Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе

Минутка чистописания как этап актуализации знаний

Выступление на секционном занятии учителей начальных классов

23 августа 2011 года на тему:

«Минутка чистописания как этап актуализации знаний учащихся»

Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть вас в добром здравии и в прекрасном расположении духа. Разрешите представиться. Елена Юрьевна Афандерова, учитель начальных классов Вурман-Сюктерской средней школы. Стаж педагогической работы 19 лет. У многих сидящих в этом зале он примерно такой же, есть и коллеги с более солидным стажем, пользуясь случаем этим педагогам я хочу пожелать крепкого здоровья и многое лето в педагогической деятельности..

В педагогической копилке, в ежедневнике или просто личном дневнике каждого учителя есть очень много мудрых мыслей, которые иногда применяются на практике, а порой просто остаются на уровне записей. К сожалению. А ведь если собрать эти записи, систематизировать и доработать, возможно получились бы и научные труды. Работа, которую я хочу представить вашему вниманию, далеко не научный труд, это некая коллекция тех мыслей, родившихся подчас даже во время уроков и наспех записанных на клочках бумаги. Тема, заявленная на повестке дня звучит следующим образом

1й слайд и читаю название темы

Что касается минутки чистописания, то как правило предлагаем детям следующий материал:

2й слайд и подробно

Не секрет, что выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому учитывая повышенный интерес детей к слову, к его графическому образу при работе на минутках чистописания во II – IV классах подбирается материал, имеющий прежде всего орфографические трудности.

На связь чистописания с орфографией указывали многие лингвисты и методисты (К.Д.Ушинский, Л.В.Щерба, С.П.Резодубов).

В принципе, несколько меняется традиционный, структурный этап урока (пятиминутка чистописания), включая в себя этап актуализации знаний.

Задания к материалу для чистописания целенаправленно побираются такие, чтобы из урока в урок систематически и повседневно дети могли пропускать через себя все разделы языкознания

Т.е. условия выполнения каллиграфических упражнений максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ на уроках русского языка. Это значит, что предлагается письмо с одновременным решением нескольких задач (по каллиграфии и орфографии и выделению частей и построению слова, фразы и т.п.)

Предлагаю рассмотреть некоторые варианты заданий.

В этом году я выпустила 4й класс. Потому многие задания, представленные на слайдах соответствуют этой возрастной категории.

А вообще, прообразом этой работы явилось высказывание Сенеки

Таким образом, от урока к уроку содержание заданий меняется, а степень их сложности постепенно увеличивается. Часто задания рождаются прямо на уроках под влиянием нескончаемых вопросов. А вообще, учащиеся к IV классу сами озвучивают и предопределяют работу на минутках чистописания, составляют задания. Деятельность учащихся в таком случае становится активной, увлекательной. Отсутствие стереотипа заставляет детей каждый раз мобилизовать вниманиие, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. А это дорогого стоит!

Поздравляю всех с наступающим новым учебным годом и хочу пожелать вам, дорогие коллеги, новых творческих свершений и побед и давайте открывать знания вместе с детьми

С тех пор, как мир
возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том,
что отдал жизнь ученью

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.

Источник

Минутки чистописания в начальной школе

Каллиграфическое письмо – навык,вырабатываемый в начальных классах.Для закрепления этого навыка учителя проводят «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания букв, элементов, соединений букв. Увы, но в методических пособиях внимание этому почти не уделяется, а структура урока требует этого этапа. Программа развивающего обучения накладывает отпечаток и на этап тренировки в каллиграфическом письме. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо.Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников.

Просмотр содержимого документа
«Минутки чистописания в начальной школе»

— Определите букву, которую будем писать. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук.(звук Л)

2.енот, ёлка, маяк, льёт, мёд

— Определите букву, она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного.(буква Ё, в слове мёд)

— Определите букву. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук.( буква Л)

4.посуда, лопата, работа.

-Найдите лишнее слово и назовите признак с помощью которого вы его нашли.(работа, в словах посуда и лопата безударная гласная о, а в слове работа а. значит пишем букву А)

5.енот, сетка, ежиха, пенал

— Эта буква есть во всех словах и может разделить их на две группы.(буква Е, в словах сетка, пенал она обозначает звук Э, а в словах енот, ежиха- два звука Й,Э)

— Эта буква обозначает парный звонкий мягкий согласный звук.(буква Г)

— Эта буква в корне одного слова и обозначает парный глухой мягкий согласный звук(буква К, в слове кит)

8.Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход

-Определите буквы, они обозначают звук, который в словах данных строк встретился четыре раза.(Д,Т, в словах бегемот, утра, отправились, поход)

-определите следующую букву(один-О, два-Д, три-Т, четыре-Ч, пять-П,шесть-Ш,семь-С, следующая буква В-восемь)

11.печка, объезд, теплица, штопка

-Эта буква не обозначает звука(Ъ)

— Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания (буква М).

13.детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.

— Эта буква есть в каждом имени существительном.(буква Т)

14.берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа, окно

-Эта буква в каждом существительном женского рода(буква Б)

15.в..р..бьи, т..традь,п..льто, уч..тель, к..ньки,к..рабль, к..ртофель.

— Цепочку букв составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.(ВЬКЬ)

Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами.

16.речь, плач, озеро, плющ, рожь, окно.

— Эти буквы в именах существительных среднего рода(Р,О)

Запишите их в соединении, чередуя(РО,ОР)

17.Составьте цепочку букв. В неё должны войти следующие буквы:

— буква, обозначающая непарный звонкий мягкий согласный звук в слове БЕРЁЗА(Р)

-безударная гласная в слове ЧЕТВЕРГ(Е)

-буква, обозначающая непарный глухой твёрдый согласный звук в слове ПЕТУХ(Х)

-безударная гласная в слове ЛОПАТА(О)

Напишите цепочку букв до конца строки, меняя положение второй и третьей букв в уаждой ячейке(РЕХО, РХЕО,РЕХО, РХЕО…)

18.вторник, четверг, рисовать, картина

-Эта буква находится в слове, которое является лишним и обозначает парный глухой мягкий согласный звук (Т, в слове рисовать, так как это глагол)

19. якорь, Зоя, бильярд, объяснить

-Эта буква в данных словах обозначает два звука.(Я)

Почему она обозначает два звука?

20.м..рщины, ел..ник, тр..вяной, разв…лил, об…жал

-Эта букв находится в корне имени существительного женского рода множественного числа и обозначает в нем непарный глухой всегда мягкий звук.(Щ)

22.воробей, сорока, собака, сорока

-Эта буква в лишнем слове, ударная, повторяется два раза.(А, в слове собака, так как остальные слова обозначают птиц)

23.ветка веточка ветвистый

-Эта буква спрятана под вопросительным знаком, найдите её(ветка-имя существительное, веточка- имя существительное, ветвистый- имя прилагательное, значит буква П)

-(буква С, белить- глагол, белый- прилагательное, бельё-имя существительное)

25.б…рёза, пч…ла, лё…кий, р…кА

-Найдите лишнее слово, определите букву(Г, лёгкий- имя прилагательное, пропущена согласная буква)

2Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Картинка про Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школеДля чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Картинка про Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школеДля чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Картинка про Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе6. Д Т Л С

Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Смотреть картинку Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Картинка про Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе. Фото Для чего нужна минутка чистописания в начальной школе-Какая буква пропущена?(О)

27.т…жёлый, пр…мой, в..сёлый, гл…дит.

-Определите лишнее слово, какую букву вставим в остальные слова(буква Я)

29.стол, машина, картина, шкаф

30.м..рской, л…сной, х..лодный, в..сло

— Вставь пропущенные буквы, расшифруй код, узнай букву

31.дом, книги, диван, утро, ветер

32.ёлка, яблоко, ирис, юбка

-Исключите лишнее слово, эти буквы выделяют два звука(Ё,Я,Ю)

33.житель, чудовище, животное, жизнь

-Эти две буквы в лишнем слове, в орфограмме(ЧУ)

34.девочка, ласточка, верочка, лапочка

-Эта буква допустила ошибку, исправь её, напишите в соединении заглавная и строчная(Вв)

-Исправь ошибки, объясни свой выбор.Напишите исправленные буквы, чередуя заглавную и строчную.(Зз,Бб,Гг).

-Эта звук согласный, мягкий, парный, звонкий(В)

38.мину..ка, моне…кА, гря…кА, конфе..ка

-Эта буква в лишнем слове(Д, в слове грядка)

-Эта буква в алфавите под этой цифрой.(7 звуков, а буква седьмая в алфавите-Ё)

Источник

Специфика проведения минутки чистописания.

Специфика проведения минутки чистописания.

Первая часть подготовительной фазы с точки зрения сложности выполняемых заданий может осуществляться в четырёх вариантах, приходящих друг другу на смену в течение учебного года.

Второй, более сложный вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирует задание: «Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Постепенно количество поисковых объектов, как и в первом варианте, расширяется.

Четвёртый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, учитель ориентирует детей на запись на доске:

И даёт установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Возможный ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м:

Война – мир Твёрдый – мягкий

Глубокий – мелкий. Значит, мы сегодня будем писать букву м ».

Таким образом, на втором году обучения минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.

На третьем году обучения, выполняя задания, дети вначале выявляют механизм определения буквы, а затем самостоятельно осуществляют её поиск. Следующий этап – формулирование учащимися темы минутки чистописания. Интеллектуальная работа сопровождается их напряжённой речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, рассказаумозаключения. Закономерность подбора исходного материала от урока к уроку меняется и постепенно усложняется. Рассмотрим варианты заданий.

Вариант 1: выявление закономерности в подборе слов. Например учитель предлагает школьникам: «Внимательно посмотрите на данную запись:

Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания».

Вариант ответа учащихся: «К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву ч. Доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч ».

Вариант 2: выявление закономерности подбора букв. Учитель оформляет на доске запись и предлагает детям определить на её основе тему минутки чистописания.

Вариант ответа учащихся: «В первых двух примерах написано по три буквы: две вверху, одна внизу. Буква, Находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква б между а и в. Буква з между ж и и. Между буквами о и р стоит п. Значит, мы сегодня будем писать букву п »

Рассматриваемые приёмы позволяют совершенствовать логическое мышление учащихся, их доказательную связную речь. Они способствуют развитию устойчивости, распределения, объёма внимания, оперативной памяти, наблюдательности. У детей повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой, который, в свою очередь, «энергетизирует», «катализирует мышление», способствует актуализации познавательной деятельности.

Источник

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания

— между традиционными приемами и методами обучения младших школьников каллиграфии (на совершенствование каллиграфического письма рекомендуется отводить в конце 1 класса и во 2 классе один урок в неделю, в 3 и 4 классах по 8 минут на каждом уроке грамматики и правописания) и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системой обучения, необходимой на современном этапе развития образования;

-между существующим обеспечением школ и направлением модернизации российского образования

привели к следующей идее:

— использовать программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа 2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.;

-создавать на уроках:

— деятельностный подход в обучении;

— условия для личностно-ориентированного, культурно-ориентированного образования;

— условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

1. Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и влево – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: “Курочка пьет водичку”, “Подними указательный пальчик”, “ Поработай средним пальчиком” и т.д.

Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно с первого по четвертый класс.

В своей работе использую программу по каллиграфии Образовательной Системы “Школа-2100” авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А. [1, 4].

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

Со второго класса на уроках русского языка на материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] организую любую языковую разминку.

Регулярно провожу конкурсы “Самая аккуратная тетрадь”, “Лучшая тетрадь”. Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, и, стараясь выполнять все правила каллиграфии.

При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

В работе по дальнейшему формированию у детей каллиграфического навыка учителю рекомендуется выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому уроку располагается от простого к сложному, продолжается работа по развитию у детей глазомера.

В систему упражнений тетради включено также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п..

Развитие графических умений предполагается проверять два раза в год на контрольных уроках по чистописанию: урок№27 и урок№138. Работа занимает также 5-7 минут.

3. На материале пособия по чистописанию М.А.Яковлевой [4] учитель может организовать любую языковую разминку [6], предложенную в методических рекомендациях [1]. Пример языковой разминки по пособию: страница 1, урок № 2.

Тема урока “Повторение фонетики и графики” (2 класс)

2-я строка – запись букв в соединении (дома)

Дальше в столбик записаны слова:

1.Словарная работа: астра (абзац) – по усмотрению учителя

2.Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать азбуку? (Букварь)

— Отгадайте загадку-шутку: сколько в азбуке букв? (6)

– Вместо вопросительного знака поставьте цифру. Ответ обоснуйте.

Справка. Указано количество слогов. Ответ 3

Справка. Указано количество букв. Ответ 7

Справка. Указан ударный слог. Ответ 3

Вопросы и задания классу:

— В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

Справка. Из слов вычленены звонкие согласные. Ответ к.

Далее учитель подводит класс к формулированию темы урока:

— Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

— Да, мы сегодня будем говорить о звуках, ударении, слогах и науке, которая изучает их.

Затем дети красиво прописывают слова, с которыми только что работали, в тетрадях по чистописанию и переходят к записям в своих рабочих тетрадях по теме урока.

Примеры уроков с применением пособия по чистописанию даны в Приложении 1.

4. Пальчиковая гимнастика.

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.

(Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка ими трясут. Так 2-3 раза.)

Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

Бедный маленький цыпленок кушать захотел спросонок.
Он по парте клювом бьет, будто бы пшено клюет.

(Постукивание по парте подушечкой мизинца сначала одной рукой, затем другой)

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.

(Сцепляют руки “в замок” и тянут в разные стороны, меняя руки местами.)

(Ребята зажимают край парты между прямыми средним и безымянным пальцами как можно сильнее. Упражнение выполняется двумя руками несколько раз.)

Быстро пальчиком вращаем и сильнее нажимаем.
Если долго так крутить, можно дырку просверлить.

(Сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в разные стороны.)

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

(Растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцем правой, затем то же самое делают с мизинцем правой руки)

Листья падают в саду, я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).

Что такое? Просто смех! Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили и по очереди били.

(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторяют четверостишие несколько раз.)

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли –
Думали, там страшный зверь.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто
Клювом лечит.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)

Мы ладони сложим вместе, словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

(Сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулаки).

Пара ножниц есть у нас. Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он прыгает и скачет, веселит всех зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выстаивать вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед. Обеими руками.)

Две сестрицы – две руки: рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки – левая и правая,
Воду моря и реки загребают плавая.

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

(Сидя за партой, держать руки на столе ладонями вниз. Поочередно продвижение вперед обеими руками с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

5. Упражнения для языковой разминки [1, 3].

1. Словарная работа.

2. Обращаем внимание детей на ряд слов и задаем вопросы:

— Что объединяет все эти слова?

— Какое слово в этом ряду лишнее?

— Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать …?

3. Укажи количество слогов.

4. Укажи количество букв, звуков.

5. Укажи ударный слог.

6. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

7. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

8. Допишите слог до слова.

9. Запиши однокоренные слова других частей речи.

10. Измени порядок слов по алфавиту.

11. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

2. Выдели в слове его части.

3. Найди и исправь ошибки.

4. Объясни значение слова по толковому словарю.

5. Определи часть речи.

6. Подчеркни члены предложения.

7. Запиши проверочные слова.

8. Сделай графические обозначения.

9. Вставь безударные гласные.

10. Запиши проверочные слова.

1. См. все выше описанное.

2. Произведи разбор по составу.

3. Произведи фонетический разбор слова.

4. Произведи морфологический разбор слова.

5. Произведи синтаксический разбор предложения.

6. Допиши пословицу (см. ниже) и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *