Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, отсоединения дизеля от силовой передачи, а также плавного и безударного их соединения. На тракторе МТЗ-80, МТЗ-82 установлена сухая, однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Муфта сцепления с понижающим редуктором и приводом независимого ВОМ в сборе (рис. А)
Ведущей частью муфты сцепления является маховик 1 и нажимной диск 3 (рис. А), установленный через три призматических выступа в пазах опорного диска 6, который крепится к маховику при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и корончатых гаек 18. Двенадцать нажимных пружин 5 со стаканами 4 расположены между опорным и нажимным дисками.
На призматических выступах нажимного диска с помощью осей 15 устанавливаются отжимные рычаги 13. Регулировка положения отжимных рычагов производится регулировочными винтами 21, ввернутыми в отжимные рычаги и упирающимися в опорные штифты 14. Рычаги прижимаются к опорным штифтам специальными пружинами 19.
Крутящий момент передается от ведомого диска с накладками к ступице 7 через восемь упругих демпферов 8.
Включение и выключение сцепления производится при помощи отводки 23 с выжимным подшипником 22, перемещающейся по кронштейну отводки 24 и соединенной с педалью сцепления через тягу 10, рычаг сцепления 12 (рис. Б) и две вилки 48 (рис. А), закрепленные на валу 50 выключения сцепления посредством шпонок и клеммовых соединений.
Выжимной подшипник 22 смазывается солидолом через отверстие на левой стороне корпуса сцепления, закрытое пробкой 52, и масленку 51, ввернутую в цапфу отводки 23. При этом через специальное отверстие смазывается также поверхность сопряжения отводки с кронштейном.
Управление муфтой сцепления (рис. Б)
В исходном положении педаль сцепления удерживается усилием пружины 5 механического сервоусилителя. При выключении сцепления точка упора пружины переходит через нейтраль и пружина сервоусилителя, воздействуя на педаль сцепления 3 в обратном направлении, снижает усилие на педали. Педаль сцепления установлена на оси 4, запрессованной в корпусе заднего моста. Поверхность сопряжения ступицы с осью смазывается солидолом через масленку 9, ввернутую в ступицу.
где М т — момент трения муфты сцепления; М е mах — максимальный крутящий момент двигателя.
Коэффициент запаса выбирают в пределах 1,5. 4 в зависимости от типа и назначения трактора.
Основные требования к муфтам сцепления: полное выключение и возможность плавного их включения; небольшой момент инерции ведомых частей и наличие тормозного устройства, необходимого для безударного переключения передач в ступенчатых трансмиссиях тракторов; простота и надежность в эксплуатации, легкость в управлении.
На тракторах, как правило, применяют механические фрикционные дисковые муфты сцепления с силовым замыканием за счет сил трения.
Муфта сцепления имеет три основные части: ведущую, ведомую и механизм управления. На рисунке 79 показана упрощенная схема муфты сцепления. Ведущая часть — маховик 1 двигателя, кожух 5 и нажимной диск 4; ведомая — диск 2 с фрикционными накладками 3 и вал 8, соединенные между собой шлицевой ступицей.
Принцип действия такой муфты сцепления заключается в следующем.
Под действием пружин 6 ведомый диск зажат между поверхностями маховика и нажимного диска. Вследствие трения они вращаются как одно целое и передают крутящий момент от коленчатого вал двигателя валу 8 трансмиссии.
Для выключения муфты сцепления нажимают педаль 7. При этом нажимной диск, преодолевая усилия пружин, перемещается вправо и освобождает ведомый диск. Передача вращения на ведомый вал 8 прекращается.
Механические фрикционные муфты сцепления классифицируют по следующим признакам:
Работа муфты сцепления во многом зависит от правильной эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Выключать муфту сцепления необходимо быстро и до конца, а включать несколько медленнее (за 1,2. 1,8 с), плавно, без задержки в полувключенном положении. При остановках нельзя долго держать муфту сцепления выключенной. Следует выключить передачу и вновь включить муфту сцепления.
Муфта сцепления «ведет» при увеличении свободного хода педали, короблении ведомых дисков или при поломке одного из отжимных рычагов.
Для устранения этих неисправностей необходимо прежде всего проверить и при необходимости отрегулировать муфту сцепления.
Фрикционные постоянно замкнутые муфты сцепления большинства тракторов проверяют и регулируют следующим образом. Проверяют наличие и измеряют свободный ход педали управления. Свободный ход педали необходим для обеспечения требуемого зазора между отводкой и отжимными рычагами. Его регулируют, изменяя длину тяги управления. Проверяют, чтобы зазор между отводкой и каждым отжимным рычагом был одинаковым (2,5. 4,0 мм) и разница не превышала 0,1. 0,4 мм. При необходимости зазор регулируют специальной гайкой рычага.
Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 1.
Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления. Часть 1.
Трансмиссии базовых тракторов. Муфты сцепления.
Часть 1
Муфта сцепления трактора предназначена для отсоединения работающего двигателя от трансмиссии (силовой передачи) во время переключения передач, кратковременных остановок и плавного трогания машины с места. Муфта сцепления также предотвращает остановку двигателя при включении ее во время резкого возрастания сопротивления на рабочем органе навесного и прицепного оборудования. Размещают муфту между двигателем и коробкой передач (см. рис. 9, рис. 10).
При включенной муфте сцепления крутящий момент и вращение маховика двигателя передается коробке передач, при выключении муфты вращение коробки передач и всей трансмиссии прекращается.
В гусеничных и колесных (малой и средней мощности) тракторах применяют в основном механические муфты сцепления, в которых крутящий момент передается силами трения ведомых и ведущих дисков, плотно прижатых между собой пружинами. Сила трения зависит от фрикционных свойств материалов, из которых выполнены диски. Для повышения эффективности работы муфты и уменьшения ее габаритов применяют фрикционные кольцевые накладки, приклепываемые или наклеиваемые к ведомым дискам. Фрикционные накладки прессуют из смеси асбеста и металла. Используют также специальные виды пластмасс, металлокерамику. Ведущие диски изготовляют из стали или чугуна.
Применяют преимущественно сухие муфты сцепления. Фрикционные элементы сухих муфт работают без смазочного материала на рабочих поверхностях. При попадании масла на рабочие поверхности сухих муфт нарушается нормальная работа фрикционных элементов, один диск начинает скользить по другому, передача крутящего момента прекращается. Буксование дисков муфты сопровождается изнашиванием и нагревом рабочих поверхностей, и муфта перестает работать.
Механические сухие муфты сцепления подразделяют по числу ведомых дисков на однодисковые и двухдисковые.
Наиболее распространены однодисковые муфты, применяемые на колесном тракторе, и двухдисковые муфты — на гусеничном тракторе.
Однодисковую муфту сцепления с постоянно замкнутым пружинным механизмом (рис. 13) применяют на колесных тракторах типа «Беларусь».
Ведущими дисками муфты являются маховик 1 и нажимный диск 3, установленный на трех призматических выступах в пазах опорного диска 5, который прикреплен к маховику жестко с помощью шпилек 13, ограничительных втулок и корончатых гаек. Двенадцать нажимных пружин 4 расположены равномерно по всему периметру окружности между дисками 5 и 3.
На выступах нажимного диска на осях 12 установлены шарнирно отжимные рычаги 10. Положение рычагов регулируют винтами и контргайками 14. Рычаги постоянно прижимаются к опорным поверхностям пружиной, расположенной на оси 12.
Шлицевая ступица ведомого диска 2 размещена на выходном валу 17. На ступице установлен ограничительный диск 6. Через демпферные пружины он соединен с диском 2, на который с двух сторон наклепаны кольцевые фрикционные накладки 8.
Устройство, в котором ведомый диск 2 соединен с ограничительным 6 с помощью восьми пружин, расположенных по окружности, называют гасителем крутильных колебаний. Гаситель обеспечивает плавность включения муфты сцепления.
Муфту сцепления включают и выключают отводкой 16, которая через выжимной подшипник 15 нажимает на лапки рычагов 10 и через опорный диск 5 отводит нажимный диск, преодолевая действие нажимных пружин 4.
Отводка и опорный подшипник перемещаются к лапкам рычагов механизмом выключения через рычаг 23, который при выключении муфты поворачивается на оси против часовой стрелки (на рис. 13 показано стрелкой), при включении — по часовой стрелке.
Отличительная особенность муфты — наличие тормозка 19, который включается автоматически при выключении муфты сцепления. Тормозок служит для быстрой остановки выходного вала и связанного с ним входного вала коробки передач для легкого и безударного переключения передач, уменьшения торцового изнашивания шестерен. Тормозок включает в себя ведущий диск с фрикционной накладкой (на рис. 13 показан справа), установленный на шлицах выходного вала 17 сцепления, и ведомый диск, установленный на шлицевом соединении стакана, закрепленного неподвижно на корпусе. При повороте рычага 23 он воздействует с помощью тяги на кронштейн 18 отводки и тормозок автоматически затормаживает вал сцепления.
Детали и механизмы муфты сцепления смонтированы в едином литом корпусе 21 вместе с валом отбора мощности и понижающим редуктором.
Для включения и выключения муфты применяют механизм управления (рис. 14), приводимый в действие от ножной педали.
Педаль 1 закреплена в клеммовом зажиме болтом 2, который жестко присоединен к рычагу 3. Рычаг установлен на оси 4 и с помощью тяги 10 воздействует на рычаг 12 управления муфтой сцепления. При нажатии на педаль рычаг 12 поворачивается против часовой стрелки и выключает сцепление. Одновременно тягой 14 с пружиной 13 сдвигается кронштейн отводки тормозка и он замыкается, останавливая вал муфты. Пружина 13 на телескопической тяге 14 обеспечивает нажатие с определенной силой ведомого диска на ведущий диск тормозка. Пружина 5, установленная на кронштейне 8, отжимает педаль 1 в крайнее положение I, когда муфта сцепления включена.
Регулирование муфты сцепления заключается в установке зазора между подшипником отводки и рычагами, а также в регулировании свободного хода педали и длины блокировочной тяги тормозка. Зазор между подшипником отводки и всеми отжимными рычагами должен быть одинаковым и равным 3 мм.
При работе трактора фрикционные накладки изнашиваются и ход педали уменьшается. При ходе педали менее 30 мм регулируют свободный ход и длину тяги блокировочного тормозка, для этого сначала вынимают палец 16, разъединяя рычаг тормозка от тяги, далее отпускают болт 7 кронштейна 8 и освобождают пружину 5. Изменяя длину тяги 10, устанавливают нормальный ход педали, равный (например, у трактора типа «Беларусь») 40. 45 мм. После этого закрепляют болтами кронштейн и пружину 5. Затем проверяют длину сжатой пружины 13 тормозка (должна быть 35 мм), регулируют длину тяги 14 и устанавливают палец 16 крепления тяги в кронштейне. Если правильно отрегулирована длина тяги тормозка, то при выключении сцепления пружина 13 должна дополнительно сжиматься на 3. 4 мм.
Муфта сцепления служит для плавного соединения и кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии, безударного переключения передач, кратковременных остановок и плавного трогания трактора с места. Кроме того, она предохраняет детали трансмиссии от поломок при резком возрастании крутящего момента.
Муфта сцепления должна обладать высокой надежностью передачи крутящего момента двигателя, плавностью включения и полнотой выключения, малым моментом инерции ее ведомых элементов, хорошей уравновешенностью и хорошим теплоотводом от рабочих поверхностей.
По виду трения муфты сцепления делят на сухие и мокрые ( работающие в масляной ванне ). На тракторах обычно устанавливают сухие муфты сцепления. Мокрые муфты сцепления применяют в коробках с переключением передач на ходу, в приводе вала отбора мощности, в передаточных механизмах пусковых двигателей, в блокирующем устройстве дифференциала переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.
В зависимости от числа ведомых дисков различают одно-, двух- и многодисковые муфты сцепления.
По действию нажимного устройства муфты сцепления делят на постоянно и непостоянно замкнутые. Постоянно замкнутыми являются муфты, которые находятся во включенном состоянии до тех пор, пока к органу управления не будет приложено внешнее усилие. Эти муфты наиболее просты по устройству и обеспечивают плавное включение трансмиссии, чем объясняется их широкое применение на тракторах.
Управление муфтой сцепления может быть автоматическим ( без воздействия тракториста ) и неавтоматическим. На сельскохозяйственных тракторах применяют управление с механическим приводом, в котором для снижения усилия при включении сцепления и удержания педали управления муфтой сцепления в выключенном состоянии используют механические ( пружинные ) или пневматические усилители ( сервомеханизмы ). сельскохозяйственные тракторы обычно снабжают пружинными сервомеханизмами.
Пневматический сервомеханизм представляет собой пневмокамеру, в которую с помощью золотникового устройства подается сжатый воздух. При нажатии на педаль золотник открывает путь воздуху из воздушной магистрали в пневмокамеру. Воздух давит на диафрагму, перемещает ее вправо и через тягу и муфту выключения поворачивает отжимные рычаги. При такой системе управления для выключения муфты сцепления достаточно приложить усилие, необходимое только на перемещение золотника.
Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, отсоединения дизеля от силовой передачи, а также плавного и безударного их соединения. На тракторе МТЗ-80, МТЗ-82 установлена сухая, однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Муфта сцепления с понижающим редуктором и приводом независимого ВОМ в сборе (рис. А)
Ведущей частью муфты сцепления является маховик 1 и нажимной диск 3 (рис. А), установленный через три призматических выступа в пазах опорного диска 6, который крепится к маховику при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и корончатых гаек 18. Двенадцать нажимных пружин 5 со стаканами 4 расположены между опорным и нажимным дисками.
На призматических выступах нажимного диска с помощью осей 15 устанавливаются отжимные рычаги 13. Регулировка положения отжимных рычагов производится регулировочными винтами 21, ввернутыми в отжимные рычаги и упирающимися в опорные штифты 14. Рычаги прижимаются к опорным штифтам специальными пружинами 19.
Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, имеющей шлицы для подвижного соединения с силовым валом 27, демпферного устройства — гасителя крутильных колебаний, диска с двумя прикрепленными к нему фрикционными накладками 11. Одна накладка прикреплена непосредственно к диску с помощью латунных заклепок, вторая — со стороны нажимного диска через шесть пружинных пластин 10 стальными заклепками.
Крутящий момент передается от ведомого диска с накладками к ступице 7 через восемь упругих демпферов 8.
Включение и выключение сцепления производится при помощи отводки 23 с выжимным подшипником 22, перемещающейся по кронштейну отводки 24 и соединенной с педалью сцепления через тягу 10, рычаг сцепления 12 (рис. Б) и две вилки 48 (рис. А), закрепленные на валу 50 выключения сцепления посредством шпонок и клеммовых соединений.
Выжимной подшипник 22 смазывается солидолом через отверстие на левой стороне корпуса сцепления, закрытое пробкой 52, и масленку 51, ввернутую в цапфу отводки 23. При этом через специальное отверстие смазывается также поверхность сопряжения отводки с кронштейном.
Управление муфтой сцепления (рис. Б)
При нажатии на подушки педали сцепления 1 (рис. Б) отводка, перемещаясь по кронштейну 24 (рис. А), через выжимной подшипник нажимает на отжимные рычаги. Отжимные рычаги, упираясь регулировочными винтами в опорные штифты, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого — муфта сцепления выключается. При отпускании педали происходит включение муфты сцепления.
В исходном положении педаль сцепления удерживается усилием пружины 5 механического сервоусилителя. При выключении сцепления точка упора пружины переходит через нейтраль и пружина сервоусилителя, воздействуя на педаль сцепления 3 в обратном направлении, снижает усилие на педали. Педаль сцепления установлена на оси 4, запрессованной в корпусе заднего моста. Поверхность сопряжения ступицы с осью смазывается солидолом через масленку 9, ввернутую в ступицу.
Как делают регулировку на МТЗ-320
Рассмотрим, как происходит на МТЗ-320 регулировка сцепления, как правильно поставить диск сцепления. Как и на тракторах типа МТЗ-80, 82 и 82-1, на МТЗ-320 стоит сухая однодисковая муфта фрикционная, которая относится к постоянно-замкнутому типу.
Муфта фиксируется на маховике 6 болтами, размещенными на трех штифтах. Крутящий момент от диска нажатия и маховика мотора переходит на ведомый диск, а далее на вал. Между выжимными дисками находятся 9 пар пружин.
Педаль может свободно в корзине ходить, но граничный предел составляет 40 мм. Если этот параметр будет больше, то трудно будет переключать коробку передач, возникнут проблемы с работой механизма.
При недостаточном ходе педали вполне может возникнуть пробуксовка, что грозит износом дисков.
Справиться с такой ситуацией можно через установку сцепления МТЗ-320. Это проводится по следующей схеме:
При регулировке сцепления МТЗ-1221 отрегулируйте все приспособления, которые в совокупности составляют сцепление МТЗ. В отличие от моделей механизмов, установленных на МТЗ-80, 82 и 320, регулировка сцепления на 1221 предусматривает работу с системой иного типа.
На этой модели трактора стоит двухдисковый фрикционный механизм, где есть нажимной диск, называемый корзиной. К ведомой части системы также относится 2 ведомых, на которых стоят гасители колебаний вращения. Они находятся на силовом валу, что и обеспечивает эффективное соединение.
Перед тем как поставить на мини-тракторах Беларусах новую муфту, надо ее сначала снять. Во-первых, устанавливаются болты, которые заворачиваются в нажимной диск. Во-вторых, откручиваются гайки крепления и снимаются диски. В-третьих, сначала снимается ведомый, потом — средний ведомый, в самом конце — второй ведомый.
Регулировка предусматривает установку в первую очередь шлицевой оправки в подшипник маховика. Потом ставится первый ведомый, а следом тот, который монтируется в пазы маховика.
Следом ставится второй ведомый, после чего надо поставить на место диски, которые находятся в сборе. Их необходимо закрепить гайками и болтами. В самом конце регулируется положение отжимных рычагов.
Чтобы отжимные рычаги встали на место, надо поочередно вворачивать и выворачивать регулирующие гайки, ставить их другой стороной. Когда отремонтированными рычагами можно будет управлять, надо устанавливать стопорные пластины и снимать оправу.
Муфта сцепления трактора МТЗ-80, самостоятельная регулировка и ремонт
В распространенных тракторах Беларус МТЗ применяется вариант системы сцепления популярного постоянно-замкнутого образца. Этот способ себя прекрасно зарекомендовал на тракторной и мото-тракторной технике. Тем временем важной деталью всей системы является муфта сцепления.
Ее предназначение заключается в передаче крутящего момента к трансмиссии от дизельного мотора, отключая его от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на МТЗ-80 и МТЗ-82 с одним диском и сухая. В итоге механизм сцепления дает возможность технике плавно трогаться с места, а когда включается режим торможения, то происходит плавное разъединение коленвала двигателя с трансмиссией до полной остановки.
К основным деталям конструкции механизма относятся плотно прижатые друг к другу фрикционные диски, которые собраны во фрикционе тормоза или муфты. Размеренность выключения и включения передачи происходит благодаря проскальзыванию вращающегося ведущего диска, относительно ведомого диска, что соединен шлицевым соединением с коробкой передач. При отпускании педали, то есть включении сцепления, ведущий и ведомый диск плотно сжимаются, а при нажимании педали, то есть выключении, наблюдается разведение дисков, из-за чего образовывается свободное пространство между ними.
Механизм сцепления МТЗ-82 является однодисковым, однопоточным, сухим. Основными комплектующими выступают маховик двигателя, нажимной и опорный диски. Между дисками сцепления находятся 12 нажимных пружин. С одной стороны пружины упираются в стаканы опорного диска, а с другой – во влитые пазы нажимного.
Ведомый диск в свою очередь состоит из ступицы, соединительного диска и фрикционных накладок.
Из-за нежесткого сцепления ведомого диска со ступицей, которое обеспечивается восьмью резиновыми демпферами, включение сцепления МТЗ-82 является мягким, динамические нагрузки в трансмиссии незначительные.
Регулировка муфты сцепления происходит благодаря следующим действиям:
— благодаря регулировки свободного хода педали управления муфты сцепления. Длина тяги (4-5 см) регулирует ход. Данный размер обеспечивает зазоры между отжимным подшипником и отжимным рычагом. Если зависает педаль трактора при положении «свободный ход», то нужно сжать пружину упорным болтом;
— регулировка длины блокировочной тяги тормозка. Чтобы ее отрегулировать, нужно ее отсоединить от рычага отводки, далее тяга крепится с рычагом и увеличивается ее длина. В таком случае тягу нужно укоротить на 7 мм и закрепить ее контргайкой;
— регулировка отжимных рычагов сцепления. Ее нужно выполнять после установки муфты сцепления на маховик при помощи специальной оправки с торцевой поверхностью. Между пятками на отжимных рычагах и торцом ступицы опорного диска.
Во время эксплуатации муфты сцепления следует придерживаться следующих рекомендаций и советов. Смазывать конструкцию нужно каждые 60 моточасов работы, а проверку свободного хода педали нужно делать каждые 240 часов. Для смазки применяйте солидол, который стоит подбирать по параметрам смазочной таблицы. Со временем свободный ход уменьшается из-за износа деталей. Его максимальное значение может достигать 30 мм.
1. Не следует держать ногу на педали во время работы. Из-за этого увеличивается скорость износа.
2. Муфту сцепления приходит в работу плавно. Не следует ее оставлять в промежуточном состоянии.
3. Также муфта сцепления не должна быть выключенной на протяжении долгого времени.
Если вы все же увидели, что определенные запчасти муфты сцепления подлежат замене, нужно купить качественные комплектующие.
Фрикционное сцепление
Такой вид сцепления приобрел в современно мире наибольшую популярность. Связано это с оптимальным соотношением цены и качественных показателей. Уменьшенные габариты и высокая степень надежность являются их основными характеристиками.
Виды фрикционных сцеплений делятся на подвиды в зависимости от ряда конструктивных особенностей:
Как работает муфта сцепления МТЗ? Что нужно знать для ее правильной регулировке и как это правильно сделать?
В белорусских тракторах марки МТЗ используется вариант система сцепления хорошо известного постоянно-замкнутого образца, прекрасно зарекомендовавшего себя на тракторной и мото-технике. Одной из важнейших деталей всей системы остаётся муфта сцепления, передающая крутящий момент к трансмиссии от дизельного мотора, отключения его же от передач и плавного (мягкого) соединения. Муфта на тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 с одним диском и сухая, что позволяет догадаться, об основных частях этой детали.
Верно. Это нажимной диск и маховик, установленные в пазах опорного диска на трёх выступах. Крепление нажимного диска с маховиком осуществляется дистанционными втулками, пальцами и гайками. В специальных стаканах, между нажимным диском и опорным, расположены двенадцать нажимных пружин, приводящих муфту в движение. При помощи осей на выступах нажимного диска устанавливают отжимные рычаги, при воздействии на которые и осуществляется включение всего механизма.
Фрикционное сцепление
Такой вид сцепления приобрел в современно мире наибольшую популярность. Связано это с оптимальным соотношением цены и качественных показателей. Уменьшенные габариты и высокая степень надежность являются их основными характеристиками.
Виды фрикционных сцеплений делятся на подвиды в зависимости от ряда конструктивных особенностей:
Непосредственная регулировка муфты сцепления
Муфта сцепления в белорусских тракторах марки МТЗ — 80 и МТЗ — 82 регулируется свободным ходом педали и длиной блокировочной тяги тормозка, а при полной взаимосвязи этих элементов регулировку необходимо осуществлять параллельно и одновременно, в такой последовательности:
Советы и рекомендации по уходу во время эксплуатации
Смазывать узел необходимо каждые 60 моточасов работы, а проверять свободный ход педали не реже каждых 240 моточасов. Для смазки используется солидол, применяемый согласно смазочной таблице. Свободный ход может со временем уменьшаться из-за естественного износа деталей, причём максимальное уменьшение хода при износе не должно превышать 30 мм.