Для чего нужна иерархия
ИЕРАРХИЯ
ИЕРАРХИЯ (от греч. ἱερός – священный, ’αρχή – власть, господство) – важнейший принцип структурной организации многоуровневых динамических систем, характеризующий взаимную корреляцию и соподчинение процессов на различных уровнях системы и обеспечивающий ее функционирование и поведение в целом. Представления об иерархии основываются на идее уровней внутреннего строения систем и процессов. Структуры и функции процессов на вышележащих уровнях надстраиваются над структурами и процессами нижележащего уровня, обеспечивая их регулирование и самоорганизацию. Понятие «иерархического порядка», как отмечал один из лидеров системного движения 20 в. Л. фон Берталанфи, является, «несомненно, фундаментальным для общей теории систем. Иерархия проявляется как в структурах, так и в функциях». Каждый уровень и каждая подсистема не только характеризуются особенностями своего внутреннего строения, но специализируются на выполнении достаточно определенных функций. Интеграционные процессы в системах трактуются как процессы управления, обеспечивающие и взаимо-обусловливающие согласованные взаимодействия подсистем на различных уровнях их организации.
Можно выделить две предельные формы иерархической организации: иерархия, основанная на принципе жесткой детерминации, и иерархия, базирующаяся на принципе вероятности (случайности). Первая означает, что все параметры каждого из структурных уровней строго однозначным образом связаны с параметрами других уровней. Эта форма иерархической организации свойственна процессам управления в обществе. Если в некотором коллективе, организованном по принципам жесткой детерминации, одного из индивидов наделить правом на инициативу, то функционирование этого коллектива возможно за счет подавления инициативы всех других индивидов. При наличии инициативы хотя бы у двух членов коллектива функционирование его будет парализовано, поскольку инициатива предполагает определенные самостоятельные и независимые действия и решения. Зачастую под иерархией понимают именно подобную жесткую организацию. Общественные системы, построенные по принципам жесткой детерминации, получили название тоталитарных систем.
Особенностью второй предельной формы иерархической организации является то, что их элементы, их состояния и поведение не зависят, не определяются и не коррелируют друг с другом. Единство таким системам придают внешние обстоятельства, внешние условия. Целостные характеристики систем определяются не конкретным поведением каждого отдельного элемента, а программами, структурой его возможных состояний и поведения.
Реальные иерархические системы включают в себя как жесткие, однозначно определяемые зависимости, так и подвижные, лабильные взаимоотношения, сохраняющие независимость отдельных подсистем и элементов, содержат в себе множество уровней. Каждый уровень характеризуется самоорганизацией с особой структурой, на каждом действуют специфические закономерности и решаются свои задачи, что придает иерархическим системам внутреннюю гибкость. Дж.Николис подчеркивал особую функциональную значимость иерархии для сложных систем. Известно его высказывание о том, что сложность подрывает устойчивость, если не умеряется иерархической структурой. Иерархический способ организации любых систем придает значительный потенциал развития этим системам. По мнению Г.Саймона, среди всех сложных систем только иерархии располагают достаточным временем на развитие.
В философской традиции иерархия рассматривается как одна из координат в системе координат, описывающих духовный и социальный порядок. Другой координатой в этой системе является свобода. Иерархия, совершенно подавившая свободу, становится хрупкой и рушится. Свобода, разрушившая иерархию, разрушает саму себя. Культура начиналась с двух иерархий – таинственных сил и священной власти. Племена отличались друг от друга преобладанием той или другой. У одних «светская» ориентация, нет влиятельного жречества, обряды совершает вождь. У других забота о таинственном глубже, есть корпорация жрецов, занятых общением с таинственными силами, и власть получает свое освящение от жречества. Великие культуры Индии и Китая различаются примерно так же.
В архаический период (до философии) по крайней мере некоторые культуры Средиземноморья тяготели к «индийскому» типу иерархии; единой цивилизации всего региона тогда не было. Греко-римская античность создана племенами «светской» ориентации. Средневековые мировые религии в целом утверждали превосходство духовного и вечного над временным, земным. При этом христианство сильнее акцентирует потустороннее, чем ислам, в котором нет монашества, нет различия между градом земным и градом Божьим (священна сама власть халифа), и нет централизованной религиозной общины. Христианство создало иерархию «церкви воинствующей», порядок старшинства священных чинов и развило ветхозаветные представления о небесной иерархии. В трудах Псевдо-Дионисия Ареопагитаиерархия определяется как «священный порядок и учение и деятельность, приближающаяся, насколько возможно, к божественному и подымающаяся до подобия Богу в меру божественного вдохновения». Новое время отрицало средневековую иерархию, затем периодически отрицало само себя, и стало разрушительным для всякой иерархии. Всеобщее раскрепощение привело к кризису свободы, напоминающему кризис античности.
Литература:
1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – обзор проблем и результатов. – Системные исследования, Ежегодник – 1969. М., 1969;
2. Николис Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. М., 1989;
3. Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.
Для чего нужна иерархия в семье?
Марина Озерова, педагог, психолог:
В семье иерархия необходима, как в любом другом микросоциуме. Никакие социальные группы на самом деле не могут быть анархичны, даже если очень к этому стремятся. В семье могут быть дружеские и демократичные отношения, но при этом родители не могут быть «друзьями» ребенка, равноправие невозможно в принципе.
Если родители и дети равны в своих правах — они должны быть равны в обязанностях. Если родители и дети равны — то родители не нужны в принципе, сам институт семьи не нужен. В семье есть старшие — родители, они ответственны за воспитание ребенка, за его поведение, за его будущую жизнь. Любые псевдогуманистические теории в духе «нужно ребенку предоставить полную свободу, дети от природы могут поступать интуитивно, ребенок сам знает, как нужно поступать… » — всего лишь бегство от собственной ответственности. Откуда ребенок может знать, как поступать, если у него нулевой социальный опыт и нет никаких представлений о нормах поведения?
Родители передают ему свой опыт, направляют его, ставят ему границы и следят за их выполнением. Самоконтроль не дается человеку от природы — он развивается. И развивается он на основе внешнего контроля — сначала родители контролируют ребенка, потом у него постепенно формируется самоконтроль.
Если говорить о равных позициях детей и родителей, тогда ясно следует, что дети не должны слушаться родителей и выполнять их требования, а все должны приходить к «консенсусу» путем демократических переговоров. Но в семье это невозможно в силу, опять-таки, отсутствия опыта у ребенка и опытности родителей. У детей нет представлений о последствиях поступка, причинно-следственные связи развиваются тоже постепенно.
Если допустить, что родители дают ребенку равноправие и ориентируются на его «интуитивное поведение», тогда нужно оставить новорожденного ребенка отдельно от родителей и дать ему «свободно развиваться». Понятное дело, что ребенок просто погибнет таким образом. Значит, его свобода тоже растет постепенно, она зависит от его усвоения некоторых навыков и норм поведения. Если мама не кормит ребенка — он умрет с голоду, т.к. в трехдневном возрасте он не может себе добыть еду самостоятельно.
Но уже в трехлетнем он может взять пищу со стола и поесть сам, если голоден. Так же постепенно развивается и духовная сфера, и социальная, и степень свободы и ответственности ребенка тоже складывается потихоньку, а степень родительского контроля уменьшается по мере взросления и передачи ответственности самому ребенку.
Конечно, вопрос о правильной иерархии в семье подразумевает здоровые отношения внутри ее, а не представляет родительский контроль и послушание ребенка как бессловесного предмета, которым манипулируют. Просто родители дают ребенку свободу лишь там, где, по их мнению, он уже дорос ее получить. Он свободно двигается внутри тех границ, которые ему ставят. Границы же ставят родители, они следят за их выполнением и изменяют их соответственно возрасту и возможностям ребенка.
Маленькие дети еще не могут нести ответственности за свой выбор, только там, где его предлагают родители, и где они допускают, что этот выбор возможен. Родители заботятся о ребенке, стараясь максимально использовать все, что дано ему от природы, учитывают его потребности, но при этом ориентируются на собственный разум и свои представления — ребенок может выражать неадекватные ситуации потребности, и это не значит, что родители должны бросаться их выполнять.
Позволить ребенку объесться сладостями, потому что он «так хочет», чтобы потом его вырвало несколько раз за ночь — очень жестокий эксперимент над его организмом, и полная безответственность его родителей (я рассказываю реальный случай — позиция родителей была «он должен был сделать свой выбор»).
Родители — старшие по положению, у них есть власть (но не самодурство!), на них полная ответственность за ребенка, они управляют его жизнью до тех пор, пока он не вырастет до такой степени, что берет эту ответственность на себя. В разных сферах эта ответственность выражается по-разному, и наступает в разное время.
Так или иначе, мы все равно задаем ту нишу, в которой будет развиваться ребенок:
социальное положение, национальность, религиозная принадлежность, тип отношений в семье, и т.п. здесь просто невозможно, даже теоретически, предложить ребенку выбор. Следовательно, так или иначе, родители что-то решают за ребенка, и приводят его в мир уже с определенными условиями. Значит, пытаться придумать некую «полную свободу выбора» — идея утопическая.
Тезис о том, что ребенок с самого момента зачатия отдельная личность и ее нужно уважать, сам по себе правилен, только иногда случается «хотели как лучше, получилось как всегда» — сторонники «уважения личности» и «защиты прав ребенка» считают, что ради прав ребенка нужно попрать права семьи и отвергать личности родителей. Но при правильной системе отношений и в условиях иерархии взаимоуважение не только возможно, а обязательно: родители пользуются уважением как авторитетные и опытные старшие наставники, дети пользуются уважением как развивающиеся новые личности.
Нет никаких проблем проявлять уважение друг ко другу в условиях разных положений, иерархичного устройства семьи. «Права детей» — это сфера родительской ответственности, а не детской. Главное, для чего ребенок принимает более высокое иерархичное положение своих родителей — собственная уверенность, ощущение защищенности, ощущение надежности этого мира. Если родители «равноправны», по положению равны детям — это дает детям подсознательный страх отсутствия всякой защиты в этом мире.
Ребенок приходит совершенно беспомощным созданием, рассчитанным на полную зависимость от своих родителей. И нагружать его ответственностью там, где он даже не может ее представить, просто жестоко. Дети должны получать чувство гармоничности и надежности мира, где они находятся под защитой своих родителей. Если же родители уравнивают себя в положении с детьми, они лишают ребенка этой подсознательной уверенности. Кроме распада института семьи, это приводит к поиску других ощущений — дети, которые росли без границ (обратная форма — излишний деспотизм), обычно ищут этих границ извне, и становятся легкой добычей разных асоциальных группировок.
Человек так устроен, что он не может развиваться без границ, значит, если ребенку их не дают родители, он ищет их в других источниках, потому что ребенку границы дают, прежде всего, знание о мире, где все предсказуемо и надежно, где есть четкое разделение на области допустимого и недопустимого, в этом мире ясно и просто жить. Если же границ нет, социальные роли в семье сняты, мир становится полностью непредсказуемым и враждебным.
Впрочем, достаточно посмотреть, как развивалось европейское образование на предыдущие сто лет — как старательно разрушали патриархальный быт семей, отвергали роли родителей и «боролись за права детей». В итоге большинство детей — «понаехавшие» эмигранты, а собственно институт семьи уже совсем спасать нужно, как и демографическое положение коренного населения Европы.
Дети не могут жить без защиты — не только физической, но и моральной, не только осознаваемой, но и подсознательной.
Поэтому снимать с себя ответственность за ребенка и перекладывать ее на детские плечи в высшей степени недостойное поведение взрослых, приведших своего ребенка в этот мир, и отказавшихся быть для него надежными проводниками, предоставляя ему мнимую «свободу» и непонятное «равноправие».
Что такое Иерархия
Слово «Иерархия» сегодня можно встретить в совершенно разных контекстах употребления: в науке этим словом зачастую обозначают упорядоченность элементов неких категориальных рядов по какому-либо принципу (например, от большего к меньшему); в управлении под «иерархией» принято понимать некую систему, имеющую звено централизованного управления, в противовес горизонтальной самоорганизующейся системе, которую называют «сеть»; в сознании обывателя «иерархия» часто ассоциируется с некими социальными отношениями, где есть система подчинения одного другому, обусловленная неким признаком или наделённостью, зачастую несправедливо организованная, несущая собой принцип соперничества и конкуренции; в философии часто говорят об «иерархии» как о системе организации чего-либо (например, мироздания, социума, аппарата управления Создателя); теософы употребляли слово «Иерархия» как синоним союза «людей доброй воли», а также как синоним сохранения и преумножения жизни, высшего порядка и меры всех вещей. Как видим, во всех этих случаях не раскрыто содержание того, что понимается под «иерархией», а есть лишь некий смысловой контекст понимания употребляющим данного понятия.
Само же содержание понятия «Иерархия», как правило, обобщённо предполагает «синтез нелинейных систем в их многоуровневой взаимокоординации меду собой». Так, философский словарь интерпретирует содержание понятия «Иерархия» как «принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от низшего к высшему. Каждый из двух или более уровней выступает как управляющий по отношению к нижележащим и как управляемый по отношению к вышележащим. …имеет место как структурная, так и функциональная дифференциация… на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, на более высокие уровни поступает обобщённая информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения, относящиеся ко всей системе в целом. В реальных системах иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жёсткой – Иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим, и в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации…» [Философский словарь, выходные данные, стр. 201]. То есть, согласно данному определению, Иерархия – это внутренний принцип функционирования и структурной организации некоей сложной системы, состоящей из разных уровней (где каждому уровню свойственны свои задачи и специфики), определённым образом вступающих во взаимодействия друг с другом.
Однако, любая система, даже сложная, является частью некоего бОльшего Целого, где на уровне этого Целого система перестаёт быть просто системой и, согласно законам синергетики, в синтезе взаимодействий с другими системами этого целого начинает приобретать свойства и качества, не свойственные каждой из этих систем (частей целого) по отдельности. Таким образом, принцип функционирования уровней внутри сложной системы и принцип функционирования сложных систем внутри Целого – не есть одно и то же (например, параметры и фундаментальности осуществления цельной системы Метагалактики не будут равняться сумме параметров и фундаментальностей осуществления её отдельных элементов – сложных многоуровневых систем – галактик, солнечных систем и планет, а будут иными; но при этом будут учитывать параметры осуществления систем, составляющих Целое, как часть).
Соответственно, сегодня мы находимся на том этапе развития человека и его когнитивных способностей, когда нам необходимо выйти на видение феномена Иерархии на новом, более актуальном этапе: не только как отношения между элементами какого-либо категориального ряда между собой и субординацию между ними, не только как отношения между уровнями сложной системы, но и как организацию и синтез частей (где часть состоит из сложных многоуровневых систем) внутри некоего Целого и отношения и взаимодействия этих Целых между собой, формируя ещё большее новое Целое. Изучать закономерности формирования частей и Целого и их взаимодействия между собой должна новая наука – наука Иерархии, а базовые результаты этой науки, и на их основе – грамотная иерархизация – должны лечь в основу любой современной науки (и любой сферы человеческой жизнедеятельности) для её корректного и эффективного развития.
Так, например, только если мы владеем императивом Иерархии как синтеза частей Целого, мы способны в полноте подступиться к изучению феномена Человека в науке о Человеке: где Человек являет собой Целое, состоящее из частей Целого (части человека – например, разум, мышление, душа, интеллект, сознание и т.д.), и где части Целого в свою очередь состоят из сложных систем (системы частей человека), которые, в свою очередь, имеют уровни своей организации (аппараты систем частей человека), которые вырабатывают продукты своей деятельности – частности (мысли, чувства и так далее). Сам Человек при этом, являясь Целым, не равняется просто сумме параметров его отдельно взятых частей (душа, разум, тело и т.д.), а в синтезе их «эффектом синергии» являет собой нечто новое, с новыми качествами, способностями, параметрами, чем по отдельности не обладает ни одна из его частей. При этом, сами взаимодействия частей, их систем, аппаратов (уровней) систем между собой и с Целым и формирование ими Целого и его специфик – это и есть Иерархия (в данном случае – Иерархия Человека); и, зная закономерности Иерархии как явления, можно объяснить закономерности развития Иерархии Человека и сформировать ориентиры эффективного управления её развитием на разных этапах. Или же, владея императивом Иерархии как синтеза разноуровневых Целых мы можем более глубоко изучать, рассматривать, управлять процессами взаимодействия и развития разноуровневых Целых между собой: например, взаимодействие Целого-Человек с Целым-Человек (наука Человека), (где на уровне Иерархии Человека рассматривается комплекс взаимодействий как разных частностей, аппаратов, систем, частей двух людей между собой за одну единицу времени, так в целом двух Целых – Человек и Человек; рассматриваются закономерности и взаимосвязь состояния отдельных элементов Целого и самого Целого между собой и взаимосвязь состояния отдельных элементов двух разных Целых друг с другом; закономерности того, как эти два Целых образуют в синтезе друг с другом новое Целое – например, семью, и т.д.); взаимодействие Целого-Человек с Целым-ойкумена Человека-его «Дом» (наука Дома) (где рассматриваются закономерности взаимодействия Иерархии Человека и Иерархии Дома и как в Синтезе друг с другом они формируют новое Целое — Синтез) и так далее.
Итак, Иерархия – это Синтез разноуровневых Целых, состоящих из нелинейного синтеза разноуровневых частей Целого, состоящих из различных многоуровневых систем, с нелинейным синтезом разных элементов их между собой (всю эту организацию можно обобщённо назвать Иерархическая Цельность).
Каждое Целоеимеет своё место на условной лестнице эволюционного развития и развитости, и в зависимости от этого уровня имеет свои особенности, специфики, характеристики. Это место не является неизменным; каждое Целое может передвигаться на следующий иерархический уровень по мере своего развития и роста (или откатываться назад при стагнационных процессах). При этом, при каждом передвижении одного Целого на следующий иерархический уровень (с соответствующей сменой им его спецификаций, характеристик и параметров), весь Синтез разноуровневых Целых (Иерархическая Цельность) этим тоже меняет свои параметры Цельности, что сказывается на каждом Целом – участнике Синтеза разноуровневых Целых: каждое Целое этим оказывается в условиях новой Цельности с новыми эволюционными параметрами, оно вынуждено подтягиваться и перестраиваться на эти новые эволюционные параметры в своём развитии, и этим обеспечивается эволюционный рост всей Иерархической Цельности. Таким образом, эволюционный рост и развитие одного Целого внутри Иерархической Цельности является фактором эволюционного роста и развития всех Целых всей Иерархической Цельности; и вся Иерархическая Цельность заинтересована в создании условий роста и развития каждого Целого этой Иерархической Цельности, так как ростом одного Целого обеспечивается рост всей Иерархической Цельности (упрощённо это известно как иерархическое правило «один за всех, все за одного»). Таким образом, на этом этапе рассмотрения Иерархии мы вышли на понимание Иерархии как организации синтеза процессов внутри одной Иерархической Цельности, где каждой Иерархической Цельности свойственны свои параметры и фундаментальности осуществления.
Однако, Иерархия осуществляется не только «горизонтально» (где рассматривается Синтез Целых внутри одной Иерархической Цельности), но и «вертикально», где, по законам диалектики, вышестоящее включает в себя нижестоящее как часть: то есть, каждая вышестоящая Иерархическая Цельность состоит из синтеза Целых – нижестоящих Иерархических Цельностей, являясь ведущей по отношению к ним, «локомотивом» их эволюционного иерархического развития («Огонь» для «Материи» нижестоящих Иерархических Цельностей). И при этом эта же вышестоящая Иерархическая Цельность является нижестоящей («Материей») по отношению к следующей – вышестоящей по отношению к ней – Иерархической Цельности («Огню»), руководствуясь её параметрами и фундаментальностями как вектором своего следующего эволюционного развития. Этим обеспечивается баланс иерархического постоянства развития Синтеза всех Иерархических Цельностей: устойчивость, упорядоченность и организованность с одной стороны, и потенциал и стимул эволюционного роста и развития, перехода на новый уровень – с другой. Так, мы вышли на следующий масштаб императива Иерархии как Синтеза Иерархических Цельностей, с нелинейным взаимодействием Иерархических Цельностей и их элементов между собой. Где Синтез Иерархических Цельностей между собой не равен сумме Иерархических Цельностей, его составляющих, а начинает обладать свойствами и спецификациями, не свойственными каждой из Иерархических Цельностей по отдельности.
На этом уровне рассмотрения Иерархии наступает эффект новой, уже мета-Цельности, некоей над-Цельности, где все предыдущие элементы иерархических уровней (которые на разных этапах были по отношению друг для друга Огнём и Материей как вышестоящее по отношению к нижестоящему) уже становятся неразличимы и становятся элементами одного большого сплошного явления, которое их все между собой объединяет, организует, реорганизует, синтезирует – в качественно совершенно новую Огненность и Материальность, и где границы между предыдущими вариантами Огненности и Материальности перестают быть границами, где Огненность и Материальность взаимоперетекают друг в друга и являются одной сплошной (можно было бы сказать «Целым», но это слово мы уже упоминали в другом контексте и оно не отражает сути данного явления) Поядающей Огненностью. Где Поядающая Огненность (или Поядающий Огонь) и есть та организованная субстанция (синтезирующая собой Огонь и Материю), которая являет собой новый, уже мета-иерархический уровень Иерархии. Иерархия здесь – это больше, чем многоуровневая система, часть Целого, само Целое, синтез Целых между собой в Иерархические Цельности и даже чем Синтез Иерархических Цельностей: Иерархия здесь уже видится как некая «метаструктура» — которая осуществляет управление процессами развития всех предыдущих иерархических уровней, и являет собой Поядающий Огонь.
Таким образом, Поядающий Огонь и есть «головное» управляющее начало развития предыдущих иерархических уровней всей Иерархии, выражающееся в «головном ядре» каждого иерархического уровня и в ядре каждого элемента каждого иерархического уровня всей Иерархии. Источник Поядающего Огня – Изначально Вышестоящий Отец.