Для чего нужна растениям почва

Интересные факты про почву: откуда возникла и для чего нужна

Для чего нужна растениям почва. Смотреть фото Для чего нужна растениям почва. Смотреть картинку Для чего нужна растениям почва. Картинка про Для чего нужна растениям почва. Фото Для чего нужна растениям почва

В повседневной жизни люди редко задумываются о роли почвы в нашей жизни. Для большинства, это просто земля, по которой мы ходим. Грунт, на котором растут деревья, кусты, трава. Наличие почвенного покрова на планете воспринимается как должное. А ведь почва – уникальная экосистема, которая обеспечивает существование человечества и всех живых организмов на планете. Процесс образования почвенного покрова Земли очень медленный и трудоемкий. Мы собрали для вас интересные факты про почву.

Откуда берется почва

Создание почвы на земле началось после того, как поверхность планеты была покрыта голыми скалами. Под действием перепадов температуры, ветра, атмосферных осадков горные породы разрушались и крошились, постепенно превращаясь во все более мелкие частицы. Первые растения появились практически на скалах, погибая и перегнивая, они способствовали постепенному формированию почвы. Химические процессы в почве способствовали разложению остатков животных, внося свой вклад в формирование почвенного покрова. Практически все знают, каким природным богатством является плодородная почва, но мало кто догадывается, сколько еще у нее полезных функций.

Делая шаги по земле, человек даже не догадывается, что в этот момент происходит у него под ногами. Для него грунт, всего лишь, точка опоры при ходьбе. А ведь в почве сосредоточена третья часть всего живого на Земле. В горсти земли ученые обнаружили миллиарды бактерий и микроорганизмов. В. И. Вернадский писал: «Почва пропитана жизнью». Каждую секунду в почве происходит множество химических, физических и биологических процессов. В почве непрерывно происходит переработка погибших животных и остатков растений, в результате чего повышается ее плодородность. Это необходимое условие для роста и развития флоры.

Взаимодействие почвы и воды

Почва обладает уникальной способностью накапливать и связывать углерод, предотвращая его попадание в атмосферу. Таким образом значительно уменьшая выброс парниковых газов. Это положительно влияет на смягчение последствий изменения климата, уменьшая риск засухи и наводнений. Запасы углерода в почве занимают второе место после океанов. Забота о состоянии почвы напрямую связана с предотвращением экологической катастрофы в виде парникового эффекта.

Для чего растениям нужна почва

Для чего нужна растениям почва. Смотреть фото Для чего нужна растениям почва. Смотреть картинку Для чего нужна растениям почва. Картинка про Для чего нужна растениям почва. Фото Для чего нужна растениям почва

Интересен факт, что именно благодаря почве вся земля снабжается чистой водой. Почвенный покров, является огромным фильтром для воды. Проходя через почву, вода очищается от вредных веществ. В грунте остаются кальций, магний, калий, азот и другие вещества, которые в итоге будут использованы растениями для роста.

Наличие плодородного слоя грунта на Земле необходимый фактор для полноценного существования флоры и фауны, и соответственно человечества. Плодородная почва, один из важных элементов, обеспечивающих на планете условия пригодные для жизни. Если почва обеднеет настолько, что исчезнет вся растительность, человечество просто вымрет от голода.

Образование почвы чрезвычайно долгий процесс, для появления плодородного слоя грунта толщиной в пару сантиметров, необходимо около тысячи лет. Сложно представить, какие глобальные изменения климата должны произойти, чтобы, например, песчаная пустыня покрылась растительностью. Плодородные почвы принято считать невосполнимым ресурсом.

Польза почвы для борьбы с заболеваниями

Для чего нужна растениям почва. Смотреть фото Для чего нужна растениям почва. Смотреть картинку Для чего нужна растениям почва. Картинка про Для чего нужна растениям почва. Фото Для чего нужна растениям почва

Почва не только кормит, но и лечит. Большинство антибиотиков, используемых человечеством для борьбы с болезнями, изготавливают с помощью почвенных бактерий.

От рационального использования и бережного отношения напрямую зависит жизнь будущих поколений на Земле. Не даром наши предки называли землю кормилицей. Слагали пословицы: «Земля всех питает, а сама все поглощает». Истощение почвы приведет не только к пищевому катаклизму, но и вызовет истощение запасов чистой воды и усиление парникового эффекта.

Источник

Почва: виды, структура и кислотность

Для чего нужна растениям почва. Смотреть фото Для чего нужна растениям почва. Смотреть картинку Для чего нужна растениям почва. Картинка про Для чего нужна растениям почва. Фото Для чего нужна растениям почва

Что такое почва?

Почва – это верхний слой земной коры, который образовался вследствие разрушения скальных пород планеты и жизнедеятельности микроорганизмов. Почву можно считать живым веществом земной коры, которое дает жизнь растениям.

Как образуется почва?

На горных скалах поселяются микроорганизмы. Они питаются углеродом, азотом из атмосферы и минералами породы, выделяют вещества, которые постепенно разрушают камень. Далее за дело берутся мхи и лишайники, которые также изменяют состав горной породы.

Остатки лишайников разлагаются микроорганизмами, которые синтезируют гумус (перегной) и обогащают еще малоплодородную почву. На этой почве вырастают деревья и кустарники, которыми питаются травоядные животные. Остатки живых организмов еще больше меняют структуру почвы и обогащают ее питательными веществами. Вследствие этого постоянного процесса вырабатывается слой почвы от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Зачем нужна почва растениям?

В первую очередь почва служит опорой для растения. Закрепляясь корнями в почве, растение получает необходимые минералы, удобрения, воду, воздух. Большинство сухопутных растений не выживет, если его корни не будут «дышать». Находясь в почве корни растения защищены от резких перепадов температуры.

Из чего состоит почва?

Почва состоит из минералов (около 55-60%), органики (5-10%), воды (20-30%) и воздуха (10-20%). В почве живут микроорганизмы и другие зверушки, которые ее разрыхляют и перерабатывают. В своем составе почва имеет глинистые и песчаные частицы. Глинистые почвы плохо впитывают воду, т.к. частички глины очень маленькие и плотно прижаты друг к другу, песчаные напротив, хорошо впитывают и пропускают через себя воду.

Какая разница между тяжелой, легкой и рыхлой почвой? Какие бывают почвы?

В тяжелых почвах много глинистых частиц, которые содержат много питательных веществ, однако они сырые и клейкие и плохо пропускают воздух. Легкая почва содержат много песка, который делает ее более рассыпчатой, но она плохо удерживает воду и питательные вещества. Рыхлая (или зернистая) структура почвы состоит из комочков разных размеров, хорошо впитывает влагу и пропускает воздух. При внесении в нее перегноя такая почва лучше всего подходит для корней растений.

Еще бывают суглинистые и супесчаные почвы, в которых соотношение песчаных глинистых частиц примерно одинаковое. Такие почвы также подходят для земледелия.

Почвы без структуры из пылевидных частиц наименее пригодна для выращивания растений. В ней плохо удерживается вода, а воздух не проникает к корням.

Что такое кислотность почвы, pH почвы? Почему она важна?

Почвы бывают кислые, нейтральные и щелочные. Чем больше в почве концентрация ионов водорода (H+), тем она кислее. Если в почве таких ионов мало, то она щелочная.

Показатель кислотности почвы – pH, чем меньше его значение, тем почва кислее:

Для определения кислотности почвы используют лакмусовые бумажки-индикаторы. Бумажки помещают в раствор с почвой и по цвету определяют ее pH в соотвествии со шкалой, прилагаемой к инструкции.

Кислотность, как и щелочность, влияют на доступность для растения разных элементов: азота, фосфора, калия и т.д. К примеру, растение не будет получать азот в сильнокислой или сильнощелочной почве, в нейтральной будет низкая доступность марганца.

В основном растениям подходят почвы от слабокислых до щелочных, от pH 5 до pH 8

Торфяная, хвойная и вересковая земля относятся к кислым почвам, а дерновая (взятая с чернозема) – к нейтральным или щелочным почвам.

Как повысить или понизить кислотность (pH) почвы?

Для повышения кислотности в почвенную смесь можно добавить:

Для понижения кислотности почвы используют:

Источник

Видеоматериалы. Занятие № 27 «Для чего растениям нужна почва»

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Почвасубстрат для закрепления растений. Слоем толщиной от 2 см до 2 м она почти сплошь покрывает су­шу нашей планеты. Процесс почвообразования очень длитель­ный. Он проходил на Земле миллионы лет, везде продолжается и сейчас. Новые почвы образуются в настоящее время, например, на сыпучих песках, щебнистых россыпях, на вулканическом пепле.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Эфемероиды, эфемеры. Воздушное пита­ние растений. Покой. Почвенное питание.

Плодородие почвы. Запас семян в почве.

Вопросы для обсуждения

1.Что называют плодородием почвы?

2.Как почва питает растения?

3.От чего почва может спасти растение?

4.Как вы понимаете выражение: почва служит растениям опорой?

5.В каком слое почвы накапливается больше семян?

Почвасубстрат для закрепления растений. Корни почти всех растений находятся в почве, а почва служит им опорой. Ис­ключение составляют эпифиты и некоторые другие растения. В почве растения хорошо “заякориваются”, и только очень сильный ураганный ветер может вырвать некоторые растения с корнями.

Почва — источник минерального питания и воды. Основное свойство почвы — ее плодородие. Это значит, что почва способна обеспечить растения водой и минеральными солями, необходимы­ми для их роста и развития. Вы уже знаете о воздушном питании растений.’ Существует и почвенное питание. Вместе с водой корни растений всасывают растворенные в ней различные минеральные соли. Они нужны растениям для построения тела, так же как и органические! вещества, образующиеся при воздушном питании

Почва помогает растениям пережить неблагоприятные для них условия. Отдельные части растений прячутся в почве, чтобы пережить неблагоприятное время, избежать засуху, жару или мо­розы в состоянии летнего или зимнего покоя. Надземные побеги отмирают, а в почве остаются корни, корневища, луковицы, клуб­ни с почками на них. После летнего или зимнего покоя из почек снова развиваются надземные побеги.

Вспомните пустынные эфемероиды, подземные органы которых прячутся в почве от летней жары и засухи. Светолюбивые лесные эфемероиды переживают в почве сильное летнее затенение и зим­ние холода.

Запас семян в почве. В почве всегда есть запас живых семян. Больше всего их содержится в поверхностном слое на глубине от

О до 5 см. Но они могут заглубляться при вспашке почвы, потока­ми воды их заносит в трещины, или животные затаскивают семе­на в глубь почвы. В северных степях семена растений находили на глубине 3 м.

На лугах в пойме Оки подсчитали запас семян на разной глу­бине. На 1 м2 на глубине от 0 до 10 см оказалось 5860 семян, а в слое почвы от 10 до 20 см — 2960 семян разных растений. От­дельные виды растений накапливают на 1 м2 почвы около 1 тыс. семян (вереск обыкновенный, полевица тонкая, мятлик обыкно­венный).

Для прорастания семян необходимы определенные условия: влага, тепло, воздух. Если они отсутствуют, семена не прораста­ют, но могут долго сохранять всхожесть — десятки и сотни лет. При наступлении подходящих условий семена прорастают.

Итак, почва нужна растениям как опора корням, как субстрат. Из почвы растение получает воду и минеральные соли. Почва не обходима для того, чтобы переждать в ней неблагоприятные усло­вия, почва сохраняет семена растений.

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Плодородная почва — характеристики плодородия почвы, анализ почвенных образцов

Источник

Исследовательский проект по биологии «Для чего растениям почва?» 6 класс

Выбранный для просмотра документ Выступление Ушаковой Е..docx

В окружающем нас мире много замечательных явлений. Некоторые из них привлекают наше внимание своей необычностью. Другие кажутся нам настолько обычными, что не вызывают ни удивления, ни особого интереса. А между тем стоит лишь внимательно присмотреться к ним, как они поразят наше воображение и заставят глубоко задуматься.
Вот к таким необычным, но замечательным природным образованиям и относится почва. С древних времен человеческая мысль пыталась познать развитие почвенного покрова, найти объяснить законы плодородия почвы.

Не осталась в стороне и я.

Слайд 1. Тема моей работы: «Для чего растениям почва?»

Слайд 2. Цель работы : выяснить, зачем растениям почва?

Изучить информацию и определить понятие «почва», используя литературные и интернет-ресурсы

Экспериментальным путем выявить состав почвы.

Установить пути образования и значение почвы для растений.

Зафиксировать результаты исследований и сформулировать выводы.

Проблема сохранения почвенного покрова очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.

Слайд 3. В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».

Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: «Это такое естественно-историческое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований»

Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: « Почва – это особое царство природы»

А с этим понятием мы познакомились на уроке биологии:

Слайд 4. «Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами»

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я экспериментальным путем изучила состав почвы. Вот результаты моих исследований.

Слайд 5. Предметом исследования стал образец почвы, взятый в пришкольной лесополосе.

Цель: определить содержит ли почва воду.

Оборудование: образец почвы, целлофановый пакет.

Ход работы: Взяла образец почвы, насыпала его в чашку, накрыла образец целлофановой пленкой и поставила на подоконник на несколько часов.

Через некоторое время на пакете появились капельки воды, испарившиеся из почвы.

Вывод: В почве есть вода.

Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Слайд 7. Эксперимент 2. Определение содержания воздуха в образце.

Цель: определить содержит ли образец воздух.

Оборудование: стакан с водой, комочек почвы.

Ход работы: взяла стакан с водой, опустила в стакан образец почвы, размешала. Из воды выходят пузырьки воздуха.

Вывод: в состав почвы входит воздух, это подтверждают пузырьки воздуха, выходящие из воды.

Взяла стакан с водой, опустила в него образец почвы, размешала и дала время отстояться.

через некоторое время увидела, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Слайды 9,10

Слайд 11. Вывод: в состав почвы входят: песок, глина, перегной.

Взяла 2 чашки: с песком и почвой. Посадка в каждую растения и наблюдала в течение недели. Через неделю, растение в песке погибло, а в почве продолжало расти.

Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен. Этот вопрос заинтересовал и меня: Чем же питаются растения? СЛАЙД 14. Изучив литературу по этому вопросу я пришла к выводу, что растениям необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо. Кроме них нужны, правда в незначительных количествах, бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Также, нужны: свет, тепло, вода и воздух.

Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных. Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.

Воздух дает растению углекислый газ— источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов. Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней. Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.

Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.

Именно это качество почвы, по мнению многих ученых, отличает ее от горной породы.

Слайд 15. Как питаются растения?

Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий, концентрации солей в почвенном растворе, его реакции, а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания. Этот процесс получил название «корневое питание».

Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом, осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.

Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. Таким образом, почва – условие существования жизни.

Слайд 15. Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений, отрицательно сказывается и на урожае.

Это достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).

Слайд 16. Подводя итог своей исследовательской работы хочу отметить, что:

1. Почва – это верхний плодородный слой земли.

2. В состав почвы входят: песок, глина и перегной.

3. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.

4. В почве имеются: вода, воздух и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растениям.

5. Почва удерживает растение, обеспечивает им опору.

6. Почва необходима растениям для того, чтобы переждать в ней неблагоприятные условия.

7. В почве сохраняются семена.

рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли.

Спасибо за внимание.

Выбранный для просмотра документ Проект Ушаковой Е.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕРХНЕМАМОНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Для чего растениям почва?»

Ирина Анатольевна, учитель биологии

Введение. Методологические характеристики исследования 3

Глава I. Что такое почва? 5

Глава II. Экспериментальная часть. Изучение состава почвы 6

Выводы и заключения 11

Список использованной литературы 12

Не осталась в стороне и я.

Цель работы : выяснить, зачем растениям почва?

Используя литературные и интернет-ресурсы изучить информацию и определить понятие «почва»

Экспериментальным путем выявить состав почвы.

Установить пути образования и значение почвы для растений.

Зафиксировать результаты исследований и сформулировать выводы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

По времени проведения: краткосрочный.

Почвенный покров нашей страны представлен множеством разных типов почв. При правильном севообороте, почвы приобретают лучшие свойства, исправляют свои природные недостатки и из года в год повышают свое плодородие. Но в последнее время приходиться говорить о том, что большинство почв уходят из севооборота. Лишь небольшая часть почв России (60 млн.га из 186 млн.га.) находятся в удовлетворительном состоянии [9].

Проблема эта очень актуальна в наши дни, так как сохранение почв и окультуривание позволяет получать стабильно высокие урожаи, обеспечивать полноценное питание человеку.

Предмет исследования: почва

Гипотеза исследования: Нужна ли растениям почва?

Практическое значение: познакомиться с технологией проведения экспериментов с почвой, обратить внимание на необходимость бережного отношения к почве родного края.

Глава I. Что такое почва?

В народе очень уважительно относятся к почве и с почтением о ней говорят: «Труд – отец богатства, земля – его мать», «Мать-кормилица».

Многие ученые занимались изучением почвы и давали свои понятия. Первое научное определение почвы принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву: «Это такое естественно-историческое, вполне самостоятельное тело, которое, одевая, зеленую поверхность сплошной пеленой, является продуктом совокупной деятельности сложных почвообразований» [1].

Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву!

Удивительно, что для создания почвенного слоя толщиной 18 см природа затрачивает в среднем от 1400 до 7000 лет, разрушение же такого слоя вследствие эрозии может произойти за 20-30 лет, а иногда за один ливень или пыльную бурю.

Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – всего несколько сантиметров. В жарких пустынях и в холодных ледяных просторах Арктики почвенного слоя может вообще не быть. [2, 3].

Более поэтичное понятие дал Михаил Иванович Афонин: «Почва – это особое царство природы» [1].

А с этим понятием мы познакомились на уроке биологии:

«Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородием. Она способна обеспечивать растения водой, воздухом, теплом и необходимыми веществами» [6].

Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, я экспериментальным путем изучила состав почвы.

Глава II. Экспериментальная часть. Изучение состава почвы

Проведу ряд экспериментов по изучению образца почвы взятой с территории пришкольной лесополосы.

Цель: определить содержит ли почва воду.

Оборудование: образец почвы, целофановый пакет.

Беру образец почвы.

Накрываю образец целофановой пленкой.

Ставлю на подоконник.

Вывод: Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Эксперимент № 2 Определение содержания воздуха в образце.

Цель: определить содержит ли образец воздух.

Оборудование: стакан с водой, комочек почвы.

Беру стакан с водой.

Кладу в стакан образец почвы.

Вывод: в состав почвы входит воздух, это подтверждают пузырьки воздуха, выходящие из воды.

Определение содержания состава почвы в образце из пришкольной лесополосы.

Оборудование: стакан с водой, почва.

Беру стакан с водой.

Кладу в стакан образец почвы.

Размешиваю и даю время отстояться.

Вывод: через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Оборудование: посуда с песком, посуда с почвой.

Посадка растений в посуду с песком и в посуду с почвой.

Наблюдение за ростом растений в течение 1 недели

Вывод: в почве растение растет быстрее, т.к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества [4].

Глава III . Чем питаются растения?

Как растения создают плоды питания для человека и чем питаются сами — эти вопросы занимали умы людей с древнейших времен. Одни философы говорили, что для жизни растений нужна земля, другие — вода, третьи — воздух. И только к шестидесятым годам XIX века было установлено, что растениям абсолютно необходимы такие химические элементы, как углерод, водород, кислород, азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и железо.

А позже было доказано, что кроме них нужны, правда в незначительных количествах, еще и бор, марганец, молибден, медь, цинк, кобальт, ванадий. Но питательные вещества — это лишь один из факторов жизни растений. Кроме них, нужны еще свет, тепло, вода и воздух. Солнечный свет дает растениям энергию, необходимую для образования органических веществ — продуктов для питания человека и кормления животных. Тепло необходимо для нормального хода биохимических процессов.

Воздух дает растению углекислый газ— источник углерода для образования органического вещества — и кислород, необходимый для дыхания и других биохимических процессов. Вода нужна растению для транспирации и как среда для растворения минеральных веществ, которые растения поглощают с помощью корней. Недостаток того или иного фактора вызывает недобор урожая, а полное исключение хотя бы одного из них — гибель растения.

Преобладающее количество воды и питательных элементов растения в естественных условиях получают из почвы. Известный русский ученый-почвовед П. А. Костычев (1845-1895) подчеркивал тесную связь образования почв с жизнью растений и определял почву как «верхний слой земли до той глубины, до которой доходит главная масса растительных корней».

А другой русский ученый — создатель науки о почве В. В. Докучаев (1846-1903) дал первое научное определение почвы: «Почвой следует называть «дневные» или наружные горизонты горных пород (все равно каких), естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых».

Основным свойством почвы является плодородие — способность удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла для нормальной деятельности и создания урожая.

Именно это качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал крупнейший ученый-почвовед и агроном В. Р. Вильяме (1863-1939), определяя почву как «поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений» 9.

IV . Как питаются растения?

Поступление минеральных питательных веществ в растение во многом зависит от внешних условий (состава и концентрации солей в почвенном растворе, его реакции — рН и др.), а также от биологических особенностей того или иного растения, его химического состава, характера развития корневой системы и ее способности усваивать элементы питания. Этот сложный процесс в упрощенном виде можно представить следующим образом [8].

Вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям, где происходит образование органических соединений в процессе фотосинтеза, а затем эти соединения перемещаются с нисходящим током воды до корневой системы растения. Таким образом, осуществляется обмен веществ между надземной и подземной (корневой) частями растений, как и в любом другом едином организме.

Питательный раствор должен содержать все необходимые для растений питательные вещества в благоприятных соотношениях. Недостаток или избыток в почве любого питательного элемента нарушает нормальный ход биохимических процессов в растениях, что отрицательно сказывается как на их внешнем облике, так и на урожае. Первое достаточно легко восполняется внесением в почву удобрений, второе устраняется различными агрохимическими методами, в том числе мелиорацией (комплекс мер для повышения плодородия или оздоровления почвы).

Почвенный раствор, или жидкая фаза почвы, — наиболее подвижная и активная часть почвы — является для растений источником воды и питательных веществ, значительная часть которых находится в виде солей. Слишком высокая концентрация солей (засоленные почвы) оказывается вредной для сельскохозяйственных растений, так как затрудняет поступление воды в клетки растительных корней.

Почва состоит из смеси органических и неорганических микроэлементов. Органические вещества – это живые организмы, а неорганические – это минералы, частички горных пород. Каждое растение нуждается в почве.

Почва растений содержит гумус (верхний плодородный слой земли), который стимулирует развитие и рост растения. Он насыщает пищей полезные микроорганизмы и бактерии, также гумус расщепляет мелкие комочки и снабжает почву кислородом, что немаловажно для растений. Почва также содержит полезные микроорганизмы, которые рыхлят землю.

Но, все же, в первую очередь, почва служит опорой для растения. Закрепляясь корнями в почве, растение получает необходимые минералы, удобрения, воду, воздух. Большинство сухопутных растений не выживет, если его корни не будут «дышать». Находясь в почве корни растения, защищены от резких перепадов температуры [5,6, 9].

Растениям нужны четыре фактора жизни: свет, вода, воздух, почва.

Отвечая на поставленный вопрос можно сказать, что почва нужна растениям для того, чтобы удерживаться в ней корнями и доставать из неё элементы питания.

V . Роль почвы в природе

Главная из функций почвы – обеспечение жизни на Земле. Именно в почве укореняются наземные растения, в ней обитают мелкие животные, огромная масса микроорганизмов. В результате почвообразования именно в почве концентрируются жизненно необходимые организмам вода и элементы минерального питания в доступных для них формах химических соединений.

Почве принадлежит важная роль и в природной среде обитания человека. Прежде всего, потому, что почва – основное средство сельскохозяйственного производства, относящееся к категории невозобновимых природных ресурсов. Поэтому почва является всеобщим достоянием человечества, рационально использовать и охранять которое должны все люди Земли [5].

Выводы и заключения

В результате выполнения исследовательской работы выяснила, что:

1. Почва – это верхний плодородный слой земли.

2. Экспериментальным путем доказала, что почва состоит из песка, глины и перегноя.

3. В почве имеются: вода, воздух и питательные вещества.

4. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.

5. Почва удерживает растение и обеспечивает его питательными веществами и водой.

6. Вода и воздух обеспечивают жизнь растениям.

Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Этот круговорот веществ осуществляется в течение всей жизни растения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *