Для чего нужна исо 9001

Сертификат соответствия ISO 9001: зачем он вашему бизнесу и как его оформить?

10.01.2020 Прочтёте за 6 минут. 7738

Документы для стандартизации технологических и бизнес-процессов разрабатывает международная организация International Organization for Standardization (ISO). Одним из самых известных стандартов считается ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Сертификация на соответствие компании его требованиям не является обязательной, но многие предприятия осознанно идут на этот шаг. Нужна ли сертификация по ISO 9001 и что она может дать компании?

Что такое ISO 9001

Сейчас разработано и действует около 23 000 международных стандартов, которые регулируют все аспекты ведения бизнеса. Серия ISO 9000 касается требований к управлению предприятием для обеспечения выпуска качественной продукции. Она основывается на 8 принципах:

Стандарт ISO 9001 предполагает построение такой системы менеджмента качества предприятия, которая ориентирована на потребителя. Базовый принцип этого документа таков: компания должна понимать потребности покупателей своих товаров и услуг, соответствовать их требованиям и уметь предвидеть их ожидания. Только в этом случае предприятие может стать результативным. При этом от системы менеджмента качества требуется не тотальный контроль каждой единицы продукции и каждой операции в процессе ее изготовления, а создание таких условий функционирования предприятия, которые сведут к минимуму ошибки в работе и обеспечат высокое качество изготавливаемых товаров или услуг. В нашей стране действует национальный эквивалент стандарта – ГОСТ Р ИСО 9001-2015.

Зачем нужен сертификат соответствия требованиям ISO 9001

Наличие сертификата соответствия требованиям ISO 9001 – это доказательство грамотного управления предприятием, подтверждение того, что оно выпускает качественную продукцию. Успешная процедура сертификации компании позволяет повысить ее репутацию и служит весомым преимуществом в борьбе за долю рынка с конкурентами. Часто требование о наличии у компании такого сертификата закладывается в тендерные условия или в условия конкурсов по качеству.

Для чего нужна исо 9001. Смотреть фото Для чего нужна исо 9001. Смотреть картинку Для чего нужна исо 9001. Картинка про Для чего нужна исо 9001. Фото Для чего нужна исо 9001

Сертификация по ISO 9001 может открыть перед компанией новые горизонты

Когда нужна сертификация по ISO 9001

Чаще всего сертификация по ISO 9001 нужна в двух случаях:

Какой организационный и экономический эффект дает сертификация по ISO 9001

Сертификация по ISO 9001 позволяет не только упорядочить систему управления компанией и сделать ее более результативной, но и получить экономический эффект. Соответствующие исследования проводили испанские экономисты.

В ходе работы они изучали результаты внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001 на 800 предприятиях. 400 из них были сертифицированы по ISO 9001, а 400 – нет.

В результате исследования выяснилось, что в сертифицированных компаниях:

Экономический результат в сертифицированных компаниях тоже оказался выше.

Схожие исследования проводились и в нашей стране. В их ходе российские экономисты проанализировали работу более 1 000 компаний и выяснили, что финансовые показатели сертифицированных компаний на 5–10 % выше, чем аналогичные показатели для предприятий, не прошедших процедуру сертификации. Получается, что сертификацию по ISO 9001, в дополнение к перечисленным выше целям, можно монетизировать.

Как провести сертификацию компании

Процедура сертификации по ISO 9001 проходит в два этапа. На первом нужно создать и внедрить систему менеджмента качества. На втором – пройти документальную проверку СМК на соответствие требованиям ISO 9001 и получить сертификат. Далее внедренную СМК нужно поддерживать в актуальном состоянии. Чтобы проверить это, раз в год орган, выдавший сертификат, проводит технический надзор за выполнением требований стандарта.Центр сертификации «Гарант» разработает для вашей компании документы для функционирования системы менеджмента качества и поможет пройти процедуру сертификации по ISO 9001.

Источник

Что такое сертификация ISO 9001, и что она дает?

Для чего нужна исо 9001. Смотреть фото Для чего нужна исо 9001. Смотреть картинку Для чего нужна исо 9001. Картинка про Для чего нужна исо 9001. Фото Для чего нужна исо 9001

Что такое сертификация ISO 9001, и что она дает?

Сертификация ISO 9001 не обязательная процедура, но многие крупные компании уже прошли сертификацию. Данный стандарт применим к любому бизнесу вне зависимости от сферы деятельности.

Что такое ISO 9001?

Стандартизация в бизнесе появилась достаточно давно. Соглашение о кооперации для разработки стандартов было заключено в 1946 году. На сегодняшний день в системе учитывается более 20000 стандартов, затрагивающие большинство аспектов предпринимательской деятельности.

Данную систему сертификации разработала Международная организация по стандартизации — ИСО, она занимается ее дальнейшей разработкой и внедрением по всему миру.

Основная цель разработки системы сертификации — упрощение обмена продукции и услугами между странами и кооперация в экономической и научной сферах. А именно:

Стандарты ISO поделены на две линейки ISO 9000 и IOS 10000, они же в свою очередь разделены на подразделы. Если говорить о 9000 серии, то она делится на следующие подразделы:

Вернемся непосредственно к стандарту ISO 9001. Этот стандарт был сформирован в 1984 году. После этого несколько раз претерпел изменения, редакции от 1994, 2000, 2008 и 2015 года.

В России стандарт ISO 9001 был локализован, у нас применяется ГОСТ ИСО 9001 в версиях 2011 и 2015 годов. Проходить данную сертификацию не обязательно, но уже более 10000 компаний ее прошли.

Что дает сертификация ISO 9001

Для некоторых компаний сертификация по стандарту ISO 9001 — это тот минимальный уровень, который позволит выйти на рынок.

Наличие сертификата обеспечивает предприятию высокую конкурентоспособность, позволяет работать в секторах регулируемых правительством.

А для конечного потребителя товаров и услуг это говорит о неком повышенном уровне надежности компании и соответствие продукции международным стандартам.

Прохождение сертификации также позволяет компании выйти на международный рынок.

Конечно же, прохождение сертификации как таковое, не гарантирует того, что дела в вашей компании пойдут в гору. Однако внедрение системы менеджмента качества, описанных в стандартах ISO 9001, позволит оптимизировать рабочие процессы, повысит вовлеченность в работу и уровень ответственности сотрудников. Что в свою очередь скажется на экономических показателях.

Как пройти сертификацию ISО 9001

В первую очередь нужно выбрать орган сертификации. Важно учесть, орган должен быть аккредитован Росаккредитацией, не путать с Росстандартом.

На основании 184-ФЗ полномочия по аккредитации органов в России имеет только Росаккредитация.

Проверить аккредитован выбранный вами орган или нет, можете на сайте Росаккредитации.

Выбор аккредитованного органа и оплата им за услуги сертификации, не гарантирует прохождение сертификации и соответственно получение сертификата менеджмента качества — ISO 9001:2015.

Сертификационная компания может на законном основании отказать вам в выдаче сертификата, если система менеджмента качества в вашей компании не соответствует требованиям ISO 9001.

Казалось бы, логичнее сначала привести систему менеджмента под стандарт, а уже потом выбирать орган сертификации.

Сложность в том, что стандарт ISO 9001 содержит в себе требования которые необходимо правильно интерпретировать для каждого организации по разному. По этой причине всегда есть риск совершить ошибку при внедрении стандартов и не пройти сертификацию.

Исходя из сказанного выше, рекомендуем при выборе сертифицирующего органа учесть наличие у них консультаций по внедрению стандартов. Некоторые органы по сертификации предоставляют услуги по внедрению системы менеджмента в вашу организацию под ключ с дальнейшей гарантией прохождения сертификации. Это оптимальный вариант, но не обязательный. Если вы считаете, что ваших знаний и опыта достаточно, то можете внедрение взять на себя.

Подготовка к сертификации самостоятельно

Внедрение СМК (Система Менеджмента Качества) происходит поэтапно. Руководство организации выносит решение о необходимости интеграции системы качества в бизнес.

На основании этого решения формируется рабочая группа, ее численность зависит от размера компании. В составе группы может быть и сам руководитель компании, точнее его вхождение в состав группы обязательно, это требования ISO 9001.

Если компания крупная, то в состав рабочей группы могут быть привлечены внешние менеджеры и консультанты.

Работая группа является лишь координатором в действиях по внедрению системы, все остальные сотрудники компании должны принимать непосредственное участие в рамках своей компетенции.

Также одной из задач рабочей группы является формирование списка требований государства, инвесторов, потребителей и других сторон к результатам деятельности компании.

Следующим этапом проводится ревизия текущих нормативных документов в организации (инструкции, стандарты компании).

На основе данных полученных во время подготовительного этапа формируется сценарий в области политики компании, целей, стратегии ее развития и уровня качества. Далее формируется приказ о внедрении системы качества в компании.

Внедрение системы менеджмента качества

Самый трудозатратный этап — разработка документации, именно на этом этапе задействованы все сотрудники компании. По стандартным правилам менеджмента нормативные документы формирует именно тот, кто имеет к отраженным в них процессам прямое отношение.

Достаточно частая практика когда процесс внедрения СМК комбинируют с внедрением автоматизации процессов. Автоматизация процессов становится возможной благодаря систематизации в нормативных документах компании.

Четкое распределение обязанностей сотрудников — неизбежный этап при внедрении системы менеджмента. Стоит понимать, что документирование своих рабочих процессов часто вызывает недовольство у сотрудников.

После описания всех бизнес процессов начинается, непосредственно, сам этап внедрения. Не стоит забывать о документировании процессов по созданию и внедрению самой документации.

Функционирующая система менеджмента это живой организм, постоянно растет и меняется. Систематическая регуляция системы позволяет ей соответствовать текущей ситуации на рынке.

Внедрение системы — трудоемкий процесс, порой он растягивается на месяца или даже годы. При создании и внедрении системы менеджмента качества может возникнуть множество трудностей. Прогнозировать точные сроки внедрения невозможно. Поэтому при заключении договора с сертифицирующим органом уточните возможность заключения договора с отложенным прохождением сертификации.

Стандартом предписана лишь наличие процессов, но их классификация на усмотрение самой организации. Точный алгоритм действий зависит от множества факторов. Универсальной инструкции по прохождению сертификации ISO 9001 не существует. Все зависит от структуры вашей компании и текущего состоянием дел в ней.

Источник

Для чего нужна исо 9001

(812) 388-34-33—> Работаем по всей России 8-911-223-33-04 8-906-262-29-52
info@gociss.ru

Детально об ISO 9001

Говорить об ИСО 9001 очень непросто. Понятие ИСО стало настолько нарицательным, что подменило собой и сотни других стандартов международной организации по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization), и само понятие управления качеством.

Тысячи организаций занимаются сертификацией на соответствие ИСО 9001. Интернет заполнен книгами и статьями на тему ИСО 9001. Любое обсуждение, статья и сайт на тему управления качеством прежде всего затрагивает именно ИСО 9001. Кажется, что ничего нового об ИСО 9001 уже сказать нельзя. Однако, к моему большому сожалению, среднее и высшее звено управления в большинстве организаций до сих пор не обладает элементарными минимальными знаниями ИСО 9001. На мой взгляд, есть две основные причины этой ситуации.

Вторая причина – люди бизнеса любят конкретику. Любимый вопрос – «что мне это даст»?» Они не видят прямой взаимосвязи между рассуждениями о благе общества и прибылью предприятия. Большинство существующих на русском языке материалов написано теоретиками для теоретиков. Бизнес требует материалов для практиков.

Причины популярности ИСО 9001.

ИСО 9001 не единственный стандарт, излагающий требования к системе качества организации. Существуют и другие, более специализированные стандарты систем качества. Есть отдельный стандарт для фармацевтики, отдельный стандарт для телекоммуникационной отрасли и аэронавтики, отдельный стандарт для пищевой промышленности. Отдельный стандарт для производителей автокомпонентов представляет собой расширенную версию ИСО 9001.

Однако только ИСО 9001 получил просто чудовищную популярность в мире. Сегодня речь идет уже о сотнях тысяч компаний, получивших сертификат ИСО 9001.В чем же причины такой популярности стандарта? Причин несколько.

В итоге, если у тебя нет сегодня ИСО 9001 – значит, твоя организация несерьезна и неспособна обеспечить минимальную степень порядка, требуемую для сертификации. Увы, эта причина повлекла за собой чудовищную дискредитацию стандарта в России. Когда Интернет заполнен объявлениями «ИСО за 3 дня… от 60 000 рублей», это удивительно напоминает продажу дипломов и аттестатов в подземных переходах московского метро.

Базовые принципы ИСО 9001

Перед обсуждением самого текста стандарта нам придется поговорить немного об основных принципах, на которых основывается стандарт. Начнем с базового управленческого принципа PDCA.

PDCA (Plan – Do – Check – Act)

Планируй, Выполняй, Проверяй, Действуй.

Итак, дорогие коллеги, готовьтесь к тому, что любая деятельность в Вашей организации должна осуществляться на основе этого разумного принципа. И не забывайте сохранять планы, протоколы совещаний и отчеты. Нам ведь нужны объективные свидетельства о реализации принципа.

Ориентация на потребителя

Этот принцип говорит нам очень простую и здравую вещь – мы, как организация, существуем ради потребителя. Наша работа не имеет никакого смысла, если она не нужна потребителю. Что такое качество – определяет потребитель. Все процессы нашей компании должны быть построены на принесение пользы потребителю. Речь тут идет не только о внешнем потребителе, заказчике продукции и услуг. Речь идет также о внутренних потребителях. ИСО рассматривает каждое подразделение в компании как внутреннего потребителя продукции и услуг других отделов, находящихся на более раннем этапе создания продукции. Разумеется, от нас не требуется лезть из кожи вон, доказывая, каким образом каждая уборщица в АХО может принести пользу потребителю. Но, устанавливая приоритеты для работы, скажем ремонтного отдела, установите их с наибольшей пользой и наименьшим ущербом для потребителя. Вот это и требует от нас стандарт – покажите, как Вы расставляете приоритеты, докажите, что потребители для Вас на первом месте.

Доказать совсем не сложно, запишите в стандарт по управлению ремонтной деятельностью, что первоочередной приоритет в ремонтных работах имеют работы, которые могут повлиять на качество продукции или услуг для потребителя. Ну, и выполняйте то, что написали (это иногда намного сложнее, чем написать).

Лидерство руководства

Вовлечение работников

Процессный подход

ИСО требует от нас решать проблемы в рамках процессного подхода. Процесс это деятельность, имеющая входы и выходы и на результаты которой мы можем воздействовать.

Только в такой форме, процессы, имеющие входы (начало) и выходы (результаты), мы можем контролировать и улучшать работу, по большей части охватывающую несколько подразделений.

Системный подход к управлению

Любой опытный руководитель знает, что управление отделом / организацией требует системного подхода к решению проблем. Обычно интересы разных отделов организации противоречат друг другу. Возьмем, например, отдел продаж и производство.

Исходя из целей компании и ситуации на рынке, руководство должно сформировать оптимальный системный подход, который позволяет достичь наилучших сбалансированных результатов для всей компании, а не только для отдельного отдела.

Подобный пример не одинок, вся работа организации, по сути, состоит из правильного нахождения компромиссов, что и требует от нас ИСО 9001.

Постоянное улучшение

Требование постоянно улучшать свою работу кажется особенно причудливым многим руководителям. «Зачем?» – задается недоуменный вопрос. Ответ прост – люди по своей природе склонны расслабляться. Достигнув какого-то уровня в работе или учебе, опускают руки и почивают на лаврах. Чтобы двигать их вперед, нужен постоянный стимул, который постоянно толкает. Требование постоянного улучшения и является таким стимулом.

Принятие решений на основе фактов

Увы, ИСО 9001 не поддерживает этот «интуитивный» подход. Многолетний опыт достижения качества доказал, что решения, основанные на сборе статистики и её анализе (факты), являются самыми успешными. Поэтому, дорогие коллеги, прекращайте гадать, собирайте статистику, обрабатывайте её, принимайте важные решения на основе этой статистики, ну, и не забывайте сохранять исходные данные, нам опять придется доказывать наличие этих самых пресловутых фактов, на основе которых мы принимали решения.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Когда-то в глубокой древности наилучшим снабженцем был тот, кто постоянно бил палкой поставщиков, выбивая из них минимальную закупочную цену для закупаемого сырья. Позже пришло понимание того, что довольный, надежный, и главное, стабильный поставщик, знающий потребности покупателя, умеющий наилучшим образом подстроиться под нужды покупателя, лучше, чем дешевый и нестабильный. Пришло понимание того, что понятия «цена сырья» и «стоимость сырья» совершенно разные вещи.

Пример:

Так что поставщик Б, несмотря на более высокую цену, является более предпочтительным с позиции конечной стоимости сырья.

ИСО 9001 требует от нас выстраивания долгосрочных, стабильных взаимоотношений с поставщиками, в которых поставщик становится частично частью нашей системы. Только таким путем достигается стабильное качество поставок и сырья, которое является важным элементом качества нашей продукции и услуг.

Источник

Что такое ISO 9001 и зачем он нужен простыми словами

В России сертификация по ГОСТ ISO 9001 не является обязательной. Но многие солидные предприятия этот норматив уже сдали. Он подтверждает, что компания соблюдает и выполняет требования, определенные международными стандартами в области системы менеджмента качества. Мы узнали, что мотивирует коммерческие организации получать ISO 9001, и как это отражается на финансовых показателях.

Что такое ISO простыми словами

Системе стандартизации уже более полувека: соглашение о координации усилий в разработке промышленных стандартов было подписано в 1946 году. Сегодня в ней действует 21000 стандартов, касающихся практически всех аспектов ведения бизнеса и технологий. Их разработкой и внедрением занимается Международная организация по стандартизации (IOS — International Organization for Standardization), куда входят партнеры из 165 стран. Она создана для упрощения международного обмена товарами и услугами и кооперации в научной, технологической и экономической сферах.

Для чего понадобились международные стандарты? Представьте, что вы путешествуете из России в Финляндию на велосипеде. В другой стране велосипед ломается. Вам нужны крепежные детали. Система ISO гарантирует, что в любом специализированном финском магазине вы сможете подобрать болты и гайки, которые подойдут для ремонта. Производители велосипедов и комплектующих договорились о единых стандартах, чтобы вам было комфортно в любой стране.

Самая известная линейка стандартов – ISO 9000. В общих чертах, это принятый участниками организации консенсус по поводу управленческих практик на производстве, которые нужны для обеспечения надлежащего качества товаров.

Стандарт ISO 9001 разработан в 1984 году и четырежды корректировался: в 1994, 2000, 2008 и 2015 годах. Сегодня экспертизу по нему прошли более миллиона организаций по всему миру. В нашей стране действуют его национальные эквиваленты: ГОСТ ISO 9001 в версиях 2011 и 2015 годов.

Компания, соответствующая стандарту, придерживается определенных норм и правил в организации технологических и бизнес-процессов, которые гарантируют установленное качество продукции или услуги. В первую очередь, это сигнал потребителю.

Да, и ISO – это не аббревиатура. Название происходит от греческого «isos», что значит – «равный».

Соревнование по странам

Большинство российских компаний, несмотря на активную рекламу стандартизации, не до конца понимают, какие преимущества дает сертификат. На сайте Международной организации по сертификации выложены данные о распределении сертификатов ISO 9001 по странам за 2015 год. В России на момент подсчета действует 9084 сертификата (в 2014 году их было 11213). Для сравнения: в Китае – 292 559, в Италии 132 870, в Германии – 52 995, в Индии – 36 305, в США – 33 103, в Румынии – 20 524. По их количеству в Европе мы идем где-то посередине, вровень с Голландией и Чехией.

Для чего нужна исо 9001. Смотреть фото Для чего нужна исо 9001. Смотреть картинку Для чего нужна исо 9001. Картинка про Для чего нужна исо 9001. Фото Для чего нужна исо 9001

Количество сертификатов ISO по странам

Но это абсолютные цифры. Если разделить ВВП страны на количество выданных сертификатов, то среди европейских стран в России этот коэффициент будет одним из самых высоких (0,95). Распределение сертификатов напрямую зависит от насыщенности рынка в целом и активности конкретно рынка сертификационных услуг.

Для примера, на Британских островах, в Дании и Исландии этот коэффициент отрицательный, сертификатов с каждым годом выдается все меньше. Система стандартизации по ISO доведена практически до совершенства. Компании уже не ощущают серьезного влияния прохождения экспертизы на повышение прибыли. Если ISO 9001 есть у всех, в чем его конкурентное преимущество?

Как понять, что вашей компании нужен сертификат ISO?

В России темпы стандартизации управленческих процессов не высоки. Из числа компаний, прошедших экспертизу по ISO 9001, более 90% относятся к промышленным предприятиям (в мире их 83%). Чаще всего это компании, которые планируют или уже работают с зарубежными партнерами.

Консалтинговые компании, рассказывая о международных стандартах, объясняют, как получить ISO 9001, сколько это стоит. Но мало кто говорит не просто о формальных выгодах (успех и уважение на рынке), а о конкретном экономическом эффекте на фоне вполне ощутимых трат.

Чтобы получить сертификат, нужно разработать и внедрить систему менеджмента качества (СМК). Для этого необходимо подготовить документацию, разобраться с требованиями, написать проект, нанять консультанта или отправить на обучения своего сотрудника, настроить систему, пройти экспертизу в лицензированной организации.

В обычном порядке для предприятия с персоналом в 200-300 человек срок внедрения СМК составляет от полугода до полутора лет. Стоить это может 10-20 тысяч долларов (мы встречали предложения и по 30-50 тысяч долларов за консалтинговые услуги).

Если продажи идут и без сертификата, проблема не стоит остро, получение его не является обязательным, то не понятно, зачем суетиться и изымать из оборота средства на прохождение экспертизы? Проще всего оценить необходимость ISO 9001, опираясь на опыт других компаний, на конкретные цифры.

Экономический эффект от получения ISO 9001

В разных источниках можно прочесть о конкурентных преимуществах, которые открывает сертификат в непростой экономической ситуации, но в чем конкретно они выражаются? Через сколько окупятся затраты на внедрение СМК? Как это повлияет на прибыль предприятия?

Как правило, во многих коммерческих проектах прописано требование к подрядчику о внедрении в компании системы менеджмента качества. Особенно часто оно встречается у зарубежных представительств на территории России. Сертификация по ISO 9001, согласно постановлению Правительства РФ №48 от 03.02.2010.г, является обязательным требованием к участникам СРО. Для серьезных клиентов документы, подтверждающие экспертизу компании, могут играть ключевую роль.

Мы не доверяем голословным утверждениям, что после получения сертификата ISO 9001 дела пойдут в гору. Чаще всего источником таких рекламных проспектов являются посредники. Нужны цифры, нужна статистика, нужно на что-то опереться. В 2001 году испанские экономисты проанализировали опыт работы более 400 национальных компаний, внедривших у себя СМК и 400 не внедривших, в различных отраслях за пять лет и суммировали эмпирические данные.

Для чего нужна исо 9001. Смотреть фото Для чего нужна исо 9001. Смотреть картинку Для чего нужна исо 9001. Картинка про Для чего нужна исо 9001. Фото Для чего нужна исо 9001

Выгоды от системы менеджмента ISO 9001 (по данным опроса управляющих)

Данные по обеим группам прошли обработку статистическими методами, чтобы исключить отклонения. В результате средний доход сертифицированных компаний оказался выше, чем у не сертифицированных. Разницу исследователи признали статистически значимой (в среднем 2-3%). Однако призвали относиться к интерпретации этих данных аккуратно.

В 2015 году вышла статья отечественных экономистов, посвященная эффектам от сертификации по стандарту ISO 9001 для российских промышленных предприятий. Методом псевдорандомизации они проанализировали 1004 компаний, основываясь на данных базы «СПАРК», 214 из которых к 2010 году имели сертификат ISO 9001.

Исследование по нескольким гомогенным группам показало, что в целом финансовые показатели (доходность продаж, издержки на производство) у сертифицированных компаний заметно улучшились по сравнению с не сертифицированными компаниями. Разница в 5-10%. Причина, вероятней всего, в изменениях внутренней организации на предприятии. В то же время это четкий сигнал клиентам и потребителям о новом уровне качества, достигнутом компанией.

В странах, которые стали пионерами в вопросах стандартизации (Великобритания, Дания) получения сертификата ISO 9001 больше не приносит ощутимого экономического эффекта компаниям. Динамика новых сертификатов здесь отрицательная.

В России же, где сертификаты стали популярны относительно недавно, внедрение на производстве системы менеджмента качества может дать положительный эффект. Не просто оптимизировать процессы управления, но и отразиться на увеличении прибыли компании.

Экспертизу компании можно выстроить дополнительным способом. Мы работаем с большим количеством производителей по разным направлениям. В сфере IT технологий это компания Cisco, Avaya, IBM, Lenovo, HPE и т.д. Почти у каждого производителя есть партнерская программа. Обычно, в рамках данных программ существует несколько ступеней соответствия и каждая отражает определенный статус партнера. Чем выше статус – тем большими компетенциями обладает партнер в своей предметной области. Он дает дополнительные преимущества при участии в больших коммерческих проектах: заказчик, как правило, выбирает более компетентного исполнителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *