развитие фонематического слуха и звуковой культуры;

2.Формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся. Работа в этом направлении может содержать следующие упражнения:

Сравнение букв: У, И;

— составление группы букв на основе общего элемента;

— продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б… (полуовал);

— списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;

— корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй категории.

Графическая деятельность младших школьников, обеспечивающая возможность образного (графического) отражения детьми разнообразной информации, а также выполнения намеченных действий при помощи различных графических средств и инструментов.

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности графических умений детей младшего школьного возраста.

1.2 Особенности графических умений младших школьников

Формирование графической грамотности осуществляется в тесной связи с функционированием всей психики, с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского и других.

Одной из характерных черт, отличающих младших школьников, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является еще не развитая познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработки перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графической грамотности.

Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графической грамотностью зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическими умениями младших школьников.

Е.М. Мастюкова так же отмечает, что процесс переработки сенсорной информации учеников в младшем школьном возрасте еще несколько замедлен, и это в свою очередь мешает формированию и закреплению графических умений [26, с.44].

Е.В. Мальцева считает, что графические ошибки при формировании графической грамотности младших школьников и трудности, возникающие у учеников в процессе письма (нарушение письма формы буквы, нарушение наклона элементов, деформация формы буквы, уподобление одной буквы другой и подобные ошибки) являются следствием низкого уровня развития процесса восприятия [26, с.116].

По данным В.Г. Петровой, Е.М. Мастюковой для младших школьников характерны своеобразные особенности восприятия: замедленность, неточность и фрагментарность, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях и другое.

Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют формирование навыков выделения деталей и признаков при написании букв. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц; ф. и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания коррекционной помощи [16, с.279].

В процессе изучения особенностей письма учеников младшего школьного возраста выявлено, что для них характерны замены графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у учащихся младшего школьного возраста обуславливает частоту смешения графически сходных букв, отмечает в своем исследовании Е.А. Кинаш.

Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других показали, что достаточный уровень сформированности фонематического слуха очень важен для начала обучения не только устной речи, но и письму.

Анализ письменных работ, проведенный данным автором позволяет высказывать мнение о недостаточности динамичности мышц руки учеников в младшем школьном возрасте.

Исследователями отмечаются следующие трудности формирования навыка письма учащихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки: неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах.

Таким образом, особенности графических умений детей младшего школьного возраста состоят в том, что формирование графических навыков учеников в младшем школьном возрасте осуществляется со специфическими трудностями. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся, а так же приводят к ошибкам данного навыка.

В следующем параграфе мы рассмотрим условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

1.3 Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника.

Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов графической грамотности. При этом любой графические умения имеют свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования данных умений. Иногда они могут образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого умения.

По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графической грамотности развитие движений пальцев и кисти руки [32, с.339].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графической грамотности. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.370].

Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при ознакомлении с элементами графической грамотности усилия нужно направлять, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.

Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать [26, с.638]:

— поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

— совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

— становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;

— укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

— доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).

Еще одним условием успешного ознакомления с элементами графической грамотности, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения графическим умениям, полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для ознакомления с элементами графической грамотности на основе определенного обобщения.

На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.

Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений [19, с.248].

Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.

Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя младшие школьники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.

Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.

— раскрашивание короткими частыми штрихами;

— штриховка с возрастом;

— центрическая штриховка (штриховка от центра);

— штриховка длинными параллельными отрезками [26, с.218].

Н.А. Федорова также предлагает применять дополнительную разлиновку тетради. При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться.

Мотивационная сторона обучения имеет существенное значение. Нередко ученик выводит буквы, старается четко и разборчиво писать преимущественно для того, чтобы удовлетворять определенные требования учителя.

Формирование автоматизированности графической грамотности у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы.

Методисты Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что, учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать ознакомление с элементами графической грамотности не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов [7, с.110]. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда овал. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, черта с закруглением внизу, черта с закруглением вверху и внизу, овалы, правые и левые полуовалы. Есть еще начальный элемент бук короткие петли, петли, выходящие за строку вверх и вниз точки, но для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на вид» элемент пишется по-разному в буквах. Основные элементы заглавных букв прямая черта, черта с закруглением внизу и влево, овалы, полуовалы левые и правые, петли и другие элементы.

Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр компьютеры.

Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графической грамотности.

К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведения которых начинается на верхней линейке рабочей строки или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой «в линейку».

В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом:

Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь «в линейку»).

Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки.

Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента.

Значительные трудности овладении графической грамотностью обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.

Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка.

Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников графические навыки письма приобрел в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован графический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень графической грамотности.

Традиционным способом обучить детей письму удается. Но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их соединений не развивается: монотонность и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь.

В.А.Илюхина считает, что понятие образуется, когда сформируются ощущения. Таким образом, понятие о букве сначала формировать через ощущения [15, с.70].

Сложнее всего детям написать те элементы букв, где присутствует овал. Поэтому В.А.Илюхина постаралась заменить его прямой линией. И все обучение графической грамоте сводится к обучению написания нескольких основных элементов.

Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом.

В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. После применения такого метода перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без верхней опорной линии.

Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появится желание учиться, родится радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности, мы пришли к выводам:

3. Для ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы над усвоением графического навыка.

Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.

Глава 2. Экспериментальное исследование ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

2.1 Диагностика уровней сформированности графических умений младших школьников

Для изучения ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности на базе МОУ СОШ №1 города Муравленко был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 20 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

В процессе исследования использовались следующие методики: методика «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника» (списывание), методика «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку» (диктант), а так же наблюдение за состоянием графических умений письма учеников.

Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графических умений учеников (от высокого до очень низкого уровня).

Методика «Изучение особенностей графических умений в процессе списывания текста из учебника»

Цель: изучить состояние графических умений в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.

Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.

Тексты для списывания.

Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.

Методика «Изучение особенностей графических умений в процессе письма под диктовку»

Цель: изучить состояние графических умений в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.

Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.

Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.

Метод «Наблюдение за состоянием графических умений письма учеников 4 класса»

Цель: оценить состояние графических умений учеников, а так же навыков самоконтроля.

Выполнение: Осуществлялось наблюдение за графическими умениями учеников. Обращалось внимание на умение правильно держать ручку, ориентироваться на разлинованной поверхности страницы. Изучался темп деятельности, умение осуществлять самоконтроль (двигательный и зрительный) в процессе письма под диктовку и с образца.

Данные диагностических процедур оформлялись в протоколы исследования и проводился качественный и количественный анализ результатов исследования.

Проведя с учениками диагностику, были получены следующие результаты.

Особенности графических умений учеников, проявившиеся при списывании текста

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *