Для чего нужна маркировка груза стропальщик
Как и для чего нужно маркировать груз?
Транспортная маркировка включает в себя:
Маркировка наносится отправителем, и именно в таком виде, с маркировкой, упакованный груз передается перевозчику. Перевозчик, в свою очередь, дополняет ее надписью транспортной организации, а также (особенно что касается сборных грузоперевозок ) указанием количества груза в партии и порядкового номера грузовых мест.
Итак, какая же информация должна содержаться на упаковке груза?
Основные надписи — это:
Основные надписи наносятся по центру тары и, кстати, могут не включать в себя указание на количество грузовых мест и порядковый номер места. Такое указание обязательно тогда, когда осуществляются сборные грузоперевозки (чтобы выделить грузы, идущие к одному получателю), при перевозках разнородных и разносортных грузов в одинаковой таре либо одинакового груза, упакованного в разную тару, а также для комплектов оборудования.
Дополнительные надписи содержат:
Последнее наносится в правом верхнем углу, а информация о грузоотправителе и месте отправления — в правом нижнем.
К информационным надписям относятся:
Габаритные размеры, кстати, при автомобильных грузоперевозках обязательно отмечать тогда, когда один из параметров превышает 1,2 м, а массу брутто и нетто можно не наносить, если они уже указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию.
Информация дается также в виде дроби, где числитель — это общее количество паллет в партии, знаменатель — количество грузовых мест в паллете, а в скобках — порядковый номер паллеты. Например, для третьей паллеты в партии, состоящей из пяти паллет по 20 коробок каждая, обозначение будет выглядеть так: 5/20 (3).
Однако при сборных грузоперевозках такое упрощение маркировки не действует!
Манипуляционные знаки — это специальные обозначения, которые указывают на то, как необходимо обращаться с грузом, чтобы не повредить его и не ухудшить его качества. Они регламентируют условия хранения, транспортировки, погрузки и разгрузки и предназначены для всех участников перевозки: грузчиков, водителя, операторов склада и получателя товара.
Номера, наименование, изображение и назначение каждого манипуляционного знака также регламентировано ГОСТом 14192-96 и, кроме того, подчиненно международным стандартам.
Манипуляционные знаки размещаются в верхнем левом углы тары и, как правило, имеют вид картинок.
Впрочем, в том случае, если для какого-то особенного способа деликатного обращения с грузом манипуляционные знаки еще не придуманы, или существующие знаки не отражают всех нюансов работы с грузом, или это какой-то уникальный груз, требующий уникального же «обхождения», допускается вместо знаков по ГОСТу просто писать (человеческим языком) предупредительные надписи.
Кроме того, вместо самих «картинок» можно указать номер или название знака вместе со ссылкой на ГОСТ. Например: 1 ГОСТ 14192-96. Или: «Хрупкое. Осторожно» ГОСТ 14192-96.
Как читается маркировка?
Для того чтобы прочитать маркировку груза (а значит, правильно понять информацию, которую она несет), нужно не только знать, какой смысл содержат те или иные знаки и надписи, но и учитывать, где именно на упаковке эти надписи стоят. Так, например, легко перепутать сведения об отправителе и получателе и пунктах отправления и назначения (они, в принципе, похожи друг на друга: наименование организации + адрес), если не иметь представления, в каких точно местах должны располагаться одни данные, а в каких — другие. То же самое с массой брутто и с массой нетто грузового места.
Итак, схема размещения маркировки на упаковке выглядит следующим образом
1 — манипуляционные знаки,
2 — допускаемые предупредительные надписи,
3 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии,
4 — наименование грузополучателя и пункта назначения,
5 — наименование пункта перегрузки,
6 — надписи транспортных организаций,
7 — объем грузового места (только для грузов, предназначенных для экспорта),
8 — габаритные размеры грузового места,
9 — масса брутто,
10 — масса нетто,
11 — страна-изготовитель и(или) поставщик,
12 — наименование пункта отправления,
13 — наименование грузоотправителя.
Маркировка грузов при перевозке и её особенности
Маркировка груза — это особая система цифр, обозначений, знаков, информирующих о техниках, методах обращения с партией, комплектность, данные о получателе. Специальную надпись нанесут на упаковку, открепляющийся ярлык, любую тару, на сам перемещаемый объект. Если осуществляется доставка сборных грузов по низким ценам из других стран, товары обязательно маркируются, правило распространяется на импорт продукции.
Виды маркировки грузов
Маркировать груз для транспортировки обязательно, чтобы сохранить партию от порчи, утраты, повреждений, обезопасить людей, которые контактируют с отправлением. Виды маркировки:
Знаки, специфичные рисунки, надписи должны быть нанесены на тару, объект до погрузки, отправления машины, вагона в рейс.
Правила маркировки грузов
Вся информация, отображенная на объектах, должна быть актуальной, достоверной, соответствовать правилам:
Специальные надписи наносят по определенным правилам, чтобы грузчикам, получателям было легко ориентироваться:
Если объект, предмет перемещается без тары, знаки маркировки грузов наносят в хорошо заметных местах, правило касается всех остальных типов упаковки.
Способы нанесения маркировки на грузы
В зависимости от типа тары, специальные знаки могут быть нанесены:
Контейнеры должны быть промаркированы с учетом требований стандарта ISO 6346.
Как маркируют международные грузы
По правилам маркировки грузов, которые перемещают за пределы границы государства, их необходимо классифицировать, нанести специальные знаки. Это дополнительная гарантия безопасности во время транспортировки. Помимо специфичных обязательных знаков нанесут информационные надписи:
Обязательно нужно указывать не только габариты, но и объем в кубических метрах. Не указывают объем, если объект меньше 1 м3. Все надписи для экспорта партии должны быть выполнены на языке получателя товаров, аналогично для импорта.
Если отправитель не знает, как правильно классифицировать партии, промаркировать их для безопасной доставки по России, за рубеж, нужна услуга автоперевозки. Логистическая компания самостоятельно нанесет надписи, знаки на тару, перемещаемый объект. Это гарантия, что партия не задержится в пути, сохранит целостность, не утратит товарного вида.
Маркировка грузов: требования к упаковке, виды транспортного маркирования, содержание и порядок расположения манипуляционных знаков
Использование специальной кодовой системы, состоящей из цифровых комбинаций, изображений и надписей, позволяет проинформировать любого участника процессов логистики и товародвижения о правилах обращения и мерах предосторожности. Условные обозначения, которые наносятся на упаковку или тару, содержат сведения о специфике товара, партии, комплектности, отправителе и получателе. Регламентирующие положения, являющиеся унифицированными для различных отраслей, позволяют свободно определить, как правильно взаимодействовать с контейнерами или коробками, чтобы не повредить транспортируемые изделия. Маркировка грузов в соответствии с действующими стандартами является обязательным условием, важным с точки зрения идентификации и сохранности содержимого.
Общепринятая система повышает вероятность сохранения объектов при перевозках, и обеспечивает возможность быстрой сортировки при частичной выгрузке или перемещении между используемыми грузовыми средствами, будь то автомобильный или железнодорожный транспорт. Соблюдение правил нанесения условных изображений, определяющих принципы обращения с продукцией, снижает риск ее случайной порчи, и способствует успешной доставке в назначенный пункт.
Виды и назначение транспортной маркировки грузов
В соответствии с принятой классификацией выделяют следующие разновидности специальных отметок.
Отправительские
Предусматривают указание на товарах реквизитов, дублирующих сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, что позволяет идентифицировать отдельные части партии.
Специальные
Набор предупредительных знаков и надписей, определяющих правила хранения, погрузки и транспортировки продукции.
Товарные
Категория маркеров, содержащих информацию о компании производителе, названии объекта, его специфических особенностях.
Транспортные
Маркировка тары, указывающая количество мест, регистрационный номер, а также иные данные.
В соответствии со стандартом, нанесение условных обозначений и поясняющих надписей производится до того, как производится отгрузка. Их содержание, порядок и место размещения регламентируются ГОСТом, что гарантирует соблюдение базовых правил, и исключает вероятность путаницы при транспортировке и перемещении. Обязанность по разметке и комплектации возлагается на отправителя, тогда как грузоперевозчик дополнительно указывает собственные реквизиты, а при отправке сборных партий — количество и номерные идентификаторы мест, которые должны соответствовать ТТН.
Размещение надписей
Правила транспортной маркировки грузов определяют требования к упаковке, содержание и порядок расположения знаков при перевозке. Исходя из выбранного типа тары, допускается применение:
Обозначения на контейнерах должны соответствовать нормам стандарта ISO 6346.
Местоположение надписей определяется упаковочной формой:
При отсутствии перевозочной тары основные надписи размещаются на заметной части, легко просматриваемой при взаимодействии.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Общие правила
Действующий регламент, определяющий порядок нанесения условных обозначений, определен в качестве межгосударственного стандарта, в рамках которого рассматриваются различные виды и формы идентификаторов, используемых при перевозках. ГОСТ 14192-96 — «Маркировка грузов» — это транспортная норма, устанавливающая базовые предписания к размещению.
Что входит в перечень
Согласно принятому положению, выделяют четыре категории маркеров, которые могут быть указаны на перевозимых объектах. В их число входят основные, дополнительные и информационные надписи, а также манипуляционные знаки.
Соблюдение требований стандартизации позволяет избежать возможных спорных ситуаций, неразберихи с определением оптимальных методов погрузки и транспортировки, а также нарушения целостности и качественных характеристик продукции. Как и потребительская, транспортная маркировка должна обеспечивать условия для четкой интерпретации содержимого ящиков, мешков или контейнеров, исключая проблемы с хранением — особенно в тех случаях, когда объект отличается хрупкостью или обладает опасными для человека свойствами. Использование решений по автоматизации, предлагаемых нашей компанией «Клеверенс», позволяет избежать технических ошибок и ускорить выполнение бизнес-процессов. Например, софт «Кировка» позволяет легко и без ошибок работать с маркированными товарами (шины и покрышки, обувь, парфюмерия, легкая промышленность и др.) Для работы с маркировкой в складском помещении отлично подойдет «Склад 15 с Кировкой», а в торговых залах — «Магазин 15».
Основные надписи
В данный перечень входит следующая информация:
В соответствии с ГОСТ 14192, а также 31016 2003, маркировка груза должна быть нанесена на центральную часть тары.
Дополнительные надписи
К этой категории относятся:
Все указанные идентификаторы располагаются в правой части разметки; первый и третий — в нижнем, а второй — в верхнем углу.
Манипуляционные знаки
Специальные изображения, значение которых соответствует перечню рекомендаций по обращению с перевозимыми объектами, также определены в рамках государственного стандарта. Их использование призвано регламентировать условия хранения, транспортировки и организации погрузочных работ. Адресатами в данном случае выступают все участники логистического процесса — начиная с грузчиков и складского оператора, и заканчивая конечным получателем.
Стоит отметить, что обозначения, используемые в рассматриваемой категории идентификаторов, выполнены с соблюдением международных норм и рекомендаций. Исходя из ГОСТ 14192-96 («Маркировка грузов»), манипуляционные знаки на транспортной таре представляют собой схематические и символические изображения, располагаемые в левом верхнем углу упаковки.
Осторожно, хрупкое
Применяется при перевозке объектов, отличающихся малой прочностью, и требующих осторожного обращения.
Избегать солнечных лучей
Наносится при необходимости ограничения длительного пребывания продукции на солнце, ввиду потенциальной опасности нагревания, возгорания, или утраты первоначальных характеристик.
Беречь от влаги
Свидетельствует об уязвимости товара к воздействию воды, обуславливающей потребность в поддержании сухих условий хранения или транспортировки.
Защищать от излучения
Как правило, используется при маркировке изделий, отличающихся повышенной восприимчивостью к любому волновому воздействию, включая электричество и ультрафиолет. В качестве примера можно привести фотопленки, которые еще не были проявлены после съемки.
Ограничение температуры
Указывает диапазон предельно допустимых значений холода и тепла, удовлетворяющих условиям хранения, перевозки или эксплуатации продукции.
Скоропортящийся груз
Размещается на товарах с ограниченным сроком годности, обычно нуждающихся в специальном режиме.
Герметичная упаковка
Ограничивающий знак, запрещающий распаковку и нарушение герметичности в процессе любого взаимодействия с объектом.
Крюками не брать
Символ, обозначающий, что продукция находится в мягкой таре, непригодной для поднятия с помощью грузовых крючьев.
Место строповки
Отмечает точку для оптимального расположения каната или цепи, используемых для подъема.
Центр тяжести
При наличии расхождений между геометрическим и фактическим значениями, указывает действительную центральную точку для установления баланса.
Тропическая упаковка
Предупреждающее обозначение, применяемое в ситуациях, когда существует вероятность негативного влияния на объект климатических условий, в которых он транспортируется.
Не штабелировать
Манипуляционный знак для специальной маркировки грузов, на которые нельзя складировать другие объекты, способные нанести им ущерб.
Требуется лед
Обозначает наличие потребности в дополнительном охлаждении.
Перевозка животных
Представителям мира фауны необходимо создать комфортные условия, исключающие вероятность риска или вреда их жизни и здоровью.
Перемещать на роликах
Нельзя катать и переворачивать ящик, однако для более быстрого перемещения можно использовать роликовые основания.
Место подъёма тележкой
Отмечает точку, уровень прочности которой позволяет поднять объект при помощи вспомогательного оборудования без риска повреждения.
Штабелирование ограничено
Предупреждает о максимальных весовых ограничениях при складировании.
Внутри жидкость
Упаковки, которые содержат жидкую составляющую, требуют бережного обращения, исключающего вероятность вытекания.
Поднимать за груз
В ходе проведения погрузочных работ подъем объекта осуществляется путем прямого взаимодействия, что может обуславливаться хрупкостью тары и тяжестью содержимого.
Открывать здесь
Распаковка должна производиться строго в указанном месте, поскольку в противном случае, есть вероятность повреждения или иного ущерба.
Защищать от радиоактивных источников
Уведомление об уязвимости продукции перед радиацией.
Огнеопасно
Предписывает соблюдение повышенной осторожности при обращении ввиду потенциальной вероятности взрыва или воспламенения.
Информационные надписи
В данной категории маркеров указываются:
Стоит отметить, что при организации грузоперевозок с использованием автотранспорта указание размеров обязательно при превышении одним из параметров показателя в 1,2 метра, тогда как вес с упаковкой и без нее можно не наносить — в тех случаях, когда значения уже присутствуют на характеризующей маркировке штучных грузов.
Кроме того, при перевозке на паллетах, для обозначения которых также применяется термин «транспортные пакеты», для каждого места предусматривается только весовой идентификатор, а вся остальная информация относится к сборке в целом. При организации комплектных логистических поставок, то есть в ситуациях, когда вся партия направляется одному получателю, действующие нормы не обязывают отправителей и перевозчиков использовать упаковочную разметку, кроме массы брутто и нетто.
Как правильно читается маркировка
Грамотная интерпретация информационных обозначений, характеризующих содержимое упаковки или контейнера, требует не только понимания смысла используемых изображений и надписей, но и особенностей их расположения. В противном случае есть вероятность перепутать, например, наименования сторон и пунктов назначения — учитывая схожесть формы их представления.
Это касается также и разнообразных визуальных символов, в которых нередко применяются схожие внешне, но разные по значению пиктограммы. Стоит подчеркнуть, что при транспортировке опасных грузов применяется международный регламент о дорожной перевозке, также известный как соглашение ДОПОГ, инициатором создания которого выступила ООН. Кроме того, специальные правила предусмотрены для объектов, перевозимых навалом и насыпью, либо с помощью специализированных транспортных средствах, отличающихся условиями эксплуатации, габаритами и иными техническими характеристиками.
Исключения из правил маркировки грузов
В логистической отрасли существует целый ряд особенностей и нюансов, отражающихся на маркировании.
Так, к примеру, нанесение разметки требуется при использовании открытых подвижных составов, в ситуациях, когда один из габаритных показателей оказывается более 1 метра. Аналогичная норма применяется и в случае с крытым транспортом, только нормативное значение увеличивается до 1,2 м. В свою очередь, для транспортировки на воздушных суднах стандартом считается 70 см.
В тех случаях, когда организуется паллетная перевозка сборной партии, на каждом из пакетов указываются три типа надписей, рассмотренных ранее. Дробное обозначение предусматривает использование в качестве числителя общего числа паллет, тогда как знаменателем выступает количество грузовых мест на одном из них. Рядом, в скобках, приводится порядковый номер, присвоенный упаковке.
Присутствие базовых специфических реквизитов, за исключением массы нетто и брутто, обязательно не на всех транспортируемых местах. Если в качестве логистического средства используется универсальный контейнер, прицепленный к автотранспорту, достаточно обойтись указанием веса (в двух форматах). Однако данное правило не распространяется в отношении грузоперевозок, при которых в рамках одного рейса объединяются сразу несколько небольших партий.
Международная разметка
Нормы, регламентирующие перевозки с пересечением территориальных границ, предусматривают соблюдение классификации и указания специальных знаков, необходимых для обеспечения дополнительной безопасности. Помимо стандартного набора, также допускается размещение:
В ситуациях, когда маркировка экспортных грузов вызывает объективные затруднения, допускается привлечение логистических компаний, оказывающих комплексные услуги по транспортировке. Соответствие стандартам позволяет избежать задержек в пути, а также гарантирует выполнение действующих требований, определенных в рамках международных соглашений.
Для чего нужна маркировка груза стропальщик
Дата введения 1998-01-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским экспериментально-конструкторским институтом тары и упаковки (НИЭКИТУ), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 223 «Упаковка»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 10 от 4 октября 1996 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июня 1997 г. N 219 межгосударственный стандарт ГОСТ 14192-96 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1998 г.
Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22 июня 2000 г.)
За принятие решения проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
Изменение N 2 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 31 от 08.06.2007).
За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, AM, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, TM, UZ, UA [коды альфа-2 МК (ИСО 3166) 004]
5 ИЗДАНИЕ (декабрь 2010 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 2000 г., августе 2007 г. (ИУС 11-2000, 11-2007), с Поправками (ИУС 10-98, 1-2001)
ВНЕСЕНО Изменение N 3, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24.05.2012 N 41). Государство-разработчик Россия. Приказом Росстандарта от 03.08.2012 N 214-ст введено в действие на территории РФ с 01.01.2013
Изменение N 3 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 2012 год
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила маркировки грузов, в том числе поставляемых на экспорт, и предназначен для разработки нормативных документов на продукцию конкретных видов.
Маркировка опасных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 19433, предупредительная маркировка химической продукции должна соответствовать требованиям ГОСТ 31340, а также правилам маркировки опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта, и (или) типовым правилам ООН по перевозке опасных грузов.
Стандарт не распространяется на маркировку, содержащую данные об упакованной продукции, требования к которой должны устанавливаться в нормативных документах на продукцию конкретных видов, а также на маркировку грузов, отправляемых специализированными транспортными средствами, почтовыми посылками насыпью или навалом и насыпью в транспортных средствах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9481-2001 Ящики из гофрированного картона для химических нитей. Технические условия
ГОСТ ИСО/МЭК 16390-2005 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики Interleaved 2 of 5 (2 из 5 чередующийся)
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка
ГОСТ 30742-2001 (ИСО/МЭК 16388-99) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 39 (Код 39)
ГОСТ 30743-2001 (ИСО/МЭК 15417-2000) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 128 (Код 128)
ГОСТ ИСО/МЭК 15459-1-2008 Автоматическая идентификация. Идентификаторы уникальные международные. Часть 1. Уникальные идентификаторы транспортируемых единиц
ГОСТ ИСО/МЭК 15459-2-2008 Автоматическая идентификация. Идентификаторы уникальные международные. Часть 2. Порядок регистрации
ГОСТ 31016-2003 (ИСО/МЭК 15438:2001) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификации символики PDF417 (ПДФ417)
ГОСТ 31340-2007 Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования
3 Содержание маркировки
3.1 Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.
3.3 Основные надписи должны содержать:
— полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
— наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки.
Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;
Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:
— разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);
— однородных грузов в разнотипной таре;
— однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;
— грузов в одном вагоне мелкими отправками.
3.4 Дополнительные надписи должны содержать:
— полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
— наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;
— надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).
3.5 Информационные надписи должны содержать:
— массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;
— габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота).
3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:
Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.
На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.