Для чего нужна история кластер

Использование кластер- технологии на уроках истории и обществознания.

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках истории и обществознания, которыми пользуюсь.

Просмотр содержимого документа
«Использование кластер- технологии на уроках истории и обществознания.»

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Использование кластер- технологии на уроках истории и обществознания.

Выполнила учитель истории

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Что такое критическое осмысление учебного текста и в чём его особенности

Критическое мышление – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующий следующими умениями

Работа в кластерах

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

Ученик и учитель совершает следующие операции:

Как готовиться кластер

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Методические рекомендации по работе с кластерами

4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы.

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;

2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;

3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;

6) корректно обсуждать спорные идеи;

7) уважительно относиться к иной точке зрения.

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Примерные ориентиры оценивания ответа

полный ответ, сосредоточенный на главном в данной теме;

понятное изложение вопроса;

соответствующие выводы по излагаемой проблеме;

аккуратность и четкость оформления кластера;

содержательные ответы на дополнительные вопросы;

другие достоинства ответа

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Кластер помогает школьникам осознать смысл заявленного авторами учебника обобщения; проследить логику обоснования своего вывода; оценить полноту и обоснованность приведенного в учебнике доказательства; найти дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие вывода авторов

Кластер помогает ученикам осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном; проследить развитие разновекторных тенденций; наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации.

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Как мы убедились, современные приемы работы с учебной информацией прочно основываются на опыт своих предшественников, дополняя его и даже преобразуя. От механического, а порой даже и бездумного усвоения учебного текста необходимо перейти к его критическому осмыслению. Способы познавательной деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, и принципы изложения. Современные приемы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм

Источник

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Выбранный для просмотра документ Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.docx

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Мирновская школа № 1» Симферопольского района Республики Крым Рязановой Натальи Николаевны по теме: « Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Традиционная цель исторического образования- усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Учитель, работающий только по традиционной системе, в настоящее время теряет связь с жизнью, надежду на перспективу в будущем. Традиционные наработки, методические приемы сохраняются, но какие же произошли «наращения» в современном уроке, чем он обогатился, какие новые задачи решает современный урок и, главным образом, каков современный механизм решения новых задач современного исторического образования?

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Одной из современных образовательных технологий, применяемых в школе, является технология по развитию критического мышления (ТРКМ).

Что такое критическое мышление (слайд № 2)?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому. Что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам (слайд № 3):

1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

3. Развитие способностей самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

4. Развитие способностей передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

5. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Что дает технология критического мышления ученику (слайд № 4)?

— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает технология критического мышления учителю (слайд № 5)?

— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудни-чества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития критического мышления (слайд № 6):

— технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения;

— работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

— умение работать в группе;

— умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

— умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

— формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Одним из методических приемов данной технологии является метод «Кластер», который наиболее часто используется мною на уроках истории и обществознания.

Методический прием «Составление кластера».

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди (слайд № 8). Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые (слайд № 9):

— в центре листа записывается тема, а от нее крупные смысловые единицы;

— система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе;

— не боятся записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;

— продолжать работу, пока не кончится время и идеи не иссякнут;

— постараться построить как можно больше связей.

Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

— укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости) ;

— выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание;

— разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала;

— в зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения;

— предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Рассмотрим работу с кластером на примере уроков истории России по культуре в 10 классе. Изучение тем по культуре всегда вызывают у обучающихся затруднения, так как им предлагается для ознакомления и систематизации большой объем информации. Используя этот метод в своей работе, я ставлю перед собой следующие цели:

— углубить знания обучающихся по вопросам культуры в определенные хронологические рамки;

— особо обращать внимание на прослеживание перспективной, стратегической цели по данной теме;

— помочь обучающимся обобщать, систематизировать материал;

— способствовать более лучшей подготовке обучающихся к выполнению итоговых работ по разделам изучаемого курса истории России.

Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов,- выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России. Далее, при изучении конкретных тем формулируются конкретные цели. Так на уроке истории в 10 классе при изучении темы « Культура Киевской Руси » ставится цель: познать специфические особенности древнерусской культуры Киевской Руси, в чем заключается ее феномен, ее тесная связь с русской церковью, влияние русской церкви на духовную культуру, просвещение, общественную жизнь Киевской Руси. Перед обучающимися ставиться следующая историческая проблема: в чем заключается самобытность культуры Киевской Руси? Почему христианство смогло стать фактором, определившим особенности российской цивилизации? Достижению поставленных целей способствует работа с кластером (слайд № 10). При работе с кластером обучающим рекомендуется работа с учебником, интернет- ресурсами и другими источниками информации. Дополнительно может быть предложена работа по составлению коллажа по изучаемой теме, с целью содействия воспитания эстетических взглядов. Основные смысловые единицы данного кластера: понятие культуры, характерные черты, фольклор, живопись, литература, архитектура, прикладное народное творчество.

На уроке по теме « Культура Руси XII- начала XIII века » я также использую метод кластера (слайд № 11).

Цель урока: создать условия для продолжения формирования знаний о развитии культуры России в XII- начале XIII века.

Историческая проблема: как связаны культура Древнерусского государства и культура княжеств периода феодальной раздробленности? Существует ли связь культуры домонгольской Руси и современной культуры?

Основные смысловые единицы данного кластера: характерные черты, расцвет летописания, живописи, архитектуры на примере отдельных княжеств периода феодальной раздробленности.

На уроке по теме « Культура Руси в XIV XV веках » я предлагаю обучающимся работу с кластером по данной теме (слайд № 12).

Основные смысловые единицы данного кластера: характерные черты, литературные жанры (повести, памятники Куликовского периода, похвальное слово, рассказы о путешествиях, летописи), особенности живописи и ее представители, фольклор, храмовое и гражданское строительство Москвы, Новгорода и Пскова, феномен русской культуры.

Урок по теме « Русская культура в XVI столетии » (слайд № 13).

Историческая проблема: как связаны политическая история России XVI столетия и развитие культуры? Проявляются ли в этот период воздействия культуры на политику?

Основные смысловые единицы данного кластера: исторические условия, образование, литература (обобщающие труды, публицистика), книгопечатание, художественное ремесло, архитектура, живопись.

Урок по теме « Русская культура в XVII столетии » (слайд № 14).

Цель урока: узнать, уяснить наиболее характерные явления культурного развития России в XVII столетии, а также показать борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавших тогда господствовать феодальных и церковных устоев; понимать и показывать связь исторических событий, социально- экономической и политической ситуации в стране с развитием культуры и быта; сравнивать культуру различных исторических периодов (XIV, XV, XVI веков); доказать, что XVII век стал началом нового периода в русской истории, а также нового периода в истории русской культуры.

Историческая проблема: как взаимодействовали «старое» и «новое» в культуре XVII века?

Основные смысловые единицы данного кластера: исторические условия, общая характеристика, образование и просвещение, литература (сочинения о Смутном времени, сатирические повести, автобиографии), театр, архитектура (зодчество, Московская школа, Ярославская школа, Нарышкинское барокко, Строгановская школа), живопись.

Данная работа по составлению кластеров по темам культуры России будет мною продолжена и в дальнейшем, так как этот методический прием (кластер) способствует достижению поставленных целей на уроках при изучении культуры России.

Также мною составлены кластеры по предмету обществознание.

Уроки обществознания в 7 классе по теме « Права и обязанности граждан » (слайды № 15, 16).

Цель урока: создать условия для формирования представления о правах и обязанностях граждан, о том, что права человека принадлежат каждому с момента рождения и закрепляются в законах. На данных уроках обучающиеся научатся: определять конституционные права и обязанности граждан РФ; какие группы прав существуют; что означает выражение «право человека закреплены в законе»; работать с документами правового характера.

Обучающимся предлагается работа с кластерами « Права человека », « Конституционные обязанности граждан РФ ».

Урок обществознания в 7 классе по теме « Почему важно соблюдать законы » (слайд № 17).

Цель урока: создать условия для формирования представлений о важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, уважению к правам другого человека.

Пользуясь текстом учебника, обучающиеся заполняют кластер по данной теме. Основные смысловые единицы: понятие, главный закон государства, роль законов в жизни общества, социальные функции законов, закон устанавливает.

Урок обществознания в 8 классе по теме « Образование » (слайд № 18).

Цель урока: создать условия для формирования понятия о правовом регулировании в области образования.

Основные смысловые единицы кластера: понятие образования, Федеральный закон, приоритет образования, общее образование, профессиональное образование, роль образования в информационном обществе.

Урок обществознания в 9 классе по теме « Государство » (слайд № 19).

Цель урока: создавать условия для формирования представлений о происхождении государства, признаках и формах государства.

Основные смысловые единицы кластера: понятие государства, форма правления, форма территориально-государственного устройства, политический режим, признаки государства, функции (внутренние и внешние).

Урок обществознания в 9 классе по теме « Политические партии и движения » (слайд № 20).

Цель урока: способствовать формированию представлений об общественно-политических движениях и партиях.

Основные смысловые единицы кластера: цели политических партий и общественно-политических движений, структура политической власти, признаки, функции, принципы партии, типология политических партий, отличительные признаки политических движений, виды движений.

Урок обществознания в 9 классе по теме « Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ » (слайд № 21).

Цель урока: создать условия для формирования представлений об основах

конституционного строя РФ.

Смысловые единицы кластера: понятие Конституции, дата принятия Пятой Конституции, провозглашает, главные цели, Конституция России, структура Конституции, основные положения и задачи.

Урок обществознания в 10 классе по теме «Самопознание и самореализация» (кластеры « Я (ученик)- индивид » (слайд № 22), « Я (ученик)- личность » (слайд № 23)).

Урок обществознания в 10 классе по теме «Культурная и духовная жизнь человека» (кластер « Культурный человек » (слайд № 24)).

Следует отметить, что заполнение каждого кластера завершается написанием вывода по изучаемой теме.

Данный материал опубликован на сайте и на страницах СМИ «Завуч.Инфо», подтверждение тому- получение свидетельств о публикации методического материала.

Таким образом, используя метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания я выхожу на решение следующих задач: все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Использование данного приема (кластер) повышает мотивацию обучения и интерес обучающихся к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость и положительные результаты.

Источник

«Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Выбранный для просмотра документ метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.docx

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания (учитель истории и обществознания Кириенко И.Н.)

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты:

не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным;

не объем информации, а умение получать ее и моделировать;

не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).

В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической

Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников.

Что же такое , критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Этапы развития критического мышления

Первый этап работы называется стадия вызова пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме:

Для чего нужна история кластер. Смотреть фото Для чего нужна история кластер. Смотреть картинку Для чего нужна история кластер. Картинка про Для чего нужна история кластер. Фото Для чего нужна история кластер

Приёмы и методы технологии развития критического мышления

Инсерт (активное чтение с маркировкой).

Кластер («гроздь») предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Фишбоун (рыбный скелет) голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос.

Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что хорошего?», «Что плохого?», «Что в этом интересного?».

Прием «РАФТ». Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.).

Я хотела бы остановится более подробно на приеме технологического развития «Кластер».

Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией;

Находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

Сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

Выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *