Для чего нужна посуда нефедова
Чайная посуда.
Светлана Логинова
Чайная посуда.
С детьми старшей группы мы говорили о посуде: из чего ее делают, какая бывает посуда и о значении посуды.
Для чего нужна посуда?
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами.
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
Используя бросовый материал от киндер-сюрпризов и пластилин мы сделали чайную посуду.
Творческую идею я подсмотрела в блоге Елены Дойловой здесь. Спасибо, Елене!
Картотека дидактических игр. (3–4 года). Тема «Посуда». «Накроем стол к чаю». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить.
Подарок становится намного приятнее, если он упакован в красивую коробочку и перевязан ленточкой. Тот, кому его подарили, не видит сразу содержимого и заинтригован: что внутри? Недаром название Дня.
В канун Нового года все вокруг пестрит праздничными декорациями, и одно из самых популярных украшений — новогодний венок, сплетенный из веток хвойных деревьев или каких-то подручных материалов и.
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста
Календарь праздников на МААМ
Ваши предложения
и пожелания
Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ»
Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. ОГРНИП 311344431400027. Идея: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36 | admin@maam.ru | +7 (499) 499-41-52
Контакты редакции: admin@maam.ru | Сервер в РФ | Совет Федерации | Российская Газета
Для чего нужна посуда нефедова
Федотова Марина Васильевна
воспитатель ГБДОУ№18 красногвардейского района
методический материал
Такая разная посуда
Вид проекта:Информационно – ориентированный, творческий.
Краткосрочный ( один день)
В рамках среднесрочного проекта «Старинная и современная посуда».
Тематический день« Веселая посуда»
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
Утренний прием детей.
( Беседа с родителями, детьми, игровая деятельность, дежурство).
Утренняя гимнастика:
Направлена на решение оздоровительных задач:
Укрепление, повышение функционального уровня систем организма.
Развитие физических качеств и способностей детей.
Создаёт бодрое эмоциональное настроение.
Комплекс утренней гимнастики « Веселая посуда»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
И.П. – ноги на ширине плеч, руки за спину.
1-2 – наклон вперед, не сгибая ноги, руки вперед, голова прямо.
То же, руки в стороны, назад.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
И.П.- ноги на ширине плеч. Руки за головой.
1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх.
3-4-то же в другую сторону.
И.П.- стоя на коленях. Руки в стороны.
1-2 – поворот вправо. Правой рукой коснуться левой пятки.
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам,
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она,
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел.
И.П- основная стойка.
Подскоки : 20 подскоков на правой ноге, 20 на левой ноге.
Чередовать с ходьбой.
Завтрак
Организованная образовательная деятельность
«Такая разная посуда»
Программное содержание:
Закрепить познания детей о посуде, называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.
Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.
Ход занятия:
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
3. На кухоньке нашей,
Мы варим в ней кашу,
4. На кухне ей всегда почет,
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды,
5. Лишь для хлеба создана,
6. Ее за ручку мы берем,
Чай, кофе из нее мы пьем.
8. Они сделаны из стекла,
И предназначены для чая, сока, молока
9. Имеет четыре зуба,
Каждый день появляется за столом,
10. Новая посуда, а вся в дырках
Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!
Давайте вспомним, какая бывает посуда.
— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?
— Из которой мы кушаем?
— Как называется посуда, в которой готовят?
Вот такая разная посуда бывает.
А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется:
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень туго.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей,
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду,
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты,
В ней готовят сотни блюд,
Варят, жарят и пекут!
Вот какая она помощница!
Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?
— Как она называется?
— Кто написал эту сказку?
— Какие сказки он еще написал?
— Почему вся посуда убежала?
Потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она, Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.
Проводится игра «Собери посуду».
( Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей).
Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник. )
Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
А теперь давайте внимательно посмотрим на свои картинки, и их сравним. В
(Развитие логического мышления, памяти. Развитие речевой активности).
Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.
1. Чем кастрюля отличается от сковороды?
(Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
2. Чем кувшин отличается от бутылки?
(У кувшина есть ручка).
3. Что едят из глубокой тарелки?
(Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
4. Что едят из мелкой тарелки?
(Из мелкой тарелки едят…….).
5. Чем отличается чайная ложка от столовой?
(Чайная ложка короче и не такая глубокая).
6. Почему ложка не может выполнять работу вилки?
(У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).
Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.
Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.
Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?».
Ложка из дерева – деревянная.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Терка из металла – металлическая.
Графин из стекла – стеклянный.
Сковорода из чугуна – чугунная.
Миска из глины – глиняная.
Нож из стали – стальной.
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка.
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами чай пить хочу.
Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».
(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)
Масло сливочное положим в …
Конфеты к чаю у нас …
Ну, а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.
Игра «Четвертый лишний».
(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.
Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).
Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).
Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).
Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, что лежит в сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)
— название предмета посуды
— из чего сделана посуда.
1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.
Ну, заглянули мы с вами в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а чем закончилось произведение «Федорино горе»? Да, она исправилась.
Уж не буду, уж не буду,
Буду, буду я посуду,
И любить и уважать!
А как вы своей маме дома помогаете?
А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.
Музыкальная деятельность ( по плану музыкального руководителя)
Подготовка к прогулке.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Прогулка
Цель прогулки: организовать и провести интересную, разнообразную деятельность детей на свежем воздухе.
Наблюдения за погодой.
Цель наблюдения: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в середине весны.
Ход наблюдения
Уходит снег в апреле,
Все звонче птичьи трели,
Все радостней галдешь,
И лишь сосулька плачет,
До лета. Как тот ветер,
Ей песенку о лете чудесную пропел,
О нем она всю зиму,
Возьму и в морозилку,
Когда же час настанет,
После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей: О каком месяце говорится в стихотворении? А какая погода обычно в апреле? Что стало чаще появляться на небе? Предложить детям подобрать слова ( прилагательные) для описания погоды сегодня ( ясная, теплая, солнечная и т. д.)
Трудовая деятельность
Цель:
Закреплять умение трудиться сообща.
Воспитатель предлагает собрать на участке палочки, веточки, прутики на участке, они нам понадобятся для того, чтобы выложить из них различную посуду (дети выкладывают вилку, чашку, кастрюлю и т.д). Развитие сообразительности, воображения.
Ребята сравнивают, рассматривают, что у них получилось, дают советы. Воспитатель предлагает собрать все веточки и положить их в мешок, что бы на участке было чисто.
Воспитатель предлагает детям поиграть, организовывает игры.
Подвижная игра « Затейники».
Развивать у детей фантазию, формировать умение выражать в движении задуманный образ, обогащать двигательный опыт детей.
Дети фантазируют и изображают, как бы двигался самовар, чашки, блюдца.
Дети поиграли, и занимаются самостоятельной деятельностью в домике, на паровозике, с игрушками, играют в посудку, в кафе.
«Быстро возьми. Быстро положи»
Совершенствовать умение детей выполнять игровые действия, соблюдать общий темп игры, выполнять задания водящего. Развивать ловкость, внимание, сообразительность, способность распределить внимание.
По считалке выбирается водящий.
В середине круга посуда, дети встают в круг. Водящий дает задания: Саша бери чайник и беги к Насте, отдай его и беги обратно, Паша возьми кружку и беги к Насте, Настя налей чай в кружку (придумывание различных действий).
Возвращение с прогулки.
Подготовка к обеду.
Обед
Сели деточки за стол,
Подан каждому обед.
Подготовка к дневному сну, дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.
Гимнастика после сна:
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке,
Давно пора вставать.
Сначала ручки проснулись,
С боку на бок повернулись,
И на спинку все легли,
Потянулись как могли,
Ручки вверх и ножки вверх,
Пошалить сейчас не грех.
Пальчиковая гимнастика:
Вот тарелка для Валерки рисуют руками большой круг.
Желтые колечки указательными пальцами рисуют
Для блинов, для гречки правой рукой, начиная с
Полдник
После полдника воспитатель предлагает детям пройти на тематический досуг в зал, где детям покажет небольшой фильм и расскажет про способы изготовления старинной посуды
(закрепить знания детей о посуде, продолжать знакомить детей со способами изготовления стариной посуды)
Источник
Посуда (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Посуда
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о посуде.
Посуда — это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
Вы знаете сказку о незадачливом Иванушке-дурачке, которого мама отправила на рынок за молоком и сметаной?
Жил-был на свете Иванушка-дурачок, который все на свете забывал. Как-то раз отправила его мать на базар за молоком и сметаной. Иван собрался и пошел. Дойдя до рынка, он увидел торговку и купил у нее молоко. Только вот вылить его не во что. Не растерялся Иван, снял с себя шапку, и продавщица налила молоко прямо в шапку. Идет Иван, радуется своей сообразительности и видит — сметану продают, свежую, густую. Подошел, купил сметану, а положить ее некуда. Иван, не будь плох, взял шапку с молоком и вывернул ее наизнанку. Молоко вылилось на землю, зато Иван наполнил свою шапку сметаной. Дошел Иван до дома, а мать его спрашивает:
—Ну что, сынок, купил молока и сметаны?
Иван показал шапку со сметаной.
—Молоко я купил прежде, вот оно — с другой стороны шапки!
И Иван вывернул шапку на другую сторону. Густая сметана вся вывалилась на пол. Так Иван вместе с матерью остались и без молока, и без сметаны.
Кто мне скажет, что забыл Иванушка-дурачок, собираясь на рынок? Правильно, посуду! Если бы незадачливый молодец захватил с собой кувшин для молока и горшок для сметаны, то, возможно, все продукты он благополучно донес бы до дома.
Конечно, мы можем посмеяться над Иваном из сказки. Ну, как же можно быть таким забывчивым и глупым! Однако ясно одно — без посуды туго пришлось бы не только Иванушке-дурачку, но и нам с вами. На любой кухне можно увидеть немало различной посуды, и каждому столовому предмету найдется свое дело.
Для чего нужна посуда?
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд —
Варят, жарят и пекут!
1. Посуда для приготовления пищи и кипячения воды
Расскажите, что из еды вы больше всего любите? Кому-то нравятся пельмени или яичница, кому-то борщ, кто-то любит курицу или котлеты. Вот сколько вкусной еды существует на свете! Каждое утро мы пьем чай, кофе или какао. Но чтобы приготовить еду, необходимо что-то почистить, нарезать, сварить, пожарить, потушить, вскипятить. Кто ответит, в чем мама варит борщ? Правильно, в кастрюле. А на чем жарят яичницу? Верно, на сковороде. А чай где кипятят? Конечно же, в чайнике.
В какой еще посуде готовят еду?
2. Посуда для еды и питья
Вот еда и готова. Что вы будете дальше делать? Есть борщ из кастрюли? Пить чай прямо из чайника? Конечно, нет! Мы воспользуемся другой посудой — для еды и питья. Из чего вы будете есть борщ? Правильно, из глубокой тарелки, а яичницу — из мелкой. Чай, кофе и другие жидкости мы пьем из чашек, кружек или стаканов.
А теперь поговорим о столовых приборах. Согласитесь, что руками брать куски мяса или пельмени неудобно, да и горячо, не говоря уже о супе или каше. Какими столовыми инструментами мы для этого воспользуемся? Правильно, чтобы съесть суп, мы берем столовую ложку, а для чая — чайную. Мясо мы едим при помощи вилки и ножа.
А какие еще столовые предметы вы можете перечислить?
3. Посуда для хранения продуктов
А кто мне скажет, можно ли есть, к примеру, из хлебницы! А из сахарницы или масленки! Конечно, нет. Эта посуда — для хранения продуктов. В хлебнице хранится хлеб, в масленке — масло, в сахарнице — сахар. В банках мы держим жидкие, полужидкие и сыпучие продукты — варенье, соленые огурцы, муку, крупы и т. д., а в бутылках — жидкости — молоко, кефир, растительное масло и т. п. А еще в какой посуде мы храним продукты?
Вот видите, сколько различной кухонной утвари мы используем в нашей повседневной жизни! Вы поняли, для чего нужна посуда? Из посуды мы едим, пьем, в ней мы готовим и храним продукты.
2. Для чего нужна посуда?
3. Перечислите посуду, которая есть на вашей кухне и расскажите, для каких
До появления посуды люди мало чем отличались от животных. Они пили из водоемов, разрывали мясо руками и зубами.
Первой посудой древним людям служили большие плоские камни, раковины, черепа животных, скорлупа плодов. Но постепенно человек научился делать посуду из материала, который находил в природе — дерева, камня, глины. Позже появилась металлическая, стеклянная, фарфоровая и пластмассовая посуда.
Одним из самых древних материалов для изготовления посуды было дерево. Из него вырезали миски, чашки, ложки, ведра. Посуду делали из ясеня, березы, клена, дуба. Однако лучшим материалом для этого считалась липа, потому что у нее относительно мягкая и однородная древесина, хорошо поддающаяся обработке.
В России до сих пор большой популярностью пользуется Хохломская посуда, вырезанная мастерами из дерева и затейливо расписанная. Ее так и называют — Хохлома, по названию деревни, где процветает этот промысел. Из дерева также изготавливают хлебницы, солонки, ручки для ножей.
К сожалению, деревянные изделия не отличались долговечностью, они коробились, рассыхались. Но главным недостатком деревянной посуды было то, что дерево нельзя поставить на огонь, потому что оно горит.
Глиняная (керамическая) посуда
Глиняная посуда издавна служила людям. Ее делали из глины — почвы, которая во влажном состоянии становилась вязкой как тесто. Самым древним глиняным изделиям, которые археологи находили при раскопках, было 20 тысяч лет. Глину сначала разминали и месили, а потом лепили из нее различную посуду: горшки, тарелки, чашки, кувшины. Человек заметил, что если посуду из глины обжечь в печи, то она становится твердой, как камень. Примерно 5 тысяч лет назад люди стали изготавливать посуду с помощью гончарного круга — крутящегося механизма. Кусок глины помещали на гончарный круг и постепенно придавали ему нужную форму. Появилась профессия — гончар — мастер по изготовлению изделий из глины. Начиная с X века до на шей эры гончарное искусство развивалось и достигло небывалых высот. До сих пор сохранились прекрасные древнегреческие амфоры — сосуды с узким горлышком и двумя ручками. Сосуд — это вместилище для жидкостей и сыпучих веществ. Амфоры расписывали различными сценами из жизни и быта древних греков, а также мифологическими сюжетами. Из глины делали горшки, миски, кувшины, вазы.
Глиняную посуду, в отличие от деревянной, можно было ставить на огонь, но она была тяжелой и хрупкой. С нею нужно было обращаться очень осторожно, потому что изделия из глины при ударе могли треснуть и разбиться на множество черепков.
Глиняная посуда популярна и сегодня. Вазы, кувшины, блюда, тарелки, чашки из глины, хотя и тяжелее фарфоровых, но смотрятся очень красиво. Второе название глиняных изделий — керамика, что по-гречески означает «глина».
После того, как человек научился выплавлять из руды металлы, появилась металлическая посуда. Ее стали делать из меди, олова, латуни, бронзы, золота, серебра, чугуна, стали, алюминия, никеля, мельхиора. Металлическая посуда не билась, как глиняная, и хорошо переносила огонь.
1. Медная посуда. Первым металлом, который человек нашел в природе, была медь. Медь хорошо нагревалась, и из нее стали делать котлы, а также чаши, блюда, кувшины, миски и т. д. Чтобы устранить привкус меди — неприятный и даже вредный — медную посуду часто лудили, то есть покрывали оловом.
2. Бронзовая посуда. Затем появилась посуда из бронзы — сплава меди и олова. Бронза прочнее меди, поэтому из нее изготавливали еще и лезвия ножей.
3. Оловянная и латунная посуда. Олово и латунь — это металлы серебристо-белого цвета, хорошо поддающиеся ковке. Латунь — это сплав меди с цинком и другими металлами. Из олова и латуни изготавливали ложки, вилки, тарелки, кружки и другие изделия.
4. Золотая и серебряная посуда. В царских дворцах и зажиточных домах ели с серебряной и золотой посуды. Из благородных металлов делали блюда, чаши, вазы, кувшины, солонки, ложки, вилки.
5. Чугунная и стальная посуда. С открытием нового металла — железа — появилась чугунная и стальная посуда. Чугун и сталь — это сплав железа с углем и некоторыми другими веществами. Из чугуна делали горшки, которые так и назывались — чугунки; казаны (котлы), кастрюли, а также сковородки. Чугунная посуда прочная, долговечная, стойкая к огню и очень тяжелая. Сталь — более твердый и упругий металл. Сталь шла не только на изготовление кастрюль и сковородок, но из нее делали лезвия ножей, ложки, вилки. Позже начали выплавлять особую сталь — нержавеющую, и изготавливать из нее посуду. Посуда из этой стали не ржавеет, не подгорает и хорошо чистится. Из тонкой листовой стали — жести — делают консервные банки.
6. Алюминиевая посуда. Спустя некоторое время нашли глину, из которой научились извлекать новый металл, алюминий, и стали из него изготавливать кастрюли, чайники, вилки, ложки. Алюминиевая посуда очень легкая, и вода в ней быстро закипает, но при варке овощей алюминий выделяет вредные для здоровья человека вещества.
7. Эмалированная посуда. Сегодня чаще всего для приготовления пищи пользуются эмалированной посудой — кастрюлями, чайниками, кружками. Эмалированная посуда сделана из металла (обычно стали), покрытого эмалью — стекловидной массой, которая наносится на металлическую поверхность и закрепляется обжигом.
8. Никелированная посуда. А у кого из вас есть кастрюля или чайник, которые блестят, как зеркало? Это никелированная посуда, то есть покрытая слоем никеля — блестящего металла. В такой посуде вода закипает очень быстро, потому что никель отличается хорошей теплопроводностью.
9. Мельхиор. Мельхиор — сплав меди и никеля. Из этого светлого металла, похожего на серебро, изготавливают ложки, вилки, столовые ножи, солонки, перечницы и т. д.
Какую посуду из стекла вы знаете? Правильно, бутылки, банки, стаканы, бокалы, рюмки и т. д. Стекло может быть белым и разноцветным, прозрачным и матовым. Это относительно легкий и удобный материал, в котором можно долго хранить продукты. В стеклянной посуде прекрасно видно ее содержимое.
Но у этого материала есть и недостатки. Обычное стекло не переносит высоких температур, поэтому стеклянную банку нельзя ставить на огонь и даже наливать в нее кипяток, так как она может треснуть. Изделия из обычного стекла хрупкие и при ударе могут разбиться.
Стекло изобрели около 5 тысяч лет назад. Его раньше варили в глиняных горшках. Туда насыпали кварцевый песок, золу, соду, добавляли краски и ставили на огонь. Через некоторое время в горшке образовывалось мягкое, блестящее тесто. Дальше к работе приступал мастер-стеклодув. Он выдувал стеклянные изделия, наподобие мыльных пузырей. Приходилось ли вам, дорогие ребята, пускать мыльные пузыри? Наверное, да, и это очень увлекательное занятие. Опускаешь один конец трубочки в мыльный раствор, вынимаешь и дуешь в другой конец трубки. Мастера-стеклодувы действовали таким же способом. Только труд мастера был очень тяжел. Чтобы выдуть, к примеру, стеклянную бутылку, требовались могучие легкие и большое напряжение сил. Стеклодув брал в руки трубочку, подцеплял немного стеклянного «теста» и дул в другой конец трубки. Постепенно из трубки выдувался будущий стеклянный сосуд — бутылка, ваза, банка. Чтобы получилась, к примеру, бутылка, мастер вставлял конец трубки в специальную форму из дерева или железа.
Сегодня на стекольных заводах стоят мощные и умные машины, которыми человек только управляет, а всю тяжелую работу они делают сами. Одни машины промывают песок, другие его сушат, третьи просеивают. Мел и известняк проходит через дробилку, после чего все готовые вещества смешиваются и отправляются в печь. Бутылки, банки и другую стеклянную посуду теперь выдувает машина-стеклодув. А затем они отправляются по конвейеру к печи для обжига, который сделает их прочными.
А кто может описать посуду из хрусталя? Она тяжелее стеклянной, и вся переливается (играет) разноцветными лучиками, а при постукивании издает мелодичный звон. Хрусталь изготавливают на стекольных заводах, только в отличие от обычного стекла, в него добавляют металл — свинец. Хрусталь — очень красивый материал, поэтому из него изготавливают праздничную посуду — бокалы, фужеры, салатницы, конфетницы, вазы.
Сегодня большинство посуды, из которой мы едим и пьем, изготовлена из фарфора — белой глины, смешанной с другими веществами. Это— тарелки, чашки, блюдца, вазы и т. д. Изделия из фарфора очень красивы. Правда, если уронить фарфоровую чашку или тарелку на пол — они разобьются вдребезги, поэтому к такой посуде нужно относиться бережно.
Мы настолько привыкли к фарфору, что даже не подозреваем, что когда-то фарфоровые изделия были большой редкостью и являлись предметом роскоши. Ведь они красивее и легче глиняных вещей. Стоит по фарфору легонько постучать, и услышишь мелодичный звон. Если взглянуть на фарфоровое изделие на свет, то оно будет слегка просвечивать.
Родина фарфора — Китай. Там изделия из белой глины появились примерно в III веке нашей эры. Китайцы свято хранили секрет изготовления фарфора. Ни один посторонний не мог проникнуть за стены, где « колдовали » над белой глиной.
Фарфоровая посуда появилась в Европе лишь в XVII веке и была украшением столов во дворцах королей и домах богачей.
Так и не выведав секрета китайцев, европейцы сами научились делать фарфор. В 1709 году некий немецкий алхимик занимался поисками «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото. Философский камень он так и не нашел, зато отыскал недалеко от Дрездена залежи белой глины, из которой можно было делать фарфор. Так в Европе был впервые получен фарфор, мало отличающийся от китайского, который стал называться саксонским.
В России фарфор появился в середине XVIII века, благодаря императрице Елизавете. Однажды она получила в подарок от саксонского князя прекрасный
фарфоровый сервиз. Он очень понравился императрице, и Елизавета повелела, чтобы русские мастера научились делать фарфор не хуже китайского и саксонского. Долго искали подходящую белую глину русские ученые и мастера. Наконец нашли ее недалеко от Петербурга, и русский ученый Дмитрий Иванович Виноградов разгадал секрет изготовления фарфора. Вскоре заработал фарфоровый завод, который сейчас зовется Ломоносовским.
Есть материал, похожий на фарфор, это — фаянс. Он более пористый и не такой белый, как фарфор. Фаянсовая посуда темнее и не издает мелодичного звука, но она дешевле фарфоровой.
Если стекло изготавливают из природных материалов, то пластмассу (пластик) получают химическим путем. Пластмассовая посуда легче стеклянной и фарфоровой. Она может быть матовой и прозрачной. Из пластмассы делают ведра, банки для хранения круп, сахара, хлебницы, солонки, перечницы. Но горячие продукты наливать или класть в пластмассовую посуду нельзя, потому что этот материал может расплавиться от высокой температуры или начнет выделять ядовитые вещества, небезопасные для здоровья.
А вот для изготовления одноразовой посуды пластмасса незаменима. Она гигиеничнее обычной, потому что ее используют только один раз, после чего можно выбросить. Если вы, к примеру, собрались поехать на природу, не обязательно брать с собой фарфоровую, стеклянную посуду, которая бьется, или металлические столовые приборы. Достаточно купить одноразовые пластмассовые тарелки, стаканы, вилки, ножи. Они легкие и не бьются. После еды эти предметы не нужно мыть, а надо просто выбросить (разумеется, в урну или мусорный ящик).
Из пластика делают стаканчики для мороженого, контейнеры для салата, мяса, йогуртов.
В качестве одноразовой замечательно служит и бумажная посуда. Она сделана из специального картона, который не пропускает влагу. Из этого материала изготавливают одноразовые тарелки, стаканчики для мороженого, соков, чая и т. д. В бумажных пакетах с прокладкой из фольги выпускают молоко, кефир, йогурты.
1. Назовите материалы, из которых изготавливают посуду?
2. Что служило древним людям вместо посуды?
3. Какой материал для изготовления посуды был самым древним?
4. Почему посуду из дерева нельзя ставить на огонь?
5. Как назывались древнегреческие глиняные сосуды с узким горлышком и двумя ручками?
6. Как еще называется глиняная посуда?
7. Назовите металлы, из которых изготавливали посуду?
8. В чем достоинства и недостатки стеклянной посуды?
9. В какой стране был изобретен фарфор?
10.Чем фарфоровая посуда отличается от глиняной?
11. Чем хороша одноразовая посуда. Из каких материалов ее изготавливают?
Банка — это цилиндрический сосуд, предназначенный для хранения продуктов.
Это веселое стихотворенье
Будет о банке с клубничным вареньем.
Банка в буфете на полке стояла,
Только варенье куда-то пропало.
Может, варение съел домовой?
Или какой-то воришка лихой?
Папа сказал мне: «Сознайся, пострел,
Может быть, ты все варение съел?»
Я отвечал, что варенья не брал,
Даже, где банка стояла, не знал;
Да и по вкусу оно, между прочим,
Вовсе не сладкое, кислое очень!
Папа, услышав меня, засмеялся:
«Вот ты, сынок, на вранье и попался!
Если из банки варенья не брал,
Как ты про вкус его кислый узнал?»
Зря перед папой хитрить я пытался,
Лучше бы сразу пошел и сознался.
А получилось, что из-за вранья
Как-то по-глупому выглядел я!
Как появилась банка?
С течением времени люди научились делать консервы — пищевые продукты, заготовленные впрок путем специальной обработки (варки, соления, стерилизации). Для консервов понадобилась новая посуда — металлические и стеклянные банки, которые стали герметично, то есть без доступа воздуха, закрывать и запаивать на консервных заводах. Банки по размеру во много раз меньше бочек и намного удобнее кадок, кувшинов и кринок. С изобретением пластмассы появились пластиковые банки, в которых удобно хранить крупу, муку и другие сыпучие продукты, а также одноразовые банки-контейнеры, в которые упаковывают сметану, рыбные консервы, салаты и другие продукты.
Как выглядит банка?
Для чего нужна банка?
Банка предназначена для хранения всевозможных продуктов — мяса, рыбы, овощей, сметаны, круп и т. д.
Какими бывают банки?
Банки бывают стеклянными, металлическими (жестяными), пластмассовыми, реже — керамическими. Кто ответит, что можно увидеть в стеклянной банке? Верно, там можно увидеть варенье, соленые огурцы, маринованные помидоры, сметану. А в металлических консервных банках хранятся различные консервы — мясные, рыбные, зеленый горошек, кукуруза, фасоль и т. д. В металлических, керамических и пластиковых банках, которые стоят в буфете, хорошо хранить чай, крупы, муку, крахмал, соль и другие сыпучие продукты. Сметана, рыбные консервы, салаты часто упакованы в пластиковые одноразовые банки, которые потом можно выбросить.
Что нужно знать при обращении с банкой?
1. Покупая в магазине баночные консервы, обращайте внимание на срок хранения продуктов. Не покупайте консервы с истекшим сроком хранения.
2. Со временем вы научитесь открывать металлические банки консервным ножом. Будьте осторожны — не порежьтесь острыми краями банки.
3. Не храните продукты в открытых металлических консервных банках, в них еда быстро портится. Переложите продукты в фарфоровую или стеклянную посуду.
4. Не наливайте кипяток в стеклянную банку — она может треснуть, и вы обваритесь кипятком.
5. Будьте осторожны, не роняйте банку. Она может разбиться!
2. Какой посудой пользовались люди до появления банок?
5. Из каких материалов изготавливают банки?
6. Что нужно знать при обращении с банкой?
Блюдце — это небольшая тарелочка с приподнятыми краями.
У меня подруги были,
Чай они на кухне пили,
Но оставили повсюду
Мне немытую посуду.
Посмотрела я на чашки
И на блюдца-замарашки,
Чистотой сверкают блюдца,
Словно весело смеются.
Потому что им всегда
Очень нравится вода!
Как появилось блюдце?
Вы слышали сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке?
Жил-был купец, и у него были три дочери. Стал он собираться в дальние страны и спрашивает своих дочерей, что им привезти. Старшая просит отца купить ей парчовое платье, средняя — золотые сережки. И лишь желание младшей дочери удивило отца: она попросила его привезти серебряное блюдечко и наливное яблочко. Вскоре купец вернулся и привез своим дочерям обещанные подарки. Старшей — платье, средней — серьги, а младшей дочери — серебряное блюдечко и наливное яблочко. Старшие сестры подняли ее на смех, а она села в уголке и приговаривает: «Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту!» Катится яблочко по блюдечку, катится наливное по серебряному. А на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и войска на полях, гор высота и небес красота, солнышко на небе золотое сияет, звезды водят хороводы, и так все красиво, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Конечно, блюдечко это оказалось не простым, а волшебным, однако и обычное блюдце может быть не менее интересным, особенно если на нем затейливый рисунок или сцена из сказки.
Далекими предками маленького блюдца были большие блюда, на которых подавали различные кушанья. С появлением чая и кофе, появились чашки, некоторых пили эти горячие напитки. Вот тут-то и понадобилась маленькая тарелочка — блюдце, чтобы, подавая чашку, не проливать ее содержимое. В России с XVIII века чай пили не только из чашек, но и из блюдец, особенно в деревнях. Этот обычай возник оттого, что люди не хотели ждать, пока чай остынет в чашке. А если горячий напиток наливали в блюдце, то он остывал значительно быстрее.
Как выглядит блюдце?
Блюдце похоже на маленькую тарелочку с выемкой, в которую ставят чашку.
Для чего нужно блюдце?
Как вы думаете, зачем чашку ставят на блюдце? Правильно, основная «работа» блюдца — служить подставкой для чашки, чтобы чай не проливался на скатерть. А также в блюдце можно положить, к примеру, пирожное, кусок торта, мед или варенье.
Какие бывают блюдца?
Одни блюдца изготавливают в паре с чашкой, и поэтому цвет, размер и рисунок блюдца соответствует чашке. Однако блюдца бывают и без чашек, они могут продаваться в наборе или отдельно. На них кладут пирожные, куски торта, мороженое, варенье, мед и т. д. Маленькие блюдца для варенья называют розетками. Блюдца изготавливают из фарфора, стекла, керамики, металла, пластмассы и других материалов.
2. Почему раньше любили пить чай из блюдца?
4. Чем отличается блюдце от тарелки?
7. Какие блюдца называют розетками?
Бутылка — это сосуд с узким продолговатым горлышком, предназначенный для хранения жидкости.
Сегодня с мамою вдвоем
Мы в магазин большой идем.
Купить домой нам надо:
А хорошо бы не забыть
Бутылку йогурта купить.
И это нужно донести,
Чтоб не разбилось по пути!
Как появилась бутылка?
У бутылки интересная родословная. Дальней родственницей бутылки в Древней Руси была ендова — старинный сосуд, напоминающий широкую миску с открытым узким и длинным сливным носиком. Первые ендовы делали из дерева и керамики, а затем — из металла и стекла. Для подачи на стол напитков служили также керамические кувшины. Форма их дошла до наших дней практически без особых изменений. До появления бутылок наши предки наливали напитки из кубышек (глиняных сосудов с узким горлом и широкими выпуклыми боками), фляг (плоских бутылок), кумганов (сосудов, похожих на кувшины, но с более высоким носиком).
В XVII веке с развитием стекольного производства в России стали появляться бутылки и бутыли. На столе часто можно было увидеть старинную четырехгранную бутылку, обычно из мутно-зеленого стекла, которую называли штофом. Штоф, кроме того, использовался как мера емкости и был равен литру с небольшим. А вот в бутыль могло поместиться полведра, ведро и более. Постепенно бутылки становились более разнообразными по форме. С изобретением пластмассы, появились пластиковые сосуды.
Как выглядит бутылка?
Внешне бутылка напоминает небольшой столбик, сужающийся кверху. Какой бы бутылка ни была по форме, у этого сосуда узкое горлышко, которое, как правило, закрыто пробкой или завинчивающейся крышечкой. Недаром возникла пословица: «По бутылке и пробку подбирают ».
Для чего нужна бутылка?
Бутылка предназначена для хранения различных жидкостей — воды, молока, кефира, растительного масла, лимонада, кваса, сиропа, сока и т. д. Благодаря узкому горлышку, из бутылки эти жидкости удобно наливать.
Какие бывают бутылки?
Существует множество бутылок различных размеров и форм. Обычно их делают из стекла и пластмассы. Но существуют и металлические фляги (плоские бутылки), которые удобно брать в поход.
2. Какие сосуды служили людям до появления бутылки?
5. Из каких материалов изготавливают бутылки?