Для чего нужна пожарная машина е а алябьева
Фотоотчет о проведении мероприятий по пожарной безопасности
Пожары чаще всего происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Незнание взрослыми элементарных правил пожарной безопасности – одна из основных причин пожаров, а ведь если взрослый не знает правил пожарной безопасности, то он и не сможет объяснить ребёнку как правильно вести себя в сложной ситуации. В нашем детском саду регулярно ведется работа по распространению и обновлению знаний о правилах пожарной безопасности среди родителей и, конечно же, наших воспитанников.
И взрослые и дети знают, что огонь – это страшная сила, но не все знают, как ее обезвредить и победить. Для этого нам необходимо иметь определенные знания и навыки. Нужно научить детей ориентироваться в опасных ситуациях – это наиважнейшая задача, как родителей, так и педагогов.
Мы старались доходчиво объяснить детям такую важную и сложную тему, чтобы им было не только интересно, а самое главное, чтобы они запомнили правила пожарной безопасности.
С детьми были проведены занятия – беседы: “Осторожно, электроприборы!”, «Безопасное обращение с огнём», «Главное, не паниковать!», «А что
если вдруг пожар?»;просмотр презентации: «Пожарная безопасность».
Ребята отрабатывали навыки правильных действий при пожаре. Из познавательной беседы ребята узнали, что огнетушитель – лучший помощник в первые минуты пожара до приезда профессиональных пожарных. Он предназначен для ликвидации первичных очагов возгорания. Дошколята с большим интересом рассматривали огнетушитель и пообещали, что с огнем будут обращаться аккуратно.
Мы читали такие произведения: «Для чего нужна пожарная машина?» Е,А, Алябьева, «Пожар на море»,Б. Житков, «Пожарные собаки» Л. Толстой, «Дядя Стёпа» С. Михалков. ;
Смотрели мультипликационные фильмы:Смешарики: Азбука безопасности, Уроки Тётушки Совы: Уроки осторожности – Огонь;
Поиграли в дидактические игры: «Что нужно пожарным?», «Если возникает пожар», «Хорошо – плохо», «Опасные предметы – источники пожара»;
Рассматривали плакаты и иллюстрации по пожарной тематике, отгадывали загадки;
Провели НОД по рисованию «Пожарная машина» и сделали аппликации «Машина на
Для родителей была выставлена папка – передвижка «Пожарная безопасность в быту», розданы памятки о правилах пожарной безопасности.
Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.
Комплекс мероприятий по ознакомлению с правилами пожарной безопасности в старшей группе Беседа «Огонь добрый и злой» Цель: Дать детям представление о том, какой бывает огонь, о том, какое значение он имеет в жизни людей. Материал:.
Фотоотчет о проведении спектакля по пожарной безопасности «Приезжайте в теремок, потушите огонек!» В нашем детском саду в рамках плана по пожарной безопасности, детьми подготовительной и старшей групп было показано театрализованное представление.
Фотоотчёт о проведении конкурса детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина» В начале марта стартовал районный этап Всероссийского конкурса детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая Купина». Целями.
Для чего нужна пожарная машина е а алябьева
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016
© Алябьева Е.А., текст, 2016
Современные дошкольные образовательные программы предполагают формирование у детей довольно широкого круга знаний о технике. Развитие науки и техники идет такими быстрыми темпами, изменяя окружающий мир, что дети нуждаются совсем в иных знаниях, чем десять или двадцать лет назад. Социализация и адаптация детей в социуме невозможна без понимания основ технического прогресса.
В ДОО для ознакомления детей с техникой педагоги используют разные методы и приемы, формы работы. Наблюдения, чтение познавательных рассказов, стихов и сказок, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций сочетаются с продуктивными видами деятельности, дидактическими и творческими играми.
Необходимая познавательная информация для детей чаще всего не собрана в одном источнике. Педагоги находят ее в многочисленных детских энциклопедиях и немногочисленных детских художественных произведениях. Это вносит неудобство в работу.
В данной книге автор предлагает свои рассказы и сказки, написанные с учетом новейших достижений науки и техники. Они снабжены вопросами и заданиями, которые помогут педагогам построить беседу по прочитанному материалу, обогатить и активизировать словарь детей, развить их логическое мышление.
Довольно трудно было написать об истории какого-то вида транспорта, робототехники или счетных устройств. Историю нельзя излагать, не опираясь на конкретную эпоху или год, страну или изобретателя. Поэтому для дошкольников достаточно иметь представление об изменениях конструкций и видов техники: от самых древних до современных. По возможности желательно организовать экскурсию в музей, чтобы они наглядно представили историю.
Чтение или рассказывание необходимо сопровождать показом картин, фотографий, иллюстраций, технических игрушек, видеофильмов.
Читая рассказы или сказки, учитывайте прошлый опыт детей, непосредственное социальное окружение. Если ребенок никогда не видел того, с чем вы его знакомите, опора на наглядный материал обязательна. Воображение ребенка дорисует описываемую картину.
Познавательный материал требует вдумчивого, неторопливого усвоения. Возвращайтесь к тому, что необходимо повторить, несколько раз. Проверяйте усвоение материала, организуя практическую деятельность детей по рисованию, лепке и т. д., дидактические игры и упражнения. Используйте для этого предложенный наглядный материал и развивающие книги для детей.
Используйте по возможности технические игрушки. Они поддержат интерес детей к технике, помогут закрепить знания.
В творческих играх активизируйте знания детей по функциональному назначению разных видов техники и правилам культурного и безопасного поведения в разных видах транспорта.
Рассказы и сказки могут стать основой обязательной образовательной деятельности или быть использованы для чтения и бесед в свободное время. Разнообразие предложенного материала позволит педагогам и родителям выбрать необходимый, предложить что-то по интересам детей.
Чтение рассказов и сказок решает следующие задачи:
– знакомить детей с классификацией транспорта (наземный, воздушный, водный);
– учить выделять форму и части разных автомобилей, поездов, кораблей;
– знакомить с правилами поведения в разных видах транспорта, правилами безопасности;
в подготовительной к школе группе:
– формировать у детей представления о машинах разных видов, их строении и назначении;
– обобщать, систематизировать, уточнять представления об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения;
– знакомить с видами и назначением роботов, историей робототехники, счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
– расширять представления о судах, их видах, функциональном назначении, особенностях строения;
– формировать представление о достижениях науки и техники, изобретениях человечества, их использовании в современном мире;
– закреплять и расширять знания о видах транспорта, его значении, истории развития (наземный, подземный, водный, воздушный), о видах городского и междугородного, автомобильного и железнодорожного транспорта;
– учить устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, классифицировать предметы по разным основаниям;
– формировать потребность в обмене информацией и личным опытом с педагогом и детьми, проявлении познавательной активности;
– побуждать к высказыванию собственных суждений, мнения, предположений;
– развивать творческую активность, воображение, произвольное внимание и целенаправленное восприятие.
Слова, предназначенные для обогащения словаря, и слова, незнакомые детям, имеют в тексте пояснение и выделены курсивом. При необходимости педагог может использовать толковый словарь.
Цель: ознакомление детей с видами транспорта по среде перемещения, их подвидами.
По среде перемещения выделяют несколько видов транспорта: наземный и подземный, водный, воздушный и космический.
Наземный и подземный транспорт
На поверхности «царствует» наземный транспорт. Его так много, и он такой разнообразный, что необходимо разделить его на виды.
Выделяют рельсовый и безрельсовый транспорт. К рельсовому наземному транспорту[1] относят железнодорожный. Поездам для передвижения обязательно нужна железная дорога с двумя полосами рельсов.
К безрельсовому наземному транспорту относится транспорт, которому не нужны рельсы. Автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды и другой наземный транспорт передвигается по обычным дорогам, без железнодорожных путей.
Также важно, с помощью чего транспортное средство движется. Транспорт может быть колесным (передвигаться с помощью колес), гусеничным (передвигаться с помощью гусениц) или использующим животных (передвигаться с помощью домашних животных).
Важно и количество колес. Так, моноциклы имеют одно колесо. Их используют в цирке и для перемещения по городу. Есть велосипеды и мотоциклы, которые имеют не два, а одно колесо. Бициклы имеют два колеса. К ним относятся велосипеды, мотоциклы и мопеды. Трициклы соответственно имеют три колеса. К этим транспортным средствам относятся некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), ряд автомобилей. Квадроциклы – четырехколесные транспортные средства. К ним относится большинство автомобилей, мотовездеходы и четырехколесные велосипеды.
Попробуем разобраться в этих видах наземного транспорта.
Рельсовый наземный транспорт
Железные дороги связали металлической паутиной почти все населенные пункты на суше. Железнодорожный транспорт остается надежным и необходимым людям видом транспорта. Грузовые поезда перевозят по железным дорогам самые разные грузы. Пассажирские поезда дают возможность людям добраться не только до городов, но и до поселков, полустанков. Электрички помогают тысячам дачников добраться до своих любимых дач. Не все пассажиры отдают предпочтение быстрым самолетам. Многим по сердцу место в купе поезда и мирный стук колес.
Современные скоростные железные дороги дают возможность поездам значительно увеличить скорость движения. К тому же электрифицированные железные дороги намного экологичнее автомобильных дорог.
К путям сообщения железнодорожного транспорта относят: железнодорожные пути, мосты, туннели и эстакады. В пути машинистам помогают железнодорожная сигнализация и стрелки. Стрелки (стрелочный перевод) – устройство, служащее для разветвления путей. Они позволяют подвижному составу переходить с главного пути на одну из двух (или более) веток. Стрелки переключают стрелочники.
Фотоотчет. Подготовка к 23 февраля. Пожарники
Ильвира Касимова
Фотоотчет. Подготовка к 23 февраля. Пожарники
В феврале в нашем ДОУ проходила неделя пожарной безопасности. Воспитателями группы был разработан план мероприятий с детьми и родителями.
Цель: формирование у детей и родителей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности; вооружить детей и родителей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
2. Формирование представлений у дошкольников об опасных и вредных факторах, возникающих при пожаре, сознательное и ответственное отношение в вопросах личной безопасности окружающих;
3. Воспитывать навыки адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
4. Информировать и вовлекать родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Дети с большим энтузиазмом учились правильно вызывать пожарную охрану, внимательно слушали рассказ воспитателей о том, как следует вести себя, если вдруг в квартире или на улице случится пожар.
Смотрели мультипликационные фильмы: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки Тётушки Совы: Уроки осторожности – Огонь».
Дети играли в дидактические игры: «Что нужно пожарным?», «Если возникает пожар», «Хорошо – плохо», «Опасные предметы – источники пожара».
В сюжетно-ролевой игре дети больше всего раскрываются и могут проявить себя творчески. Например, в игре «Мы спасатели!» дети применяли свои знания и умения, полученные на занятиях.
Рассматривали плакаты и иллюстрации по пожарной тематике, отгадывали загадки.
Мы читали произведения: «Для чего нужна пожарная машина?» Е,А,Алябьева, «Пожар на море» Б. Житков, «Пожарные собаки» Л. Толстой, «Дядя Стёпа» С. Михалков, С. Маршак «Что горит?», «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житков «Пожар на море», «Дым», К. Чуковский «Путаница», Г. Остер «Вредные советы», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», А. Шевченко «Как ловили Уголька», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
Фотоотчет об экскурсии «Наши добрые друзья пожарники — спасатели» Я уже рассказывала вам, уважаемые коллеги, как к нам в гости приходили сотрудники ВДПО (Всероссийское Добровольное Пожарное Общество).
Фотоотчёт «Подготовка к празднику 23 февраля» Приближается замечательный праздник – День Защитника Отечества. В этот день мы будем поздравлять любимых пап и дедушек, братьев и всех тех,.
Фотоотчёт «Подготовка к празднику 23 февраля» Фотоотчёт «Подготовка к празднику 23 февраля»Вторая младшая группа «Солнышко»Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Доброго времени суток,.
Наша подготовка к 9 Мая (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! В предверии праздника Великой Победы, мы с ребятами начали.
Подготовка к 23 Февраля «Подарки для папы» Долго думали и решали, что же подарить папам на 23 Февраля. Выбор остановился на закладках для книг. Хоть некоторые дети и сказали, что.
Фотоотчет «Подготовка к 23 февраля» Фотоотчёт: подготовка к 23 февраля. 23 февраля наша страна отмечает праздник День Защитника Отечества. Этот праздник считается мужским праздником,.
Подготовка к 8 Марта (фотоотчет) Сейчас везде-везде идёт подготовка к празднованию женского дня 8-ое марта: учат стихи и песни, репетируют утренники и делают подарки для.
Подготовка к празднику «23 февраля» Приближается один из самых важных праздников «День защитника Отечества». В этот день представителей сильного пола поздравляют дома и на.
Подготовка к празднованию 9 Мая. Фотоотчет Подготовка к празднованию 9 мая. Фотоотчет. Подготовка к празднованию 9 мая в детском саду требует больших усилий и начинается за месяц.
Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 10 лет на темы «Подготовка к 23 февраля. Подготовка к 8 марта» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Приближаются одни из самых отмечаемых у нас в стране праздников, а именно:.
Отчёт о проведении недели пожарной безопасности в средней группе
Эльмира Мудрая
Отчёт о проведении недели пожарной безопасности в средней группе
Мы творчески подошли к такой важной и нужной теме, как пожарная безопасность. Мы старались доходчиво объяснить детям такую важную и сложную тему, чтобы им было не только интересно, а самое главное, чтобы они запомнили правила пожарной безопасности.
Мы читали такие произведения: «Для чего нужна пожарная машина?» Е,А,Алябьева, «Пожар на море» Б. Житков, «Пожарные собаки» Л. Толстой, «Дядя Стёпа» С. Михалков. ;
Смотрели мультипликационные фильмы:Смешарики: Азбука безопасности, Уроки Тётушки Совы: Уроки осторожности – Огонь;
Поиграли в дидактические игры: «Что нужно пожарным?», «Если возникает пожар», «Хорошо – плохо», «Опасные предметы – источники пожара»;
Была также игра инсценировка: «Позовём на помощь», «Я тебе помогу!»;
В сюжетно-ролевой игре дети больше всего раскрываются и могут проявить себя творчески. Например в игре «Мы спасатели!» дети применяли свои знания и умения полученные на занятиях;
Рассматривали плакаты и иллюстрации по пожарной тематике, отгадывали загадки;
Провели НОД по рисованию «Пожарная машина» и сделали аппликации «Машина на службе человека»;
На прогулке закрепляли свои знания,играя в подвижные игры: «Скорей спасём игрушки», «Мы из пожарной охраны».
Анализируя работу по проведению недели пожарной безопасности, можно сделать вывод, что благодаря проведённым мероприятиям у родителей повысился уровень знаний о методах и приёмах ознакомления детей с правилами пожарной безопасности. Родители осознали, что необходимо воспитывать у детей привычку безопасного поведения и что необходимо учить детей видеть и предвидеть моменты неоправданного риска в быту. А дети за эту неделю узнали и углубили свои знания о пожарной безопасности, развили умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Конспект открытой физкультурной НОД по пожарной безопасности в старшей группе «Учим Кузю и Бабу Ягу пожарной безопасности» «Как дети и Кузя учили Бабу Ягу пожарной безопасности» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре,.
НОД по пожарной безопасности в средней группе «Знатоки пожарной безопасности» НОД по пожарной безопасности в средней группе Образовательная область Безопасность «Знатоки пожарной безопасности» «Знатоки пожарной безопасности».
Отчет о проведении недели безопасности дорожного движения в средней группе Отчет о проведении недели безопасности дорожного движения в средней группе «Улыбка» Воспитатель: Нетесова ТА. Обучение детей правилам.
Отчет о проведении недели безопасности при пожаре в средней группе В целях повышения безопасности детей и обучению их адекватным действиям при угрозе и возникновению пожаров, была объявлена неделя безопасности.
Отчет о проведении «Недели безопасности» в подготовительной группе Основной целью проведения недели безопасности является формирование навыков безопасного поведения на дорогах, адаптации детей к транспортной.
Отчёт о проведении месячника пожарной безопасности во второй ранней группе № п/п Наименование мероприятия Дата проведения Количество детей, принявших участие в мероприятии Количество работников, принявших участие.
Отчёт о проведении Недели дорожной безопасности в ДОУ В целях предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма и активизации работы по ПДДТТ в МБДОУ была проведена «Неделя дорожной.
Отчёт по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» «Огонь-друг, огонь-враг» В работе с детьми главной задачей является сохранение их жизни и здоровья. И эту задачу важно решать совместно.
Текст книги «Дошкольникам о транспорте и технике. Беседы, рассказы и сказки»
Автор книги: Елена Алябьева
Жанр: Педагогика, Наука и Образование
Текущая страница: 4 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Цель: закрепление знаний о видах моторов, значении мотора для работы автомобиля, его строении, значении техосмотра с помощью сказки.
В одной автомастерской жили-были Моторы. Самого большого и мощного, у которого внутри было много цилиндров, звали Мотор Моторович. Среднего, у которого внутри было два цилиндра, звали Мотор Наклонович. Маленького, у которого был всего один цилиндр, звали Мотор-Кроха.
Моторы очень гордились собой. Они знали, что без них не может передвигаться ни один автомобиль. Ведь именно они приводили в движение колеса.
Жили Моторы, не тужили, с автомобилями дружили, водителей не подводили, а мастерам помогали в работе.
В еде Моторы были очень разборчивы. У каждого было свое любимое блюдо. Мотор Моторовичу нравилась солярка, Мотор Наклоновичу – бензин, а Крохе – газ. Повара на заправке просто замучились, готовя одновременно разную еду. Как только кому-то из Моторов предлагалось что-то другое, они сразу начинали чихать, бурчать и отказывались работать. Если продукт был недостаточно чистым, они громко возмущались:
И поварам не раз приходилось очищать еду с помощью фильтров. Вот ведь какие привередливые!
Но охладительные воздушные или водные души не всегда помогали. Иногда и до драки доходило. Моторы начинали размахивать руками, тереться друг о друга так, что искры летят да металлические частички. Внутри их тоже все колышется да трется. Измотаются в драке, перегреются, сил никаких не остается. А тут мастер придет, чтобы взять Мотор для проверки машины, а он никакой, хоть в больницу укладывай. Ругается тогда мастер на чем свет стоит! Моторы глаза вниз опустят, боятся посмотреть на мастера. Стыдно им за свое поведение. Мастер вздохнет, возьмет машинное масло, да и начнет смазывать все синяки, сколы да шишки на драчунах. Льет сверху, заливает внутрь, капает в трещинки и соединения, обдает масляным туманом да приговаривает:
– Вот теперь деритесь, не деритесь, а синяков, осколков и шишек не будет. Пусть теперь масло трется о масло. Ишь, какие драчуны! Нет бы в мире и радости жить. Вот разлучу вас, тогда узнаете, как без друзей плохо.
А в холода мастер машинное масло еще и подогревал специальным подогревателем, чтобы Моторы не замерзли и могли двигаться.
Заживут раны после драки, Моторы друг у друга прощения попросят, опять все вместе. Песни поют да рассказывают друг другу интересные дорожные истории. А голоса у друзей разные. Мотор Моторович басом поет, Мотор Наклонович – баритоном, а Кроха – тенором. Моторы даже иногда давали в мастерской концерты для автолюбителей под псевдонимом Двигатели. Попадет в желудки-цилиндры порция бензина или газа, а вместо желудочного сока тут как тут электрическая искра. Тогда в цилиндрах-желудках не переваривание пищи идет, а раздаются маленькие взрывы. Эти взрывы и помогают Моторам петь. Взрывчик толкает вниз поршень, похожий на поршень в медицинском шприце, только металлический. Так и ходит он вверх-вниз по желудку-цилиндру, убегая от взрывов. От его беготни даже колеса в автомобиле начинают крутиться. Когда фальшивых нот в пении Моторов не было слышно, у мастеров в автомастерской сердце радовалось. Когда же Моторы начинали фальшивить, петь не чисто, мастера начинали тревожиться. Не заболели ли друзья? Проверяли да подлечивали их.
Однажды надоело мастерам каждый день проверять, не заболели ли Моторы, все ли у них в порядке. Пригласили они к себе в автомастерскую помощников. Все они были из семьи Приборов.
Термометр стал измерять температуру Моторов, Манометр – контролировать давление масла, Тахометр – строго следить за частотой вращения вала внутри Моторов. Этот вал еще так смешно называется коленчатым. Наверное, он на коленку похож. Вращается коленчатый вал да давит с помощью специального поршня на еду в цилиндре-желудке, чтобы она дальше продвигалась. Еще появились помощники, которые измеряли уровень сытости Моторов, т. е. сколько у них в желудке бензина, солярки или газа, да сколько воды в баках для холодного душа. Вольтметр и Амперметр не хотели контролировать сытость Моторов. Тогда им поручили следить за электричеством.
Друзья сначала испугались, когда в мастерской появилось столько помощников мастеров. Даже пытались от них прятаться. Но потом поняли, что ежедневный профилактический осмотр спасает их от болезней и травм. Моторы подружились с Приборами и были им благодарны за заботу.
Перестали друзья ссориться и драться. Работали с песнями и хорошим настроением. Сами радовались и других радовали.
Вопросы и задания
● Про что эта сказка? О ком говорится в сказке?
● Расскажите о каждом Моторе.
● Чем питались Моторы?
● Почему их можно назвать привередливыми?
● Какой характер был у Моторов? К чему это приводило?
● Как Моторы приводили себя в нормальное состояние?
● Почему мастеру приходилось смазывать Моторы машинным маслом? Как он это делал? О чем пригрозил друзьям?
● Почему фальшивое пение Моторов беспокоило автомастеров?
● Для чего мастерам потребовались помощники-Приборы?
● За что Моторы были благодарны Приборам?
● Как изменилось поведение Моторов?
● Почему говорят, что мотор – сердце машины?
● Порычите как здоровые моторы, как больные, низким голосом, высоким голосом.
● Покажите мимикой, как Моторы радовались, злились.
Цель: ознакомление детей с видами специализированных грузовых автомобилей, их особенностями, назначением.
Грузовой автомобильный транспорт предназначен для перевозки различных грузов. В отличие от легковых машин у грузовых автомобилей кабина водителя отделена от кузова. Это нужно для безопасности водителя. Колеса мощных грузовых машин больше по размеру, чем легковых, а их количество зависит от длины прицепа. Например, в кабину большегрузного карьерного самосвала шофер влезает с помощью лестницы, а колесо по своей высоте значительно превышает рост человека.
Не все грузовые автомобили могут перевозить груз одного и того же веса. Грузоподъемность может быть очень малой, малой, средней, большой и очень большой.
Специализированные грузовые автомобили приспособлены для перевозки грузов с разными качествами или особенностями. Сыпучие грузы, например песок, не должны по дороге высыпаться. Жидкие грузы, например бензин, не должны вытечь. Скоропортящиеся продукты, такие, как мясо и рыба, не должны в пути испортиться. Нельзя перевозить большие панели для строительства домов, если они надежно не закреплены. Поэтому для перевозки различных грузов и используют самые разные грузовые автомобили: самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы, панелевозы, рефрижераторы и др.
Самосвал может сам свалить груз, например песок, щебенку, камни, землю. У него кузов саморазгружающийся. Рабочим не нужно долго и тяжело разгружать машину лопатами. Специальный подъемник медленно поднимает ту часть кузова, которая ближе к кабине, под таким углом, чтобы груз плавно сползал из кузова на землю. Освободившись от груза, кузов снова автоматически опускается вниз. Шофер управляет этим процессом, сидя в кабине. У самосвалов очень хорошая проходимость. Им не нужны асфальтовые дороги. Поэтому их широко используют в строительстве, добыче полезных ископаемых в карьерах.
На самосвале совсем неудобно перевозить тяжелые, железобетонные конструкции для строительства домов. Это могут быть отдельные панели или сразу целая квартира, из которых потом монтажники-сборщики собирают дом. Панелевозы и грузовики-тягачи с широченной платформой приспособлены для перевозки такого груза с завода до места стройки дома. Прочные металлические скобы, крюки и канаты позволяют прочно закрепить груз и сделать его безопасным для других автомобилей и пешеходов. Автомобиль-тягач с одним или несколькими прицепами образует автопоезд. На нем можно перевезти сразу большое количество грузов.
Опасные жидкие грузы и газы перевозят в автомобилях с цистернами. Цистерна – резервуар, вместилище для жидкостей и газов, которое непроницаемо для них. На цистернах, в которых перевозят легковозгораемые жидкости, большими буквами написано «Огнеопасно». Они ярко окрашены. Это значит, что перевозимая жидкость или газ, легко загораются, вредны для окружающей среды, и могут быть причиной гибели большого количества людей. Цистерны обычно едут медленно, водители других машин их стараются не обгонять, чтобы предотвратить столкновение.
В цистернах перевозят не только горючие вещества, но и живую рыбу, молоко, квас. На них имеются соответствующие названия и картинки, обозначающие груз. Устройство цистерн для продуктов питания позволяет легко загружать и разгружать груз с помощью подключения насосов, шлангов, кранов. Сверху цистерны имеется герметически закрываемые круглые крышки.
Машины-рефрижераторы совершенно незаменимы в перевозке скоропортящихся продуктов питания на большие расстояния. Их закрытый кузов представляет собой огромный холодильник. Автомобиль едет из города в город, из страны в страну, а продукты лежат в холодильнике и не портятся. Температуру можно установить как в простом холодильнике.
Если нужно перевезти из магазина мебель, вызывайте машину-фургон. Ее кузов закрытый, высокий и просторный. В ней мебель не вывалится на дорогу, не разобьется и не сломается. Хлеб и другие продукты тоже перевозят в фургоне, чтобы они не запылились и не испачкались.
Для перевозки новых автомобилей с автозавода в автомобильный салон фургон не пригоден. В этом случае нужен автомобилевоз (автовоз). Прицеп у него двух– или трехэтажный, длинный, сразу много легковых автомобилей можно перевезти. Машины на платформе хорошо закреплены, не съедут при перевозке.
Для перевозки животных нужны грузовые автомобили с открытым кузовом и высокими бортами, чтобы они не вывалились по дороге, не спрыгнули с машины.
Едут по дорогам страны дальнобойщики, везут в своих грузовиках самые разные грузы. Чтобы груз не рассыпался, не выпал по дороге, не испортился, длинный и вместительный кузов этих машин оборудуют тентами – закрепленными со всех сторон навесами из прочного материала, через который не проходят грязь, пыль и вода.
Еще интереснее грузовые автомобили-миксеры. Они и правда похожи на миксеры, которыми хозяйки перемешивают и взбивают тесто, коктейли, фарш. Только эти машины перемешивают бетон. Называются они автобетономешалками. Едут эти машины по дороге на стройку, а большой миксер крутится. В нем все составные части бетона (песок, цемент и вода) перемешиваются, превращаясь в однородную массу. Подъедет автомобиль на строительную площадку, и через шланги выльется в специальные емкости готовый бетон. Времени в дороге автобетономешалка не теряет.
Каждый день к мусорным контейнерам около каждого дома подъезжает мусоровоз. Ох, и интересная эта машина! Сама мусорные баки поднимает, из них мусор в контейнер высыпает, сама назад чистые баки ставит. А то еще привезет съемный открытый контейнер и оставит. Заполнят люди контейнер, например, строительным мусором доверху, а мусоровоз приедет и за специальные крюки поднимет контейнер, да и поставит себе на платформу. Потом увезет мусор на свалку.
Современный специализированный грузовой транспорт становится все более разнообразным. Стоит только понаблюдать за проезжающими по дороге машинами, и вы увидите много интересного.
Вопросы и задания
● Какие виды грузовых автомобилей вы знаете?
● Для перевозки каких грузов используют самосвал?
● Почему для перевозки панелей, из которых строят дом, нужна специальная машина? Как она называется?
● Для перевозки каких грузов используется автомобиль-цистерна?
● Для чего предназначены машины-рефрижераторы? Фургоны?
● Чем от других грузовых машин отличается автомобилевоз?
● Почему на стройках так нужны автомобили-миксеры? Как они работают?
● Для чего нужен мусоровоз? Почему его работа очень важна для горожан?
● Какие еще грузовые автомобили вы знаете? Какие марки грузовых автомобилей вы знаете?
● Выберите из предложенных картинок грузовой автомобиль. Расскажите, для чего он предназначен, из каких частей состоит.
Автомобили тоже «болеют» и «стареют»
Цель: формирование представлений о техническом осмотре автомобилей, его назначении и значении; о ремонте автомобилей, его необходимости.
Как и люди, автомобили нуждаются в уходе и заботе, стареют и болеют. Только при старении у них не морщины появляются на лице, а изнашиваются материалы и механизмы, из которых сделана машина. А во время болезни не сердце, а мотор или другие механизмы начинают работать не в полную мощность или совсем перестают работать.
Люди моются в ванне, душе или бане. Автомобили же моют в автомойке. Грязь смывают с помощью специальных шампуней, губок, больших крутящихся щеток и шлангов. Из мойки машина выезжает чистой и сухой. Грязная вода и в ванной и в автомойке сливается в канализацию. Если же машину моют около реки или озера, то вся грязная вода стекает в водоем, загрязняя его. Этого допускать нельзя.
По мере необходимости специальными автомобильными пылесосами водители чистят салон от пыли и мелких крошек.
Отправляясь в дорогу, мы проверяем, все ли мы взяли. Так и водитель, прежде чем отправиться в путь, проверяет, как работают руль, тормозные системы, приборы освещения и сигнализации. Это необходимо для безопасности движения. Еще он проверяет, есть ли в баке бензин, и хватит ли его на поездку, достаточно ли масла, охлаждающей и тормозной жидкости. Это нужно, чтобы работал двигатель и все механизмы. При необходимости машину заправляют топливом на автозаправке, заливают масло и специальные жидкости. Их покупают в автомагазине или на автозаправке.
Только удостоверившись, что всё в машине в порядке, можно отправляться в путь.
Даже, если в автомобиле ничего не сломалось, периодически его надо осматривать, проверять на специальном оборудовании, как работают его составные части. Ведь и люди должны ходить к врачам не только, когда они заболеют, а чтобы предупредить заболевания. Такой осмотр называется профилактическим. Осмотры автомобилей проводят в автосервисах. Работники автосервиса проверяют, как закреплены все детали, специальными смазочными материалами смазывают их, проверяют, правильно ли работают механизмы.
Люди каждый сезон меняют одежду и обувь. Никто зимой не ходит в легком платье и босоножках. Автомобиль тоже готовят к использованию в холодное или теплое время года: меняют шины на колесах, проверяют работу кондиционера, систем охлаждения или отопления.
Когда люди заболевают, их лечат доктора, дают им лекарства, делают уколы, проводят разные процедуры, операции. У машин тоже изнашиваются, стареют детали, части и материалы, из которых они сделаны. Автомобили могут попадать в аварии, когда приходится восстанавливать или заменять разрушенные или смятые части. Ремонт машин осуществляется в автосервисах. Специалисты заменят необходимые детали или целые механизмы, покрасят и отполируют кузов – и автомобиль опять как новый.
Иногда поломки случаются в пути. Тогда водитель вызывает машину-эвакуатор, которая доставит сломанный автомобиль в автосервис, или передвижную автомастерскую: работники ее устранят поломку.
Бывает, что машина такая старая или так разрушена после аварии, что ремонту уже не подлежит. Тогда ее отправляют на автомобильную свалку. А оттуда – на завод, на переработку.
Модель любой машины устаревает, ее перестают покупать. Тогда конструкторы вносят изменения в данную модель. Она становится более совершенной. Это называется модификацией. Например, автомобиль «Жигули» изменялся 15 раз, а потом на его базе был создан автомобиль «Лада», модифицированный в «Ладу Самару», «Ладу Приору», «Ладу Калину».
Если за машиной хорошо ухаживать, вовремя делать профилактику или ремонт, она долго прослужит своему хозяину.
Вопросы и задания
● В каком уходе нуждается автомобиль?
● Что должен делать каждый водитель ежедневно? Где моют машину? Почему нельзя мыть машину около водоемов? Где водитель заправляет машину топливом? Где покупает специальные масла, жидкости, средства ухода за автомобилем?
● Для чего автомобилю нужны профилактические осмотры? Где их проводят?
● Где ремонтируют автомобили? Как отремонтировать машину в пути?
● Что происходит с автомобилями, когда они выходят из строя?
● Найдите «поломку» автомобиля, нарисованного на предложенной вам картинке. Исправьте ее.
Для чего нужна пожарная машина?
Цель: ознакомление детей со специализированным автомобильным транспортом на примере пожарной автоцистерны; дать знания об ее устройстве, назначении.
Мчится по улицам большая красная машина и пронзительно гудит. Все знают, что это пожарная машина едет тушить пожар. Все автомобили ее пропускают, даже пешеходы останавливаются. Что же это за машина?
Автоцистерна пожарная (пожарная машина АЦ-40) предназначена для тушения пожаров и служит для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического вооружения (средств защиты и спасения, инструмента, воды, пены). Вода подается на очаг пожара из цистерны, открытого водоема или гидранта (водопроводной сети), пена на очаг пожара – из пенообразователя. В задней части машины, за цистерной, крепится пожарный насос. Тушение пожара осуществляется водой и пеной, которая подается через стволы (в форме прямой трубы), пожарные рукава, присоединенные к насосу (брандспойту).
Для боевого расчета в машине имеется семь мест. Машина может непрерывно работать не менее шести часов.
Вот сколько нового вы узнали о пожарной машине!
Вопросы и задания
● Как называется красная пожарная машина, которую мы видим на улицах города?
● Для чего ее используют?
● Сколько членов пожарной команды могут уместиться в машине?
● С помощью чего подается вода или пена?
● Как устроена внутренняя часть кабины?
● Почему во время быстрого движения пожарные не получают травм?
● Какие механизмы используются для подъема пожарных?
● Рассмотрите предложенный контур пожарной машины, раскрасьте ее.
При тушении сложных пожаров используется специальная техника. Эти машины сделаны на основе танков Т-54, Т-55, Т-62, которые имеют повышенную проходимость. Они могут пройти по любой местности и даже по дну водоема. Не зря шасси специальных пожарных машин сделали из танков. Пожары случаются на заводах, фабриках, складах, лесных биржах (складе лесоматериалов), нефтехранилищах, где могут производить или хранить взрывчатые материалы, ядовитые и радиоактивные вещества. В обычной пожарной машине тушить такие пожары нельзя, потому что пожарные могут пострадать или погибнуть. Кабина танка герметически закрывается, броня не пропускает вредные вещества, поэтому пожарные могут спокойно работать, не боясь погибнуть.
Тушение пожаров производится с помощью воды, пены и порошка. Есть машина, которая тушит пожар с помощью автоматической установки импульсной подачи распыленной воды. Веер воды захватывает сразу большое пространство.
Есть машина пожарной разведки «Броня», предназначенная для ведения пожарной разведки в условиях радиоактивного заражения местности, задымления, загазованности ядовитыми веществами. Эта чудо-машина оснащена специальным оборудованием, которое осуществляет контроль вредных веществ в атмосфере. Экипаж машины пожарной разведки хорошо защищен от попадания в нее вредных веществ.
Многофункциональная установка пожаротушения «Щит» предназначена для тушения пожаров и защиты зданий, конструкций от воздействия высокой температуры. Установка использует для тушения специальную пену.
Гусеничная пожарная машина «ИСПУЛЬС-2М» предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, на различных промышленных и гражданских объектах при помощи установки залпового огня капсулами с огнетушащими средствами.
Гусеничный универсальный тягач ГТУ-1 предназначен для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий, катастроф. Он выполняет ремонтные работы, перемещает грузы, вытаскивает застрявшую и затонувшую технику, буксирует технику в любых дорожных условиях, расчищает завалы, перевозит грузы. Тягач может иметь пять разных комплектов оборудования.
Причиной пожара могут быть и оборванные электрические провода. Телескопический подъемник «ЛАДОГА» предназначен для технического обслуживания и ремонта линий электропередач в местах, где другие машины не могут пройти.
В отличие от пожарной машины – автоцистерны, в которой предусмотрено семь мест для боевого расчета, в специальных машинах помещается всего 2–3 человека.
Теперь вы знаете, что пожарная техника – не только пожарная машина, которую вы видели на улицах города.
Вопросы и задания
● Что могут делать специальные машины?
● Чем они могут тушить огонь?
● Почему специальные машины на основе танка более надежные?
● Рассмотрите предложенные картинки с изображением специальной пожарной техники. Расскажите о любой машине.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.