Для чего нужна маркировка обуви
Маркировка обуви: сроки и схема работы, как подготовиться
С 1 июля 2020 года стартовала обязательная маркировка обуви. Рассказываем, как все работает и что нужно для работы по закону.
Нет времени разбираться? Поможем!
Что вы узнаете
Закон о маркировке обуви
Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждает правила маркировки обувных товаров. Оно обязывает маркировать обувные товары средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в систему мониторинга обо всех операциях с маркированной обувью. Чипирование обуви поможет отследить полный цикл движения товаров от производителя до покупателя и не пропустить контрафакт на рынок.
Сроки
Схема работы
1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на каждую коробку с обувью.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с указанием всех кодов с коробок.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе и на упаковках, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.
5. При продаже кассир сканирует код маркировки с коробки, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
За работу без маркировки — штраф и конфискация
Наш эксперт шаг за шагом рассказывает, как подготовиться к переходу на новую схему работы. Вы своими глазами увидите процесс приемки и продажи.
Какая обувь не маркируется?
Согласно постановлению Правительства №860 от 5.07.2019 не маркируется:
Какая обувь подлежит маркировке?
В распоряжении правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года приводится список кодов обувных товаров, подлежащих маркировке. В него вошли все коды обувной номенклатуры, поэтому маркировка касается всех видов обуви. Да, и даже домашних тапочек со шлепанцами.
Вид продукции | ОКПД 2 |
---|---|
Обувь водонепроницаемая на подошве и с верхом из резины или пластмассы | 15.20.11 |
Обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы | 15.20.12 |
Обувь с верхом из кожи | 15.20.13 |
Обувь с верхом из текстильных материалов | 15.20.14 |
Обувь для тенниса, баскетбола, тренировочная обувь и аналогичные изделия | 15.20.21 |
Обувь спортивная прочая | 15.20.29 |
Обувь с защитным металлическим подноском | 15.20.31 |
Обувь различная специальная | 15.20.32 |
Обувь лыжная | 32.30.12 |
Группы по ОКПД2 дополнительно уточняются кодами по ТН ВЭД.
64 01. Водонепроницаемая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом.
64 02. Прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы.
64 03. Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи.
64 04. Обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов.
64 05. Обувь прочая.
Код маркировки: что это и как выглядит?
Каждую пару обуви маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на коробку, ярлык или прямо на товар.
Минимальный размер кода — 22 х 22 мм с разрешением 200 dpi. Средний размер 25 на 25 мм.
Что нужно сделать, чтобы работать с маркировкой?
Как зарегистрироваться в системе маркировки?
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Установите необходимое ПО:
Перейдите по ссылке из письма и укажите:
Маркировка обуви при производстве и импорте
Что понадобится
Как маркировать
При необходимости производитель/импортер создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.
Подключить СБИС Маркировка для производства
Оптовая продажа маркированной обуви
Что понадобится
Подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами.
Если входящие УПД бесплатные, то, чтобы отправлять накладные, нужно купить пакет документов.
Как отгружать
Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Подписать его электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в Честный знак после подписания получателем, а коды внутри документа будут переведены в собственность покупателя.
СБИС проверит УПД на наличие ошибок перед отправкой и при получении, предупредит и поможет исправить.
Приемка маркированной обуви
Что понадобится
Как принимать
Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с коробок. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — отклоните его или дождитесь исправленного УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.
Розничная продажа маркированной обуви
Что понадобится
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек.
Проверьте вашу кассу по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. «Тензор» имеет статус АСЦ — обращайтесь.
Подключить кассу к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки.
2D-сканер для считывания марок.
Как продавать
Продавать маркированную обувь нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код с упаковки, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Маркировка «под ключ»
Оборудование для ввода и проверки марок
Выбираете оборудование для кассы и склада? В нашем ролике представлены комплекты СБИС для маркировки. Смотреть
Приложение на ваш смартфон
Для небольших складов
Просто установите на него приложение СБИС Доки.
+ работает без привязки к компьютеру
+ сразу видно результаты проверки
— небольшая скорость сканирования
2D-cканер от 3 100 ₽
Для средних складов
+ высокая скорость сканирования
— работа только с компьютером
— ограниченная дальность действия
Терминал сбора данных от 22 850 ₽
Для больших складов
+ работает без привязки к компьютеру
+ высокая скорость сканирования
Принтер этикеток от 13 050 ₽
+ высокая скорость печати
+ ширина печати до 110 мм
+ быстрая и простая замена расходных материалов
+ широкий выбор материалов для печати: от бумаги до синтетики
Маркировка остатков
Промаркировать остатки обуви можно было до 1 сентября 2020 года, сейчас эта процедура недоступна.
Что делать, если касса не подключена к ОФД (автономный режим)?
Розничный магазин может сам передавать сведения о выводе товара из оборота, но не позднее 30 дней со дня продажи:
Можно ли продавцам обуви работать на ЕНВД и патенте?
Нет. По 325-ФЗ розничные продавцы лекарств, обуви, одежды и изделий из меха не могут применять спецрежимы. Но можно применять упрощенную систему налогообложения.
Как оформить возврат маркированной обуви?
Перезапросите код в Честном знаке, получите новый, нанесите на обувь и введите в оборот.
Как вести учет остатков?
Пока за пересортом марок (когда в системе есть код, а у вас на балансе его нет, или наоборот) Честный знак следить не будет. После 1 июля вы обязаны принимать на баланс и продавать только товары с кодами маркировки. Когда требование появится, СБИС Маркировка поможет его выполнить.
Будет ли нарушением отгрузка маркированной продукции с выводом из оборота, если покупатель зарегистрирован в ЧЗ, а отгрузка пойдет как не участнику, например, на собственные нужды?
Нет, в данном случае нарушение не будет зафиксировано.
Перейдет ли право собственности на товар при оптовой реализации по наличному расчету, если в чеке заполнены ИНН и наименование покупателя?
Нет. Чтобы стать владельцем кодов в ГИС МТ, необходимо оформить УПД и подписать его с двух сторон.
Подлежит ли маркировке товар, который закупается и реализуется в секонд-хендах на развес в мешках?
Товары, полученные от физического лица на территории России, подлежат маркировке, если не имеют признаков значительного износа и не представлены навалом (например, в товарных вагонах) или в тюках, мешках или аналогичных упаковках для товаров, поставляемых навалом, или в кипах, связанных вместе без внешней упаковки, или небрежно упакованными в ящики (код ТН ВЭД 6309).
Поставщик отправляет УПД с кодами маркировки из другой учетной системы. Как получить документы в СБИС?
Для обмена документами по ЭДО со сторонним оператором связи необходимо оформить Роуминг.
Как сверить коды маркировки во входящем документе с фактически поступившим товаром?
Для каждой позиции в поступлении нужно подтвердить код маркировки.
Сделать это можно двумя способами:
Более подробная информация в инструкции.
В каталог обуви на каждый размер необходимо создавать карточку?
Да, на каждый. Размер и цвет — это уникальные характеристики товара.
Маркировка обуви
Регистрация в системе Честный ЗНАК – необходимое требование
для всех участников оборота маркированной продукции
93 211
Пошаговая инструкция работы с маркировкой
Приглашаем вас присоединиться к системе Честный ЗНАК!
Зарегистрируйтесь в системе Честный ЗНАК и пройдите все необходимые шаги по подготовке вашего предприятия к маркировке, в зависимости от типа участия вашей организации. Шаги сопровождаются подробными инструкциями и видео-уроками.
Выберите тип участника оборота и начните регистрацию прямо сейчас:
Производитель/Импортер
Оптовик
Розница
Не нашли что искали?
Задайте вопрос в службу поддержки
Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП
Сертификат электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.
Если у вас уже есть электронная подпись, то вы можете использовать ее.
Подпись должна быть выпущена на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, указанное в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП
Установите программное обеспечение для работы с электронной подписью
Программное обеспечение (СКЗИ, драйверы токенов) и инструкции по установке и настройке предоставляет удостоверяющий центр, выдавший сертификат электронной подписи.
Если вы не получили инструкцию по настройке, воспользуйтесь нашей инструкцией.
Зарегистрируйтесь в системе мониторинга
Не нашли что искали?
Задайте вопрос в службу поддержки
Опишите товары в каталоге
Реестр товаров, состоящий из карточек единичных товаров и наборов, формируется в Каталоге маркированных товаров (КМТ). Доступ к КМТ осуществляется из Единого личного кабинета (ЕЛК) системы маркировки «Честный ЗНАК». Описание товаров в КМТ доступно как через Личный кабинет (поштучно или массово), так и посредством подключения к программному интерфейсу API.
Участнику, имеющему активное членство в Ассоциации ГС1 РУС, доступна функциональность по созданию карточек товаров и по работе с реестром товаров сразу после перехода в КМТ. Карточки товаров, ранее созданные в системе ГС1 РУС, можно самостоятельно загрузить в КМТ, воспользовавшись одноименной кнопкой в профиле участника.
Если Участник не является членом Ассоциации ГС1 РУС, то создание карточек товаров в российском диапазоне префиксов (460-469) не доступно до момента вступления в Ассоциацию. Заявку на вступление в Ассоциацию ГС1 РУС можно заполнить и отправить в профиле участника КМТ, подписав её УКЭП. Для участников оборота маркированных товаров согласованы льготные условия членства в Ассоциации.
Заполнив все обязательные атрибуты в карточке товара, её необходимо направить на проверку и, по результатам положительного решения, подписать карточку УКЭП. Заполненная и подписанная карточка становится доступна для всех операций в системе маркировки «Честный ЗНАК».
Более подробно с функциональностью КМТ можно ознакомиться в пользовательских инструкциях (доступны в меню «Помощь») и видео-уроках на странице «Обучающий центр»
1 июля — старт обязательной маркировки обуви средствами идентификации
Постановления Правительства, регламентирующие маркировку обуви
Для чего нужна маркировка обуви
Маркировка позволит государству и потребителю по коду Data-Matrix проследить путь каждой пары обуви, предназначенной для реализации на территории страны, с момента изготовления или ввоза до момента продажи. Это поможет более эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защитить легальный бизнес и потребителей, а также повысить собираемость налогов.
Какая обувь подлежит обязательной маркировке
Согласно Постановлению Правительства РФ № 860 от 5 июля 2019 года, маркировке подлежат обувные товары согласно кодам товарной номенклатуры:
Кто выдает коды маркировки, хранит данные и отслеживает путь (оборот) маркированной обуви
Оборот обуви в России отслеживает Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ), созданная Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) и воплощенная в цифровой платформе «Честный знак». Сервис позволяет регистрировать участников оборота обуви, фиксировать данные о каждой паре обуви, генерирует коды Data-Matrix, отслеживает все этапы перемещения обуви от производителя/импортера к потребителю.
Как маркируется обувь
Обувь маркируется с помощью двухмерного машиночитаемого штрих-кода Data-Matrix. В отличие от привычного штрих-кода в виде вертикальных полос код Data-Matrix более компактный, в виде квадрата, и содержит больше зашифрованной информации. Коды Data-Matrix называют еще «средствами идентификации» (далее — СИ). Они могут быть распечатаны на обычных принтерах, наклеены на упаковку, товарный ярлык или само изделие в виде стикеров или нанесены типографским методом.
О чем может рассказать маркировка
Прочесть информацию на средствах идентификации (СИ) можно с помощью обычного смартфона с установленным на него приложением «Честный знак». Вы получите информацию о том, кто является импортером или производителем данной продукции, из каких материалов изготовлено изделие, введено ли оно в оборот, кто является владельцем обуви на момент сканирования кода. Этой информации достаточно, чтобы быть уверенным, что продукция легальная и безопасная.
Организация процесса отслеживания оборота маркированной обуви
Участники процесса оборота маркированной обуви, подлежащей дальнейшей продаже:
Внимание! Розничный покупатель или юридической лицо, приобретающие обувь для собственных нужд или работников своего предприятия, не являются участниками процесса оборота маркированной обуви.
Регистрация в системе «Честный знак» — необходимое требование для всех участников оборота маркированной продукции.
Оборот маркированной обуви при продаже юридическим лицам/ИП в магазинах «Восток-Сервис»
1. Участники оборота маркированной обуви регистрируются в системе «Честный знак», заказывают цифровой код маркировки и наносят его на обувь.
2. По нанесенному коду фиксируется весь путь, который проходит пара обуви от фабрики до покупателя, от ввода в оборот до выбытия из оборота.
3. При продаже покупатель должен уведомить продавца о необходимости / отсутствия необходимости вывести продукцию из оборота. Продукция выводится из оборота в случае если спецобувь используется для бесплатной выдачи вашего предприятия. Продукция не выводится из оборота, если предполагается ее дальнейшая перепродажа, в том числе подрядным организациям. Продукцию выводит из оборота последний в цепочке продавец.
Оборот маркированной обуви при продаже физическим лицам в магазинах «Восток-Сервис»
1. Участники оборота маркированной обуви регистрируются в системе «Честный знак», заказывают цифровой код маркировки и наносят его на обувь.
2. По нанесенному коду фиксируется весь путь, который проходит пара обуви от фабрики до покупателя, от ввода в оборот до выбытия из оборота.
3. При продаже код сканируется на кассе и в систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота.
Возврат приобретенной обуви
Возврат обуви от покупателя к продавцу осуществляется:
Юридическим лицам: ответы на часто встречающиеся вопросы о маркировке
Кто будет проверять продажу маркированной продукции в магазинах?
Исполнение распоряжения Правительства №792-р от 28.04.2018 осуществляют контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ФНС).
Будут ли учреждения, приобретающие обувь для своих нужд считаться участниками оборота?
Если обувь приобретается для собственных нужд, при ее покупке покупатель должен сообщить об этом продавцу, чтобы продавец вывел коды маркировки из оборота. В этом случае конечный потребитель не будет считаться участником оборота.
Нужно ли маркировать товар, если перемещение происходит внутри своей организации?
Отчетность о движении обуви в рамках одного ИНН не предусмотрена. Если вы перемещаете обувь между разными юрлицами в рамках одного холдинга, то маркировать обувь нужно.
Можно будет промаркировать контрафакт?
Будут проверки на предмет соответствия товара и его описания сертификату соответствия.
Можно ли один и тот же код маркировки нанести сразу и на пару, и на коробку для этой пары?
Нет, допустимо нанесение либо на пару, либо на коробку, либо на товарный ярлык.
Как быть при пересортице обуви? Например, другой цвет, размер?
Необходимо провести перемаркировку товара (заказ верных кодов маркировки на обувные товары).
Можно ли не маркировать каждую пару обуви, а иметь отдельную общую маркировку?
Каждая пара маркируется уникальным кодом. При продаже товара есть возможность объединить несколько индивидуальных кодов в один общий агрегированный код, что облегчит процесс отгрузки-приемки продукции.
Должен ли в УПД (универсальных передаточных документах) или накладных (ТОРГ-12) и счетах-фактурах присутствовать код маркировки?
В УПД по ЭДО (электронный документооборот) — да.
Можно ли перепродать обувь в своем магазине, если купили ее, как розничный покупатель и код маркировки был выведен из оборота продавцом?
Что значит «Подключиться к ЭДО»?
«Подключиться к ЭДО» означает подключить сервис, который обеспечивает онлайн-обмен электронными документами между организациями. Для этого нужно заключить договор с официальными оператором такого сервиса (понадобится КЭП). Для маркировки остатков подключаться к ЭДО не нужно, для приема товара от поставщиков через ЭДО — обязательно.
ЭДО нужен для удобства или обязателен?
В 2020-2021 году электронный документооборот обязателен при торговле маркированными товарами. Покупая их у поставщика, вы должны принять документы именно при помощи ЭДО: это требование закона.
С какого момента коды маркировки начнут передаваться в ЭДО?
Коды маркировки должны будут передаваться в ЭДО с момента вступления в действие требований Постановлений об обязательной маркировке. Например, для обуви — с 1 июля 2020 года.
Сведения о выбытии нужно отправлять в течение 3-х дней, а сколько времени дается на то, чтобы принять и подтвердить товар?
Согласно Постановлению Правительства №860 от 05.07.19 г., при передаче (приемке) обувных товаров в рамках сделок с переходом права собственности, а также в рамках договоров комиссии или агентских договоров участник оборота, осуществляющий отгрузку (приемку), формирует уведомление о передаче (приемке) в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, подписывает его усиленной электронной подписью и направляет в систему «Честный знак» в течение 3 рабочих дней со дня отгрузки, передачи или приемки, но не позднее дня передачи товаров третьим лицам.
Что делать, если средство идентификации повреждено при поставке продукции или хранении на складе?
Если код маркировки в процессе хранения или перевозки повреждён, то такой товар подлежит перемаркировке (вывод поврежденного кода и заведение нового).
Как оформлять возврат маркированных товаров поставщику?
На основании первичной документации вы подаете сведения о возвращаемом товаре в систему, после чего принимающей стороне необходимо принять товар.
Как промаркировать при возврате покупателем бывший в употреблении товар, который нужно возвращать поставщику?
Если при возврате товара код маркировки (КМ) не поврежден, то заново маркировать товар не нужно. В случае невозможности идентификации СИ, необходимо провести процесс повторной маркировки.
Как будет происходить списание брака?
Необходимо отправить в систему «Честный Знак» сообщение о выводе из оборота данной обуви с указанием причины списания.
Физическим лицам: что нужно знать, покупая обувь в магазине
1. Покупатель в магазине не является участником оборота спецодежды или обувной продукции. Поэтому продавец при продаже должен отсканировать СИ, передать информацию, содержащуюся на СИ, через онлайн-кассу единому оператору системы маркировки и прослеживаемости и отдать покупателю продукцию с уже «погашенным», выведенным из оборота кодом маркировки.
2. Если в течение 14 дней покупатель решит вернуть продукцию в магазин, то продавец обязан ее принять. При этом покупателю нужно постараться сохранить на изделии или упаковке штрих-код DATA-MATRIX, так как это позволит продавцу вернуть продукцию в оборот без особых проблем. Если штрих-код не сохранился, то продавцу будет крайне проблематично идентифицировать конкретную пару в общем обороте. По истечении 14 дней вернуть продукцию в магазин будет невозможно.
3. Если вы пришли в магазин, отсканировали с помощью смартфона СИ и увидели, что данный комплект одежды (или пара обуви) в это время должен находиться в другом городе или у другого продавца, или такого кода вообще не существует, то с высокой долей вероятности вы имеете дело с контрафактом. В этом случае вы можете с помощью специального приложения на смартфоне отправить информацию единому оператору системы маркировки и прослеживаемости, и в торговой точке будет проведена внеплановая проверка.
4. Если вы приобрели продукцию для себя или членов своей семьи во время отпуска или командировки за границей, то такие изделия маркировать не нужно. Вы без проблем пройдете по зеленому коридору таможенной зоны. То же касается образцов для выставок или демонстрации потенциальному клиенту. Но если вы решили выставить образец в торговом зале, то в этом случае ему уже потребуется маркировка СИ.
5. Если вы приобретаете спецобувь для работников предприятия, на котором работаете, необходимо уведомить об этом продавца. В этом случае он должен провести всю приобретаемую вами продукцию через кассовый аппарат, чтобы вывести СИ из оборота. Если покупка оптовая по безналичному расчету, вы должны уведомить продавца о том, что просите его «погасить» СИ за вас, так как в противном случае в системе отобразится, что за вашей организацией числится маркированная продукция легкой промышленности с «подвешенными», непогашенными СИ. Так как система маркировки предусматривает, что в течение трех дней продавец и покупатель обязаны отразить в системе маркировки движение маркированного товара, то вы автоматически становитесь нарушителем закона, что может привести к внеплановой проверке вашего предприятия.
6. Часто встает вопрос о том, как отразится маркировка на цене изделий. Формирование кода маркировки стоит 50 копеек без НДС за каждый код, поэтому на цене изделий наличие СИ существенным образом не скажется.
Система маркировки и прослеживаемости оборота продукции, запущенная государством несколько лет назад, показала свою эффективность, привела к снижению контрафакта, помогла увеличить собираемость налогов, а значит, будет набирать обороты.