Дорожная интеграция что это
«Дорожные карты» биты? Почему затягивается интеграция Белоруссии и России
Что это за «дорожные карты» и почему их не могут подписать уже три года?
Изначально была 31 «дорожная карта», но к настоящему моменту осталось всего 28. Судя по всему, всё это время их редактировали и «выхолащивали» — так, чтобы условия устраивали обе стороны. Среди планов, от которых стороны отказались, была политическая интеграция. Белорусское руководство все эти годы неоднократно подчеркивало необходимость сохранения полного суверенитета обеих стран, а в последнее время данный тезис подхватили и в Москве. Поэтому к настоящему моменту кажется, что сторонам уже ничего не должно мешать в ближайшее время подписать пакет документов и двигаться дальше.
«Отклад не идёт на лад»?
На днях очень скорое подписание «карт» анонсировал посол Белоруссии в России Владимир Семашко: «Мы, слава Богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа дожмем, и уже 9-го числа [сентября] президенты встречаются в Москве, где будут подписаны все дорожные карты и карты развития углубления интеграции».
Однако и здесь всё оказалось не так просто. В тот же день слова дипломата уточнил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, указав, что для начала необходимо «дождаться решения глав государств и не забегать вперед». А позже намерения подписать «дорожные карты» 9 сентября опровергло и белорусское посольство в России. Там заявили, что «СМИ не совсем верно интерпретировали заявления дипломата», а «9 сентября президенты обсудят результаты работы над «дорожными картами» и примут решение о дальнейших шагах».
Очевидно, что даже после исключения чувствительной для сторон «карты» по политической интеграции Минск и Москва все равно не могут договориться по ряду важных вопросов. Скорее всего, речь идет о самых проблемных сферах в двусторонних отношениях — торгово-экономической и энергетической.
Во-первых, стоит вопрос условий по продаже российского газа Белоруссии. Минск стремится получить как можно более льготные цены, в то время как в Москве эти чаяния не всегда встречают одобрение. Также между сторонами до сих пор стоит вопрос механизма компенсации налогового маневра Белоруссии со стороны России.
Во-вторых, углубленная торгово-экономическая интеграция сторон предполагает создание единых рынков Союзного государства. Российское руководство указывало, что единые рынки и дальнейшая интеграция в экономике сможет нормально функционировать только тогда, когда появятся общий эмиссионный центр, единая система налогообложения, таможенная служба, суды и Счетная палата. Но встает вопрос, как всё это буде работать без политико-правовых надстроек в Союзном государстве, хотя бы минимальных.
Поэтому подписания «дорожных карт» может и вовсе не произойти в текущем году. Особенно с учетом того, что про их «скорейшее подписание» ранее уже не раз объявляли, в том числе и в этом году. Но сроки всегда оттягивались. Вероятно, Минск и Москва еще не готовы к окончательному подписанию всех 28 «дорожных карт».
Время не в пользу Союза
В том документе 22-летней давности, который до сих пор не денонсировали, предусмотрено и создание наднациональных органов с самыми широкими полномочиями, и принятие единой валюты и системы налогообложения, и формирование единых рынков. Договор предусматривает полноценную политическую интеграцию, которая в конечном счете ведет не к союзу государств, а именно к единому Союзному государству. В случае реализации положений документа Минску и Москве в любом случае пришлось бы отдавать часть суверенитета общим структурам управления.
Вероятно, что в 1990-е годы, когда раны от разрыва общего политико-экономического пространства еще сильно болели, реализация полноценного Союзного государства казалась неизбежной. Но теперь, спустя почти 30 лет, в России и Белоруссии осознали возможность отдельного суверенного сосуществования, и теперь вряд ли руководители этих государств готовы добровольно лишиться части своих полномочий в пользу общесоюзных органов.
Против интеграции очень серьезно сыграло время. И оно по сей день играет не в пользу союзного проекта, только с еще большей силой, чем это было в 1990-е и 2000-е. В условиях стремительно развивающегося и меняющегося мира затягивание времени может деактуализировать даже те сферы интеграции, которые сегодня всё ещё кажутся непотерянными.
Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.
Союзное государство в режиме «лайт». Минск и Москва раскрыли «дорожные карты»
«Дорожные карты» инкогнито
Вплоть до недавнего времени их содержание не раскрывалось, что породило много конспирологических версий. Вплоть до таких, что «дорожные карты» предусматривают полное вхождение Белоруссии в состав России. Широкой общественности было известно лишь то, что на начальном этапе переговоров была 31 «дорожная карта», но к осени текущего года Минск и Москва оставили всего 28 из них. Судя по всему, длительное время их редактировали так, чтобы условия устраивали обе стороны, и те карты, которые вызывали расхождения, были исключены.
Белорусская сторона раскрыла, что среди планов, от которых президенты отказались, была политическая интеграция двух стран. В Минске все эти годы неоднократно подчеркивали необходимость сохранения полного суверенитета Белоруссии. А в эти планы не вписывалось создание наднациональных органов и передача им части полномочий национального руководства.
Продуктивная последняя встреча
Первый свет на содержание интеграционных документов пролился вечером 9 сентября, после последней на данный момент встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тогда оба президента объявили, что «дорожные карты», наконец, согласованны, и очертили приблизительные планы на интеграцию.
Оказалось, что в документах речь идет об интеграции валютных систем России и Белоруссии, создании общего платёжного пространства в рамках Союзного государства, интеграции валютных систем двух стран, а также объединении принципов взимания косвенных налогов. Кроме того, стороны переходят к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказу. При этом при столь амбициозных планах введения общей валюты все-таки не планируется.
Благодаря «дорожным картам» будет, наконец, решена проблема поставок в Белоруссию российских энергоносителей. Потому что стороны договорились о создании общего рынка нефти и нефтепродуктов, электроэнергии и газа.
Все карты раскрыты
В экономической сфере Белоруссия и России будут сближать макроэкономическую политику, гармонизируют денежно-кредитную политику, валютное регулирование и валютный контроль, нормы регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом. Стороны внедрят общие подходы в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма для финансового сектора, платёжные системы, гармонизируют требования в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Во-первых, это означает, что в случае введения санкций против Белоруссии или России со стороны платёжных систем Visa и Mastercard, наши государства без проблем обеспечат функционирование платёжных систем с помощью национальных систем «Белкарт» и «МИР». Отключение от SWIFT может быть компенсировано подключением белорусских банков к системе передачи финансовых сообщений. Совокупность данных мер делают эффект от санкций неприятным, но не смертельным.
Во-вторых, исходя из положений «дорожных карт», Белоруссия обезопасится от дефицита валюты, потому что у России международные запасы составляют 618 миллиардов долларов США. И в случае валютного дефицита в республике, Москва предоставит Минску доступ к своим запасам.
В-третьих, очень вероятно выравнивание ставок Нацбанка Белоруссии и ключевой ставки Центробанка России. Это значит, что физические лица и субъекты хозяйствования обеих стран смогут получать кредиты по одинаковым процентным ставкам. На текущий момент ставка по кредитам в РФ ниже, чем в Белоруссии. Ставка Нацбанка республики — 9.25%, а ключевая ставка Центробанка России — 6.75%. Кредиты для белорусов подешевеют.
В-четвертых, в Россию больше не будут поступать «белорусские креветки» и прочие санкционные товары под видом белорусских, потому что будут интегрированы таможенные и маркировочные системы.
Предусматривается интеграция и в области информационного обеспечения. Так, должны объединиться информационные системы государственных контролирующих органов по прослеживаемости маркировке товаров, информационных систем транспортного контроля. Планируется формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации. Это поможет в целом улучшить уровень кибербезопасности Белоруссии, потому что он будет «подгоняться» под российский.
Будут созданы общие рынки нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, газа, сформирована единая политика в области аграрной и промышленной политики, возникнут единые правила в области защиты прав потребителей, конкуренции, а также в туристической деятельности.
Интеграция без политики?
В «дорожных картах», как и предполагалось, нет положений о политической интеграции двух систем. К настоящему времени в Союзном государстве созданы и Парламентское собрание, и общий Совет министров, и Постоянный комитет. Но все эти органы не обладают реальными полномочиями по координации отношений двух стран.
И если в этом направлении не создавать ничего нового и ничего не менять в работе уже созданных ведомств, возникает большой вопрос — смогут ли полноценно действовать единые рынки. Нормальное функционирование общего рынка в идеале должно быть обеспечено едиными правилами и единой системой органов для его регулирования. Например, при заявленном сближении валютной, таможенной и финансовой сфер должно функционировать общее министерство по налогам и сборам, а также таможенный комитет.
При унификации налогового и таможенного законодательств, при формировании единых правил конкуренции и защиты прав потребителей напрашивается и существенное сближение судебных систем Белоруссии и России. Либо создание реально действующего наднационального суда, который сможет принимать обязательные для исполнения решения как для российских, так и для белорусских экономических субъектов.
Поэтому то, что перечислено в согласованных президентами 28 картах, будет подталкивать стороны к внедрению элементов правовой и политической интеграции.
Новая старая интеграция
Ощущения от этого пока двоякие. С одной стороны, хорошо, что есть договоренности между Минском и Москвой, в то же время приходится констатировать деактуализацию союзного договора между странами 1999 года. В том документе, который до сих пор не денонсировали, предусмотрено и создание наднациональных органов с самыми широкими полномочиями, и принятие единой валюты и системы налогообложения, и формирование единых рынков. Договор предусматривает полноценную политическую интеграцию, которая в конечном счете ведет не к союзу государств, а именно к единому Союзному государству.
Нынешние же «дорожные карты» можно назвать «лайт-версией» договора 22-летней давности.
Также встает вопрос реализации 28 направлений по интеграции. Если стороны несколько лет их лишь согласовывали (причем, этот процесс регулярно выливался в скандалы в информационном пространстве), а договор о Союзном государстве так и не был реализован в течение пары десятков лет, то исполнение «дорожных карт» тоже вряд ли будет простым…
Дорожные карты интеграции: что это такое
28.02.2020 431 Просмотры
Дорожная карта – понятие, которое достаточно хорошо знакомо многим людям и часто применяется в различных сферах жизни общества. При этом некоторые используют иные названия, например «план действий». На федеральном же уровне принято использоваться такое слово, как «Roadmap» или в переводе на русский «Дорожная карта».
Несмотря на то, что название может показаться непривычным, оно весьма удобно. При этом россияне все чаще стали использовать это словосочетание для описания развития какого-либо проекта, предприятия и даже при описании планов, которые будут реализованы в той или иной общественной сфере.
В последнее время все чаще говорят о Дорожных картах интеграции. Речь идет о сближении с другим государством. В прошлом году этот вопрос стал актуальным в связи с тем, что президенты России и Беларуси заговорили о возможностях сближения и интеграции стран.
В силу того, что подготовка программы проводилась в условиях секретности, она вызвала общественный резонанс и волнения в Беларуси. Граждане беспокоились о своем будущем, ведь в 1999 году между государствами был заключен договор, предполагавший унификацию ветвей власти и прочих систем государства. Впервые об этом открыто заговорили в ноябре прошлого года.
Речь идет о переходе на унифицированное законодательство в налоговой сфере, а также о создании единых рынков электроэнергии, нефти и газа. Кроме того, планируется создание единого парламента и правительства, которое будет обладать рядом полномочий. При этом независимые Беларусь и Российская Федерация отдадут наверх множество управляющих функций с последующим обязательным их исполнением.
Дорожные карты интеграции вызвали искреннее беспокойство у белорусов. Они восприняли это как угрозу. В результате оппозиционеры призвали народ выйти на улицу и устроить протест. Самое интересное, что в итоге страны так и не пришли к какому-то конкретному решению по вопросу интеграции. Решено было всего несколько вопросов. Кроме того, очень много граждан как в том, так и в другом государстве не хотят объединяться.
Из того, что озвучивалось на официальных заседаниях, известно, что были составлены Дорожные карты по энергетическим рынкам, по сфере промышленности, по таможенным службам, а также в области гармонизации налогового законодательства. Большинство целей, возможно, будет реализовано в ближайшие 5-6 лет, если не произойдет какого-либо международного конфликта.
Москва и Минск собираются подписать дорожные карты по Союзному государству
Посол Белоруссии в России Владимир Семашко заявил, что Москве и Минску осталось согласовать последнюю дорожную карту по вопросу интеграции двух государств в рамках соглашения о создании Союзного государства. По его словам, согласование всех 28 карт должно быть завершено к 7 сентября.
«Мы, слава богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна по газу. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа [сентября] дожмем, уже 9-го числа президенты [России и Белоруссии] встречаются в Москве, где обсудят все дорожные карты и карты развития углубления интеграции», — пояснил Семашко.
При этом белорусский посол не исключил, что уже 10 сентября на заседании Совета министров Союзного государства двух стран, которое пройдет в Минске, может состоятся подписание дорожных карт по интеграции России и Белоруссии.
20-летнее строительство союза
Договор о создании Союзного государства Москва и Минск подписали еще в декабре 1999 года, положив начало масштабному объединению двух государств. Изначальное соглашение предполагало политическую, экономическую, валютную, таможенную, юридическую, гуманитарную и культурную интеграцию России и Белоруссии. Однако в последние годы больший упор пришелся именно на экономическое взаимодействие двух государств.
Кроме того, была отложена в долгий ящик и последняя, 31-карта, где говорилось о создании совместной оборонной стратегии России и Белоруссии, унификации законодательства по части спецслужб и правоохранительных органов.
К 2021 году ситуация изменилась: как говорил белорусский посол Семашко, число дорожных карт было сокращено до 28. По его словам, это произошло из-за объединения положений об унификации налогового законодательства и таможенному регулированию в одну дорожную карту. Да и само название «дорожные карты» изменилось, теперь их называют «союзными программами». При этом вопросы политической интеграции стороны перестали обсуждать вовсе, о чем не раз сообщал Лукашенко.
Как заявил в беседе с «Газетой.Ru» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, с таким соотношением территорий, ВВП и населения между двумя странами невозможно создавать какие-то политические надстройки.
«Это невозможно сделать как политически, так и технически. Поэтому надо строить не Союзное государство, если имеется ввиду именно государство, а тесный союз двух государств. Судя по всему, стороны как раз пошли по этому пути, потому что идет обсуждение вокруг, по сути, межгосударственных соглашений, которых России и Белоруссии давно не хватает. Мы вроде бы строили Союзное государство, поэтому межгосударственные соглашения не заключали, так как это все можно было сделать в рамках объединения. Это тянулось годами и годами Лукашенко приезжал к Путину в Сочи, где они договаривались о правилах игры в рамках Союзного государства на следующий год. Это позволяло белорусскому лидеру постоянно по месту выгадывать что-то для себя, потому что долгосрочных соглашений у нас не было», — пояснил эксперт.
Согласование перед выборами
По версии опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, согласование дорожных карт вполне может быть связано с выборами в Госдуму, которые пройдут в России 19 сентября.
Так, белорусский политолог Дмитрий Болкунец считает, что российскому руководству важно показать победу на внешней арене в преддверии голосования в нижнюю палату парламента. По его словам, подписание дорожных карт как раз поможет продемонстрировать определенный успех.
«России важно показать победу на внешней арене перед выборами, а для Лукашенко же важно получить деньги от Москвы, чего он рассчитывает добиться за счет подписания дорожных карт. Если белорусский лидер действительно пойдет на подписание этих документов, скорее всего, Россия пойдет на другую схему — сначала документы и их выполнение, а потом уже какие-то финансовые программы. Раньше Лукашенко получал деньги, обещал что-то, а затем делал все наоборот. Сейчас если будут конкретные программы по углублению интеграции предложены, то это может способствовать предоставлению какой-то финансовой поддержки для Белоруссии, но под конкретные цели и направления», — указал Болкунец.
С точки зрения эксперта, закрытый характер обсуждения дорожных карт по интеграции России и Белоруссии создает определенные риски для Москвы — в первую очередь из-за возможного влияния на белорусский суверенитет.
«Россия недооценивает Лукашенко и совершает ошибку, потому что есть большие риски в отношении того, что он вообще будет что-то исполнять. Кроме того, так как дорожные карты публично не обнародованы и их содержание полностью неизвестно, есть опасность серьезных последствий для России. В частности, если какие-либо из карт затронут белорусский суверенитет, это может стать причиной для введения санкций против Москвы», — добавил Болкунец.
В то же время Владимир Жарихин из Института стран СНГ не исключил, что возможное согласование дорожных карт перед выборами в Госдуму может быть совпадением и лишь подтверждает сложный характер интеграции двух государств.
«Изначально в соглашении о создании Союзного государства были заложены невыполнимые решения, то есть они могли бы быть решены только с помощью объединения России и Белоруссии. Но в условиях сохранения суверенности двух государств договор о Союзном государстве был невыполним. Конечно, достижение договоренностей перед выборами в Госдуму станет нормальным ходом. Но за эти 20 лет уже прошло много выборов как в России, так и в Белоруссии. Хотя, конечно, привязать это решение к конкретной «красной дате» очень хочется», — резюмировал эксперт.