Для чего нужна нервная система человека 4 класс
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Нервная система»
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение)
1. Организация класса. Настрой (слайд 2)
Ужасно интересно,
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
2. Проверка домашнего задания. Игра «Допиши словечко!» (слайд 3)
1. Человек – это живое… (существо, организм).
2. «Командиры» нашего организма – это… (головной и спиной мозг).
3. Насос, который качает кровь – это… (сердце).
4. Орган человека, через который осуществляется дыхание человека – это … (легкие).
5. Орган, который очищает кровь человека, избавляет ее от вредных веществ – это… (печень).
6. Физическая сила человека зависит от состояния … (мышц).
3. Работа над новой темой. Вызов (слайд 4)
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера и формируют вопросы вместе с учащимися.
Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает их на доске.
4. Осмысление
1. Чтение деловой статьи учебник «Нервная система» (с. 7)
2. Работа в группах.
У каждой группы текст о головном и спинном мозге человека.
– Воспользовавшись текстами, расскажите все, что вы узнали о головном и спинном мозге.
Выслушивание готовых вариантов ответов.
Дополнение кластера (если необходимо).
– Почему мы можем совершать различные движения и решать сложные задачи?
Работа с кластером.
5. Повторный вызов (слайд 5)
Чтение стихотворения о нервной системе.
Берегите нервную систему.
Всем она нужна, да и важна.
Вдох и выдох, все наши движенья
Контролирует, конечно же, она.
– Как нужно беречь нервную систему?
– А сейчас мы с вами поиграем.
6. Физминутка-игра
– Я называю правила, которые помогают укрепить нервную систему. Если они подходят, то вы приседаете, а если нет, то тянетесь вверх.
7. Осмысление
1. Чтение деловой статьи «Этот удивительный мир».
2. Обобщение:
– Что нового вы узнали о головном мозге?
8. Рефлексия. «Толстые» и «Тонкие» вопросы (слайд 6)
1. Верно ли, что нервная система руководит работой всех органов в организме человека?
2. Верно ли, что нервная система объединяет все части организма человека в единое целое?
3. Верно ли, что самый большой мозг у человека?
1. Из чего состоит нервная система человека?
2. Как работает головной и спинной мозг?
3. Что полезно, а что вредно для нервной системы?
Скажи, кто так вкусно
9. Итог урока (слайд 7)
Вот и кончился урок,
Прозвенел опять звонок.
Многому мы научились,
Потому что не ленились.
Мы теперь умнее стали,
И, конечно же, устали.
А теперь мы отдохнем.
И на урок опять пойдем.
10. Домашнее задание (слайд 8)
1. Составить кроссворд на тему «Нервная система».
2. Найти интересную информацию о нервной системе в справочниках, энциклопедиях, в Интернете.
Нервная система человека (окружающий мир, 4 класс)
Человеческий организм представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей. Для слаженной и полноценной его работы необходимо, чтобы каждая деталь, то есть каждый орган, каждая клеточка, слаженно работала и взаимодействовала с остальными частями тела. Контроль над этим процессом осуществляет нервная система человека.
Центральная нервная система
Нервная система объединяет все части организма в единое целое и тщательно контролирует его работу. Это очень похоже на локальную сеть, в котором все части организма соединены с мощным компьютером – центральной нервной системой (ЦНС), которая, в свою очередь, состоит из головного и спинного мозга.
Головной мозг – это важнейшая составляющая ЦНС и организма в целом. Именно благодаря этому органу человек способен обрабатывать полученную информацию и правильно реагировать на окружающую его действительность.
Рис. 1. Головной мозг.
Головной мозг состоит из двух полушарий, которые отвечают за очень важные процессы жизнедеятельности человека:
Каждое из двух полушарий головного мозга разделено на 4 отдела: лобный, теменной, затылочный и височный. За каждым отделом закреплены определенные функции. К примеру, лобные зоны отвечают за поведение человека и сложное мышление, а височные – за слух и обоняние.
Рис. 2. Спинной мозг.
Главная задача спинного мозга – передача полученной информации от нервов к головному мозгу и обратно. Он служит промежуточным звеном в выполнении важного процесса и без него человеческий организм не смог бы полноценно функционировать.
Периферическая нервная система
От центральной нервной системы отходит огромное количество мельчайших нервов или нейронов. Они соединяются с каждым органов, каждой мышцей в организме, и образуют периферическую нервную систему.
Организм человека оплетен такой густой паутиной нейронов, что, если бы соединить их в одну нить, то она выйдет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны.
Периферическая нервная система передает полученную извне информацию в спинной и головной мозг, а затем обратно к органам, мышцам или тканям. Вся информация поступает и передается в виде импульсов или сигналов. Например, когда человек дотрагивается до горячей поверхности, от кожи поступает тревожный сигнал в головной мозг о грозящей опасности. Он за доли секунды обрабатывает информацию и посылает ответный сигнал – немедленно одернуть руку. Все это действие происходит невероятно быстро.
Что мы узнали?
При изучении темы «Нервная система человека» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, каково строение нервной системы, из каких органов она состоит. Мы выяснили, насколько сложной является работа нервной системы, от которой полностью зависит функциональность всего организма.
Нервная система человека
Всего получено оценок: 1087.
Всего получено оценок: 1087.
Человеческий организм представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей. Для слаженной и полноценной его работы необходимо, чтобы каждая деталь, то есть каждый орган, каждая клеточка, слаженно работала и взаимодействовала с остальными частями тела. Контроль над этим процессом осуществляет нервная система человека.
Центральная нервная система
Нервная система объединяет все части организма в единое целое и тщательно контролирует его работу. Это очень похоже на локальную сеть, в которой все части организма соединены с мощным компьютером – центральной нервной системой (ЦНС), которая, в свою очередь, состоит из головного и спинного мозга.
Головной мозг – это важнейшая составляющая ЦНС и организма в целом. Именно благодаря этому органу человек способен обрабатывать полученную информацию и правильно реагировать на окружающую его действительность.
Головной мозг состоит из двух полушарий, которые отвечают за очень важные процессы жизнедеятельности человека:
Каждое из двух полушарий головного мозга разделено на 4 отдела: лобный, теменной, затылочный и височный. За каждым отделом закреплены определенные функции. К примеру, лобные зоны отвечают за поведение человека и сложное мышление, а височные – за слух и обоняние.
которые читают вместе с этой
Главная задача спинного мозга – передача полученной информации от нервов к головному мозгу и обратно. Он служит промежуточным звеном в выполнении важного процесса, и без него человеческий организм не смог бы полноценно функционировать.
Периферическая нервная система
От центральной нервной системы отходит огромное количество мельчайших нервов или нейронов. Они соединяются с каждым органом, каждой мышцей в организме и образуют периферическую нервную систему.
Организм человека оплетен такой густой паутиной нейронов, что, если бы соединить их в одну нить, то она выйдет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны.
Периферическая нервная система передает полученную извне информацию в спинной и головной мозг, а затем обратно к органам, мышцам или тканям. Вся информация поступает и передается в виде импульсов или сигналов. Например, когда человек дотрагивается до горячей поверхности, от кожи поступает тревожный сигнал в головной мозг о грозящей опасности. Он за доли секунды обрабатывает информацию и посылает ответный сигнал – немедленно одернуть руку. Все это действие происходит невероятно быстро.
Что мы узнали?
При изучении темы «Нервная система человека» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, каково строение нервной системы, из каких органов она состоит. Мы выяснили, насколько сложной является работа нервной системы, от которой полностью зависит функциональность всего организма.
Урок окружающего мира в 4 классе «Нервная система» УМК «Начальная школа 21 века»
Открытый урок окружающего мира в 4 классе, проведённый в рамках культурного обмена для русскоязычных учителей из ФРГ
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Нервная система»
Набор табличек с цифрами «1», «2», «3», «да», «нет» у каждого ученика.
Набор лепестков красного, зелёного, синего цвета для рефлексии у каждого ученика.
Записки с идеями для «корзины идей».
Тексты для работы в группах.
Учебники и рабочие тетради.
Запись на доске: размеры мозга разных людей, ответы на вопросы теста.
Ход урока
1. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.
— Какие мысли у вас возникли, когда вы услышали это высказывание?
— Над какой темой мы успешно работали на прошлом уроке окружающего мира? (Организм человека)
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Слайд 3. Повторение.
Вопрос №1. Перечислите части тела человека.
(Голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности)
Вопрос №2. Перечислите внутренние органы человека.
(головной мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)
Вопрос №3. Перечислите системы органов человека.
(Опорно-двигательная, кровеносная, нервная, дыхательная, пищеварительная, выделительная)
2.2. – Расскажите о том, как устроен организм человека.
3. Актуализация опорных знаний. Стадия вызова.
— Но что же заставляет все внутренние органы и системы органов работать слаженно?
— Что обеспечивает приспособление организма к внешней среде? Как вы думаете? ( высказывания детей )
4. Постановка учебной задачи.
Работа с пословицей. Слайд 4.
Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы.
— Объясните смысл пословицы.
— Так о чём же пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
Слайд 5. Нервная система человека.
— Что вам уже известно о нервной системе, что хотите узнать?
( Высказывания детей ) Можно записать в «корзину идей» на доске.
Зарядка для глаз.
1. «Полёт бабочки».
Не поворачивая головы, вы будете следить за полётом бабочки.
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняйте медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закройте глаза, расслабьтесь.
(Повторяется два раза.)
2. «Моргание».
Быстро сожмите и разожмите веки (поморгайте) в течение 15-20 секунд. Закройте глаза, расслабьтесь.
5. Рассказ учителя о строении нервной системы. Слайд №6.
— А теперь проверим, насколько вы были внимательны.
Стр.4, №6 (самостоятельно)
Фронтальная проверка. Учащиеся показывают карточки с числами, соответствующими обозначению в тетради:
7. Создание проблемной ситуации.
Игра « Верите ли вы?»
— Обратимся к нашей «корзине идей» и посмотрим, какие идеи высказали наши ученики. Поиграем в игру «Верите ли вы?»
1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?
2. Чем больше мозг, тем умнее человек?
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?
6. Устают ли клетки мозга?
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?
— Возникло много вопросов, разных мнений.
— Нам поможет во многом разобраться работа с научно – познавательным текстом.
8. Работа с учебником. Параллельно идёт показ презентации.
Учебник, стр.8, 1-й абзац. Чтение учениками. Слайды №7 и №8.
Решение биологической задачи. Учебник, стр.8 («Обсудим вместе»). Слайд №9. (Ответ по щелчку №4)
Стр.8, последний абзац. Слайд №11.
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Стр.9, 2-й абзац. Слайд №14.
9. Формирование новых знаний. Стадия осмысления. Работа в группах. Учащиеся делятся на 3 группы, каждой дан текст для прочтения и осмысления.
Сейчас вы будете читать текст, выделяя главное. В каждой группе тексты разные. Одна группа читает текст о головном мозге, другая о спинном, третья о нервных окончаниях, а четвёртая о гигиене нервной системы. Прочитав текст, обменяйтесь информацией в группе.
Далее вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей группы. Вы делитесь по очереди информацией, полученной из своего текста, составляете план общего рассказа, выбираете, кто будет представлять информацию и снова пересаживаетесь в свои группы. Происходит обмен информацией, определяется эксперт по теме.
10. Презентация сведений по отдельным темам, выступления групп.
1 группа – «Нервы»
Нейроны – нервные клетки.
В нашем теле около 100 миллиардов нейронов. Вытянутые в ряд нейроны человека составят 1000км.
Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Когда мышца получает от нерва сигнал, она сокращается.
Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.
Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Представьте, что вы голой рукой схватили раскалённый утюг или у вас начал разрушаться зуб? При этом вы ничего не чувствуете. Подумайте, что вас ожидает?
Боль – это сигнал органа, который предупреждает об опасности или сообщает о нарушении в его работе.
Но терпеть сильную боль трудно. И тогда на помощь приходят врачи, они прописывают обезболивающие таблетки или уколы, делают наркоз.
2 группа – Рассказывает о головном мозге.
Головной мозг.
Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела нервами – двигательными и чувствительными.
Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником.
Беседа по прочитанному.
— Имеет ли отношение к уму величина мозга человека?
— Нет, не имеет. Например:
Анатоля Франса, писателя – 1017г (Запись массы мозга на доске)
С. Ковалевская, математик – 1385г
Д. И. Менделеев, химик – 1571г
И. П. Павлов, физиолог – 1653г
Слабоумный мальчик 10 лет – 2069г
Человек со средними способностями – 1375г
Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.
3 группа – Рассказывает о спинном мозге.
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.
4 группа – Рассказывает о гигиене нервной системы.
Гигиена нервной системы.
Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.
Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.
Вред приносят содержащиеся в табаке и спиртных напитках яды. Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: спасибо и пожалуйста.
Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.
Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться. Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.
Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.
11. Обобщение : Каково же значение нервной системы? ( Обеспечивает слаженную работу всего организма).
— Вернёмся теперь к нашей «корзине идей». Верны ли высказывания :
1. Что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)
2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)
6. Устают ли клетки мозга? (ДА)
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
Б) воспринимает, узнаёт, осознаёт, запоминает, мыслит, управляет мышцами
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества
Б) защищают организм от вирусов
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам
Взаимопроверка
Проверка с доски. Правильные ответы:
— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»
— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»
— У кого три неправильных ответа? Дома как следует повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»
12. Стадия рефлексии. Слайд №17. Домашнее задание.
Старался. У меня всё получилось. (Лепесток красного цвета)
Старался, но у меня были ошибки. (Лепесток зелёного цвета)
У меня не получилось, но я буду стараться! (Лепесток синего цвета)
— Выложите свои лепестки на доске по контуру.
— Видите, ребята, как вы постарались на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться. Если вы дома как следует прочитаете материал учебника на стр.8 – 10, то окончательно разберётесь в трудном материале на тему ….. «Нервная система».
— А что вам напоминает получившийся рисунок? (Контуры головного, спинного мозга. Нервную систему)
— Что вам было интересно на уроке? Что непонятно?
— Какие чувства испытали? А когда отвечали домашнее задание? (Волнение).
— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её. Желаю вам сегодня хорошего отдыха. Берегите, укрепляйте своё здоровье. Слайд №18
Конспект урока в 4 классе по теме «Организм человека. Нервная система»
Учитель: Артеменко Ирина Алексеевна
Тема: Организм человека. Нервная система
Цели: создать условия для изучения и расширения знаний учащихся об организме человека, функциях различных органов; познакомить со строением и значением нервной системы, формировать представления учащихся о головном и спинном мозге, развивать навыки активной мыслительной деятельности.
Ориентироваться в условных обозначениях учебника и рабочей тетради.
Знание и понимание «Как работать с учебником и рабочей тетрадью».
Умение различать, выделять, использовать новые термины, условные обозначения.
Умение характеризовать человека как живое существо, организм.
Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Общеучебные – выделять и формулировать познаватель-ную цель; моделировать.
Логические – анализировать; выделять существенные признаки.
Знаково-символические – осуществлять «чтение» информации, представленной в виде схемы; представлять информацию в виде схемы, дополнять схему.
Регулятивные – понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний.
Планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью; ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, работать с иллюстративным материалом и схемами.
Инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познава-тельных и коммуника-тивных задач.
Речевые умения – рассказывать, представлять информацию с опорой на материалы учебника и собственные представления.
Ι. Организационный момент. Актуализация знаний
(деятельность учителя и учащихся)
— проверка готовности к уроку,
Звенит звонок веселый, Торопит всех нас в школу. Мы все хотим о мире знать, Природы тайны открывать. Что значит общество? И что в нем значим мы? Нам многие ответы В учебнике даны. Продолжим же учиться, Мир наш познавать, Историей родной будем гордиться, Хотим достойной сменой предков стать.
Знакомство с учебником. Актуализация знаний.
1. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником» на с. 3 учащимися самостоятельно.
2. Обсуждение прочитанной статьи по вопросам:
– Вы перелистали свой новый предметный учебник «Окружающий мир». Кто его авторы? Чем интересен учебник, на ваш взгляд?
– Какие основные темы предстоит вам изучать на уроках окружающего мира в четвертом классе?
– Какими сообщениями начинается каждый новый раздел в учебнике? Что это дает?
– Что предлагают вам авторы учебника для запоминания содержания текстов?
– Вспомните материал, изученный в третьем классе: какими цифрами обозначаются века?
– Каким шрифтом выделены в учебнике незнакомые слова? Как будете определять их значение?
– Нравится ли вам работать с контурными картами?
– Как советуют путешествовать по картам авторы учебника?
– Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?
3. Выполнение практических заданий.
1) Сделайте табличку из двух колонок: в одной колонке запишите арабские цифры, а в другой – соответствующие им римские цифры.
2) Вспомните и назовите правила чтения карты. Попробуйте совершить путешествие по физической карте России из столицы нашей Родины в то место, где вы находитесь. Расскажите, какой путь вы преодолеваете.
Общеучебные – выделять и формулиро-вать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение заданий и текстов;
использовать общие приёмы решения задач (анализ, сравнение, обобщение);
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
Открытие нового знания
II. Формирование новых знаний.
1. Введение в тему урока.
Учитель. Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название раздела, с которого мы начнем знакомиться с учебным материалом по окружающему миру в этом учебном году.
– Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе? Подтвердите свои догадки прочтением ответов, данных в учебнике.
– Прочитайте, на какие вопросы вы сможете ответить, изучив этот раздел.
– Какой из них вас более всего интересует?
2. Объяснение по теме урока.
Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма.
На доске прикреплены плакаты с изображением систем органов. Учитель показывает каждую систему и рассказывает о ее деятельности.
Учитель. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, то есть все органы объединены в системы органов.
ΙΙΙ. Применение нового знания
ΙΙΙ. 3. Терминологическая работа.
Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
В организме выделяют несколько систем органов:
Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц.
Мышечная система представляет собой основную ткань скелетных мышц и многих внутренних органов. С мышечной системой связана функция движения человека; сокращаясь, она приводит в движение мышцы скелета.
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.
В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.
Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга, а нервные волокна, отходящие от нервных клеток, тянутся от головного и спинного мозга ко всем органам и тканям, обеспечивая быструю связь между разными частями организма.
Живой организм состоит из множества органов. Он существует и функционирует как единое целое.
Вопросы для обсуждения:
– Что называют телом природы?
– Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы?
– Можно ли назвать человека телом живой природы? Почему?
– Какие признаки, присущие растению и животному, есть у человека?
– Рассмотрите рисунок на с. 7 учебника.
– Назовите органы человека, которые изображены на схеме.
– Какую работу они выполняют?
– Какие свойственные им функции выполняют сердце, легкие человека? А животного?
– Как вы думаете, есть ли органы, отличающие человека от животного? Объясните свое мнение.
– Какие системы органов вам известны?
– Каково их значение в организме?
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо (поворот вправо),
И налево надо тоже (поворот налево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу! (Сели на свои места.)
4. Беседа о нервной системе человека.
Учитель. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Так, в период бодрствования одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения и др. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной системой.
Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет основу его психической деятельности (мышления, речи, поведения).
– Что вы делаете, когда вдруг случайно рукой касаетесь горячего утюга или уколете палец иголкой? Вы мгновенно отдёрнете её.
– Вы идёте по дороге, сзади вас раздаётся гудок машины. Что вы делаете? Немедленно отходите в сторону.
– Кто же заставил вас отдёрнуть руку от горячего утюга, убежать в сторону от опасности?
Вывод. Управляет работой всех наших органов нервная система.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Нервная система», закрепленную на демонстрационном стенде, и на плакат «Общий план строения нервной системы».
Задание. Прочитайте на плакате и назовите, что входит в нервную систему.
Общий план строения нервной системы
Учитель. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Они сильно разветвляются и доходят во все части тела, во все внутренние органы. Нервная система руководит работой органов. Как же это происходит?
Например, звенит школьный звонок, извещая о конце перемены. С помощью чего мы услышали звонок? (С помощью ушей.) Этот сигнал по нервам в доли секунды передаётся в спинной мозг. Спинной мозг также быстро этот сигнал передаёт в головной мозг. Головной мозг моментально даёт ответный сигнал, который также быстро передаётся по спинному мозгу, затем по нервам к нашим мышцам ног, и мы спешим в класс.
Если заболел какой-то внутренний орган, нервная система сразу «сообщает» нам о неблагополучии в организме.
Задание. Приведите свои примеры быстрого реагирования нервной системы на какие-либо факторы, воздействующие на наш организм.
– Объясните, какие органы участвовали в системе передачи нужного сигнала конкретному органу для принятия соответствующего решения в приведенных вами примерах.
– Что бы могло произойти, не будь нервной системы с ее возможностью сообщать необходимым органам важную информацию?
Мы видим, что головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов с помощью электрических сигналов – нервных импульсов, передающихся по нервным клеткам. Нервная система оказывает на организм такое же воздействие, как и биологически активные вещества, то есть возбуждает или тормозит функции организма. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий внешней и внутренней среды. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря этим связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.
– Сделайте вывод о том, каково значение нервной системы.
Вывод. Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой.
Деятельность нервной системы лежит в основе чувств, обучения, памяти, речи и мышления – таких психических процессов, с помощью которых человек не только познает окружающий мир, но и может активно его изменять.
Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации.
Как мы уже установили, в строение нервной системы включены нервы, головной и спинной мозг.
Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Есть нервы двигательные и чувствительные. По ним импульсы идут к центральной нервной системе и от нее к органам.
Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму.
Рассмотрим строение головного мозга по рисунку.
Строение головного мозга
Строение головного мозга
Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся нервная система функционирует как единое целое.
Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300–1400 г. Головным мозгом мы мыслим, запоминаем различные сведения. Благодаря этой способности головного мозга человек овладевает определёнными знаниями. С его деятельностью связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов – сердца, лёгких, органов пищеварения. Отделы головного мозга регулируют пищеварение, дыхание, сердечную деятельность, двигательные акты и другие процессы, поэтому их повреждение опасно для жизни или может привести к нарушениям точности и согласованности движений, сохранения равновесия тела, неустойчивости походки, движения рук. С отделами мозга связана регуляция жевания, глотания, сосания, защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота). Но мозг ещё и нежный орган, поэтому защищён костями черепа. Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга.
Под контролем головного мозга находятся сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность. Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадают сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.
Как избежать всего этого? Нужно давать мозгу и нервам отдых. Прежде всего, вам нужно спать не менее 10 часов в сутки. Очень важно делать небольшой перерыв (10–15 минут) при подготовке домашнего задания. В свободное от занятий время надо бывать на свежем воздухе, проводить подвижные игры, заниматься спортом.
Головной мозг полностью не отдыхает, если человек спит при шуме и свете. Поэтому перед сном нужно обязательно выключать свет, радио, телевизор, проветривать комнату и т. д.
Рассмотрим по рисунку строение спинного мозга.
Рис. Спинной мозг:
слева – общий план строения; справа – поперечные разрезы разных отделов
Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга проходит узкий спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Спинной мозг обеспечивает движение, сокращение скелетных мышц тела (кроме мышц головы). Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов. Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов нервной системы, осуществляя проводниковую функцию. Головной мозг регулирует работу спинного мозга. Известны случаи, когда в результате ранения или перелома позвоночника у человека прерывается связь между спинным и головным мозгом. Головной мозг у таких людей функционирует нормально. Но большинство спинномозговых рефлекторов, центры которых расположены ниже места повреждения, исчезают. Такие люди могут поворачивать голову, совершать жевательные движения, изменять положение взгляда, иногда у них действуют руки. В то же время нижняя часть их тела лишена чувствительности и неподвижна.
5. Работа в рубрике «Выскажем предположения» на с. 8 учебника.
– Рассмотрите рисунок на странице 8 учебника.
– Сравните разные рисунки с изображением головного мозга. Какой из них самый маленький? Какой большой? Почему?
– Сформулируйте свой ответ на вопрос учебника.
– Почему у человека в сравнении с любыми животными самый большой и сложный мозг?
– Совпали ли ваши выводы?
– Для подтверждения своего вывода рассмотрите еще раз строение мозга человека. Он состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. У человека полушария большого мозга развиты очень хорошо. С деятельностью головного мозга связаны сознание человека, мышление, память, трудовая деятельность. все это отличает человека от животных.
6. Продолжение объяснения материала по теме учителем.
– Рассмотрите по рисунку строение полушарий головного мозга.
ДОЛИ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА
– Прочитайте, на какие доли делится полушарие большого мозга.
– Покажите названные части на рисунке.
Учитель. Полушарие делится на четыре части: лобная, теменная, затылочная и височная.
– Почему они так называются?
– Покажите эти части на своей голове.
Свое название они получили по месту расположения в полости черепа. Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции.
– Рассмотрите по рисунку, какие функции отвечают за работу тех или иных зон полушарий.
ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ЗОН ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА
В затылочной части находится зрительная зона, в височной – слуховая и обонятельная. Их повреждение приводит к тому, что человек может потерять зрение, перестать различать звуки или запахи. Эти зоны позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.
– Найдите на таблице мозжечок.
– Покажите, где у вас расположен мозжечок. Он принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие.
В первой половине XIX века были проведены опыты на голубях. У них удаляли разные участки мозжечка. Движения птиц нарушались по-разному. Они то кувыркались через голову вперед или назад, то вращались вправо или влево. Подобные движения наблюдались после операций на кроликах, собаках. После полного удаления мозжечка животные спотыкаются, высоко поднимают лапы (петушиный шаг), валятся, передвигаются скачками, не могут остановиться, при стоянии качаются, широко расставив ноги, не могут сразу взять пищу, быстро устают.
Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга проходит узкий спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный, почти цилиндрической формы шнур длиной до 45 см и массой 34–38 г. Располагается он в позвоночном канале. Какое значение для спинного мозга имеет позвоночник? Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам. Он регулирует работу внутренних органов: сердца, почек, органов пищеварения.
– Что же составляет нервную систему?
IV. Закрепление изученного.
IV. Закрепление изученного.
1. Выполнение заданий и ответы на вопросы:
– Рассмотрите строение нервной системы по рисунку на с. 7 учебника.
– Назовите основные органы человека.
– Покажите их в таблице. Какую работу они выполняют?
– Что входит в нервную систему человека?
– Какую роль нервная система играет в организме?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.
– Самостоятельно выполните задания 2 и 3 на с. 3.
V. Домашнее задание
1. Обобщение по вопросам:
– Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?
– Какие органы вы знаете?
– Какие системы органов вам известны?
2. Заключительное слово учителя.
– Мы выяснили, что системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Например, быстрый бег может быть обеспечен работой ряда органов и систем. Кто догадался и может ответить, каких именно? (Нервной системой, органов движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.)
Итак, организм человека имеет сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов – из различных органов, но обеспечить благоприятное развитие всего организма они все способны только сообща. Выведение какого-либо органа или системы органов из строя (сбой в работе, болезнь, потеря, перестает функционировать) непременно повлечет за собой нарушение жизнеобеспечивающей деятельности организма и может повлиять не ухудшение состояния здоровья человека. Поэтому очень важно беречь все органы, заботиться о своем здоровье каждому человеку.
Ребята, а какое настроение у вас в конце урока?
-Радостное. Хороший урок. Быстро закончился. Читать интересно. Узнали много нового, интересного.