Для чего нужна насмотренность художника
Как развить насмотренность и где брать оригинальные идеи для рисунка
Многие художники не знают где брать оригинальные идеи и черпать вдохновение. Расскажем как можно развивать свою визуальную библиотеку, почему артисты должны смотреть кино, играть в игры и ходить в галереи. Все это на примере работы нейросетей и проекта «Учись видеть».
Визуальная библиотека как основа креатива
От художников, дизайнеров, да и всех людей творческих профессий постоянно ожидают чего-то нового. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с крамольной мыслью: «А зачем всё это? Разве в 2021 ещё можно создать что-то оригинальное?».
Наблюдая, как профессиональный художник публикует очередную крутую и необычную работу, можно и вовсе оказаться в точке тотального уныния: я никогда так не смогу — у меня недостаточно воображения. Давай остановимся и отвлечемся от мрачных мыслей.
Что если на самом деле воображения у тебя куда больше, чем ты сам думаешь? Надо только взглянуть на мир иначе. Наверняка ты слышал про такую штуку, как насмотренность. Это навык художника, который позволяет ему преобразовать ранее увиденные им изображения в опыт и использовать в своей работе.
Смотрел британского «Шерлока», который Камбербэтч? Детектив раскрывает дела, доставая информацию из «чертог своего разума». Ну так вот, это как раз про насмотренность. А чертоги разума художника — это визуальная библиотека.
Имея обширную визуальную библиотеку и хорошо развитую насмотренность, художник получает значительное преимущество перед теми, у кого их нет. И дело тут не только в более интересных идеях.
Коротко о плюшках, которые дает насмотренность:
Примеры хорошей визуальной библиотеки
Корейский художник Ким Джун Ги известен своими детализированными работами и сумасшедшими идеями, которые в них воплощены. Интересный факт: Ким почти не пользуется референсами в процессе рисования. Он может себе это позволить, потому что насмотренность позволяет ему воссоздать в памяти увиденные ранее образы и понять, как их эффективнее собрать в единую картинку. Ким Джун Ги — наверное, самый яркий пример богатой визуальной насмотренности. Каждый раз, когда он видит какой-либо объект, он отмечает детали и придумывает, как проще его запомнить.
А самое классное то, что насмотренность — это не талант, а навык. Она есть у каждого, но ее надо развивать. Как же это сделать?
Пример нейросетей
В 2017 году художник и креативный технолог Мемо Аткен опубликовал инсталляцию под названием «Учиться видеть». Это серия видео, где параллельно показаны две реальности: каким видит мир глаз человека и как тот же мир воспринимается специально обученным искусственным интеллектом.
Магия в том, что в нейросеть загружена библиотека из нескольких тысяч изображений на одну и ту же тематику: фотографии моря или океана. С момента «рождения» искусственный интеллект не видит ничего, кроме моря. И, если его выпустить в мир, полный самых разнообразных объектов, он не сможет увидеть их объективно, а лишь пропустив через призму привычного восприятия.
Проще говоря, нейросеть будет видеть море в каждом объекте, потому что это единственное, что она когда-либо видела. А две идентичные нейросети с разным набором изученных изображений будут видеть окружающее пространство совершенно по-разному.
Человеческое восприятие
Можно провести параллель между базой данных нейросети и визуальной библиотекой, формирующейся у нас в голове в течение жизни. Любое произошедшее с тобой событие меняет призму, через которую ты видишь мир.
Кадр из фильма «Социальная сеть». Источник
Другой человек увидит те же самые вещи иначе, ведь его восприятие мира опирается на свою уникальную базу данных, сформированную в голове. Поэтому важно помнить, что визуальный опыт часто играет ключевую роль в уникальности твоего творчества.
Нюансы
В зависимости от того, как ты пользуешься своей визуальной библиотекой, результат будет меняться — иногда в лучшую, а иногда и в худшую сторону. Если неправильно настроить объектив фотоаппарата, то фотография не получится. Так и здесь: если ты изучаешь и замечаешь разные аспекты окружающего мира, то сможешь увидеть больше оригинального, чем зная много только об одном. Но помни: если пополнять библиотеку бездумно и хаотично, это вряд ли сильно повлияет на твою насмотренность.
С одной стороны, эксперименты Мемо Аткена с нейросетями впечатляют тем, как в неприметных вещах можно увидеть красоту, драму и историю. С другой — видение мира искусственного интеллекта в этих работах нарочито однобокое. Если в твоей базе данных есть только изображения моря, ты не сможешь увидеть лес или горы.
Врожденная однобокость
Мы везде видим лица, потому что привыкли быть окруженными людьми. Это не плохо, но «зашоривает» наш творческий потенциал. Желание мозга видеть привычные образы может стать помехой в поиске новых. Старайся развивать насмотренность на разных объектах и набирать визуальную библиотеку из всех областей, которые могут тебе пригодиться в работе.
Например, художник из Сан-Франциско Эрик Гюз умело использует опыт работы программным инженером в своем творчестве. Он берет за основу предметы повседневного быта и создает на их основе необычные, но реалистичные концепты космических кораблей.
Концепты из простых предметов. Источник
При этом библиотеку можно набирать постепенно, систематизированно переходя от темы к теме. Если сейчас ты работаешь над концептом космического корабля, тебе точно не помешает присмотреться к работам других художников, и изучить разные модели реальных шаттлов и ракет.
Общая насмотренность переносит на новый уровень: ты можешь соотносить формы, цвета и динамику не связанных между собой предметов, чтобы получить что-то новое.
Рисунок дополняет реальность. Источник
Главный вопрос
Так как же развить навык насмотренности и начать пользоваться своей визуальной библиотекой? Прежде всего, помни: чтобы визуальный опыт был полезен, нужно параллельно развивать два гибких навыка — память и креативность. Чтобы собрать визуальную библиотеку у себя в голове, надо сначала подготовить материальную базу — реальную библиотеку изображений, которые могут тебе пригодиться.
Где хранить референсы
Для этого можно создать папку на компьютере или в облаке, а можно использовать рефборды вроде Pinterest и Tumblr. Главное — не сохраняй все подряд. Старайся отнести каждое изображение к какой-либо категории. Например, если ты сохраняешь фото человека, пойми, что именно тебя заинтересовало: одежда, поза или черты лица?
Упорядочивая данные в своем хранилище с самого начала, ты облегчишь себе работу в будущем, а заодно начнешь анализировать визуальный контент.
Стадики
Делай быстрые зарисовки, чтобы лучше разобраться как рисовать тот или иной объект. Если ты работаешь над конкретным проектом — выбери изображения, относящиеся к его теме. Если ты находишься в «свободном полете» и не привязан к определенной тематике, выбери, что тебе интереснее всего на данный момент. Главное — не забудь периодически менять тему.
Кадр из фильма «Выживший». Источник
Учебные работы помогут тебе быстро набить руку и понять, как устроен изучаемый предмет — будь то человек, космический корабль или дерево. Обращай внимание на аспекты, которые помогут тебе лучше запомнить изображение. Подумай: из каких простых форм оно состоит? Как части соотносятся пропорционально и объединяются в единый объект? Попробуй рисовать один и тот же предмет в разных ракурсах, чтобы понять, как он устроен.
Если рисовать одно и то же снова и снова, в какой-то момент ты начнешь понимать, как сделать изгибы естественными, а рисунок динамичнее, научишься играть с пропорциями и расставлять акценты.
Важно подмечать детали
Обращай внимание на мир вокруг: как ведёт себя тень на разных поверхностях, как свет влияет на цвета предметов, чем отличается текстура асфальта от текстуры бордюрной плитки. Попробуй дойти до метро без наушников и посмотри, изменит ли это твоё восприятие.
Кадр из фильма «Голгофа». Источник
Побудь исследователем: сначала это может выматывать, но с каждый днем замечать необычные мелочи будет проще и интереснее.
Учись у лучших
Составь список художников, которые тебя вдохновляют, и попробуй разобраться, что именно делает их арты классными. Если замечаешь интересную композицию, необычную работу со светом или текстурку, которую хочется лизнуть потрогать — попробуй использовать этот прием в своей следующей работе.
Не факт, что он тебе подойдет, но это будет полезный опыт. В любом случае, не пытайся просто копировать чужой стиль — экспериментируй с увиденным, чтобы найти себя в творчестве.
Бросай вызов
В интернете проходит много челленджей, которые помогут развить насмотренность и выйти из зоны комфорта. Например, художники часто пробуют рисовать свою работу в стиле других авторов. Это может быть проект-коллаборация с другим знакомым художником, а может быть учебный проект на основе работ профессионалов. Развить насмотренность не так сложно как кажется. Просто надо начать не просто смотреть, но и делать это осмысленно.
Если обычному человеку глаза нужны, чтобы свободно передвигаться и не подвергать себя опасности, то художнику нужно стать сверхчеловеком. А как это сделать, ты уже знаешь.
Изображение одного персонажа в разных стилях за авторством Анны Антоновой
В общем, чтобы научиться видеть и создавать новое, смотри, анализируй и пробуй. И на всякий случай резюмируем:
Помни: в «базу данных» каждого человека заложена разная информация, и все мы видим мир по-разному. Чем выше твоя насмотренность, тем больше идей придет тебе в голову — а значит, тем выше шанс создать что-то новое и оригинальное.
Насмотренность, и ее роль в жизни творческого человека
Если коротко, то насмотренность — визуальный опыт. Но можно использовать заумь:
Насмотренность — визуальный опыт, приобретенный в результате просмотра большого количества произведений искусства. В прикладном значении — интеллектуальная библиотека, копилка образцов, с которыми человек сравнивает все другие — новые образцы, которые он видит, и так решает: качественные они или нет.
В духовном плане, значение насмотренности раскрывается шире:
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Соединив, можно понять: все прочитанные нами книги, увиденные живописные полотна, или услышанные музыкальные произведения, и просмотренные кинофильмы, ну и конечно же — любые услышанные слова, запечатлеваются внутри нас — откладывают отпечаток. И далее, в процессе жизни, в нашем случае — творческой, они участвуют в формировании (уже нашего) мировоззрения и профессиональной деятельности.
Как тренировать насмотренность
Из выше сказанного, понятно, что работы коллег-фотографов, живописные полотна, фильмы, театр, балет, музыка, литература и уличное искусство, откладывают отпечаток внутри нас. Но это далеко не все:
— Так же участвуют в процессе накопления визуального опыта.
Можно предположить, что среда определяет насмотренность и автора, но если перечитать то, что было затронуто в примере с деревенским бытом, то не все так однозначно.
Человек — не безвольное животное: всегда есть выбор. Можно низвергнуть пагубные образы и заполнить высвободившееся место образцами, в описании которых уместны слова:
Среда — лишь условие. Определяющий фактор — воля конкретного человека. Библиотека — не только аналогия, с помощью которой легче понять суть насмотренности, но и метод — что и как делать, чтобы визуальный опыт преображал фотографа и его деятельность:
Конечно, столь внимательный труд невозможен без информационной гигиены, а иначе говоря — без переосмысления содержания своего информационного поля.
Можно ли потерять насмотренность
Все, что «помещено в библиотеку», в ней же и остается. Но важно понимать, что содержимое предоставленное само себе — свалка; а процесс накопления, пущенный на самотек — совсем не свалка, а скорее — помойка, или еще точнее: сточная канава, через которую нечистоты, без какой-либо «очистки», идут дальше…
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Рекомендую к прочтению:
Андрей Бондарь
Свободный фотограф. Живу в провинции, снимаю портреты, изучаю светопись и визуальную культуру. Придерживаюсь традиционных методов печати и оформления фотографий. Заметки пишу для читателей, себя не прославляю. Над фотографиями работаю для заказчика, а деньги считаю благодарностью за проделанную работу. По духу — странник, по природе — человек.
Добавить комментарий Отменить ответ
О проекте
Основная тема блога — фотография и профессия фотографа, и прежде всего — вопросы творчества, продвижения, перспектив и вдохновения.
Делюсь личным опытом, рассказываю о наработках коллег. Пишу для заказчиков, даю ответы на распространенные вопросы.
Выбранный формат — записная книжка.
Новые публикации дважды в месяц, доступна подписка на обновления.
Насмотренность в графическом дизайне
Мы постоянно взаимодействуем с информацией, окружающей нас, с контентом. Иногда бывает сложно отфильтровать ненужное. Графический дизайнер (как и любой деятель искусства) очень восприимчив к этой информации, потому что она отражает настроения в обществе. Именно эти тенденции являются идеальным референсом для актуального дизайна.
К примеру, всё большую популярность набирает движение Zero Waste, отражающее стремление к переработке и сортировке отходов, к осознанному потреблению в принципе. И дизайн, так или иначе связанный с этим направлением, становится «чище» во всех смыслах. Стремление к простоте и минимализму, сдержанная цветовая «природная» гамма, минималистичные надписи. На производстве упаковки этих товаров стараются как можно меньше использовать ресурсы планеты (или же вообще производят товар без упаковки, продавая их с маленьким вкладышем).
Разумеется, это не единственное направление в графическом дизайне, где важен минимализм и осознанность. Здесь можно вспомнить графический дизайн 90-х годов. В это время появились персональные компьютеры, которые кардинально повлияли на дизайн в целом. Расширились возможности, и почти каждый, у кого был персональный компьютер, мог сделать афишу или листовку.
Конечно, все внезапно появившиеся возможности стали использовать сразу, особо не задумываясь, как именно применить тот или иной элемент. Распространилась эклектичность, обилие шрифтов на одном развороте, обтравленные картинки и всевозможное коллажирование. Это не хорошо и не плохо, это просто этап развития в графическом дизайне.
Обложки разных журналов тех лет
«Пережатый» дизайн, который был популярен в 90-е, отходит на второй план.
Что такое насмотренность и как она помогает в формировании стиля
Всё, что нам нравится или не нравится — результат прошлого опыта получения информации и внутренней переработки этого опыта. При этом огромную роль (особенно в детстве, когда процессы неосознанные, а оттого самые настоящие) играет окружающая реальность. В раннем возрасте мы получаем большой пласт информации и, можно сказать, первый опыт насмотренности. Это то, что нам даёт окружение.
К примеру, красивая архитектура, природа, интерьер помогают развить эстетическое чувство и замечать красоту в простых вещах. В детстве меня каждое лето увозили на дачу в самую глушь, где даже связь ловила только в определённом месте и постоянно отключали электричество. Так что полная изоляция и ужин при свечах были обычным делом. К тому же вокруг совсем не было сверстников и мне приходилось самой придумывать себе развлечения и постоянно занимать себя интересными вещами. Я строила замки из веток, отправлялась в воображаемые путешествия по саду, исследуя его каждый раз как в первый, смотрела на облака и изучала природу. Придумывала себе свой мир со своими правилами. Никто не вмешивался и не навязывал своё видение.
Думаю, это сильно повлияло на меня в творческом плане. Сейчас мне легко придумать ассоциацию, метафору, я очень люблю смотреть на самые обыкновенные вещи и видеть в них необыкновенное. Главное — сохранить это ощущение, а вкус и насмотренность сформируется. Всё зависит только от желания самого дизайнера расти и развиваться.
Что нужно делать?
Самое важное и действенное — системность. То есть нужно каждый день выделять время на просмотр работ классных дизайнеров, художников, модельеров. Особенно хорошо не зацикливаться на какой-то сфере (будь то графический дизайн или что-то ещё), а искать вдохновения в других сферах искусства. Сейчас графический дизайнер расширяет свою сферу деятельности и занимается не только вёрсткой книг и буклетов, но и цифровыми публикациями, веб-дизайном, анимацией, фотографией.
Второе вытекает из первого: это разнообразие контента и отсутствие зацикленности на одном. Это не означает, что нужно без разбора впитывать всё вокруг. Поначалу будет сложно понимать, какой дизайн хороший, а какой не очень. Для этого нужно время и визуальный опыт.
Отличное начало — изучить работы известных дизайнеров, понять, почему то, что они делают, действительно хорошо. Ссылки на ряд известных дизайнеров будут в конце статьи. Получив крепкую базу, можно искать то, что по-настоящему нравится именно вам, и уже на этом формировать собственный стиль. Также развитию чувства композиции и эстетики способствует изучение работ художников и фотографов. Так что посещение выставок и музеев — для графического дизайнера обязательный пункт.
Копирование
Использование чужих идей и приёмов (речь идёт о визуальной составляющей), когда ты новичок — это нормально. Только нужно чётко осознавать, почему именно ты берёшь этот прием или идею и насколько гармонично она вписывается в твою концепцию проекта.
Отличный опыт для начинающих (и не только) дизайнеров — попытаться точно (это очень важно!) скопировать плакаты швейцарского графического дизайнера Йозефа-Мюллера Брокмана. У него очень чёткая сетка, обязательно с микромодулем, многие плакаты выстроены по золотому сечению. Над некоторыми придётся подумать, поскольку не каждое решение очевидно. Вот несколько примеров для практики:
После копирования этих плакатов можно сделать что-нибудь своё, оставив, например, сетку или принцип построения, который найдётся в процессе анализа.
Информационное поле и события вокруг
Очень важный пункт, хоть он и не даёт чёткого ответа, какой же дизайн будет актуален через некоторое время. Изменения в обществе приводят к трансформации во всех сферах. Наблюдение и анализ помогут вовремя почувствовать, какие тренды будут актуальны и как с ними правильно работать. Для этого нужны не только технические знания работы в различных программах, но и широкая сфера интересов. Чем шире поле деятельности, тем лучше. Чем больше вовлечённость в процесс и жизнь, тем живее и ярче образ коммуникации.
Внимательность и вдохновение
Если с вдохновением от чужих работ более или менее понятно, то есть ещё одно важное качество, без которого сложно создать что-то по-настоящему необычное. Это качество — внимательность. Внимательность ко всему: никогда не знаешь, что приведёт тебя к решению той или иной задачи, где найдёшь ответ. Внимательность, вдохновение и насмотренность работают в связке и ни один элемент не может дать результат без другого. Замечать вещи, на которые раньше ты не обратил бы внимание, быть внимательным к самым незначительным мелочам — это помогает развивать насмотренность и мгновенно схватывать образ.
Что посмотреть для вдохновения и развития насмотренности?
Первое, что приходит на ум — Behance и Pinterest. Там есть удобные доски и закладки, но найти хороший контент сразу довольно сложно. Хорошо помогает просмотр сайтов известных дизайнеров и дизайн-бюро.
Стефан Загмайстер — один из самых узнаваемых графических дизайнеров современности. Основатель Sagmeister Inc. — успешной студии, которая занимается разработкой фирменных стилей, айдентики, музыкальных обложек. Фантазия Загмайстера кажется неиссякаемой. Меня особенно вдохновляет его работа с типографикой: она выходит на принципиально другой уровень, удивительным образом встраиваясь в окружающую среду
ABCdesign — дизайн-студия, основанная в 1993 году. Если нужно вдохновиться хорошо свёрстанной книгой на кириллице — то это, несомненно, сюда.
DIA.tv. «Кинетические идентичности и типографические системы» — так позиционируют себя графические дизайнеры студии DIA.tv из Нью-Йорка и Женевы. Кинетическая типографика во всей красе.
AREA 17. «Мы международная команда, состоящая из более чем 70 человек из 18 стран, говорящих на 13 языках. Вдохновлённые окружающим миром и объединённые нашими ценностями, мы преданы своему делу, влиянию и душе. Создание отличной работы и прекрасная жизнь — это центральная часть нашей культуры, людей и нашей деятельности. Мы делаем свою работу через призму жизни, а не наоборот».
Икко Танака — уникальный графический дизайнер. Сочетая модернистские тенденции с японской графикой, точностью и простотой линий, он создаёт в своих работах ощущение гармонии и внутреннего движения.
Пола Шер — одна из самых известных женщин-дизайнеров. Начинала свою деятельность с крупной звукозаписывающей компании и за 10 лет работы в CBS Records создала более 1500 обложек пластинок. В её работах много отсылок к русскому конструктивизму, очень смелая работа с типографикой и мастерское сочетание самых различных эклектичных шрифтов.
Фотография
Георгий Пинхасов — единственный российский фотограф в агентстве Magnum. Его работы — бунтарские и очень необычные по композиции, с большим количеством контрастов и неожиданных параллелей.
Сол Лейтер. Если говорить о цвете и свете в художественной фотографии, то, несомненно, стоит вспомнить Сола Лейтера. Его динамичная манера запечатлевать образ города и находить необычные ракурсы, использование эффектов дождя создали ему репутацию одного из самых известных фотографов 20 века.
Your Ducky. Удивительный фотограф из Санкт-Петербурга. Чистые фотографии с какой-то щемящей ностальгией по 90-м. Эстетика повседневности.
Журналы
WÜL Magazine — это онлайн-издание о современном искусстве и моде, призванное представить независимое сообщество авторов и их видение.
Dazed — британский журнал, посвящённый искусству, культуре и стилю. Основан в начале 90-х Джефферсоном Хаком и фотографом Ранкином Вадделлом. Изначально издание существовало в виде брошюры, распространяемой в ночных клубах, но вскоре Dazed & Confused стал полноценным цветным журналом.
Numero — международный журнал для женщин о моде, дизайне и искусстве, издаваемый с марта 1999 года издательским домом «Groupe Alain Ayache».
Мы постоянно взаимодействуем с информацией, окружающей нас, с контентом. Иногда бывает сложно отфильтровать ненужное. Графический дизайнер (как и любой деятель искусства) очень восприимчив к этой информации, потому что она отражает настроения в обществе. Именно эти тенденции являются идеальным референсом для актуального дизайна.
К примеру, всё большую популярность набирает движение Zero Waste, отражающее стремление к переработке и сортировке отходов, к осознанному потреблению в принципе. И дизайн, так или иначе связанный с этим направлением, становится «чище» во всех смыслах. Стремление к простоте и минимализму, сдержанная цветовая «природная» гамма, минималистичные надписи. На производстве упаковки этих товаров стараются как можно меньше использовать ресурсы планеты (или же вообще производят товар без упаковки, продавая их с маленьким вкладышем).
Разумеется, это не единственное направление в графическом дизайне, где важен минимализм и осознанность. Здесь можно вспомнить графический дизайн 90-х годов. В это время появились персональные компьютеры, которые кардинально повлияли на дизайн в целом. Расширились возможности, и почти каждый, у кого был персональный компьютер, мог сделать афишу или листовку.
Конечно, все внезапно появившиеся возможности стали использовать сразу, особо не задумываясь, как именно применить тот или иной элемент. Распространилась эклектичность, обилие шрифтов на одном развороте, обтравленные картинки и всевозможное коллажирование. Это не хорошо и не плохо, это просто этап развития в графическом дизайне.
Обложки разных журналов тех лет
«Пережатый» дизайн, который был популярен в 90-е, отходит на второй план.
Что такое насмотренность и как она помогает в формировании стиля
Всё, что нам нравится или не нравится — результат прошлого опыта получения информации и внутренней переработки этого опыта. При этом огромную роль (особенно в детстве, когда процессы неосознанные, а оттого самые настоящие) играет окружающая реальность. В раннем возрасте мы получаем большой пласт информации и, можно сказать, первый опыт насмотренности. Это то, что нам даёт окружение.
К примеру, красивая архитектура, природа, интерьер помогают развить эстетическое чувство и замечать красоту в простых вещах. В детстве меня каждое лето увозили на дачу в самую глушь, где даже связь ловила только в определённом месте и постоянно отключали электричество. Так что полная изоляция и ужин при свечах были обычным делом. К тому же вокруг совсем не было сверстников и мне приходилось самой придумывать себе развлечения и постоянно занимать себя интересными вещами. Я строила замки из веток, отправлялась в воображаемые путешествия по саду, исследуя его каждый раз как в первый, смотрела на облака и изучала природу. Придумывала себе свой мир со своими правилами. Никто не вмешивался и не навязывал своё видение.
Думаю, это сильно повлияло на меня в творческом плане. Сейчас мне легко придумать ассоциацию, метафору, я очень люблю смотреть на самые обыкновенные вещи и видеть в них необыкновенное. Главное — сохранить это ощущение, а вкус и насмотренность сформируется. Всё зависит только от желания самого дизайнера расти и развиваться.
Что нужно делать?
Самое важное и действенное — системность. То есть нужно каждый день выделять время на просмотр работ классных дизайнеров, художников, модельеров. Особенно хорошо не зацикливаться на какой-то сфере (будь то графический дизайн или что-то ещё), а искать вдохновения в других сферах искусства. Сейчас графический дизайнер расширяет свою сферу деятельности и занимается не только вёрсткой книг и буклетов, но и цифровыми публикациями, веб-дизайном, анимацией, фотографией.
Второе вытекает из первого: это разнообразие контента и отсутствие зацикленности на одном. Это не означает, что нужно без разбора впитывать всё вокруг. Поначалу будет сложно понимать, какой дизайн хороший, а какой не очень. Для этого нужно время и визуальный опыт.
Отличное начало — изучить работы известных дизайнеров, понять, почему то, что они делают, действительно хорошо. Ссылки на ряд известных дизайнеров будут в конце статьи. Получив крепкую базу, можно искать то, что по-настоящему нравится именно вам, и уже на этом формировать собственный стиль. Также развитию чувства композиции и эстетики способствует изучение работ художников и фотографов. Так что посещение выставок и музеев — для графического дизайнера обязательный пункт.
Копирование
Использование чужих идей и приёмов (речь идёт о визуальной составляющей), когда ты новичок — это нормально. Только нужно чётко осознавать, почему именно ты берёшь этот прием или идею и насколько гармонично она вписывается в твою концепцию проекта.
Отличный опыт для начинающих (и не только) дизайнеров — попытаться точно (это очень важно!) скопировать плакаты швейцарского графического дизайнера Йозефа-Мюллера Брокмана. У него очень чёткая сетка, обязательно с микромодулем, многие плакаты выстроены по золотому сечению. Над некоторыми придётся подумать, поскольку не каждое решение очевидно. Вот несколько примеров для практики:
После копирования этих плакатов можно сделать что-нибудь своё, оставив, например, сетку или принцип построения, который найдётся в процессе анализа.
Информационное поле и события вокруг
Очень важный пункт, хоть он и не даёт чёткого ответа, какой же дизайн будет актуален через некоторое время. Изменения в обществе приводят к трансформации во всех сферах. Наблюдение и анализ помогут вовремя почувствовать, какие тренды будут актуальны и как с ними правильно работать. Для этого нужны не только технические знания работы в различных программах, но и широкая сфера интересов. Чем шире поле деятельности, тем лучше. Чем больше вовлечённость в процесс и жизнь, тем живее и ярче образ коммуникации.
Внимательность и вдохновение
Если с вдохновением от чужих работ более или менее понятно, то есть ещё одно важное качество, без которого сложно создать что-то по-настоящему необычное. Это качество — внимательность. Внимательность ко всему: никогда не знаешь, что приведёт тебя к решению той или иной задачи, где найдёшь ответ. Внимательность, вдохновение и насмотренность работают в связке и ни один элемент не может дать результат без другого. Замечать вещи, на которые раньше ты не обратил бы внимание, быть внимательным к самым незначительным мелочам — это помогает развивать насмотренность и мгновенно схватывать образ.
Что посмотреть для вдохновения и развития насмотренности?
Первое, что приходит на ум — Behance и Pinterest. Там есть удобные доски и закладки, но найти хороший контент сразу довольно сложно. Хорошо помогает просмотр сайтов известных дизайнеров и дизайн-бюро.
Стефан Загмайстер — один из самых узнаваемых графических дизайнеров современности. Основатель Sagmeister Inc. — успешной студии, которая занимается разработкой фирменных стилей, айдентики, музыкальных обложек. Фантазия Загмайстера кажется неиссякаемой. Меня особенно вдохновляет его работа с типографикой: она выходит на принципиально другой уровень, удивительным образом встраиваясь в окружающую среду
ABCdesign — дизайн-студия, основанная в 1993 году. Если нужно вдохновиться хорошо свёрстанной книгой на кириллице — то это, несомненно, сюда.
DIA.tv. «Кинетические идентичности и типографические системы» — так позиционируют себя графические дизайнеры студии DIA.tv из Нью-Йорка и Женевы. Кинетическая типографика во всей красе.
AREA 17. «Мы международная команда, состоящая из более чем 70 человек из 18 стран, говорящих на 13 языках. Вдохновлённые окружающим миром и объединённые нашими ценностями, мы преданы своему делу, влиянию и душе. Создание отличной работы и прекрасная жизнь — это центральная часть нашей культуры, людей и нашей деятельности. Мы делаем свою работу через призму жизни, а не наоборот».
Икко Танака — уникальный графический дизайнер. Сочетая модернистские тенденции с японской графикой, точностью и простотой линий, он создаёт в своих работах ощущение гармонии и внутреннего движения.
Пола Шер — одна из самых известных женщин-дизайнеров. Начинала свою деятельность с крупной звукозаписывающей компании и за 10 лет работы в CBS Records создала более 1500 обложек пластинок. В её работах много отсылок к русскому конструктивизму, очень смелая работа с типографикой и мастерское сочетание самых различных эклектичных шрифтов.
Фотография
Георгий Пинхасов — единственный российский фотограф в агентстве Magnum. Его работы — бунтарские и очень необычные по композиции, с большим количеством контрастов и неожиданных параллелей.
Сол Лейтер. Если говорить о цвете и свете в художественной фотографии, то, несомненно, стоит вспомнить Сола Лейтера. Его динамичная манера запечатлевать образ города и находить необычные ракурсы, использование эффектов дождя создали ему репутацию одного из самых известных фотографов 20 века.
Your Ducky. Удивительный фотограф из Санкт-Петербурга. Чистые фотографии с какой-то щемящей ностальгией по 90-м. Эстетика повседневности.
Журналы
WÜL Magazine — это онлайн-издание о современном искусстве и моде, призванное представить независимое сообщество авторов и их видение.
Dazed — британский журнал, посвящённый искусству, культуре и стилю. Основан в начале 90-х Джефферсоном Хаком и фотографом Ранкином Вадделлом. Изначально издание существовало в виде брошюры, распространяемой в ночных клубах, но вскоре Dazed & Confused стал полноценным цветным журналом.
Numero — международный журнал для женщин о моде, дизайне и искусстве, издаваемый с марта 1999 года издательским домом «Groupe Alain Ayache».