Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Как правильно настроить сабвуфер, статья. Портал «www.hifinews.ru»

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Как влияет на звук короб для сабвуфера

В автозвуке существует множество вариантов акустических оформлений коробов. Поэтому многие новички не знают, что выбрать лучше всего. Наиболее популярные виды коробов для сабвуфера – это закрытый ящик и фазоинвертор.

А также существуют такие оформления, как бандпасс, четвертьволновый резонатор, фриэир и другие, но при построении систем они применяются крайне редко по разным причинам. Решать, какой выбрать короб для сабвуфера должен сам владелец динамика исходя из требований к звучанию и опыта.

Советуем обратить внимание на статью из какого материала лучше делать сабвуферный короб. Мы наглядно продемонстрировали как влияет жёсткость короба на качество и громкость баса.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Закрытый ящик

Данный тип оформления самый простой. Закрытый ящик для сабвуфера несложно рассчитать и собрать. Его конструкция представляет собой короб из нескольких стенок, чаще всего из 6.

Преимущества ЗЯ:

Недостаток у закрытого ящика всего один, но он порой является решающим. У данного типа оформления очень низкий уровень КПД относительно других коробов. Закрытый ящик не подойдет для тех, кому хочется высокого звукового давления.

Однако он подойдет для любителей рока, клубной музыки, джаза и подобного. Если человеку хочется баса, но нужно место в багажнике, то закрытый ящик – это идеальный вариант. Закрытый ящик будет плохо играть если выбран неправильный объем. Какой объём короба нужен для данного типа оформления уже давно решили опытные люди в автозвуке путем вычислений и экспериментов. Выбор объема будет зависеть от размера сабвуферного динамика.

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Чаще всего встречаются динамики таких размеров: 6, 8, 10, 12, 15, 18 дюймов. Но также можно найти динамики других размеров, как правило в инсталляциях они используются очень редко. Сабвуферы диаметром 6 дюймов выпускаются несколькими компаниями и в инсталляциях также встречаются редко. В основном люди выбирают динамики диаметром 8-18 дюймов. Некоторые люди указывают диаметр сабвуферного динамика в сантиметрах, что не совсем правильно. В профессиональном автозвуке принято выражать размеры в дюймах.

Рекомендуемый объём для сабвуфера закрытый ящик:

Литраж дан приблизительно, так как для каждого динамика нужно выбирать определенный объем, исходя из его характеристик. Настройка закрытого ящика будет зависеть от его объема. Чем больше объем короба, тем меньше будет частота настройки короба, бас получится более мягкий. Чем объем короба меньше, тем частота короба будет выше, бас получится более чёткий и быстрый. Не стоит слишком увеличивать или убавлять объем, так как это чревато последствиями. При расчёте короба придерживайтесь объёму который был указа выше Если будет перебор объема, то бас получится расплывчатым, нечетким. Если объема не будет хватать, то бас будет очень быстрым и «долбить» по ушам в худшем смысле этого слова.

От настройки короба зависит многое, но не менее важный момент — это «Настройка магнитолы».

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Плюсы и минусы штатной автомагнитолы

Фазоинвертор

Данный тип оформления довольно сложнее рассчитать и построить. Его конструкция значительно отличается от закрытого ящика. Однако у него есть преимущества, а именно:

Также фазоинвертор имеет и недостатки, число которых больше, чем у ЗЯ. Итак, минусы:

Исходя из преимуществ и недостатков можно понять, где используются ФИ короба. Чаще всего их используют в инсталляциях, где необходим громкий и выраженный бас. Фазоинвертор подойдет для слушателей любого репа, электронной и клубной музыки. А также он подойдет для тех, кому не нужно свободное место в багажнике, так как короб будет занимать почти все пространство.

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера
ФИ короб поможет получить больше баса, чем в ЗЯ от динамика маленького диаметра. Однако для этого потребуется гораздо больше места.

Какой объем короба требуется для фазоинвертора?

Как и в случае с ЗЯ, здесь даны неточные цифры. Однако в ФИ корпусе можно «играть» с объемом и брать значение меньше рекомендуемых, выясняя при каком объеме сабвуфер играет лучше. Но не стоит слишком сильно увеличивать или ужимать объем, это может привести к потере мощности и выходу динамика из строя. Лучше всего опираться на рекомендации производителя сабвуфера.

От чего зависит настройка ФИ короба

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера
Площадь порта также должна зависеть от объема. Средние значения площади порта динамиков следующие:

для 8-дюймового сабвуфера потребуется 60-115 кв.см,

для 10-дюймового – 100-160 кв.см,

для 12-дюймового – 140-270 кв.см,

для 15-дюймового – 240-420 кв.см,

для 18-дюймового – 360-580 кв.см.

Длинна порта так же влияет на частоту настройки сабвуферного короба, чем длиннее будет порт тем ниже настройка короба, чем короче порт соответственно частота настройки выше. При расчете короба для сабвуфера прежде всего необходимо ознакомиться с характеристиками динамика и рекомендуемыми параметрами корпуса. В некоторых случаях производитель рекомендует совершенно иные параметры короба, чем те, которые даны в статье. Динамик может иметь нестандартные характеристики, из-за чего он будет требовать определенного короба. Такие сабвуфер чаще всего встречаются у компаний-производителей Kicker и DD. Однако у других производителей такие динамики также имеются, но в гораздо меньших количествах.

Объёмы даны примерные, от и до. Он в зависимости от динамика будут отличаться, но как правило они будут находиться в одной и той же вилке… К примеру для 12 дюймового сабвуфера это 47-78 литров а порт будет от 140 до 270 кв. см, а как более подробно рассчитать объём, всему этому мы будем учиться в последующих статьях. Надеемся что данная статья ответила вам на ваш вопрос, если у вас есть замечания или предложения вы можете оставить свой комментарий ниже.

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.

Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Универсальная настройка короба сабвуфера

Понравилась статься по настройке фи, с которой я полностью согласен.

На какую частоту настроить фазоинвертор.

Частоту настройки порта фазика, можно выбрать из учета предпочтений в музыке

— Низкая настройка например от 26 до 30 гц — это флекс (надувается лобовое, раздувает двери и т.д.) и ветродуй. При такой настройке уши не страдают — это мягкий на слух бас! Обычно думают, если волосы раздувает, значит на уши давит и как она там сидит. При такой настройке про клубняк, электро, тем более попсу можно забыть.

— Настройки от 30гц до 35гц считаются самые распространённые на повседневе. Это уже более давильный басс на слух и так же присутствует флекс кузова (но не так конечно как на 27гц например) В этой настройке уже негры, даб-степ играют отлично.

— Более универсальной настройкой под клубняк, электро и прочего (кроме попсы) считаются настройки от 35 до 42гц. Будет бас уже выраженный, соответственно флекс снижается.

— Если Вы хотите, чтобы короб был более универсален для попсы и прочего, то делайте закрытый ящик (ЗЯ)! У динамика не будет запредельного хода, будут малые размеры, на улице будет слышно из далека, а так же играет всё кроме низких частот.

— Ну и конечно коробки «спорт» для замеров. Это от 45 — 55гц — слушать музыку на таких коробках невозможно, долбят по телу до тошноты и головной боли! Кузов машины звенит, как кастрюля. Короба с такой настройкой делают для замеров на соревнованиях — в народе «боевой короб».

ВАЖНО! Это конечно же не совсем правильный способ, но очень легкий!

— Да, у вас на графиках будет кривая АЧХ — да будут горбы на частоте настройки — Воздух там будет вылетать из трубы с не той скоростью)) — Динамик будет немного страдать, пахнуть не хорошо)) — Что там еще, а да сопративление будет прыгать до небес на частоте резонанса динамика!

Но не стоить растраиватся за ранее, если вы не эСКушник)))) Вы не сильно заметите это слушая, например, негров!

Это как бы простой способ для обычного народа.

ШАГ 1. Считаем площадь порта. Для этого необходимо знать площадь диффузора динамика.

6.5″ — 160кв.см. 8″ — 210кв.см. 10″ — 340кв.см. 12″ — 500кв.см. 15″ — 700кв.см. 18″ — 1100кв.см.

Для использования с номинальной мощностью — умножаем площадь диффузора на коэффициент от 0.3 до 0.4 и получаем площадь порта. Для использования с мощностью около или выше номинала не более чем на 100% — умножаем на коэффициент от 0.35 до 0.5 и получаем площадь порта. Для использования динамика при наличии слуха и понимания процессов с серьезными мощностями — умножаем на коэффициент от 0.5 до 0.75 и на выходе опять имеем готовую площадь порта.

В случае с парой динамиков — выбираем площадь одного динамика, затем умножаем на один из коэффициетов, затем умножаем на 1.8. В случае с 4-мя динамиками — выбираем площадь одного динамика, затем умножаем на один из коэффициентов, затем умножаем на 3.2.

ШАГ 2. Считаем чистый объем.

Для того, чтобы получить громкий бас, ветер и побольше цифр на приборе — делим полученную площадь на коэффициент 3.5 и получаем чистый объем в литрах. Для того, чтобы получить достаточно качественный и громкий бас — делим полученную площадь на коэффициент 3. Для того, чтобы получить мягкий, приятный, «шелковый» бас — делим полученную площадь на коэффициент 2.7.

ШАГ 3. Настраиваем корпус и выбираем длину порта.

Для получения достаточно универсальной настройки, подходящей для большинства типов музыки, используем следующую длину порта: 6.5″ — 62см. 8″ — 61см. 10″ — 60см. 12″ — 59см. 15″ — 58см. 18″ — 57см.

Для того, чтобы получить больше контроля и больше громкости на самых низких частотах, а так же, для использования сабвуфера в разгруженном пространстве (джипы, микроавтобусы, универсалы, улица, открытые двери и окна и тп.) — увеличиваем длину порта на значение 18см.

Это все, что нужно знать для расчета корпуса для повседнева. Никаких программ или излишних мозговых усилий не требуется.

Пример 1. Запрос — имею 12″ сабвуфер DD, планирую использовать его в пределах номинальной мощности +-50%, автомобиль — универсал, хочу получить приятный бас, тк в основном слушаю рэпчик и электронщину, люблю слушать громко и имею достаточно развитый слух, могу корректно настроить фильтры усилителя.

Расчет: Площадь порта = 500*0.4 = 200кв.см. Чистый объем = 200/3=67л. Длина порта = 59см +9см = 68см.

Пример 2. Запрос — я экстремал, имею пару 15″ сабвуферов DD, хочу максимум ветра, слушаю негров и качеством не озабочен, авто — хэтчбэк, пространство под корпус — сколько нужно.

Расчет: Площадь порта = 700*0.7*1,8 = 880кв.см. Чистый объем = 880/3.5 = 252л. Длина порта = 58+18 = 76см.

Пример 3. Запрос — имею 10″ сабвуфер DD, слушаю все жанры, авто — седан, в настройках усилителя ничего не смыслю, мощность превышать не намерен, на давление пофигу, нужен приятный повседневный бас.

Расчет: Площадь порта = 340*0.3 = 100кв.см. Объем = 100/2.7 = 37л. Длина порта = 60см.

Примечания. 1. Можно смело пользоваться, не требуется специальных знаний, только простейшая геометрия и арифметика. 2. Для расчета площади порта крайне не рекомендуется применять коэффициент менее 0.3, вероятно вы убьете отдачу на низах. 3. Площадь порта с коэффициентом более 0.75 нужно применять только на высокой мощности и конечно с осторожностью, тк существенно возрастает риск сжечь катушку или повредить сабвуфер, номинальной мощности сабвуфера не хватит для того, чтобы пропихнуть такой объем воздушной массы. Исключением пожалуй вполне может быть размер DD 6.5″, DD 8″ и все размеры DD Z. 4. Если корпус не входит в отведенное ему пространство — то не впихивайте невпихиваемое, используйте меньший калибр сабвуфера, тк если объема не достаточно, то и прибавки от большого калибра не будет вообще. 5. Закругляйте все

Настройка «сабсоника»

После необходимо задействовать фильтр, который называют «сабсоник». По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Зачем он нужен «сабсоник»? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать «сабсоник» следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать «крутилку» до требуемых цифр.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Источник

Как изменить настройку сабвуфера

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Бывает так, что настройка корпуса для сабвуфера (сегодня говорим про фазоивертор) не соответствует желаемой. Возможно вы промахнулись при расчете, взяли готовый корпус от другого динамика или например хотите просто попробовать другую настройку. Что же в таком случае делать?

Сегодня расскажу вам про 5 простых способов изменить настройку фазоинвертора, у каждого из них будут свои нюансы, которые, разумеется, не забудем раскрыть.

Если вы хотите полностью разобраться в физике процесса, то полезным будет ознакомится с расширенной статьей про фазоинвертор, там много наглядных материалов и есть полезные видео.

Ну здесь давайте перейдем не посредственно к способам.

Сопротивление на выходе порта

Самый просто способ понизить настройку – это так сказать «пригрузить» порт, то есть дать на выходе порта сопротивление воздуху. Это сделать можно элементарно придвинув или повернув порт поближе к стенке.

Если у вас порт направлен в бок, то корпус можно придвинуть к стенке, если же выход порта находиться на фронтальной стенке, то его можно придвинуть к спинкам задних сидений или к крышке багажника.

С помощью этого способа можно прилично понизить настройку корпуса, но тут есть свои нюансы.

Если слишком сильно зажать порт, то логично, что сильно упадет эффективность или ФИ может вообще превратится в ЗЯ. Поэтому тут все нужно в меру и чаще это используется в случаях, когда порт великоват для системы «сабвуфер-объем» или такое расположение уже учтено при расчете.

Переворот динамика

Если перевернуть динамик корзиной вверх, то это добавит полезного объема. Так как теперь корзина не будет вытеснять его часть. Обычно это позволяет сбить 1-1.5 Герца в среднестатистическом коробе.

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Наполнение корпуса (синтепон)

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Нужно сказать что в качестве наполнителя можно использовать не только синтепон (просто он более доступен), так же применяется шерсть, вата и подобные материалы.

Особенности здесь следующие. В первую очередь с помощью наполнения сбивается добротность динамика в корпусе. То есть, если бас вам покажется гулким (будь это в фазоинверторе или в закрытом ящике), то заполнением можно сделать его мягче. В случае с ФИ это часто может применяться когда используются сабы с высокой собственной добротностью. И нужно ее немного сбить, когда увеличение объема будет уже не целесообразно.

Ну а понижение настройки является сопутствующим эффектом и будет зависеть от количества наполнителя.

Но наполнением злоупотреблять не стоит. Слишком большое количество сделает звучание сабвуфера глухим (так называемый эффект подушки). Так же в случае использования для фазоинвертора не стоит располагать наполнитель в порте, так как это негативно повлияет на эффективность.

Вытеснение объема

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Следующий способ будет касаться уже повышения настройки. Это можно сделать – вытеснив часть объема из корпуса. Чем меньше будет эффективного объема внутри корпуса, тем выше будет настройка при неизменном порте.

Для этого можно использовать все что угодно, ту же фанеру, деревянные бруски, бутылки с песком, пенопласт, кирпичи на худой конец.

Что интересного здесь. Опять же здесь нельзя переусердствовать, потому что по мере уменьшения объема звучание будет приобретать гулкость (вспоминаем о добротности) а так же будет падать эффективность из-за ограничения хода диффузора.

Изменение длины порта (трубы)

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Последний способ из списка простых — работа с портом из трубы. Так как в случае со щелевым портом придется разбирать сам корпус и менять длину или площадь. В случае с трубой – выкрутить ее и изменить ее длину не составит большого труда.

Уменьшение длины будет повышать настройку, а увеличение понижать.

Какие здесь подводные камни. При укорачивании порта добавляется эффективный объем, мы же убрали часть трубы, которая его вытесняла. А это не всегда может быть хорошо, потому что если объема станет слишком много, то бас будет слишком смазанным, а динамик будет слишком рано выходить на ход не добирая при этом в мощности.

Обратная картина будет, если порт удлинять. Эффективного объема будет становится все меньше.

А это противоречит одному из постулатов, что для настройки пониже, объема нужно побольше и наоборот. А негативные моменты малого объема мы сегодня уже затронули.

В данных примерах, мы подразумеваем ситуацию что порт находится внутри корпуса. Если же порт будет снаружи, то изменение длины порта не будет влиять на внутренний объем.

Именно по этому в СПЛ, как правило, пристреливают результат на внешних портах, потому что с ними удобнее и точнее работать.

Еще интересный момент. Пытливые умы могут задаваться вопросом, почему всё-таки настройка меняется, если порт укорачиваем, объем то прибавляется и наоборот, что должно уравновешивать ситуацию. Вообще здесь все будет зависеть от отношения площади порта к объему, но в рабочих диапазонах, длина порта просто имеет большее влияние.

Источник

Как влияет на звук короб для сабвуфера

Короб для сабвуфера

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Короб для сабвуфера — это дополнительные системы, входящие в акустическую систему, для построения звукового сигнала низких частот, улавливаемых человеческим слухом. Сабвуфер воспроизводит звуковые колебания в диапазоне от 20 до 160 Гц.

Эксплуатируются они в автозвуке, в домашних кинотеатрах для воссоздания спецэффектов при просмотре фильмов и воспроизведения музыки.

Короб для сабвуферов — это крепкие конструкции, выдерживающие значительные вибрации, без появления дополнительных нежелательных шумов, которые выпускаются заводами изготовителями акустических систем. Перед тем как перейти к изготовлению таких сабвуферов нужно представлять что они бывают:

В этой статье речь пойдёт именно о том как создавать, собирать и рассчитать корпус пассивного сабвуфера для акустической системы.

Какими бывают короба для сабвуфера

Закрытый ящик. Вид короба для сабвуфера, исполняет собой герметичный корпус с низкочастотным динамиком, установленным в одну из стенок конструкции.

Самый простой в изготовлении, но имеющий довольно низкие показатели КПД, а также качества излучаемого низкочастотного сигнала, в сравнении с более сложными корпусами.

Звуковые колебания просто распространяются за счёт вибрации диффузора динамика.

Фазоинверторный. Имеет специально изготовленные трубы, которые выводят воздушные потоки, создаваемые низкочастотным динамиком.

В таком виде акустического оформления короба, звук излучаемый динамиком, проходя по фазоинвертирующему каналу, излучаемому тыльной стороной диффузора, меняет фазу, а также складывается со звуковыми колебаниями исходящими с фронтальной стороны сабвуфера.

Фазоинвертор помогает повысить КПД устройства, а также увеличивает отдачу низкой частоты слушателю, одновременно расширяя диапазон генерируемых частот.

С дополнительным неактивным динамиком.

Такой короб содержит помимо активного излучающего низкие частоты динамика, также ещё один дополнительный диффузор, у которого отсутствует как магнитная система, так и звуковая катушка.

Таким образом, сумма звуковых колебаний будет равна волнам исходящим сразу от двух мембран. Естественно, пассивный динамик приводится в движение колебаниями активного, что влияет нижнюю рабочую частоту.

Бандпасс. Это вариант короба с фазоинвертором, вмещающий в себя дополнительные перегородки разделяющие камеры на разные по объёму.

Сам же динами помещается на перегородку между встроенными камерами.

КПД такой конструкции, выше чем у фазоинверторного типа, плюс ещё она позволяет ограничивать частотные характеристики излучаемого из сабвуфера звука. Короб такого типа уготавливается в нескольких категориях:

Четвертьволновой резонатор (ЧВ или четвертьволновик). Изготавливается в виде тоннеля, с положенной площадью и направлением. Имеет высокие показатели КПД, особенно, по сравнению с закрытым ящиком (выше на 150–300%), да и с фазоинвертором, а также байпасом (выше на 20–40%). Однако расчёт его и конструирование связано с множеством нюансов.

Материалы для сборки сабвуфера

Для изготовления короба сабвуфера применяют такие материалы:

Применение ДВП является нежелательным, так как этот материал обладает способностью расслаиваться. Применение дерева возможно, но это повышает стоимость изделия и его вес, но на характеристики звука и частотный диапазон влияет положительно.

Как рассчитать короб для сабвуфера

Перед тем как приступить непосредственно к изготовлению короба для сабвуфера следует провести нужные для этого теоретические расчёты.

Существуют дополнительные вспомогательные программы JBL SpeakerShop или Winisd beta и другие, которые устанавливаются на компьютер и рассчитываются нужные, для того или другого динамика, параметры корпуса.

Они не только кажут оптимальные размеры, но и продемонстрируют наглядно внешний вид будущего элемента акустики.

Для того чтобы звук был насыщенный и полноценный для определённого размера и соответственно мощности динамика рассчитывается объем короба.

Ниже приведена таблица примерного объёма для разных размеров динамиков.

ДюймОбъем
85-30 л
1010-50 л
1215-65 л
1530-105 л

Сам объём высчитывается по формуле произведения таких величин как:

Собираем короб для сабвуфера своими руками

Чтобы выполнить сборку короба для сабвуфера необходимо будет приобрести следующие инструменты и материалы:

Теперь уже можно приступить к сборке:

Шумоизоляция поверхности короба сабвуфера

Шумоизоляция внутренней поверхности короба сабвуфера составляет значительный момент изготовления этого элемента акустики, излучающего только басы.

Выполняется она для того, чтобы достичь качественного звучания без поглощения звука стенками корпуса и для того чтобы во время сильной вибрации не появлялись дополнительные негативные шумы и дребезжания.

Обработка поверхности специальными шумо – вибропоглощающими материалами, имеющими специальную структуру, уменьшает влияние на корпус, а также положительно влияет на звук.

Для этого можно использовать следующие материалы:

При намереньи создать более крутое насыщенное звучание, рекомендуется обращаться за помощью к специалистам, имеющим опыт реализации такой техники или же в магазины по продаже применяемой продукции в создании акустических систем.

Выбор короба для сабвуфера. Виды ящиков

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Здесь мы рассмотрим три основных типа коробов ( ящиков ), используемых в сабвуферах (как впрочем и в других АС). Но для начала немного о предназначении и функции какого бы то ни было ящика. Аккустическая головка излучает звук не только “вперед” но и назад, при этом фронтальная и тыловая звуковые волны противоположны по фазе.

В связи с этим, существует термин “аккустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора складываются и(если они противоположны по фазе) гасят друг друга. В этом случае в идеале вы вообще ничего не услышите, на практике же звук будет, но очень далеким от оригинала.

Ящик аккустической системы, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуку требуемые характеристики по мощности и частоте.

Закрытый ящик (ЗЯ) – sealed box

Это наиболее простой в изготовлении тип аккустического оформления АС. Колебания в таком ящике находятся в закрытом обьеме и в конечном итоге гасятся. Но поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико оно все же оказвает влияние на характеристики аккустической системы.

(теплея воздух расширяется и повышает жесткость системы). Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом, который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику “кажется” что позади него существенно больший объем чем на самом деле.

На практике таким способом удается добиться увеличения “аккустического” объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте этой конструкции она обладает многими достоинствами.

При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении отго же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность.

Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко.

Фазоинвертор (ФИ) – vented box

Фазоинвертор – следующий по распространенности тип акустического оформления. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике “ставится к стенке” используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха.

Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством – вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора.

Это может на первый взгляд показаться парадоксом – как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее.

В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком – минимальны.

Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее “прозрачным” для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый.

Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса.

Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой.

Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфранизких частот. Отрезая часть спекАвтозвук Кировтра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25 – 30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника.

Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Полосовой громкоговоритель – Bandpass

Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) – полосовой громкоговоритель. Если закрытый ящик и фазоинвертор – акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия – объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот.

Простейший полосовой громкоговоритель – одинарный 4-го порядка (single vented). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера).

Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы – отсюда и термин “симетричная нагрузка”.

Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте – чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.

Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно – с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе.

Колокол при этом вытянется в высоту.

Бандпасс – капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего, как говорилось – высочайшим к.п.д. Во-вторых – тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль.

Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля – и путь мощнейшим басам открыт. Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает соединять выход сабвуфера с салоном.

Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.

Какой ящик для своего динамика выберете вы — решать конечно вам. А наша автостудия изготовит вам этот короб.

Как размер короба сабвуфера влияет на настройку. Из чего лучше сделать короб для сабвуфера своими руками

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

Многие любят слушать музыку с хорошими басами, которые буквально громыхают и заполоняют весь воздух в доме. Именно в таком качестве энергичная музыка заряжает позитивом, а при просмотре фильмов с отличным звуковым оформлением и картинка кажется более реалистичной, и вы буквально ощущаете себя в самом эпицентре событий.

Но вовсе не обязательно за всем этим отправляться в кинотеатр или идти на концерт любимого исполнителя, тратя большие деньги. Вполне достаточно улучшить качество акустики дома. Эта статья посвящена тому, как собрать короб для сабвуфера собственноручно. Никакой особенной сложности в этой работе нет.

Нужны элементарные навыки работы со столярными инструментами и чуточку терпения.

С чего начать?

К сборке короба надо подойти ответственно, поскольку от качества сборки зависит чистота звучания. Перед тем, как строить чертеж и начинать делать короб, определитесь с динамиками. Для сабвуфера оптимальным вариантом являются динамики импортного производства на 10-12 дюймов.

Классификация

Вот самые популярные конструкции сабвуферов:

Можно ли сделать самостоятельно расчет сложной системы акустики?

Конечно, если вы хотите добиться оптимального качества звука, бандпас предпочтительнее. Но его созданию предшествует большое количество высокоточных расчетов. Можно использовать для этого специальное ПО — WinlSD, которое поможет не только точно рассчитать все параметры системы, но и выдаст ее трехмерную модель. Кроме того, программа рассчитает габариты всех деталей.

Оптимальным решением для самодельного короба станет фазоинвертор. Он несложен в изготовлении, а качество звучания получается вполне приличное.

Требования к материалам изготовления

Короб должен быть изготовлен из прочного и плотного материала с хорошим звукоизоляционным эффектом. Идеальны в этом отношении фанера в несколько слоев или ДСП. К тому же, это — недорогие и удобные в обработке материалы.

Итак, вам понадобятся:

Построение чертежа

Берем за основу динамик в 12 дюймов:

Как правильно сделать короб для сабвуфера — порядок действий:

Самая сложная часть работы окончена.

Если в инструкции вашего динамика указаны другие дополнительные параметры, которые можно занести в программу, отлично! Вы сможете рассчитать все замеры с точностью до миллиметра. Останется только вырезать все правильно и собрать в соответствии с рекомендациями по акустическим приборам.

Итак, в итоге работы с программой вы получите рекомендуемый полезный объем короба, диаметр отверстий и длину фазоинвертора. Последним незнакомым для многих словом обозначается труба, в которой и будет работать приобретенный вами динамик.

Материалы для изготовления короба

Пришел ответственный момент выбора материалов. Многие считают, что деревянные вариации остались в прошлом – сегодня можно использовать красивый прозрачный пластик или даже оргстекло.

Действительно, эффект от такого изобретения высшей техники в вашем авто будет весьма интересен, но вот качество звучания значительно уступит сабвуферам, которые расположены в коробах из разнообразной древесины.

Обычное дерево, панели, собранные из досок – все это не подходит для сборки короба своими руками. Лучше использовать материал с определенной дисперсией – фанера, ДСП, МДФ и прочие разновидности спрессованной стружки. Фанера должна быть многослойной, именно она выделяется самыми лучшими акустическими качествами:

Этим не могут похвастаться другие материалы. Фанера также самая удобная в работе — собрать из нее необходимую конструкцию не составит особого труда.

Но фанера или ДСП – это еще не все материалы, которые вам понадобятся для сборки полноценного корпуса сабвуфера. Необходимо соорудить определенную шумоизоляцию будущего прибора, отделав весь короб специальной тканью.

Приобрести ее можно в магазине, в котором вы покупаете динамик и прочие необходимые для сборки сабвуфера элементы. Ткань присаживается на скобы с помощью степлера, а ее натяжка должна быть весьма сильной. Также для отделки элемента тканью часто используют 88-й клей.

Углы будущего сабвуфера рекомендуют отделать металлическими уголками. Это поможет дольше сохранить хорошее состояние вашей колонки.

При правильном подходе к выбору материалов ваш автомобиль зазвучит совершенно по-новому, порадует вас отличными звуками из багажника, а прохожих удивит мощностью звука и дребезжанием стекол.

Чтобы правильно и без фатальных ошибок сделать короб, нужно для начала нарисовать схему раскроя и все необходимые вам элементы на листе бумаги или картона. Так вы сможете понять, как лучше раскроить материал и оптимально его использовать.

Затем следует непосредственно изготовление каждого необходимого элемента. Вырезать прямые грани можно ножовкой или электрическим лобзиком. А вот радиус для установки динамика вырезать вручную будет достаточно сложно.
После подготовки всех необходимых для сборки коробка сабвуфера элементов мы приступаем к непосредственному креплению деталей.

Скрепляется конструкция саморезами. Если выбран тонкий материал, можно использовать дополнительные планки для оборудования каркаса, а стенки набить на готовую конструкцию. Здесь вы принимаете решение самостоятельно, исходя из ситуации.

Важно, чтобы в процессе сборки осталась возможность выполнить подключения проводов из колонок и совершения прочих действий по монтажу сабвуфера, так что предусмотрите это при сборке короба.

Завершение процесса сборки

После совершения всех описанных выше действий музыка в вашем авто уже практически наполнена низкими частотами. Осталось лишь собрать непосредственно динамики и правильно выполнить подключение, как указано в заранее приобретенной схеме.

Вот так вы смогли самостоятельно собрать отличный и функциональный короб для сабвуфера полностью своими руками. Ваша машина уже зазвучала по-другому, а завистные глаза водителей-меломанов неотрывно наблюдают за потряхивающейся от мощности звука крышкой багажника.

Главное, чтобы все было подключено правильно, а магнитола справилась с частотами и выдавала достаточно чистое звучание. В противном случае вам придется заменить еще и магнитолу, чтобы добиться отличного результата от проведенной работы.

Подводим итоги

Собрать короб для сабвуфера собственными руками оказалось не так сложно, как это выглядит на первый взгляд. Для начала стоит провести все замеры, затем выбрать материалы, выполнить правильную сборку. Нужно выполнять все процессы аккуратно и никуда не спешить. Процедура не займет у вас слишком много времени, а результат будет стоить затраченных усилий.

Также можно сделать вывод, что сборка сабвуфера своими руками стоит в разы дешевле приобретения готового элемента аудиосистемы в магазине. Так что экономим деньги, развлекаемся и получаем отличные результаты.

Как известно из практики, недостаточно просто приобрести акустическую систему в машину, необходимо еще правильно ее установить. При этом очень большое число автолюбителей предпочтут заняться монтажом самостоятельно и изготовить короб для низкочастотного динамика собственными руками.

Наличие хорошего корпуса позволит изолировать так называемую “фронтальную” звуковую волну и сделать звук более качественным. Если же коробка для сабвуфера (своими руками сделанная или приобретенная в магазине) отсутствует, то басы слышатся неглубоко и слабо.

Посредством качественного корпуса эффективным образом устраняется наложение волн, и таким образом обеспечивается достойное звучание.

Какой материал выбрать

Делая короб для сабвуфера собственными руками, важно всегда помнить о том, что он должен быть виброустойчивым и очень крепким. В противном случае вибрация вызовет частоты, которые отрицательно повлияют на качество звука.

Исходя из этого, нужно грамотно подойти к процессу выбора материала для короба. Лучше всего подойдет бакелитовая или ламинированная фанера толщиной более восемнадцати миллиметров. Бюджетные варианты и китайские аналоги не смогут обеспечить необходимого качества звучания.

Что касается ДСП, то она также применима в обустройстве автомобильного динамика, однако этот материал обладает двумя весьма значительными недостатками. Первый заключается в том, что он легко поглощает влагу, а второй – в том, что при требуемой толщине он является довольно тяжелым.

Однако конечный выбор в любом случае остается за автовладельцем.

Перечень необходимых расходных инструментов

Когда материал, из которого впоследствии будет изготавливаться короб для сабвуфера, приобретен, следует убедиться в наличии всех необходимых для работы расходных инструментов.

В первую очередь потребуется эпоксидный клей, оцинкованные гвозди, шпатлевка со стекловолокном, силиконовый герметик и грунтующая смесь. Кроме того, нужно не забыть о саморезах разной длины.

Также обязательно в наличии должны быть такие инструменты, как дрель, электролобзик, шлифовочная машина и шуруповерт.

Основные этапы изготовления

Для начала требуется раскроить фанеру согласно размерам низкочастотного автомобильного динамика. Далее необходимо склеить между собой все вырезанные детали при помощи эпоксидного клея. При этом для большей надежности можно дополнительно скрепить их саморезами.

После надежной фиксации деталей, которые составляют короб для сабвуфера, места абсолютно всех срезов следует обработать герметиком на силиконовой основе. Это позволит придать конструкции дополнительные влагоотталкивающие свойства. Готовую коробку можно покрасить или, например, обтянуть так называемым “акустическим карпетом” для придания привлекательного внешнего вида.

Корпус для динамика готов! Теперь автовладелец может выполнить подключение автомобильного сабвуфера.

Короб с фазоинвертором хорошо подойдет для клубной музыки или соревнований по автозвуку. Такая архитектура больше, чем обычный закрытый ящик. «Банд пасс» имеет самый большой допустимый размер и необходим там, где нужен звук большого давления, поскольку динамик расположен на внутренней стенке короб ки между двумя объемами.

Имеет значительные задержки звука.

Для изготовления короб а лучше всего подойдет МДФ. Рассчитайте объем будущего бокса и длину каждого фазоинвертора для каждой головки. Для этого можно воспользоваться программой JBL Speakershop.

Установите также Volume Box Calculator рассчитайте внешние параметры короб а, учитывая высоту и ширину багажника машины.

Разметьте МДФ по выбранным размерам и начните распил. В этом поможет циркулярная пила, хотя можно воспользоваться лобзиком. Обратите внимание, что толщина одного листа фанеры должна быть не менее 18 мм.

К нижней части будущей короб ки для сабвуфера приложите переднюю стенку и прикрутите ее на несколько саморезов, которые используются для крепления к гипсокартону. Аналогичным образом сделайте верхнюю крышку.

Из нижней глубины ящика вычтите толщину материала и отметьте на нижней части полосу, до которой необходимо будет убрать материал. Такую же операцию сделайте и на верхней части. Отмечать скос можно с помощью карандаша и линейки. Возьмите рубанок и снимите отмеченные излишки, а затем прикрутите заднюю стенку.

Выступающие части снова снимите рубанком. Поставьте короб боком на лист МДФ и нарисуйте боковину для обеих сторон (в случае, если у вас два сабвуфера ). Вырежьте и вставьте эти боковинки в среднюю стенку, образуя два отсека. Прикрепите их.

Так как конструкция состоит из двух стенок, то просверлите небольшие дырки для крепления саморезов для второго слоя. Поэтапно соберите конструкцию, начиная с передней и нижней стенки. Для герметичности крепления используйте жидкие гвозди.

Прикрутите верх будущего короб а, а затем заднюю крышку. Обработайте края. Сделайте разметку под сабвуферы и вырежьте дырки под фазоинверторы, которые располагаются на боковой части короб а. Правильность вырезанного отверстия можно проверить самим динамиком.

Как выбрать свой корпус сабвуфера.

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфераГлавная Обзоры Как выбрать свой корпус сабвуфера. Варианты поставки сабвуферовЕсли вы планируете установить одну из стандартных сабвуферных систем, то, соответственно, в ней сабвуфер уже разработан, изготовлен и собран.

Если вы выбираете другой путь, то у вас появляется возможность выбора варианта поставки сабвуфера по степени его собранности (три основных варианта приведены в таблице 1).Если вы не особенно интересуетесь, что находится внутри корпуса сабвуфера и как он работает, то, наверное, самый лучший путь для вас – приобрести готовый саб.

К сожалению, несмотря на «профессиональный» вид такого изделия, нет никакой гарантии, что вы получите от него приличный звук. Если вы выбираете этот вариант, покупайте продукцию только известных брендов с хорошей «звуковой» репутацией и обязательно прослушивайте выбранный сабвуфер перед тем, как заплатить за него.

Не стоит доверять приведенным техническим характеристикам – многие фирмы приводят нечестные данные.В случае если цена сабвуфера для вас не имеет большого значения, стоит обратить внимание на продукцию некоторых фирм, поставляющих готовые сабвуферы, специально разработанные для популярных моделей автомобилей.

Их форма точно подходит для размещения в багажнике или салоне, а звук настроен с учетом акустических особенностей конкретной модели машины.Установка отдельно приобретенных динамиков в ящик заводского изготовления дает вам определенную гибкость в выборе компонентов без необходимости заниматься изготовлением ящика самому.

При правильном подходе вы не только получите лучший звук, чем при использовании готового саба, но и сэкономите деньги (советы по выбору компонентов приведены ниже). Сейчас продаются готовые ящики практически любой формы, размера и типа (портированные, герметичные и узкополосные), приспособленные под установку динамиков с любыми характеристиками.

Обычно они уже покрыты ковровым покрытием и имеют места для установки динамиков.Если вы имеете практические навыки работы с деревом, это позволит сэкономить вам немалые деньги. При этом вы сможете изготовить ящик любой формы, вписывающийся в самое неудобное пространство. Варианты конструкции ящиков описаны ниже.

Таблица 1. Варианты поставки сабвуферов.

Вариант поставкиОписание
Готовый сабвуферСамый простой вариант (и самый профессионально поработанный на первый взгляд. Гарантии хорошего звука нет.
Ящик заводского изготовления и отдельные компонентыВы имеете возможность выбора и ящика, и компонентов, и при этом избавлены от проблем, связанных с самостоятельным изготовлением ящика. По сравнению с первым вариантом, возможно лучшее звучание за меньшую цену.
Ящик собственного изготовленияПри наличии навыков работы с деревом, вы сможете сэкономить приличные деньги. При этом можно изготовить ящик произвольной формы, оптимально вписывающийся в любое место.

Типы корпусов

Существует множество типов корпусов – герметичные, портированные, узкополосные и лабиринтные. Что бы вы ни решили – покупать готовый ящик или делать собственный, – полезно будет приобрести некоторые знания в этой области.

Возможно, вы когда-нибудь видели динамики, просто подвешенные в задней части салона без какого-либо ящика, и у вас возникал вопрос: «А зачем вообще нужен ящик позади динамика?». Ответить на этот вопрос довольно просто: задняя часть динамика излучает звук той же мощности, что и передняя, но в противоположной фазе.

Самые распространенные конструкции ящиков для сабвуферов приведены в таблице 2.

Таблица 2. Наиболее распространенные типы корпусов сабвуферов.

Тип корпусаСхемаОписание
Нет корпусаВ качестве ящика используется багажник автомобиля.Наличия ящика заводского или самостоятельного изготовления не требуется.Из-за недостаточной акустической изоляции багажника от салона качество звука неудовлетворительное (плохая отдача на басах).
ГерметичныйСамая простая в изготовлении конструкция.Динамик защищен от толчков при включении и проникновении сверхнизких частот.Обеспечивается глубокий бас при малом объеме.По сравнению с другими корпусными конструкциями, не обеспечивается отдача на самых низких частотах.
ПортированныйВариант, более сложный в исполнении, чем герметичный ящик.Защита динамика от повреждения при включении и на низких частотах не обеспечивается.Обеспечивается звучание басов с частотами, по крайней мере, на октаву ниже, чем у герметичной конструкции с одинаковыми динамиками.По сравнению с герметичным вариантом, требуется ящик намного большего объема.
УзкополосныйБолее сложная в изготовлении конструкция, чем два предыдущих варианта.Излучение звука происходит в пределах узкой частотной полосы, что смягчает требования к спаду характеристики кроссовера сабвуфера. Возможно появления эффекта звучания “на одной ноте”. По сравнению с герметичным вариантом, требуется ящик намного большего объема.
ЛабиринтныйСложный в изготовлении и дорогостоящий вариант, предусматривающий изготовление внутренней лабиринтной структуры.При правильном изготовлении обеспечивается звучание басов с частотами ниже, чем у герметичной конструкции.Не рекомендуется.

Бескорпусные сабвуферы.

Бескорпусные сабвуферы предназначены для установки на заднюю панель салона за задним сиденьем. При этом в качестве ящика используется багажник автомобиля. По идее, должен изолироваться салон машины от звука, излучаемого задней стороной динамика сабвуфера.

Теоретически, если вы имеете подходящие динамики, а размеры задней панели позволяют вам установить их, то отпадает необходимость покупать ящик или изготавливать его самостоятельно. Однако проблема в том, что багажники большинства автомобилей не обеспечивают достаточную акустическую изоляцию от салона машины.

Это означает, что «противофазный» звук будет проникать в салон и приглушать глубокие басы. Если у вас есть знакомый с сильным и низким голосом, попросите его сказать пару слов в открытый багажник вашей машины. При этом вам нужно сидеть в салоне с закрытыми стеклами.

Если вы плохо слышите, что говорит ваш друг, значит, в ваш автомобиль можно ставить бескорпусный сабвуфер. В противном случае придется выбрать другой вариант.

Использование герметичного ящика позволяет избавиться от звука, излучаемого задней стороной динамика, но оказывает влияние и на «передний», нужный звук. Дело в том, что воздух внутри герметичного объема действует как своеобразная пружина, изменяя поведение динамика. Характер этого влияния зависит от конструкции динамика и от объема корпуса.

Герметичные ящики имеют много преимуществ перед корпусами других типов. Такой ящик проще разработать и изготовить. При этом к размеру и объему ящика не предъявляются жесткие требования: он может быть несколько больше или меньше, чем рекомендуется. Небольшие отклонения характеристик динамиков от оптимальных в этом случае также не оказывают негативного влияния.

Если ящик и динамики вы приобретаете отдельно, то лучше остановиться на этом варианте конструкции. Эффект «воздушной пружины» защитит ваши динамики от повреждения при включении сверхнизкочастотных колебаний и слишком мощного сигнала.Для того чтобы герметичный ящик давал глубокий бас, он должен иметь большой объем.

Основным недостатком такой конструкции является невозможность воспроизведения таких же глубоких басов, как у других корпусных вариантов.


Сабвуферы с портированным корпусом.

Использование такого корпуса позволяет «направить в нужное русло» звук, излучаемый задней стороной динамика. Благодаря этому удается получить более глубокий бас, чем при использовании герметичного ящика. В таком корпусе противофазный звук проходит через резонансную систему.

В резонаторе звук возникает так же, как и в пластиковой бутылке, если подуть в ее горлышко. Резонатор изготовлен таким образом, чтобы усиливался звук нужных частот.По сравнению с герметичными портированные системы значительно сложнее в разработке и изготовлении.

Они более чувствительны к небольшим отклонениям размеров ящика от расчетных, а также к отклонениям характеристик динамиков от паспортных значений. Кроме того, портированные ящики не защищают динамики от механических перегрузок при включении и проникновении на вход сигнала сверхнизкой частоты.

Большим плюсом таких конструкций является способность к воспроизведению глубоких (по меньшей мере на октаву ниже, чем у систем с герметичными ящиками) басов. Конечно, частоты 80 Гц и 40 Гц отличаются сильно. Но чтобы получить такое преимущество, ящик должен быть больше впятеро.

При выборе конструкции ящика между герметичной и портиро-ванной руководствоваться нужно одним критерием – объемом пространства, в которое вы планируете установить саб. Если он мал, то нужно остановить выбор на герметичном сабвуфере, если же относительно велик – на портированном.


Сабвуферы с узкополосным корпусом.

Узкополосный корпус напоминает портированный с той разницей, что прямое излучение динамика в нем устраняется с помощью внутреннего закрытого ящика. Соответственно на выходе такой конструкции будет только излучаемый задней стороной динамика, измененный резонаторной системой.

В отличие от описанных выше вариантов, такой сабвуфер обеспечивает отдачу только в пределах узкой частотной полосы. Значит при его использовании не требуется кроссовер с крутым спадом характеристики фильтра. Однако имеется определенный риск получения системы, звучащей на одной ноте (как бутылка, в которую дуют).

Узкополосные системы более сложны в расчете и изготовлении, чем герметичные или портирован-ные, и отличаются крайней чувствительностью к вариациям параметров динамиков и размеров корпуса. Поэтому очевидно, что ставить в такой ящик динамики по принципу «лишь бы поместились» совершенно бессмысленно.

Системы с узкополосным корпусом дают более глубокий бас, чем портированные конструкции при том же рабочем объеме. При этом также требуется ящик большого объема. Уникальным свойством узкополосных сабвуферов является возможность настраивать эффективность отдачи в рабочей полосе частот путем изменения параметров закрытой части ящика.

При очень эффективной отдаче полоса воспроизводимых частот сильно сужается, и саб выдает «пушечный» звук на одной ноте.


Сабвуферы с лабиринтным корпусом.

Хотя принцип работы таких ящиков отличается от используемого в портированных системах, здесь также применяется исправление звука, излучаемого задней стороной динамика. Это позволяет воспроизвести более низкие басы, чем в герметичных конструкциях.Лабиринтная структура задерживает звук от задней стороны динамика. Эта задержка используется для усиления звука, излучаемого спереди, на определенной частоте.Из-за сложной конструкции такие ящики трудно изготовить, и поэтому они дорого стоят. Вместе с тем подобные сабвуферы не имеют никаких преимуществ перед грамотно спроектированными порти-рованными системами, и зачастую создают проблемы, воспроизводя мидбасы. Добиться от сабов с лабиринтным корпусом хорошего звучания можно только методом проб и ошибок, а не путем расчета. По этим причинам не рекомендуется выбирать такие системы.

Секреты музыкального баса. Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.Сабвуферы

Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Смотреть картинку Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Картинка про Для чего нужна настройка короба для сабвуфера. Фото Для чего нужна настройка короба для сабвуфера

САБВУФЕРЫ.Настройка сабвуферов.

Источник: журнал “Тюнинг автомобилей” (при участии Car&Music), апрель 2012

Про автомобильные сабвуферы в нашем журнале рассказано уже немало – и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. Но один важный вопрос упоминался лишь вскользь – это настройка. К нам нередко приходят письма вроде “я все сделал, а оно все равно как надо не играет”. Итак, давайте разберемся, что нужно переключить и подкрутить, чтобы саб заиграл как надо.

Что такое бас вообще?Но перед тем, как сразу же кидаться крутить ручки и щелкать переключателями, давайте немного проясним, а что же вообще представляет собой бас как таковой. Динамик своим колеблющимся диффузором создает чередование сжатий и разрежений воздуха.

Принято считать, что среднестатистический человек воспринимает такие воздушные колебания именно как звук, если они происходят с частотами от 16-20 раз в секунду до 14-18 тысяч раз в секунду. То есть, от 16-20 герц до 14-18 килогерц.

Так вот, басом считается самый нижний диапазон этих звуковых колебаний — примерно от 20 до 150 Гц. Именно с такими частотами колеблются диффузоры сабвуферов и мидбасовых динамиков.

Обычно говорят, что колебания до 50 Гц — низкий бас, 50-100 — средний бас, а 100-150 — верхний бас (хотя деление это весьма условное и приблизительное).

ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧА САБВУФЕРА – НЕ ПЕТЬ ГОЛОСОМ, А ВОСПРОИЗВЕСТИ ЛИШЬ САМЫЕ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ. МУЗЫКУ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ОСНОВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ФРОНТАЛЬНЫЕ ИЛИ ВМЕСТЕ С ТЫЛОВЫМИ), А САБ – ЛИШЬ ПРИДАВАТЬ ЗВУКУ НЕОБХОДИМУЮ МАССИВНОСТЬ И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ

КСТАТИНастраивая бас, полезно знать, какая область частот в звуке за что отвечает. Для примера возьмем ударную установку: область частот в районе 40 Гц определяет глубину и мягкость удара, в районе 63 Гц — увесистость, тяжесть удара, область около 80 Гц — твердость удара. В звуке бас-гитары или контрабаса частоты в области 40 —50 Гц определяют массивность инструмента, а в области 100 Гц — плотность, упругость баса.

Что мы слушаем?

Но физика процесса, давайте теперь посмотрим на все это дело с музыкальной стороны. Для начала возьмем рэп, хип-хоп или дабстеп. Чернокожие парни особенно любят низкий, утробный бас на грани инфразвука, заставляющий вибрировать все потроха. Так вот, такой „кишкотряс” — это звуки с частотами в районе 30-50 Гц.

Возможно, вы удивитесь, но это, пожалуй, единственные жанры, которые требуют полноценного воспроизведения столь низких частот, во всех остальных музыкальных жанрах такой глубокий бас не несет какой-то серьезной информативности.

Например, если взять музыку с „живыми” инструментами, то в ней практически вся информативная составляющая и энергетика баса сосредоточена в области частот выше 40 Гц. К примеру, бас-гитара. Звук ее струн состоит не только из основных тонов, но и из обертонов — гармоник от основного тона, которые имеют более высокие частоты.

Именно по их характеру мы и отличаем звучание, например, бас-гитары Маркуса Миллера от, скажем, бас-гитары Клиффа Бертона, даже если они попытались бы наиграть одну и ту же мелодию в одинаковой тональности. Именно обертона имеют в звуке большинства инструментов самую высокую информативность. Или взять, к примеру, динамичную электронную музыку — бодрый клубнячок.

В ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКЕ МЫ ПОЛУЧИМ НЕ ПЛОТНЫЙ БАСОВЫЙ РИТМ, А ЛИБО ВЯЛОЕ УХАНЬЕ, ЛИБО НАПРОТИВ – ГУЛКУЮ КОЛОТУШКУ, ОТ КОТОРОЙ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ НАЧНЕТ БОЛЕТЬ ГОЛОВА. В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ САБ БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ВООБЩЕ ИГРАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО, КАК БЫ САМ ПО СЕБЕ.

Первый этап: включаем фильтр нижних частот

Итак, нам нужно в сигнале сабвуфера ослабить средние и высокие частоты, и оставить лишь низкие. Это умеет делать частотный фильтр, в данном случае — фильтр нижних частот (ФНЧ, он же Low Pass Filter, обозна чается как LPF или просто LP). Он пропускает все, что ниже частоты настройки и ослабляет все, что выше. Таким фильтром может быть оснащено, к примеру, головное устройство, усилитель, или же он может быть и там, и там одновременно.Второй этап: выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфераТеперь найдите регулятор, отвечающий за частоту настройки фильтра. В усилителе — это обычная „крутилка”, обозначается как Frequency или что-то в этом роде. Выставьте ее пока на частоту 80 Гц. При такой настройке на сабвуфер беспрепятственно будут проходить только низкие частоты, а все что выше 80 Гц, будет заметно ослабляться. Отыщите другую „крутилку” — чувствительности (может обозначаться как Level или Gain), отрегулируйте ей громкость сабвуфера относительно основных динамиков. Не переборщите с уровнем, саб не должен перекрикивать все остальное!ЕСЛИ УРОВЕНЬ САБА БУДЕТ СЛИШКОМ ВЕЛИК, ТО БАС ПОТЕРЯЕТ В СВОЕЙ НАТУРАЛЬНОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ „ЖИВЫХ” МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ), ЧЕТКОСТИ И УПРУГОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ ЛЮБОЙ МУЗЫКИ). ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ „КИШКОТРЯСНОЙ” И „ВОЛОСОШЕВЕЛИТЕЛЬНОЙ” ЭЛЕКТРОНИКИ, ВСЕ РАВНО ” УМЕРЬТЕ СВОЙ ПЫЛ, МНОГО ПЛОХОГО БАСА – ЭТО ХУЖЕ, ЧEM В МЕРУ ХОРОШЕГО.

Третий этап: подбираем полярность включения сабвуфера

Существует распространенное, но ошибочное мнение, что динамики можно подключать только строго соблюдая полярность, обозначенную на усилителе, мол, плюс к плюсу и минус к минусу. Иначе они будут работать якобы „не в ту сторону” и быстро выйдут из строя.

На самом же деле диффузор динамика всегда ходит одинаково и в „плюс”, и в „минус” относительно своего положения покоя, а полярностью подключения всего лишь определяется, в какую сторону он пойдет „сначала”, а в какую „потом”. Это, понятное дело, никак не сказывается на самочувствии динамика, но зато сказывается на его звучании.

Так что на этом этапе мы будем определять правильную полярность включения сабвуфера.Поставьте музыку, в которой есть хорошо различимые низкочастотные инструменты и постарайтесь выбрать такой вариант подключения саба, при котором он будет максимально сливаться своим звучанием с основной акустикой, будет максимально четким и собранным.

Поскольку звуковая картина с передних и задних сидений будет отличаться, вам придется побегать: поменяли на сабвуфере полярность — сели за руль послушали, потом опять к багажнику: поменяли, послушали, выбрали лучший вариант. Помните, что слушать нужно при закрытых дверях.В идеале не должно быть слышно, что бас идет сзади.

Когда вы сидите впереди, должно создаваться впечатление, что басят передние, основные динамики.

Если добиться такого цельного и слитного звучания не получается, то, возможно, вы немного перестарались с громкостью сабвуфера (в этом случае просто убавьте чувствительность на усилителе), допустили какие-то промахи при изготовлении корпуса (он издает паразитные призвуки) или у вас просто что-то дребезжит в багажнике (эти звуки, кстати, не обязательно должно быть отчетливо слышны, они могут успешно маскироваться сабвуфером).

Четвертый этап: регулируем сабсоник

Многие басовые усилители оснащены так называемым „подтональным фильтром”, сабсоником. Это на самом деле обычный фильтр верхних частот, который ослабляет в сигнале все, что ниже частоты его настройки, то есть убирает самые-самые низкие частоты.

Вот тут, наверняка, может возникнуть вопрос — зачем он нужен, разве ж саб не предназначен для того, чтобы воспроизводить нижние частоты?Просто все дело в том, что чем ниже частота, тем выше ход у динамика, и на сверхнизких частотах он может оказаться настолько большим, что там недалеко и до порванного подвеса, изломанного диффузора или заклинившей звуковой катушки. Мне нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда диффузор сабвуфера ходит ходуном, а бас при этом вялый и гулкий. И напротив, действительно громкий, сочный и упругий бас зачастую может издавать сабвуфер, диффузор которого вроде бы едва шевелится. А ведь мы уже говорили, что в реальной-то музыке частот ниже 30 Гц практически нет, причем даже в самом забойном гангста-рэпе. А посему мы можем ослабить малоинформативные сверхнизкие частоты абсолютно без ущерба для музыки. Будучи же освобожденными от них, сабвуфер заиграет гораздо лучше — он будет басить четче иупруже, повысится предел максимальной громкости. Настройте сабсоник на частоту около 20 Гц. Если вы любите очень громкий бас, то можете поднять его настройку до 30, а в экстремальных случаях и вовсе до 40 Гц. Не переживайте, вы при этом нисколько не потеряете в сочности и мясистости баса, зато сохраните динамик целым. Кстати, если у вас сабвуфер в корпусе с фазоинвертором, то сабсоник вообще из разряда must have. Дело в том, что в закрытом корпусе объем воздуха, заключенный внутри, придерживает динамик и не дает ему слишком разбалтываться. А вот в фазоинверторном это происходит только выше частоты настройки порта, а на более низких частотах диффузор болтается практически ничем не сдерживаемый, и очень быстро доходит до своих физических пределов хода со всеми, как говорится, вытекающими.

Пятый этап: „сращиваем” звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно

На этом этапе настройки вам предстоит найти оптимальную частоту настройки фильтра нижних частот (ФНЧ, LPF, LP) и громкость сабвуфера. Эти две регулировки всегда нужно выставлять в комплексе.

Принцип примерно такой:

При этом громкость нужно убавлять, иначе можно получить чрезмерную „колотушечность”, и это будет уже не бас, а долбежный гулкий звук как палкой по пустой бочке, этого нам тоже никак не нужно. В хорошо настроенной системе сабвуфер не должен восприниматься играющим отдельно.

Он должен сливаться с звучанием основной акустики так, будто это басит она. Старайтесь добиться, чтобы инструменты звучали наиболее естественно. И тогда вы сможете с уверенностью сказать: „Да, у меня в машине очень хороший качественный бас”.

ЧТО ДАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ФИЛЬТРА ВЕРХНИХ ЧАСТОТ В ОСНОВНЫХ КАНАЛАХ?

Если вы просто добавляете сабвуфер в штатную систему, то все, чем вы располагаете для настройки — это лишь регулировки на нем самом (точнее, на сабвуферном усилителе). Если же у вас более развитая система, в которой от усилителя работают и основные каналы, то наверняка кое-какие регулировки есть и в нем.

В данном случае нам нужен фильтр верхних частот (ФВЧ, Low Pass Filter, LPF, LP). Работает он, как вы наверное уже поняли, прямо противоположно фильтру нижних частот — пропускает все, что выше частоты настройки и ослабляет все, что ниже.Если вы его включите, то ослабите в сигнале для основных динамиков самый низкий бас.

И неважно, что небольшие 6,5-дюймовые мидбасы (или какие у вас там) и без того низкий бас толком не воспроизводят, будучи освобожденными от низкочастотных сигналов, динамики заиграют намного легче, в звуке появятся упругость и четкость, уйдет гудение и призвуки двери, срастить звучание мидбасов с сабом станет намного легче.

Если вам доступна настройка ФВЧ в основных каналах, то настройте сначала этот фильтр, не включая сабвуфер. Слишком высокая частота настройки лишает звук основательности, весомости, а при слишком низкой ходу диффузора может быть слишком большим.

Найдите компромисс, при котором диффузоры динамиков будут иметь небольшой ход, но при этом еще не пропадет басовитость. После этого приступайте к настройке сабвуфера.

ЕСЛИ ДИФФУЗОР ХОДИТ ХОДУНОМ, ЧУТЬ ЛИ НЕ ВЫПРЫГИВАЯ ИЗ ДИНАМИКА, ТО ЭТО, ВООБЩЕ-ТО, ЕЩЕ НЕ ПРИЗНАК КРУТОСТИ. ЧАСТО КАК РАЗ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ.Многие усилители оснащены фазовращателем. Он нужен для более точного согласования звучания сабвуфера и мидбасовых динамиков.

На этапе номер 3 мы подобрали наилучшую полярность включения простым перекидыванием проводов на клеммах сабвуферного динамика. Это, по сути, соответствует крайним положениям фазовращателя, которые обозначаются как “0” и “180 градусов”. Сам же фазовращатель позволяет выставлять еще и промежуточные значения.

Вы можете воспользоваться им при финишной настройке системы.

ЧАСТАЯ ОШИБКА

Многие ставят сзади одновременно овальные динамики и сабвуфер, наивно полагая, что, мол, чем больше, тем лучше. Это ошибочное суждение.

Овалы, если их грамотно установить, сами по себе достаточно басовиты, так что получается, что они будут воспроизводить одновременно с сабом один и тот же участок звукового спектра.

Но делать то они это будут по-разному (не станем сейчас вникать в детали, виной тому в разнице фазовых, импульсных характеристик), и в итоге получится как в той поговорке: кто в лес, кто по дрова. Получите ли вы при этом нормальный бас? Конечно же, нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО


КАКУЮ МУЗЫКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАСТРОЙКИ САБВУФЕРА?

Для настройки подберите музыку с хорошо записанным басом. Но это должен быть не электронный бас, а какие-нибудь „живые” инструменты. Когда вы будете их слушать, вам будет легче представить их, а это значит, что вы сможете настроить систему точнее.

Один из самых каверзных и сложных инструментов для любой аудиосистемы — это контрабас. Даже если вы не слушаете такую музыку, настроив систему по записям контрабаса, вы можете быть уверенными, что все остальное уж точно отыграет как надо.

Хороший пример — диски Superbass и Superbass II, записанные студией Telarc.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *