Для чего нужна музыка в жизни
Для чего нужна музыка человеку?
Друзья, знали ли вы такой интересный факт, что Альберт Эйнштейн был скрипачом? Науке гениальный физик посвятил жизнь, а музыке — душу. Однажды его пригласили прочитать лекцию, но к удивлению публики вместо изложения теории относительности ученый сыграл сонату Моцарта. А после того как Альберт Эйнштейн исполнил на благотворительном балу произведение Баха, газеты писали о нем как о виртуозном скрипаче. Ученый радостно показывал эти заметки друзьям и говорил: «Вы видите, я — не физик, а знаменитый скрипач!…Наука раскрывает неизвестное в природе, а музыка — в человеческой душе…».
Ещё один гениальный человек не из музыкальной сферы, но который был страстно увлечен музыкой — Фридрих Ницше. Философ любил музыку с детства, даже пробовал сочинять композиции. Он восхищался творчеством Рихарда Вагнера, общение с этим великим композитором подтолкнуло Ницше к написанию самого известного философского труда «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм». Трактат оказал большое влияние на мировую культуру, философию, литературу и искусство.
Эти примеры — яркий показатель того, что музыка тесно связана с жизнью человека и проникает во все сферы: науку, культуру, философию, психологию. Музыка является языком общения и связью между людьми, а также одной из форм общественного сознания. В ней отражается восприятие мира человеком, она объединяет, заставляет переживать, радоваться, мечтать, думать, расслабляться или наоборот чувствовать беспокойство. Музыка обостряет духовное состояние, раскрывая эмоции, чувства, переживания, настроения. Эмоционально насыщает, создает душевный подъем, заряжает энергией, вдохновляет на творчество, создание нового и необычного.
Человек с рождения открыт для музыки и тянется к ней. Занятия музыкой расширяют сознание, культурно и духовно обогащают. Занимаясь музыкой с детства, человек развивается гармонично, повышает свои интеллектуальные и творческие способности, становится одухотворенной и креативной личностью. В нашем центре «Имена Продакшн» мы обучаем детей вокалу, игре на фортепиано, сольфеджио, приобщаем к музыкальной культуре. Дети, занимающиеся музыкой, раскрывают свои творческие способности, развивают позитивные личностные качества, учатся понимать других и выражать себя через искусство.
Сила музыки в том, что она способна сделать человека счастливым. В ней можно найти опору, поддержку и вдохновение, через нее можно выразить себя и сказать людям о том, что тебя волнует, найти отклик в сердцах людей. И как верно и точно сказал о музыке композитор Дмитрий Шостакович: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Для чего человеку нужна музыка?
Трудно ответить на этот вопрос, но в любом случае музыка нужна всем, но каждому по-своему. Благодаря музыке мы лишены возможности стать грубыми и бессердечными. Каждый из нас обожает слушать музыку как в грустных, так и в радостных моментах нашей жизни, потому что она способна радовать сердце и душу.
Зачем
Большинство из нас с утра прослушивают любимые песни, чтобы поднять себе настроение на целый день. Песни различных исполнителей сопровождают нас повсюду прям с самого детства. Пожалуй, без музыки мир был бы мрачным и неинтересным, и никто даже не подозревал бы, что в нашем мире существуют выдающийся певцы, певицы, группы, выпускающие стоящие песни, которые обязательно стоит послушать.
Сегодня музыка выполняет много функций в жизни людей. Стоит отметить, что она предназначена не только для развлечения и воспитания. Именно в музыке отражается восприятие мира человеком, она объединяет, заставляет испытывать различные эмоции, желания и чувства. Все зависит от жанра музыки, с одной песней мы радуемся и расслабляемся, с другой — испытываем переживания, чувствуем беспокойство. Благодаря музыке раскрываются наши эмоции, чувства, и настроение. Ежедневно мы ищем и слушаем новые песни, которые могут эмоционально насыщать, вдохновлять на создание нового.
Музыка имеет огромную силу, поскольку она может сделать человека более счастливым. В любимой песне всегда можно найти опору и поддержку. Именно через музыку многие выражают себя. Если человека тревожит упадок сил, все валится с рук, а настроение на нуле, то музыка может стать отличным антидепрессантом. Уже давно доказано, что прослушивание песен любимых певцов, делает нервы более крепкими, а психику – устойчивой.
Не важно для какой цели вы слушаете музыку, главное подобрать композиции и мелодии по вашему вкусу, которые будут гармонировать с вашим состоянием. Только в этом случае музыка будет положительно влиять и сделает вас счастливее. Бесплатное скачивание в хорошем качестве поможет вам найти подходящую песню под настроение.
Влияет ли музыка на продуктивность?
Музыка, по своей сути уникальна, она способна как повысить продуктивность, так и отвлечь от выполняемой работы. Поэтому по сей день ведутся дискуссии, нужна ли музыка в рабочее время.
В наше время немало людей предпочитают слушать музыку, даже находясь на работе. Чтобы не мешать своим коллегам, достаточно воспользоваться наушниками. В нынешнее время каждый из нас имеет возможность слушать то, что ему нравится. На одних предприятиях установлены музыкальные центры, в других – по сей день играет радио.
Многие сотрудники компаний отмечают, что использование фоновой музыки существенно повышает производительность, при этом сами рабочие чувствуют себя менее уставшими в конце трудового дня. Ее рекомендуют прослушивать при выполнении монотонной или творческой работы. Подходящая песня способна быстро избавить от скуки и сонливости. Хорошая песня только способствует увеличению энергичности, благодаря чему человек сможет справиться с большим количеством задач за то же время.
Музыка помогает справиться с неудобной тишиной на рабочем месте, а также она является неплохим спасением от шумных коллег по работе. Прослушивание тихой музыки помогает творчески решать создавшиеся ситуации.
Музыка дает силу, если на рабочем месте постоянно происходит активное движение. Благодаря прослушиванию ритмической музыки можно быстрее справиться со своими обязанностями, при этом сотрудники не будут расслабляться, и с удовольствием будут работать. Хорошая мелодия помогает сохранить энергию, а также освободиться от отрицательных мыслей. Очень важно не забывать, что необходимо правильно подбирать песни для прослушивания во время работы. Нелюбимая музыка, которая не по душе человеку, только снижает его работоспособность.
Как музыка влияет на настроение
Музыка имеет существенное влияние на наше настроение, поэтому она отлично помогает справиться во время сложных жизненных ситуаций. Благодаря музыке мы можем расслабиться или наоборот — зарядить себя энергией.
По утрам рекомендуется слушать ритмичную музыку, потому что она наполняет энергией и помогает проснуться. Чтобы расслабиться и успокоиться после тяжелого дня рекомендуется прослушивать спокойную музыку.
Любая современная песня помогает почувствовать себя немного другим человеком. Многие согласятся, что бесплатная музыка онлайн нужна людям как воздух, она дает то, чего в жизни не хватает.
Музыка сопровождает нас всю нашу жизнь. Это то, что помогает решать проблемы и делает каждого из нас лучше. Достаточно прослушать любимую песню, чтобы получать заряд бодрости и пинок под зад. Вам главное идти к своей цели, а музыка вас поддержит. Главное, что музыка жива, и никто не может подумать, что в ней нет необходимости.
Роль музыки в жизни человека
Музыка является неотъемлемой частью жизни человека, она есть часть человеческой души.
Музыка имеет сильное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека.
Что для человека есть музыка? Она как воздух и тепло солнечных лучей для нашего слуха и души. Она делает нас лучше, вдохновляет и воодушевляет, дарит незабываемые чувства.
Именно благодаря музыке человек способен расслабиться, отдохнуть, получить определенную пищу для ума. Этот вид искусства способен в корне поменять настроение человека – развеселить его, опечалить, почувствовать тоску. Музыка – источник самых разнообразных эмоций и чувств.
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки.
При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свое настроения и чувства, побуждающий к сопереживанию, формирующий стремление к преобразованию окружающего мира.
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, гармония и другие.
Музыке можно дать разные определения в зависимости от того, что брать за основу. Вот что такое музыка, определение в научном стиле: вид искусства, в котором художественные образы передаются при помощи особенной организации звуков и тишины.
Это определение может варьироваться, но в основе музыки всегда будет звук. Музыку также называют языком звуков. Можно посмотреть на определение музыки с эмоциональной стороны: музыка – это средство или способ передачи эмоций и чувств.
Музыка – это чудесный дар, данный человечеству. Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы. Музыка может быть средством получения наслаждения, способом самовыражения, хобби (когда человек сам сочиняет), делом всей жизни (когда увлечение музыкой очень сильно) и т.д.
Когда человек слышит какую-то мелодию, то в его сознании встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково, не важно, классическая она или любая другая. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и даже выплескивать эти чувства, делиться с окружающими мыслями по поводу услышанного.
Самая сложная область музыкального искусства — классическая музыка. Слово « классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, писателей.
Музыка позволяет осознать проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.
Когда мы слышим словосочетание « классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов – классиков, таких как:
Иоганн Себастьян Бах, Людвиг Ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский,
Вольфганг Амадей Моцарт. И это естественно, ведь XVIII – XIX век
считаются расцветом классической музыки.
Классическая музыка рассчитана на человека глубокомысленного, настроенного серьезно. Такая музыка взволнует человеческую душу и сердце, заденет за живое, заставит задуматься о любви, дружбе, жизни, красоте и вечности.
Каждый человек под понятием классическая музыка подразумевает что-то свое. Для одних – это легкие, воздушные мелодии Моцарта, для других – кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает веселые вальсы
Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то неистовые симфонии Шостаковича.
Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка.
В конце XVIII века на музыкальном небосклоне взошла еще одна звезда классической музыки – Людвиг Ван Бетховен. Он начал писать музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта. Но настоящий талант всегда приносит с собой что-то новое, поэтому говорят, что Бетховен своей музыкой буквально «расколол» классический стиль, став родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Классическая музыка этой эпохи более пылкая, глубокая, эмоционально выразительная и индивидуальная. Она направлена вглубь человеческой души, показывая глубину и богатство внутреннего мира. В этот период творили такие выдающиеся композиторы как Ф. Шопен, И. Штраус, Ф. Лист, П.И. Чайковский и многие другие.
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы: инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония) вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл). Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения.
Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
К тому же опера (комическая и серьезная) тоже являются некими жанрами в музыке.
При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.).
Восприятие классической музыки в наше время
В классических произведениях не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость. Не случайно О. Бальзак говорил: «Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн». Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить или соглашаться. А многих писателей и поэтов,
художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений. Если классическую музыку не должны полюбить все, то ознакомиться с ней и иметь хоть не большое представление о ней должны все.
Часто можно услышать мнение, что классическая музыка – это якобы та, которая была давным-давно написана. Это не так, так как под этим понятием подразумевается всё то лучшее, что было создано в мире музыки за всё время существования человеческой цивилизации. Соната Бетховена, созданная в XVIII веке, и романс Свиридова, написанный 40 лет назад, – всё это классика! Главное, что эта музыка прошла испытание временем.
Восприятие современной музыки в наше время
Восприятие классической музыки в 18 веке и сейчас
Музыка в XVIII веке для людей была чем-то необыкновенным, высоким. Тем, что хотелось слушать каждый день. Композиторы, которые жили в те времена, они не ели, не спали, а сочиняли свои великие произведения. Жили в бедноте, без денег, без семьи, но это им не мешало. Некоторые, вопреки всем своим недугам, все равно творили. Люди не могли жить без музыки. Они ходили на концерты, устраивали их у себя дома. Восхищались произведениями, написанными Бетховеном, Бахом, Моцартом и другими. Классическая музыка вечна. Она прекрасна и гармонична, ее главной особенностью является сочетание глубины передаваемых переживаний разнообразием музыкальных приемов. Мы нуждаемся в музыке прежних эпох, прежних веков… в музыке прежних людей. Она помогает нам приподнять пыльный занавес прошлого, посмотреть на тот, совсем другой мир новыми глазами. Она помогает нам научиться чувствовать прекрасное, ощущать его каждой клеточкой своего тела. Окунись в мир звуков, позволь захватить тебя, наполнить собой, и ты тоже станешь частью музыки.
Что такое музыка? Роль музыки в жизни человека
Как появилась музыка?
Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.
Как музыка влияет на наше настроение?
Что такое музыка для человека? Она является видом искусства, посредством которого можно передавать чувства и настроения. Главными выразительными средствами и элементами ее являются: темп, метр, ритм, мелодия, инструментовка, гармония, тембр, динамика и другие. Музыка обладает свойством воздействовать на наше настроение.
Существует в психиатрии особый отдел музыкотерапии. С помощью нее можно воздействовать даже на здоровье человека. Музыка частично, а порой и полностью, передает слушателям настроение исполнителя. Ее нужно выбирать, так как существует позитивная музыка, а бывает и содержащая в себе много агрессии. Музыка также имеет свойство обострять духовное восприятие окружающего мира. Она способна очищать наш рассудок, также может наполнять яростью, тревогой, глупостью. Музыка способна при живом исполнении вызвать радость, спокойствие, легкость, раздражение, скуку, депрессию. Она оказывает наибольшее воздействие на нас, если написана была вживую, а не под фонограмму.
Музыка влияет благотворно на кору головного мозга. Она может нам помочь справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение, расслабиться. Как считают ученые, наибольшую пользу людям может принести классическая и народная музыка.
Музыкальная фармакология
Сегодня применение музыкальных композиций для лечения становится все более популярным. Многие слышали о том, что такое музыка Рейки, а некоторые даже используют эти исцеляющие мелодии на практике для лечения различных заболеваний. Кроме того, существует целое направление в медицине, называемое музыкальной фармакологией. Его суть заключается в том, что можно излечить различные болезни, просто слушая определенные мелодии. Широко распространена в этой сфере классическая музыка.
Чем объясняются различные музыкальные предпочтения у разных людей?
Музыкальные стили
Музыкальный стиль представляет собой совокупность различных элементов, приемов, средств выражения, которая воплощает собой определенное идейное направление в музыкальном творчестве. На данный момент имеется множество стилей. Однако мы остановимся на нескольких: рок-музыка, классическая, духовная и хоровая.
Классическая музыка
В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.
Рок-музыка
Хоровая музыка
Ответим теперь на вопрос о том, что такое музыка хоровая. Она предназначена для исполнения в хоре. Такая музыка бывает профессиональной и народной. Исполнение ее зависит прежде всего от певческих особенностей, которыми обладают члены хора. Хоровая музыка в чистом виде представлена в виде пения a capella, то есть многоголосного, без музыкального сопровождения. Предназначена такая музыка для широкого круга слушателей. В прошлом она служила средством идеологической и политической борьбы, да и сегодня оказывает на людей большой влияние.
Духовная музыка
Камерная и оркестровая музыка
Многие из вас слышали понятие «камерная музыка». Что это такое, знают далеко не все. Поэтому это понятие требует пояснения. Скажем пару слов о том, что это такое и чем она отличается от оркестровой. Камерная музыка исполняется небольшим музыкальным коллективом вокалистов и/или инструменталистов. Каждую партию при исполнении сочинения играет обычно лишь один инструмент (голос). В отличие от камерной, в оркестровой музыке имеются группы инструментов, которые играют в унисон.
Характеристика музыки по звучанию и построению
Динамика и ритм в музыке
Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.
Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.
Минусовка
Как музыка влияет на память, концентрацию и интеллект
Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции. Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.
РБК Тренды публикуют главу из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер».
Исполнительные функции
Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде.
Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект. Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции. Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями. Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Эффект Моцарта
В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.
Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?
В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер. В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора. По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность. Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания.
Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.
В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.