Для чего нужна карта клиента в косметологии
Карта клиента косметолога + ПРИМЕР КАРТЫ
Поделитесь в социальных сетях
Карта клиента косметолога – индивидуальный документ, в котором собраны ключевые данные о конкретном пациенте, знание которых позволяет косметологу сделать свою работу более эффективной и безопасной: истории посещений, процедур, информация о достигнутых результатах, общем состоянии здоровья.
С какой целью заводится индивидуальная карта клиента косметолога?
Полученная информация позволяет
Снизить вероятность возникновения побочных реакций и осложнений после процедур
Только имея представление о состоянии здоровья клиента, его аллергических реакциях, индивидуальных особенностях, косметолог может подобрать максимально безопасную для конкретного пациента программу коррекции недостатков кожи.
Повысить результативность лечения/ухода
Анализируя историю посещений, процедур и их эффективности, косметолог видит, на какие методики лучше всего реагирует кожа клиента, и может скорректировать программу для достижения лучшего эффекта.
Подобрать оптимальные средства домашнего ухода
Имея объективные данные о препаратах, применяемых клиентом в домашних условиях, и их результатах, можно опять же добиться максимальной эффективности для конкретного пациента.
Сделать процесс лечения либо ухода безопасным не только для клиента, но и для косметолога
Информация о состоянии здоровья, наличии инфекционных заболеваний позволяет специалисту обезопасить не только пациента, но и себя, и других пациентов, отказать в процедуре в период обострения.
Упростить работу и сократить время на сбор информации перед каждой процедурой
Правильное ведение карты клиента косметологического кабинета позволяет быстро сориентироваться в текущей ситуации, задав буквально несколько вопросов. Нет потребности каждый раз собирать анамнез, расспрашивать об аллергических реакциях, эффекте прошлого лечения.
Эффективно работать с клиентом при смене специалиста
Это позволяет клиенту чувствовать предприятие в сфере красоты своим партнером, а не конкретного косметолога.
Пациент знает, что даже в случае отпуска, болезни или смены места работы его косметолога, он не потеряет возможности продолжить лечение на том же уровне, сохранить результаты, использовать методики и препараты, которые уже продемонстрировали эффективность.
Повысить лояльность и доверие клиентов
Профессиональный подход всегда воспринимается клиентами исключительно положительно, пациент видит, что о его безопасности заботятся, предлагают действительно индивидуальный подход к решению проблем кожи
Что должно быть в КАРТЕ КЛИЕНТА КОСМЕТОЛОГА:
Как выглядит карта, образец карты клиента
Важно понимать, что не существует единого правильного, законодательно принятого образца карты клиента в косметологии. Решение о ведении этой документации принимает руководитель салона красоты или клиники. Не пытайтесь скопировать карту клиента косметолога – это ваш внутренний документ, имеющий индивидуальные особенности.
В случае с процедурами, которые требуют медицинской лицензии, ведение карты пациента косметолога является обязательным.
Современные косметологические клиники ведут карты клиентов в специальной компьютерной программе. Как и все другие документы, например, Лист консультации. Как правило, ПО позволяет настроить индивидуальные поля.
Компания Starlit Group, эксклюзивно представляющая Medik8 в Украине обеспечивает дерматологов и косметологов Картами клиентов.
P.S. Мы мечтаем о том, чтобы косметологи и врачи заговорили на грамотном английском языке.
Тем самым, повысив свою конкурентоспособность.
Мы в Салонном маркетинге мечтаем, чтобы косметологи и врачи заговорили на грамотном английском языке.
Чтобы вам было легче его выучить, мы издали самоучитель современного английского языка Дениса Третьякова с аудио. Купить его можно здесь.
Купить самоучитель Дениса Третьякова «English. The 1st sinking» / «Английский язык. Первое погружение»
Отдельно идет брошюра А5 «Мои шпаргалки» с опорными схемами для запоминания грамматики (удобно и просто). АУДИО с лексикой к каждому разделу.
Обучение построено по принципу «спирали» – поэтому ваш базовый уровень владения может быть любым.
Заказать по телефону
+38 067 217 32 17
или в месседжерах: (Viber, Telegram, WhatsApp).
Связаться с менеджером MEDIK8 в Украине:
044 337 50 60
Оставить заявку
Теги: [ карточка клиента косметолога, косметологическая карта клиента, карта пациента косметолога образец, образец карты клиента в косметологии, карта клиента косметолога образец, индивидуальная карта клиента косметолога, карта клиента косметологического кабинета ]
Мнение портала СМ может не совпадать с мнением авторов.
Покупайте лучшие книги и видеокурсы о бизнесе в индустрии красоты в МАГАЗИНЕ СМ. Их уже читают и смотрят в 30 странах мира!
Подписаться на Telegram-канал СМ.
Диагностическая карта в косметологии: назначение и образец
В последнее время все чаще косметологи сталкиваются с нежелательными реакциями у клиентов.
Одна из главных причин нерадостной тенденции – недостаточная информированность специалистов об общем состоянии здоровья пациентов, процедурах, к которым клиенты прибегали ранее, аллергиях и противопоказаниях.
Ведение документации на каждого пациента помогает избежать нежелательных последствий и значительно упрощает косметологам работу.
Диагностическая карта заводится сразу же, при первом посещении клиентом кабинета косметологии.
В ней специалист фиксирует всю нужную информацию: контактные данные, общий анамнез, состояние кожи, план коррекции эстетических недостатков.
В документ заносятся все данные о проводимых процедурах и результатах работы, а также рекомендации по домашнему уходу.
Преимущества ведения диагностических карт клиентов в косметологии
1. Уменьшение частоты побочных реакций и развития осложнений после процедур.
Знание индивидуальных особенностей пациента (хронические заболевания, аллергия на препараты и т.д.) поможет косметологу выявить противопоказания и подобрать максимально результативную и безопасную программу ухода.
2. Повышение эффективности работы.
Специалист видит всю историю проводимых процедур. Он может отслеживать и анализировать реакции кожи, а значит, подбирать оптимально подходящие методики и исключать малоэффективные уходы.
3. Возможность оценки результатов от средств домашнего ухода.
4. Исключение распространения инфекции.
Фиксация в карте хронических заболеваний, в том числе инфекционных, поможет косметологу задать правильные вопросы и отказать клиенту в процедуре при обострении болезни. Это необходимо для безопасности как самого пациента, так и для здоровья специалиста и других пациентов.
5. Экономия времени и упрощение работы.
Правильно заполненная документация позволит специалисту быстро оценить состояние больного. Ему не придется повторно собирать данные: косметолог может ограничиться несколькими вопросами и быстро приступить к процедуре.
6. Преемственность между специалистами одного учреждения.
В медицинских центрах и кабинетах косметологии салонов красоты на каждого клиента заводится одна диагностическая карта, которая находится в общем доступе. В этом случае любой мастер сможет ознакомиться с данными анамнеза и оставить запись об оказанных услугах и домашних рекомендациях.
7. Доверие клиентов.
Пациенты обязательно оценят профессиональный подход косметолога. Специалиста, который знает все о каждом клиенте и подходит к заполнению медицинской документации также ответственно, как и процедурам, хочется посетить еще раз.
В необходимости вести бумажную или электронную запись клиентов мнения большинства специалистов и руководителей салонов сходятся. Тем более, что для работы в кабинетах косметологии с медицинской лицензией ведение карт клиентов является обязательным условием.
Разберем, какую именно информацию следует вносить в документы.
Эстетическая косметология: обязательные пункты для карты клиента
Карта пациента косметолога: примерный образец
КАРТА КЛИЕНТА | |
Дата | |
ФИО | |
Дата рождения | |
Адрес и телефон | |
Жалобы | |
Состояние здоровья | |
Артериальное давление | |
Эндокринная система | |
Желудочно-кишечный тракт | |
Сердце и сосуды | |
Мочеполовая система | |
Дыхательная система | |
Перенесенные травмы и операции | |
Аллергоанамнез | |
Принимаемые препараты (витамины, БАДы, лекарства, контрацептивы) | |
Индивидуальные особенности | |
Сон | |
Питание (ограничения, диеты) | |
Физическая нагрузка | |
Условия и режим работы | |
Состояние кожи | |
Тип кожи (сухая, жирная, комбинированная, нормальная, обезвоженная) | |
Особенности кожи (чувствительность, шелушение, пигментные пятна, высыпания, рубчики, комедоны) | |
Болезни кожи (купероз, акне, розацеа, постакне) | |
Возрастные изменения | |
Типы старения кожи (фотостарение, хроностарение – мускульный, мелкоморщинистый, крупноморщинистый) | |
Виды морщин (статические и динамические; мимические, гравитационные, возрастные) | |
Глубина залегания морщин (поверхностные, средней глубины, глубокие) | |
Уход за кожей | |
Уход на дому | |
Уход в салоне | |
Инъекционные и хирургические вмешательства | |
Проводимые процедуры | |
Дата | |
Название и особенности косметологической программы | |
Рекомендации по домашнему уходу | |
Дальнейший план процедур |
Эстетическая косметология: ведение карт клиентов в кабинетах с медицинской лицензией
К документации, которую ведут специалисты с медицинским образованием, предъявляются особые требования.
Форма для медицинских карт стандартная, она прописана в Приложении №1 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 834н.
Чтобы правильно заполнить этот документ, специалистам также необходимо изучить Приложение №2 этого документа.
Правильное ведение документации облегчает работу косметологов, а также помогает избежать проблем при проверках салонов и эстетических клиник.
Когда салону красоты нужна медицинская лицензия и как её получить
Парикмахер, мастер маникюра и косметолог — тройка, способная закрыть все потребности клиентов в салоне красоты. Но такая комбинация может усложнить жизнь владельцу салона: придётся получать медицинскую лицензию. Рассказываем, какие услуги можно оказывать без лицензии, в каких случаях она нужна и как её получить.
Косметические — бытовые услуги. Чтобы стать мастером маникюра, красить брови хной или прокалывать мочки ушей, сотруднику не нужна лицензия. Всё это — бытовые услуги. Если хотите предлагать их клиентам в салоне, специальные разрешения не нужны. Ваш салон должен работать по « Правилам бытового обслуживания населения ».
Косметологические — медицинские услуги. Чтобы делать инъекции ботокса, массаж и эпиляцию, нужна лицензия. Косметология — это наука и область медицины, поэтому такие услуги считаются медицинскими. Ваш салон должен работать по « Правилам предоставления платных медицинских услуг ».
Список медицинских услуг Минздрава довольно большой и в нём перечислены не только косметологические услуги, которые оказывают в салонах. Чтобы разобраться, сделайте так:
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Спорные ситуации. Индустрия красоты развивается быстрее, чем российское законодательство в этой сфере. Не всегда можно чётко определить, к каким услугам относится конкретная процедура, к бытовым или медицинским.
Например, шугаринг многие считают бытовой услугой, так как волосы удаляют с помощью сахарной пасты, а не медицинского аппарата. Процедуру достаточно просто сделать в домашних условиях, она не требует специального оборудования. Но при этом нарушается целостность кожного покрова, а такое вмешательство требует медицинской лицензии. В этом споре суд на стороне тех, кто считает шугаринг медицинской услугой, так как это один из видов депиляции, а депиляция входит в номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Если сомневаетесь по поводу какой-то услуги, лучше проконсультироваться с юристом, чтобы потом не платить штраф и не бегать по судам.
В Республике Коми на баннере с рекламой салона красоты среди прочих услуг были перечислены массаж и шугаринг. В антимонопольной службе решили, что салон рекламирует медицинские услуги и не напоминает о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистом, как того требует закон. Салон оштрафовали на 100 000 ₽.
В апелляционном суде владельцы салона пытались доказать, что массаж и шугаринг — бытовые услуги, а значит, их реклама ничего не нарушает. Суд не согласился. Шугаринг и массаж признали медицинскими услугами, штраф не отменили.
Кто может открыть косметологический салон и работать в нём
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование. Одного диплома будет недостаточно, нужен ещё стаж работы по специальности:
На форумах часто пишут, что если у вас нет медицинского образования, достаточно окончить медучилище, на это уйдет всего несколько лет. Но не забывайте, что вам придётся подтвердить стаж работы по медицинской специальности, а для этого нужна запись в трудовой книжке.
Если у вас нет медицинского образования, открывайте ООО. Но чтобы получить лицензию, придётся нанять медицинских специалистов на должность руководителя салона и его заместителей. У них должны быть дипломы и трудовые книжки с подтверждением стажа.
Все сотрудники вашего салона, которые делают инъекции и другие косметологические процедуры, тоже должны быть медиками. Косметологические услуги может оказывать только врач-косметолог. Специалисту недостаточно коротких курсов — у него должен быть диплом и сертификат об обучении в области медицины.
Как получить лицензию
Лицензию на медицинскую деятельность выдаёт Росздравнадзор. Чтобы её получить, нужно заплатить пошлину, собрать документы по списку и заполнить заявление.
Вот документы, которые нужно приложить к заявлению:
Заявление можно подать тремя способами:
Заявление рассматривают в течение 30 дней.
Что будет за работу без лицензии
В салон может прийти проверка, например, по жалобе клиента, которому не выдали чек. Если инспектор увидит, что вы оказываете медицинские услуги, у вас могут попросить лицензию. Если лицензии нет — оштрафуют ( ч.2 ст.14.1 КоАП ):
Но только штрафом отделаться не получится. После того, как вы его заплатите, лицензию всё равно придётся получить или отказаться от косметологических услуг.
Подытожим
Услуги салонов красоты делятся на косметические (бытовые) и косметологические (медицинские). Для бытовых услуг лицензия не нужна, для медицинских — нужна.
Если в вашем салоне красоты много разных услуг и вы сомневаетесь, нужна ли лицензия, составьте список услуг и проверьте их в перечне Минздрава. Если хоть одна услуга салона окажется медицинской, придётся получать лицензию. Если ситуация спорная, проконсультируйтесь с юристом.
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование и стаж работы по специальности. Если медицинского образования нет, можно открыть ООО. Но на должность руководителя салона и его заместителей всё равно придётся нанять медиков с дипломами и стажем.
Чтобы получить лицензию на медицинскую деятельность, нужно собрать документы, заполнить заявление, оплатить пошлину и подать эти бумаги в Росздравнадзор.
Если оказывать медицинские услуги без лицензии, при проверке могут оштрафовать. После уплаты штрафа лицензию всё равно придётся оформить.
Медицинская карта в клинике косметологии
Почему мы должны оформлять медицинскую карту?
Есть несколько причин:
Форма (025/у), порядок оформления и ведения медицинской карты при оказании амбулаторной помощи взрослому населению установлены Приказом Минздрава России № 834н от 15.12.2014 г. «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению». Для детей (пациенты до 18 лет) предусмотрена форма 112-у «История развития ребенка», утвержденная Приказом Минздрава СССР № 1030 от 04.10.80 г. и применяемая до настоящего времени в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2009 года № 14-6/242888.
Требование вести документацию при оказании медицинских, в том числе и косметологических услуг, существовало всегда. В новейшей истории, с момента возникновения коммерческой медицины в России, действовала форма медицинской карты, утвержденная Приказом Минздрава СССР № 1338 в 1987 г. (Медицинская карта амбулаторного больного, форма 025/у-87). Далее форму медицинской карты для амбулаторного приема регламентировал Приказ Минздравсоцразвития РФ № 255 от 22.11.2004 г. (форма 025/у-04). Но в сегменте косметологических медицинских услуг требование ведения данной формы, как, впрочем, и большинства нормативно установленных форм и журналов, не соблюдалось вовсе, или заполнялись «модернизированные» медицинские карты, придуманные и «доработанные» в каждой организации на свое усмотрение. Такое положение дел наглядно свидетельствовало как о несоответствии реального порядка оказания косметологических услуг (алгоритмов ведения пациентов) установленному порядку отражения оказанных услуг для других видов медицинской помощи, так и крайне низкой информированности врачей-специалистов и клиник по нормативно-правовым вопросам оказания медицинских услуг.
В 99 % случаев клиники косметологии являются частными организациями, оказывающими услуги на платной основе и не участвующими в программах государственных гарантий. В связи с этим они практически исключены из процесса организационно-методического сопровождения со стороны федеральных и региональных структур Минздрава и взаимодействия с медицинскими отделами страховых компаний. Поэтому каждая клиника либо изобретала свой «велосипед», либо не знала о существовании «колеса вовсе» – не вела медицинскую документацию. Специалисты работали как в салоне красоты, но только с медлицензией, услуги оказывали врачи, а не эстетисты. Отчасти это было следствием отсутствия в целом сформированной «Школы» по специальности «Косметология»: вся информация, в том числе и по нормативным требованиям, носила характер обрывочных бессистемных знаний: кто-то что-то сказал, подсмотрели у соседей, все так работают. Ошибки и нарушения повторялись, потому что «у всех так». И только после вступления в силу ранее упомянутого Приказа Минздрава России № 834н от 15.12.2014 г. это требование стало восприниматься не только как вынужденное, но и обязательное. Почему?
Все просто. С момента выхода Федерального закона № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стала формироваться современная нормативная база, стали выходить подзаконные акты (постановления Правительства и ведомственные приказы), существенно усилился надзор в сфере оказания медицинских услуг. В плановые проверки регулярно стали попадать и частные ЛПУ, в том числе косметологические. В связи с выходом новых правовых актов клиники вынуждены были проявлять интерес к нововведениям, соответственно, стал повышаться и уровень правовой информированности специалистов. Не последнюю роль в этом сыграла и обязательная (раз в 5 лет) система переподготовки специалистов: косметологам объясняли если и не частные моменты оформления меддокументации, то хотя бы сообщали об обязательности ее ведения. Повысился и уровень информированности участников рынка платных медицинских услуг о нормировании такой деятельности. У большинства клиник и специалистов, особенно коммерчески эффективных, появилось естественное желание «работать правильно», соблюдать все нормативные требования, дабы обезопасить себя от возможных претензий со стороны пациентов и при проверках надзорных органов. И вопрос оформления медицинской документации, в первую очередь Медицинской карты пациента, при этом лежал на поверхности – услугу надо оформить точно и в соответствии с установленными правилами. Но, к сожалению, введенная Приказом Минздрава России № 834н от 15.12.2014 г. форма 025/у сохранила все ошибки «несоответствия», которые были присущи ее предшественницам. Причина кроется в том, что указанная форма, являясь универсальной для всех видов амбулаторной медицинской помощи, не может учитывать специфику предоставления различных медицинских услуг. Это понимали и разработчики данного нормативного документа. Они даже предусмотрели (п. 3. Порядок заполнения учетной формы № 025/у), что в силу особенностей ф 025/у не ведется по профилям «Онкология», «Фтизиатрия», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология», «Дерматология», «Стоматология и ортодонтия». По данным специальностям должны вестись свои формы МК. При этом странно, что по дерматологии (в приказе упоминается именно такой вид медицинской деятельности, хотя официально существует вид деятельности и специальность «Дерматовенерология», а не «Дерматология») предусмотрена особая форма медицинской карты, а по косметологии, которая является по существу «младшей сестрой» дерматологии и сильнее отличается от обычного порядка поликлинической помощи, особой формы в приказе не предусмотрено.
После многочисленных обращений по данному вопросу Портал 1nep.ru получил подтверждение, что Минздрав признает целесообразность разработки особой формы медицинской карты для косметологии. Однако до настоящего времени такой карты не введено, и обязательным является ведение формы № 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях», имеющей сложности ведения в косметологии.
В чем заключаются сложности при оформлении МК по косметологии?
Главная причина – специфика принятия пациентом решения о косметологических процедурах. По всем основным клиническим медицинским видам деятельности пациент обращается к врачу-специалисту с жалобой на ухудшение самочувствия, при этом лечение ему не может быть назначено без предварительного обследования. Врач проводит диагностику, ставит диагноз и в соответствии с ним назначает лечение. При этом большинство услуг на амбулаторно-поликлиническом уровне входит в систему Госгарантий, то есть может быть предоставлено бесплатно.
В свою очередь в косметологии нередко пациент обращается за конкретной процедурой, а задача врача – выявить возможные противопоказания и выполнить ее. Даже если пациент не заявляет желания выполнить процедуру – жалобы на «дефект», как правило, не требуют подробного обследования – факт, как говорится, на «лице». И дальнейший алгоритм действий врача-косметолога: выявить возможные противопоказания и из многообразия методов предложить услугу (медицинское вмешательство или комплекс вмешательств). При этом обязательный для отражения в МК диагноз, особенно в антивозрастной косметологии, скорее, носит обобщенный и формальный характер, необходимый для статистического учета и соблюдения нормативных требований (применяемые в косметологии диагнозы по МКБ-10. Фактически показанием к предоставлению медицинской услуги в косметологии является желание пациента, а не собственно заболевание. Это соответствует и данному в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 381н от 18.04.2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология»» определению косметологии:
«Оказание медицинской помощи по профилю «Косметология» включает: диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма… и направлено на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц)».
Речь идет не о лечении нозологических форм или собственно заболеваний кожи (что составляет предмет дерматовенерологии), а устранение проявлений различных заболеваний, последствий травм и т. д. в области кожных покровов. Главная особенность – данные проявления не представляют угрозы для жизни и здоровья пациента, поэтому косметологические услуги, за редким исключением, не входят в программу ОМС и осуществляются по собственному желанию пациента в целях эстетической коррекции и на платной основе.
Подробная пошаговая инструкция по заполнению данной карты изложена в Порядке заполнения учетной формы № 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (Приложение № 2 к приказу Минздрава № 834н от 15.12.2014 г.) (далее – Порядок). В данной статье мы остановимся лишь на особенностях заполнения МК ф025/у при оказании косметологических услуг и рассмотрим наиболее частые ошибки при отражении в МК оказываемых косметологических услуг.
Формат карты: А4 или А5?
Формат карты МЗ (А4, А5) в приказе четко не прописан. Предыдущие «исторические» формы МК (см. выше) имели явно указанный формат А5. Но если, например, следовать образцу в разделе 25 «Медицинское наблюдение в динамике» и посмотреть на соответствие его указанным страницам по приведенной форме, то формат А5 не позволяет разместить (как это предусмотрено приказом) два поля для записи приема пациента: поля мелкие, и при рукописном заполнении в них невозможно поместить более 5–6 слов. Поэтому формат остается на усмотрение клиники. С учетом принятых форматов ведения иных медицинских документов и административных форм (договор и т. д.), в клиниках косметологии нередко печатаются МК формата А4, что удобно и при заполнении, и при хранении комплекта документов на пациента. Такое положение не может рассматриваться как нарушение установленной нормы. Это же относится и к выбору цвета, шрифта, типа бумаги и иных полиграфических особенностей – специальных требований не предъявляется.
Можно ли расширять и модернизировать МК?
Соответствие разделов и их содержание подлежат строгому соблюдению. Любые изменения содержания (полей разделов), дополнительные поля и т. д. рассматриваются как нарушение установленной формы.
Электронная медицинская карта, нужна ли печатная?
Электронная МК нормативно не предусмотрена. То есть вести некую электронную форму клиника может, но при этом обязательна ее печатная версия, строго соответствующая форме 025/у.
Электронное заполнение страниц или рукописное?
Можно ли заполнять листы установленной формы в электронном виде, то есть использовать электронный шаблон в учетной программе или просто в электронной форме и затем распечатывать их и вкладывать в МК? Этот вопрос не имеет четкого определения по приказу, и поэтому прямого запрета нет. Указывается лишь то, что «записи производятся на русском языке, аккуратно, без сокращений, все необходимые в Карте исправления осуществляются незамедлительно, подтверждаются подписью врача, заполняющего Карту». Рукописно должна быть указана лишь подпись врача-специалиста. Но с учетом того, что предыдущие приказы, регламентировавшие МК, напрямую указывали рукописное заполнение МК, представители надзорных органов часто требуют именно рукописного ее заполнения. Электронные распечатки могут вызвать дополнительные вопросы при проверках. При этом электронный характер заполнения МК также не является целесообразным и с учетом специфики косметологического приема.
Основу деятельности косметолога составляют манипуляции и мануальные техники, в отличие от большинства общетерапевтических специальностей, где заключения специалиста – и есть содержательная часть приема, и электронный шаблон помогает правильно отразить проведенную услугу и сократить время работы с пациентом. В косметологии же, например, при проведении инъекций БТА, длительность процедуры составляет 10–15 минут (без учета возможной анестезии), а электронное заполнение МК врачом-косметологом с учетом среднестатистически невысокой IT-компетенции, технических неувязок при печати и т. д. может занимать 20–30 минут, в отличие от рукописного – 3–5 минут. Но данный вопрос также оставлен на усмотрение клиники – прямой запрет или указание на заполненные в электронном виде и распечатанные отдельные листы МК – отсутствуют.
Как скреплять листы МК?
Прямые указания о брошюровке, шнуровке и прочих элементах объединения страниц отсутствуют. Но для удобства хранения лучше иметь печатную сброшюрованную форму (формат А5) или печатную форму (формат А3, сложенный до формата А4).
Разделы и нумерация страниц. Что делать, если МК заполнена полностью?
По содержанию МК носит статистический характер, а по форме и формату отражения данных прослеживается унификация и близость к электронным носителям. Отсюда некоторая путаница. В приведенной в приложении к Приказу форме пунктам МК соответствуют номера страниц, и при этом нет указания, как поступить, если все поля визитов заполнены. Например, п. 25 «Медицинское наблюдение в динамике» (в установленной форме ему отведены страницы 4–6, что подразумевает отражение шести визитов к врачу-специалисту) ввиду многочисленных посещений клиники пациентом заполнен полностью.
Что делать в этом случае: заполнять новый бланк МК или дополнительно вставлять страницы? Нумерация страниц должна быть сквозной? Или следует на вставках писать «стр. 6», при том что их уже 10? Конечно, следует делать вставки требуемого раздела по соответствующей форме, при этом точного указания номера страницы можно избежать.
Титульный лист и твердая обложка
Требования к суперобложке или к наличию специальной папки для хранения МК в Приказе Минздрава не установлены. Однако с учетом приведения подробных сведений о пациенте на титульном листе и ввиду ужесточения мер по хранению и использованию персональных данных, целесообразно закрывать данный лист МК от «посторонних» глаз. Плотная суперобложка или папка также обеспечивают более удобное хранение МК.
Нужно ли заполнять МК при первичной консультации?
Пункт 2 устанавливает: «Карта заполняется на каждого впервые обратившегося за медицинской помощью в амбулаторных условиях пациента(ку)». При этом, как указывалось ранее в п. 6: «Титульный лист Карты заполняется в регистратуре медицинской организации при первом обращении пациента за медицинской помощью». Но вот нужно ли отражать в МК первичную консультацию или же заполнять ее нужно при выполнении первой услуги? Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ № 1664н от 27.12.2011 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», первичная консультация косметолога также является медицинской услугой: «B01.008.003 Прием (осмотр, консультация) врача-косметолога первичный», и, соответственно, она отражается в МК, в п. 24 (см. далее).
Кто вносит записи в МК? Врач vs медсестра?
В п. 6. указано: «Титульный лист Карты заполняется в регистратуре медицинской организации при первом обращении пациента за медицинской помощью», то есть в клинике косметологии информация вносится администратором.Но как заполняются поля услуг 24 и 25?
В соответствии с п. 4: «Карта заполняется врачами, медицинские работники со средним профессиональным образованием, ведущие самостоятельный прием, заполняют журнал учета пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях». Существует ошибочное мнение, что медсестра по косметологии может заполнять Журнал учета пациентов, а информация в карту вносится только врачом. Ответ кроется в понимании понятия «самостоятельный прием». Критерием здесь не является факт нахождения специалиста, например, медсестры, один на один с пациентом в кабинете. Следуя такому определению, можно утверждать, что процедурная медсестра стационара, санитарка в клизменной и пр. также ведут самостоятельный прием, так как они осуществляют предписанные процедуры наедине с пациентом. Ключевой критерий для такого приема – самостоятельное обследование, вынесение суждения о состоянии здоровья и, главное, самостоятельное назначение услуг. Примером может служить, например, работа медсестры в дошкольном учреждении, школе или прием работника со средним профессиональным образованием в здравпункте предприятия. Их деятельность ведется на доврачебном уровне, в силу компетенции они могут выносить некоторые суждения о состоянии здоровья (e. g., при травмах) и оказывать в связи с этим определенные медицинские услуги. В таких случаях и ведется журнал учета пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Но в косметологии, согласно п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ № этм381н от 18.04.2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю »Косметология»», «медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом… Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога». Этим же документом в п. 5 установлено, что при первичном обращении пациента врач-косметолог, наряду с иными действиями, «назначает медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом». Одновременно в разрешенной Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1664н от 27.12.2011 г., предусмотрена, как указывалось выше, только услуга «Прием (осмотр, консультация) врача-косметолога первичный/повторный», то есть по профилю «Косметология» самостоятельный прием медицинские работники со средним профессиональным образованием осуществлять не могут, а лишь выполняют назначения врача. Соответственно, Журнал учета пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медсестра по косметологии не ведет. Тогда возникает вопрос: должна ли она, и если да, то где, отражать выполненные процедуры? Ответ очевиден – да: все услуги, оказываемые пациенту, должны быть отражены в медицинской документации, и в случае осложнений или проверок, именно МК, являясь основным учетным медицинским документом медицинской организации, будет рассматриваться при проведении экспертизы качества и безопасности медицинской помощи. Но как мы указывали ранее, в Порядке заполнения есть прямое указание, что МК заполняется врачом, и заполнение МК непосредственно медсестрой по косметологии может трактоваться как нарушение Приказа Минздрава России № 834н от 15.12.2014 г. Как быть, если заполнять МК медсестра не может, но не отразить услугу тоже нельзя?
Одно из наиболее распространенных решений – введение специальной формы – Листа выполнения назначений (аналог процедурного листа, принятого в стационарных ЛПУ). Такая форма, как и иные дополнительные документы, может вводиться приказом по клинике в рамках обеспечения внутреннего контроля за качеством оказания медицинской помощи (подробнее см. часть 3 статьи). Введение таких форм не нарушает требований нормативных документов, при условии что они не отменяют установленные формы и порядок их оформления, они могут лишь дополнять, но никак не подменять установленные формы.
Где хранить МК?
Место хранения установлено приказом – регистратура. Специальных условий хранения приказами МЗ не установлено. ЧЧаще требования, предъявляемые при проверках, касаются обеспечения конфиденциальности при хранении персональных данных: желательно отдельное помещение или шкаф. Распространено мнение, что МК надо обязательно хранить под замком, строго соблюдая режим доступа и т. д. Это явно надуманные требования, нормативно они не описаны. Даже если карты хранятся практически в свободном доступе, предъявить претензии представители надзорных органов не правомочны, так как важен не сам факт доступа к персональным данным, а последствия – например, разглашение данных, и что немаловажно – доказательство причинно-следственной связи факта открытого доступа и распространения персональных данных пациента.
Как хранятся МК?
Порядком заполнения установлено, что «карты в регистратуре медицинской организации группируются по участковому принципу». Но очевидно, что это норма, описывающая работу амбулаторно-поликлинического ЛПУ общего профиля, где есть прикрепление пациентов по территориальному принципу и есть соответствующие участковые врачи. Естественно, что в косметологии такого учета и прикрепления пациентов в силу специфики оказываемой помощи не предусмотрено. Четких указаний (алфавитный или иной порядок) не приводится, и клиника может устанавливать порядок по своему усмотрению. Мы рекомендуем хранить МК по номерам (см. далее).
Как долго хранить?
Нумерация
В пункте 7 установлено, что на «титульном листе Карты … указывается номер Карты – индивидуальный номер учета Карт, установленный медицинской организацией». Никаких других требований не предъявляется. Организация может вести нумерацию по своему усмотрению: в обратном порядке, через десяток, с использованием дополнительных индексов и т. д. Единственный критерий – уникальный номер карты, не должно быть повторяющихся номеров. На практике удобнее всего использовать номер пациента по электронному учету (ID пациента). При этом этот номер мы рекомендуем применять на всех документах, оформляемых на данного пациента, в том числе на договоре (см. часть 1 статьи). При этом хранение МК удобнее вести по данным номерам, а не в алфавитном порядке. Это позволяет существенно упростить поиск необходимой МК и уменьшить место для хранения.
Сколько МК надо заводить, если существует несколько клиник?
«На каждого пациента(ку) в медицинской организации или его структурном подразделении, оказывающем медицинскую помощь в амбулаторных условиях, заполняется одна Карта, независимо от того, сколькими врачами проводится лечение». Но как быть, если существует несколько клиник, объединенных одним брендом. Если это самостоятельные субъекты хозяйствования с индивидуальными ИНН – ответ очевиден: в каждой клинике должна вестись своя карта. Если субъект хозяйствования один, с единым балансом (т.е. не выделены обособленные структурные подразделения), то, согласно Приказу Минздрава, должна быть одна МК. Но вышеприведенная норма описывает ситуацию, когда на одной территории в ЛПУ присутствует стационарное и амбулаторное подразделения (например, больница и поликлиническое отделение при ней). Но если клиник несколько, они расположены в разных частях города или даже в разных городах, но в рамках одного субъекта хозяйствования (ООО), одна организация, один ИНН, и получается, что нужно вести одну карту – это крайне неудобно в работе. В случае посещения одним пациентом разных территорий клиники передача МК является проблемой.
Возможно два решения:
Административная часть (пункты 1–23)
Поэтому признание водительских прав, студенческих билетов и иных документов, имеющих фотографию и поэтому, якобы, удостоверяющих личность, неправомерно, и оформлять МК на основании таких документов неправильно. При этом ранее упомянутая формулировка «заполняются на основании» означает, что данный документ должен быть предъявлен пациентом, то есть сведения не должны указываться с его слов.
Анонимность услуг
Из обязанности заполнения паспортных данных вытекает и еще один часто задаваемый вопрос – как реализовать право потребителя медицинских услуг, данное ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на возможность получения услуг анонимно? К сожалению, установленный порядок предоставления услуг и обязательный сбор сведений о пациенте при подписании договора, а главное – при заполнении МК – такой возможности пациенту не предоставляет. Строго говоря, положения Федерального Закона носят преимущественное значение по отношению к требованиям ведомственных приказов. И в случае обжалования факта выяснения персональных данных клиникой у пациента при его желании получить косметологическую услуги анонимно, скорее всего, пациент докажет свою правоту в суде! Но позиция Минздрава, и соответственно уполномоченного надзорного органа – Росздравнадзора – пока такова – сбор и отражение данных сведений обязательны. С точки зрения клиники разумнее все же подчиниться нормативным требованиям МЗ и выяснять эти данные у пациента, несмотря на понимание законности права пациента на анонимность. Практический совет: в случае возникновения таких споров с пациентами (как правило, в косметологии это относится к публичным персонам или к услугам, связанным с коррекцией в интимной зоне) лучше объяснять необходимость сбора этих сведений и заполнения МК в первую очередь личной заинтересованностью пациента на полное отражение сведений о процедурах для выбора оптимального пути решения в случае осложнений и защиты его интересов, то есть ссылаться на его личную (пациента) заинтересованность, а не на нормативный акт Минздрава, явно проигрывающий по «силе» Федеральному закону и обязательный для клиники, но не для пациента.
Записи врачей-специалистов (пункт 24)
Этот раздел соответствует первичному приему врача-косметолога. Ключевой вопрос при заполнении – каков необходимый и достаточный объем сведений, подлежащих отражению в данном разделе по косметологии. Порядок заполнения (п 11.14.) коротко указывает, что «в пункте 24 производятся записи врачей-специалистов путем заполнения соответствующих строк». Что должен заполнять врач-косметолог?
Подробно порядок заполнения данного раздела МК будет рассмотрен в третьей части данной статьи. Сейчас укажем лишь на некоторые особенности и ошибки.
Как уместить анамнез заболевания, жизни и объективные данные?
Первая и важная особенность – объем сведений, подлежащих отражению при первичном приеме, сильно превышает предоставленное место в МК. И если жалобы еще возможно указать в сокращенном объеме, а не по форме (сокращения запрещены), что само по себе неверно, то анамнез заболевания, жизни и объективные данные расположить в несколько строк не представляется возможным. Собственно, это одна из причин, пусть и не основная, введения дополнительных форм, коротко указанных в первой части и подробно рассматриваемых в третьей части статьи. `
Порядок первичного приема косметолога и отражение в МК
Следует помнить, что помимо разделов, установленных ф 025/у в п. 24 24. Записи врачей-специалистов и подлежащих заполнению Приказом Минздравсоцразвития РФ № 381н от 18.04.2012 г., установлен порядок проведения первичного приема врача-косметолога, каждый из этапов которого должен найти свое отражение в медицинской документации. И не все этапы такого первичного приема имеют соответствующую строку в МК. ННапример, при первичном приеме врач-косметолог должен информировать пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дать рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе провести обучение необходимым гигиеническим навыкам. Где отразить эти действия в МК, если соответствующих разделов нет? Решение – ввести дополнительные формы (подробнее будет рассмотрено в третьей часть статьи).
Диагноз и код по МКБ-10
Строка «Диагноз основного заболевания» и код по МКБ-10 подробно рассмотрены в статье МКБ-10: диагнозы в косметологии. Сам факт указания редакции 10 МКБ выглядит странно, так как Международная классификация болезней в десятой редакции существует дольше всех предыдущих редакций, и еще в 2015 году должна была быть пересмотрена. Принцип применения и наиболее частые диагнозы по МКБ-10 для правильного и удобного оформления услуг в косметологии описаны в первой части статьи при описании Плана лечения. При указании предварительного, неуточненного диагноза приведение его наименования со знаком вопроса неверно, так как в МКБ в каждом разделе предусмотрены коды неуточненных диагнозов (подразделы 9).
Сопутствующие заболевания
Согласно ст. 2 ФЗ № 323 от 21.11.2011 г., «сопутствующее заболевание – заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности жизни и здоровья, и не является причиной смерти». В сопутствующих заболеваниях указываются только непосредственно влияющие на назначения и план лечения.
Нужно ли отражать в МК назначенные косметические средства? Лекарства vs косметика
Очень частый вопрос – что отражать в разделе «Лекарственные средства и физиотерапия»? Требуется ли приводить косметические средства или достаточно указать лишь прямо заявленные ЛС? Ответ заключается в понимании цели заполнения и средств лечения в широком смысле.
Если механически следовать заголовку и отражать только назначенные лекарственные средства, то окажется, что из всего многообразия выполняемых в косметологии услуг мы отразим не более 10 средств, зарегистрированных как лекарства. Это ботулотоксины и средства анестезии. Остальные средства, включая инъекционные препараты, зарегистрированы как изделия медицинского назначения или косметические средства. Поэтому, следуя формальному принципу, мы отразим лишь 5 % оказываемых пациентам услуг в МК. При этом в качестве средства лечения ошибочно считать назначение только лекарственных форм. Согласно п. 8 ст. 2 ФЗ № 323 от 21.11.2011 г., под лечением понимается «комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента», а Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» установлен целый ряд медицинских вмешательств с применением косметических средств, например А14.01.012 Наложение маски на лицо.
То есть применение косметических средств в косметологии – это лечебное действие, и, соответственно, средства, в случае назначения, должны быть отражены в плане лечения, указанном в МК. Аналогичная ситуация и с физиотерапией – здесь отражаются любые методы воздействия, не только аттестованные как физиотерапевтические.
Для последующих экспертиз качества, в том числе при рассмотрении жалоб, следует максимально подробно отражать назначения и их выполнение. Это имеет смысл и в целях экономической защиты в случае претензий: если после выполнения дорогостоящих инъекций не отразить факт нанесения косметических масок в МК, то можно получить претензию и требование вернуть деньги за дорогостоящую услугу ввиду, например, аллергической реакции или развития воспаления на использованную маску.