Для чего нужна рифма

Зачем нужна рифма?

Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма

В первом приближении можно сказать, что рифма – неотъемлемая часть стихотворения, только и делающая его таковым. Незнайка из сказок Николая Носова шёл ещё дальше и неотделимо связывал стихотворение с рифмой, причём последнюю он определял, как «слова, оканчивающиеся одинаково». Это и привело к появлению незабвенной рифмы «палка — селёдка».

Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма

Таким образом, получается, что рифма не обязательно должна присутствовать в стихе. Тем более, определять его.

Тогда зачем же она там?

Можно предположить, что рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания. Другими словами, добавить стиху музыкальности. А о близости поэзии и музыки (чуть ли не родственной близости) сказано немало.

Однако разве можно спорить с тем, что и белый стих, порою, достигает вершин музыкальности и изящества? Белый стих, как правило, применим для крупных произведений (элегий или поэм), в которых подчас больше внимания отдано содержанию, а потому в форме допустимы определённые упрощения. Эти упрощения проявляются в отсутствии рифмы. Но то обстоятельство, что отдельные строки не зарифмованы между собой, совсем не мешает произведению звучать. Ритма вполне хватает.

Впрочем, и жанр верлибра (стих, свободный от рифмы и ритма) — форма весьма распространённая. Некоторые отдельные стихи, написанные верлибром, тоже весьма изящны.

Так что стремление к звучности и гармонии хоть и реализуется с помощью рифмы, но не только и не обязательно только с её помощью.

Что же ещё может стать причиной рифмы?Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма

Есть и точка зрения о прикладном назначении рифмы, а именно о мнемоническом назначении. То есть считается, что рифма способствует лучшему запоминанию стихов. Своего рода, мнемонический смысл рифмы.

Это, безусловно, так, но как же тогда умудряются запоминать прозаические тексты или монологи драматических героев? Выходит, что рифма лишь помогает, но совсем не обеспечивает запоминание. Другими словами, можно запоминать и без неё.

Так какое же тогда неотъемлемое свойство есть у рифмы? Что она гарантирует стихотворению, коли она в нём есть?

Позволю себе поделиться следующей точкой зрения: рифма создаёт основу для восприятия метафор.

Любое стихотворение полнится метафорами: образами, сравнениями. Любая метафора строится на схожести свойств предметов, их образов. К примеру, сравнение «облака, как вата» рождается от того, что облака напоминают вату. То есть метафора происходит из своего рода синонимии смыслов, синонимии образов двух слов.

А рифма образуется по определённым законам, но ключевым является созвучие некоторых частей слова. Можно сказать, что рифма — это синонимия звуков.

Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифмаУлавливая рифму, улавливая схожесть звучания, наше сознание настраивается на улавливание также и синонимии смыслов, то есть метафор. Можно сказать, что в рифмованном стихотворении легче улавливаются метафоры, легче воспринимаются образы и сравнения.

В пример можно привести бокал с вином. Бокалом в нашем случае будет являться форма стиха, его звуковая оболочка, полная рифмами (синонимией звучания). И эта форма помогает доносить содержание: сравнения, метафоры, образы (синонимию смыслов). То есть всё то, что будет являться нектаром — наполнением бокала.

Именно для лёгкости восприятия метафор и нужна рифма.

Источник

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Источник

Для чего нужна рифма

Данная тема заинтересовала меня, когда мы на уроках литературного чтения прошли понятие рифмы и попытались самостоятельно рифмовать слова и даже строки. Иногда у нас получалось, иногда не очень. К одним словам рифма подбиралась легко и быстро. Над другими приходилось долго думать. И тогда я решила узнать больше о рифме, ее видах, способах рифмовки, а также выяснить, почему ее называют структурной основой стиха.

В своей работе я поставила следующую цель: дать наиболее полное определение рифмы. Сформировать понятие о рифме как структурной основе стиха.

Для начала я попыталась найти наиболее полное и понятное для меня определение рифмы. Затем выяснить, для чего нужна рифма в поэзии, какую роль она играет. И, наконец, какие бывают виды рифм, способы рифмовки. Также я попыталась самостоятельно подбирать рифмы к словам.

Для решения поставленных задач я искала информацию в сети интернет, в стихотворениях Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михалкова, Натальи Ивановой, Ирины Гуриной, Михаила Пляцковского, Александра Сергеевича Пушкина, Валерия Яковлевича Брюсова и других русских поэтов, а также в других учебных пособиях, таких как «Теория литературы» Эмилии Яковлевны Фесенко.

Вот что у меня получилось.

Многие литературные исследователи, такие как Ефремова, Ожегов, Ушаков дают следующее определение слова:

В отсутствии рифмы размывается строковая структура стихов.

Рифма — одно из ведущих начал звуковой организации стиха. Рифма часто вбирает в себя все те звуки, которые повторяются во многих строках произведения. В таких случаях она подчеркивает, усиливает звукопись, заставляя читателя обратить внимание на звуковые связи слов, звуковое единство произведения. Рифма выполняет ритмическую, композиционную, звуковую функции.

Таким образом, можно сделать вывод, что рифма – это созвучие окончаний строк, ритмический звуковой элемент, связывающий воедино различные части стихотворного произведения, то есть составляющий структурную основу стихотворения.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

– мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении Ирины Гуриной «Апрель»

– женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в стихотворении Натальи Ивановой «Апрель»

– дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки, как в стихотворении Михаила Пляцковского «Деньки стоят погожие…»

– гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка Валерия Яковлевича Брюсова.

«От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются…»

Один определенный тип рифмы встречается в стихах довольно редко, чаще можно встретить чередование разных типов рифмы, например мужской и женской.

Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Выделяют следующие способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка – (схема: ААBB), первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

2. Перекрёстная рифмовка – (схема: АBАB), первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.

3. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка – (схема: АBBА), первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.

4. Холостая рифмовка – (схема: АВСВ), первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая – рифмуются.

Теперь, зная, что такое рифма, для чего она нужна и какие бывают типы рифмы, я могу попробовать самостоятельно сочинить стихотворения и проанализировать их.

«Кто на свете всех роднее…»

Кто на свете всех роднее,

Всех нежнее и добрее!

Кто меня так сильно любит,

Кто меня всегда поймёт,

От беды меня спасёт.

Кто согреет в дождь и в холод,

Кто всегда душою молод,

Не даёт мне унывать

И за всё готов прощать.

Моя МАМОЧКА родная!

В праздник твой и обнимаю!

В этом стихотворении я использовала в основном женский тип рифмы и местами мужской.

«Не даёт мне унывать

И за всё готов прощать»

«Кто меня всегда поймёт,

От беды меня спасёт»

На протяжении всего стихотворения я использовала парную рифмовку (схема ААББ), и только в последнем четверостишье использована перекрестная рифмовка (АБАБ), кроме этого в последнем четверостишье можно наблюдать чередование мужской и женской рифмы.

Мама, рядом с тобою всегда мне тепло!

Мама, рядом с тобою всегда мне светло!

Мама способна понять нас без слов.

Мама, как добрая фея из снов.

Мама, как музыка имя твоё.

Мама, ты радость и счастье моё!

Мама, тебе посвящаю стихи.

Лучше мамы моей не найти!

А в этом стихотворении использована только мужская рифма и парная рифмовка.

Вот такие стихи я посвятила маме.

Таким образом, благодаря этому проекту, я поняла, что рифма – это не просто созвучие окончаний строк. Рифма – это структурная основа стихотворения. Она выполняет ритмическую, композиционную и звуковую функции, связывает воедино различные части стихотворного произведения. Без рифмы стихотворение не будет звучать, перестанет ласкать слух. В отсутствии рифмы размывается строковая структура стиха. Также узнала, что рифма бывает, мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. Изучила способы рифмовки: парная или смежная, перекрестная, кольцевая или опоясывающая и холостая. Попробовала самостоятельно сочинить стихи о маме, а затем проанализировать их, используя полученные знания. И вообще узнала много нового и интересного о рифме, из книг и интернета.

Источник

Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?

После ритма важнейшее качество стихотворения — его фонетика — звучание, мелодика. К эвфонии (благозвучию) стремились все древнегреческие поэты. Благозвучие усиливает выразительность стиха, придает ему определенную интонацию, а иногда даже напрямую связывается со смыслом и настроением.

Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма

Наиболее распространены в поэзии звуковые повторы. Слова как бы перекликаются друг с другом, связываются между собой не только смыслом, но и фонетическим сходством. Резко выделяясь на фоне других слов, перекликающиеся слова становятся более выразительными и значимыми.

Самым эффектным звуковым повтором, безусловно, является рифма — цемент на ритмическом каркасе стихотворения. Рифма прочно связывает строки, увлекая за собой как поэта, так и читателя. Поэт как бы ищет, куда — к какому слову, образу — выведет его ожидаемое созвучие, а читатель уже настроен получить это созвучие от поэта, как финальный эстетический приз. Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала ообняка С.П. фон Дервиза в Петербурге», 1886 г.
Фото: artchive.ru

Трудно поверить, но рифма — столь привычная для нас черта стихотворения — появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», англосаксонский эпос «Беовульф», финская «Калевала», старофранцузская «Песнь о Роланде» и многое другое написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэты (где-то в VII в.). Затем эстафету перехватили провансальские трубадуры, и в их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.

Классическая русская поэзия вообще началась с рифмовки и расставаться с ней не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. Надо сказать, подобные мысли о стихосложении посещали у нас еще Пушкина.

Думаю, что со временем, мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за чувства выглядывает искусство. Кому не надоели «любовь и кровь», «трудный и чудный», «верный и лицемерный», и проч.
А.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»

Прошло почти сто лет и великий новатор Маяковский, хоть и бросил все силы на борьбу с банальной рифмой, но избавляться от самой рифмовки категорически отказывался.

Вам,
конечно, известно
явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.

…Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка, —
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле…
В. Маяковский

…без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держать вместе.
В. Маяковский «Как делать стихи»

Очень важно, что повторяться и совпадать должны именно созвучия (фонемы), а не буквы. Иначе вы, подобно Незнайке, начнете рифмовать «палка-селедка». Для хорошей рифмы буквенное совпадение неважно: «вериться — деревце», «коршуном — брошенным». В русском языке прежде всего должны совпадать ударные гласные, а уж потом все остальные звуки по мере удаления от ударной гласной. Чем больше этих совпадений, тем точнее рифма.
Для чего нужна рифма. Смотреть фото Для чего нужна рифма. Смотреть картинку Для чего нужна рифма. Картинка про Для чего нужна рифма. Фото Для чего нужна рифма Фото: Сергей Курий, коллаж

Например, «высотой — головой». Ударные гласные здесь совпадают, но согласные сочетаются плохо, поэтому рифма выходит неудачной. Гораздо лучше звучат рифмы «высотой — золотой» или «высотой — бородой». Еще лучше звучит «высотой — красотой», где совпадает еще больше звуков.

Важно отметить, что после ударного слога совпадение звуков уже не столь важно: «Неустанно — под мостами», «не нужен вам — жемчужиной». Последние звуки здесь не совпадают, но на слух никакого дискомфорта не ощущается.

Особенно хорошо, если совпадает много звуков до ударного слога — «голову — голому», «присяга — присяду». Прекрасно сочетаются в рифмах шипящие созвучия — «порошею — отброшенный — кожаный». В этом примере нетрудно заметить, что средняя рифма переходная. Она прекрасно рифмуется с обеими другими, в то время как «порошею — кожаный» сочетаются хуже.

Сочетание в одном стихотворении резкой мужской рифмы с ударением в конце стиха и постепенно «затухающей» рифмой женской придают стихотворению ритмическую выразительность:

Люблю отчизну я, но странною любОвью!
Не победит её рассудок мОй,
Ни слава купленная крОвью,
Ни полный гордого доверия покОй…
М. Лермонтов

Если же рифма стоит на третьем от конца слоге, ее называют дактилической («дАктили — птеродАктили», «мАрево — зАрево»).

Сейте разумное, доброе, вЕчное,
Сейте, спасибо вам скажет сердЕчное
Русский народ…
Н. Некрасов

А может ли ударение стоять на четвертом или пятом от конца слоге? — спросите вы. Может, но эта рифма встречается редко и требует при чтении хорошей дикции. Она называется гипердактилической («рАдующий — пАдающий», «поколАчивает — поворАчивает»). Вот пример стихотворения В. Брюсова, где ударный слог — аж пятый от конца.

Холод, тело тайно скОвывающий,
Холод, душу очарОвывающий.
От луны лучи протЯгиваются,
К сердцу иглами притрАгиваются.

Многие из нас привыкли к тому, что рифмы располагаются на концах строк (они так и называются — конечные). Именно благодаря им конец строки подчеркивается не только паузой, но и фонетически. А рифмующиеся слова в конце строк приобретают большую значительность.

Однако могут рифмоваться и начала строк — тогда это рифма начальная. Она нередко попадается в народной поэзии, хотя концы строк при этом не рифмуются.

Наедались они да было досыти,
Напивались они да было допьяна,
Стали тут богатыри отдых держать,
Спали тут богатыри трое сутки.
Улетали все птички за облаки,
Убегали все звери за темные леса.

Еще более изысканы внутренние рифмы, когда слова рифмуются между собой в середине стиха или с концевой рифмой.

… Жизнь пустынна, бездомна, бездонна
А. Блок

В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
Дуновение вдохновения!
М. Цветаева

А вот отрывок из поэмы А. Блока «12», где в двух строчках зеркально рифмуются все слова:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной…

Запиши поэт эти строчки так:

— и внутренние рифмы стали бы концевыми. Как в стихотворении М. Цветаевой:

или в детском стишке С. Маршака:

Блестящий пример рифмовки мы можем наблюдать в поэме Н. Асеева «Чёрный Принц», где поэт удачно рифмует близстоящие слова, и при этом сами рифмы не кажутся надуманными. Вот отрывок:

Видите — в пальцы
врос
трос, —
так что и этот
вопрос
прост: —
мало ли видел
матрос
гроз, —
не покидал
пост…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *