Для чего нужна математика в профессии туризм
Математика и туризм (геометрия на службе у туриста)
Математика и туризм, на первый взгляд, далеки друг от друга. Некоторым юношам и девушкам занятия науками и туризмом представляются мало совместимыми. Данный проект демонстрирует взаимосвязь двух этих областей деятельности и пользу, которую они могут оказать друг другу. В презентациях собраны задачи, использующие туристическую тематику и задачи на геометрические построения: на нахождение расстояния (в т. ч. до недоступной точки), определение высоты предмета, координат точки, масштаба и азимута.
Просмотр содержимого документа
«Математика и туризм (геометрия на службе у туриста)»
Математика и туризм: геометрия на службе у туриста
Фалес Милетский определял расстояние от берега
до морских кораблей. Способ состоял в следующем:
точка А – точка берега, точка В – корабль на море.
Для определения расстояния AB восстанавливают на берегу ACAB, в противоположном направлении восстанавливают CEAC так, чтобы точки D(середина АС), B, C лежали на одной прямой. Тогда CE=AB, так как ∆ABD=∆ECD по второму признаку равенства треугольников.
Определение расстояния построением подобных треугольников
Определение расстояния с помощью спички.
Герои Жюля Верна измеряли высоту скалы. Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены.
«- если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены».
«Обряд дома Месгрейвов»
Определение высоты дерева.
«Я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где рос (когда-то) вяз. Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее. В ней было девять футов. Дальнейшие мои вычисления были совсем уж несложны. Если палка высотой шесть футов отбрасывает тень в девять футов, то дерево (вяз) высотой (64 фута) отбросит тень в (96 футов), и направление той и другой, разумеется, будет совпадать».
Измерение высоты дерева
Высоту деревьев можно определить и при помощи шеста (выше роста человека).
На основании подобия ∆ авс и
∆ aBC вычислить ВС из пропорции
ВС: bc = aC: ас. Расстояния bc, aC
легко измерить. К длине ВС нужно
прибавить расстояние CD, чтобы
узнать высоту дерева.
Надо приставить одну палочку концом к переносице, расположив её параллельно земле. Вторую палочку надо приставить вертикально к дальнему концу первой.
Получится буква Т, лежащая «на боку». Отступая от дерева или приближаясь к нему, надо добиться того, чтобы верхушка и подножие дерева совпали с верхним и нижним концами вертикальной палочки. Расстояние от места, где стоит измеряющий, до подножия дерева равно высоте дерева.
Измерение с зеркалом
На землю положить зеркало. Измеряющий отходит от зеркала на такое расстояние, чтобы увидеть в нем отражение верхушки дерева. Угол падения равен углу отражения. ∆ABO ∞ ∆CDO. CD= *OD. Расстояния OB и OD можно измерить, а AB = росту измеряющего – 8-10см.
Измерение по тени дерева
На ровной поверхности измерить длину своей тени (d), длину тени дерева (DF). Треугольники подобны. Высоту дерева (ED) вычисляют по формуле ED= *DF, где b – ваш рост.
1.Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», М., Просвещение, 1971.
2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», М., Просвещение, 1989.
3.Карпушина Н.М. «Любимые книги глазами математика», М., Наука и жизнь, 2011.
4.Козлова Ю. «Математика на туристической тропе» – Математика, №16, 2011 г.
5.Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. «Примени математику», М., Наука, 1989.
Для чего нужна математика в профессии туризм
Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/7/36879.
«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Я очень люблю математику, но еще больше я люблю путешествовать. Математика один из моих любимых школьных предметов, а путешествуя я не только отдыхаю, но и познаю что-то новое, ранее мне неизвестное. Каждые каникулы мы стараемся выезжать на море, совмещая отдых с насыщенной экскурсионной программой. Мечта о новых открытиях, впечатлениях, об удовлетворении спортивных и познавательных интересов помогает мне в учебе. Думая о каникулах, о море, мне легче учиться.
Мир полон загадок и вопросов, со многими из них помогает разобраться математика. Достаточно лишь знакомства с элементарной арифметикой и простейшими сведениями из геометрии, чтобы найти решение на первый взгляд запутанных проблем [7]. Поэтому, когда в школе на перемене или даже на уроке, я слышу такие высказывания: «Я буду шофером, зачем мне нужна математика; а я буду стюардессой, мне точно математика не пригодится; а я буду плавать на корабле, мне то уж точно в море или океане не нужны будут модули, рациональные числа; а я буду гидом или менеджером турфирмы, зачем мне решать задачи, уравнения и неравенства, доказывать теоремы, я буду изучать иностранные языки, литературу и историю с географией и не буду тратить время на математику. Научились считать, этого достаточно», я, вспоминаю какие-нибудь примеры из книги Я.И. Перельмана «Живая математика», и, не обижая ребят, стараюсь показать значимость математики в выбранных ими профессиях доступными примерами (Приложение II). Ведь, шофер, не зная математики, не сможет рассчитать запас бензина или дизельного топлива, масла, сопоставить скорость с расстоянием; в авиации также не обойтись без математики: выраженные цифрами размеры самолётов, скорость движения и снижения, высота полета, расстояние, время полёта, максимально возможное количество пассажиров и вес багажа, расчет количества топлива, зависимое от дальности полета и.т.д. В мореплавании также необходима математика: расчет грузоподъемности, расчет скорости и времени движения до дозаправки, расчет координат, ориентирование по картам с применением геометрических расчетов, расчет наклона судна в шторм, зависимость дальности маршрута и запаса еды, воды и т.д.; и гиду или менеджеру турфирмы, как мне кажется, также нужна математика. Именно высказывание моей одноклассницы, желающей стать гидом или менеджером турфирмы и стало обоснованием выбора темы нашего исследования. Я обратилась к своему учителю математики и наставнику Чернышевой Виктории Сергеевне с просьбой помочь мне разобраться в этом вопросе и исследовать взаимосвязь математики с туризмом. Мы приступили к работе. Определили для себя основные и проблемный вопросы исследования. Обозначили актуальность темы, определились с целью и задачами. Выдвинули гипотезу. Установили предмет и объект исследования. Разделили работу на этапы, выработали план действий, определили какие методы исследования мы можем задействовать в нашей работе.
Основные вопросы исследования:
1. Как взаимосвязаны математика и туризм?
2. Что мы можем посчитать в туризме?
3. Где в туризме применяют математические знания?
Проблемный вопрос: поможет ли изучение математики при будущем выборе профессий, связанных с туризмом?
Актуальность темы: творческое долголетие многих наших выдающихся математиков обеспечивалось их потребностью в путешествиях и туризме. И, наоборот, выдающиеся путешественники, хорошо владели математическими знаниями, а некоторые были математиками. Математика и туризм, на первый взгляд, далеки друг от друга, но это только на первый взгляд. Наше исследование поможет моей подруге и другим ребятам понять, что знания математики и умение их применять на практике, в их дальнейшей взрослой жизни очень важны и без них не обойтись.
« изучить на практике применение математики в туризме и доказать необходимость изучения математики для овладения знаниями при выборе работы в сфере туризма. Исследовать, как на практике востребованы знания математики в профессиональной туристической деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести опрос среди моих одноклассников на тему «Математика в туризме».
2. Проанализировать полученные ответы, сделать промежуточные выводы, сформировать план дальнейшего исследования.
3. Изучить литературу.
4. Выявить общие точки соприкосновения между туризмом и математикой.
5. Привести примеры применения математики в различных видах туризма (на основе собственных примеров).
6. Систематизировать, проанализировать и обобщить знания о взаимосвязи математики и туризма.
7. Попробовать на практике самой поработать турагентом.
8. Познакомить свою подругу и одноклассников с результатами работы.
9. По результатам исследования сформулировать выводы.
10. Выступить с презентацией.
11. По результатам исследования опубликовать буклет с математическими задачами туристической тематики, которые могут быть использованы как обучающее пособие на уроках математики.
Гипотеза исследования. У моей мамы техническое образование, она хорошо знает математику, с логикой и аналитикой дружит, а работает мама в туроператорской компании. Также, я точно знаю, что на туристическую поездку мама откладывает деньги, делает какие-то расчеты, анализирует цены, сопоставляет и прокладывает маршруты, показывает нам варианты и мы совместно принимаем решение. Значит, можно предположить, что математика и туризм взаимосвязаны и знания математики необходимы в туристической деятельности. В своей работе мы будем стремиться доказать выдвинутую гипотезу.
Объект и предмет исследования: математика и туризм.
Этапы и методы исследования:
1. Организационно-подготовительный (теоретическая часть)
2. Обсуждение темы с учителем, постановка целей и задач, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета исследования, согласование и утверждение этапов и методов исследования.
3. Изучение и анализ литературы и информации, полученной из Интернет источников.
4. Анкетирование одноклассников.
5. Поисково-исследовательский (практическая часть)
7. Метод опроса: беседа с людьми, работающими в сфере туризма.
8. Анализ, обобщение и обработка полученных данных.
9. Практическое применение полученных знаний, создание буклета с математическими задачами туристической тематики.
10. Оформление результатов исследования.
11. Создание презентации.
12. Представление результатов исследования.
Ожидаемый результат исследования: показать взаимосвязь математики с туризмом и как знания математики могут пригодиться в освоении профессий туристической сферы деятельности.
Наше исследование важно с той точки зрения, что в конечном итоге поможет развить интерес к математике, вызовет стремление глубже изучать эту науку.
Математика – царица всех наук, пища для ума. Туризм – пища для тела и радость для души.
«Невозможно оценить в твёрдой валюте то ощущение свободы и вневременности, что даруют тебе горы, когда ты стоишь на высоком отроге под безупречно синим апрельским небом и глядишь вокруг». (Джонатан Коу. «Пока не выпал дождь»)
«Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи) [25].
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»
1. Теоретическая часть
В данном разделе мы собрали информацию, полученную из прочитанных книг, научных статей и со страниц Интернета. Познакомились с основными туристическими терминами, вспомнили определение математики. Установили связь межу ними. Сделали вывод, что умение решать математические задачи, оперировать математическими знаниями помогают в выборе туров, прокладывании маршрута, ведении туристического бизнеса.
1.1. Что такое математика – понятие и определение
«Человек, не знакомый с азами науки чисел, не может преуспеть ни в одном деле»
«Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремёсла и уменьшить труд людей».
Занятия математикой развивают логическое мышление, сосредоточенность, находчивость, устойчивое внимание, хорошую память, смекалку. Все эти качества, на мой взгляд, необходимы для работы в любой сфере деятельности, в том числе и туристической.
«Математика – царица наук, арифметика – царица математики». (К.Ф. Гаусс)
С момента приведенного определения прошло около двух веков, и сейчас ясно, что именно с математики началось осмысление мира, которое лежит в основе развития науки, техники, технологий. «Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность». (П.Л. Чебышев)
«Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». (И. Гете)
Математика проникла в различные отрасли науки и техники. Математика интересна, удивительна и прекрасна.
Из словаря Ожегова:
Математика-и, ж. Наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы.
Математика ж. наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике. – чистая, занимается величинами отвлеченно; – прикладная, прилагает первую к делу, к предметам. Математика делится на арифметику и геометрию, первая располагает цифрами, вторая протяжениями и пространствами. Алгебра заменяет цифры более общими знаками, буквами; аналитика (включающая в себе и алгебру) добивается выразить все общими формулами, уравнениями, без помощи чертежа. Прикладная математика, по предмету зовется: механикою, оптикою, геодезиею и пр.
Роль математики в туризме.
Изучение математики в вузе многие студенты гуманитарного направления считают бесполезным. Мне, как будущему специалисту в области туризма, стало интересно узнать о применении математики в данной сфере.
Очень часто люди понимают под словом туризм путешествия, вид активного отдыха, а математика у большинства из них ассоциируется с наукой о количественных отношениях, пространственных формах действительного мира, структурах, порядках и многом другом.
На первый взгляд туризм и математика далеки друг от друга, но я постараюсь выявить роль математики в сфере туризма.
По окончании первого курса обучения я имела возможность проходить учебную практику в туристическом агентстве «Раз, Два, Тур!». На практике передо мной стояли разные интересные задачи :
рассчитать стоимость тура ;
рассчитать время экскурсии, учитывая пробки, светофоры и все правила дорожного движения;
рассчитать километраж экскурсии, затраты на топливо;
определить среднюю скорость движения автобуса в центре города и за его пределами;
учесть зависимость стоимости тура от курса валют;
спрогнозировать туристический поток в определенный период времени.
Например, в агентство поступило от посетителя обращение с просьбой участвовать в туристическом походе. Мне было поручено познакомить заказчика с предложениями агентства, а также дать некоторые советы и рекомендации. Остановлюсь на последнем более подробно:
Перед тем, как отправиться в туристический поход, нужно предварительно рассчитать стоимость похода, учесть все материальные и временные затраты;
Обязательно заранее рассмотреть карту местности вблизи пункта назначения, определить масштаб, указанный на карте, и даже, возможно, самостоятельно начертить маршрут для лучшей ориентации на местности;
По возможности выяснить географические координаты (ширина и долгота) расположения пункта назначения;
Желательно составить перед походом список необходимых продуктов, что позволит избежать взять с собой лишнее, узнать примерный вес рюкзака.
В результате моих наблюдений и опыта наставников по прохождению практики было установлено, что оптимальный вес рюкзака одного туриста должен составлять около 6 кг. Также мы выяснили, что для группы из десяти человек, которая собирается пройти семидневный поход первой категории сложности, понадобится такой продуктовый набор:
Крупа (любая) – 10 кг
или конфеты – 70 шт
Прохождение практики позволило мне изменить свои взгляды на необходимость изучения математики, так как теперь я увидела ее практическое применение в жизни и моей будущей профессии. Я убедилась в том, что туроператор или турист, не владеющие математическим аппаратом, не смогут выполнить точные расчеты цен на туры, времени на экскурсию, вести учет посещаемости курортов, отелей и других общественных мест. Следовательно, туроператор может получить отрицательные отзывы о своей работе, а значит в дальнейшем понести убытки. Изучение математики на направлении «Туризм» очень важно и нужно.
МАТЕМАТИКА И БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Актуальность выбранной темы:
Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха.
Математика (греч. mathematike, от mбthema — знание, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
На первый взгляд математика и туризм далеки друг от друга.
Цель исследования: создать положительную мотивацию будущего выбора профессии; показать значимость науки математики.
Задачи исследования: выявить общие точки соприкосновения между туризмом и математикой.
Математика
У представителей науки начала 19 века, не являющихся математиками, можно найти такие общедоступные определения математики.
«Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира» (Ф. Энгельс).
А что утверждали о математике выдающиеся деятели?
* «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын)
* Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев)
* Полет – это математика. (В. Чкалов)
* Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли.
* Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)
* Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер) Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов)
* Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)
* Только с алгеброй начинается строгое математическое учение. (Н.И. Лобачевский)
* Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. (Ж. Фурье)
* Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)
Причины возникновения математики
Колмогоров выделяет две практические проблемы, которые стимулировали развитие математики на этапе ее зарождения, счет и измерение.
* Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)
* Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)
* Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)
* Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? (Платон)
* Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность. (П.Л. Чебышев)
* Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
* Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. (М.В. Ломоносов)
* Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов)
* Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И. Гете)
* Счет и вычисления – основа порядка в голове. (Песталоцци)
* Величие человека – в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
Туризм
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.
Классификация видов туризма по целям
Классифицировать виды туризма возможно по различным признакам к важнейшим которых относятся: цели туризма, временные характеристики, территориальные характеристики; индивидуальные запросы клиентов, финансовые возможности клиентов.
В зависимости от интенсивности деятельности человека различают: активные и пассивные виды туризма.
К активным относятся: приключенческие путешествия, экстремальный туризм, сафари на природу, загадочный тур.
К пассивным относят: туры для семей с детьми; туры на лечение; туры для старшего возраста; зеленый туризм.
Классификация видов туризма по данному признаку является условной, так как цели путешествий зачастую тесно переплетаются между собой. Соответственно виды туризма, выделяемые по этому признаку, также часто оказываются смешанными. Однако, исходя из целей туризма, можно в «чистом» виде выделить следующие из них.
Экскурсионный туризм − путешествие в познавательных целях. Такова одна из наиболее распространенных форм туризма, которыми занимаются современные отечественные туристские фирмы. Желание граждан различных национальностей ознакомится с историческими, культурными, природными и иными достопримечательностями удовлетворяется огромным количеством туристских фирм − как отечественных, так и совместных с фирмами других стран.
Рекреационный туризм (от лат. recreation − восстановление) − путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.
Деловой туризм − поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Деловой туризм год от года приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее определенный интерес; для проведения деловых переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения и сбыта, для обследования ситуации, сложившейся на том или ином рынке, и т.д. Обращение к туристским фирмам во всех подробных случаях позволяет организовать маршрут с меньшими издержками. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. Здесь неоценимое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи (телефоны, факсы, фототелеграф, Интернет и пр.), выделение помещений для ведения переговоров и доверительных бесед и т.д. В последние время стал активно развиваться отдельный подвид делового туризма − «челночный туризм», краткосрочные поездки за границу или в другие регионы мелких оптовых торговцев с целью закупки или продажи мелких партий ходового товара.
Этнический туризм −поездки для свидания с родственниками. Эта форма туризма обычно связана с перемещением граждан в отдаленные регионы или другие страны. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д. Эта категория туристов не нуждается в средствах размещения, поэтому турагентства обычно отдельно рассматривают вопрос о необходимости поиска подходящего жилья для таких клиентов. В отдельных случаях турагентство может посоветовать клиенту наиболее удобные для него гостиницы в соответствии с его пожеланиями относительно месторасположения, стоимости, уровня комфорта и т.д.
Спортивный туризм − поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, так и объединения болельщиков; как организаторы соревнований, так и отдельные граждане. С развитием популярности некоторых видов спорта и различных соревнований возрастает роль туристских фирм в обеспечении желающих отдельными видами товаров и услуг.
Туризм с социальными целями − это путешествие, предпринятое для участия в общественных мероприятиях. К последним относится широкий круг предпринимаемых различными партиями, фондами, обществами и прочими общественными организациями мероприятий, например, митинги, марши, демонстрации, публичные выступления и т.д. Туристские фирмы по согласованию с организаторами этих мероприятий (иногда − по собственной инициативе) организуют транспортировку и в случае необходимости размещение участников этих мероприятий, а также обеспечивают, если нужно, сопутствующее обслуживание (производство и/или распространение сопутствующих товаров, транспарантов, значков, вымпелов, сувениров и пр., привлечение предприятий бытового обслуживания; торговли, фольклорных групп, деятелей культуры и искусства и многое другое).
Целевой туризм представляет поездки на различные массовые мероприятия. Этот вид туризма порой тесно соприкасается с предыдущим, однако его целью, как правило, является не выполнение общественных миссий, а индивидуальные пожелания отдельных граждан посетить различные коммерческие и некоммерческие мероприятия. Туристская фирма обеспечивает перемещение людей (в отдельных случаях и вещей-экспонатов, товаров, оборудования к месту проведения ярмарок, выставок, концертов; слетов, фестивалей и т.п. В большинстве случаев здесь не требуется расселение прибывающих на короткий срок туристов, однако при необходимости туристские фирмы могут обеспечить всем желающим условия для проживания (например, организовать прокат или продажу туристского оборудования для слётов туристов, размещение в отелях различной комфортности приезжающим на межрегиональные и международные ярмарки, питание, культурные и развлекательные программы и т.д.).
Религиозный туризм − путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий обетов. Как правило туристские фирмы обслуживают в основном традиционные маршруты туристов этой категории, например, доставку их к святым местам и размещение вблизи них, экскурсионное обслуживание в местах большого скопления верующих т.д. Однако в отдельных случаях туристская фирма может организовать и маршрут по индивидуальным запросам отдельных граждан либо обеспечить транспортировку и размещение научных экспедиций в соответствующих регионах.
Караваннинг − (рекреационное средство передвижения) − путешествие в небольших мобильных домиках на колесах. Используется в основном в поездках с целью отпуска.
Приключенческий туризм − туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда и с опасностью для жизни. При организации таких туров «комплект» приключений может быть подготовлен специально и обеспечен всеми возможными средствами обеспечения безопасности. Исключением в последнее время становятся путешествия с незапланированными приключениями в основном это касается путешествий в малоисследованные и незаселенные места (джунгли, горы, пустыни и пр.).
Деревенский туризм − временное перемещение туристов в сельскую местность. Туристы живут в деревнях или рядом с ними в специально подготовленных поселениях. Часто они останавливаются в традиционных деревнях и знакомятся с местным образом жизни. В отдельных случаях деревня является базой для исследования туристами близлежащих районов. Во время крупных скоплений людей в честь какого-либо события (спортивные игры, фестивали, карнавалы, ярмарки и пр.) часть прибывающих на праздник посетителей располагается в близлежащих деревнях, это не только позволяет решить проблему размещения.
Фермерский и сельский туризм − вид туризма, при котором действующие фермы (ранчо, плантации) специально организуют у себя сектор туризма для получения дополнительного дохода от отдельных видов туристской деятельности (размещения, питания, приобщения к труду на ферме). Длительность проживания может колебаться от нескольких дней (познавательный туризм) до целого сезона (обычно летнего). Этот вид туризма часто используют семьи с детьми, а также городская молодёжь, стремящаяся выбраться на природу и попробовать свои силы на сельскохозяйственном поприще
Экотуризм − туризм с заботой об окружающей среде, форма специализированного природного туризма. Специализированные поездки организуются обычно малыми группами. В процессе путешествия гиды стремятся воспитать любовь к природе, объяснять необходимость охраны природных ресурсов важность защиты окружающей среды. Во многих странах экотуризм становится спутником и неотъемлемой частью других видов туризма.
Водный туризм − поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам, озерам, морям. Географически и по времени этот вид туризма очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов преимущественно для местных жителей по близлежащим водоемам до многонедельных круизов по морям и океанам.
Стационарный туризм − строительство вторых домов для проведения отпусков и домов, покупаемых или арендуемых пенсионерами или приезжими. Обычно этот туризм развивается в районах, привлекательных с экологической и климатической точек зрения. В отличие от принятого у нас принятого и санаторного строительства с высотными корпусами, этот вид туризма скорее напоминает «дачный» туризм − коттеджи строятся, как правило, на одну семью или рассчитаны на проживание одного или нескольких туристов.
Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой и выделить их в чистом виде не всегда представляется возможным. Например, деловой туризм может совмещаться с экскурсионным или спортивным, этнический − со спортивным или религиозным, целевой − с рекреационным или с социальными целями и т.д.
Математика и туризм
3адачей туристских фирм является в этой связи предоставление клиенту максимума возможностей по совмещению различных видов туризма. Иногда такое совмещение может быть подсказано работниками турагенств.
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определенные математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.
Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Приведем примеры использования математики туристами.
Математика на тропе
Для туриста важно знать пройденное расстояние, которое можно измерить парами шагов. Для этого потребуется эталон расстояния. Отмеряют 50м. Участник проходит этот участок 6 раз и подсчитывает количество шагов в 300м, считать удобнее парами.
Полученное количество делят на 3, т.е. определяют количество пар шагов в 100м.
Полезно составить индивидуальную таблицу пар шагов и расстояний:
1. Угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки от направления на север до направления на ориентир.
2. Азимут измеряется
в градусах от 0 до 360.
3. При движении по азимуту практическая точность выхода
на ориентир составляет до 1/10 пройденного пути.
Масштабкартыпоказывает, во сколько раз линия на местности уменьшается при ее изображении на карте. Масштаб карт указывается на листе за рамкой карты.
Широта — угол ц между местным направлением зенита и плоскостью экватора (от 0° до 90°).
Долгота— угол л между плоскостью меридиана, проходящего через данную точку, и плоскостью начального нулевого меридиана (Гринвичский).
Долгота от 0° до 180° к востоку от нулевого меридиана называют восточной (положительной), к западу — западной (отрицательной).
1.Городской рюкзачок, заплечные мешочки альпинистов или велосипедистов, от18 до 30 л.
2.Средние рюкзаки — от 30 до 55 л, предназначены для походов на 1–2 дня.
3.Для серьёзных путешествий (минимум спальник, палатка, запас еды и одежды)- мешки от 60 до 100 л.
4.Свыше 100 — это экспедиционные баулы или мешки для переноски байдарок.
Математика и сбор рюкзака туриста
1. Турист должен уметь рассчитать массу рюкзака. Он берет с собой только самое необходимое.
2. Для того чтобы не брать лишний груз, перед походом можно составить меню-список продуктов, которые входят в состав блюд.
3. Оптимальный вес рюкзака 6 кг.
На группу из десяти человек, собирающуюся пройти семидневный поход первой категории сложности:
Крупа (любая) – 10 кг
или конфеты – 70 шт.
Задачи про туристов
Турист проехал на поезде и на теплоходе 605 км. Средняя скорость поезда 60 км/ч, теплохода 25 км/ч. Сколько времени турист ехал на поезде, если известно, что на теплоходе он ехал на 3 часа меньше, чем на поезде?
Заключение
Некоторым математика приятна как наука, большинство осознает ее необходимость в будущей профессии. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях. Прежде всего, конечно, в тех, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой.
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна:
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Куда б, не захотел пойти,
Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу,
Чтоб с губ слетала словно птица.
Нам всем зарплату получать,
А значит надо посчитать.
И, чтобы в жизни не страдать,
Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам,
И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал.
Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала,
Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать,
Успешным в жизни можешь стать
Математика и туризм имеют между собой «особые отношения».
Математика-царица всех наук дает нам пищу для ума.
Туризм- радость духу.
Список использованных источников
Вся математика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Современный учительский портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Народная математика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: