Для чего нужна санитарно защитная зона предприятия
Проект санитарно-защитной зоны для предприятия (СЗЗ)
Оставить заявку на проект санитарно-защитной зоны для предприятия (СЗЗ)
Проект санитарно-защитной зоны оформляется на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ:
“В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций”.
Что такое санитарно-защитная зона (СЗЗ)?
Порядок оформления санитарно-защитной зоны
Кто должен разрабатывать СЗЗ и каков должен быть ее размер?
Проект СЗЗ должно иметь любое предприятие, имеющее класс опасности 1-3 согласно с главой 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также любое предприятие, не включенное в классификацию по указанному СанПиН.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет 5 классов предприятий. Примерные размеры санитарно-защитной зоны определяются в зависимости от класса опасности объектов и производств:
Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам. К ним также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.
Предприятия 4 класса по СанПиН разрабатывают проект СЗЗ в случае, если не выдерживается установленная СанПиН расчетная СЗЗ (100 метров).
Срок действия: бессрочно (либо до реконструкции/изменения производства).
Ответственность за отсутствие: штраф от 10 000 до 20 000 рублей, административное приостановление деятельности до 90 суток по ст. 6.3. КоАП РФ, запрет на осуществление хозяйственной деятельности.
Объекты, запрещенные к размещению внутри СЗЗ
Как разработать проект санитарно-защитной зоны?
Наша компания оказывает услуги по установлению СЗЗ в следующие сроки:
Для установления СЗЗ нам потребуются:
Если у вас остались какие-либо вопросы – свяжитесь с нами, и мы с удовольствием на них ответим.
Проект санитарно-защитной зоны предприятия – что это такое и зачем нужно проектирование СЗЗ?
Что такое проект СЗЗ?
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.
Зачем нужен проект СЗЗ?
Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.
Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?
Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.
Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.
Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.
Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства № 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.
Что такое ориентировочная санзона?
В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.
Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.
Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.
Что такое дополнительная оценка рисков?
Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.
Что входит в проект СЗЗ?
Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.
Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.
По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.
Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.
Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.
Сколько длится согласование проекта СЗЗ?
После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.
Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?
Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?
За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.
Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.
Для чего нужна санитарно защитная зона предприятия
Понятие санитарно-защитная зона довольно распространенное, но не все знают, для чего она нужна и каким предприятиям она необходима.
Санитарно-защитная зона— специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производства – чем выше риск неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, тем больше санитарно-защитная зона.
Если за пределами промышленной площадки уровень загрязнения атмосферного воздуха превышают 0,1 ПДК (предельно допустимые концентрации) и/или ПДУ (предельно допустимые уровни), то для такого предприятия санитарно-защитная зона необходима для обеспечения безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м.
Производственный лабораторный контроль атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны производства, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Кроме того, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
— мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
— функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Если предприятие реконструировалось или технически переоснащалось, то после завершения всех работ необходимо провести исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:
Автомагистраль, расположенная в санитарно-защитной зоне промышленного объекта и производства или прилегающая к санитарно-защитной зоне, не входит в ее размер, а выбросы автомагистрали учитываются в фоновом загрязнении при обосновании размера санитарно-защитной зоны.
Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производств, например:
· Санитарно-защитная зона 1000 м.
Объекты по добыче горючих сланцев. Комбинаты черной металлургии и цветных металлов, производство алюминия, ртути, коксогаза, удобрений, красителей, ядохимикатов, токсичных химических соединений, синтетических волокон, а также производство по переработке нефти, нефтяного и природного газа и другие предприятия неправильная эксплуатация которых может привести к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья человека. Лесохимические комплексы. Промышленные объекты по содержанию и убою скота, мясокомбинаты.
Свиноводческие комплексы и комплексы крупного рогатого скота.
· Санитарно-защитная зона 500 м.
Объекты по добычи гипса и асбеста. Производство органических растворителей и масел, спиртов, кислот; предприятия по переработке торфа; производства искусственной кожи.
Производство свинцовых аккумуляторов и стальных конструкций. Производство воздушных судов, автомобилей, железнодорожных вагонов.
Производства свеклосахарные, альбумина, декстрина, глюкозы и патоки.
Производства по обработке и протравлению семян. Склады сжиженного аммиака.
Таможенные терминалы, оптовые рынки.
· Санитарно-защитная зона 300 м.
Производство кальцинированной соды, селитры, химических реактивов, никотина, большинства минеральных солей, прессматериалов, железобетонных изделий, искусственных минеральных красок, искусственных камней, шин, клееной обуви, а также резиновых смесей для них.
Производство санитарно-технических изделий, мясомолочного машиностроения. шахтной автоматики. Промышленные объекты по добыче торфа, каменного, бурого и других углей. Прядильно-ткацкое производство.
Объекты по добыче и обработке промысловых рыб. Производство пива, кваса и безалкогольных напитков.
Производство по производству растительных масел. Производство по розливу природных минеральных вод с выделением пахучих веществ.
Мясоперерабатывающие, консервные производства. Зверофермы. Гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Автобусные и троллейбусные вокзалы.
· Санитарно-защитная зона 100 м.
Производство бумаги, глицерина, мыла, товаров бытовой химии. Заводы полиграфических красок и производства по переработке пластмасс. Производство тяжелых прессов. Полиграфические комбинаты. Производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.
Промышленные объекты (карьеры) по добыче мрамора, песка, глины с отгрузкой сырья транспортерной лентой.
Швейное производство. Производство спортивных изделий. Производство фурнитуры. Производство обуви. Элеваторы. Производство кофеобжарочное. Производство пищевого спирта. Кукурузно-крахмальные, кукурузно-паточные производства. Производство вина и столового уксуса. Молочные и маслобойные производства. Сыродельные производства. Тепличные и парниковые хозяйства. Химчистки. Прачечные. Банно-прачечные комбинаты.
· Санитарно-защитная зона 50 м.
Производство готовых лекарственных форм, бумаги из макулатуры, изделий из пластмасс и синтетических смол, «сухого льда», спичек, пневмоавтоматики.
Сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски.
Производство пряжи и тканей из хлопка, льна, шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов. Производство ковров, обоев. Овоще-, фруктохранилища.
Производство коньячного спирта. Производство макарон. Производство колбасных изделий, без копчения. Производства пищевые заготовочные, включая фабрики-кухни, школьно-базовые столовые. Производство фруктовых и овощных соков. Производства по переработке и хранению фруктов и овощей (сушке, засолке, маринованию и квашению). Производство майонезов. Производство пива (без солодовен).
С полным перечнем объектов, для которых должны быть установлены санитарно-защитные зоны, можно ознакомиться прочитав СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Если предприятие выделяет какие-либо вредные вещества в окружающую среду, но санитарными правилами не установлен размер санитарно-защитной зоны, то необходимо разработать и утвердить в установленном порядке проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Многие предприятия в настоящий момент работают на современном оборудовании и внедряют природосберегающие технологии, поэтому и вредных веществ в атмосферный воздух выделяют минимально. Для таких объектов размер существующей санитарно-защитной зоны может быть уменьшен, при этом необходимо обоснование уменьшения санитарно-защитной зоны, в том числе, и с помощью систематических лабораторных наблюдений.
Что такое проект СЗЗ
Основанием для разработки проекта СЗЗ являются следующие нормативные документы:
Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.
СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (редакция 2008 г).
СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и другими действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
При оформлении проекта СЗЗ и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и документации (материалов) по установлению размеров санитарно-защитных зон предприятий, промышленных объектов и производств, групп промышленных объектов и производств, сооружений используются понятия, установленные федеральным законодательством и санитарными нормами и правилами:
Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает полный перечень услуг при разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия и документации (материалов) по установлению размеров СЗЗ и выполняет следующие работы:
1-й этап: Разработка проекта СЗЗ и его согласование в территориальном Управлении Роспотребнадзора
Обращаем Ваше внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение по обоснованию расчетных границ санитарно-защитной зоны носит предварительный характер и не является документом, устанавливающим размеры СЗЗ (Раздел 4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
2-й этап: Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора
Проведение натурных измерений атмосферного воздуха, уровней шума, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта СЗЗ для объективного доказательства достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ.
После утверждения расчетных границ СЗЗ проектные материалы представляются в муниципальные и территориальные управления архитектуры для утверждения границ санитарно-защитной зоны в качестве линий градостроительного регулирования (генплан, схемы районной планировки и др.).
Для промышленных объектов и производств I и II класса опасности установление размеров СЗЗ осуществляется постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации на основании:
При выполнении проектов санитарно-защитных зон следует также руководствоваться следующими терминами и установленными требованиями разработки.
Производственная зона (промузел) – специально выделенная в градостроительной документации или исторически сложившаяся территория размещения промышленных предприятий и иных объектов.
Оценка риска для здоровья – это количественная и/или качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции.
Санитарно защитная зона устанавливается для объектов, являющихся источниками физического, химического и биологического воздействия на среду обитания, здоровье человека и условия его проживания.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта и метрополитена, наземных гаражей-стоянок и паркингов закрытого типа санитарный разрыв устанавливается расчетным путем. Не требуется разработка проектов санитарно защитных зон для открытых автостоянок и паркингов, магистральных трубопроводов, компрессорных установок, воздушных линий электропередачи (ВЛ), сельскохозяйственных полей.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, разрабатывается проект расчетного (предварительного) размера СЗЗ.
Проекты санитарно защитных зон разрабатываются для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию. Санитарно защитная зона устанавливается как для предприятий, имеющих в хозяйственном ведении и закрепленную за ними в установленном законом порядке территорию, так и для арендных предприятий, оформленных в соответствии с установленными требованиями.
Граница санитарного разрыва подтверждается данными натурных исследований и измерений в том случае, если размеры санитарных разрывов от объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, не включены в санитарную классификацию предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 («Новая редакция») и обосновываются расчетным путем.
Границы ориентировочных и расчетных санитарно защитных зон каждого объекта и единая граница санитарно защитных зон группы предприятий (единые санитарно защитные зоны), наносятся на графические материалы (опорный, ситуационный планы в масштабе 1:2000).
В случае отсутствия применяемой технологии (производства) в действующей классификации, размер санитарно защитной зоны устанавливается на основе результатов сводного расчета прогнозируемого уровня загрязнения атмосферного воздуха, расчета уровней физических воздействий расчетов риска для здоровья населения (для объектов, для которых в ходе расчетов загрязнения атмосферного воздуха и расчета уровней физических воздействий обоснована возможность отнесения объекта к I-II классу и данных натурных наблюдений.
Для действующих промышленных и иных объектов и производств (которые необходимо обустраивать санитарно защитными зонами) в ходе согласования и утверждения границ санитарно защитных зон в учреждения Роспотребнадзора представляются: проектные материалы обоснования расчетных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта с пояснительной запиской, расчетами рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, акустическими расчетами, расчетами риска для здоровья населения (для объектов I-II класса опасности), программой мониторинга, планом предлагаемых мероприятий (при необходимости), а также отчет для установления окончательных размеров и границ санитарно-защитной зоны объекта.
Отчет для установления окончательных размеров санитарно защитной зоны должен содержать: пояснительную записку, протоколы натурных исследований и измерений, отчет о выполнении мероприятий, рекомендованных в проекте, санитарно-эпидемиологическое заключение по расчетной границе и др. материалы.
В случае, если за период выполнения натурных исследований и измерений произошли изменения в мощности, технологическом процессе, составе предприятий-арендаторов и др., установление окончательного размера санитарно защитной зоны возможно только после корректировки расчетных границ и ее размеров.
Разработку проектов санитарно защитных зон для действующих и проектируемых объектов, являющихся источником вредного воздействия на среду обитания, а также для вновь строящихся, реконструируемых объектов осуществляют в следующей последовательности:
Документация по организации санитарно защитных зон для проектируемых объектов представляется самостоятельным разделом в составе проектной документации об использовании земельного участка под новое строительство и реконструкцию, а для действующих объектов – отдельным проектом. При разработке градостроительной документации (генеральный план, проект планировки территории и др.) должны быть учтены границы СЗЗ предприятий и иных объектов в соответствии с классификацией и Решением главного государственного санитарного врача РФ для предприятий I–II класса, главного государственного санитарного врача субъекта РФ – для предприятий III-IV-V классов.
Предпроектные материалы должны содержать сведения о характеристике объекта как источнике загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу СЗЗ), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах нормативной и предлагаемой расчетной границы с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.
На этом этапе допускается выполнение прогнозных расчетов с обобщением источников выбросов, что на следующих этапах требует уточнения.
Проектная документация должна содержать сведения о характеристике объекта как источника загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия (мощность с учетом перспективы развития, перечень и количественная характеристика загрязняющих веществ, источники физических воздействий, прогнозные расчеты загрязнения химическими, биологическими веществами и уровней физических факторов, определяющих размер и расчетную границу санитарно защитной зоны), его месте в санитарной классификации, градостроительной ситуации в границах ориентировочной и предлагаемой расчетной СЗЗ с указанием функционального назначения прилегающих объектов территории.
При проведении санэпидэкспертизы проектной документации в первую очередь оценивается:
В составе проекта обоснования санитарно защитной зоны представляются следующие материалы:
В составе проекта наряду с пояснительной запиской представляются графические материалы в следующем объеме:
Графические материалы следует представлять в масштабе 1: 2 000. В зависимости от площади объекта (объектов) возможно использование масштабов М 1: 5 000, М 1: 10 000).
При экспертизе проектных материалов оценивается:
Утверждение расчетных границ проводится на основании результатов натурных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, уровнем физических воздействий объекта на среду обитания, а для предприятий I-II классов опасности и материалов изучения влияния указанных факторов на здоровье населения (материалов по оценке риска здоровью населения).
Проведение натурных исследований и измерений
Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года.
Выбор точек для размещения стационарных постов наблюдений осуществляется с использованием современных методов анализа величин расчетных приземных концентраций:
Перечень загрязняющих веществ, требующих систематического наблюдения, определяется с учетом расчетных концентраций, а также степени опасности загрязняющих веществ для здоровья населения. В программу (план-график) должны быть включены специфические вещества, характерные для выбросов рассматриваемого объекта, определяющие размер СЗЗ, канцерогены, вещества I-II классов опасности.
Натурные измерения шума проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 23337-78, МУК 4.3.2194-07:
Для высотных источников шума (ТЭЦ, РТС, КТС и др.) расчетные и натурные измерения уровней шума проводятся с учетом высоты жилых и общественных зданий на прилегающих к источнику шума территориях.
На жилой территории точки для проведения натурных измерений выбирают в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (нормируемые показатели).
Измерение шума на жилой территории не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты измерительного микрофона от ветра.Изменение относительной влажности воздуха в процессе измерений не должно изменяться более чем на 10%.
Установление величин санитарно защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов (ПРТО) осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчета интенсивности электромагнитного излучения.
При определении границ в санитарно защитной зоне необходимо учитывать распространение вибрационных низкочастотных горизонтальных колебаний и виброускорения, создаваемых компрессорным оборудованием и различными испытательными стендами.
Параметры вибрации в жилой застройке регламентируются и корректируются в соответствии с характером вибрации (постоянная, непостоянная) и временем воздействия (ночное, дневное).
Оценка риска для здоровья населения, проживающего в зоне влияния предприятий, сооружений и иных объектов.
При обосновании размеров единой санитарно защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или производственной зоны (промышленного узла), оценка риска для здоровья населения проводится с учетом выбросов всех предприятий расположенных на территории производственной зоны (промышленного узла) вне зависимости от класса опасности объекта.
Оценка риска для здоровья населения проводится на основе международно признанных и официально утвержденных в РФ критериев.
В случае, если размеры расчетных границ, полученные методом оценки риска превышают размеры, обоснованные гигиеническими нормативами, но не выходит за пределы ориентировочной СЗЗ, расчетную санитарно защитную зону корректируют с учетом результатов оценки риска для здоровья населения.