Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Зачем нужна коммерческая тайна?

Защитить себя от конкурентов и проверяющих можно несколькими способами. Один из них – ввести на предприятии режим коммерческой тайны. О том, как правильно оформить все документы и что грозит за разглашение этих данных, читайте в нашей статье.

Как сделать информацию секретной?

Начнем с того, что любая компания имеет право установить у себя режим коммерческой тайны. Как правило, в небольших фирмах все заботы по оформлению документов руководитель перекладывает на плечи бухгалтера. Первоначально организации необходимо определить ту информацию, которая будет составлять коммерческую тайну. Этот перечень руководитель утверждает своим распоряжением. А главный бухгалтер (или отдел кадров) должен ознакомить всех сотрудников с этим списком под роспись.

Следующий этап – ограничить доступ к секретным сведениям. Для этого генеральный директор должен утвердить порядок обращения и использования коммерческой тайны. Вячеслав Панкратьев, полковник юстиции, специалист в области связи и информации, рекомендует добавить в устав компании следующий пункт: «Организация имеет право определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, требовать от сотрудников ее сохранять. Организация обязана обеспечить сохранность коммерческой тайны».

Бухгалтер вместе с руководителем также должны составить списки сотрудников, которые допущены к такой информации. Этот список гендиректор утверждает своим распоряжением. В трудовые договоры со всеми работниками администрации следует добавить запись о неразглашении коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии, а также после увольнения (обычно в течение трех лет).

К тому же бухгалтер, ответственный за сохранение тайны, должен сделать надпись на всех документах, содержащих секретные сведения: «Коммерческая тайна». Помимо этого необходимо указать владельца информации. Если это организация, то рядом следует написать полное наименование и место нахождения фирмы. Если владелец индивидуальный предприниматель, то рядом с грифом «Коммерческая тайна» нужно написать фамилию, имя, отчество, а также место жительства коммерсанта.

В режиме секретности кроме внутренних бумаг бухгалтеру не стоит забывать и о внешних. В каждом договоре эксперты советуют указывать, что его предмет и условия составляют коммерческую тайну. Следует прописать, что стороны должны принимать «все необходимые меры для предотвращения разглашения коммерческой тайны». Сюда можно отнести запрет передавать без предварительного согласия контрагента оригиналы (копии) документов и изделий третьим сторонам. В договоре следует предусмотреть и ответственность за разглашение сведений в виде компенсации убытков (об этом мы расскажем чуть ниже).

Однако в любом случае бухгалтер не обязан сразу выложить на стол перед контролерами документы с грифом «Коммерческая тайна». Он может их представить только с разрешения гендиректора. А при отказе начальника проверяющий сможет получить доступ к засекреченным бумагам только по судебному решению, которое судьи дают далеко не всегда.

Что можно засекретить?

Итак, руководство приняло решение установить на фирме режим коммерческой тайны и поставило соответствующую задачу перед бухгалтером. Теперь учетному работнику необходимо решить, какие сведения следует признать конфиденциальными. Конечно, у начальства будет несколько своих предложений, но информацию необходимо систематизировать.

Эксперты выделяют несколько методов, помогающих определить, что отнести к коммерческой тайне. Первый метод – тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно всё. Естественно, кроме сведений, которые не могут быть закрыты. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.

Второй метод – так называемый плагиаторский. Фирма узнает, какую именно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний.

Третий метод – аналитический. Здесь руководитель и главбух ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать.

И, наконец, последний метод – экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно, это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ.

Конечно, далеко не каждая фирма и предприниматель могут позволить себе нанять специалиста, поэтому мы обратились с вопросом, какую именно информацию следует сделать конфиденциальной, к эксперту Вячеславу Панкратьеву. «Во-первых, секретной информацией фирме обычно советуют назвать сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологические достижения. Во-вторых, информацию управленческого характера, то есть о методах управления. В-третьих, плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и тому подобные). В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, – продолжает г-н Панкратьев, – всю информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство.

В-шестых, к конфиденциальной следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и так далее».

Конечно, можно сделать конфиденциальной и другую информацию. Но в то же время далеко не все сведения можно сделать коммерческой тайной. Перечень сведений, которые не могут быть засекречены, был дан в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35, а также утвержден статьей 5 Закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ. Например, нельзя скрывать данные, которые записаны в уставе компании, о составе и численности сотрудников, системе оплаты труда.

Виновного в разглашении коммерческой тайны можно привлечь к гражданской, административной и уголовной ответственности. Если работник открыл коммерческую или служебную тайну, нарушив условия трудового договора, то он обязан возместить все убытки, причем не только те, что вызвали реальный ущерб, но и упущенную выгоду (ст. 15 ГК). Такая же участь постигнет не только сотрудников, но также и граждан, и предприятия, которые узнали информацию незаконно (п. 2 ст. 139 ГК).

Впрочем, это еще не самое серьезное наказание. Если работник будет незаконно собирать засекреченные сведения, то ему грозит штраф или два года лишения свободы. Причем здесь достаточно уже того, что он просто собирает эту информацию, и неважно – разгласил он ее или нет. Если же он раскрыл и использовал эти сведения без согласия владельца из корысти или личной заинтересованности, а это причинило крупный ущерб компании, то работника посадят на три года.

Сотрудника предприятия к уголовной ответственности привлечь можно, только если соблюдены три условия. Во-первых, если в трудовом договоре администрация четко указала обязанность сотрудника хранить коммерческую тайну. Во-вторых, если руководитель составил и утвердил перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну. В-третьих, этот список был доведен руководством до сведения работников под роспись.

Алексей Беклемишев, директор аудиторской компании «Финстатус», добавил, что руководство может привлечь сотрудников и к дисциплинарной ответственности. По статье 243 Трудового кодекса, если работник разгласит засекреченные сведения, то понесет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба. Более того, руководство имеет право такого сотрудника уволить (ст. 81 ТК).

Что касается проверяющих – налоговых инспекторов, милиционеров и других, то они также несут гражданскую и уголовную ответственность. К тому же их можно привлечь еще и к административной ответственности. В соответствии со статьей 13.14 КоАП за разглашение информации, которая стала известна должностному лицу в связи с его работой, штрафуют на 5000 рублей.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию «Тандем Форум» ( www.tandem-forum.ru ).

В конце прошлого года группа депутатов, среди которых Дмитрий Рогозин, внесла в Госдуму поправки к Закону «О коммерческой тайне». Согласно предложениям, информация о зарплате начальников должна быть открытой. В пояснительной записке к законопроекту указано, что размер зарплаты руководящего состава может многократно превышать размер зарплаты рядовых сотрудников. «Работники вправе знать, как распределяются доходы организации, приносимые их трудовой деятельностью, и насколько справедливо по отношению к ним это осуществляется». К тому же руководители не смогут скрывать эту информацию и от социальных служб.

Мало кто из бухгалтеров знает, но содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности должно быть отнесено к коммерческой тайне обязательно! (П. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».)

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Секрет фирмы. Что скрывает коммерческая тайна

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

В связи со стремительным развитием рыночной экономики и самостоятельности субъектов бизнеса перед многими предприятиями встает вопрос о сохранении конфиденциальности информации. Ограничения вводятся для того, чтобы поддержать конкурентоспособность, снизить риск корпоративного захвата, а также для сохранения материальных ценностей.

Под коммерческой тайной можно понимать многое, так как право на отнесение информации к такой, которая составляет коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений федерального закона «О коммерческой тайне». Проще сказать, руководитель предприятия сам определяет, что в его производстве является коммерческой тайной, а что — нет. Но чаще всего под этим понимают информацию: научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую и — наиболее распространенную в разглашении — персональные данные клиентов. Но чтобы информация получила статус коммерческой тайны, ее обладатель должен соблюсти определенные процедуры, а именно:

Для обеспечения сохранности коммерческой тайны нужно прописать некоторые обязательства в трудовом договоре работников компании:

Портал kdelo.ru, опросив 410 респондентов, задавал им вопрос: «Что вы предпринимаете для того, чтобы секретная информация не стала достоянием конкурентов?» Посмотрим на статистику:

— 73% ответили, что берут с сотрудников обязательство о неразглашении коммерческой тайны;

— 11% заявили, что у них нет конкурентов;

— 9% проводят коллективные профилактические беседы;

— 7% увольняют сотрудников, виновных в утечке информации, чтобы «другим неповадно было».

А ведь наказание за разглашение коммерческой тайны может быть дисциплинарным, административным, гражданско-правовым и даже уголовным. Если все-таки произошла ситуация с раскрытием секретной информации, первое, что нужно сделать, — это оценить размер предполагаемого ущерба, далее действовать по ситуации. Большое значение имеет быстрота обнаружения утечки, степень важности информации и вины сотрудника.

Нарушения коммерческой тайны можно условно разделить на два вида — осознанные и неосознанные. Неосознанные более безобидны. Это связано с неактивной гражданской позицией, малым пониманием ответственности сотрудника за хранение конфиденциальной информации и возможным отсутствием документов, регламентирующих действия. Осознанное разглашение связано с убежденностью в безнаказанности. Ведь широкой общественности известно довольно малое количество прецедентов наказания за подобные действия. Так происходит потому, что далеко не каждая компания захочет заявлять и обсуждать в СМИ, что ее сотрудник нарушил коммерческую тайну, чем нанес компании серьезный ущерб.

Частыми бывают разглашения персональных данных клиентов, но в этих случаях найти виновника довольно сложно. Так как в больших корпорациях, располагающих такой секретной информацией, работает огромное количество сотрудников, найти того, кто сливает данные, тяжело.

Американская юридическая фирма KamberLaw подала иск к Apple от лица жителя пригорода Лос-Анджелеса Джонатана Лало, сообщает Bloomberg. Истец обвиняет Apple в передаче подробной информации о пользователе рекламным агентствам без разрешения. По словам Лало, смартфоны Apple iPhone и планшеты iPad передают агентствам информацию о том, какие приложения пользователь загружает на мобильное устройство, как часто он их запускает и как долго использует. «Некоторые приложения передают и такую информацию, как местонахождение пользователя, его возраст, пол, расовая принадлежность, политические взгляды и сексуальная ориентация», — говорится в заявлении. Под прицел, в частности, попали приложения Pandora, Paper Toss, Weather Channel и Dictionary.com, авторов которых истец также планирует привлечь к ответственности, заодно присвоив иску статус коллективного. Заявитель утверждает, что Apple нарушает законы о защите частной жизни и федеральный закон о мошенничестве с использованием вычислительной техники, а также закон о сохранении коммерческой тайны.

Чаще всего, если предприятие небольшое и урон, нанесенный работником, который нарушил закон о коммерческой тайне, невелик, наказание может колебаться от исправительной беседы до увольнения. В некоторых компаниях предпочитают налагать на болтунов штрафные санкции.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Почему в России не стоит полагаться на коммерческую тайну?

Я придумал одно интересное устройство и хочу его запатентовать. Но слышал, что патенты публикуют в открытых базах, — получается, кто угодно сможет взять мои чертежи и сделать то же самое. Говорят, что даже «Кока-Кола» не патентует рецепт, чтобы его не украли из баз. Вместо этого они вроде как используют режим секретности в своей компании.

Подскажите, пожалуйста, что лучше: патент или коммерческая тайна? Пока что мне кажется, что подготовить соглашение о конфиденциальности с большими штрафами проще и надежнее, чем получить патент.

Положениям о конфиденциальности в договоре обычно доверяют больше, чем стоило бы. Кажется, что достаточно написать: «Штраф за разглашение — миллион рублей», — и все, ты защищен. На деле это не так.

Сами по себе пункты о конфиденциальности в договорах практически бесполезны: почти ни у кого не получается реально взыскать все эти миллионные штрафы за разглашение. В лучшем случае коммерческая тайна помогает защититься разве что от недобросовестных работников, и то не всегда. Расскажу по порядку.

Коммерческая тайна защищается, только когда в компании оформлены все документы

Чтобы в компании работал режим коммерческой тайны, мало просто написать об этом в договоре с контрагентом или сотрудником. В компании должно быть принято положение о коммерческой тайне, каждый работник должен подписать соглашение о конфиденциальности, все секретные документы должны быть помечены грифом «Коммерческая тайна», должен вестись учет доступа к ним, а сами документы должны лежать в сейфах или находиться под защитой логина-пароля.

Если какого-то документа не будет или он будет составлен неправильно, то взыскать компенсацию с нарушителя через суд не получится. Суд откажет в иске со ссылкой на то, что истец «не создал необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны».

Понятное дело, что никакой коммерческой тайны у частного лица быть не может: если у вас нет права заниматься коммерцией, то не может быть и коммерческой тайны. Поэтому, если вы самостоятельный изобретатель, прежде чем внедрять коммерческую тайну, придется сначала открыть компанию или стать ИП.

Но, даже если все документы в порядке, это не гарантирует победу в суде.

Найти и доказать нарушение коммерческой тайны почти невозможно

Допустим, я изобрел автоматическую палку-копалку. Своего производства у меня нет, поэтому я еду в московский офис производителя электроники и рассказываю — после того как мы подписываем соглашение о конфиденциальности — о своем изделии, чтобы узнать, сколько будет стоить выпуск первой партии. Мы не сходимся в условиях, а спустя месяц мои палки-копалки начинает выпускать завод под Саратовом.

Завод в Саратове и московский офис — разные юридические лица, взаимосвязи между ними никакой нет. Я понимаю, что меня обманули, но доказать это не могу. Довод «никому, кроме москвичей, я об этом не рассказывал» не аргумент для суда.

Судебная практика показывает, что коммерческая тайна поможет разве что при конфликтах внутри компании. В конце 2017 года фонд «Атом» опубликовал комплексный обзор судебной практики по делам с коммерческой тайной. Победой истца завершились топорные дела против нерадивых работников: то отправили секретный файл по почте конкурентам, то скинули на флешку клиентскую базу и унесли. Ни о какой компенсации для компании речи не шло, в лучшем случае суды признавали увольнение законным и компанию не заставляли платить бывшему работнику компенсацию за незаконное увольнение.

Взыскать миллион долларов за разглашение секретов фирмы — это сценарий для американского сериала про юристов, но не история из обычного российского суда.

Зачем нужна коммерческая тайна

Может показаться, что коммерческая тайна абсолютно бесполезна, но это не совсем так. Как минимум режим коммерческой тайны дисциплинирует работников. Когда человек подпишет десяток документов, он станет более внимательно относиться к секретам компании. Юристы называют такие документы пугалками: главное, что выглядит внушительно и заставит одуматься большинство потенциальных нарушителей. Сработает в суде или нет — дело десятое.

Документы о коммерческой тайне не гарантируют стопроцентную защиту, но дают хотя бы шанс доказать в суде свою правоту. Например, в одном из дел один предприниматель передал другому предпринимателю диск с бизнес-планом производства раковин и описанием технологии. Покупатель технологии нарушил соглашение о конфиденциальности: он отправил файлы с диска по электронной почте какому-то третьему лицу. Я не знаю, как создатель технологии обнаружил это нарушение, но он смог доказать его в суде, и с нарушителя взыскали миллион рублей. Решение о взыскании прошло три судебных инстанции и устояло.

В общем, я не хочу сказать, что коммерческая тайна не работает, — она работает, просто не так, как показывают в фильмах про юристов.

Если можно — лучше запатентовать

Если секретная идея связана с техникой, стоит подать патентную заявку. Когда вы подадите заявку, Роспатент выдаст уведомление о поступлении — приоритетную справку. Эта справка фиксирует дату создания изобретения и его автора. После этого можно спокойно ездить по заводам, выставкам и конференциям, рассказывать всем о своей идее. Соглашения о конфиденциальности можно не заключать: в Роспатенте и так уже все будут знать, что настоящий изобретатель вы.

Подавайте патентную заявку до того, как будете рассказывать кому-то об изобретении. Если кто-нибудь подаст заявку раньше вас, то поезд точно уйдет. Не поможет ни коммерческая тайна, ни Роспатент.

Если запатентовать нельзя, используйте коммерческую тайну

Запатентовать можно только то, что связано с техникой: устройства, способы, составы и другие объекты, которые имеют материальное воплощение. Если хочется защитить что-то нематериальное, например рецепт пиццы или маркетинговый план, то здесь можно защититься только коммерческой тайной, другого выхода просто нет.

Я тоже слышал такую историю: «Кока-кола» не патентует свой рецепт, чтобы никто не смог его подсмотреть в патентных библиотеках, поэтому они защищают себя коммерческой тайной. На деле причина скорее в другом: никакой рецепт напитка нельзя запатентовать. В нем нет технической составляющей, он просто не может быть объектом патентования. Поэтому для «Кока-Колы» коммерческая тайна — это единственный способ защитить свой рецепт. Если бы они могли получить патент на рецепт, они давно бы его получили.

Коммерческая тайна — это полезный инструмент для решения конфликтов внутри компании. На взыскание компенсации в суде лучше особо не надеяться. Если что-то можно запатентовать — патентуйте.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Владислав! Если Вы придумали интересное УСТРОЙСТВО и планируете выход с ним на рынок, то купившим его не составит труда разобрать его до винтика и начать выпускать. И где же будет Ваша коммерческая тайна (КТ)? В режиме КТ может иметь смысл охранять либо состав вещества, либо технологию изготовления чего-то. При тех условиях, которые совершенно правильно описал в своей статье Алексей, еще есть хотя бы какая-то возможность сохранить секрет производства. В Вашем случае все-таки нужно патентовать.

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Наталья, спасибо за комментарий, абсолютно с Вами согласен. Причем даже состав вещества или способ, если можно запатентовать, то думаю, лучше все-таки запатентовать. Ведь КТ никак не защищает от риска того, что на другом конце страны кто-нибудь создаст такое же вещество и выпустит его на рынок. Но если речь идет о непатентоспособном составе вещества, условно, о составе печенья, то тут, конечно, кроме КТ выходов больше особо и нет.

С уважением, Сергей.

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Патент действует в той стране, которая его выдала. Это значит, что если у вас есть патент в России, то в РФ никто кроме вас не может продавать устройство, сделанное по вашему патенту. Китайская компания сможет изготовить устройство у себя в Китае и продать его другим китайцам, но как только устройство попадет в РФ, оно станет контрафактным. Поэтому патентовать имеет смысл только в тех странах, в которых вы планируете продавать свой продукт.

Патент — это рыночный инструмент, монополия на техническое решение. Это значит, что сам по себе патент не приносит денег до тех пор, пока он не ляжет в какую-то бизнес-модель. Получается, что стоимость патентования нужно соотносить со всем расчетом затрат и доходов проекта.

Более подробно я том, когда патент имеет смысл вот здесь: https://journal.tinkoff.ru/patent/ Возможно, эта статья поможет вам решить, полезен ли вам патент или нет.

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Алексей, здравствуйте! Не совсем поняла Ваше утверждение о том, что «никакой рецепт напитка нельзя запатентовать». Очень быстрый поиск по БД ФИПС позволил найти патенты как российских, так и зарубежных заявителей (2 406 415; 2 403 815; 2 444 214; 2 442 441; 2 651 810). Если не затруднит, поясните мне свою позицию.

Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Смотреть картинку Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Картинка про Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия. Фото Для чего нужна коммерческая тайна для предприятия

Наталья, я рассуждаю так: чтобы запатентовать напиток, нужно изложить его состав. Состав вещества можно запатентовать только как изобретение. Один из критериев патентоспособности, которому должно удовлетворять изобретение, это промышленная применимость. Чтобы доказать промышленную применимость, нужно показать наличие технического результата. Доказать наличие технического результата у напитка представляется мне весьма неординарной задачей. Наверное, это возможно, если речь идет о медицинских напитках, БАДах, или чем-то в таком духе. В любом случае, история уже выглядит нестандартной: патентоведу придется выжимать технический результат из явно нетехнического объекта.

Патенты, которые вы привели в качестве примера, это подтверждают. Там патентоведы вышли из ситуации указав как технический результат «уменьшение горечи и иных неприятных ощущений (привкуса металла, остаточного ощущения (послевкусия) и тактильного ощущения консистенции и густоты), присущих некалорийным подсластителям.», «исключение побочных эффектов от фосфорной кислоты и ненатуральных красителей», и тому подобные результаты. В таком ракурсе патентование представляется возможным, но едва ли этот способ патентования подойдет для любого напитка. Формулировка технического результата из других патентов «расширение арсенала средств» видится мне весьма спорной, и я не стал бы на нее полагаться.

Поэтому, на мой взгляд, по общему правилу можно сказать, что рецепт напитка нельзя запатентовать. Понятно, что если очень хочется, то можно, но в любом случае, далеко не любой напиток получится описать таким образом, далеко не факт, что патент в итоге получится получить и совсем не факт, что патент с техническим результатом «расширение арсенала средств» не отменят потом через Палату по патентным спорам или суд.

Ситуация с патентованием напитков видится мне очень похожей на ситуацию с патентованием компьютерных программ в качестве изобретения способа. Там ГК РФ напрямую запрещает патентовать программы и математические методы, но если попалась очень уж оригинальная программа и толковый патентовед, то можно программу описать как способ и в итоге все-таки получить патент.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *