Для чего нужна мкту
Что такое классы МКТУ и для чего они нужны?
Все товары и услуги, которые в настоящее время существуют на рынке, не смотря на их многообразие, жестко поделены между собой. Впервые это было сделано еще в июне 1957 года в рамках так называемого Ниццкого соглашения, основная задача которого заключалась в систематизации и упорядочивании бизнес-пространства в части действия и регистрации товарных знаков. Для мировой экономики, которая после окончания Второй мировой войны интенсивно глобализировалась, это была одна из самых актуальных проблем.
Классы МКТУ – это совокупность товаров и услуг, разделенных по группам. Разделение это осуществляется по принципу однотипности, родственности товаров и услуг. В настоящее время МКТУ содержит 45 классов, из которых первые 34 (с 1 по 34 включительно) – это товары, а последние 11 (с 35 по 45) – это услуги.
То есть, предприятие, занимающееся пошивом одежды, должно регистрировать свой товарный знак в 25 классе. Но учитывая все многообразие присутствующих на рынке товаров и услуг, в этом вопросе не могло обойтись без нюансов, которые необходимо в обязательном порядке учитывать при регистрации товарного знака. Первое, о чем нужно помнить – это о существовании так называемых корреспондирующих классов. То есть, если компания производила, производит и в будущем планирует отшивать только одежду, то никакой проблемы нет. Но! Если производственная линейка фабрики помимо брючных костюмов и юбок включает в себя еще и аксессуары и дамские сумки, то имеет смысл регистрировать товарный знак компании не только в 25 классе (одежда), но и в 14 (ювелирные изделия, бижутерия, часы), а так же в 18 (кожа и изделия из нее). Аналогичная ситуация и в сфере услуг, где, например, рестораны и ночные клубы разнесены по разным классам, но во многом оказывают населению довольно схожие услуги.
Позиция контролирующих органов относительно классов МКТУ и товарных знаков с течением времени меняется. Так, до последнего времени считалось, что такие группы товаров как одежда и обувь неоднородны настолько, что на рынке вполне могли нормально сосуществовать два товарных знака из этих классов МКТУ. Определенная логика в этом, безусловно, была: условия производства, используемые материалы и точки продаж одежды и обуви были разными настолько, что предполагалось, что покупатель никогда не перепутает товарный знак производителя обуви и одежды. Однако чем дальше, тем чаще производители одежды шьют еще и обувь, и наоборот. В связи с этим изменилась и позиция Роспатента.
По принципу своего действия классы МКТУ в чем-то сродни кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), однако они все-таки не тождественны. Кодам ОКВЭД невозможно подобрать 100 процентное подобие в классах МКТУ, хотя исходя из практики, подобные просьбы приходится слышать от клиентов довольно часто.
Классификатор МКТУ: как правильно подобрать классы для товарного знака
Классы МКТУ для товарного знака: подробное пояснение и описание 45 классов с инструкцией как самостоятельно их выбрать для успешной регистрации в «Роспатенте».
По стандартам при регистрации товарного знака нужно указать в заявке классы МКТУ. Их выбор влияет на проведение экспертизы в «Роспатенте» и на возможность получения свидетельства на бренд. От количества классов товаров/услуг зависит общий размер государственных пошлин, уплачиваемых за регистрацию.
Что такое МКТУ и для чего он используется
МКТУ – это международный классификатор товаров и услуг, который был разработан в 1957 г. для систематизации и регистрации товарных знаков. Эта система была принята Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и поддерживается практически во всех странах мира, включая Россию.
Использование классов МКТУ имеет следующее значение:
Товарный знак должен быть зарегистрирован в отношении определенных видов товаров (или услуг для знаков обслуживания). Указание перечня классов МКТУ по общепринятой международной кодировке – это обязательное условие регистрации бренда в «Роспатенте».
Классификацию необходимо учитывать при проверке знака. Чтобы повысить вероятность регистрации в «Роспатенте», предварительно производится поиск товарного знака онлайн по ранее зарегистрированным торговым маркам. Проверку делают по тем же классам МКТУ, которые указаны в заявке. Если в этой группе товаров будет найден такой же или похожий товарный знак, то регистрация становится невозможной.
Одинаковые товарные знаки могут мирно сосуществовать в государственном реестре, если они зарегистрированы для разных классов МКТУ, то есть деятельность предпринимателей никак не пересекается, и потребитель не может их спутать
Так как трудоемкость проверки увеличивается при большом охвате классов МКТУ, то их количество влияет на размер государственной пошлины за регистрацию товарного знака. Оценить стоимость его регистрации можно здесь.
Единая система облегчает процесс проверки и регистрации брендов по Мадридской системе и другим международным процедурам.
Передача прав по лицензии или полная продажа (отчуждение) товарного знака может проводиться только для части классов МКТУ. В остальных классах владелец может оставить исключительное право использования бренда за собой. Поэтому классификация имеет значение и для договоров на товарные знаки.
Узнать подробнее о регистрации товарного знака в России.
Классификатор МКТУ регулярно пересматривается и обновляется ВОИС. Актуальная русскоязычная версия публикуется на сайте ФГБУ «ФИПС» («Роспатент») в разделе «Официальные публикации», а также на сайте ВОИС.
Структура классификатора
Классы товарных знаков распределены на 2 большие группы:
Во многих случаях классы товаров и услуг могут быть взаимосвязаны. Например, если у вас есть своя пекарня, то основным классом МКТУ для товарного знака будет 30-й (булки, изделия кондитерские), а дополнительно в заявке можно указать 35-й класс, включающий услуги по розничной торговле хлебобулочными изделиями. Это позволит исключить недобросовестных конкурентов в той же области деятельности.
Каждый класс классификатора содержит названия товаров или услуг. При заполнении заявки на товарный знак нужно использовать именно эту терминологию.
Товары и услуги распределены по группам перечня МКТУ в основном в соответствии с их назначением и функциями. В каждом классе товарных знаков есть исключения, которые, на первый взгляд, выбиваются из логичной структуры. Например, ко второму классу относятся лаки и краски, а исключения из него – изоляционные краски и необработанные смолы, которые включены в другие классы. Но если учитывать, что материалы из 2-го класса предназначены для защиты от коррозии, то такое распределение становится более понятным.
Какие классы чаще всего используются для товарных знаков
Как показывает статистика, наибольшее количество товарных знаков зарегистрировано для классов, которые включают товары широкого потребления:
Чтобы определить необходимые классы МКТУ, можно использовать таблицы ниже, в которых указаны основные товары и исключения из каждой группы.
Классы | Основные товары | Исключения |
1 | Химические вещества, применяемые в разных отраслях, входящие в состав других товаров | Медицинские и ветеринарные препараты, клеи, инсектициды и гербициды |
2 | Лакокрасочные, антикоррозионные материалы | Школьные краски, красители для косметики и белья, чернила для бумаги |
4 | Топливо, смазочные материалы, воски | Масла и воски, использующиеся для медицинских, косметических и других целей (консервация, дубление и прочее) |
5 | Медицинские и ветеринарные препараты, яды | Ингредиенты для производства препаратов, парфюмерия, гигиенические не лечебные средства |
6 | Металлы и сплавы, материалы и конструкции из них | Товары из металла, которые могут быть отнесены к другим классам по их назначению |
17 | Резины, пластмассы, уплотнительные и изоляционные материалы | Резиновые изделия, применяющиеся для других целей (например, ластики), части санитарных установок |
19 | Неметаллические строительные материалы и произведения искусства; транспортируемые конструкции (аквариумы, вольеры) | Материалы специального назначения (например, огнестойкие пропитки), клетки для птиц, линолеум, необработанная древесина |
22 | Канатная продукция, мешки, палатки, набивка | Металлические струны и тросы, специальные мешки |
23 | Пряжа и нити для производства текстиля | Нити специального назначения |
27 | Покрытия для пола и стен: ковры, обои, линолеум | Покрытия с электрообогревом, плитки и настилы, текстильные настенные покрытия |
Классы | Основные товары | Исключения |
3 | Косметика, парфюмерия, отбеливатели, абразивы | Шампуни, обезжириватели, лечебная косметика, витамины, консерванты, косметические салфетки, тампоны |
14 | Часы, ювелирные изделия, драгоценные камни, бижутерия | Предметы искусства из других материалов, покрытия из драгметаллов, золотое и серебряное шитье, смарт-часы, портсигары |
15 | Музыкальные инструменты и сопутствующие товары | Электрические и электронные устройства |
16 | Бумажная продукция, офисные принадлежности, товары для художников | Краски, инструменты, продукция из бумаги, имеющая специальное назначение (например, стаканчики) |
18 | Кожаные изделия, зонты, трости, одежда для животных | Одежда для людей, изделия из кожи специального назначения |
20 | Мебель, постельные принадлежности, предметы из слоновой кости, янтаря, морских раковин; шторы и зеркала, неметаллические скобяные изделия | Специальная мебель, постельное белье, продукция, которая может быть классифицирована в соответствии с назначением (например, бусы из ракушек – это бижутерия) |
21 | Домашняя и кухонная утварь | Столовые приборы, электрические устройства, зеркала |
24 | Текстильные ткани, постельное белье | Специальные текстильные изделия |
25 | Одежда и обувь для людей, головные уборы | Одежда для животных и кукол, специальная одежда и ее элементы |
26 | Галантерейные изделия, искусственные парики | Текстильные нити и пряжа, приборы для завивки волос, специальные иглы и ленты |
28 | Игрушки и спортивные товары | Украшения для елок из съедобных материалов, спортивная одежда, подводное снаряжение, специальный спортивный инвентарь |
Классы | Основные товары | Исключения |
29 | Пищевые товары животного и растительного происхождения | Детское питание, соусы, пищевые добавки, необработанные фрукты и овощи, корм для животных, живые животные |
30 | Хлебобулочные изделия, кофе, чай и какао, зерновые продукты и другие сухие бакалейные товары | Супы, бульоны, ароматизаторы, детское питание, овощные и фруктовые продукты, корм для животных |
31 | Сельскохозяйственная продукция, живые животные и корма, растения | Рис, табак, пищевые добавки |
32 | Безалкогольные напитки, фруктовые и овощные соки, пиво | Напитки из класса 30, молочные и диетические напитки |
33 | Алкогольные напитки | Пиво |
34 | Табачные изделия и сопутствующие товары | Сигареты без табака, автомобильные пепельницы |
Классы | Основные товары | Исключения |
35 | Услуги рекламных учреждений, маркетинг, организация выставок, ярмарок и встреч, поисковая оптимизация, подбор персонала | Финансовые и брокерские услуги, транспортная логистика, регистрация доменных имен, разработка дизайна для рекламных материалов |
36 | Сделки с недвижимостью, банковские и финансовые операции, страхование | Ведение бухгалтерской отчетности, посредничество при перевозках |
37 | Строительство и ремонт, добыча полезных ископаемых; чистка, стирка, глажка | Разработка строительных планов, услуги швей и портных, резка, покраска и другие виды обработки материалов |
38 | Услуги связи (теле-, радио-, телефонная связь, передача файлов, видеоконференции) | Реклама, телемаркетинг, соцсети, запись теле-, радиопрограмм, продажа загружаемого контента |
39 | Транспортные услуги (включая путешествия), хранение и упаковка товаров | Реклама и страхование путешествий, услуги гидов, бронирование гостиниц |
40 | Химическая или механическая обработка материалов, полиграфия, консервирование продуктов, услуги по пошиву | Ремонт, строительство, уборка, очистка от ржавчины, окрашивание автомобилей |
41 | Образовательные и развлекательные услуги, организация спортивных, игровых и культурных мероприятий, фотографирование, написание и публикация текстов, переводы, производство видео | Коммерческие выставки, публикация рекламных текстов, теле-, радиовещание, разработка технической документации, организация свадеб, детские сады |
42 | Разработка ПО, инженерные услуги, техническая экспертиза | Исследования, связанные с финансовой деятельностью, установка и обслуживание компьютеров |
43 | Приготовление продуктов питания, аренда помещений, бронирование гостиниц, детские сады, дома престарелых | Консервирование продуктов, пансионаты, санатории и дома отдыха |
44 | Медицинские, ветеринарные и с/х услуги | Медицинские исследования, клубы здоровья, ритуальные агентства, убой с/х скота |
45 | Юридические услуги, сопровождение, безопасность | Финансовые и информационные услуги |
Как подобрать нужный класс МКТУ
Чтобы правильно подобрать классы МКТУ для товарного знака, можно руководствоваться следующим алгоритмом:
Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут избежать ошибок:
Учет однородных классов
Однородные классы МКТУ – это те классы, которые могут частично пересекаться между собой по назначению товаров. Указывая в заявке эти классы, можно усилить защиту вашего товарного знака от действий конкурентов.
Например, если вы производите качественное пиво под своей торговой маркой, то основным классом МКТУ для вашей продукции будет 32-й. Недобросовестный конкурент может выпустить водку под таким же товарным знаком, как и у вас (33-й класс МКТУ). Так как эти товары в магазинах часто соседствуют на полках, то покупатели могут подумать, что водка производится вашей компанией.
Поэтому после того, как определены основные классы МКТУ, нужно обратить внимание на однородные классы и проверить, могут ли товары/услуги из них конкурировать с вашим знаком. Также нужно провести поиск уже зарегистрированных похожих брендов в однородных классах, так как при их наличии «Роспатент» откажет в выдаче свидетельства.
Что такое МКТУ. Объясняем простыми словами
МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) — сборник наименований товаров и услуг, используемый при регистрации товарных знаков.
МКТУ состоит из 45 классов:
Каждый класс имеет заглавие, в общих чертах описывающее те области, к которым относятся входящие в него товары или услуги. В качестве дополнительной информации даются пояснения к каждому классу, что к нему относится, а что — нет.
Перечни товаров и услуг в каждом классе расположены в алфавитном порядке.
Вот как это выглядит на примере описания первого класса:
Класс 1
Продукты химические, предназначенные для использования в промышленных, научных целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве; смолы необработанные синтетические, материалы необработанные пластические; составы для тушения огня и предотвращения пожаров; препараты для закалки и пайки металлов; вещества для дубления кожи и шкур животных; вещества клеящие для промышленных целей; мастики и другие наполнители пастообразные; компосты, удобрения, навоз; препараты биологические для промышленных и научных целей.
Описание
Класс включает в основном химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных целях и сельском хозяйстве, в том числе входящие в состав товаров, относящихся к другим классам.
К классу относятся, в частности:
К классу не относятся, в частности:
Товары: Агар-агар для промышленных целей; Азот; Актиний; Алкалоид; Альгинаты для пищевой промышленности; Альгинаты для промышленных целей; Альдегидаммиак; Альдегид кротоновый; Альдегиды; Америций; Амилацетат; Аммиак; Аммиак летучая щелочь для промышленных целей; Аммиак жидкий безводный; Ангидрид уксусной кислоты; Ангидриды; Антидетонаторы для топлива двигателей внутреннего сгорания; Антинакипины; Антиоксиданты для производства косметики; Антиоксиданты для производства пищевых добавок и т. д.
Как это работает
МКТУ обязательно используют при регистрации товарного знака.
Товарный знак защищён законом только в тех категориях, в которых он зарегистрирован. Поэтому важно выбрать их правильно.
Перед тем как подать заявку на регистрацию, вы выбираете определённые категории МКТУ, к которым относится ваш товар или услуга.
Для этого надо смотреть каждый класс и искать в них совпадения со своими товарами/услугами.
Все классы, в которых обнаружены совпадения, указываются в заявке.
Лишние классы, в которых вы не собираетесь на самом деле работать, указывать не нужно — за каждый необходимо доплачивать.
При одобрении заявки товарный знак получает защиту от конкурентов из всех указанных в ней классов.
Пример употребления на «Секрете»
«Например, если вы хотите зарегистрировать товарный знак «Гардиум», то при проверке вы узнаете, что есть уже два таких знака. И оба они зарегистрированы, просто для разных классов МКТУ. «Гардиум», товарный знак № 504964, относится к 45-му классу МКТУ (юридические услуги). «Гардиум», товарный знак № 673804, — к 5-му классу (фармпрепараты). Оба наименования зарегистрированы в соответствии с законом: регистрировать одинаковые знаки для разных видов товаров и услуг можно. Поэтому крайне важно верно определить класс МКТУ».
(Патентный поверенный Елена Купцова — о том, как правильно зарегистрировать товарный знак.)
Проблема
В одном классе могут быть собраны очень разные наименования товаров, не близких между собой. Например, в 11-й класс включены абажуры, зажигалки, кофейные капсулы, поворотники для автомобилей, мусоросжигательные печи, ватерклозеты и др.
Это связано с большим количеством наименований, входящих в МКТУ, которые распределены всего по 45 классам, и состоять полностью из «родственных» товаров эти классы не могут. Поэтому при подборе классов для заявок на регистрацию товарного знака могут возникнуть сложности с поиском, если ориентироваться только на описание классов. Нужно или перебирать все несколько тысяч наименований, или обращаться к специальным консультантам.
Если подобрать нужное наименование товара согласно МКТУ не представляется возможным, то при указании в перечне редко употребляемых специальных терминов следует давать их разъяснения.
МКТУ и ОКВЭД
По принципу действия коды МКТУ схожи с кодами ОКВЭД, но есть отличия.
МКТУ применяется для регистрации товарных знаков, а ОКВЭД — для регистрации юрлиц и ИП. МКТУ относится к сфере патентных ведомств, ОКВЭД — к налоговой.
МКТУ действует в 88 странах, ОКВЭД — только в России.
В МКТУ 45 классов и 9200 наименований, в ОКВЭД — 21 раздел, 99 группировок и 2500 кодов.
Но, несмотря на эти различия, коды ОКВЭД могут быть полезны при подборе классов МКТУ.
Факты
МКТУ была принята в рамках Ниццкого соглашения 15 июня 1957 года на международной дипломатической конференции в Ницце. Тогда страны-участницы договорились применять единую классификацию, чтобы упростить порядок подготовки регистрации товарных знаков. С тех пор классификация несколько раз пересматривалась и изменялась, постоянно обновляется и дополняется новыми наименованиями.
Классификация разрабатывается на английском и французском языках. Национальные ведомства обязаны включать в свои официальные документы, а также в публикации о регистрации товарных знаков (например, официальный бюллетень патентного ведомства) номера классов МКТУ. Классификация имеет важное значение во многих странах, в том числе в России: объём исключительного права на зарегистрированный товарный знак определяется в том числе указанным в государственном реестре перечнем товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ.
Что такое классы МКТУ для регистрации товарного знака и как их выбрать?
Обязательный элемент любой заявки на регистрацию товарного знака — это указание классов МКТУ, то есть конкретизация ниши, в которой вы планируете использовать свое обозначение. Выбор классов похож на выбор при регистрации бизнеса кодов ОКВЭД.
Чтобы процесс подачи заявок на регистрацию товарных знаков был проще, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создала Международную классификацию товаров и услуг (МКТУ), которая включает в себя 34 класса товаров и 11 классов услуг.
Более 80 государств, и в том числе Россия, применяют МКТУ при регистрации товарных знаков. Использование МКТУ является обязательным не только для национальной регистрации знаков, но и для международной.
Каждый класс состоит из заголовка, пояснительных примечаний и алфавитного списка товаров и услуг.
Например, класс МКТУ (товары)
Класс 2: Краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения; красящие вещества; протравы; необработанные природные смолы; листовые и порошкообразные металлы, используемые для художественно-декоративных целей и художественной печати.
Класс МКТУ (услуги)
Класс 36: Страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.
В классы МКТУ включено около 10 тыс. товаров и около тысячи услуг. Классификатор, несмотря на ежегодные обновления, не содержит в своем составе исчерпывающий перечень товаров и услуг. Некоторые виды продуктов и изделий отсутствуют в нем вовсе.
Кисель в МКТУ отсутствует
В нашей практике мы столкнулись с отсутствием в МКТУ такого товара, как кисель. Компания «Сибирская клетчатка» при оформлении заявки на товарный знак «KissЭль» хотела использовать его в отношении киселей, но с выбором класса возникли сложности.
Практика Роспатента в решении данного вопроса неоднозначна. При регистрации товарных знаков «кисель» включали как в 29 класс МКТУ (класс включает, в основном, продовольственные товары животного происхождения, а также овощи и фрукты, консервированные или подготовленные для употребления), так и в 32 (класс включает, в основном, напитки безалкогольные, а также пиво).
Решая для нашего клиента эту задачу, мы подали заявку на регистрацию обозначения в обоих классах. Экспертиза Роспатента, изучив перечень товаров, указала на относимость товара «кисель» к 29 классу МКТУ и исключила рубрику «кисель готовый» из 32 класса. Клиент согласился с мнением ведомства и товарный знак получил свою правовую охрану в отношении необходимых ему продуктов.
Три правила при выборе класса МКТУ
Когда вы определились с регистрируемым обозначением, на следующем шаге необходимо сориентироваться в отношении каких классов МКТУ ваш знак будет использоваться. Приступая к выбору классов, необходимо соблюсти следующие условия:
Первое. Использовать актуальную редакцию МКТУ — ежегодно на сайте Роспатента публикуется новая версия. С начала 2021 года вступило в силу уже 5-е издание 11-й редакции Международной классификации товаров и услуг.
Нередко названия товаров из перечней классов исключаются или дополняются новыми. Например, последняя версия МКТУ дополнилась такими новыми рубриками как «средства дезинфицирующие» (05 класс), «услуги артистов» (41 класс), «аренда хирургических роботов» (44 класс) и др. Нередки случаи переноса позиции из одного класса в другой: услуга «снабжение товарами третьих лиц» ранее относилась к 42 классу МКТУ, теперь — к 35-му.
Поэтому используемая вами редакция МКТУ должна быть актуальной, иначе есть риск получения дополнительных запросов по заявке от Роспатента.
Второе. Выбрать классы товаров и услуг, которые соответствуют производимой вами продукции или типу оказываемых услуг. Если вы в перспективе планируете расширить ассортимент выпускаемой продукции либо освоить иные виды деятельности, то имеет смысл включить соответствующие классы товаров/услуг в заявку, поскольку после подачи заявки, тем более регистрации товарного знака, сделать это будет невозможно.
Третье. Добавить уточняющие рубрики при отсутствии необходимых наименований товаров в МКТУ. Что имеется в виду? Вы вправе указать в заявке товар и/или услугу, отсутствующие в МКТУ, дополнительно отметив видовое понятие с учетом общепринятой терминологии. Эксперт Роспатента может не согласиться с выбранной вами формулировкой и исключить ее при проведении экспертизы, однако всегда имеет смысл максимально четко охарактеризовать объем своих притязаний.
В нашей практике был пример, когда клиент, крупный пищевой холдинг, регистрировал товарный знак для снэков тараллини. Это хлебобулочное изделие кухни южной Италии, схожее с сушками /бубликами с различными добавками (чеснок, острый перец, лук и т.д.). В заявке на регистрацию мы выбрали 30 класс МКТУ и указали дополнительно наименование «тараллини», так как в нужном нам классе такой рубрики товаров не было.
Однако, рассматривая заявку, Роспатент из заявленного перечня товаров 30 класса исключил добавленную нами рубрику «тараллини» и предложил заменить ее на «хлебные изделия в форме бубликов или сушек». Поскольку мнение эксперта Роспатента не вредило интересам клиента, мы его поддержали и товарный знак был зарегистрирован с нужным клиенту объемом правовой охраны.
Отсутствие ошибок в выборе класса МКТУ и товаров в его составе напрямую связано с качеством подаваемой заявки в Роспатент, и позволяет избежать дополнительных запросов экспертизы, что сэкономит вам время и финансы. В перспективе, выбранные вами классы МКТУ повлияют на необходимый объем правовой охраны вашего товарного знака.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.