Для чего нужна психосоциальная работа с семьей и детьми
Психосоциальная работа с семьей
В.В.Козлов, кафедра социальный технологий
В настоящее время наблюдается рост нервно-психических нарушений у детей, на что указывается во многих исследованиях. Так, в частности, эпидемиологические исследования нервно-психического здоровья детей, проводимое НИИ педиатрии РАМН, показывают, что их распространенность достигает 53%.
Так же не является секретом, что в настоящее время все большее количество детей не может справиться со школьной программой (эпидемиологические исследования НИИ педиатрии детей 6-7 летнего возраста показало, что 36,4% детей относятся к группе риска по школьной дезадаптации). Понятно, что эти факты зависят от множества причин: экологических, биологических, социальных, психологических, но как бы не были разнообразны и не всегда понятны причины данного явления, сам факт очевиден и он не может не вызывать тревоги и должен стать стимулом еще более внимательного отношения к этой проблеме.
Необходимость психосоциальной работы с семьей больного ребенка не требует особых доказательств. На это указывают многие исследования в этой области (Захаров А.И., Спиваковская Т.В., Тополянский И.В., Эйдемиллер З. и др.).
Основные причины данной необходимости:
— очень близкая и сильная эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью»,
— многие заболевания (психосоматические, неврозы, СДВ, патохарактерологическое развитие, некоторые виды ЗПР) преимущественно обусловлены специфическими детско-родительскими отношениями,
— любое заболевание ребенка, протекает в семейном «поле», поэтому состояние этого «поля» может либо ускорять процесс выздоровления, либо препятствовать ему.
В социальной работе с родителями больных детей существуют следующие формы:
— психотерапевтическая помощь родителям детей – инвалидов;
— группы повышения родительской эффективности, для родителей здоровых детей.
Психосоциальная работа с другими группами родителей, имеющих больных детей, практически не ведется. Это объясняется многими факторами:
— экономическими (в детских больницах нет средств для оказания подобной помощи)
— негативное отношение или непонимание родителями важности и необходимости подобной работы. Как показывает опыт, только 10% родителей связывают состояние ребенка с состоянием отношений в семье. Преобладающее количество родителей атрибутируют причины заболевания ребенка полностью на внешние факторы.)
— особенностью мышления, как родителей, так и врачей, заключающейся в преимущественно биологизаторской направленностью, и не пониманием целостности психического и физического в человеке. Уже сам термин » психосоматический» проводит разделение человека, что на наш взгляд, неверно в принципе. Нет психического, как нет и физического, есть единый функционирующий организм, находящийся под воздействием многих факторов (экологические, биологические, социальные, психологические и т.д.), при этом воздействие в своем суммарном выражении не равно ни одному из своих составляющих.
Ниже представленная схема проведения психосоциальной групповой работы с родителями не претендует на решение всех проблем, связанных с этой работой.
Мы также бы не хотели, чтобы ее рассматривали как универсальное средство и единственный способ работы с семьей больного ребенка. Этой работой мы ставим перед собой цель показать один из возможных путей решения такой глобальной и актуальной проблемы. Мы отдаем себе отчет в том, что каждый работающий с родителями больного ребенка, будет вести эту работу в соответствии со своими личными пристрастиями, в соответствии с тем направлением психосоциальной работы, который он выбрал. Одновременно работу над этой статьей поддерживала мысль, что при всем многообразии психосоциальных направлений, при всем многообразии личностей социальных работников, есть универсальные принципы. И в меру своих сил, мы старались акцентировать внимание, именно, на этих принципах.
Группа не менее 10 и не более 25 родителей.
В течение года проводится не менее 3-х сессий.
Состоит из трех блоков: информационный, коммуникативный, личностный.
— осознавание своего «Я». На этом уровне клиенты изучают свою реакцию на прикосновения, ощущения в теле (исследуют зоны своего тела на предмет гиперестезии, гипостезии, анестезии). Клиенты исследуют паттерны своих движений (ограниченность, скованность, ритм, скорость), паттерны распределения мышечных напряжений (блокированные части тела), паттерны дыхания (частоту, глубину, ритм, скорость). Они исследуют высоту, тембр и силу своего голоса, учатся осознавать свои чувства и выражать их (вербальная репрезентация, мимическая, через позу, посредством интонации и т.д.). Клиенты так же учатся основным речевым правилам, а именно: активному слушанию, обобщению развернутого сообщения, пониманию, что говорят, когда говорят и т.д.
Особенности своих границ участники изучают в парном взаимодействии, в специально организованном тренинговом пространстве.
Акцент ставится на проживании этих чувств с их отреагированием. Для этой цели на этом уровне используются интенсивные интегративные психотехнологии, позволяющие эффективно преодолевать сопротивление и способствовать отреагированию неприятных переживаний.
Описание содержательной части психосоциальной работы в виде трех выше представленных блоков относительно, и является следствием практической необходимости в более ясном изложении материала. В практической работе такое деление не возможно. Так, например, работая с осознаванием «Я» можно выйти на личностную проблему и наоборот.
Основные принципы тренинга.
Тренинговое пространство организуется введением трех принципов, определяющих отношения участников тренинга, а именно:
— осознанность. Предполагается, что участники стараются осознавать, что с ними происходит в настоящий момент. Этот принцип направлен против автоматизмов обыденной жизни и помогает направить внимание родителей на внутреннюю психическую реальность. Психотерапевт просит участников, чтобы они время от времени спрашивали себя: Что я сейчас чувствую?, что думаю?, что ощущаю?, чего хочу? что я сейчас вижу, слышу?, чем сейчас пахнет?
«Если Вы живете в прошлых обидах или счастье, если Вы живете в будущих тревогах или радужных надеждах, Вы пропускаете настоящее, т.е. Вы не живете – для настоящего вы мертвы», » Живете ли Вы, если единственно, что Вы жаждете это будущий отпуск». «Если Вы отвергаете, избегаете, то переживания, которые есть сейчас (а сейчас кроме этого ничего нет), то Вы мертвы» и т.п.
Все три принципа, организующие тренинговое пространство, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Человек не может быть ответственным за свое состояние, если он его не осознает, а если он его осознает, то он с необходимостью находится в настоящем.
Нахождению участников в тренинговом пространстве мешают неосознаваемые неприятные чувства или сдерживаемые табуированные (злость, возбуждение, страх и т.д.) чувства. С целью облегчения их выражения применяются следующие психотехнические приемы:
— фокусировка. Данный прием заключается в фиксации внимания на происходящее в настоящее время. Фокусировку можно проводить с помощью вопросов (оценки и интерпретации фокусировкой не являются). Вопросы типа: «Вы сейчас где?», «Вы здесь?», «Что сейчас происходит?», «Кто виноват?» и т.д. Кроме вопросов, фокусировку можно проводить, обращая внимание участников на их мимику, позу, интонацию голоса, движения тела и т.д. Например: «Обратите внимание, что происходит с Вашими ногами?», «Что Вам говорит Ваша напряженная спина?» и т.д.
— усиление. Прием, заключающийся в усилении того переживания, которое есть в настоящий момент. Например, социальный работник отмечает незначительное покачивание головы у какого-нибудь участника и просит его усилить эти движения до максимально возможного для него с осознаванием, что при этом происходит.
— проекция. Для выражения неосознаваемых или сдерживаемых чувств можно использовать механизм проекции, т.е. приписывания другому человеку, предмету собственных чувств, черт характера и т.д. Например, участник сдерживает выражение своего раздражения. В такой ситуации можно его попросить найти в комнате предмет, который ему не нравится и описать его от первого лица, при этом, осознавая, что происходит.
— перевод неосознаваемых сдерживаемых чувств в другие модальности (образы, ощущения, фантазии, движение и т.д.). Можно использовать приемы НЛП по изменению модальности и субмодальностей. Например, во время обсуждения работы, участник говорит о возникшей боли в области шеи, просим участника стать самой болью и говорить от первого лица: «Я боль». Социальный работник задает вопросы: «Какого ты цвета?», «Какой формы», «Что сейчас изменилось в тебе», «Какой ты плотности?», «Какая на вкус?» и т.п. Не менее эффективна техника описания ощущения боли в вышеуказанных модальностях.
1.Освобождает пространство для проявления «Я» участников тренинга. (Препятствует ментальной интервенции в семантическое пространство пациентов).
2. Вызывает фрустрацию, так как не структурирует время.
3. Способствует более глубокому и тонкому осознаванию происходящего, способствуя облегчению выражения чувств.
— конфронтация. Например, участник в течение всего периода работы всем мило улыбается, всех любит (скрывая свои истинные чувства). Можно попросить этого участника подойти к каждому из группы, установить контакт глаза в глаза и говорить все, что приходит в голову, осознавая при этом, что происходит.
— психодрама. Прием, заключающийся в инсценировке своих переживаний. Например, участник затрудняется выразить свои отношения с ребенком. Социальный работник просит его выбрать из группы протагонистов, и, взяв на себя роль режиссера, поставить бытовую сцену из жизни своей семьи.
Понятно, что каждая ситуация требует своего приема и его выбор зависит от интуиции, от опыта профессионала. Зависит от того, насколько последний сможет почувствовать баланс между фрустрацией и поддержкой. В каждой коммуникации социальный работник определяет, выдержит ли участник фрустрацию – неудовлетворенную потребность в защите, любви или ему необходима поддержка для того, чтобы он оставался в тренинговом пространстве.
Актуальность предложенной схемы психосоциальной работы повышается еще и в силу того, что в семье с больным ребенком происходят кардинальные изменения отношений. Наиболее часто это происходит следующим образом: усилившаяся беспомощность и незащищенность ребенка, связанная с заболеванием, вызывает ответную реакцию со стороны родителей в виде усиления опеки, заботы, которая в свою очередь, по механизму обратной связи, еще больше усиливает беспомощность и несамостоятельность ребенка. Получается замкнутый порочный круг, когда усиление заботы с одной стороны, вызывает усиление беспомощности, а последняя усиливает заботу.
Порочный круг можно разорвать при условии достаточной сбалансированности родительской помощи больному ребенку и его (ребенка) самостоятельностью. Определить достаточную сбалансированность между двумя этими полюсами задача очень сложная. Далеко не все родители способны на это. Сложность баланса определяется рядом причин. Укажем некоторые из них:
1. Повышенная тревожность родителей
3.Получение не всегда осознаваемой психологической выгоды со стороны родителей. В некоторых случаях все внимание родителей направлено на больного ребенка, что дезактулизирует проблему между супругами. В случае выздоровления, брак распадется. В такой ситуации ребенок просто не имеет права выздороветь.
4. Заболевание ребенка заполняет эмоциональную пустоту одного из родителей, т.е. есть возможность для удовлетворения своей потребности в ласке, нежности, нужности и т.п.
6. Заболевание ребенка помогает решить часть социальных проблем. Часто мать не работает в силу страха оказаться некомпетентной в собственных глазах. Заболевание ребенка помогает ей уйти от своего страха, рационализировать его по принципу » Я не работаю, поскольку не могу оставить больного ребенка одного»
Понятно, что в реальной жизни нет места идеальным отношениям, но то, что участники тренинга приняли на себя ответственность за выполнение выше указанных правил, а социальный работник направляет свои усилия на то, чтобы удержать членов группы в тренинговом пространстве, способствует изменению привычных паттернов отношений. При этом изменения происходят у каждого по- своему, в соответствии с исходными особенностями, те, у кого паттерн отношений отклонялся больше к полюсу отдаленности, отклоняется к полюсу связанности и наоборот. Структура тренингового пространства выступает как магнит, балансируя паттерн отношений, приближая его к «центру», «к идеалу». Продолжительность психосоциальной работы способствует закреплению, консолидации нового паттерна отношений. Усиливает изменение отношений тот факт, что взаимодействие происходит со «значимыми другими».
Значимыми друг для друга участники тренинга становятся по следующим причинам:
1. Их объединяет одна проблема – больной ребенок.
2. Совместное пребывание на ограниченной территории в течение длительного времени c частичной социальной депривацией.
3. Максимально возможный по степени открытости социально-психологический контакт.
4. Разрешается и даже поощряется выражение чувств, не разделяя их на хорошие и плохие.
5. Большой перевес во взаимодействии приходится на уровень ощущений и чувств, в противоположность оценкам и интерпретации.
6. Необязательность соблюдения многих социальных ограничений (нецензурные слова, крики, рыдания, деритуализация и т.д.)
Таким образом, создается искусственная социально-психологическая среда, которая позволяет реконструировать систему отождествлений «Я», а так же формировать новые навыки, новые функции привычных отождествлений.
Семью можно рассматривать как динамическую систему, в которой все ее части взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим изменения паттерна отношений даже одного члена семьи, с неизбежностью будут изменять всю систему, делая ее более сбалансированной, нивелируя те паттерны отношений, которые препятствовали выздоровлению ребенка или являлись причиной заболевания.
Психосоциальная работа с семьями и детьми
Тема: Психосоциальная работа с семьями и детьми
1. Профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия
2. Психосоциальные технологии помощи детям с проблемами здоровья и педагогической запущенностью
3. Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями
В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся младшего школьного возраста и у многих подростков и старшеклассников формируются негативные отношения в школе, к учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям.
В последние годы также актуальной темой является и взаимоотношения родителей и детей. Реальные проявления доброты, сочувствия, сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества со стороны взрослых отсутствуют в силу экономических и социальных условий, происходящих в стране.
Создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение родителей и детей – одна из главных задач психолога. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с родителями, задавая определенное содержание и продуктивные формы и методы психосоциальной работы.
1. Профилактика и коррекция родительского пренебрежения, отвержения и насилия
Проблема родительского пренебрежения, отвержения и насилия в семье в современном обществе очень актуальна. Дети, ставшие жертвами жестокого обращения в семье, нуждаются в своевременном оказании профессиональной помощи. Переживаемое в настоящий момент или пережитое в прошлом эти негативные явления приводят к развитию серьезных психологических затруднений.
Основными последствиями таких явлений для детей является отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травм могут возникать острые состояния страха.
Не существует готового рецепта для оказания этим детям психологической помощи, но в тоже время существуют методы, традиционно считающиеся наиболее адекватными. Клиент- центрирования игровая терапия. Г. Аэндрет дает следующие определение этого направления игровой терапии: это динамическая система межличностных отношений между ребенком и психологом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать свое Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации.[2]
Именно в игре ребенок может продемонстрировать с помощью конкретных предметов, которые выступают в качестве символов то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра является для ребенка символическим языком для самовыражения и, манипулируя игровыми предметами, ребенок может более адекватно показать им выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к разным событиям своей жизни.
Игровая терапия является универсальным, эффективным многие пласты психики ребенка средством. Игровая терапия и ее элементы могут применятся в работе с детьми любого возраста. Она может оказаться полезной даже при работе с подростками, но только в том случае, если эту форму работы выбрал сам подросток.
Серийное рисование является терапевтическим подходом, в рамках которого консультант регулярно встречается с ребенком и просит его «просто нарисовать картинку». В процессе этих встреч формируются терапевтические взаимоотношения между психологом и ребенком, проблемы находят символическое выражение в рисунках, в результате возникает возможность исцеления и разрешения внутренних конфликтов.
Серийное рисование – предполагает ежедневное проведение занятий рисования в присутствии консультанта. При этом психолог делает выводы не на основе одного рисунка, а на основе целой Сергии или часто повторяющихся мотивов. В ходе работы ребенок часто останавливает свой выбор на одной символической теме и использует ее в ряде рисунков. Этот символический образ не остается неизменным, но претерпевает изменения, указывает на наличие внутренней динамики. Использование рисунков может помочь ребенку перейти к непосредственному обсуждению болезненных переживаний, связанных с опытом насилия.
Этот метод может быть неприемлем для работы с ребенком, который не может и не умеет рисовать, более того, он может вызвать у ребенка пренебрежительное отношение или раздражение. В итоге контакт с психологом не устанавливается, а рисунки оказываются довольно формальными. Целесообразнее использовать эту методику как составную часть другой работы.[3]
Использование сказок и историй в работе с детьми учат справляться со сложными ситуациями, используя героев произведения как модель для подражания. В психологической работе может помочь в установлении контакта с ребенком или группой детей.
Дети любят сказки, фантастические истории и терпеть не могут нотаций, а следовательно, с помощью сказки можно воздействовать на поведение ребенка, не взывая сильного сопротивления с его стороны. Более того, сказки позволят косвенно подойти к вопросу болезненным для ребенка, прямой разговор о которых поначалу может вызвать сильный стресс, а также помочь в символической форме выразить и отреагировать тяжелые чувства, особенно если ребенок сам чувствует в сочинении сказок.
Герой сказки должен быть максимально приближен к ребенку, с которым предстоит работать, но не идентичен ему. Сходство должно способствовать идентификации ребенка с героем, который в сказке находит пути и способы понимания и разрешения своих трудностей и конфликтов. Каждая сказка сочиняется для конкретного ребенка и направлена на разрешение существующих у него проблем.
Применение подобных историй в работе с детьми, переживаниями родительское пренебрежение, отвержение, жестокое обращение, может оказаться эффективным, так как позволяет понять и выразить чувства и мысли, о которых тяжело говорить, может научить способам защиты от жестокого обращения, помочь установить доверительные, безопасные отношения.[4]
Какой бы метод ни применялся, нужно знать, что главная цель терапии детей, переживших жестокое отношение в семье – помочь им распознать и адаптивно выразить чувства, связанные с пережитым злоупотреблением и пренебрежением. Главная задача психолога обеспечить помощь ребенку и сделать все, что в его силах, чтобы помочь ребенку.
2. Психосоциальные технологии помощи детям с проблемами здоровья и педагогической запущенностью
Как известно, в современной массовой школе достаточно большое количество детей со значительными отклонениями от медицинской нормы. Обучение и воспитание таких детей ставит перед школой, по меньшей мере две серьезные проблемы: во-первых, как помочь им нормально развиваться и во-вторых, как свести к минимуму возможные отрицательные последствия их совместного обучение с другими детьми.
В работе с детьми с отклонениями от медицинской нормы и их родителями психолог выполняет функции консультанта своего рода посредника между таким ребенком и врачом, учителем, родителями одноклассниками. Также проводит коррекцию отдельных форм поведения самооценки и другое. Однако эта работа должна рассматриваться лишь в качестве элемента общего процесса лечения ребенка.
При консультировании родителей психологу необходимо учитывать не только характер заболевания, но и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также специфику школьной и семейной ситуации. При психокорреккционной работе с детьми в основном используется метод игровой терапии.
Вторую группу «трудных» детей составляют школьники, которых иногда называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными, или педагогически запущенными. Если, говоря о детях с отклонениями от медицинской нормы, мы рассматриваем границу между медицинской нормой и патологией, то здесь психолог должен иметь в виду границу между правосообразным и криминальным поведением.
В работе психолога с педагогически запущенными детьми, большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Профилактическая работа с этой группой детей и подростков требует выхода за рамки школьных проблем, она должна осуществляется в более широком социальном контексте, быть ориентирована на настоящую жизнь. Возможно, наиболее эффективной работой психолога с такими учащимися может быть работа по профориентации и профконсультации, а также индивидуальное или групповое обсуждение сугубо личных проблем.
Использование «Тренинга модификации поведения» как формы индивидуально-групповой психокорреккционной работы можно отнести к разряду воспитательного воздействия с целью предотвращения рецидива. В рамках программы «Тренинг модификации поведения» дети не только начинают понимать социальные, возрастные и другие проблемы своих сверстников, но и причины своего неправильного поведения. Дети обретают способность контролировать свои стрессовые состояния, страхи, гнев, учатся адекватно реагировать на свои эмоциональные конфликты. В результате проработки личных проблем и разрешения трудностей общения с окружающими, позитивные чувства к себе(повышение самооценки) и другим людям выражаются более спонтанно.[5]
3. Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями
В психологической практике существуют различные точки зрения на природу девиантного и деликвентного поведения детей и подростков, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии.
Психоаналитический подход чаще всего рассматривает в качестве основных причин девиантного и деликвентного поведения – неразрешенные конфликты со значимыми другими, депривацию актуальных потребностей или пережитые психические травмы. Поэтому основной упор в психоаналитической терапии делается главным образом на обеспечение эмоционально-символического выражения чувств («катарсиса»). В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.
Использование индивидуальных методов спонтанного и направленного рисования в работе с детьми деликвентного и девиантного поведения исходит из того, что переживание различного рода психических травм, потерь и лишений приводит к появлению глубоких физических и психических шрамов, которые частично тормозят их психологическое развитие. Опыт работы с такими детьми и подростками свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить психологическую травму. Занятия рисованием, живописью и керамикой в сочетании с игровой инсценировкой служат надежными средствами экстернализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность исцеления и дальнейшего развития психики.[6]
Основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у подростков и детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.
Наиболее распространенной формой психокорреккционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. В основном тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.
Целью тренинга социальных навыков является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Он в основном направлен на формирование и освоение детьми и подростками нормальных жизненных умений.
К основным видам жизненных умений, которым обучают в процессе тренинга социальных навыков, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.
Основными процессами тренинга социальных навыков является моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.[7]
Программа когнитивно-поведенческих преобразований состоит из 6 ступеней:
1. Актуализация способностей к самоизменению. Обнаруживание цели поведения, переосновы случившегося; установление событий и ситуаций, которые вызвали такое поведение, а также положительных или отрицательных его последствий; определение целей изменений и выбор подкреплений.
2. Релаксационный тренинг. Обучение прогрессивной мышечной релаксации относительно поведенческой проблемы; ежедневный контроль за социальным напряжением и использование релаксационных техник.
3. Подкрепление позитивных событий.
4. Когнитивные стратегии: использование самоинструктирования с целью оказания помощи самому себе в возникновении проблемных ситуациях.
5. Формирование настойчивости.
6. Оптимизация социального взаимодействия: выбор действий, которые необходимо изменить с целью повышения уровня позитивных социальных конфликтов.[8]
Гельштаттерапия позволяет трансформировать неврологические, неуместные или хронические реакции в конструктивные, полезные и здоровые. Формы и методы работы могут быть самыми разнообразными: например, активация механизмов сдерживания поведения в нерелевантной ситуации, актуализация способностей ненаправленного, необъективного выражения агрессивных импульсов, умений планировать и предвидеть последствия собственных действий.
Рисование, творческие игры-драматизации, сочинения, рассказывание историй, сказок, чтение книг, просмотр мультфильмов « направленного воздействия» и прочее можно использовать в работе с детьми в психосоциальной работе с девиантными и деликвентными детьми в процессе коррекции их поведения.[9]
Подводя итог изложенное в работе, можно сделать вывод, что стратегия психосоциальной работы с семьями и детьми должна строиться исходя из принципа взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности; принципа учета закономерности процесса изменения поведения; принципа комплексности; принципа интегративности. В процессе психосоциальной работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга(родителей и детей); снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми.