Для чего нужна пленка на поликарбонате
Для чего нужна пленка на поликарбонате
Мы часто слышим, когда сталкиваемся с поликарбонатом, такое понятие, как «защитная пленка».
Но что это, для чего она и как с ней обращаться, знают не все. Поликарбонат широко применяется для строительства теплиц, а как известно, посадки в парнике нуждаются в свете и постоянной определенной температуре. Полимер как раз является почти прозрачным материалом, что дает постоянный дневной свет, также прекрасно держит тепло, а это очень важно для молодых посадок.
Дачники и огородники при покупке полимера задаются вопросом − зачем нужна пленка сверху панелей. Дело в том, что сотовый поликарбонат не терпит царапин, потертостей, сколов и других повреждений. Все это умаляет его качества, приводит к быстрому износу и негодности. Поэтому материал с обеих сторон должен быть защищен.
С внешней стороны наносится специальная УФ-защитная пленка, она по цвету будет отличаться: лист полимера с цветной пленкой ставится на внешнюю сторону. С внутренней стороны у вас должен идти лист с прозрачной пленкой, на которой есть заводская маркировка. В маркировке указан изготовитель, технические характеристики полимера и рекомендации по использованию.
Чтобы убрать внутреннюю пленку в конце монтажа, нужно аккуратно потянуть за ее концы и снимать по направлению к центру. Если материал не стоял на солнце, пленка легко снимется. Бывает, что поликарбонатные панели долго простояли на улице в незатененном месте, тогда пленка может прилипнуть и снять ее будет гораздо труднее. В любом случае скоблить или счищать пленку нельзя, иначе повредите материал. Но можно смочить мыльным раствором и снимать пленку губкой.
Надо ли снимать пленку с поликарбоната и как это сделать
Поликарбонатные листы нашли широкое применение в строительстве и сельском хозяйстве. Их активно используют для создания тепличных комплексов, навесов, пропускающих свет конструкций, балконов. Этот материал универсального назначения отличается достаточным теплоизолирующим эффектом, ударопрочностью, что и объясняет его высокую популярность. Снять пленку с поликарбоната просто, если придерживаться некоторых рекомендаций.
Зачем нужна пленка на поликарбонате
Поликарбонат – универсальный материал, который активно используют и дома, и на производственных площадках. Листы из твердого бесцветного пластика зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны. Они вполне нормально противостоят неблагоприятным факторам окружающей среды, отличаются длительным сроком эксплуатации и высокими рабочими качествами.
Неоспоримым преимуществом твердого бесцветного пластика является хорошая светопропускная способность, которая дает возможность успешно выращивать агрорастения. При нехватке солнечного света растения не дают богатого урожая, а в случае резких изменений температурного режима они и вовсе могут погибнуть. Благодаря высоким рабочим характеристикам листы поликарбоната обеспечивают оптимальный микроклимат внутри тепличного комплекса, парника.
Убирать пленку с поликарбоната нужно, но только по завершению монтажных работ. Основная ее задача – защита листов при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, установке.
У качественного полимерного пластика сотового типа защитная пленка находится с двух сторон. На одной стороне наклеена прозрачная бесцветная пленка, а с другой – цветная, которая информирует о наличии защиты от негативного воздействия ультрафиолетовых лучей. Она позволяет понять, какой стороной следует крепить материал в процессе монтажа.
На пленке поликарбоната, если он выпущен ответственными производителями, есть соответствующая маркировка. На ней указано название, технические параметры материала, данные о торговой марке, основные правила по использованию и установке листов.
Если на поликарбонатных панелях присутствует прозрачная пленка с двух сторон, то срок его эксплуатации редко превышает 1-2 года. Тогда как наличие цветного покрытия обеспечивает срок службы материала до 10-15 лет. Также при выборе листов поликарбоната следует обратить внимание на их края – на них должна быть лазерная насечка с маркировкой.
Нужно ли снимать защитную пленку с поликарбоната
Снимать защитную пленку с поликарбоната необходимо в обязательном порядке, но только перед началом проведения монтажных работ. Для удобства рекомендуется сделать отметку на той стороне полимерного материала, где находится защита от ультрафиолетовых лучей. Именно этой стороной и нужно монтировать листы к солнцу.
Учитывая, что транспортировочное покрытие нужно только для сохранения материала при перевозке, доставке, то необходимости в дальнейшем его применении нет. Если при очистке поликарбоната от него не были сделаны отметки и листы с УФ-защитой оказались внутри конструкции, то ни о каком тепле, долгом сроке службе не может быть и речи. Такая конструкция быстро разрушится под воздействием солнечных лучей, все усилия будут напрасными.
Как снять присохшую пленку с поликарбоната
Чтобы снять прикипевшую пленку с поликарбоната, нужно изрядно потрудиться, поскольку она сильно приклеилась к листам. Такая неприятность часто случается, когда панели длительное время пребывают на солнце.
Уже на следующий сезон защитный слой сам начнет отставать. Но это больше относится к наружной стороне поликарбонатных листов, с внутренней стороны потребуется немного больше времени на отхождение ее от поверхности.
Существует еще один способ снять транспортировочную пленку с материала – посредством применения нагревательных приборов, в частности фена. Но, как показывает практика, делать это не нужно, поскольку, как и с другими агрессивными способами, велик риск нарушить целостность поверхности листов. К тому же нагревание защитного покрытия только еще больше усугубит ситуацию.
Что делать, если пленка с поликарбоната не снимается
Если защитный слой не отклеивается от поверхности, то можно воспользоваться следующим щадящим способом – путем применения моющего средства. Для этих целей используют любое домашнее моющее средство: для мытья посуды, жидкое мыло. Его добавляют в емкость с теплой водой, затем губкой наносят на листы поликарбоната, дают немного времени для отмокания, и затем аккуратно убирают этот пленочный слой. Таким образом, можно попробовать снять старую пленку с поликарбоната.
Заключение
Если быстро снять пленку с поликарбоната не получается, то не стоит сразу прибегать к радикальным мерам: царапать, греть поверхность. Оптимальный вариант – применение мыльного раствора. Чтобы парник, тепличный комплекс или навес с использованием поликарбонатных листов долго и эффективно служил, необходимо не только грамотно подойти к монтажным работам, но правильно уметь снять транспортировочное покрытие. Только комплексный подход в обустройстве любой конструкции с применением поликарбонатных листов даст желаемый результат. Нельзя нарушать защитный слой от негативного воздействия ультрафиолета, все работы следует производить аккуратно.
Как правильно снять пленку с поликарбоната и зачем это нужно
Строитель 5-го разряда
Зачем нужна пленка
Монолитный и сотовый поликарбонат отличается хорошей светопропускной способностью, что важно для роста и развития выращиваемых в теплицах плодовых и овощных культур. Отсутствие либо недостаток солнечного освещения негативно сказывается на плодоношении, а резкие перепады температуры приводят к гибели растений. Обшивка из полимерного пластика поддерживает благоприятный микроклимат внутри теплицы.
Многие огородники интересуются, какое предназначение имеет специальное защитное покрытие на поверхности полотна. Стоит отметить, что разнообразные сколы, микротрещины, царапины, вмятины и другие механические повреждения приводят к ухудшению либо полной потере первоначальных физических свойств и качеств материала. Использовать такое полотно для обшивки теплицы нецелесообразно.
Светопропускаемость полкарбоната считается одни из главных параметров
Специальное защитное покрытие поверхности необходимо при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и монтаже полимерного пластика.
Качественный поликарбонат сотового типа должен быть защищен с двух сторон. При этом одна сторона покрыта прозрачной бесцветной пленкой, а вторая – цветной. Цветной полиэтилен обозначает сторону с УФ-защитой.
Ответственные производители наносят на пленку следующую маркировку:
Видео «Защитная пленка на поликарбонате»
Из этого видео вы узнаете, как правильно удалить пленку с сотового поликарбоната:
Покрытие с внутренней стороны
Снимать защитный слой с внутренней стороны листа нужно по окончании монтажа полимерного пластика. Если строительные работы проводятся в жаркий летний день, стоит поспешить со снятием защитного покрытия. Иначе полиэтилен «приклеится» к полотну.
Защитная пленка снимается от края к центру, при этом движения должны быть аккуратными и неторопливыми. Скрести спецпокрытие различными инструментами, приспособлениями и даже ногтями запрещено – существует высокий риск повреждения целостности поверхности материала.
Если пленка все-таки прилипла к полотну полимерного пластика, можно применить один из народных методов: намочите поверхность листа теплой водой с добавлением жидкого детского мыла или средства для мытья посуды, оставьте на несколько минут, снимите защитный слой мягкой поролоновой губкой.
Покрытие с внешней стороны
Тыльная сторона сотового поликарбоната может иметь бесцветную либо цветную пленку. Бесцветное спецпокрытие говорит о том, что у данного листа полимерного пластика нет УФ-защиты. Соответственно срок службы такого материала не более 2–3 лет.
Если с внешней стороны плёнка прозрачного цвета значит у этого листа поликарбоната нет защиты от УФ
Снимать защитный слой обязательно. Остатки полиэтилена приведут к повреждению слоя защиты от УФ-лучей и ухудшению технических качеств поликарбоната.
Работать с листами сотового поликарбоната несложно, если следовать советам более опытных аграриев и рекомендациям компании-изготовителя.
Выбираем укрывной материал для теплицы
При участии компании Safplast
Сотовый поликарбонат произвел настоящую революцию в сельском хозяйстве. С появлением этого материала садоводы смогли воплотить в жизнь самые грандиозные мечты. Так, в стационарных укрытиях из поликарбоната даже в Сибири полностью вызревает и набирает нужное количество сахара виноград; в теплицах из сотового поликарбоната созревают арбузы, и уже в конце мая поспевают помидоры. Сотовый поликарбонат применяется в растениеводстве сравнительно недавно, но по популярности он далеко обошел традиционные укрывные материалы, такие, как стекло и полиэтиленовая пленка. Единственное: не весь поликарбонат, во множестве представленный на рынке, одинаково хорош и одинаково пригоден для теплицы – есть такой, который буквально рассыплется после первого же сезона. Мы расскажем вам, как выбрать для вашей теплицы качественный сотовый поликарбонат.
Пленка, стекло или поликарбонат?
Вы заметили, как быстро шатры теплиц из поликарбоната вытеснили с наших участков пленочные парники и стеклянные тепличные сооружения? В отличие от пленки, качественный поликарбонат может служить до 20 лет, а при сравнении со стеклом он поражает надежностью – теплицы из хорошего сотового поликарбоната способны выдерживать и мощные порывы ветра, и град размером с голубиное яйцо. По подсчетам специалистов, сотовый поликарбонат в 20 раз прочнее стекла.
Кстати, стеклянные теплицы и в дополикарбонатную эпоху садоводства встречались не так уж часто, и не только из-за хрупкости стекла. Соорудить такую теплицу было действительно сложно, тут требовались умелые руки и даже инженерные способности. К тому же, выращивание растений в стеклянной теплице требовало определенных навыков – например, приходилось организовывать притенения, чтобы защитить листья от солнечных ожогов.
В теплицах из сотового поликарбоната растения получают достаточное количество света и в то же время защищены от ожогов. Дело в том, что этот материал обладает высокими светопропускающими качествами и одновременно способен рассеивать солнечный свет.
И профессиональные агрономы, и садоводы-любители, оценившие высокие качества нового материала, говорят о том, что поликарбонат поликарбонату рознь. И, чтобы не разочароваться в поликарбонате, надо особенно внимательно подходить к его выбору.
На что обращать внимание?
Один из главных критериев хорошего поликарбоната – защита от ультрафиолетовых лучей. Не весь сотовый поликарбонат, который продается в России и других странах, имеет эту защиту, у самых дешевых марок ее как раз нет. Но экономить на этом нельзя.
Дело в том, что сотовый поликарбонат без УФ-защитного слоя быстро разрушится под воздействием солнца. Пожалуй, это единственный недостаток материала. Он становится непрозрачным, желтеет, как старая бумага, заметно деформируется и в итоге может разрушиться буквально за сезон-два. А теплица из качественного поликарбоната с УФ-защитным слоем под солнцем не разрушается и способна служить своему хозяину два десятка лет. Качественный сотовый поликарбонат защищен от ультрафиолета равномерным концентрированным (это важно!) слоем толщиной не менее 30 мкм. Т.к. УФ-слой невидим невооруженным глазом, должны быть документы, подтверждающие срок службы листа.
Важно понимать, что поликарбонат от вредных ультрафиалетовых лучей защищает именно специальный УФ-защитный слой. Некоторые продавцы сотового поликарбоната говорят, что УФ-защита добавлена в массу поликарбоната. Но такая защита не работает, поскольку концентрация УФ-защиты на поверхности будет явно недостаточной. Это – как есть солнцезащитный крем ложками, чтобы уберечь кожу от нежелательного воздействия солнца. Поэтому убедитесь, что вы покупаете поликарбонат именно с УФ-защитным слоем (он нанесен со стороны цветной защитной пленки).
Раньше обычные покупатели наличие УФ-защиты на листе поликарбоната проверяли аппаратом для проверки подлинности банкнот. Но потом производители, которые фактически УФ-защитный слой не наносят, стали добавлять на поверхность листа оптический отбеливатель. В итоге в аппарате слой светится, а фактически его нет.
Проверить, нанесен ли в действительности на лист УФ-защитный слой, можно только в лабораторных условиях, но, так как это дорого, покупатель, естественно, заниматься этим не будет. Для потребителя единственный вариант точно удостовериться – это документально подтвержденная финансовая ответственность производителя в течение заявляемого срока службы (т.к. именно УФ-защитный слой отвечает за долговечность поликарбоната).
Кстати, обязательно изучите информацию на сайте производителя – там могут быть опубликованы сертификаты качества и результаты натурных испытаний, подтверждающие срок службы. Также информация о наличии УФ-защитного слоя должна указываться на упаковке.
Еще один важный критерий качества сотового поликарбаната – толщина листа.
Толщина листа сотового поликарбоната влияет на теплосбережение. Чем выше толщина (и, соответственно, больше воздуха в ячейках), тем лучше поликарбонат сберегает тепло. Для сезонной теплицы оптимальная толщина 4 мм. Если делать круглогодичную теплицу, то лучше выбирать толщину 8 или 10 мм, в этом случае поликарбонат позволяет снижать затраты на отопление.
При этом не следует забывать, что чем толще лист поликарбоната, тем хуже он гнется.
Также при покупке сотового поликарбоната нужно учитывать такой показатель, как вес.
Есть простой тест, который позволит определить качество материала. Возьмите лист сотового поликарбоната и слегка сожмите его пальцами. Если на листе останутся вмятины или, тем более, от вашего нажатия деформируются или сломаются ребра жесткости, это сотовый поликарбонат с заниженной плотностью. На качественном материале никаких следов от нажатия не останется.
Обычно в точке продаж у покупателя нет возможности взвесить лист и определить его плотность (остается только верить продавцу на слово). Пощупав лист, можно понять, насколько прочные соты (вертикальные перегородки листа). Чем ниже плотность (вес), тем ниже прочность.
Еще: вы не получите хорошего урожая в теплице из непрозрачного поликарбоната. В реальности поликарбонат может иметь разные оттенки: красноватый, голубоватый и т.д. К сожалению, не исключена возможность, что вам попадется недобросовестный продавец, который будет говорить, что цветной поликарбонат особым образом преобразует солнечный свет и ускоряет фотосинтез. Но испытания показывают, что любые оттенки любых цветов в материале теплиц снижают пропускание света к растениям, а значит и задерживают их развитие. То есть, качественный тепличный поликарбонат должен быть еще и прозрачным.
В России, действительно, производится поликарбонат, который ускоряет фотосинтез, а следовательно, повышает урожайность и ускоряет созревание плодов. Но эта инновация не зависит от цвета материала. На такой поликарбонат нанесен био-слой, который преобразует ультрафиолетовые лучи в красные. Подробнее об инновации расскажет разработчик:
Поликарбонат Актуаль!Bio с био-слоем создан на основе специальной светопреобразующей добавки, которая преобразует часть УФ-лучей солнца в красный спектр света. Фотосинтез происходит быстрее под влиянием именно красного спектра света. Растения в теплице с таким покрытием при прочих равных условиях получают больше красного спектра света, фотосинтез ускоряется, поэтому растения дают большее количество плодов, плоды быстрее созревают и дают большую массу.
Теплица: когда и как устанавливать
Понятно, что дешевый поликарбонат не может обладать всеми вышеназванными качествами, и низкая цена, скорее, отпугнет ответственного покупателя, чем заинтересует. Но сэкономить на теплице из сотового поликарбоната все же можно. Здесь действуют те же правила, что и с посадочным материалом: осенью спрос ниже, поэтому можно купить дешевле, чем весной. К тому же, осенью теплица устанавливается легче (весной установку затрудняет перемерзший грунт), а, подготовив с октября теплые грядки, посадки можно будет делать уже ранней весной.
Очень важно правильно выбрать место установки теплицы. У каждого участка есть свой микроклимат, и в пределах нескольких соток температура на поверхности почвы может отличаться на один-два градуса. Поэтому теплицу не ставят в самых низких и затененных местах участка, где скапливается влага, а весной наиболее вероятны заморозки. И напротив, самое ровное, хорошо освещенное и сухое место на участке подойдет для теплицы лучше всего.
Чтобы теплица гарантированно пережила сильные снегопады и не рухнула под тяжестью снега, дополните качественный поликарбонат качественным каркасом. Эксперты рекомендуют каркас из цельных профильных труб. Эта рекомендация особенно важна для тех, кто не бывает зимой на даче и не очищает теплицу от снега. Кстати, для этого достаточно постучать ладонью по листу сотового поликарбоната с внутренней стороны сооружения.
Обычно теплицы из сотового поликарбоната устанавливают без фундамента, закрепляя каркас на выбранном месте специальными штырями. Но в некоторых случаях делается и облегченный свайный фундамент. При монтаже теплицы важно соблюдать несколько важных правил:
В целом, правильно выбранный материал укрытия теплицы всегда приводит к хорошему и раннему урожаю, и даже самые преданные сторонники выращивания растений в открытом грунте переходят на сторону прогресса. Кто бы мог поверить, что в мае уже можно собирать первый урожай томатов? Однако качественные теплицы позволяют добиваться еще и не таких результатов.
Надо ли снимать пленку с поликарбоната и как это сделать
Приобретая поликарбонат, покупатель зачастую задается вопросом: нужно ли снимать пленку с поликарбоната?
Иногда мы видим на дачных участках или даже на строительных объектах в городе, как стоит такой красочный поликарбонат, покрытый пленкой с рисунками таких симпатичных помидоров. И человек, который впервые сталкивается с этим пластиком, начинается сомневаться — избавляться от пленки или все оставить ее, такую красивую с надписями, ведь с ней конструкция вроде как приятней глазу?
Правильный ответ — надо снимать пленку, иначе будут проблемы.
Это всего лишь транспортировочная пленка, которая защищает листы во время их перевозки и хранения, поэтому ее стоит снять, когда передвижения листов больше не планируется. Некоторые дачники путают транспортировочную пленку с защитным уф-слоем, который оберегает лист от ультрафиолета. Уф-слой невидим и не сдирается, вы его никак случайно не снимите, поэтому не переживайте за это.
Снимать пленочное покрытие нужно с обеих сторон и делать это непосредственно перед монтажом. Вам важно запомнить или даже отметить маркером, с какой стороны листа находится уф-защита (эта информация находится на снимаемой вам транспортировочной пленке) и этой стороной стелить наружу, к солнцу.
На самом деле это самое важное дело — не перепутать сторону с уф-защитой. В спешке да в дачной суете стоит только немного отвлечься и перепутать стороны, тогда можно позабыть про долгий срок службы поликарбоната и его гарантию.
А что будет, если не снять пленку с поликарбоната? Не будет ничего хорошего, расскажем об этом ниже.
Достоинства
Как снять присохшую пленку с поликарбоната
Чтобы снять прикипевшую пленку с поликарбоната, нужно изрядно потрудиться, поскольку она сильно приклеилась к листам. Такая неприятность часто случается, когда панели длительное время пребывают на солнце.
Важно! Если убрать защитную пленку крайне проблематично, то ее лучше оставить, скрести по поверхности не стоит, иначе велика вероятность повреждения ультрафиолетовой защиты.
Уже на следующий сезон защитный слой сам начнет отставать. Но это больше относится к наружной стороне поликарбонатных листов, с внутренней стороны потребуется немного больше времени на отхождение ее от поверхности.
Существует еще один способ снять транспортировочную пленку с материала – посредством применения нагревательных приборов, в частности фена. Но, как показывает практика, делать это не нужно, поскольку, как и с другими агрессивными способами, велик риск нарушить целостность поверхности листов. К тому же нагревание защитного покрытия только еще больше усугубит ситуацию.
Недостатки
Не обошлось и без недостатков. К ним можно отнести:
Нужно ли снимать защитную пленку с поликарбоната
Снимать защитную пленку с поликарбоната необходимо в обязательном порядке, но только перед началом проведения монтажных работ. Для удобства рекомендуется сделать отметку на той стороне полимерного материала, где находится защита от ультрафиолетовых лучей. Именно этой стороной и нужно монтировать листы к солнцу.
Учитывая, что транспортировочное покрытие нужно только для сохранения материала при перевозке, доставке, то необходимости в дальнейшем его применении нет. Если при очистке поликарбоната от него не были сделаны отметки и листы с УФ-защитой оказались внутри конструкции, то ни о каком тепле, долгом сроке службе не может быть и речи. Такая конструкция быстро разрушится под воздействием солнечных лучей, все усилия будут напрасными.
Срок службы
Срок службы зависит от множества факторов. Чаще всего производители дают десятилетнюю гарантирую, которая распространяется на первичный материал, изготовленный из высококачественного сырья. Но при правильной эксплуатации этот срок может быть значительно увеличен. Стоит такой материал недешево, но можно выбрать и более дешевый вариант, когда поликарбонат получается путем смешивания первичного сырья и вторичного, полученного в результате переработки пришедших в негодность листов, как показано на фото. Дешевые сорта не гарантируют вам долгий срок службы, поэтому при выборе нужно определиться, что для вас стоит на первом месте – цена или качество, особенно если вы собираетесь строить теплицу.
Как исправить засвеченную фотографию? | Обработка фотографий | Adobe Photoshop | Фотошкола Genesis
Андрей Журавлев (aka zhur74), профессиональный цветокорректорСпециально для «Стань фотографом!»июль 2013 г.
В качестве вступления я выбрал уже знакомую многим картину «Челубей борется с пересветом». Эта шутка Антона Мартынова как нельзя кстати подходит к теме статьи. Тем более, что и задача восстановления пересвеченных фотографий выглядит одновременно сложной и комичной. Но давайте по порядку.
Чтобы разбирающиеся в обработке читатели не тратили зря свое время отвечу кратко. При пересвете фотоматериал или матрица получает избыточную экспозицию, что приводит к излишней яркости получившегося изображения и компрессии светов. Проще говоря, в светах понижается контраст. Таким образом, чтобы исправить пересвеченные участки необходимо их затемнить, с повышением контраста светов. Если пересвет локальный, то и воздействие должно быть соответствующим образом локализовано. Все! Каким инструментом вы будете это делать, зависит от ваших навыков и имеющихся исходников.
Если такого краткого описания не достаточно, давайте разбираться более подробно. И начнем мы с предыстории (если вам интересны только рецепты, пропустите ее).
Предыстория
В ответ на озвученный в названии статьи вопрос часто можно услышать: «Нужно пойти и переснять!» И это самый глупый ответ из всех возможных. Потому что с одной стороны переснимать уже поздно, а с другой… еще рано.
Почему переснимать уже поздно? Братьям Люмьер было легко: поезда в Париж приходили регулярно, по расписанию. Не получилось снять сегодня, попробуем завтра. Но если вы снимаете какое-то конкретное событие, к моменту обнаружения пересвета поезд уже ушел: свадьба прошла, матч закончился, президенты пожали друг другу руки, самолет улетел и т.п. Попробуйте предложить молодым еще раз сыграть свадьбу ради нескольких кадров и вам все объяснят без меня.
Почему переснимать рано? Потому что были причины для возникновения пересвета в первый раз. Эти причины никуда не делись, он с таким же успехом может появиться вновь. И здесь мы должны перейти к очень грустной теме под названием «сенситометрия». Нет, сама по себе эта наука если и не веселая, то очень интересная и увлекательная. Грустно то, что у большинства современных фотографов нету о ней ни малейшего представления.
Сенситометрия (от позднелатинского sensitivus — чувствительный и …метрия), учение об измерении фотографических свойств светочувствительных материалов. Центральным объектом сенситометрии является характеристическая кривая фотоматериала. Из нее фотограф может получить все данные, необходимые для практической работы с конкретной пленкой. Зная чувствительность и фотографическую широту пленки, оценив яркость и динамический диапазон сцены, он принимает решение о выборе экспозиции.
Что делать, если сцена не укладывается в линейный участок кривой (C-D), то есть перепад яркостей в ней больше, чем может корректно зафиксировать пленка?
Первый вариант: поменять свет так, чтобы она уместилась в линейный участок.
Второй: выбрать пленку с большей фотоширотой.
Третий: если вылеты небольшие, оставить все как есть в расчете на не очень сильные искажения в области плеча (D-E) и стопы (B-C) и последующие правки при печати фотографий.
Четвертый: оценить яркость наиболее значимых участков сцены и скорректировать экспозицию таким образом чтобы они попали на линейный участок, а некоторые провалы в тенях и светах образовались на не очень значимых областях.
Раньше фотографы это знали, умели оценивать и выбирать правильную экспозицию. Естественно, кто-то лучше, а кто-то хуже. Цифровые камеры с автоматическими системами экспозамера (весьма, кстати, неплохими) выкосили это знание как класс. Из средств контроля большинство использует только внутрикамерную гистограмму, имеющую к содержимому raw-файла весьма отдаленное отношение. Даже элементарное понимание логики работы разных режимов замера экспозиции есть не у всех.
Вот откуда возникают пересветы. И чтобы их победить хорошо и основательно, нужно держать в руках книгу, а не фотоаппарат. Вы все еще хотите бороться с пересветом после съемки? Хорошо, давайте посмотрим, что у нас есть из исходников и какой к ним можно применить инструментарий.
Raw + конвертер
Если вы еще не знакомы с этим форматом, очень рекомендую познакомиться. Для первого общего знакомства подойдет пост Антона Мартынова «Зачем снимать в RAW?», а более подробно не только про raw можно прочитать в статье Михаила Афанасенкова «Размуно о фото».
Основное преимущество raw в том, что он содержит большое количество избыточной информации. Наше зрение имеет в первом приближении логарифмическую характеристику: чем больше яркость, тем больше нужно ее изменить, чтобы мы заметили это изменение. Сенсор фотоаппарата линеен: он отсчитывает одни и те же приращения яркости и в тенях и в светах. Поэтому основной запас информации приходится именно на очень светлые области. Что для решения нашей задачи весьма кстати.
Начнем с простого примера,
Для увеличения любой фотографии в этой статье просто кликните по картинке, и она откроется в новом окне в полном размере.
В открытом с настройками по-умолчанию файле находим сразу несколько проблем. Во-первых, отсечка на самых светлых областях (блики на цветках и волосах), подсвеченная красным. Во-вторых, общая белесость фотографии, которую так же можно отнести к пересветам, поскольку она вызвана попаданием в объектив контрового света. В-третьих, слабая освещенность лица, обращенного к нам теневой стороной.
Избыток информации в светах позволяет легко избавиться от отсечки, просто дав отрицательную экспокоррекцию на полтора стопа. Если вы скормите конвертеру не raw, а jpg или tif такого результата добиться не получится, поскольку избыточной информации в них нет. По той же причине крайне ограниченные возможности имеет инструмент Exposure в фотошоп. Но такой ход приводит к потемнению всей картинки. А поскольку засветка не общая, а локальная, нужно искать что-то другое.
Вернем на место настройки экспозиции и воспользуемся тонмапером Highlights. Этот регулятор оказывает локальное воздействие только на светлые участки, затемняя их и повышая контраст. Работает через размытую маску и в первом приближении соответствует действию инструмента Shadows/Highlights в фотошопе. С первой проблемой справились, переходим ко второй. Контровая засветка приводит к потере черной точки. Обратите внимание на гистограмму: она не доходит даже до три четверть тонов. Изображение не полноконтрастно в тенях.
Проблема решается установкой темной точки при помощи движка Blacks. Не старайтесь сразу зажать его до появления отсечки в тенях. Просто подтяните самые темные области ближе к черному. Точную подстройку можно будет сделать позже, после работы тонмапером и установки экспозиции.
Третья проблема (темная девушка) так же как и первая является локальной, поэтому в борьбе с ней поможет тонмапер Shadows. Он осветляет темные участки с повышением в них контраста, работая через размытую маску. Желающие ознакомиться с принципами работы Shadows/Highlights могут это сделать в моей статье «Стероиды для светов и теней».
В продолжение статьи надо заметить, что в Photoshop CS6 алгоритм работы Shadows/Highlights был сильно улучшен. Разработчикам удалось победить основную болезнь любого тонмапера — ореолы. Аналогичные алгоритмы были применены и в ACR. Именно поэтому сейчас возможно использование даже крайних значение. При работе со старыми версиями программы применять регуляторы Recovery и Fill Light (так раньше назывались светлый и темный тонмаперы) следует с большой осторожностью.
Небольшое избыточное осветление темных областей можно использовать для легкой отрицательной экспокоррекции. Это позволит еще лучше проявить светлые участки и добавит изображению немного насыщенности. При помощи Whites поправлена точка белого. Ставить ее раньше не имело смысла, поскольку на ее настройки влияют значения Exposure и Highlights.
Конечно, можно применить дополнительные локальные коррекции прямо в ACR, или сконвертировать изображение и доработать его в фотошопе. Но это будет уже наведением лоска, основные проблемы решены.
Второй пример может показаться более страшным, хотя, по сути, он полностью соответствует первому. В этот раз мы имеем дело только с локальным пересветом.
Первая коррекция нам уже знакома: Highlights –100. В «обычных» случаях я стараюсь не злоупотреблять крайними настройками, но здесь ситуация критическая. Светлые детали спасены от полного исчезновения, но по прежнему мало контрастны.
Дополнительно поправить ситуация может отрицательная экспокоррекция. Чтобы не впадать в крайности я убрал всего 1 стоп, хотя можно было довести до полутора. Сильнее убирать экспозицию не стоит, поскольку затемнение снимка будет чрезмерным и справиться с ним просто не получится.
Ну, и о затемнении. На светлых участках оно кстати, а с темных участков его легко убрать при помощи тонмапера Shadows. Можно отстроить и другие параметры, но к решению основной задачи они не имеют отношения.
Последний пример работы с raw-файлом — это даже не пример реального пересвета, а иллюстрация к визуальному эффекту одновременного контраста, который нас запугивает.
Я сразу вывел иллюстрацию в интерефейсе ACR, поэтому вы можете посмотреть на подсказку и констатировать: пересветов практически нет, а светлые пятна на руках и одежде кажутся таковыми только на контрасте с темными соседними областями. Что предпринять в данном случае?
Конечно, вид картинки целиком и полностью зависит от замысла автора. Лично я сделал бы следующее. Чтобы светлые участки не выглядели такими вызывающими, я немного осветлил изображение подняв экспозицию на 0,7 стопа. Кстати, при этом цвета станут более интересными и равномерными. А небольшие пересветы легко компенсировать затемнив света тонмапером.
Что касается отсечки в тенях на юбке (или брюках), то на нее можно просто махнуть рукой: область маленькая, расположена рядом с краем фотографии. И самое главное, мы спокойно относимся к потере деталей в тенях на фотографиях, потому что привыкли терять их в жизни. Это связано с особенностями яркостной адаптации зрения, но слишком далеко выходит за рамки нашего разговора.
Вот все, что могут предложить нам raw-конвертеры. В разных программах конкретные регуляторы носят разные названия, но идея работы с raw-файлом общая: вытаскивать детализацию на светлых областях работая с тонмаперами и экспозицией. Принципиально не буду рассматривать маскирование в конвертере, поскольку оно крайне примитивно. И если уж использовать маски, до делать это нужно в Photoshop.
Raw + Photoshop + маски
Для зрелищности, конечно, нужно было бы привлечь новую картинку. Но мы пожертвуем ею в пользу наглядности сравнения. Что делать, если излишняя яркость светлых областей оказалась тонмаперу не по зубам? Нужно делать двойную проявку raw-файла и сращивать его в фотошопе через маску.
Основной вариант конвертируем с уже рассмотренными ранее установками. Это будет базовая картинка, которую мы доработаем при помощи второго варианта конвертации.
Вторую проявку сделаем с большой отрицательной экспокоррекцией, чтобы лучше проявились детали на светлых участках. Каждое изображение требует своих параметров, но из моего опыта –3 стопа — это практически предел дополнительного затемнения. Чаще же оно лежит в пределах 2 стопов.
Использовать ли при конвертации смарт-объекты дело личного вкуса. Я считаю, что глупо перегружать основной файл, сохраняя в нем два раза raw, поэтому просто конвертирую его два раза и собираю в один файл уже обычные пиксельные слои.
Перенести слой из одного изображения в другое можно простым драг-анд-дропом (перетащить). А чтобы не возиться с позиционированием перед тем как отпустить клавишу мышки прижмите Shift, новый слой будет размещен точно по центру документа.
Затемненный слой должен проявляться только на самых светлых участках, светлые области лучше выделяются на темном фоне, следовательно маску для него нужно делать из самого темного канала исходного изображения. Для портретно-пейзажной тематики таким каналом будет синий.
Чтобы выделение было более акцентированным маску необходимо затемнить. Сила затемнения и конкретная форма кривой зависят от картинки, но общий ход коррекции соответствует показанному выше.
Вот результат сложения двух изображений. Он выглядит тусклым и низко контрастным в светах. Это естественно, поскольку света затемнялись, при этом маска и коррекция работали как бы навстречу друг другу, не поддерживая, но мешая друг другу. Чем светлее участок, тем сильнее маска пропускает на него затемняющее воздействие, тем сильнее он затемняется.
Падение локальных контрастов — вечная проблема тонмэпинга. Чтобы ее избежать нужно уравнивать воздействие на соседние области, это можно сделать только размыв маску, что, в свою очередь, порождает ореолы. Я описывал это в статье «Стероиды для светов и теней» и рассказывал отвечая на первый вопрос мастер-класса «Задай вопрос эксперту», поэтому не буду повторяться.
Низкий контраст и серость в светах не проблема. Мы можем заново поставить точку белого. При этом можно просто равномерно поднять контраст всего изображения (как это показано на иллюстрации). А можно зафиксировать среднюю точку кривой и все повышение контраста направить в четверть тона, где и сосредоточилась детализация светлых областей.
Лучше всего такой прием срабатывает когда маска имеет четкие границы. То есть выделяем весь объект по его вещественной границе и целиком меняем его. Именно так я однажды победил белую шелковую рубашку в которую был одет Александр Ревва. Шелк сильно бликует, поэтому рубашку пришлось целиком вырезать из недоэкспонированной версии кадра.
При использовании маски созданной на основе канала или маски отдельного тонового диапазона такая коррекция не столько дополнительно проявляет недостающие детали, сколько дает общее смягчение и сглаживание бликов.
Tif, jpg и все-все-все
Ну а если raw-файла все-таки нет? Действуем точно так же, только в фотошопе: ставим на место потерянную черную точку и затемняем света, повышая в них контраст. Минусы: отсутствие избыточной информации, которая так выручала в raw. Плюсы: нет таковых, но отступать-то все равно некуда.
Сразу сдадим в архив инструменты Levels и Brightness/Contrast. Это те же кривые, только с порезанными донельзя возможностями и за счет этого слегка упрощенным интерфейсом. Подробности о работе этих инструментов можно найти в статье «Levels и Brightness/Contrast»
Исходник сконвертирован из рассмотренного ранее raw-файла с настройками по-умолчанию. Нужно сразу заметить, что чудес на свете не бывает: спасти можно только то, что сохранилось в изображении. Поэтому с ушедшими в отсечку цветами и бликом на левой (с точки зрения модели) стороне прически придется смириться. Побороться можно только с общей избыточной засветкой.
Любая дополнительная засветка (контровой свет, дымка, сильный блик и т.п.) прежде всего сказывается на черной точке. Для светлых участков дополнительное относительное осветление будет небольшим, а для темных окажется фатальным. Вернем на место черную точку. Поскольку с хроматическим балансом все в порядке, я не стал лезть в каналы и сделал это при помощи мастер-кривой.
Обращенная к нам теневой стороной модель становится слишком темной. Можно было бы через маску сделать дополнительную коррекцию только на нее, но две наложенные друг на друга коррекции сильнее портят изображение. Поэтому при помощи маски уберем затемнение с модели.
А теперь через такую же, но инвертированную маску, откорректируем девушку. Через мягкие размытые маски можно бороться с локальными засветками, но об этом чуть позже.
А сейчас самый быстрый (хотя и менее аккуратный) способ исправить общую засветку на фотографии. Просто вызовите Shadows/Highlights. Основная хитрость скрывается в настройках Black Clip и White Clip. Перед тем как применять светлый и темный тонмаперы этот инструмент приводит изображение к полноконтрастному, отбросив по одной сотой процента самых светлых и темных точек.
Я предпочитаю выполнять эту операцию самостоятельно, но в не очень критичных случаях, когда с хроматическим балансом все в порядке, можно довериться и Shadows/Highlights.
Что делать, если засветка оказалась не равномерной? Нужно корректировать изображение выборочно.
Первым делом установим точку черного по более темным участкам. В этот раз пришлось работать поканально, поскольку контровой свет имел явный теплый оттенок. Было бы странно избавляясь от засветки, оставить этот оттенок.
Мягкой маской с растушеванными границами выделяем левый нижний угол и дополнительно затемняем его. Вот тут нас подстерегают трудности. Во-первых, затемнение, которое нам приходится делать, такое сильное, что начинают вылезать артефакты. Во-вторых, из-за сильного повышения контраста подскакивает насыщенность и появляются навязчивые цветные оттенки. В-третьих, пятно засветки имеет достаточно хитрую форму, поэтому с маской придется повозиться.
Цветной оттенок легко пригасить, просто понизив насыщенность. А чтобы это понижение действовало только в области засветки, применим к слою Hue/Saturation команду Create Clipping Mask. С маской тяжелее. Для более качественного результата нужно еще раз рисовать маску, снова корректировать… Не знаю, нужно ли вам это, но я считаю, что если фото снимали с явным контровым светом, значит на это были причины. И попытка полностью избавить от него фотографию выглядит странно.
Вместо кривых можно использовать белый слой в режиме Color Burn и рисовать по нему. Я не буду отдельно описывать весь процесс, поскольку уже сделал это в статье «Режимы наложения. Color Burn и Color Dodge». А желающие не просто почитать, но посмотреть и послушать, могут обратиться к записи занятия «Color Burn — самый мощный режим наложения»
При помощи Color Burn можно быстро и просто пригасить излишние блики на лице (если они не пробойные). Я условно назвал этот метод «цифровая пудра». Описывать его сейчас так же нет смысла, поскольку неплохой урок по нему записал Евгений Карташов.
А если блик все-таки оказался пробойным и детали в нем полностью исчезли, его можно устранить при помощи частотного разложения. Закрасив блик тоном кожи на низкочастоном слое и восстановив фактуру на высокочастотном. Но это уже совсем другая история.
Есть еще несколько инструментов, позволяющих получить затемнение или осветление на изображении, но описывать здесь все не вижу смысла, поскольку серьезных преимуществ перед кривыми они не имеют. Выскажусь только по поводу наложения картинки самой на себя в различных режимах. Способ это достаточно глупый, поскольку за каждым таким наложением скрывается конкретная коррекция кривой. Какая именно описано вот здесь. А плодить лишние слои — только файл зря раздувать.
Немного особняком стоит тема восстановления пересвеченных каналов на светлых цветных объектах. Рассматривая данный кадр не сразу можно понять из чего сделана или чем накрыта поверхность стола, на котором стоит тарелка. Кажется, что этот объект безвозвратно переэкспонирован и спасти его невозможно.
Но достаточно взглянуть на темный (в данном случае синий) канал, чтобы все встало на свои места. Это скатерть из ткани достаточно грубого плетения и в изображении содержится вся необходимая для восстановления информация.
Подмешав синий канал в красный и зеленый и подобрав пропорции их затемнения, получаем вполне вменяемую картинку. Конечно, можно еще поработать с цветом и контрастом деталей на скатерти, но главная задача решена — детали во всех каналах восстановлены. Вкратце про смешивание каналов можно прочитать в статье «Режимы наложения. Darken и Lighten».
На этом пора прощаться. Надеюсь, вам не часто придется спасать пересвеченные фотографии в фотошопе. Все-таки лучший способ выхода из критической ситуации — это не попадать в нее. Но перечисленные в статье материалы будут полезны в любом случае. Я специально давал в теле статьи ссылки только на бесплатные источники информации.
Если же вы захотите более подробно разобраться с работой кривых, Shadows/Highlights, Hue/Saturation, режимов наложения, технологиями смешивания каналов и создания масок, а так же еще многими аспектами создания и обработки изображений, приходите к нам, в онлайн школу Profile:
«Adobe Photoshop. Базовый уровень» «Adobe Photoshop. Продвинутый уровень» «Adobe Photoshop. Коммерческая ретушь» «Capture One Pro. Профессиональная обработка raw» «Фотография. Базовый уровень»
Стороны
Важно заранее определить лицевые стороны поликарбоната. Сделать это не сложно, так как именно на них находится защитная пленка, как видно на фото. При этом существует несколько вариантов крепления материала:
Пустая пленка — помогите советом!
Друзья, у меня случилась трагедия! Помогите, пожалуйста, кто чем может.
Вчера днем дощелкал первую пленку на своем Киеве-88. Вечером сразу заехал в Фотопроект на Маросейке — отдал ее на проявку и сканирование. Сегодня днем уже пришло смс о готовности заказа. Съездил, забрал. Взяли деньги только за проявку со словами «пленка пустая». Развернул, посмотрел — и впрямь, вся пленка полностью пустая. Лишь на некоторых кадрах есть маленькие совсем незначительные фрагменты снятых фотографий (по краям — совсем маленькие). На мое негодование по этому поводу меня спросили, не мог ли я ее засветить случайно, размотав при изъятии из задника. Также сделали предположение, что камера некорректно отрабатывает выдержки. Ну и, наконец, предположили, что я мог ставить слишком большие выдержки при изрядном обилии света вокруг. Но я-то знаю, что все это вряд ли возможно. Во-первых, когда я вытащил кассету из задника, пленка была туго намотана на катушку и я сразу перетянул ее резинкой, чтобы не разматолась. Во-вторых, снимал я все кадры на маленький выдержках (из 12 кадров примерно 8 точно сняты на 1/250) при том, что снимал на улице, а погода была не слишком ясная — обычная осенняя, чуть пасмурная. Ну и, в-третьих, фотоаппарат вполне корректно отрабатывает выдержки. По меньшей мере, то, что можно засечь невооруженным глазом, явно свидетельствует о различии между выдержками 1/2 и 1/1000. Не может он держать шторку открытой на выддержке в 1/250, как на ручной.
Условия съемки были в основном таковы:Место съемки — улица;Погода — не слишком пасмурная и не слишком ясная;Камера — Киев-88;Пленка — Kodak portra 400VC;Выдержки в большинстве случаев — 1/250 и 1/125.
На подходе еще одна катушка и я с ужасом ожидаю таких же результатов!
Помогите советом, пожалуйста! Что может быть не так?
P.S. И еще один вопрос для тех, кто знаком с устройством Киева-88: при перемотке кадра обязательно ли вставлять шибер? Или это вообще не нужно делать? Я просто снимал и взводил затвор, а шибер вставлял лишь после окончания съемки или при смене кассеты.
Зачем нужна пленка
Монолитный и сотовый поликарбонат отличается хорошей светопропускной способностью, что важно для роста и развития выращиваемых в теплицах плодовых и овощных культур. Отсутствие либо недостаток солнечного освещения негативно сказывается на плодоношении, а резкие перепады температуры приводят к гибели растений. Обшивка из полимерного пластика поддерживает благоприятный микроклимат внутри теплицы.
Многие огородники интересуются, какое предназначение имеет специальное защитное покрытие на поверхности полотна. Стоит отметить, что разнообразные сколы, микротрещины, царапины, вмятины и другие механические повреждения приводят к ухудшению либо полной потере первоначальных физических свойств и качеств материала. Использовать такое полотно для обшивки теплицы нецелесообразно.
Светопропускаемость полкарбоната считается одни из главных параметров
Специальное защитное покрытие поверхности необходимо при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и монтаже полимерного пластика.
Качественный поликарбонат сотового типа должен быть защищен с двух сторон. При этом одна сторона покрыта прозрачной бесцветной пленкой, а вторая – цветной. Цветной полиэтилен обозначает сторону с УФ-защитой.
Ответственные производители наносят на пленку следующую маркировку:
Сотовый или монолитный поликарбонат с внутренней и наружной стороны
Сотовый или монолитный поликарбонат имеет наружную поверхность и внутреннюю. На наружную, как правило, нанесено название торговой марки, производитель, гарантия на продукцию и данные об имеющейся защите от УФ-лучей. Эта сторона всегда цветная, иногда даже украшена рисунками.
Если не удалить эту цветную пленку, темными участками нанесенного на нее рисунка намертво прилипнет к поликарбонату, демонтаж пленки, покрытой лохмотьями, потемневшей и потерявшей весь свой вид, становится довольно проблематичным. В данной ситуации вместе с защитной пленкой может демонтироваться и защита от солнца, пленка намертво прикипит к ней и повредит. Кроме того, в зимний период она будет тормозить снег, в то время как по чистой поверхности он бы легко сошел.
Нужно ли удалять пленку с поликарбоната с внутренней стороны листа? Здесь покрытие чаще всего полностью прозрачное, но убрать его тоже нужно, так как пленка задерживает свет. Если оставить ее, то через пару лет она нарушит внешний вид изделия.
Нужно ли красить профнастил?
В наши дни производители выпускают профилированные листы двух видов:
Нужно ли красить профнастил и что даст такая обработка? Профилированные листы с полимерным покрытием красить не нужно. Более того, нанесение неправильно подобранных красок может повредить покрытие. Нанесение краски необходимо лишь в тех местах, где защита листа повреждена и возможно появление коррозии.
Обычный профнастил, без полимерного слоя, можно покрасить специальными эмалями по металлу в любой нужный цвет. При этом нужно помнить, что большую роль в качестве такой покраски играет не только выбор состава, но и подготовка поверхности. Лист перед окраской нужно тщательно очистить, обезжирить и огрунтовать.
Покрытие с внешней стороны
Тыльная сторона сотового поликарбоната может иметь бесцветную либо цветную пленку. Бесцветное спецпокрытие говорит о том, что у данного листа полимерного пластика нет УФ-защиты. Соответственно срок службы такого материала не более 2–3 лет.
Если с внешней стороны плёнка прозрачного цвета значит у этого листа поликарбоната нет защиты от УФ
Снимать защитный слой обязательно. Остатки полиэтилена приведут к повреждению слоя защиты от УФ-лучей и ухудшению технических качеств поликарбоната.
Работать с листами сотового поликарбоната несложно, если следовать советам более опытных аграриев и рекомендациям компании-изготовителя.
Что делать, если покрытие «прикипело»
Пленка может очень прочно соединиться с поликарбонатом. В этом случае лучше ничего не предпринимать. Некоторые пытаются разогреть пленку (например, с помощью обычного фена для сушки волос). Но это приводит к тому, что она лишь сильнее приклеивается к поликарбонату.
Все, что можно сделать — подождать. Через один сезон после монтажа пленка сама отойдет с внешней стороны. Но чтобы ее было нетрудно снять и внутри, потребуется время. Не рекомендуется скрести, царапать поверхность поликарбоната — иначе легко повредить материал.
Что делать, если пленка с поликарбоната не снимается
Если защитный слой не отклеивается от поверхности, то можно воспользоваться следующим щадящим способом – путем применения моющего средства. Для этих целей используют любое домашнее моющее средство: для мытья посуды, жидкое мыло. Его добавляют в емкость с теплой водой, затем губкой наносят на листы поликарбоната, дают немного времени для отмокания, и затем аккуратно убирают этот пленочный слой. Таким образом, можно попробовать снять старую пленку с поликарбоната.