Для чего нужна кнопка пуск ржд
Кнопки «Отмена набора» для четной и нечетной горловины, двухпозиционная без фиксации, служит при нажатии для сброса неустановившегося маршрута или при ошибочно нажатых кнопках установки маршрута. Нормально кнопка не нажата.
2.3.10. КНОПКА «НАПРЯЖ. ТАБЛО».
Кнопка «напряж. табло» двухпозиционная с фиксацией, служит (при нажатии) для снижения яркости контрольных лампочек пульт-табло.
Нормально кнопка не нажата.
2.3.11. КНОПКА «ОТМЕНА МАРШРУТА».
Одна двухпозиционная кнопка «ОТМЕНА МАРШРУТА» без фиксации, служит для отмены установленного, но неиспользованного маршрута.
2.3.12. КНОПКА «РЕЖИМ СИГНАЛОВ».
Кнопка «Режим сигналов» двухпозиционная с фиксацией, служит для перевода электропитания ламп светофоров на дневной и ночной режим. В светлое время суток кнопка должна быть нажата, при этом светофорные лампы будут гореть в нормальном режиме. Для снижения яркости горения ламп в ночное время кнопка должна быть вытянута в отжатое положение.
2.3.13. КНОПКА «ПОНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ».
Кнопка «Понижение напряжения» двухпозиционная с фиксацией, пломбируемая, служит (при нажатии) для перевода электропитания ламп светофоров на пониженный режим в пределах станции.
Переход питания светофоров на пониженный режим осуществляется по приказу поездного диспетчера. Нормально кнопка не нажата и опломбирована.
2.3.14. КНОПКА «ИСКУССТВЕННОЕ РАЗМЫКАНИЕ».
Кнопка «Искусственное размыкание», двухпозиционная без фиксации, служит для искусственного размыкания секций маршрутов, неразделавшихся после прохода поезда или маневрового состава из-за неисправности устройств централизации (рельсовой цепи). Эта кнопка нажимается после нажатия всех кнопок не разомкнувшихся секций маршрута, горящих белыми или красными полосами. Нормально кнопка не нажата и опломбирована.
2.3.15. КНОПКА «ВЫКЛЮЧЕНИЕ ЗВОНКА».
Кнопка «Выключение звонка» двухпозиционная с фиксацией, служит для выключения звонка после пропадания питания устройств централизации на 1 фидере или 2 фидере.
Нормально кнопка не нажата.
2.3.16. КНОПКА «ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАБОРА».
Кнопка «Восстановление набора» двухпозиционная с фиксацией, служит для восстановления маршрутного набора при его сбросе.
2.3.17. КНОПКА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ».
Кнопка «Вспомогательное управление» двухпозиционная без фиксации пломбируемая, служит для перехода с маршрутного на индивидуальное управление сигналами при неисправности маршрутного набора.
2.3.18. КНОПКА «УПРАВЛЕНИЕ ОБОГРЕВОМ».
Кнопка «Управление обогревом», двухпозиционная без фиксации, служит, при нажатии, для включения электрообогрева на стрелочных переводах нечетной и четной горловинах станции.
2.3.19. КНОПКА «ОТКЛЮЧЕНИЕ ОБОГРЕВА».
Кнопка «Отключение обогрева», двухпозиционная без фиксации, служит при нажатии для отключения электрообогрева на стрелочных переводах.
2.3.20. КНОПКИ ЗАМЫКАНИЯ СТРЕЛОК.
Кнопки замыкания стрелок «Замыкание стрелок Ч» и «Замыкание стрелок Н» с фиксацией, пломбируемые служат при нажатии для замыкания стрелок в маршруте приема или отправления при запрещающем показании светофора.
2.3.21. КНОПКИ РАЗМЫКАНИЯ СТРЕЛОК.
Кнопки «Размыкание стрелок Ч» и «Размыкание стрелок Н» без фиксации, пломбируемые служат при нажатии для размыкания стрелок только при полном использовании поездом маршрута и после вытягивания кнопок замыкания на себя.
2.3.22. КНОПКА «ЗАКРЫТИЕ ПЕРЕЕЗДА».
Кнопка «Закрытие переезда», с фиксацией, служит для закрытия переезда «Лаврики» при отправлении поезда по неправильному пути.
2.3.23. КНОПКА «РЕЗЕРВНЫЙ НН».
Кнопка «Резервный НН» двухпозиционная, с фиксацией, служит для перехода на резервный блок «НН» в случае не загорания указателей направления движения на пульте управления.
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Электрооборудование пассажирских вагонов (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Кнопки, тумблера, переключатели – расположены на распределительном щите, служат для непосредственного включения и переключения персоналом (непосредственное управление);
Реле, контакторы – находятся на расстоянии от распределительного щита, служат для автоматического включения и отключения электроцепей (дистанционное управление).
Вагон имеет восьмикратную защиту.
РМН (реле максимального напряжения) – защищает сеть вагона и аккумуляторную батарею от перенапряжения, могущего возникнуть из-за неисправности РНГ или обрыва цепи аккумуляторной батареи. РМН последовательно включена в обмотки возбуждения генератора и при срабатывании отключает генератор.
При срабатывании РМН пакетники мощных потребителей поставить в положение «0» и вызвать ПЭМ, можно нажать кнопку «возврат защиты» при скорости не более 15 км/ч.
Предохранители – защищают электрическую цепь вагона от перегрузки – перегорают (выплавляется легкоплавкая вставка), тем самым разрывая цепь.
Автоматы-выключатели – защищают электрическую цепь вагона от перегрузки – выключаются, не выходят из строя.
РПН (реле пониженного напряжения) – защищает аккумуляторную батарею от глубокого разряда (ниже 47-41В) – выключает все потребители, остается защита и сигнализация.
5. Приборы регулирования
ДОНС (диодный ограничитель напряжения сети) или РНС (регулятор напряжения сети) – предназначены для стабилизации напряжения сети потребителей вагона.
РНГ (регулятор напряжения генератора) – для стабилизации напряжения генератора не зависимо от скорости движения. При исправном РНГ напряжение генератора должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи (52В или 110В).
РОТ (реле обратного тока) – переключающее устройство, включающее и отключающее генератор автоматически.
6. Аварийная кнопка
Аварийна кнопка предназначена для отключения генератора в аварийных ситуациях:
2. при резком колебании стрелок измерительных приборов;
3. при повышенном зарядном токе;
4. при замыкании на корпус вагона.
Перед нажатием аварийной кнопки нужно отключить мощные потребители, а если вагон топится от высоковольтного напряжения – отключить высоковольтное отопление (тэны).
7. Освещение пассажирского вагона
1. Лампы накаливания;
3. Индивидуальное (софиты).
Режимы работы освещения:
Вечернее – осуществляется лампами люминесцентного освещения с наступлением темноты до 22 часов.
Ночное – осуществляется лампами накаливания с 22 часов до наступления утра.
Индивидуальное – включается в ночном режиме, каждый пассажир имеет возможность включить софитную лампу, не мешая при этом соседям.
Дежурное – осуществляется групповыми переключателями: S17; S18 – для включения освещения в салоне; S26 – для включения освещения в тамбурах.
1. Сигнализация замыкания на корпус вагона – предназначена для выявления нарушения изоляции в проводах минусовых и плюсовых цепей. При выявлении нарушения изоляции в цепи, одна из лампочек будет гореть ярче другой или совсем потухнет.
Схема сигнализации представляет собой специальную электрическую цепь последовательно соединенных ламп, средняя точка которых выведена на корпус вагона, переключателей или кнопок и двух предохранителей.
Частичное замыкание на корпус вагона – когда имеет место частичное разрушение изоляции проводки в вагоне – одна лампочка горит ярче другой. При наличии частичного замыкания на корпус вагона аварийную кнопку не нажимаем, вызываем ПЭМ.
Полное замыкание на корпус вагона – когда имеет место полное разрушение изоляции проводки в вагоне – одна лампочка горит, другая не горит. При наличии полного замыкания в любой из цепей проводник должен нажать на аварийную кнопку и вызвать ПЭМ.
2. Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ) – предназначена для быстрого выявления грения букс во время движения поезда.
СКНБ состоит из двух частей:
Командная – 8 датчиков (может быть еще 1 на хвостовике редуктора) последовательно соединенных между собой – вворачиваются в буксы.
Исполнительная – звонок и сигнальная лампа расположенные на распределительном щите вагона.
Принцип работы: при разрыве цепи КНБ подается сигнал на исполнительную часть (загорается лампочка, звенит звонок), проводник должен срывом стоп-крана (в любом месте) остановить поезд. Один проводник осигналивает поезд, другой – проверяет все буксы и редуктор на грение. Вызвать ПЭМ и ЛНП.
3. Сигнализация ограждения поезда – с обеих сторон вагона (с торца) должны быть исправны по три красных сигнала – предназначены для обеспечения безопасности движения поезда, то есть во время движения поезда у последнего вагона должны гореть три красных сигнала – ограждение поезда.
Проводник при приемке вагона обязан проверить исправность и видимость хвостовых сигналов, даже если вагон в середине состава.
4. Вызывная сигнализация:
а) Наружная – предназначена для вызова проводника в случае, когда перекрыт вагон. Кнопки наружной вызывной сигнализации расположены: в пассажирских вагонах – с торца вагона у переходной площадки на раме суфле; у спецвагонов – на кузове вагона у входной двери с рабочего конца вагона;
б) Внутренняя – предназначена для вызова проводника пассажирами – в каждом купе расположена вызывная кнопка, в рабочем купе проводника установлен блок со светодиодами и сигнализацией (по количеству купе в вагоне).
5. УПС противопожарная сигнализация
предназначена для раннего выявления пожара, состоит из: датчиков установленных во всех помещениях вагона, кроме тамбуров, и реагирующих на ионизацию и горение (70ОС); в рабочем купе проводника установлен блок управления с акустической системой.
Проводник при приемке вагона обязан проверить исправность УПС, для этого нужно открыть нищу, нажать на кнопку (искусственно создается ситуация пожара) при этом загорятся все светодиоды и сработает акустическая система – выключаем УПС нажатием на кнопку. В пути следования УПС должна быть включена. При срабатывании УПС проводник должен выключить акустическую систему и, согласно светодиоду, проверить помещение, где сработал датчик – установить причину срабатывания.
6. Сигнализация баков заполнения водой – предназначена для предупреждения от перезаправки баков при экипировке вагона водой.
7. Сигнализация занятости туалетов – в основном для пассажиров, при закрывании замка туалета загорается лампа «занято», за 15-20 минут до станции нужно закрыть туалеты – санитарная зона.
VIII. Правила подключения питания от соседнего вагона в аварийном режиме
Нужно знать, что напряжение в обоих вагонах одинаковое.
2. Перед соединением низковольтных пинчей: днем – главный пакетник обоих вагонов ставится на «0»; ночью – включается аварийное освещение;
3. Один проводник ограждает место работ: днем – развернутым красным флагом; ночью – красным огнем ручного фонаря. Второй проводник соединяет низковольтные пинчи;
6. В обоих вагонах гаснет по одной лампочке сигнализации замыкания на корпус вагона: у дающего питание «+»; у берущего питание «-».
Электроэнергия в обоих вагонах можно расходовать на 50%, то есть нагрузка в каждом вагоне не должна превышать 20А, нельзя включать мощные потребители (тен титана, циркуляционный насос, люминесцентное освещение), вентиляцию можно, но на короткое время и на низкие обороты.
Запрещается отправлять вагоны из пункта формирования в рейс в аварийном режиме.
IX. Экстренное и полное обесточивание вагона
Экстренное обесточивание – нажимается аварийная кнопка (отключается генератор), производится при:
Ø резком колебании стрелок измерительных приборов;
Ø повышенном зарядном токе;
Ø замыкании на корпус вагона.
Полное обесточивание – необходимо удалить предохранители:
1. во время движения поезда, при неработающем генераторе, удаляется предохранитель «+ батарея» на 80А, находящийся в нижней части распредщита: в открытом вагоне – четвертый от окна; в купейном вагоне – третий от входной двери. Категорически запрещается удалять предохранитель «+ батарея» при работающем генераторе;
2. после остановки поезда, удаляется предохранитель «- батарея» на 125А, находящийся в клеммной коробке на торце аккумуляторного ящика.
X. Установка кондиционирования воздуха
Кондиционирование – создание искусственного климата в закрытом помещении.
Установка кондиционирования воздуха (МАБ-II – ГДР) применяется вагонах с электрической системой 47Кк (купейные), напряжением 110В, источником тока для нее является генератор (ДУГ-28В с приводом от средней части оси колесной пары) и аккумуляторная батарея (щелочная) – 86ВНЖ.
Электрическая централизация. Общие сведения. Аппараты управления
Электрической централизацией называются устройства, обеспечивающие при помощи электрической энергии централизованное управление стрелками и сигналами и автоматический контроль их положения.
Внедрение электрической централизации ускоряет технологический процесс работы станций, увеличивает пропускную способность их горловин, повышает безопасность движения поездов и маневровых передвижений, значительно сокращает штат станционных работников.
Управление стрелками и сигналами в устройствах электрической централизации осуществляется из одного пункта — поста централизаций, что позволяет более четко и продуманно организовать прием и отправление поездов и маневровые передвижения. Главные элементы электрической централизации: рельсовые цепи, стрелочные приводы, пульт управления, кабельная сеть, светофоры.
Проектируются и строятся только релейные централизации, являющиеся наиболее совершенными системами электрической централизации и обеспечивающие не только безопасность движения поездов, но и создающие удобства и простоту управления стрелками и сигналами, а также обслуживание устройств, при которых зависимости между маршрутами, стрелками и сигналами осуществляются реле.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации устройства электрической централизации не должны допускать открытия входного светофора, если маршрут установлен на занятый путь; перевода стрелки под составом; открытия светофоров, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение, а светофоры враждебных маршрутов не закрыты; перевода входящей в маршрут стрелки или открытия светофора враждебного маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут.
контроль положения стрелок и занятости путей и стрелочных секций на аппарате управления;
возможность маршрутного или раздельного управления стрелками и сигналами, а также производства маневровых передвижений по показаниям маневровых сигналов;
передачу стрелок на местное управление; взаимное замыкание стрелок и светофоров.
Релейная централизация бывает двух видов: с индивидуальным управлением стрелками, когда маршрут на пульте готовится переводом каждой из них, и маршрутно-релейная, в которой готовится сразу весь маршрут нажатием только двух кнопок. Перевод стрелок в этом случае происходит одновременно.
Маршрутно-релейная централизация позволяет установить самый сложный маршрут в течение 8—10 с. Разделка его происходит также автоматически вслед за поездом посекционно, но стрелки остаются в том же положении. В маршрутно-релейной централизации, кроме автоматического, предусмотрено также индивидуальное управление стрелками с помощью стрелочных коммутаторов, установленных на аппаратуре. По сравнению с индивидуальным управлением стрелками она имеет следующие преимущества:
автоматизирует процесс установки маршрутов, что освобождает дежурного от необходимости перевода каждой входящей в маршрут стрелки, позволяя сосредоточить управление большим числом стрелок и сигналов в одном пункте, повышает производительность и улучшает условия труда дежурного; на крупных станциях позволяет сосредоточить управление движением поездов у одного дежурного;
разрешается работать на пульте управления одновременно двум дежурным только на крупных станциях, где в устройствах маршрутнорелейной централизации предусмотрены два комплекта наборных устройств. В этом случае на пульте табло должны быть указаны границы действия каждого дежурного.
Аппарат маршрутно-релейной централизации
Пульты применяются следующих разновидностей:
пульт-табло с размещением кнопок управления по схеме станции двух типов: трехпозиционными кнопками управления и двухпозиционными кнопками;
пульт-манипулятор с выносным табло для электрической централизации больших станций.
Пульт-табло с трехпозиционными кнопками управления маршрутно-релейной централизации сделан в виде пульта-табло со световой схемой путей, на которой размещены кнопки управления (рис. 33).
Схематический план путей составлен из отдельных ячеек, закрытых матовым стеклом. В каждой из них вмонтированы контрольные лампочки, одна из которых имеет красный светофильтр. Границы стрелочных участков обозначены точками. Участки приближения и удаления контролируются лампочками.
При установке маршрута все изолированные участки и пути, входящие в него, загораются белым светом. По белой полосе дежурный убеждается в правильности исполнения заданного им маршрута. По мере следования поезда белый свет меняется на красный, который после освобождения изолированных участков подвижным составом гаснет; происходит автоматическое посекционное размыкание маршрута. Если изолированный участок неисправен или занят, его ячейки на пульте-табло горят красным светом. На пульте-табло расположены повторители светофоров:
входных, состоящих из трех контрольных огней: красного — сигнал закрыт, зеленого — сигнал открыт на один или более разрешающий огонь, белого — на светофоре горит пригласительный сигнал;
выходных с двумя контрольными огнями: зеленым — сигнал открыт на один или более разрешающий огонь, зеленый мигающий — сигнал горит белым мигающим пригласительным огнем, белый — на светофоре белый маневровый огонь;
маневровых, состоящих каждый из одного белого контрольного огня, который нормально погашен, — светофор закрыт. Белый мигающий огонь повторителя показывает, что на светофоре перегорела лампа запрещающего огня; белый — светофор открыт.
Кнопки для задания поездных маршрутов восьмигранной формы с зеленой лампочкой внутри установлены на осях путей перед повторителями соответствующих светофоров, а также путей, на которые есть маршруты приема поездов. Все кнопки трехпозиционные, нормально находятся в среднем положении, в которое сами возвращаются после нажатия при задании маршрута и после вытягивания при закрытии сигнала и отмены маршрута. В нормальном положении лампочка внутри кнопок не горит.
Для задания маневровых маршрутов служат кнопки круглой формы с белой лампочкой внутри, установленные у основания повторителей соответствующих светофоров.
Вариантные кнопки для задания маршрута в обход какой-то части основного пути следования установлены на оси того отрезка пути, по которому проходит вариант маршрута. Эти кнопки трехпозиционные восьмигранные с зеленой лампочкой внутри, которая нормально погашена.
Контрольная красная лампочка «Установка маршрутов» нормально погашена. Если же она горит, это значит, что происходит установка маршрута и действия для установки следующего маршрута начинать нельзя.
Стрелочные рукоятки для индивидуального перевода стрелок нормально находятся в среднем положении, все три контрольные лампочки над ними погашены, левое положение рукоятки и зеленая лампочка соответствуют плюсовому положению стрелки, правое и желтая контрольная лампочка — минусовому. Средняя красная контрольная лампочка загорается только на время перевода стрелки, при потере контроля ее положения и взрезе. Спаренными стрелками управляют с помощью одной рукоятки. Над каждой из них укреплена табличка с номерами стрелок. Зеленая или желтая лампочка загорается, если рукоятка повернута в соответствующее положение.
Приготовление маршрута приема. Дежурный, по станции нажимает и отпускает кнопку начала маршрута. В головке ее начинает мигать зеленая лампочка, указывающая, что действия по установке маршрута не закончились; одновременно загорается красная лампочка, запрещающая задавать другой маршрут. Затем нажимает и отпускает кнопку конца маршрута. С этого момента в обеих кнопках зеленые лампочки загораются ровным светом, указывая на то, что приготовление маршрута началось и действия дежурного по станции устройствами автоматики восприняты. Одновременно загораются лампочки во всех кнопках по пути следования поезда, а красная лампочка «Установка маршрута» гаснет, сигнализируя о том, что действия дежурного по станции на пульте окончены и устройства автоматического набора готовы к выполнению следующего задания.
Маршрут приготовляется автоматически. Если все стрелки, входящие в него, и охранные будут установлены правильно, враждебные маршруты не заданы, стрелочные и негабаритные участки, входящие в маршрут приема (если они есть), а также путь приема свободны от подвижного состава, на пульте-табло загорится белая полоса от входного до выходного сигнала. На входном сигнале откроется соответствующее число разрешающих огней, а на повторителе пульта-табло загорится зеленая контрольная лампочка. По белой полосе дежурный убеждается, что он приготовил маршрут приема поезду на соответствующий путь. На этом его действия по приготовлению маршрута заканчиваются, и он может приступить к приготовлению других маршрутов.
Дежурный по станции обязан внимательно следить за контрольными приборами на пульте-табло. Одновременно задавать два маршрута запрещается, так как это может привести к исполнению маршрута, не соответствующего задаваемому: одновременное нажатие двух начальных кнопок устройства централизации воспримут как задание одного маршрута.
Если при нажатии конечной кнопки маршрута ее зеленая лампочка загорится не ровным, а мигающим светом и останется гореть красная лампочка установки маршрута, это значит, что дежурный по станции ошибся кнопкой. В этом случае необходимо вытянуть конечную кнопку, т. е. отменить неправильное распоряжение и нажать кнопку, соответствующую задаваемому маршруту.
В тех случаях, когда необходимо закрыть сигнал, дежурный должен начальную кнопку задания маршрута вытянуть на себя и держать в таком положении до тех пор, пока не погаснет лампа контроля открытого положения сигнала.
Пульт-табло с двухпозиционными кнопками. Сложные в обслуживании трехпозиционные кнопки для задания маршрутов стали заменяться малогабаритными кнопками без вмонтированных в нее лампочек. Малогабаритная кнопка двухпозиционная и работает только на нажатие.
Применение такой кнопки позволило уменьшить размеры пульта и улучшить условия работы дежурного по станции на пульте, так как путевая светосхема получается более наглядной и понятной (рис. 34).
Для установки маршрута также требуется нажатие кнопок начала и конца маршрута. Кнопка начала маршрута устанавливается около повторителя светофора. На светофор с поездным и маневровым показаниями предусматриваются две кнопки. Кнопка управления маневровым показанием установлена на оси пути, а поездным — в междупутье. Кнопками конца маршрута в большинстве случаев служат кнопки «встречных» светофоров в конце устанавливаемого маршрута.
Установка маршрутов контролируется лампочкой «Установка маршрута». До тех пор, пока не погаснет лампочка «Установка маршрута», установка другого маршрута запрещается.
При задании нечетных поездных маршрутов световые ячейки стрелки указателя «Установка маршрута» горят зеленым огнем; при задании нечетных маневровых маршрутов — белым.
Лампочка у кнопки начала маршрута с момента нажатия кнопки до открытия светофора горит мигающим светом. Лампочки у остальных кнопок по пути устанавливаемого маршрута горят мигающим светом до момента возбуждения управляющих реле стрелок, а затем горят ровным светом до появления белой полосы на светосхеме, контролирующей маршрут.
Если после нажатия начальной и конечной кнопок маршрут по какой-то причине не задался, т. е. не загорелась белая полоса по маршруту, то нажатием кнопок отмены набора отменяется ранее набранный маршрут, и только после того вновь набирается этот же маршрут или вариантный.
Отмена маршрута при одноконтактной двухпозиционной кнопке производится нажатием специальной кнопки «Отмена маршрута» и нажатием специальной кнопки у сигнала. Два действия введены для исключения перекрытия светофора на запрещающее показание случайным нажатием маршрутной кнопки. В случае если кнопка «Отмена маршрута» нажата ошибочно, в нормальное положение схема отмены маршрута приводится повторным нажатием этой кнопки.
Пульт-манипулятор с выносным табло. От светосхемы пульта-табло светосхема выносного табло отличается отсутствием поездных и маневровых кнопок заданий маршрутов, размерами надписей и черточками, указывающими нормальное положение стрелок (рис. 35). Высота шрифта принята от 10 до 14 мм.
Рабочее место дежурного по станции — пульт-манипулятор — собирается из:
секции стрелочных коммутаторов (рис. 36), на панели которой размещаются трехпозиционные коммутаторы для индивидуального перевода стрелок;
секции связи (рис. 37), на панели которой помещаются вызывные кнопки, контрольные лампочки, номеронабиратель, АТС, телефонная трубка и микрофон громкоговорящей связи;
секции управления устройствами централизации (рис. 38), на панели которой располагаются: двухпозиционные кнопки без лампочек и фиксации с приспособлением для пломбирования или счетчиками (условное обозначение «Я»), тумблеры или кнопки с фиксацией на два положения.
Кнопки установки маршрутов с наименованием литера светофоров, к которым они относятся, для удобства ориентации дежурного разделены на две группы: маневровую и поездную. Маневровые кнопки располагаются в нижнем ряду, а поездные — в верхнем, над маневровыми. Вариантные кнопки размещаются в ряду поездных кнопок отдельной группой.
Каждый поездной светофор имеет начальную кнопку (с зеленой головкой), которой присваивается литер поездного светофора. Для встречных маршрутов эта кнопка является конечной.
Сигнальные конечные поездные кнопки (с красной головкой) устанавливаются для приемо-отправочных путей, не имеющих выходных светофоров.
Кнопки маневровых светофоров каждой горловины распределяются в рядах по возрастающим номерам от перегона в сторону оси станции. Маневровые кнопки поездных светофоров устанавливаются, как правило, в средней части маневровой группы кнопок, так, чтобы поездные и маневровые кнопки одних и тех же поездных светофоров находились в одном вертикальном ряду и были идентично расположены.
Вариантные кнопки размещаются в ряду поездных кнопок самостоятельной группой для всей станции или группами для каждой горловины.
Установка маршрутов приема. Дежурный по станции проверяет по табло свободность пути приема стрелочных изолированных секций и отсутствие заданных враждебных маршрутов, после чего нажимает на пульте-манипуляторе начальную кнопку. В результате в соответствующей стрелке указателя «Установка маршрута» загорается зеленая лампочка, одновременно загорается зеленым огнем ячейка начала маршрута на светосхеме табло у кнопки.
Убедившись по индикации табло, что начальная кнопка нажата соответственно устанавливаемому маршруту, дежурный по станции нажимает конечную кнопку, вследствие чего ячейки конца маршрута и промежуточные ячейки у повторителей маневровых светофоров на светосхеме табло загораются зеленым огнем. Происходит автоматический перевод стрелок, входящих в маршрут, после чего загорается белая полоса по маршруту.
После открытия входного сигнала на его повторителе загорается зеленая лампочка, гаснет зеленая лампочка в указателе «Установка маршрута» и зеленый огонь в ячейках на светосхеме у повторителей светофоров.
При следовании поезда по маршруту на табло происходит посекционная смена белой полосы на красную, что указывает на занятость изолированных участков поездом. После проследования поездом изолированного участка красная полоса гаснет и стрелки освобождаются от замыкания.
Задание маршрутов отправления и маневровых передвижений производится аналогично.
Закрытие светофора и отмена маршрута осуществляются последовательным нажатием двух кнопок: групповой кнопки отмены маршрута и начальной кнопки светофора.
Повторное открытие светофора в установленном и замкнутом маршруте осуществляется нажатием начальной кнопки светофора.
На сети железных дорог внедряется усовершенствованная система электрической централизации, предназначенная для управления стрелками и сигналами на малых, средних и больших железнодорожных станциях. Усовершенствованная система дополнительно к требованиям, предъявляемым к электрической централизации, обладает принципиально новыми функциональными возможностями и содержит ряд решений, направленных на повышение надежности работы устройств:
выключение из зависимости с сохранением пользования сигналами изолированных секций без участия электромеханика;
искусственное замыкание изолированной секции путем нажатия кнопки нужной секции и после этого групповой кнопки искусственного замыкания;
установка маршрута с открытием сигнала через ложно занятые секции путем нажатия кнопки «Снятие изоляции» и маршрутных кнопок;
автоматическая регистрация отказов рельсовых цепей и стрелок при открытом сигнале.
Пульт-табло применен типа «Домино». Задание маршрута осуществляется нажатием на пульте двух кнопок. При нажатии кнопки начала маршрута световая ячейка, расположенная у повторителя светофора, загорается зеленым светом. С этого момента указатель установки маршрутов горящей стрелкой показывает направление и категорию маршрута.
При нажатии кнопки конца маршрута по трассе устанавливаемого маршрута белым светом загораются световые ячейки и включается соответствующий светофорный повторитель. По мере занятия поездом секции маршрута лампочки с белым светофильтром гаснут и загораются красные лампочки, которые выключаются после освобождения секции.
Если стрелочная рукоятка будет выведена в одно из крайних положений, перевод стрелки нажатием кнопок при маршрутном наборе исключен. При маршрутном автоматическом управлении или индивидуальном переводе при помощи стрелочных рукояток стрелка будет установлена в нужное положение, если она не замкнута в маршруте, изолированный участок (а если стрелка спаренная — два участка) свободен от подвижного состава и не выключен из централизации, в электроприводе не опущена курбельная заслонка.
Когда при задании маршрута нажатием соответствующих кнопок одна из стрелок не переведется в нужное положение, на табло не загорится полоса белого цвета. В этом случае дежурный обязан немедленно выяснить, какая именно стрелка не перевелась, причем, если звонок продолжает звонить и амперметр показывает рабочий ток, это значит, что стрелка начала, но не закончила перевод. Такую стрелку обнаруживают по красной лампочке, продолжающей гореть над рукояткой. Так же обнаруживают стрелку, перевод которой не закончился из-за обрыва рабочей цепи. Если же стрелочный звонок не звонит и амперметр на пульте не показывает рабочего тока, это значит, что стрелка не переведена. Чтобы обнаружить ее, дежурный должен проверить положение стрелок в маршруте при помощи вспомогательной кнопки (подсветка). Обнаружив такую стрелку, дежурный по станции отменяет маршрутный набор и переводит ее индивидуально при помощи стрелочной рукоятки.
Аппарат релейной централизации с индивидуальным управлением стрелками и сигналами
Аппарат релейной централизации с индивидуальным управлением стрелками, так же как и аппарат маршрутной централизации, представляет собой пульт-табло (рис. 39). Стрелочные рукоятки на нем находятся рядом со стрелками, и положение первых указывает направление, в котором установлены последние. Это очень удобно для приготовления маршрутов и наглядно. Отсутствие контроля положения стрелки на аппарате сигнализирует мигающий красный огонь в световой ячейке рукоятки и звонок. Если положение рукоятки соответствует направлению стрелки и последняя имеет контроль, световые ячейки погашены. Нормальное плюсовое положение стрелки на пульте-табло обозначает указатель, укрепленный у рукоятки. Для управления сигналами на пульте-табло установлены кнопки у повторителей. В остальном световая схема аналогична пульту маршрутно-релейной централизации.
Поворотом стрелочных рукояток дежурный устанавливает стрелки в маршруте. Перевод их считается законченным, если прекратится мигание красного огня в световой ячейке рукоятки и стрелка амперметра на аппарате будет на нулевом делении. Только получив контроль положения первой стрелки, дежурный по станции приступает к переводу второй и т. д.
Приготовив маршрут, дежурный по станции нажимает сигнальную кнопку. В результате на световой схеме по пути приготовленного маршрута загорается белая светящаяся полоса и на повторителе сигнала появляется контроль открытого положения.
В аппаратах релейной централизации управление стрелками также может производиться кнопками (рис. 40) или рукоятками (рис. 41). Стрелочные кнопки (рукоятки) и лампочки контроля положения стрелок установлены в нижней половине пульта. Если стрелка установлена в плюсовое положение, горит зеленая лампочка над плюсовой кнопкой или над соответствующим положением рукоятки; если в минусовое, горит желтая лампочка под минусовой кнопкой или над соответствующим положением рукоятки. Если остряки стрелки не занимают одного из крайних положений или не прилегают плотно к рамному рельсу, обе контрольные лампочки положения стрелки погашены, звонит звонок взреза и горит красная лампочка.
Кнопки, управляющие стрелками, двухпозиционные с пружинным возвратом. Для пуска электропривода достаточно кратковременно нажать кнопку соответствующей стрелки.