Для чего нужна речь ребенку
Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста.
Уважаемые родители!
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всём.
Тогда учите вашего ребёнка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребёнок учится логически мыслить. Задержка речевого развития отрицательно влияет и на характер ребёнка: он становится раздражительным, замкнутым, обидчивым, некоторые дети начинают безобразничать, баловаться. Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей, а в школе эти трудности ещё возрастают.
А если ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не ваша ли в этом вина? Уделяете ли вы должное внимание тому, чтобы ребёнок вовремя научился чётко выговаривать все звуки и овладел правильной речью?
Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок не сразу овладевает нормативным произношением. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4х лет естественно, но не позднее чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые очень трудно. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним.
С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.
Как образуются звуки.
Чтобы образовался нужный звук, язык, губы, зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу, а именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных р, л. Самым подвижным органом речи является язык. Он состоит из корня, спинки и кончика. Также в образовании звуков большую роль играет подвижность губ. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной. Дети овладевают нужными речедвигательными навыками постепенно и поэтому формирование звуков, особенно трудных, происходит в несколько этапов.
Этапы усвоения трудных звуков.
Сколько лет вашему ребенку? Его неправильная речь-это «возрастное» или уже «дефекты произношения»? Не пора ли забить тревогу?
При этом нельзя забывать:
* Ребенок должен учиться, играя.
* Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.
* Обучающий может научить обучаемого, если сам владеет материалом, сам говорит правильно!
«Развиваем речь у ребёнка раннего возраста» Конспект консультация для родителей. Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для.
Игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Советы родителям Период от 5 до 7 лет врачи и физиологи называют «возрастом двигательной расточительности», потому что потребность в двигательной активности.
Качества, которые необходимо соблюдать родителям в общении с детьми 1. Интонация должна быть мягкой. Необходимо не повышать голос, а понижать интонацию с вразумительным строгим, уверенным тоном. Повышенный.
Как играть с ребёнком раннего возраста? Практические советы молодым родителям Часто слышу от родителей: не знаем, чем нужно заниматься с ребёнком дома. Странное дело, покупая бытовую технику, прежде чем начать пользоваться.
Консультация для родителей «Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук» В последнее время развитию мелкой моторики руки педагоги и психологи уделяют большое значение. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения.
Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребенка» Фазлыева З. А., воспитатель, МБДОУ №7 «Ляйсан», п. Джалиль Сармановского района РТ Круглый стол Тема: «Я говорю, играю, или как развивать.
Почему необходимо приобщать детей к истокам русской народной культуры? Россия – родина для каждого из нас, мы живем в этой стране, любим и гордимся ею. Но вряд ли мы можем с уверенностью сказать о том, что хорошо.
Советы родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь – основа человеческого разума. Нарушение речевого развития –.
Советы родителям по развитию речи у дошкольников Статья на тему: Советы родителям по развитию речи у дошкольников. Развитие речи дошкольников можно разделить на две категории: устранение.
Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать? Подготовила воспитатель Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ «Детский сад №183» г. Ярославль 2016 Сенсорное развитие – это развитие восприятия.
Зачем развивать речь ребёнка?
Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников
Сложно переоценить значение развитой речи у ребенка. Все родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Во многом на это влияет именно грамотная речь ребёнка.
Содержание:
Речь малыша должна развиваться правильно с самого раннего детства. Отследите как развивается речь вашего ребенка до трех лет. Это очень важно. Если есть отставание, то рекомендую не оставлять эту проблему без внимания специалистов.
Этапы речевого развития
1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
2 месяца
Быстро отвечает улыбкой при общении.
Кричит с разной интонацией.
Начинает гулить.
3 месяца
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
Начинает различать интонацию взрослого.
Гулит нараспев.
4 месяца
Продолжительно гулит нараспев.
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
Пытается подражать интонациям взрослых.
5 месяцев
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
6 месяцев
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
Подолгу общается сам с собой.
Узнает по голосу близких.
7 месяцев
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
Продолжительно и активно лепечет.
8 месяцев
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.
9 месяцев
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
Знает свое имя, откликается на зов.
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
Говорит с разной интонацией.
10 месяцев
Повторяет за взрослым новые слоги.
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.
11 месяцев
Говорит «дай», «на» и т. д.
Понимает значение слова «нельзя».
1-1,5 года
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
Выполняет поручения взрослых.
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
Пытается связать в предложение два слова.
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
1,5-2 года
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
2-2,5 года
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
Задает вопросы «когда?», «где?».
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
2,5-3 года
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.
Зачем развивать речь у детей?
Если на данном этапе развития речи все в порядке, то следует задуматься над развитием связной речи ребенка. Ведь развитая речь может повлиять на успешность ребёнка и его дальнейшую реализацию в жизни.
Когда ребёнок говорит, он:
В общении, в первую очередь с родителями, дети перенимают манеру говорения и выражения мыслей, темп речи, активно пополняют свой словарный запас.
Постепенно, со временем, ребёнку становится легко выражать свои мысли, общаться со сверстниками, контактировать со взрослыми, делиться своими впечатлениями и, впоследствии, ему легче учиться.
Ребёнок становится более уверенным в себе, начинает занимать лидерские позиции.
Ребёнок же с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Главное, ребёнок сам начинает осознавать, что ему трудно выразить свою мысль. Такие дети становятся, как правило, раздражительными, могут замкнуться в себе или начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Недаром развитию речи детей придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
Как развить речь у детей?
Помните: развитая и грамотная речь – это залог успеха вашего ребёнка. К этому вопросу нужно подходить многогранно, серьёзно и своевременно. В этом вам помогут:
Переходите по ссылкам. В каждой статье дан полноценный материал, который будет способствовать развитию речи вашего ребенка. Помните, что без активной помощи взрослого, современный ребенок вряд ли будет хорошо и складно говорить. Поэтому развивайте речь и мышление своего ребёнка.
Как быстро развить речь младшего школьника
Для этого я составила рабочую тетрадь, которая в руках ребёнка превращается в его творение — самостоятельно написанную книгу с рассказами собственного сочинения.
Все дети любят мечтать и фантазировать. Это заложено в них самой природой. Если этот талант еще не проявился в маленьком человечке, то его нужно осветить, чтобы он заблистал всеми радужными цветами.
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
Тетрадь можно использовать по-разному.
Это может быть индивидуальная работа в течении года с периодическим обменом и прочитыванием работ друг у друга одноклассниками. Дети это очень любят, и одновременно с этим они полностью вовлечены в процесс и схватывают необходимые умения и навыки налету. Самые удачные работы желательно поощрять положительными оценками. Можно организовывать работу в парах или группах. Что тоже вызывает немалый интерес и сближает детей.
В результате у каждого ребенка будет целая написанная им книга с интересными историями, а вместе с тем развитое воображение и более уверенная грамотная речь.
В рабочей тетради есть 22 задания для составления рассказов по заданной тематике, а также есть страницы для свободного творчества, которые, при желании, можно всегда распечатать еще.
Как показывает практика, дети, которые имеет неразвитую речь также плохо читают. Поэтому занятия по развитию речи целесообразно совмещать с упражнениями для увеличения качества и скорости чтения. Для этого великолепно подойдет тренинг со специально написанными текстами и упражнениями.
Книги, написаны таким образом, что по ним можно заниматься не будучи профессионалом. То есть каждый родитель, при желании, может стать для своего ребенка хорошим репетитором. А если вы учитель, то эти разработки будут хорошим подспорьем в вашей работе.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Зачем развивать речь ребенка?
Все мы в самом раннем детстве начинаем разговаривать. Кто-то немного раньше, кто-то — позже. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, учится строить свои первые простые диалоги. И любой ребенок (при сохраненном слухе и прочих равных благоприятных условиях) научается разговаривать, ведь формирование речи заложено в нас генетически. Так нужно ли развивать речь ребенка, если рано или поздно он все равно заговорит?
Ответ на этот вопрос я бы хотела начать с диалога двух мамочек, который я услышала на детской игровой площадке.
— Так ему же нужно в этом помочь. Может, он плохо будет говорить, может, не все звуки будет произносить четко.
— Та нет, проблем не будет. Да и, в конце концов, ему же не на радио работать. В любом случае разговаривать-то он научится. В школе этому и учат. А пока он маленький, я не хочу его нагружать.
Мнение родителей о том, что с возрастом ребенок все равно будет говорить и никаких проблем позднее развитие речи не принесет, достаточно распространенное. Давайте разбираться в истинности такого мнения.
Речь — это не просто средство общения. Она является носителем информации, раскрывает индивидуальные особенности психологической личности человека. И только ли? Конечно, нет. Кроме того, что наша речь выступает в роли средства общения, колоссальная ее роль в том, что она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить. Фото: Depositphotos
В этом очень легко можно убедиться. Часто даже взрослый человек может домыслить и понять сложную ситуацию, например, рассказав ее кому-то, то есть озвучив происходящее. Почему так происходит? Когда человек рассказывает ситуацию, подбирает слова и выражения для более точного высказывания, происходит углубленное продумывание деталей, мозг концентрируется и механизм мышления становится более совершенным.
Отсюда следует, что речь развивает мышление. Уже давно доказано учеными, что развитие речи — это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развития его интеллекта. Ведь речь участвует во всех мыслительных процессах.
Мы думаем словами и предложениями, как бы проговаривая весь поток мыслей про себя. Такой вид речи «про себя» называется внутренняя речь. Мы не произносим слова вслух, но наша внутренняя речь строится по тем же принципам и законам языка. Наша речь — это деятельность коры головного мозга. Это сложная координированная работа многих групп нервных клеток.
Не упустите золотое время общения с ребенком, ведь самый активный период для развития всех психических процессов и речи — это возраст до трех лет. Ведь упущенное на начальном этапе со временем наверстать в полной мере не всегда удается.
Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста
Софья Торгашова
Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста
«Развитие речи как важный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста»
В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической среды, увеличением стрессовых ситуаций, ослаблением общего здоровья родителей, имеющих хронические заболевания, все это ведет к постепенному росту процента детей с нарушением речи.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
В младшем возрасте главной фигурой в развитии ребенка является взрослый. Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат, чувствуют. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними.
Формируя речь, побуждая детей пользоваться языком, сопровождая предметные манипуляции с игрушками, материалами и орудиями, взрослые способствуют развитию мыслительных операций ребенка раннего возраста: восприятию с точки зрения лексики, четкости артикуляции всех звуков, выразительности, содержательности, эмоциональности речи, расширению и обогащению представлений о предметах, их признаках и свойствах, пониманию смысла простейших слов, обозначающих количество, пространственные отношения, цвет, форму, назначение, выделение признаков и свойств предметов и на этой основе установлению отношений сходства и различия.
Одной из важнейших технология является «Куклотерапия»
Это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Домашние театральные представления с участием кукол – дело настолько благодарное, что, раз попробовав, вы уже не сможете забыть это ощущение волшебства и детского восторга. Даже простая бумажная кукла, способна привнести в жизнь немало удивительного.
Еще одна технология ТЕСТОПЛАСТИКА
Одним из наиболее востребованных видов совместной и самостоятельной деятельность детей является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Занятия лепкой должны обязательно сопровождаться интересными, а лучше всего сказочными историями. Они помогут развить мышление. Занимаясь тестопластикой, ребенок, задействует ощущения или как принято называть в нейропсихологии модальности, которые необходимы для развития речи ребенка это Зрительная, тактильная и слуховая.
Игрушки из теста помогут ребенку развить представление об окружающей действительности. По мере того как малыш знакомиться с новыми предметами, которые он сам или с помощью взрослого слепит и раскрасит, обогащается его словарный запас. Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике развития с её помощью ручных умений и конструктивных способностей.Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики: исчезают нервозность, возбуждённость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. В детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Это имеет огромное значение при развитии речи детей.
При работе с детьми мною были определены важные моменты,которые помогают мне в работе:
1. Проговаривание слов должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе.
2. Побуждаю внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения.
3. Ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.
4. Заучивание и проговаривание стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.
Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.
Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.
Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.
Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.
Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме «Развитие речи и личности через сказкотерапию». Решила поделиться с конспектом.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.
Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».