Для чего нужна пунктуация 5 класс
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Синтаксис и пунктуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?
Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.
Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.
Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет.
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.
Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.
Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).
Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Функции знаков в препинания
Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.
Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.
Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.
Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.
Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.
Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Единичный / множественный выбор
Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?
Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.
2. Выбор элемента из выпадающего списка
Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?
Варианты ответа: 5, 10, 7, 11
Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10
Урок русского языка в 5-м классе (по учебнику для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) «Пунктуация. Что может запятая»
2. Отгадывание темы урока (2 слайд).
1) Что изучает пунктуация? (3 слайд)
– Слово пунктуация – от латинского слова пункция (укол). Пункт – точка. В древности греки использовали для письма палочку – стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.
2) Зачем нужна пунктуация?
3) Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. И уж совсем огорчаетесь, если из-за знаков препинания получаете «двойку». Может, они и не очень нужны? Решайте сами. А пока прочтите текст … если сможете (4 слайд):
Тоеосеникнязьсеменъдмитриевичсуздальскийприидератьюкновъгородунижнему.ас
нимцаревичентякстысячътатарълюдижезатворишасявгородавоеводыунихбяхуволодим
еръдаеиловичъгригореиволодимировичъиванълихорьибыстьимбоисними.
(Московский летописный свод)
– Ну, как? Трудновато? А ведь именно так писали на Руси до конца XV века. Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.
– Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки (5 слайд).
– В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.
– У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий Ломоносов в своей «Российской грамматике»:
ЗНАКИ СТАВЯТСЯ ПО СИЛЕ РАЗУМА И ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЮ И СОЮЗАМ.
– Запомните: чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания.
– Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.
3. Сегодня мы поговорим о запятой. Посмотрим, что может запятая?
– Итак, запятая. Она неизменно присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, помогая читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений (6 слайд).
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем
Подставит ножку!
Для показа роли пунктуации, в частности роли маленькой «запятушечки», привожу следующие случаи:
1) Показываю отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» – Помиловать нельзя казнить (7 слайд).
Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая.
1. Поставить статую, золотую пику держащую.
2. Поставить статую золотую, пику держащую.
Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дёшево обошлась бы им, но этот расход был бы в пределах их возможностей. Однако недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым.
– Есть такое шутливое выражение: «Вот тут-то и запятая». В нём слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание, препятствие – исторически однокоренные.
– Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
– Почему во втором предложении встреченных стало меньше? Куда делся товарищ Петра?
Данные предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, отчего это зависит? (9 слайд)
1. Коля пел так, как пели все.
Коля пел, так как пели все.
2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.
Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.
3. Как он уехал?
Как, он уехал?
4. Я не видел брата товарища и его сестру.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
5. Дома улицы залиты светом.
Дома, улицы залиты светом.
6. Грязь покрыла всё: окно, дверь, потолок, стены.
Грязь покрыла всё окно, дверь, потолок, стены.
7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.
Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.
8. Ребёнок играл, так как играли все дети.
Ребёнок играл так, как играли все дети.
Сочинения Незнайки (10 слайд).
Вот как обращался с запятыми и точками герой известной книжки – Незнайка. Он написал:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Как бы вы расставили знаки в этом предложении, чтобы не было никакой нелепицы?
В другом Незнайкином сочинении была такая фраза:
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
Где поставить запятую (11 слайд).
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку.
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что значит
Запятая!
– Этот рассказ написан без знаков препинания. Запишите полученный текст. Для чего нам нужны знаки препинания? (12 слайд)
Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев ходили троллейбусы, автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их видно было издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку, огурцы, помидоры, виноград. Всё дышало густым ароматом осени, падающими золотыми листьями. Была засыпана земля, а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья, сучья, высохшие за лето. Трещали, рассыпались в воздухе мелкие искры.
О пользе знаков препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
4. Подведение итогов (13 слайд)
1) О чем мы сегодня говорили на уроке?
2) Что изучает пунктуация?
3) Зачем нужна пунктуация?
4) Что может запятая?
5. Домашнее задание: параграф 24, упражнение 120.
Для чего нужна пунктуация 5 класс
Пунктуа́ция — это система знаков препинания и правил их употребления.
Что изучает пунктуация
Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.
Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»?
Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем как «точка».
Принципы пунктуации
Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.
Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
Ученый Я. К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания. Смысловой принцип особенно заметен при особоблении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.
Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.
Знаки препинания
В русском языке основных десять знаков препинания. Перечислим их:
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»
Зачем нужны знаки препинания и когда их использовать
Зачем нужны знаки препинания, ведь в устной речи мы ими не пользуемся? Это верно, но мы делаем паузы, когда говорим, выделяем интонацией отдельные слова или целые фразы. Тем самым даём понять, что важно в нашей речи. По интонации и тембру голоса можно легко опознать вопрос или восклицание, удивление или злость — так собеседник понимает, что мы хотим от него. В письменной речи такой возможности нет.
Вот тут на помощь приходят знаки препинания: точки, запятые, тире, восклицательный и вопросительный знаки и другие. Они определяют смысл речи, позволяют передать эмоции говорящего.
Если убрать все знаки препинания, то текст будет сложно понять, либо он истолкуется собеседниками неверно.
Что такое знаки препинания?
Это символы, которые используются для оформления текста. Знаки препинания определяют смысл фраз и отделяют мысли друг от друга. Благодаря этим символам читатель понимает, как закончилось предложение: вопросом, восклицанием или просто утвердительно.
Представьте себе текст без знаков, где нет запятых, точек, вопросительных знаков. Это будет один сплошной набор слов, которых сложно отделить друг от друга. Чтобы понять смысл такого текста, нужно приложить немало усилий.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
В школе дети изучают только десять знаков препинания: точку, запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, круглые скобки, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, кавычки. Все эти символы активно используются в текстах, обеспечивая их понимание.
Конечно, существуют правила постановки каждого из знаков. Дети учатся различать эти символы и верно их расставлять.
Функции и виды знаков препинания
Знаки препинания очень важны, но не все из них выполняют одинаковые функции в тексте. В зависимости от этих задач знаки препинания делятся на группы:
Знаки завершения заканчивают предложение и отделяют одну мысль автора от другой. К этой группе относятся точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Выбор нужного символа зависит от эмоции, которую передаёт предложение.
Самый используемый символ этой группы — точка. Именно она “говорит” читателю, что мысль закончилась и сейчас начнётся другая. Посчитайте, сколько точек мы уже поставили только в этом абзаце?
Ещё один знак завершения — это многоточие. Он интересен тем, что может стоять не только в конце предложения, но и в середине. Многоточие указывает на незаконченность мысли автора, что он что-то “недодумал”:
“Хотя… Надо было ему сразу ответить!”,
“А если она забудет про торт…”.
Разделительные знаки препинания помогают отделять один отрезок текста от другого по смыслу, обратив на него наше внимание. В эту группу включаем запятую, двоеточие, тире, точку с запятой.
Самый популярный символ среди этой группы — запятая. Этот знак препинания очень важный, но именно про запятую часто забывают или ставят её неверно.
Зачем же нужна запятая? Этот символ отвечает за интонацию всей фразы, потому что в местах, где стоит запятая, мы делаем паузы и выделяем важные части. Иногда от этого знака зависит весь смысл фразы. Вспомним известное предложение “казнить нельзя помиловать”. Место, куда будет поставлена запятая, наполняет фразу противоположным значением.
Выделительные знаки чаще всего используются парами: две скобки, два тире, две кавычки, две запятые. Так эти символы выделяют смысловые отрезки внутри фразы. С помощью выделительных знаков мы видим обращения, вводные слова, прямую речь внутри предложения:
“Как же ты, Толя, мог так поступить?”,
“С днём рождения, сынок! — радостно сказала мама”.
Обратите внимание, часть знаков упоминается в нескольких группах. Почему так происходит? В зависимости от своих функций тире и запятые могут относиться к разным группам. Сколько таких знаков вы насчитали?
У всех символов есть общая задача — максимально ясно доносить до читателя мысли автора, наполнять их смыслом и интонацией, передавать эмоции. Поэтому важно показать детям значимость знаков препинания и в максимально доступной и увлекательной форме познакомить со всеми и научить ими пользоваться.
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений
Синтаксис. Пунктуация
Урок 1. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Синтаксис. Пунктуация»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Зачем нам синтаксис?
· Для чего нам пунктуация?
· И чем синтаксис отличается от пунктуации?
Мы знаем, что все разделы языка связаны друг с другом.
Например, фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А записываются буквами. Морфемика изучает части слова – ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!
Словообразование выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно понять – как они образуются.
Но с чем же связана морфология? Неужели ни с чем?
Нет, конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом.
Но что изучает синтаксис? Для чего он нужен?
Синтаксис очень важен и совершенно необходим.
Ведь морфология очень любит слова и их формы. Но у неё они всегда в полном беспорядке: разбросаны, не связаны… Посмотрите, каждая форма слова как будто по отдельности. Во всех этих формах с трудом можно угадать смысл. А вот наводить порядок как раз и должен синтаксис.
В синтаксисе слова связываются между собой. Свяжем по смыслу формы слов, которые мы видим.
У нас получились словосочетания!
Из слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения. Какие предложения мы можем построить? Красивые цветы растут на клумбе.
Как бы мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти, отвечать, доска.
Ответы учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.
И никто бы друг друга не понимал.
Итак, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Кстати, слово синтаксис – древнегреческое. Оно обозначает «составление, порядок, построение».
Ну вот. Теперь мы знаем, что синтаксис изучает словосочетания, предложения, текст… Но разве синтаксис не связан ни с каким разделом, кроме морфологии? Нет, у него есть постоянная, очень настойчивая спутница – Пунктуация.
Выясним, что она изучает.
Пунктуация действительно следует за Синтаксисом постоянно. Как только синтаксис решит: составлю-ка я предложение! – как пунктуация уже тут как тут. «Расставь знаки препинания, расставь знаки препинания!»
«Вот ведь приставучая, − думает Синтаксис. – Надо, наверное, текст составить!» А Пунктуация не отстаёт: «Не забудь знаки препинания, знаки препинания не забудь…»
И повсюду, куда ни глянешь – Пунктуация: знаки препинания, знаки препинания… Уже и надоела синтаксису, он сам не знает: как от неё спастись?
Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки. Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум» − точка.
И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.
Вот, например, две фразы.
Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?
И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.
Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.
Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!
Вася дотронулся к стволу берёзы. Предложение неправильно построено. То есть, выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.
А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.
Что нам требуется запомнить?
Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.
Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.