Для чего нужна психология педагогу
Эссе «Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога»
Татьяна Полякова
Эссе «Необходимость знаний детской, возрастной психологии в работе педагога»
Выслушать ребенка так, чтобы он и в
дальнейшем делился с вами своими
мыслями и проблемами, непросто.
Искренний интерес, достаточное время
и сердечное внимание помогут вам
вникнуть во все детские дела и заботы,
а детям — почувствовать, что их любят
Нельзя не согласиться, что профессия педагога весьма ответственная. Еще Платон говорил, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если педагог будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Чтобы этого не случилось, педагоги должны опираться в своей деятельности не только на педагогические, но и на психологические знания. Несмотря на очевидность этого, по поводу значения психологии для педагогической деятельности с давних пор между психологами различных направлений велись дискуссии. Например, известный американский психолог У. Джемс писал, что глубоким заблуждением является мысль, что из психологии можно вывести для непосредственного употребления
школьные программы, планы и методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство; науки же никогда не производят прямо из себя искусств.
Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека.
Невозможно организовать профессиональную профилактическую работу по предупреждению нарушений в психическом и личностном развитии без знания возрастных особенностей личности, особенностей протекания возрастных кризисов.
В педагогической психологии знание возрастной психологии необходимо для того, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным и интересным для ребенка, а также избежать тех последствий, результатом которых стало незнание педагога. На протяжении всей жизни каждый человек испытывает много кризисов, которые травмируют психику ребенка (или взрослого человека) и в дальнейшем переростают в комплексы, которые сохраняются в человеке на всю жизнь, либо от которых очень сложно избавиться. Например, кризис рождения, когда ребенок попадает в новую среду (в отличие от его утробного развития). Кризис 1 года, когда он делает первые шаги и произносит первые слова. Кризис 3-х лет, когда ребенок уже может строить простейшие предложения, ходит в детский сад. В этом возрасте для него первичной является игровая деятельность. Кризис 6-7 лет, когда ребенок попадает в новую среду (школу), знакомится с новыми друзьями и т. д.
И это продолжается до завершения жизни человека.
Педагогика и психология всегда должны быть согласованы друг с другом, но если кто-нибудь знает психологию, то отсюда еще не следует, что он должен быть и хорошим учителем, считал У. Джемс.
Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка, без знаний основ детской и возрастной психологии это сделать значительно трудней.
Д. Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства.
Работа с детьми по самому своему существу не терпит шаблонов, так как не бывает точного повторения педагогической ситуации и нет двух одинаковых детей.
Лучшие педагоги, мастера своего дела, говоря о своей работе, подчеркивают в ней постоянные искания, наличие творческих методов.
Самостоятельность мышления педагога, психолога заключается в умении анализировать как свой педагогических опыт, так и опыт других педагогов, в отсутствии в работе штампов, рутины, в проявлении инициативы.
Находчивость или быстрота и точное ориентирование позволяет своевременно применять нужное учебно-педагогическое мероприятие. Чем больше у педагога, психолога педагогического опыта и психологических знаний, тем меньше в его работе возникает неожиданностей, требующих быстрой сметливости и ориентировки.
Таким образом, в деятельность педагога, психолога знание детской психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у них знание предмета, но и максимально способствовала их психическому и, прежде всего, умственному развитию. А педагогическая психология показывает педагогу механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, и тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б. Д. ; 4-е изд
Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности Тема:Тема: «Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на.
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с ОВЗ с детской отечественной литературой Детям меньше стали читать, а значит страдают грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание. Художественная литература.
Необходимость преодоления несовершенства детской речи 1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если у ребёнка к пяти годам по каким-то.
Консультация «Необходимость преодоления несовершенства детской речи» 1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если у ребёнка к пяти годам по каким-то.
Отчет педагога-психолога. о проведенной Неделе психологии «Детский сад — это мы!» Неделя психологии «Детский сад – это мы» Цель: создание положительной психологической атмосферы в детском саду. Задачи: • повысить интерес.
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Гришатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово Нижегородской области Эссе «Применение знаний специальной.
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих.
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Гришатова Мария Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово Нижегородской области Эссе «Применение знаний специальной.
Роль психологии в эффективной работе педагога
Сегодня школьное образование выдвигает на передний план задачу воспитать всесторонне развитую личность. Современный педагог остро нуждается в знаниях психологии, потому как лишь проведя анализ способностей и склонностей ученика, выявив его индивидуальные особенности характера, можно выстроить гармоничное общение с ребенком, вызвать у него интерес к знаниям, составить наиболее верный образовательный маршрут.
Рассказываем подробно, какую роль психология играет в деятельности педагога и где можно освоить такие программы обучения.
Кто это такой – педагог?
Само слово «педагог» имеет греческое происхождение: «paidagogos» в переводе означает «ведущий детей», то есть это человек, который обучает ребенка и следует за ним. Сегодня педагог – это востребованная профессия, представители которой участвуют в обучении, воспитании и развитии детей и подростков.
Чтобы стать педагогом, необходимо пройти специальную подготовку, быть воспитанным и образованным человеком, любить детей и стремиться передать им свои знания и опыт, обладать стрессоустойчивостью и тягой к самосовершенствованию своих знаний и личности.
Педагогика – это обширная научная область, которая не только ставит перед собой задачу формирования личности человека, но и изучает и разрабатывает эффективные методы для передачи знаний подрастающему поколению. Поэтому педагогом могут быть ученые, воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели высших учебных заведений, спортивные тренеры и инструкторы.
Какие задачи стоят перед педагогом?
Д еятельность педагога будет заключаться:
в планировании, организации и проведении занятий;
в формировании знаний и навыков;
в выработке у воспитанников гармоничного взгляда на окружающий мир;
в адаптации учеников к социуму;
в развитии умственных и физических качеств;
в формировании у людей психологической устойчивости и внутренней готовности к преодолению проблем и сложностей;
в создании благоприятного климата для развития детей;
в организации активной жизни учеников.
Кроме всех перечисленных обязанностей, педагог еще взаимодействует с родителями своих воспитанников: проводит собрания, тестирования, отвечает на возникающие вопросы, консультирует индивидуально.
Чтобы эффективно выполнять все эти действия, педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию своей собственной личности и профессиональных компетенций, владеть знаниями не только в педагогике, но и в психологии, и в других смежных дисциплинах.
Зачем педагогу знать психологию?
Психология – это основа педагогической деятельности, так как для развития личности ребенка нужно знать, как эту личность изучить. Именно навык психодиагностики ощутимо помогает педагогам, влияет на качество учебного и воспитательного процессов, а также на результаты, которые демонстрируют ученики.
В своей работе педагоги сталкиваются со множеством трудностей: кто-то не умеет увидеть в ученике целостную личность, учесть все его проявления, выявить причинно-следственные отношения и наметить пути развития; а кто-то оценивает способности ученика только исходя из показателей успеваемости. Системные знания по психологии помогут избежать этих ошибок и добиться наилучшего результата в профессиональной деятельности.
Знания психологии также помогут педагогу:
стать надежным другом каждому ребенку;
учитывать в процессе обучения хрупкость и ранимость детской психики;
понимать сильные и слабые стороны ученика;
выявить внутренние стремления ребенка, его потребности и мотивы;
уметь не только слушать, но и слышать каждого воспитанника;
создать для детей комфортную среду для обучения, творчества и дружбы;
тактично и бесконфликтно общаться и взаимодействовать с коллегами;
выстроить доверительные отношения с родителями.
Все вышесказанное дает абсолютную уверенность в том, что современные педагоги остро нуждаются в психологических знаниях.
Где педагогу получить знания по психологии?
В условиях стремительных инноваций в сфере образования учителям и педагогам приходится многому учиться заново, а иногда даже переучиваться. Конечно, знания в области психологии учитель получает еще будучи студентом педагогического учебного заведения. Но, как признаются сами педагоги, зачастую этих знаний недостаточно. Начиная работать по специальности, они сталкиваются с нехваткой вспомогательных психологических навыков. И вот тут-то на помощь приходит дополнительное профессиональное образование.
Множество обучающих организаций и заведений сейчас предлагают пройти программы профпереподготовки и повышения квалификации в режиме онлайн, что очень удобно в нынешней нестабильной ситуации. Онлайн-курсы – это также отличное решение для тех, кто хочет обучаться без отрыва от основной работы.
ДПО по психологии подойдет педагогам, которые:
желают лучше разбираться в себе и в людях;
хотят изучить дополнительные психологические тактики, необходимые для эффективной профессиональной деятельности;
стремятся проводить консультации по психологии для детей и их родителей.
Как выбрать программу обучения?
Для того, чтобы выбрать курс по психологии, нужно учитывать свои планы на будущее, а также определиться, каких именно знаний недостает.
Программа профессиональной переподготовки подойдет тем людям, которые хотят работать психологом, педагогом-психологом, актуализировать знания по психологии. Обучение будет длится не менее 250 часов, а после аттестации выдается диплом.
Программа повышения квалификации поможет тем, у кого уже есть базовое образование по психологии, но требуются дополнительные знания. Длительность обучения – от 16 часов, после итоговой аттестации выдается удостоверение.
Теперь осталось выбрать желаемое направление психологии.
Практическая психология (семейная, детская, кризисная) предполагает непосредственную работу с клиентом, оказание ему психологической поддержки. После получения диплома вы можете заниматься частной практикой или работать в школе, кризисном центре, проводить индивидуальные или групповые консультации.
Прикладная психология используется специалистами разных профессий: педагогами, тренерами, управленцами. В это направление включена социальная психология, которая изучает поведение человека и взаимодействие людей в обществе.
Клиническая психология предполагает работу в области здравоохранения (психологические центры, государственные службы, больницы, диспансеры, санатории, реабилитационные и социальные центры, образовательные учреждения, в том числе для детей с ОВЗ).
Значение психологических знаний для учителя
Приступая к педагогической работе с детьми, педагогу нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы (является врожденным) и что приобретается под воздействием среды (является приобретенным). Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. Знание законов формирования способностей необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.
Учителю важно уметь выявлять уровень развития учащихся и сопоставлять его с некоторой нормой, чтобы определить, правильно или нет идёт развитие, установить причины отставания ребёнка в учёбе и развитии, создать благоприятные условия для развития одарённых детей, осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого ребёнка.
Для этого педагогу необходимо учитывать особенности личности ребёнка, особенности его памяти, мышления, характера, темперамента, мотивы его поведения.
Чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в коллективе, как регулировать эти отношения, выстраивать эффективное общение детей, предупреждать или преодолевать конфликты.
Т.о., психология необходима и педагогам, и родителям, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие.
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек».
Человек – биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (память, мышление, внимание, воображение, воля и др.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими.
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет собой биологический род – Homo sapiens («человек разумный»).
Индивид является носителем врожденных свойств (тип н/с, строение коры г/м) и приобретённых (характер, способности, направленность).
Индивидуальность – неповторимость, своеобразие человека, его отличие от других; это и выраженность данного отличия.
Говоря о личности, мы подразумеваем целостность человека, его способность занять некое, присущее только ему место в обществе, в мире других людей
Личность, достигшая полного своего развития, способна управлять своим поведением и развитием, оказывать влияние на других людей, имеет собственные моральные взгляды, убеждения. Человек, достигший уровня личности способен подчинять высшие мотивы низшим, он относительно независим от других людей, самостоятельно и сознательно выбирает цели и достигает их.
Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, качеств называется самопознанием.
Сформировавшееся представление о себе – самосознание.
Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Впервые ребёнок осознаёт себя на основе элементарных ощущений, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Ребёнок учится отделять себя от физического мира: он ещё не знает, что относится к его телу, а что – к миру. В младенчестве впервые возникает «цельное самоощущение» как первичная форма самосознания.
Самосознание развивается. Примерно в 3 года ребёнок:
· начинает говорить о себе – «я»
· узнаёт себя в зеркале и на фото
· осознаёт себя как причину происходящих с ним событий (разбросал игрушки, пролил что-то)
· осознаёт себя как субъекта собственных действий и поступков (я хороший, я так больше не буду)
· начинает осознавать и понимать свои потребности и желания (хочет кушать, играть, куда-то пойти и т.п.)
· стремится выразить себя через свои действия
(«я сам»).
6-7 лет – начало школьного обучения, «кризис непосредственности». Школьник начинает смотреть на себя глазами других людей, представлять как он выглядит в глазах окружающих, смущается и от этого кривляется.
Подростковый и юношеский возраст – возраст открытия «Я» для самого себя, второе рождение личности:
Ÿ человек начинает целенаправленно думать о себе
Ÿ ставит перед собой вопросы – «Кто я?», «Какой я?», «Кем мне быть и каким мне быть», «В чём смысл жизни», «Могу ли я себя уважать»
Ÿ думая о себе, каким-то образом относится к себе
Ÿ эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми.
Мнение человека о себе создаёт основу «Я-концепции», которая объединяет все знания человека о себе, то, как он оценивает себя.
В «Я-концепции» выделяют 3 основных компонента:
2. Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности.
самоуважение (чувство собственного достоинства) – это вера в собственные силы, принятие себя, любовь к себе | самооценка – оценка себя, своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. М/б устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, завышенной и заниженной. | уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Он должен быть немного выше самооценки. |
3. Поведенческий компонент – определяет возможность саморегуляции, принимать решения самостоятельно, управлять своим поведением, отвечать за свои поступки. Выражается в уверенности и неуверенности в себе.
Поведение человека может быть ориентировано на внешний контроль (отношение других людей) или внутренний контроль (самооценка).
В «Я-концепции» отражается:
реальное Я (кто я сейчас)
идеальное Я (каким хочу стать)
социальное Я (каким меня видят другие)
«Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Это относительно устойчивое образование, обеспечивает внутреннюю согласованность личности, последовательность в поведении. Устойчивое отношение человека к себе позволяет ему ставить перед собой определённые цели, видеть своё место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно и оперативно изменять отношение к себе. В процесс жизни «Я-концепция» изменяется – обогащается или упрощается.
Понятие о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Приемы организации и условия сохранения произвольного и непроизвольного внимания у младших школьников.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального.
В выделении объекта из массы других проявляется избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.
Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание – необходимое условие всякой деятельности (играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, трудится ли рабочий).
Внимание обеспечивает ясность и отчётливость восприятия учащимися учебного материла, быстроту и чёткость мышления, самоконтроль. Внимательный ученик замечает в рассказе учителя такие детали, которые невнимательный упускает.
Внешнее выражение внимания : человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, нет лишних движений, дыхание замедляется.
Первоначальная форма внимания — ориентировочный рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное (И.П. Павлов).
Благодаря этому рефлексу воздействие нового раздражителя на н/с Ч. становится более сильным.
Ф.о. внимания – взаимодействие очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Различают внимание
внешнее – направлено на окружаю-щие нас предметы и явления
внутреннее – направлено на собств. мысли, чувства, переживания
непроизвольное | произвольное | послепроизвольное |
Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без специально поставленной цели и волевых усилий.
(ученик слушает интересный рассказ, смотрит фильм, читает занимательную книгу).
Оно возникает вследствие внешних причин — действующих на нас раздражителей, либо – внутренних (побуждений, интересов направленности личности).
Условия возникновения непроизвольного внимания:
• Сила, яркость, красочность раздражителя (яркая картинка, вспышка света, сильный запах, громкий звук).
• Новизна, необычность, неожиданность раздражителя (новая наглядность, сказочный персонаж, игровые приёмы, необычные факты).
• Подвижность раздражителя, начало или прекращение действия раздражителя (маяк, реклама, касса букв, домики цифр, слова с «окошечками», пауза в речи учителя)
• Контрастность раздражителя (среди маленьких – большой, на белом фоне – красный, изменение громкости речи учителя)
Произвольное внимание возникает преднамеренно, со специально поставленной целью и волевыми усилиями.