Для чего нужна отчетность

Финансовая отчетность организации

Организации каждый год в марте составляют и сдают в налоговую бухгалтерскую финансовую отчетность. Она представляет собой таблицы, в которых отражено финансовое положение компании, а также движение ее имущества и обязательств. Расскажем, какие формы включает финотчетность, какие требования к ней предъявляются и какова роль отчетности в системе управления организацией.

Что такое финансовая отчетность

Финансовая или бухгалтерская отчетность — это отчетные формы, которые содержат информацию о том, каково финансовое положение экономического субъекта, куда он тратит и откуда получает деньги, прибыльна или убыточна его деятельность.

Финансовая отчетность формируется по итогам отчетного периода на отчетную дату. Отчетный период — календарный год, а отчетная дата — 31 декабря. Основа для подготовки финансовой отчетности — данные бухгалтерского или управленческого учета, а также ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99.

Бухгалтеры организаций должны ежегодно представлять финансовую отчетность в налоговую. Но грамотно подготовленная отчетность также помогает эффективно управлять организацией.

Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией

Финансовая отчетность — основа для принятия управленческих решений. Чтобы руководитель мог понять, в каком направлении лучше развивать организацию и как скорректировать текущую стратегию, у него должна быть актуальная и достоверная информация о результатах ее деятельности и финансовом положении. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учета и впоследствии отражается в финансовой отчетности.

Так как для управленческих решений важна оперативность, некоторые компании предпочитают составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность или вводят дополнительные формы из управленческого учета.

У финансовой отчетности есть внутренние и внешние пользователи. Внутренние — это сотрудники организации: экономист, бухгалтер, менеджер, гендиректор и пр. Они опираются на отчетность и учетную информацию, чтобы улучшить финансовые результаты компании.

Внешние пользователи — это кредиторы, инвесторы, контрагенты, акционеры, налоговые инспекторы и пр. По отчетности они отслеживают финансовое положение фирмы, оценивают ее надежность и платежеспособность, полноту исполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами.

Требования к финансовой отчетности

Все требования к бухгалтерской финансовой отчетности перечислены в ПБУ 4/99. Они направлены на то, чтобы бухгалтеры составляли отчетность, которая будет давать полную и достоверную информацию об организации всем пользователям. Можно выделить шесть основных требований:

Также нужно соблюдать требования к оформлению: составлять отчетность на русском языке, в валюте РФ, соблюдать отчетные периоды и проставлять подпись руководителя, главбуха или иного лица, которое отвечает за подготовку отчетов.

Состав и формы финансовой отчетности

Состав и формы финансовой отчетности организации зависят от суммы доходов, количества сотрудников, а также наличия коммерческой составляющей в деятельности организации.

Финансовая отчетность коммерческой организации

Годовая финансовая отчетность коммерческой организации включает пять составляющих.

ОтчетФорма отчета
Бухгалтерский балансУтверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о финансовых результатахУтверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет об изменениях капиталаУтверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о движении денежных средствУтверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Пояснения к отчетностиУтверждена приложением № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

Статьи баланса и отчета о финрезультатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на раскрытие информации в графе «Пояснения».

Некоторые компании должны проходить обязательный аудит. Это нужно акционерным обществам, организациям, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, и тем, чей объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей или сумма активов на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, но его тоже нужно представлять в налоговую и публиковать вместе с отчетностью.

Финансовая отчетность некоммерческой организации

У некоммерческих организаций список обязательной отчетности меньше. Они сдают две формы и пояснения:

ОтчетФорма отчета
Бухгалтерский балансУтверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о целевом использовании средствУтверждена приложением № 2.1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Отчет о финансовых результатахУтверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н
Пояснения к отчетности (в форме текста или таблиц)Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н

НКО должны сдавать отчет о финрезультатах в ситуациях, когда в отчетном периоде получен существенный доход от предпринимательской деятельности, а данных из отчета о целевом финансировании недостаточно для формирования полной картины.

Финансовая отчетность по упрощенной системе

Составлять финансовую отчетность по упрощенной схеме могут все, кто имеет право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке: субъекты малого предпринимательства и «сколковцы». К СМП относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

Упрощенная отчетность — право, а не обязанность. От нее можно отказаться и представлять отчетность в стандартном порядке.

Упрощенная отчетность включает в себя бухбаланс и отчет о финансовых результатах по форме, утвержденной в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Они отличаются от стандартных форм тем, что некоторые статьи объединены в группы.

Отчеты об изменениях капитала и денежных средств включать в состав упрощенной отчетности нужно тогда, когда они имеют важное значение для оценки финансового положения и результатов деятельности. Заполнять эти формы можно только самой важной информацией.

Периодичность составления финансовой отчетности

Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Она включает показатели за полный календарный год работы — с 1 января по 31 декабря. Сдавать такую отчетность в ИФНС необходимо только в электронной форме до 31 марта года, следующего за отчетным.

Для случаев создания, реорганизации и ликвидации юрлица предусмотрены другие правила. Так, организации, которые зарегистрированы 1 октября или позднее, могут самостоятельно выбрать период, по итогам которого будет подготовлена и сдана первая финансовая отчетность:

Срок сдачи отчета не меняется — до 31 марта.

Некоторые организации также составляют промежуточную финансовую отчетность — нарастающим итогом ежемесячно или ежеквартально. Это обязательно только в том случае, когда прописано в законе, учредительных документах или решении собственника организации. Сдавать промежуточную отчетность в налоговую не нужно, достаточно передать собственникам, учредителям или акционерам по требованию.

Подготовка финансовой отчетности с Экстерном

С 2020 года организации должны сдавать финансовую отчетность только в электронном виде. Это можно сделать через официальный сайт ФНС, но все цифры придется вбивать вручную, что нередко приводит к ошибкам. К тому же все равно придется потратиться на выпуск электронной подписи.

Бесплатно сдать отчетность через интернет могут все новые пользователи Экстерна, пока действует акция «Тест-драйв». Для этого понадобится только регистрация в сервисе и электронная подпись. Экстерн позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР, РПН и ЦБ РФ.

Чтобы подготовить финансовую отчетность, перейдите в раздел «ФНС → Создать новый → Формы № 1-6 Бухгалтерская отчетность». Заполните отчетность в интерфейсе системы и пройдите автоматическую проверку. Если Экстерн найдет ошибки, то подсветит их и попросит исправить перед отправкой. Пояснения к отчетности можно сформировать с помощью сервиса «Эксперт», он помогает с аналитической частью: данными о финансовом положении, сопоставимостью данных за отчетный и предшествующий годы и пр. Готовый отчет подпишите электронной подписью и направьте в налоговую.

Источник

Бухгалтерская отчётность для ООО

ООО является самой распространённой формой предприятий в России. Бухгалтерская отчётность ООО практически ничем не отличается от отчётности юридических лиц других форм. Однако бух отчётность для ООО имеет некоторого рода особенности, выражающиеся в специальных требованиях к её составу, заполнению и публикации.

Для чего нужна бухгалтерская отчётность

Она расскажет о финансовом положении дел в организации. Изучив бухгалтерскую отчётность предприятия, сведущий специалист сразу поймёт, какова ситуация с денежными средствами в компании. Поэтому такую отчётность иногда ещё называют финансовой.

Кто может просматривать документы бухгалтерской отчётности ООО, кроме самих сотрудников, руководителей и учредителей фирмы?

налоговые органы – для контроля;

органы Росстата – для составления статистики и средних показателей по отрасли;

инвесторы – для понимания, стоит ли инвестировать в бизнес;

банковские структуры – для понимания, стоит ли давать фирме кредит.

Более того: в отношении бухгалтерской отчётности не установлена возможность использования режима коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 402-ФЗ от 06.12.2011г.). Это значит, что теоретически просмотреть её может любой желающий.

Бухгалтерская отчётность составляется на основании данных бухучёта. А его, в свою очередь, обязаны вести все организации. Исключением являются лишь подразделения иностранных фирм. Что касается ИП, те освобождены от ведения бухучёта при условии, что они ведут налоговый учёт.

Нормативно-правовая база

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ – это главный закон для бухгалтера, ведущего бухучёт. Второй по важности документ – это ПБУ, то есть Положения о бухгалтерском учёте. Сейчас насчитывается 26 положений. В них прописана методология бухучёта в различных ситуациях, которые могут возникнуть.

В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организаций» (утв. приказом Минфина № 43н от 06.07.1999) прописаны виды, сроки, порядок сдачи отчётности. А сами формы отчётности и инструкции по заполнению есть в Приказе Минфина № 66н от 02.07.2010.

Дополнительно в каждой организации, даже самом небольшом ООО, должна быть собственная учётная политика. Она нужна потому, что часто НПА в сфере бухучёта не дают прямых инструкций, а предлагают различные варианты учёта. Что она должна содержать?

Методы учёта, избранные предприятием – то есть учёта ОС, нематериальных активов и т. д.

План счётов – полный или сокращённый (для малого бизнеса).

Формы первичных документов, которые применяет предприятие.

Состав стандартной бухгалтерской отчётности ООО

Классический состав бух отчётности ООО включает пять отчётов. Это бухгалтерский баланс и отчёты о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств. Последний вид отчётности сдают только некоммерческие компании.

В полноценном виде этот набор бухгалтерской отчётности должны сдавать лишь крупные организации.

Бухгалтерская отчётность ООО, относящихся к категориям малого и микробизнеса, значительно проще.

Упрощённая отчётность ООО

В упрощённом виде вести бухучёт и сдавать отчётность могут малые предприятия, некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». Критерии, по которым предприятие определяется как малое, находятся в статье 4 209-ФЗ от 24.07.2007:

Число сотрудников менее 100 человек – для малых предприятий, менее 15 – для микро-;

49 % и менее – доля юрлиц, в т. ч. иностранных, в уставном капитале;

25 % и менее – доля государственных и общественных организаций в уставном капитале.

Если компания проходит по всем критериям, то имеет право на ослабления в бухучёте и в сдаче отчётности.

Бухгалтерская упрощённая отчётность состоит лишь из:

Бухгалтерского баланса. В упрощённом балансе показатели статей предоставляются в укрупнённом виде, а остатки по однородным счетам плюсуются. Каждой строке присваивается код показателя, имеющего самую большую долю.

Отчёта о финансовых результатах. Данные предоставляются также в укрупнённом виде и коды строк указываются те, что соответствуют самому большому показателю.

В упрощённой отчётности предполагается также отчёт о целевом использовании средств – но он сдаётся только НКО.

Отчётность в упрощённой форме, а именно, её формы, закреплены в Приказе Минфина № 66н от 02.07.2010.

Стоит отметить, что упрощенный бухучёт и отчётность – это право, а не обязательство ООО. То есть даже если ООО подходит под критерии малого предприятия, оно по-прежнему может вести обычный бухучёт и сдавать отчётность в виде расширенного пакета документов. Зачем бы ООО это понадобилось?

для лучшего понимания положения дел и аналитики;

для привлечения инвесторов, которые хотят получать как можно больше информации.

Если всё-таки ООО решило воспользоваться своим правом на упрощённый бухучёт и отчётность, то оно должно прописать это в своей учётной политике – это обязательно по законодательству.

Сроки сдачи бухгалтерской отчётности ООО

Организации сдают такую отчётность раз в год – до 31 марта следующего года. Если 31 марта выходной, то сдать можно в первый же рабочий день после этой даты. Причём предприятие может отправить отчётность в любой удобный день месяца, то есть с 1 по 31 марта.

Куда сдают финансовую отчётность ООО

Отчётность сдают в два госоргана:

ИФНС по месту регистрации юрлица;

Местный орган Росстата.

Отправить документы можно путём визита в госорган, по почте России или через интернет – используя специальные сервисы для электронной отчётности.

Штрафные санкции за непредставление отчётности

Если не сдать отчётность или нарушить сроки сдачи, то предприятию грозят штрафные санкции.

200 руб. – за один отчёт, не сданный в срок (ст. 126 НК РФ);

от 3 000 до 5 000 руб. – за весь пакет отчётности (ст. 19.7 КоАП РФ).

Для должностных лиц также предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ).

Отличительные черты составления бух отчётности для ООО

Бухгалтерская отчётность для ООО имеет некоторые характерные особенности.

В отличие от акционерных обществ, общества с ограниченной ответственностью в бухбалансе в строке 1320 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» раздела III «Капитал и резервы» ставят значение «0» из-за того, что у них акций нет. Также ООО, не размещающие облигации и не выполняющие другие операции по ценным бумагам, не обязаны публиковать свою отчётность (в отличие от АО).

Ещё одна особенность связана с видом деятельности ООО. К примеру, если это производственная компания, то, заполняя баланс, крайне важно правильно заполнить строку 1210 «Запасы». В ней нужно корректно отобразить данные о незавершённом производстве. Неправильные данные в строке могут повлечь за собой неверное заполнение всего баланса.

Простая сдача отчётности ООО через интернет

Такском предлагает простую процедуру, как формировать и отправлять отчётность для ООО. Для этого можно использовать сервисы компании Онлайн-Спринтер или Доклайнер. Первый представляет собой веб-кабинет, второй – программное решение, устанавливаемое на ПК пользователя.

Стоимость для ООО начинается от 2160 рублей в год. Во все тарифные планы входит неограниченное количеств отчётов в ФНС и ПФР, электронная подпись и КриптоПро. В расширенные тарифы входит также ЭДО с контрагентами (пакет на исходящие документы и безлимит на входящие), сервис по проверке компаний Такском-Досье, дополнительные направления обмена с госорганами.

Например, как сдать бухгалтерскую отчётность в браузерном решении Онлайн-Спринтер? Начать создание документа можно с главной страницы сервиса, нажав на кнопку «Создать». Далее нужно выбрать направление обмена (госорган). Нажмём на «ФНС». Спринтер предложит все возможные формы, которые также разбиты по видам отчётов. Выбираем «Бухгалтерские». Также нужный отчёт можно найти через поисковую строку.

В сервис встроен персональный календарь, который напомнит о сроках сдачи документации. Предусмотрена и автоматическая проверка отчётов на ошибки. Дополнительно можно скачать бесплатное мобильное приложение Такском-Информер, чтобы получать уведомления т ФНС в любое время.

Источник

Управленческая отчетность: назначение, виды, примеры

Управленческая отчетность: назначение, виды, примеры

Для чего нужна отчетность. Смотреть фото Для чего нужна отчетность. Смотреть картинку Для чего нужна отчетность. Картинка про Для чего нужна отчетность. Фото Для чего нужна отчетность

Опытный финансовый аналитик, бизнес-консультант, на экспертном уровне владеющий МСФО, имеет диплом DipIFR, более 10 лет руководящей работы. Возглавляла финансовые подразделения компаний с миллиардным оборотом и штатной численностью более тысячи сотрудников. Успешно с нуля внедряла управленческий учет на базе «1С:Управление производственным предприятием», осуществляла трансляцию РСБУ – МСФО, финансовый контроль (P&L, AR и AP, cashflow), отвечала за бюджетирование и прогнозирование, за прохождение внутренних и внешних аудитов, предоставляла отчетность лично учредителям компаний, неся полную ответственной за реализацию финансовой стратегии. В 2017 году открыла частную практику. Занимается консалтингом малого и среднего бизнеса, написанием бизнес-планов, white paper, привлечением финансирования на российском и международном рынках.

Общие характеристики управленческой отчетности

Внутренним пользователям: топ-менеджменту, управляющему совету или собственнику регламентированная отчетность не интересна, так как составляется она поздно, без должной детализации и не отражает тех выводов, которые должен сделать для себя собственник после ее прочтения.

Управленческие отчеты служат целям внутренних пользователей – они всегда содержат актуальную информацию по необходимым областям учета и в необходимой детализации.

Характеристики управленческих отчетов:

Виды управленческой отчетности

Великое множество форм управленческих отчетов можно разделить на три категории, исходя из информации, которую они представляют:

Далее каждая категория может быть разделена еще на несколько подкатегорий.

Отчеты по финансовому результату:

Отчеты по денежным средствам:

В статье рассмотрим наиболее распространенные управленческие отчеты из перечисленных выше.

Отчеты по финансовому результату

Общий отчет по доходам и расходам

Это, пожалуй, лидер среди управленческих отчетов по частоте применения. Стандартный отчет по доходам и расходам делают многие финансисты, чаще всего в Excel.

Примерная форма его представлена в таблице 1.

Таблица 1. Примерная форма отчета о доходах и расходах (фрагмент)

Статьи доходов и расходовЯнварьФевральМарт
ДОХОДЫ
Выручка от операционнной деятельности
Прочие доходы
РАСХОДЫ
Себестоимость производства
Сырье и материалы
ФОТ
Социальные взносы
Прочие расходы
Амортизация
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
%
Расходы на продажу
ФОТ
Социальные взносы
Прочие расходы
Амортизация
Административные расходы
ФОТ
Социальные взносы
Прочие расходы
Амортизация
EBITDA
%
EBIT
%
Прочие расходы
Проценты к уплате
Налоги
Чистая прибыль
%

Из полезной дополнительной информации по нему могу добавить, что сформировать его можно не только вручную в Excel, но и напрямую из «1С», используя аналитики программы «Статьи доходов и расходов» и панель «Финансовый результат и контроллинг». Вам достаточно настроить справочник статей доходов и расходов, организовать внесение первичной информации в соответствии с этим справочником, и на выходе вы получите всегда актуальный, автоматизированный отчет без дополнительных усилий на подсчет и сведение данных.

Отчеты по структуре себестоимости

С этой группой отчетов уже интереснее, так как, обладая широким продуктовым портфелем, финансист и топ-менеджер должны понимать, что происходит на стадии формирования себестоимости по каждому производимому продукту, по каким продуктам маржинальность выше, по каким ниже и почему.

Для этого минимум, который должен соблюдаться при введении первичной документации – разделение ее на продукты, а при настройке закрытия – распределение общих статей затрат (аренды, амортизации, заработной платы и т.д.) пропорционально выбранной базе распределения. В общем, ничего нового в ведение бухгалтерии управленческий учет не привнесет. Механизм формирования себестоимости единицы произведенной продукции и так ведется аналогичным образом, весь вопрос в детализации единицы произведенной продукции. Например, если предприятие производит игрушки, то одна игрушка уже сейчас является единицей произведенной продукции и учет ведется по ней. Но если предприятие работает по договорам подряда, то учет нужно вести по каждому из договоров и дополнительных соглашений, а например, не по одному договору в целом. Тогда вы без проблем сможете отследить себестоимость и сделать анализ маржинальности производимой продукции.

Форма отчета по себестоимости может быть любой, удобной для конкретной отрасли, например такой, как в таблице 2.

Таблица 2. Форма отчета по себестоимости (фрагмент)

Статьи доходов и расходовПродукт 1Продукт 2Продукт 3
ДОХОДЫ
Выручка от операционнной деятельности
РАСХОДЫ
Сырье и материалы
Сырье 1
Сырье 2
Сырье 3
Сырье 4
ФОТ
Окладная часть
Премиальная часть
Социальные взносы
Аренда
Прочие расходы
Амортизация
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
%

Так же, как и отчет по доходам и расходам, отчеты по структуре себестоимости можно формировать из 1С. Самым простым по настройке является отчет «Валовая прибыль», стандартный отчет во многих программных решениях 1С. Детализировав его по статьям расходов, вы получите действенный инструмент анализа себестоимости, который еще и позволяет «проваливаться» вглубь расходов, детализировав их до Документа-регистратора.

Отчеты по отдельным разделам расходов

Такие отчеты используют реже, поэтому уделим им меньше внимания. Однако одним из них, отчетом по фонду оплаты труда, многие пользуются только исходя из распределения сотрудников по регламентированным отделам: производство, продажи, бухгалтерия и так далее.

Гораздо же интереснее и информативнее смотреть отчет по ФОТ исходя из управленческих подразделений (или ЦФО), особенно сравнивая его с выручкой по тому или иному ЦФО, например, такой, как в таблице 3.

Таблица 3. Отчет по ФОТ по ЦФО

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *