Для чего нужна нейрогимнастика для детей
Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Особенности нейрогимнастики для детей
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.
Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Как работает наш мозг
Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.
Чем полезны упражнения для мозга
Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.
Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:
Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
Классификация упражнений
Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.
Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).
Примеры упражнений
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
Упражнения для повышения позитивного мышления:
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
Елена Петровна Бойко
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с проблемами в адаптации, с трудностями в обучении.
Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Нейродинамическая гимнастика – это универсальная система,
построенная на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр.
Авторы направления «Целебных прикосновений»: Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей.
В 1972 году они разработали новый подход – концепцию «Три в одном»,
который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки.
В 1991 году Кэрол Энн Хонц привезла в Россию курсы «Единого мозга».
Данное направление основано на коррекции функций исходя из концепции, основателя нейропсихологии, А. Р. Лурии о трех блоках мозга.
Работы американских психологов Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга.
На основе программы нейропсихоккоррекции, известного нейропсихолога, профессора МГПУ Анны Владимировны Семенович «Метод замещающего онтогенеза».
Сензитивный период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный период (так утверждают ученые Н. А. Берштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Ф Бильгоу, П. Денисон). Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейрогимнастики помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Как же работает наш мозг?Его можно условно разделить на 4 части: левая, правая, задняя и передняя. Левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие, тоже самое касается и глаз и ног. (каждое полушарие «отвечает» за различного рода деятельность).
Задачи нейрогимнастики:
Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).
Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.
Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.
Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие.
Польза состоит в следующем:
• стимулирует память, мыслительную деятельность;
• помогает получить энергию, необходимую для обучения;
• улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
• благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
• повышает продуктивную работоспособность;
• формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно будет необходимо в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены;
В работе Т. П. Трясоруковой представлены комплексы нейродинамической гимнастики,состоящие из 2 блоков: мануальный и психомоторный.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении этих упражнений образуется большее количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную организацию,где участвуют системы: зрение, движения и лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость, развивать зрительно-моторную координацию, а также расширить связи и баланс между полушариями.
В слайдах 9,10,11 представлены комплексы упражнений вышеназванных блоков (их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, профилактики дисграфии и дислексии).
Общие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики:
1. Гимнастику лучше проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня, возможно внесение изменений с учётом возраста, состояния здоровья и потребностей ребенка.
2. Не рекомендуется проводить работу с ребенком в период болезни и в течение 5-7 дней после, т. к. в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.
3. Во время проведения гимнастикинеобходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т. д.
4. Перед выполнением упражнений мануального блока взрослый должен показать ребенку как выполнять упражнение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.
5. При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку
7.И самое главное: совместная игра ребенка и взрослого.
нейродинамической гимнастики у детейс речевыми нарушениями:
увеличивается интенсивность развития речи;
исключается перестановка звуков;
речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;
развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
Для чего нужна нейрогимнастика для детей
Специалисты-нейропсихологи могут дать ответ на этот и многие другие вопросы. Побеседовав с ребенком и проведя диагностику, можно совершенно точно сказать, какой участок его мозга нуждается (и нуждается ли) в проработке. Нейрогимнастика представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Как возникла эта методика?
Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов.
Было установлено, что формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.
На основании научно-практических исследований нейропсихологами (А.В. Семенович, Б.А. Архипов) был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.
Нужна ли нейрогимнастика Вашему ребенку?
Положительный эффект от занятий нейрогимнастикой наблюдается у всех детей в возрасте от 4 до 12 лет. Особенно полезны занятия в период подготовки к школе. Гимнастика готовит мозг к успешному овладению чтением, письмом, счетом, воспитывает волю ребенка, повышает его познавательную мотивацию, развивает интеллектуальную деятельность, способствует адаптации в коллективе. Кроме того, нейрогимнастика способствует общему оздоровлению организма за счет улучшения иммунитета.
Если ребенок уже учится в школе, то прямыми показаниями к занятиям нейрогимнастикой являются: трудности при обучении, дислексия, проблемы с памятью, рассеянное внимание, несформированная речь, повышенная утомляемость, проблемы с взаимоотношениями, адаптацией в коллективе, плохой самоконтроль.
И, конечно же, поводом для обращения к нейропсихологу могут стать соматические заболевания, детская гиперактивность, неустойчивая психика ребенка.
Как проходят занятия?
Вы вместе с ребенком приходите к специалисту-нейропсихологу который проводит диагностику, определяет задачи и цели работы, назначает комплекс упражнений, которые подходят именно вашему ребенку. Занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе, куда подбираются дети с одинаковыми целями (например, подготовка к адаптации в коллективе). Вы находитесь в группе с ребенком и работаете вместе с ним.
Гимнастика может включать: дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры-упражнения на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, упражнения на освоение телесного пространства и внешнего пространства, слуховой гнозис (работа над чувством ритма, речевым звукоразличением), упражнения, развивающие тактильную, зрительную, двигательную, слухоречевую память. Отдельное направление нейрогимнастики – работа с мышечными зажимами и телесными установками. Здесь используются различные растяжки, релаксация, прорабатывается область глаз, речевого аппарата (нижняя челюсть, губные мышцы, мышцы языка), шея, плечи, руки, ноги.
На начальной стадии упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, повышение работоспособности (дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения и др.).
Следующий этап направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа своего физического «Я». Большое внимание на этом этапе уделяется развитию мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью улучшения межполушарного взаимодействия.
В целях улучшения саморегуляции, произвольного контроля используются различные игры с правилами, в том числе стоп-игры, ролевые игры. Работа в группе отрабатывает коммуникативные навыки.
Улучшение состояния соматической сферы ребенка происходит постепенно, когда улучшается функционирование мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, а также когда у ребенка повышается самоконтроль в сфере телесности.
Совместные занятия нейрогимнастикой помогают родителям лучше понять своих детей. Давайте вместе поможем нашим детям расти здоровыми, успешно усваивать знания и строить гармоничные отношения!
Ребенку два года: советы нейропсихолога
Статья нейропсихолога нашего Центра Сальниковой Ирины Анатольевны в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Ребенку два года: советы нейропсихолога».
Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т.е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.
Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь), посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т.е. вас, он учится.
Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т.е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.
К двум годам ребенок:
Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
В два года можно предложить следующие игры и задания.
По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т.е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т.д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.
Итак, к двум годам ребенок:
В этом возрасте важно:
Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:
И только потом приступаем к изучению другого цвета и т.д.
Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.
Для чего нужна нейрогимнастика для детей
Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп.
Бесплатные занятия с логопедом
Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Чтобы регулярно выполнять нейрогимнастические упражнения, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.
Что такое нейрогимнастика
Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.
Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга.
Как возникла методика, ее цели и задачи
Нейрогимнастика — это один из методов развития функций головного мозга, разработка которого началась с 60-х годов прошлого века. Данный способ улучшения функций ЦНС подходит для детей возрастом от 4 лет. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижение сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга через тренировку мозолистого тела. Положительный результат тренировочного процесса возможен только в том случае, если занятия по повышению функций центральной нервной системы проводятся регулярно, а также обеспечивается их правильное выполнение.
Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика?
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений может подбираться врачом-педиатром) назначается к применению, если у ребенка наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:
очень плохая память;
невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды:
плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
явные проблемы с ориентацией в окружающем мире (например, ребенку сложно запоминать дорогу домой и самостоятельно добираться в школу, которая расположена в пешей доступности);
уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
снижены способности к усвоению информации, которая поступает от воспитателя дошкольного учреждения, либо же учителя общеобразовательной школы.
Решение о целесообразности применение нейрогимнастики должно быть принято после консультации с врачом-педиатром или детским невропатологом. При этом очень важно, чтобы с помощью специалиста была установлена причина, по которой ребенок отстает в умственном или физическом развитии. Также нейрогимнастика может применяться в профилактических целях. В данном случае ребенок, который имеет нормальные функции центральной и периферической нервной системы, ежедневно выполняет упражнения для тренировки головного мозга, повышая его работоспособность.
Чем полезна нейрогимнастика для дошкольников и детей младших классов
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений для тренировки мозга подбирается индивидуально) позволяет проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствует развитию когнитивных способностей.
Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:
улучшает функции долгосрочной памяти;
обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
повышает физическую и умственную работоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально для детей, которые совмещают тяжелую учебную нагрузку и параллельно посещают спортивные секции);
снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
способствует более активной подвижности кистей рук;
развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);
развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;
обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
Нейрогимнастика дает большое количество возможностей для ускоренного развития ЦНС детей школьного и дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка. Дети, которые с ранних лет проходили курс нейрогимнастики, намного быстрее от своих сверстников осваивают компьютерные технологии, с легкостью управляют автомобилем и другими транспортными средствами, отличаются выраженным логическим, а также аналитическим мышлением.
Как упражнения по нейрогимнастике влияют на мозг?
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений зависит от возраста ребенка) оказывает положительный эффект на их умственное развитие. Чтобы понять принцип влияния тренировок на ЦНС, необходимо понять суть взаимодействия полушарий головного мозга. Нейрогимнастика одновременно активирует центральную и периферическую нервную систему. Правое полушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих участие в координации движений тела, правильное восприятие окружающего пространства, реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук.
Левое полушарие головного мозга состоит из отдельных центров, которые отвечают за работу речевого аппарата, логическое мышление и освоение точных наук. Единым центром, который координирует функции сразу двух полушарий является мозолистое тело. Стабильная работа данного органа обеспечивает ребенку отличные когнитивные способности мозга, быструю реакцию на внешние раздражители окружающего мира, хорошую успеваемость в учебе и оптимальный уровень физической активности.
Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений дает возможность улучшить функции мозолистого тела, повысив уровень взаимодействия левого и правого полушария мозга.
Классификация упражнений
Классификация нейрогимнастических упражнений впервые была выполнена врачом из США Полом Дэннисоном.
В таблице ниже представлены виды тренировок для более качественного взаимодействия левого и правого полушарий мозга:
Виды упражнений нейрогимнастики
Описание классификационных категорий
Энергетические упражнения нейрогимнастики направлены на более активное освоение процессов ЦНС, которые принимают участие в саморегуляции, улучшают уровень внимания и концентрации на объектах окружающей среды, способствуют повышению скорости чтения. При этом после прочтения книги или определенного отрезка текста ребенок понимает смысл полученной информации. Подобный результат указывает на то, что пройденный курс энергетических упражнений нейрогимнастики принес положительные плоды.
Тип нейрогимнастических упражнений в виде растягивающих движений предназначен для более качественной подготовки ребенка к познанию окружающего мира. Определенный набор движений руками дает возможность научить детей удерживать внимание на одном и том же объекте, расслаблять сухожилия и мышечные ткани, которые находятся в состоянии гипертонуса. Растягивающие движения особенно полезны к выполнению ребенку, который отстает в освоении базовых навыков письма, имеет явные проблемы с мелкой моторикой пальцев рук.
Направленные на углубление позитивного отношения
Нейрогимнастические упражнения по углублению позитивного отношения — это комплекс тренировок, который направлен на стабилизацию функций центральной и периферической нервной системы. Ребенок обучается самоконтролю, дисциплине и приобретает навыки сохранения полного спокойствия в условиях стрессовой ситуации. С помощью данных упражнений дети учатся не паниковать, не сдаваться под давлением страха, а преодолевать сложившиеся обстоятельства. При этом обеспечивается параллельное развитие функций памяти и внимания.
Срединные движения представляют собой нейрогимнастический комплекс, направленный на одновременную работу глаз, верхних и нижних конечностей. В данном случае активируется работа сразу двух полушарий мозга, повышается слаженность их функций.
Этот вид тренировок позволяет достичь эффектов:
улучшить координацию движений;
более быстро освоить навыки письма;
существенно повысить скорость чтения;
справиться с проблемами ориентирования в пространстве.
Дети, которые регулярно выполняют срединные движения, намного быстрее обрабатывают сенсомоторную информацию, поступающую из окружающей среды.
Система нейрогимнастических упражнений Пола Дэннисона включает в себя 26 упражнений вышеперечисленных классификационных категорий, которые направлены на развитие определенных навыков у детей. При этом во время формирования курса тренировок головного мозга учитывается уровень умственного развития ребенка, его возраст, степень нарушений функций центральной и периферической нервной системы.
Примеры упражнений для развития мозга
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений подбирается с учетом умственных способностей ребенка) создана, чтобы обеспечить качественное развитие ЦНС.
Для каждой возрастной категории существует свой комплекс занятий по развитию головного мозга.
Для детей 4-5 лет
Для детей возрастом от 4 до 5 лет необходимо обеспечивать самую простую нейрогимнастическую нагрузку.
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро»
Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» направлено на развитие памяти, синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания.
Данный вид тренировки для мозга проводится следующим образом:
По команде родителя ребенок сжимает руку в кулак.
Затем ребенок поворачивает руку в кисти и разжимает кулак так, чтобы ладонь была повернута вверх.
После этого ребенок еще раз поворачивает верхнюю конечность в кисти, ставя ладонь на ребро.
Данные действия дети могут выполнять по памяти, либо же повторяют за родителями. Упражнение «Кулак, ладонь, ребро» позволяет достичь положительного нейрогимнастического эффекта, если вышеперечисленные движения повторяются по 10-15 раз ежедневно.
Упражнение «Слон»
Упражнение «Слон» создано для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих за интеллект, а также функции мышечной системы.
Данное занятие проходит с соблюдением следующего алгоритма действий:
Ребенок принимает положение стоя.
Затем наклоняет голову в бок, касаясь ухом поверхности плеча.
После этого указательным пальцем руки ребенок должен нарисовать в воздухе слона или любимого животного.
Во время выполнения данного упражнения ребенку необходимо следить глазами за кончиком пальца. Продолжительность занятия составляет 1-2 мин. для каждой руки.
Упражнение «Часики»
Занятие «Часики» предназначено для развития координации движений и укрепления функций мозолистого тела.
Данное упражнение выполняется следующим образом:
Необходимо занять положение, стоя или сидя.
После этого ребенок кладет правую руку на поверхность тела ниже левой ключицы.
Левая рука фиксируется на животе в области пупка.
Проговаривая слова «Часики так-так», ребенок массирует мышцы в области ключицы, а затем резко меняет руки.
Аналогичные действия выполняются в области правой ключицы.
Для достижения положительного эффекта тренировки мозга достаточно выполнять по 10 повторений данного упражнения.
Для детей 5-6 лет
Детям возрастом от 5 до 6 лет рекомендуется выполнять более сложные упражнения, которые активируют большее количество центров мозга.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Для выполнения упражнения «Перекрестные шаги» необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
Занять положение стоя.
Ребенок делает шаг, поднимая правое колено вверх, а затем одновременно касается его поверхности ладонью левой руки.
После этого поднимается левое колено, а к его поверхности прислоняется ладонь правой руки
Данные действия повторяются по 10-15 раз. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок делал упражнение правильно, а также не запутался в движениях.
Упражнение «Шаг с палками»
Для выполнения этого упражнения потребуются лыжные палки или другие предметы, которые их имитируют.
Тренировка проходит следующим образом:
На счет «раз» ребенок делает шаг левой ногой и одновременно перемещает палку правой рукой.
На счет «два» ребенок выполняет шаг правой ногой и переставляет палку левой рукой.
Данное упражнение необходимо повторять по 15 раз ежедневно. Усложнение тренировки происходит путем ускорения выполняемых движений.
Упражнение «Шаг на развитие координации»
Данное упражнение направлено на улучшение функций опорно-двигательного аппарата ребенка, его координации движений и ориентирования в пространстве.
Этот вид тренировки проходит следующим образом:
Необходимо занять положение стоя.
Ребенок делает шаг правой ногой.
Затем поджимает левую ногу назад и касается ее пятки кончиком указательного пальца правой руки.
После этого делается шаг левой ногой, выполняются аналогичные действия пальцами левой руки.
Упражнение «Шаг на развитие координации» необходимо повторять по 15 раз ежедневно.
Для детей 6-8 лет
Для детей возрастом от 6 до 8 лет процесс тренировки центров головного мозга предусматривает использование расширенного комплекса упражнений.
Упражнение «Шаг с проговариванием стихотворения»
Для выполнения этого упражнения нейрогимнастики необходимо соблюдать правила:
Ребенок поочередно шагает правой и левой ногой.
С каждым шагом ребенок проговаривает по несколько слов стихотворения, заученного наизусть.
Данное упражнение выполняется по 15 раз ежедневно. Во время тренировки можно использовать разные стихотворения, которые разучиваются с ребенком до начала занятий.
Упражнение «Двойные каракули»
«Двойные каракули» считается одним из наиболее эффективных упражнений, которое развивает сразу оба полушария головного мозга.
Данное занятие проходит следующим образом:
Необходимо занять положение, стоя или сидя.
Ребенок выпрямляет обе руки в локтях, вытягивая их перед собой.
Затем указательными пальцами верхних конечностей необходимо синхронно рисовать в воздухе различные геометрические фигуры.
Это упражнение следует повторять по 10 раз ежедневно. Средняя продолжительность тренировки от 5 до 7 мин.
Упражнение «Ленивая восьмерка»
Данное упражнение направлено на развитие памяти, координации движений, внимательности и способности фокусироваться на одном предмете окружающей среды.
Тренировочный процесс проходит следующим образом:
Ребенок занимает положение сидя.
Затем на большой палец правой руки надевают пальчиковую игрушку.
Данным пальцем ребенок медленно рисует в воздухе воображаемую цифру «8».
После этого игрушку надевают на палец левой руки для выполнения аналогичных действий.
Для каждой верхней конечности потребуется сделать не менее 15 повторений. При этом все движения большим пальцем руки должны быть плавными и неспешными.
Рекомендации по занятиям для родителей
Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений включает в себя полноценное развитие мелкой моторики рук) должна быть организована так, чтобы ребенок проявлял интерес к каждому занятию. В данном случае тренировка мозга станет хорошей привычкой и веселым занятием, которое не будет ассоциироваться с каким-либо негативным процессом.
Родителям детей, которые проходит курс нейрогимнастики, необходимо помнить о рекомендациях:
Укрепление мозолистого тела должно выполняться ежедневно, но без принуждения.
Регулярность проведения нейрогимнастических занятий — это залог быстрого достижения положительного результата.
Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, достаточно выполнять по 1-2 упражнения в день.
Общая продолжительность всего комплекса нейрогимнастических упражнений должна находиться в пределах от 5 до 7 мин., так как ребенок может устать.
Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных местах. Например, сегодня в квартире, завтра на прогулке в парке, послезавтра по пути в школу.
Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития.
Нейрогимнастические упражнения можно выполнять в положении лежа, сидя за столом или стоя.
Перед тем, как внедрять новое занятие, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, показав их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы сын или дочь повторили данные действия правильно и без ошибок.
В том случае, если ребенку необходимо учить уроки, либо ему предстоит другая умственная нагрузка, лучше сначала провести нейрогимнастическую тренировку, а уже затем переходить к мыслительному процессу. Данные рекомендации будут полезны для родителей, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей. Нейрогимнастика для детей — это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.
Данный метод тренировки центральной и периферической нервной системы может потребоваться ребенку, у которого наблюдаются признаки рассеянности, проблемы с концентрацией внимания, освоением письма и чтения. Плохое ориентирование в пространстве и нарушения координации движений также могут быть исправлены с помощью нейрогимнастики. Достижение положительного результата по улучшению функций головного мозга, возможно только при условии регулярного выполнения развивающих упражнений.
Нейрогимнастическая тренировка может проводиться в домашних условиях, в кабинете детского психолога, в саду, парке или на детской площадке. Главное, чтобы ребенок находился в доброжелательной и благоприятной обстановке.