Для чего нужна многозадачность
Многозадачность
Когда в начале 60-х годов прошлого века создали первую операционную систему IBM, пользователей поразила возможность компьютера выполнять несколько функций одновременно. То есть процессор легко переключался с одной задачи на другую, постепенно доводя их все до логического завершения. Впечатлившись таким эффектом, мультизадачность попробовали перенести в сферу человеческой деятельности. Тогда показалось, что умение выполнять несколько дел одновременно – это очень полезный навык, овладев которым можно кратно повысить эффективность в работе при этом сэкономив уйму времени. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Что такое многозадачность?
Начнем с определения. Многозадачность – это возможность, умение, навык выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Изначально термин применялся сугубо в среде программирования, но постепенно перекочевал в производство и в сферу человеческой деятельности.
Скорей всего вы не раз слышали о выдающихся способностях Цезаря делать одновременно два и больше дел. Воодушевившись таким «подвигом», вы «задвинули» усердие в выполнении одного дела на дальнюю полку и попробовали переключаться с одной задачи на другую, потом на третью и так далее. Всего по чуть-чуть и что в итоге?
А на выходе вы получили несколько начатых задач и ни одной завершенной. Вдобавок ко всему вы совершенно запутались, какое дело выполнить в первую очередь, а какое отложить напоследок. И, главное, вы потратили время и ресурсы мозга впустую. Мотивация на нуле, ком незавершенных задач вырос до небес. В итоге минусовая эффективность и стрессовая ситуация. Приехали.
Умение работать в режиме многозадачности – это не такой уж полезный и ценный навык, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что мультизадачность вредит трудоспособности человека. Мы не роботы к счастью, поэтому продуктивность работы во многом зависит от умения концентрироваться на выполнении одной задачи. Цепочку дел мы выполняем последовательно, завершая одно и приступая к другому. По мере достижения целей растет мотивация и желание добиваться больших успехов, экономится время. Казалось бы, схватившись за два дела сразу, время на выполнение задач должно сократиться наполовину. Но в действительности потребуется вдвое больше усилий и при этом шансы на успешное завершение сократятся.
Например, вам нужно расставить 10 тарелок на столе, полить цветы на подоконнике в 10 вазах и разослать 10 пригласительных SMS. Попробуем включить режим многозадачности – это, значит, делаем все сразу, перепрыгивая с одной задачи на другую. Поставили 3 тарелки, побежали поливать 3 цветочные вазы, а потом или одновременно с поливом отправили 3 SMS. Вернулись к тарелкам, следом вазы и опять сообщения. И так по кругу. Простые задачки, но, выполняя их все сразу, вы устанете сильнее и потратите времени больше. При этом на середине всего действа включатся побочные эффекты многозадачности: вместо того чтобы отправить SMS, вы, зачем-то польете телефон водой или выставите тарелку на подоконник, а не на стол.
А теперь сделайте те же простые задачи последовательно: сначала тарелки, потом поливка и в завершении отправка сообщений. Вы удивитесь – и дела идут быстрее и мозг цел!
Усложним нагрузку, а точнее сделаем приближенной к реальности. Например, вы пишите отчет или презентацию и одновременно проверяете новые сообщения в одноклассниках или ВК, отвечаете на смс или просьбы коллег помочь по «неотложному» делу. В 99% случаев, работая в режиме такой многозадачности, вы заметите, что время утекло непонятно куда, рабочий настрой улетучился, а основной работы сделано всего 10-15%. Шокирующий вывод: чем больше вы отвлекаетесь, тем сложнее сосредоточиться на работе. Гаджеты, аккаунты в соцсетях, email-почта и другое – это пожиратели времени и усилий, которые вы могли бы с куда большей пользой потратить на полезное дело.
Мы сильно преувеличиваем важность коммуникации – эта мысль кажется такой несовременной в нашу эпоху. Но, если вы планируете завершить задачу максимально эффективно и быстро, то отключите все раздражители. Это поможет сосредоточиться на задаче.
Как работать в таком режиме?
Режим многозадачности в работе – это сочетание следующих качеств: аналитическое мышление, системный подход, высокая организованность. Требования не самые простые, но чтобы их выработать, рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций:
Многозадачность – это капризное и довольно сложное свойство психики человека. Если мы не сможем его обуздать, чтобы использовать себе во благо, то оно оседлает нас и выжмет все соки. Помните об этом!
Плюсы и минусы
Рассмотрим преимущества мультизадачности:
Последствия многозадачности бывают крайне неприятными. Увеличивается когнитивная нагрузка, то есть приходится тратить больше умственных ресурсов на обработку потока информации. Снижается продуктивность работы, многостаночники зачастую неправильно оценивают свои возможности и недооценивают силу отвлекающих факторов. Снижается способность к концентрации внимания на задаче, многозадачность не ценится в среде высоких технологий, научных исследований и других сферах со сложными алгоритмами работы.
Многозадачность приводит к выгоранию. Люди, практикующие такой подход, нарушают естественные механизмы мотивации и вознаграждения, которые имеются в нашем мозге. Нейробиология доказала, что снижение плотности серого вещества в передней поясной коре головного мозга из-за стресса приводит к потере радости от мыслительных усилий.
Совмещение дел может быть опасным для жизни и здоровья. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и пытаетесь одновременно вести переговоры с партнером. Вероятность аварии возрастает в разы.
Резюме
Мы узнали, что такое многозадачность. Изучили, как работать в таком режиме, какие есть плюсы и минусы выполнения нескольких дел одновременно. Мультизадачность можно использовать для тренировки пластичности мозга, однако в рабочей среде полезнее развивать навык последовательного выполнения дел. Тише едешь – дальше будешь!
Мифы о многозадачности, или Как наш мозг на неё реагирует
Для большинства из нас выполнение нескольких задач одновременно делает нас менее продуктивными. Так почему же, черт возьми, нам так нелегко сконцентрироваться на одной единственной вещи?
Мы все хорошо знаем о том, что для эффективной работы нужно фокусироваться на чем-то одном и изо всех сил избегать многозадачности. И тем не менее, каким-то образом мы забываем об этом, ужиная перед экраном телевизора с открытым ноутбуком на коленях. Мы пишем письма, просматриваем ленты новостей, заглядываем в Facebook и Twitter, общаемся в чатах – все это одновременно с выполнением нашей главной задачи. И несмотря ни на что в глубине души своей мы убеждены, что способны справиться со всем этим ворохом многозадачности без вреда для нашей продуктивности, ну, или, пожалуй, с минимальными ее потерями.
Недавно я начала свой новый рабочий проект, который направлен на «однозадачность». Результаты моей же работы в режиме «не все сразу» меня просто поразили, именно поэтому я решила углубиться в изучение этого вопроса. Мне было интересно понять, что творится в наших головах и получить ответ на давно волнующий меня вопрос:
Почему мы вообще беремся за несколько дел одновременно? Почему мы вырабатываем у себя привычку хвататься за все сразу?
Я нашла поразительные результаты исследований и ответ на мой наболевший вопрос оказался прост, если не прозаичен: Это приносит нам моральное удовлетворение.
Но ирония заключается в том, что люди, которые выполняют много дел одновременно, вопреки разбивающей веру в многозадачность статистике, чувствуют себя очень продуктивными и в большинстве своем твердо уверены, что с легкостью переплюнут самого Юлия Цезаря. И, когда мы видим такого уверенного в себе человека, мы хотим походить на него. А чем, собственно, мы хуже? Сказано – сделано. И вот уже незаметно для нас самих мы плавно овладеваем искусством многозадачности, сначала с трудом «навешивая» на себя новые и новые дела, затем привыкаем и радуемся ощущению того, что мы познали дзен и вступили в лигу супер-продуктивных людей. В это время ежедневная производительность только снижается, как показали исследования.
Как человеческий мозг реагирует на многозадачность?
Самое интересное, что наш мозг совершенно не приспособлен к многозадачности. Когда мы ужинаем, общаемся в Facebook и параллельно просматриваем ленты новостей, наш «главный мыслитель» не фокусируется на всех этих действиях одновременно – напротив, он судорожно пытается переключаться между различными видами деятельности, которые мы на него нагрузили.
На расположенном ниже изображении вы можете увидеть различную активность головного мозга при выполнении нескольких действий и то, как он переключается между задачами, когда вы концентрируетесь на каждом деле по нескольку секунд за раз.
Исследователь из Стэндфордского университета Клиффорд Насс (Clifford Nass) предполагал, что те люди, которые делают много дел одновременно, в любом случае развивают какие-то другие удивительные способности. Ему казалось, что они должны быть великолепны в сортировке информации и быстром переключении между задачами, а также обязаны обладать хорошей кратковременной памятью.
Как ни печально, но в результате своих исследований профессор Насс открыл, что все его предположения оказались ошибочными – ни одно из трех не подтвердилось:
«Мы были просто шокированы. Мы все ошибались. Оказалось, что те, кто делает несколько дел одновременно, просто ужасны во всех аспектах многозадачности».
Люди, которые часто занимаются всем сразу, хуже фильтруют бесполезную информацию и значительно медленнее переводят внимание от задачи к задаче по сравнению с теми, кто сконцентрирован на чем-то одном.
Большинство исследований показывают, что такая практика очень вредна для нас – страдает не только наша продуктивность, но и способность отфильтровывать ненужную информацию.
Я все это заметила еще до тщательного изучения этой темы. И для того, чтобы снова повысить продуктивность своей работы, я решила расставить все точки над «i», упорядочив все мои рабочие процессы (особенное внимание было уделено работе в режиме онлайн) и забанив многозадачность раз и навсегда.
Как я построила свой рабочий процесс, который базируется на поочередном выполнении задач
До того, как я узнала обо всем том, что было изложено мною в начале статьи, у меня уже было достаточно проблем с попытками сделать все и сразу. Обычно во время работы у меня были открыты Google Chrome со множеством вкладок, два окна почты, Facebook и программа обмена сообщениями. Со всем этим богатством я чувствовала себя загнанной и не могла нормально сконцентрироваться – мозги-то у меня взрывались, но работа нехотя ползла вперед черепашьими темпами. Мне нужно было немедленно покончить с этим и начать работать эффективно. Для борьбы с горячкой многозадачности мне пришлось распрощаться с привычным мне рабочим ритмом и создать для себя ряд правил:
1. Одна вкладка в браузере
Как вы уже могли догадаться, эта стратегия заключается в том, что я ограничиваю себя только одной вкладкой в браузере – так мне приходится расставлять приоритеты и работать именно с той задачей, которая для меня наиболее важна.
Я обрисую это на примере. Некоторые из моих ключевых задач связаны с написанием писем в электронной почте, общением в чате, написанием твитов и постов в блоге. Раньше я открывала все это разом, теперь же я работаю с каждой по очереди: закончив одно дело, я закрываю активную вкладку и перехожу к следующей.
Это реально и эффективно только в связке с другим важным пунктом:
2. Составление плана
Благодаря этому правилу моя идея работать с одной лишь вкладкой в браузере не осталась лишь призрачной фантазией, а стала вполне реальным фактом и даже переросла в привычку. Каждый вечер я сажусь и устраиваю мозговой штурм на тему: что мне нужно сделать завтра. Это не мое изобретение – техника эта довольно распространенная, и, возможно, вы сами уже долгое время делаете что-то подобное.
В моем же случае я внесла изменения в идею составления to-do-списка: в конце рабочего дня я обговариваю свои задачи с нашим гендиректором, и это привело к серьезным улучшениям продуктивности.
Теперь вместо того, чтобы полуавтоматически набросать список заданий, мне нужно обдумать их и быть готовой объяснить другому, почему я выбрала эти цели, и, самое главное – как я к ним приду. И благодаря этому ко мне пришло лучшее понимание того, чем именно я буду занята в течение каждого следующего рабочего дня и каждый проект четче обрисовывается в моей голове – а это уже половина работы. Вы можете кооперироваться с коллегами для таких 10-минуток – это и полезно для вашей продуктивности, и просто здорово – общаться и обсуждать свои проекты.
3. Постановка целей с помощью SmartProgress
Это продукт, который не только помогает мне ставить перед собой цели, но и методично идти к ним. Во многих статьях о продуктивности и достижении целей говорится, что для успешного выполнения всего задуманного нужно поделиться своими идеями с другими людьми, громогласно заявить о своих начинаниях. Сервис SmartProgress дает эту возможность. Он помогает обрести очертания тому, что когда-то было лишь призрачными задумками. В сообществе обязательно находятся те люди, которые с радостью дают советы и могут поделиться своим опытом в достижении тех целей, к которым мне еще предстоит прийти.
Но то, что мотивирует более всего, – это необходимость отчитаться в своем прогрессе. Засевшая в подсознании современного человека пресловутая боязнь провала и осуждения, которая нередко стоит на пути к успеху, здесь играет мне на руку. Нежелание прилюдно признать, что я потерпела неудачу, проявила слабоволие и не сдержала самой себе данное обещание, подталкивает меня вперед. Идти к целям нелегко, и поэтому особенно важно позаботиться о том, чтобы вашей мотивации хватило на весь путь от начала до конца.
4. Смена декораций (хотя бы раз в день)
Это то, что очень помогает мне продуктивно работать и оставаться сконцентрированной на одной задаче. Мы нередко слышим о том, что нам нужно комфортное рабочее место. Как выяснилось, мне нужно много таких мест, чтобы после окончания одной задачи я могла бы сменить декорации и приступить к чему-то новому. Я пробовала делать 5-минутные перерывы, закрывать ноутбук и уходить за кофе или что-то подобное – не помогает. Поэтому привычной частью моей ежедневной рабочей рутины стала перемена места. В основном я работаю дома в первой половине дня, затем иду в кафе. У меня даже составлен список кофеен, где могу продолжить трудиться на благо компании, но уже в другой атмосфере. Я знаю, что такая возможность доступна не каждому, но, это правило могло бы послужить на пользу тем, кто, как и я, имеет удаленную работу.
И лирическое отступление напоследок (хочу обрадовать меломанов, к армии коих сама принадлежу): прослушивание музыки во время работы не является многозадачностью, которая подорвет вашу эффективность. Уже известный нам профессор Клиффорд Насс упомянул, что «за прослушивание музыки отвечает особая часть нашего мозга, так что мы можем слушать любимые композиции во время того, как занимаемся чем-то другим». А хорошо подобранная музыка способна даже увеличить нашу продуктивность.
А как вы относитесь к выполнению нескольких задач одновременно при работе в режиме онлайн? Есть ли у вас механизмы, которые помогают вам бороться с тем, что вас отвлекает? Что вы делаете, чтобы избежать многозадачности?
Пост написан на основе оригинальной статьи и личных наблюдений автора.
Что такое многозадачность и стоит ли учиться работать в таком режиме
Приветствую вас, друзья!
Многозадачность – навык, который упоминается практически в каждой вакансии. Такие люди нужны везде, и создается впечатление, что многозадачный – значит успешный. Сегодня мы с вами будем развенчивать мифы и выясним, что такое многозадачность на самом деле, почему ее называют врагом продуктивности и как сделать это умение безопасным.
Понятие
Многозадачностью (от англ. multitasking) принято называть умение выполнять несколько дел одновременно, быстро переключаясь с одной задачи на другую.
Концепция многозадачности перекочевала в нашу жизнь из мира компьютеров. Термин начали использовать в 1960-х годах, когда появились первые операционные системы IBM.
Многозадачность означает свойство операционной системы обеспечивать возможность параллельной, точнее псевдопараллельной, обработки нескольких задач. На самом деле она может обрабатывать только одну задачу за раз. Но из-за очень быстрого переключения между несколькими задачами кажется, что выполнение осуществляется одновременно.
Свой вклад в теорию полезности многозадачности внесла слава о Юлии Цезаре, который, по распространенному мнению, умел одновременно писать, диктовать и слушать. Согласитесь, очень удобно иметь таких сотрудников у себя в штате. Тех, кто может одновременно выполнять свои обязанности, отвечать на звонки, составлять электронные письма и еще парочку разных дел.
Иллюзия мультизадачности
Давайте вернемся к компьютерам и псевдопараллельной обработке. Из-за того, что система быстро и часто переключается с одной задачи на другую, возникает иллюзия одновременного выполнения. Чтобы переключиться между задачами, компьютер помещает одну из них во временную память, которая имеет свойство школьной доски: когда она заполняется, приходится стирать старую информацию, чтобы написать новую.
Наш мозг действует так же. Чтобы было понятнее, я немного расскажу, как он устроен. Все наши мысли, действия и решения определяются тремя разными когнитивными системами. Если простыми словами, то в одной черепной коробке помещается три мозга:
Мыслящий мозг является доминирующим. Он сложный и медлительный, нуждается в сосредоточенности и внимании, а потому потребляет много энергии и быстро утомляется.
Таким образом, многозадачность – это лишь иллюзия. Ни уникальный по строению и функциям мозг, ни даже компьютер не могут делать несколько дел одновременно.
Многозадачность не равно продуктивность
Во времена наших далеких предков, когда те спасались от хищников и рисковали остаться голодными, не поймав мамонта, именно рефлекторный мозг служил верой и правдой. Долгое обдумывание и размышления были непозволительной роскошью. Но в современных каменных джунглях для успеха необходимо много думать и принимать сложные взвешенные решения.
В психологии выделяют два вида многозадачности:
Но наш мыслящий мозг не отличает один вид от другого. В обоих случаях ему приходится постоянно прерываться и менять вид деятельности.
Смотрите, как это работает. Представим, что вы занимаетесь какой-то умственной деятельностью. В это время вся рабочая память вашего мозга сконцентрирована именно на текущей задаче. Вдруг вы слышите уведомление на телефоне и решаете “быстренько” проверить его.
Как выполнит это переключение мозг? Весь массив текущей информации из рабочей памяти он переместит в промежуточную, затем достанет из долговременной памяти данные или навыки для ответа на сообщение и разместит их в рабочей памяти. А чтобы вернуться к первоначальной задаче, он будет вынужден проделать все то же самое в обратном порядке.
А представьте, если вы отвлекаетесь постоянно! Неудивительно, что чувство измотанности начинает посещать еще до обеда. Вы заняты, но отнюдь не продуктивны.
Еще момент: помните метафору со школьной доской? Временная память имеет такой же принцип, т. е. новая информация вытесняет старую. Мало того, что мощному и медлительному мозгу приходится сотни раз перекладывать мегабайты информации из одного места в другое, так еще важные данные в ходе таких манипуляций могут просто стереться.
И чем более различны виды деятельности, между которыми мы переключаемся, тем масштабнее информационные потери и выше перегруз мозга. Отсюда переутомление, стресс, невнимательность, досадные ошибки и самообвинение.
Стоит упомянуть еще об одной неприятной вещи. Выполняя несколько дел одновременно, мы уделяем каждому из них только частичное внимание, т. е. с пробелами. А поскольку наш мозг не любит неожиданных пробелов, он пытается заполнить их догадками, и у человека создается впечатление, что он ничего не упустил. По факту в его сознании откладываются слова, которые никто не говорил, и события, которые не происходили.
Интересно! Предлагаю провести тест и проверить, как ваш мозг реагирует на многозадачность. Упражнение очень простое: вам понадобится лист бумаги, ручка и секундомер. Задача – написать слово МНОГОЗАДАЧНОСТЬ и присвоить каждой букве цифру (1, 2, 3 и так далее). Первый раз вам нужно писать сначала буквы, а потом цифры, т. е. действовать в режиме однозадачности. Второй раз попробуйте чередовать буквы и цифры (писать в многозадачном режиме).
По статистике, первая часть задания решается в 2 раза быстрее, чем вторая. Более того, 50 % людей допускают в столь простом упражнении ошибки.
Плюсы и минусы
Давайте тезисно резюмируем, какие недостатки влечет за собой эта “суперспособность”:
Но многозадачность многозадачности рознь. К примеру, если вы гладите белье и одновременно смотрите любимый сериал, ничего страшного не происходит. Возможно, вы пропустите какие-то сцены на экране, пока поправляете манжет рубашки на гладильной доске, или прожжете дырку, увлекшись сюжетом. Здесь на помощь мыслящему мозгу может прийти рефлекторный и “поводить” утюгом за него, как бы на автопилоте.
Можно совмещать в таком режиме и другие несложные вещи, к примеру:
А вот если от выполнения задачи зависит безопасность или производительность, последствия могут быть куда серьезнее. Банальный пример: водитель автомобиля, разговаривающий за рулем по телефону.
Исходя из всего того, что мы с вами выяснили, все преимущества многозадачности стираются. Стараясь выполнять несколько дел одновременно, мы только имитируем многозадачность и вынуждены расплачиваться за такое жонглирование своим временем, энергией, продуктивностью, а порой и безопасностью.
Вместе с тем было бы несправедливо напрочь отметать заслуги умения переключаться. В полном информации и событий быстро меняющемся мире уметь адаптироваться просто необходимо. Но как это делать корректно?
Как научиться работать в режиме многозадачности
Для этого вернемся к Юлию Цезарю и выясним, каким образом ему удавалось успешно справляться с несколькими делами одновременно.
Современные ученые провели ряд экспериментов, в ходе которых испытуемые должны были выполнять два дела одновременно. Сначала почти все участники допускали ошибки, но со временем оплошностей становилось все меньше. Так пришло понимание того, что многозадачность можно тренировать. Вернее, навык переключения внимания. Вот вам и весь секрет Цезаря. Римские историки это подтверждают словами, что Цезарь много упражнялся.
Переключаемость мозга действительно можно тренировать, но только вместе с прокачкой когнитивного контроля. Нужно учиться:
На нашем блоге есть полезные статьи по этим темам. Рекомендую к прочтению:
Как сократить необходимость в переключении внимания
Так или иначе, при одновременном выполнении нескольких дел мы в результате не достигаем желаемых результатов ни в одном из них. Поэтому стоит поговорить о том, как справиться с многозадачностью:
Заключение
Итак, мы выяснили, что многозадачность – это всего лишь навык быстро переключать свое внимание с одной задачи на другую, который имеет массу негативных последствий.
Совсем избежать отвлечения у нас не получится, ведь мы все живем в бешеном ритме, за которым приходится успевать. А вот практиковать осознанность и реально оценивать нагрузку, которая ложится на мозг и угнетает концентрацию, будет полезным приобретением. Поэтому, если вы хотите выполнить что-то качественно на работе или в повседневной жизни, заранее планируйте время и рассчитывайте силы.
По этой теме очень рекомендую почитать книгу Тео Компернолле “Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел”, а также послушать лекции профессора Татьяны Черниговской об особенностях мозга.
Разбирала с вами понятие многозадачности Ксения Молоканова. Благодарю за внимание и до скорого!