Для чего нужна речь 2 класс русский язык рамзаева
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 1. Какая бывает речь
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Изучение понятий «язык» и «речь».
2) Изучение роли русского языка в жизни и в обществе.
3) Знакомство с видами речи: устной, письменной, внутренней.
Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.
Устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.
Письменная речь — способность человека писать и читать.
Внутренняя речь — речь про себя.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. — С. 6–7.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. С. — М.: Просвещение, 2012. — С. 3–4.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте высказывание Л. Успенского: «Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».
Надо ли изучать язык? Трудное ли это дело — знать родной язык?
Знать свой родной язык — это огромное счастье, так как знание родного языка даёт человеку очень многое. Это и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Всё это очень важно для человека. Речь человека «растёт», «взрослеет», «развивается» вместе с ним. Общение с человеком тем приятнее, чем богаче его речь.
Сегодня на уроке вы узнаете, какая бывает речь, научитесь различать устную речь и письменную.
Язык — слов. русский нелегко, но интересно. На огромной Земля нам, дан дар — при слова. отвечать на вопросы, составлять и делиться мыслями и человек владеть
Что такое Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.
Для нужна речь? Речь помогает передавать знания, узнавать новое,общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь; согласовывать свои действия.
Речь разных слушание, речь про (внутренняя чтение и
Слушание —вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. Слушание важным который влияет на взаимодействие и между
Говорение — высказывание своих мыслей и передача чужих мыслей в устной форме на родном или иностранном языке.
Устная — это человека и умение произносить при губ, рта. и «устная речь» от уста —
Во устной речи говорящие и друг замечают собеседника, исправить речевые
Письменная — это человека писать и читать. Для мы буквы.
В Руси на — берёзовой коре. тогда ещё не
А мы в печатаем на
Во письменной речи тот, кто не и не того, к обращается; не реакцию может предугадать её; при можно допущенные
Итак, которой мы пользуемся при и называют речью. А которой мы пользуемся при и называют письменной.
Существует ещё внутренняя речь. Это про себя. С ней мы не к людям. Она не средством
Внутренняя связана с и важное в человека. Например, мальчик думает, как попросить маму записать его в кружок «Лёгкая атлетика». Он делает это про себя, без внешнего проявления.
Кстати, «про себя» так остаться «про себя», а преобразоваться в или речь.
Обратите внимание! Вам понять Вы узнали, что речь, познакомились с речи.Теперь вы знаете, что «устная» и «письменная» речь себя» речь), а их
Ваше велось на русском языке. Русский язык по праву считается из богатых, и языков На нём и многие писатели, Именно передает нам о и приобщает к богатству, многими людей. изучать язык в мире становится всё и больше. Любите и изучайте русский язык! Развивайте речь!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Закрасьте рядом с высказыванием цветом, квадраты —
Подсказка: устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.
Задание. Устная и письменная речь.
Разместите предложенные слова в колонки по указанному критерию.
говорение письмо слушание чтение
Подсказка.Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта; письменная речь – способность человека писать и читать.
Конспект урока и презентация на тему «Язык и речь, их значение в жизни людей», русский язык, 2 класс, видеоурок
Выбранный для просмотра документ Язык и речь, их значение в жизни людей.doc
Тема : Язык и речь, их значение в жизни людей.
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Для чего нужно изучать русский язык?
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?
Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:
слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.
Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Подберите к рисунку нужную подпись.
Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:
я яя яг яз ям ся ня
язык язычок русский язык ( Работа над многозначностью слова язык)
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?
Докажите, что это предложение.
Сколько в нём слов?
Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют
многозначными. Слово язык – многозначное слово.
4. Историческая справка.
Когда же возникла речь?
Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.
Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.
5.Объяснение нового материала.
О каких знаках идёт речь?
А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):
К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)
— Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
(Радио. Это устная речь.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)
Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.
Радио, газета, телефон, ручка.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Объяснение материала (2)
Для чего же нужна речь?
Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договари ва ться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.
Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
Игра «Доскажи словечко».
Растает ледяная глыба
Зазеленеет старый пень,
Мальчик, вежливый т развитый,
Когда меня бранят за шалости,
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят
Запишите волшебные слова.
Речь нужна для того, чтобы … (общаться с другими людьми).
Речь бывает … (устная и письменная).
Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]
Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:
Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.
Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.
Выбранный для просмотра документ Язык и речь, их значение в жизни людей.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Язык и речь, их значение в жизни людей © InfoUrok.ru
Как прекрасен и велик © InfoUrok.ru Русский, близкий нам язык. Т. Абдурахманов Язык людей — язык слов.
© InfoUrok.ru Умение говорить, общаться при помощи слова – великий дар
© InfoUrok.ru Что такое речь? Для чего нужна речь? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?
© InfoUrok.ru Речь — это способность говорить
© InfoUrok.ru Какие виды речи иллюстрируют рисунки? Подберите к рисунку нужную подпись.
© InfoUrok.ru Минутка чистописания
© InfoUrok.ru Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки
© InfoUrok.ru И первобытные люди стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Появился язык жестов. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить словами.
© InfoUrok.ru Так появилась устная речь
© InfoUrok.ru УСТНАЯ РЕЧЬ ─ это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
© InfoUrok.ru ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ─ способность человека писать и читать. В древней Руси писали на бересте ─ березовой коре. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
© InfoUrok.ru Устная речь говорение слушание Письменная речь чтение письмо
© InfoUrok.ru ЗАГАДКИ Без языка живет. Не ест и не пьет, А говорит и поет. Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. Поверчу волшебный круг – И меня услышат вдруг.
© InfoUrok.ru радио газета телефон ручка
Физкультминутка © InfoUrok.ru Буратино потянулся, Раз-нагнулся, Два-нагнулся, Руки в стороны развел, Видно, ключик не нашел. Чтобы ключ ему достать, Надо на носочки встать. Крепче Буратино стой, Вот он – ключик золотой!
© InfoUrok.ru С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Л. Успенский
© InfoUrok.ru Спасибо Добрый день Здравствуйте Извините До свидания
Дополните предложения © InfoUrok.ru Человек владеет Она состоит из Речь нужна для того, чтобы Речь бывает … речью … общаться с людьми … … предложений устная и письменная
© InfoUrok.ru Дорогие ребята! Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Язык и речь, их значение в жизни людей
«Данные материалы (конспект урока, презентация, отрывок из видеоурока) являются частью масштабного проекта для учителей начальной школы от сайта INFOUROK.RU.
Весь материал данного проекта Вы можете получить здесь: «http://infourok.ru/arhiv/rus-2-klass-prodagnik/rus-2-klass.html
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
2. Постановка цели.
Введение
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Т. Абдурахманов
Для чего нужно изучать русский язык?
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.
Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?
3. Актуализация знаний.
Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:
слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.
Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Подберите к рисунку нужную подпись.
Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:
я яя яг яз ям ся ня
язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?
Докажите, что это предложение.
Сколько в нём слов?
Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют
многозначными. Слово язык – многозначное слово.
4. Историческая справка.
Когда же возникла речь?
Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.
Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.
5.Объяснение нового материала.
Объяснение материала
Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.
О каких знаках идёт речь?
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.
1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):
К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)
— Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
Для чего же нужна речь?
Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.
Русский язык 2 класс
Тема: Язык и речь, их значение в жизни людей.
Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы
о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Орфографическая минутка
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
В красных рубашках,
Камешками набито. (Шиповник.)
Мы живем под землей в темной норке.
Шубка серая, крошечный рост,
Глазки, черные бусинки, зорки,
И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее душистый лист
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)
— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)
— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.)
— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей.)
— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.
III. Самоопределение к деятельности
Снежынки весной превращаются в лужы.
— Прочитайте очень странное предложение на доске.
— Какой это вид речи? (Письменная речь.)
— Что можете сказать о предложении? (Б нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩЛ.)
— Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превращаются, лужи.)
— Что можете сказать о человеке, который написал это предложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка.)
— Оказывается, по речи, устной и письменной, можно много узнать о человеке.
1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 8).
— Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Прочитаем стихи В.В. Маяковского.) (Стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)
2. Словарная работа
— Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»? («Запомнить правописание слова».)
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желато — здравствуйте!
Я для вас тетю души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка-Земля пусть хлебом-солью
За труды вас щедро наградит.
Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
— Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не произносится.)
— Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здоровье», военные говорят «Здравия желаю».)
— Запишите слово, подчеркните орфограмму.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)
(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)
— Прочитайте вопросы, ответьте на них.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой? (Ответы детей.)
— Спишите слова с доски, чаще употребляйте их в письменной и устной речи. (Запись на доске.) До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи.
— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой нас. 132.
— Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» слова. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете. Растает даже ледяная глыба От слова теплого. («спасибо»). Зазеленеет старый пень, Когда услышит. («добрый день»). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы. («спасибо»). Мальчик, вежливый и развитый, Говорит при встрече. («здравствуйте»). Когда нас бранят за шалости. Говорим. («прости, пожалуйста»). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят. («до свидания»).
VIII. Подведение итогов урока
— Что можно узнать по речи человека? (Его профессию, воспитанный он или нет, грамотный или не очень.)
— С какими людьми вам приятнее общаться?
— Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было приятно общаться?