Для чего нужна информатизация образования
Информатизация и компьютеризация образования – плюсы и минусы
Прежде всего, о терминах.
Под информатизацией образования будем понимать реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги.
Под компьютеризацией образования будем понимать процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров.
Поскольку знания, помимо нашей естественной памяти, хранятся в искусственной компьютерной памяти и на съемных компьютерных носителях, а информационные продукты и услуги реализуются, главным образом, через компьютерные технологии, не будем явно разграничивать информатизацию и компьютеризацию образования. Будем рассматривать их в совокупности.
Плюсы:
3. Информатизация и компьютеризация образования позволяют реализовать принципиально новые методы обучения, недоступные или требующие нерационально большого времени при традиционных методах обучения.
Это, прежде всего, диалоговая форма обучения, причем активность и содержание диалога с компьютером не ограничены ничем, кроме структуры автоматизированного курса. Именно периодический диалог педагога и ученика был во все времена наиболее интенсивной и глубокой формой обучения – более глубокой, чем самообучение по книге или путем пассивного прослушивания лекций. Именно диалоги (в сочетании) с действием как метод обучения лежали в основе большинства древнегреческих школ, физических школ Резерфорда, Бора, Капицы, Ландау. Именно диалоговая форма обучения поддерживает процветание репетиторства.
При автоматизированном обучении успешно реализуется адаптация АК к обучаемым, как по темпу выдачи информации (регулируется учащимся), так и по ее содержанию [регулируется учащимся и /или автоматически самим курсом по результатам анализа ответов обучаемого на контрольные вопросы (задания)].
Диалог и адаптация в сочетании с быстродействием и памятью компьютера позволяют в полной мере реализовать принцип индивидуального активного учебного процесса в условиях массового обучения.
На базе компьютеров реализуются математическое моделирование, деловые игры, вычислительные эксперименты в виртуальных лабораториях, что позволяет реализовать проблемный, деловой принцип обучения, максимально приблизить обучение к современным методам работы инженера-творца, ученого и руководителя производства, привить обучаемым навыки самостоятельной работы в учебе, науке и на производстве.
Совершенно новый смысл могут приобрести заочное и дополнительное обучение на расстоянии (дистанционное обучение, Интернет-образование), что позволит, на наш взгляд, поднять уровень этих форм обучения до уровня стационара (очного обучения) и привлечь в учебные заведения более широкий контингент специалистов-производственников, как для обучения, так и для преподавания. При дистанционном обучении в режиме off-line не требуется расписание занятий, определяющее место и время их проведения. Каждый участник дистанционного обучения (преподаватель-тьютор или обучаемый) может работать в удобное для себя время и в удобном месте, оснащенном компьютером. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, больных).
Минусы:
4. Излишняя автоматизация обезличивает учебный процесс, отчуждает друг от друга его участников. Никакие «hard» и «soft» не заменят живого общения учителя и ученика, живого общения самих учеников. Выхолащивается воспитательная функция образования – воспитание мышления.
Дело в том, что в современном образовании главное – «зажечь факел» мышления, а не «наполнить сосуд» памяти. Для этого нужно привить первичные навыки:
Информатизация и компьютеризация не нацелены на развитие этих навыков. Может быть, искусственный интеллект развернется к ним лицом – остается надеяться с чувством сдержанного оптимизма.
5. Информатизация и компьютеризация образования в их современном виде приучают обучаемых к шаблонным, рутинным навыкам технологий и интерфейсов. Особая ученость, тем более, высшее образование для обучения таким навыкам не требуется, достаточно знаний в объеме средней школы. Подобная стандартизация «экономит» мышление, загоняя его в подчиненное отношение к действию. Но именно мышление должно предшествовать любому рациональному действию. Действие впереди мысли – это уже деградация homo sapiens.
Компьютеры и другая информационная техника, конечно, освобождают нас от рутины, ошибок ввода, бумаги и т.д., способствуя экономии нашего времени и комфортности труда. Но техника прерывает непосредственную физическую и духовную связь с природой, другими людьми, отчуждает мысль от смысла природных объектов, явлений, процессов. А смысл этот скрыт, и техника в лучшем случае помогает его объяснить, но не понять. Физическая внешняя информация объяснения стучит нам в уши и лезет в глаза, но это всего лишь грубая копия тонкой, внечувственной внутренней информации понимания вопрошаемого нами мира (о внешней и внутренней информации см. лекцию 3).
Гуманизация технического образования в современном мире
Техническое образование во всем мире чрезвычайно развито. Технические колледжи, училища, институты, университеты выпускают техников и инженеров, «как блины пекут». В середине 19 в. возникло понятие «технические науки», после чего стали присваиваться ученые степени в области технических наук (в нашей стране – кандидаты и доктора технических наук). Наличие подготовленных кадров способствовало небывалому развитию техники буквально во всех сферах жизнедеятельности человечества. Но технике как рациональному продукту негуманизированного технического образования, сделанному «человеком ремесленным», но не «человеком разумным», чужды «любовь ко всякому живому существу» (Л.Н. Толстой), этика «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), » живая этика» (Е.И. Рерих), как и любая этика вообще. Требуется гуманизация технического образования, требуется техноэтика, регламентирующая этические (нравственные) пределы технического прогресса, подобно тому, как биоэтика и экоэтика регламентируют нравственные пределы проникновения человека в глубины живой природы и в целом всей природы.
Сами научно-технические исследования многим представляются этически нейтральными, а антигуманное использование их достижений, якобы, целиком и полностью обусловлено теми социальными силами, которые контролируют практическое применение результатов этих исследований. Но из этого отнюдь не следует, что с ученого и инженера снимается всякая ответственность за то, каким образом и каким анонимным «социальным силам» служат научно-технические достижения.
Юридический аналог: Нюрнбергский трибунал признал ответственными тех врачей и ученых, которые «во имя прогресса науки» проводили бесчеловечные эксперименты над узниками гитлеровских концлагерей и называли себя только орудием в руках нацистского режима.
В наш век глобальных проблем и кризисов ученым и инженерам не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодолении возникающих угроз, чтобы самим не оказаться причастными к возникновению тех или иных глобальных проблем и катаклизмов.
Но откуда взять нравственных ученых и инженеров? В первую очередь, из насквозь гуманизированного образования, и техническое образование – не исключение. Важнейшим образцом гуманизированного образования является ноосферное образование (о ноосфере см. лекцию 6).
Людям, склонным к технократическому мышлению, полезно настойчиво напоминать о духовных ценностях – гуманизме, человечности, совести, сострадании, о том, что искусственный мир техники, окружающий современного человека, не имеет права подавлять человеческое естество, дух человека: «сердце…не может жить в металлической среде» (Н.А. Бердяев). Машины должны помогать человеку, а не превращать его в своего раба и не заставлять человека оправдываться за содеянное машинами.
Информационные технологии в образовании: почему это важно для каждого. Статья по педагогике
Информационные технологии в образовании: почему это важно для каждого
Информационные технологии как основа для всех уровней образования в России закреплена на законодательном уровне и является основополагающей стратегией развития современного образования.
Ключевые слова: Информационные технологии, цифровые технологии, электронные средства обучения.
Information technology as the basis for all levels of education in Russia is enshrined at the legislative level and is a fundamental strategy for the development of modern education.
Keywords: Information technologies, digital technologies, e-learning tools.
Информационное технологии – понятие сложное и включает множество компонентов, на сегодня в документах федерального уровня все чаще можно увидеть формулировку «цифровые технологии».
Цифровые технологии активно стали внедряться в образовательный процесс в последнее десятилетие, сегодня уже сложилась целая сеть специализированных платформ, порталов, сайтов (например, МЭШ, РЭШ, ЯКласс, Google Класс, Мобильное электронное образование, Сберкласс и др.), которые предлагают готовые обучающие материалы и даже целые уроки. С одной стороны, цифровые технологии удобны в использовании, экономят время на подготовку учителя; наглядны, интерактивны для учеников, но с другой стороны – у них множество ограничений: трудно учитывать СанПиНы, учитывающие временной объем работы школьников с цифровыми ресурсами, влияние электронных инструментов на воспитание и развитие личности школьников, особенно на развитие коммуникативных умений.
Сегодня, согласно исследователям (К. Шваб, С. Галкин, И. Шестокова и др.) мы близки к четвертой промышленной революции, которая поменяет отношение к миру в целом. Современные дети, уже даже многими исследователями названные цифровыми аборигенами, сетевым поколением (М. Пренски, С. Носова, Д. Тэпскотта и др.), свою учебную деятельность связывают с использованием гаджетов и цифровых ресурсов.
Экономия времени, ресурсов, емкость хранения и удобство в передачи информации – все это преимущества цифровых технологий.
Многие ученые считают, что цифровые технологии не могут полностью занять место традиционной педагогики, так как эффективность и качество обучения при цифровых технологиях заметно страдают.
В понимании методики обучения цифровые технологии – это электронные средства обучения: словари, учебники, тесты, и оборудование – интерактивные доски, планшеты, компьютеры, айпады и многое другое.
Цифровые технологии имеют ряд черт
1. Информатизация образования – внедрение в урок цифровых средств.
2. Цифровые средства обучения делятся на обучающие средства, тренажеры, информационно-справочные ресурсы, имитационные, моделирующие, демонстрационные, учебные, игровые, досуговые (внеурочные).
3. Формы реализации максимально разнообразны, как и в традиционной педагогике (лаборатории, тренажеры, практикумы, игры, квесты, тесты, графика, мультимедиа, интеллектуальные справочники, энциклопедии).
4. Цифровые ресурсы должны соответствовать возрасту, дидактике, программе обучения.
5. Цифровые ресурсы должны соответствовать проблематике, наглядности, системности, научности, доступности.
6. Единство всех функций в образовании посредством цифровых технологий: обучающей, воспитательной, развивающей.
На данный момент цифровое образование – это платформы, программы по изучению конкретного предмета, в ряде работ ученых мы видим пока что использование или упоминание отдельных элементов цифровых технологий: цифровые средства обучения, оборудование или отдельно взятая онлайн-платформа. Цифровое образование – это совокупность всего выше перечисленного, это самостоятельная работа и обработка информации учеником, это умение работать с большими массивами информации.
Цифровые технологии – метод обучения с использованием информационных и коммуникационных средств обучения, в котором должен быть удобный интерфейс и гуманное обеспечение сопровождения учащихся, целесообразные требования в рамках возрастного ценза участников.
Только при работе с цифровыми ресурсами ученики могут получить навыки работы с новыми технологиями, это предполагает информационное воспитание и критическое осмысление информации.
Важная составляющая цифрового образования – обратная связь, интерактивность в общении.
Сегодня современный урок должен отвечать новым требованиям и веяниям времени: дистанционность и информационность процесса дает больше возможности индивидуально раскрыться каждому ученику.
Цифровое образование дает возможности для конфигурации различных типов уроков, используя и другие технологии. Можно использовать различные тренажеры, тесты, презентации, таблицы, графики, схемы, дистанционное обучение и многое другое.
Плюсы использования цифровых технологий для развития речи учеников:
2. информативность процесса,
3. индивидуализация стиль заданий и работы,
4. видение каждого ученика и системы работы в классе,
5. отслеживание отдельных тематических групп заданий.
В занятии с применением цифровых технологий есть свои особенности (Теремов А.В., Грищенко В.И., Давыденко М.В.):
– индивидуальный уровень ученика;
– в любой момент учитель может скорректировать материал;
– формы индивидуальной и групповой работы;
Виды цифровых технологий имеют свою классификацию:
· Программы общего назначения.
· Программы для экзамена, теста.
· Программы для моделирования,
· Виртуальные лаборатории, музеи.
· Для профессиональной деятельности (электронные дневники).
Сегодня мы знаем, что такое «цифровая школа», «высокотехнологичная образовательная среда», «информационное пространство». Высокотехнологичная среда учреждения: сайт, компьютеры, интерактивные доски, компьютерная техника, средства цифровые, беспроводные технологии, локальная сеть. С точки зрения педагогики не одно, даже самое совершенное и передовое средство обучения не может быть задействовано на 100 % как эффективное средство обучения.
Для каждого из средств должно быть место в разделе и в уроке, чтобы обеспечить гармоничное образование. Компьютер дает системность.
Также мы видим, что при цифровых технологиях действует системно-деятельностный подход. Загвязинский В.И. утверждает, что цифровые технологии дают возможность дифференцировать задания, ученик видит свою активную роль в обучении, есть возможность выйти в сеть в библиотеки, музеи.
В современной школе должны быть уроки с применением цифровых технологий, это дает большие возможности для творческого потенциала как учителя, так и ученика, так же расширяет границы информации, знаний и учебного пространства.
1. Вяземский, Е. Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pish.ru/blog/archives/197. – Дата доступа: 16.03.2021.
2. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования /Авт.-сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2015. — 44 с.
3. Евладова, Е.Б. Внеклассная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С. 15-21
4. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник /В.И. Загвязинский. — Москва: Academia, 2017. — 160 с.
5. Закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-2/statya-14.html. – Дата доступа: 19.03.2020.
6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кодакова, А.А. Кузнецова. — Москва: Просвещение, 2018. — 36 с.
7. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат. — Москва: Академия, 2003. — 272 с.
8. Смирнова, А.Н. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы /А.Н. Смирнова, Е.А. Фадеева. — Санкт-Петербург: Книжный дом, 2016. — 458 с.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект /Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — Москва: Просвещение, 2019. — 48 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Информатизация образования
Полезное
Смотреть что такое «Информатизация образования» в других словарях:
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Процесс обеспечения сферы образования современными информационными технологиями. Первоначально трактовалась как формирование компьютерной грамотности, представляющей собой элемент общеобразовательной подготовки… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — в широком смысле комплекс социально педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком внедрение в учреждения системы образования информац. средств, основанных … Российская педагогическая энциклопедия
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — процесс обеспечения системы образования информационными средствами, продукцией и технологиями с целью совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных; совершенствования… … Профессиональное образование. Словарь
Информатизация образования — комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Информатизация образования — массовое внедрение в пед. практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий … Педагогический словарь
Информатизация — (англ. Informatization) политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием… … Википедия
Информатизация системы образования государства-участника СНГ — приведение всей системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. Источник: Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств участников Содружества Независимых… … Официальная терминология
Информатизация — широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека. И. (компьютеризация) образования внедрение в процесс образования (обучения) методов сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе вычислительной… … Российская энциклопедия по охране труда
Информатизация общества — перестройка и обогащение информационно коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем производства, управления, науки, образования, сферы услуг, денежно кассовых операций, медицины, криминалистики, охраны окружающей… … Экология человека
Информатизация общества — перестройка и обогащение информационно коммуникативной основы функционирования общества и его важнейших подсистем производства, управления, науки, образования, сферы услуг, денежно кассовых операций, медицины, криминалистики, охраны окружающей… … Социологический справочник
«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании
Методички Педсовета
Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире — в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о позитивных и негативным последствиям.
Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей — коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.
ИКТ — что это такое?
Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ — звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?
Информационные технологии или просто IT — словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества. С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения — дистанционное обучение, «. основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)
ИКТ в современном образовании: применение, результаты
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.
Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.
Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:
Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося
Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:
А также, «минусами» применения ИКТ являются:
И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них. Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности. При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, — за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).