Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Территория баса: установка фазы для сабвуфера REL – это просто!

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Фаза и её роль в настройке REL

«Фаза» – одно из тех слов, которые буквально вводят в ступор людей, не разбирающихся в технике. У многих при упоминании фазы возникает мысль: «Все эти настройки слишком сложны, и мне с ними не справиться». Эта статья призвана упростить ситуацию. Чтобы вы смогли помочь сабвуферу REL полностью раскрыть свой потенциал.

Фаза в случае с REL – это цифровое переключение для реализации выбора типа «да или нет».

Вопрос, который нужно себе задавать в процессе настройки, прост: «При каком из положений переключателя – 0 или 180 – звук громче?».

Эти числа соответствуют градусам фазы, но какого-то единообразного решения относительно того, какой из вариантов верен изначально, не существует. Поэтому важно понимать, что для сложной комбинации сабвуфера и основных акустических систем правильно выбранным значением может стать и 0°, и 180°. Иначе говоря, нельзя заранее однозначно сказать, что для достижения желаемого звучания будет правильнее – 0° или 180°.

Причина, по которой из двух вариантов выбирается «более громкий», имеет физическую основу. Диафрагма низкочастотного динамика основной акустической системы при переходах к более низкой частоте (например, при ударах педали по бочке бас-барабана) должна совершить движение «наружу». Для того чтобы вся музыкальная система была настроена на это действие правильно (как говорят профессионалы, была «в фазе»), диффузор динамика сабвуфера также должен в этот момент двигаться «наружу».

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Если же положение переключателя фазы выбрано неправильно, динамик сабвуфера работает «внутрь». А НЧ-динамик основной колонки при этом двигает диафрагму «наружу». В этом случае звучанию аудиосистемы в целом недостаёт баса.

Как было сказано выше, правильная настройка фазы, важность которой очевидна, не представляет сложности.

Существует лишь одно «но»: различие между двумя вариантами настройки может быть поначалу не слишком очевидным. Сперва оно может показаться малозаметным. Во время пробного прослушивания уровень громкости сабвуфера слишком высок. Он заглушает вклад основной акустики в общую звуковую картину.

Попробуйте немного уменьшить этот уровень, чтобы звучание сабвуфера и основных колонок было сбалансированным.

Запомните, на сколько щелчков регулятора вы уменьшили громкость. И наоборот, если громкость сабвуфера слишком низкая, что тоже затрудняет тестирование, увеличьте её на пару щелчков. И запомните количество произведённых щелчков. Чтобы по завершении тестирования вы могли восстановить выбранную ранее при настройке оптимальную установку уровня.

Правильное расположение сабвуфера REL

Научитесь полагаться на собственный слух. Исходя из предположения, что сабвуфер лучше расположить вблизи угла комнаты, для начала придвиньте сабвуфер как можно ближе к углу так, чтобы он не касался стен или плинтуса.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

При использовании записи, выбранной вами в качестве эталонной для настройки (мы использовали трек № 4 из выпущенного на CD саундтрека к фильму «Тихушники», и по сей день остающийся лучшей из известных записей для настройки сабвуферов), после выполнения всех прочих регулировок начните медленно выдвигать сабвуфер из угла, из которого он сориентирован на ваше место прослушивания. Можно пометить это направление малярной лентой.

Медленно и плавно выдвигайте сабвуфер до тех пор, пока не услышите одномоментное увеличение количества баса, генерируемого системой. Пометьте это место ещё одним двумя кусками малярной ленты. Одним – на границе боковой стороны опоры сабвуфера и вторым – на границе её передней стороны. Продолжите это делать, останавливаясь и помечая каждую такую точку на расстоянии примерно в каждый следующий дюйм от угла.

Вам, вероятно, понадобятся 3–4 набора меток на полу. Первоначальное положение, максимально близкое к углу, всегда обеспечивает самый громкий и глубокий бас. Однако внимательно прислушайтесь к звучанию сабвуфера в трёх других помеченных точках. Удаление от них даже на пару миллиметров негативно отразится на результатах.

Помеченные места должны обеспечивать наилучший баланс глубины, скорости и чистоты баса наряду со способностью создавать такое разрежение воздуха на нижних частотах, при котором бас, кажется, просто «вздрагивает», не звуча слишком плотно или гулко.

Если звучание практически идеальное, но ему немного недостаёт напористости, поверните регулятор High/Low Level на один или два щелчка в сторону повышения уровня. Если же уровень выбран точно, но звук слишком плотный и тяжёлый, поверните на один-два щелчка в сторону понижения регулятор кроссовера.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Всё это может показаться сложным, но на самом деле это не так. Проделав подобную процедуру один или два раза, вы обнаружите, что в этом нет ничего сложного. Пользователи сообщают, что таким образом можно значительно улучшить звучание – по сравнению с результатами использования программ автоматической коррекции под акустику комнаты, встроенных в различные ресиверы.

Если вы всё же планируете использовать одну из таких программ, сделайте это БЕЗ подключения сабвуфера REL через высокоуровневый вход. Подобные системы легко перегружаются на низких частотах (дешёвый комплектный микрофон едва ли способен правильно обработать глубокий бас). И просто «убивают» качество воспроизведения баса. Прежде чем выполнять коррекцию под акустику комнаты, ОТКЛЮЧИТЕ соединение сабвуфера через высокоуровневый вход с разъёмом Speakon.

Надеемся, что приведенные советы позволят вам добиться поразительных успехов в настройке сабвуфера REL. И придадут вам уверенности при освоении нового для вас занятия.

Бóльшая уверенность в собственных силах абсолютно необходима для самостоятельного улучшения характеристик аудиосистемы. И, в конечном счёте, получения удовольствия от музыки и фильмов.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере
John Hunter,

REL Owner & Design Director

Источник

Фаза сабвуфера на практике и поведение ее в комнате. Вопрос

День добрый коллеги, экспериментирую с сабами немного

И тут появилась ситуация, по которой:

1- не могу понять физику процесса

2-почему так происходит

Я понимаю, что мы тут все не инженеры-акустики, но может в обсуждении появится истина

Имеем 2 Сама MK Sound8, докупил к ним за весьма скоромные деньги MK Sound12 (поношенный весьма внешне, но технически работает)

Имеем комнату 12 квадрат

Имеется бас ловушка (Кривой Щит бикеша) во всю стену шириной 2.9, кривой смысле не совсем грамотно сделан, но она работает как-то

Немного отступление по MK Sound12, до этого два саба 8 дюймовые были на уровне громкости 30-35 %

Включив 12 дюймовый саб на примерно 7-10%, стало очень громко, еще немного и уже страшно, что он все уничтожит там.

Реально очень мощная машина, чисто для поддержки басом, покрайней мере для моей комнаты

В общем выронив их по громкости, я начал экспериментировать, а что нам даст третей саб.

Из теории баса понятно, что нечетное количество сабов в прямоугольной комнате ничего не дадут или сделаю хуже.

Но я требовал практических доказательств!! 😉

Путем экспериментов стало понятно, что он просто добавит давление.

Переместив сабы в четверть комнаты по ширине (что теоретически нам может дать подавление практически всех комнатных мод, особенно 1 порядка), нефига не получилось.

1 Мода у меня на 54-58Hz, как давала пики по углам и провал в центре прослушивания, так и давала

Показалось странным, что в моей комнате данная теория не подтвердилась

Решил поставить сабы в углы, так как если сабы поставить в угол и поставить их в фазу то они буду гасить нечетные моды (1 мода и 3 мода), что мне и надо.

Но опять эксперимент не увенчался успехом

И тут я случайно выключил один саб 8 дюймов, но опять ничего не помогло.

Решил я большой 12 дюймовый саб извернусь по фазе и все изменилось.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Извиняюсь за фото, не успел сделать скриншот и закрыл REW

Это край дивана (Без обработки параметриком):

Синяя сабы в фазе 0

Я был в шоке, так, как не понимаю почему инверт большого саба дал такой результат

И самый большой плюс в том, что ровная АЧХ по всему дивану (тоесть основную моду удалось более или менее приручить)

Кроссовер стоит 100гц, сабы выше не играют

Как видем и давление растет

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Кроссовер стоит 100гц, сабы выше не играют

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

А теперь немного рассуждений и вопросы:

Включение третьего 8 дюймового саба (в фазе или нет) портит картину так, что параметриком сложно исправить и зачем оно нужно уже.

Убираем 12 дюймовый саб и ставим 8 дюймовые по углам (один в фазе второй инвертнут) и ничего, ситуация очень плохая.

Когда два 8 дюймовых в фазе играют, нельзя получить ровный бас, его можно вывести в центре, но по углам будут пики (12 дюймовый ставим в инвертора и они уходит)

И собственно непонятно:

Почему два 8 дюймовых саба и в фазе или с одним инвертнутым не могут дать такую же хорошую АЧХ, как 8 (нулевая фаза) + 12 (инверт), хотя сабы одинаковые?

Предположение что 12 дюймовый имеет другие резонансные частоты и играет чуть иначе, но это предположения.

Всегда читал, что два саба в разной фазе не дадут ровное АЧХ в одной плоскости (Оба на фронтальном расположении), или ставьте один в тыл, второй во фронт (DBA).

Но у меня оба на фронте в разной фазе и играют лучше, как? почему? понять не могу.

Буду очень рад, если кто подскажет для расширения знаний.

Буду брать еще саб 12 дюймовый MK, дабы посмотреть как они играют все (два в фазе и два инвертнутых)

Источник

Как понять какую фазу ставить на сабвуфере?

Ответы

Я думал тот режим, который даёт большее давление в точке прослушивания, тот и правильный.

Если в кино, то возможно. А в музыке нужна ровность звучания на всех частотах и регулировка фазы нужна, чтобы равномерно «сшить» сабвуфер с колонками. Не соглашусь так же и с утверждением, что саб впереди-фаза-0,сзади-180.В идеальных условиях, возможно, но идеальных условий нет ни у кого и комната со своими резонансами вносит огромный вклад в звук. По этому, если настраиваете на слух, то банальный совет:слушать, подкручивать и опять слушать.

Лично я за время жизни с трифоником, ответственно могу заявить:невозможно настроить сабвуфер, чтоб идеально звучал со всеми записями, т. к. диапазон количества баса слишком широкий в разных записях,и настраиваешь под запись со слабым басом, потом включаешь запись с нормальны басом и появляется избыток НЧ и наоборот. Можно найти средний вариант, при котором где то немножко много, где то немного не хватает, но в целом нормально, но я для себя выбрал вариант иногда подкручивать громкость на сабе

Если Вы про крутилку фазы, то у меня тоже переключатель на 0 и 180.Вы правы, как то непонятно написал, но суть такова, что создать давление не проблема при любом положении фазы, гораздо важнее ровность звучания

Я исхожу из личного опыта пользованием сабвуфера. В какое положение фазу не ставь, громкости саба меньше не становится. Звук и детальность меняются,одни частоты выпячиваются, другие уменьшаются. Уточню, что я имею ввиду трифоник и у меня на сабе срез около 32Гц,а колонки где то там на 50Гц начинают,по этому не особо много у них общего сигнала получается

Переключение на сабе, это же простой ревербератор, или нет?

Ну да, все кабеля одинаковы.

Нет, это не задержка, это переключение фазы. Возьмите любой динамик, подключите батарейку, если плюс с минусом подключены верно, то диффузор динамика двинется вперёд, если наоборот, то диффузор втянется. Это и есть фаза. Соответственно если у вас саб стоит сзади и подключен с фазой «0», то он будет посылать звуковую волну, условно, навстречу фронтальной акустике. Волны могут складываться и взаимокомпенсироваться. На этом построен принцип шумоподавления, автором которого стал Амар Боуз. Поэтому что бы такого не случалось и подключают саб в противофазе («180»), чтобы когда динамики фронта идут вперёд, динамик саба шёл назад:)) Т.е. работал в фазе с динамиками фронтальной акустики.

Вы заблуждаетесь, он несет охренетительную энергию, я про саб, жаль, что вы не слышали

Не стоит недооценивать гуманитариев

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

саб, который предполагает подключение к обоим каналам сразу и микширует информацию с обоих каналов в моно

о способах микширования в моно

Ну ну :)))))) В МК сидят лохи, а не инженеры, до такого простого решения не додумались:))

То МК, а у нас на стерео свои правила и законы

Знали бы вы откуда эта фотография.

О сколько вам открытий чудных. Особенно пилоту гражданской авиации:))

Я много чего слышал за почти сорок лет своего увлечения, так что могу сказать вам, что вы чересчур верите справочникам:)) И два, и четыре, и шесть сабов в одной системе, и в разных помещениях слышал. А геморрой можно и с одним получить:))

Простите, но Вы попросту не вникли и невнимательно прочитали пост Вячеслава!😀

Саб, у Вячеслава именно с фиксированным положением переключения фазы 0 и 180 гр.

Но, комната, как и конструктив саба и ас может внести свои коррективы на положение переключателя фазы в каждом конкретном случае.

Если, у настраивающего систему с сабвуфером возникают сомнения в правильности настройки фазы, то проще определить верную фазу на сабвуфере, пригласив помошника. Он будет менять положение фазы на сабе, а хозяин на своем месте прослушивания быстро поймет, какое из положений тумблера переключения фазы верное и дает в звуке более слитный саунд саба с АС…Пройдет немного времени можно будет достаточно быстро находить аерное положение регулятора фазы на сабвуфере, если в этом вознткнет необходимость…

Звуковая волна, исходящая из динамиков, должна быть в фазе. Только и всего:)) Переключите на акустике один провод плюс на минус и услышите разницу.

А плавная регулировка для случаев, когда сабвуфер нельзя прижать к стене?

А всегда нужно ставить саб только спереди или только сзади.

Присоединяюсь. Думал вдруг выяснится, что если сабвуфер в поле зрения, то фаза до 90, а если вне поля зрения, то 90+.

Если на сабе есть плавная регулировка фазы, то его проше настроить в комнате, там, где для него нашлось свободное место…😀

Тогда я все правильно понял )))

переключение фазы безопасно для саба делать в включенном состоянии? Или надо выключать?

Но меня терзают смутные сомнения.

В соседней ветке про сабвуфер дали ссылку на инструкцию, понравилась простота. Тоже ориентируются на громкость, кстати, а не зад перед.

Громкость сабвуфера и выравнивание фаз

Следующим шагом является настройка громкости и фазы сабвуфера для вашей системы. Вот несколько пошаговых инструкций, как это сделать.

— Начните с кроссовера вашего сабвуфера на самом низком уровне

— Затем направьте ограниченный по полосе сигнал розового шума через систему, включая динамики-сателлиты. 500 Гц-1 кГц позволит вам установить громкость спутников без

возбуждает сабвуфер. Используя измеритель звукового давления (или приложение для iPhone), установите общую громкость так, чтобы уровень был комфортным, около 85 дБ должно хватить.

— Пропустите через систему еще один тон розового шума с ограниченной полосой частот 35–70 Гц и установите громкость на сабвуфере так, чтобы она также достигла 85 дБ на измерителе.

— Установите кроссовер низких частот на максимальное значение. Запустите тон розового шума с ограниченной полосой частот от 60 Гц до 120 Гц и с позиции прослушивания определите, 0 или 180 на фазе.переключатель самый громкий. Оставьте переключатель в самом высоком положении.

— Для дальнейшей проверки синфазности вашего сабвуфера пропустите через систему тестовый тональный сигнал 70 Гц. Установите переключатель фазы на 180 или 0, независимо от того, что было в предыдущий шаг, и отрегулируйте переменную фазу, пока уровень низких частот не станет самым тихим. Затем переведите переключатель фазы обратно в положение 0.

— Наконец, послушайте какую-нибудь музыку, с которой вы знакомы, и установите уровень кроссовера так, чтобы вы слышали только низкие частоты и не слышали средние частоты из сабвуфера. А общепринятая практика состоит в том, чтобы удвоить самую низкую частоту, на которую рассчитаны сателлитные динамики, и использовать ее в качестве частоты кроссовера.

Да какая понравится. Здесь нет неправильного решения. Слушаете вы. Вам нравится? Прекрасно! Экспериментируйте!

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Источник

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.

Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.

О сабвуфере

Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.

И вот, наконец-то, заветный день настал.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.

На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.

Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.

Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.

Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.

Подключение и настройка

1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход

Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.

Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.

2. Поиск места для сабвуфера

Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.

Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.

Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.

И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.

3. Поиск фазы

Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.

В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.

Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.

Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.

4. Работа с кроссовером

Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.

Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.

Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.

При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.

5. Регулировка громкости саба относительно стереопары

Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?

Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.

Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.

Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Смотреть картинку Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Картинка про Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере. Фото Для чего нужна регулировка фазы на сабвуфере

Итак, что имеем по итогам настройки:

• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;

• размещение — правее от центра, по оси АС;

• регулятор фазы в положении «180»;

• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;

• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.

Прослушивание и впечатления

Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.

Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!

Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!

В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.

Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.

Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.

Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.

Выводы

Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *