Для чего нужна семенная кожура
Для чего нужна семенная кожура
Функции семени
Отделяясь от материнского организма, семя может прорасти и дать начало новому растению.
Благодаря семенам, некоторые из которых имеют воздушные мешки, дочерние растения могут расти на расстоянии десятков километров от материнского. Прорастая на новых территориях, они занимают их и распространяются.
Семя выживает при таких неблагоприятных факторах, где листостебельное растение погибло бы. Именно семя дает возможность выжить зародышу растения во время зимнего холода, недостатка влаги, летнего зноя.
Строение семени
Прорастание семени
При этом вода поступает через семявход внутрь семени. Как только это происходит, питательные вещества начинают растворяться в воде, и становится возможным их усвоение для зародыша. При полном погружении в воду, в которой мало растворенного кислорода (кипяченая вода), семена могут погибнуть из-за нехватки кислорода.
Как видно из картинки выше, удаление семядоли значительно замедляет рост и развитие растения (у 1 и 2 растения слева). У растения справа (3) сохранены обе семядоли, оно опережает в росте и развитие растение (2).
В данном случае руководствуются общим правилом: чем меньше семена, тем более поверхностно их закладывают. Семена фасоли закладывают на 4-5 см, а очень мелкие семена, не закапывая, сеют на самой поверхности почвы: семена земляники, мака, мяты, наперстянки, подорожника.
Типы прорастания семян
При надземном типе прорастания семядоли с почкой выносятся в воздушную среду над поверхностью почвы и становятся первыми фотосинтезирующими листьями (зародышевые листья). Такой тип прорастания имеется у редьки, тыквы, фасоли, огурцов, лука, капусты, томатов.
Семядоли не выносятся на поверхность почвы, а остаются в ней. Поверхности почвы достигает только почка с первыми листьями. Характерно для гороха, дуба, лещины, пшеницы.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Для чего нужна семенная кожура
Используя содержание текста «Семя», ответьте на вопросы.
1) Каковы функции семенной кожуры?
2) Чем образована обязательная часть семени?
3) Назовите обязательные условия прорастания семян.
Семя представляет собой зачаточный растительный организм в эмбриональной стадии. Главными частями семени являются семенная кожура и зародыш.
Кожура семени представляет собой видоизменённые покровы семязачатка. Она защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания, возможных механических повреждений, способствует распространению семян за счёт дополнительных образований – шипиков, зацепок, крючков. Кожура может быть деревянистой, например у сосны сибирской, финиковой пальмы; плёнчатой (у злаков) или кожистой (горох, фасоль).
Зародыш семени развивается из оплодотворённой яйцеклетки. Из зародыша развивается новое растение, поэтому в нём различают почечку, зародышевый корешок и семядоли – зародышевые листья. Семядолей может быть разное количество: у хвойных – от 6 до 12, у покрытосеменных – либо одна, либо две. Хотя иногда число семядолей у двудольных растений может
быть увеличено до 3–5 или уменьшено до 1 (лютиковые, зонтичные). Вместе с тем в процессе эмбрионального развития в семени этих растений сначала закладываются две семядоли, а лишь затем их число изменяется.
Третьей, но необязательной частью семени является эндосперм – запасающая ткань. Он развивается из оплодотворённой центральной клетки. В процессе своего развития зародыш может потреблять эндосперм ещё в период эмбриональной закладки органов. В этом случае запас питательных веществ накапливается в семядолях или же в особой части семяпочки – перисперме. Тогда говорят о семени без эндосперма. В других случаях эндосперм и зародыш в семени развиваются независимо друг от друга. Тогда запасная ткань откладывается отдельным элементом и расходуется только в период прорастания. Такие семена именуют семенами с эндоспермом.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Ответ на первый вопрос.
1) Защищает семена от высыхания, преждевременного прорастания и возможных механических повреждений.
Ответ на второй вопрос.
2) Зародыш. Состоит из почечки, зародышевого корешка и семядоли.
Биология в лицее
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Семя, наверное, самый маленький орган растения, но именно ради образования семени растения цветут и образуют плоды. Из маленького семени вырастают могучие дубы и яркие астры, вкусные арбузы и горькая полынь. Насколько разнообразны растения на Земле, настолько же многообразны и их семена. Однако общий план строения и функции, которые семена выполняют, у всех видов одинаковы.
Семена цветковых растений
Среди семенных растений цветковые растения – наиболее развитые и сложные по строению и размножению представители царства растений. Они размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян. С семени цветковое растение начинает свою жизнь.
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.
Семя – орган полового размножения и расселения растений.
У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).
На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.
Эндосперм – запасающая ткань семени.
Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.
Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.
Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.
Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными , а с двумя – двудольными .
Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице – проросток. От воды набухают все семена – и живые, и неживые, потерявшие всхожесть.
Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.
Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.
Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой (система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей).
Аудиофрагмент «Семя» (1:42)
Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)
Семена имеют кожуру, зародыш и многие – эндосперм. Зародыш состоит из зародышевого корня и зародышевого побега-стебля с двумя семядолями и верхушечной почкой (у двудольных) или с одной семядолей и верхушечной почкой (у однодольных). При поступлении воды в живое семя оно набухает и прорастает. Тело проростка состоит из главного корня и главного побега.
Разработка урока по биологии для 6-го класса по теме «Семя. Внешнее и внутреннее строение семени»
Разделы: Биология
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильное восприятие окружающего мира и важны в формировании личности в целом. Конечно, использованием старых наглядных пособий, однообразных учебников, таблиц, схем не поднять интереса к этим предметам. Помочь здесь могут современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.
Для повышения интереса учащихся к предмету я применяю разнообразные приёмы и методы, но сегодня, я хочу поделиться опытом использования электронного микроскопа Digital Blue, которым укомплектованы многие школы города Москвы.
В зависимости от количества микроскопов можно по-разному строить свою работу с учениками на уроке. Если есть в наличие 15 микроскопов, лучше заниматься в компьютерном классе или иметь ноутбуки. Тогда дети могут работать индивидуально, а результаты лучших работ можно показать на следующем уроке, используя функцию слайд шоу встроенную в программу микроскопа.
Если микроскоп в классе один, то необходимым условием его использования, при котором в работу будет вовлечён весь класс, является обязательное наличие компьютера и диапроектора.
На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать фотографии, сделанные с помощью Digital Blue. Так как у меня микроскоп один, то фотографии приходится делать заранее после уроков, готовить презентации, а затем работать с ними на уроке. Микроскоп очень помогает учителю при проведении лабораторных работ. Лабораторную работу нужно подготовить заранее, сфотографировать необходимые объекты, сделать подписи к рисункам, продумать и составить задания и вопросы для учащихся. По ходу работы учитель демонстрирует на экране что ученик должен найти и где искать данный элемент на своём объекте. В результате такой работы экономится время урока. Нет необходимости подходить к каждому ученику и объяснять индивидуально.
Методическая разработка урока биологии в 6 классе
Тема: Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
Тип урока: Изучение нового материала.
Образовательная цель: Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжить формировать у учащихся навыки проведения лабораторных работ и умения работать с живыми биологическими объектами.
Развивающая цель: Создать условия для развития логического мышления через сравнение, обобщение, выделение главного; развития речевой деятельности и внимания.
Воспитательная цель: Создать условия для воспитания культуры общения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, готовая презентация к уроку, проросшие семена фасоли или гороха, пинцеты, таблицы «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение и прорастание семян пшеницы», гербарии фасоли и пшеницы, коллекция семян однодольных и двудольных растений, модель зерновки пшеницы
Ключевые термины и понятия: однодольные растения, двудольные растения, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, семенная кожура, рубчик, зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечка, семявход.
Ход урока
I. Проверь себя
Какие утверждения верны, стр. 37 учебника
II. Объяснение нового материала.
Изучение внешнего и внутреннего строения семян.
1. Постановка цели урока и задач для достижения её
Новую тему можно начать с непривычного вопроса классу, можно ли искать сходство между рождением у животного и образованием семян у растений
(Ответ: сходство заключается в том, что и в том и в другом случае формируется новое миниатюрное поколение в недрах и под защитой предшествующего).
2. Актуализация знаний
— Какие растения называют семенными?
(Ответ: цветковые и хвойные.)
— Для чего цветковые и хвойные растения образуют семена?
(Ответ: они необходимы для размножения и расселения по Земле.)
— Где образуются семена у цветковых растений?
(Ответ: внутри плода.)
— Где образуются семена у хвойных растений?
— У всех ли цветковых растений образуется одинаковое количество семян внутри плода?
(Ответ: нет, в плодах может быть мало, много или одно семя.)
— У каких высших растений нет семян?
(Ответ: у мхов, хвощей, плаунов, папоротников.)
— При помощи чего они размножаются?
(Ответ: при помощи спор.)
На этом уроке мы начнём изучать семя. Для начала давайте попробуем дать определение, что такое семя? Семя представляет собой структуру, которая состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте. Кроме того семя защищает это растение, которое называется зародыш семени, от неблагоприятных условий до приживания на новом месте и помогает сохраняться годами. То есть в неблагоприятных для растения условиях этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать. Этим мы пользуемся, когда храним семена каких-либо растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.
Но семена растений бывают такими разными! Посмотрите, как выглядят семена гороха, фасоли. Какого они размера?
(Ответ: семена фасоли отличаются от семян гороха по окраске, форме, размерам.)
— А какие семена меньше по размерам, чем семена фасоли или гороха?
(Ответ: семена редиса, укропа, моркови, петрушки и др.) (слайд 2).
— А знаете ли вы совсем маленькие семена?
(Ответ: Вспомните о семенах мака. Мы вспоминаем о них, когда говорим о том, что сегодня ничего не ели. (Маковой росинки во рту не было.) Семена некоторых растений, например орхидеи Венерина башмачка, могут весить всего миллионные доли грамма. Вы себе представляете, что это за число? Кто может написать его на доске? (Кто-нибудь из учеников выходит к доске и пишет это число (0,000001). А семена некоторых растений могут весить до 25 килограмм, как, например, семена сейшельской пальмы (слайд 3). А ещё семена могут быть эталоном веса, например ювелирных изделий. О каких единицах измерения идёт речь? (О каратах. Карат – это стручок рожкового дерева семена которого служили мерой массы, а также мерой чистоты золота. Рожковое дерево относится к семейству бобовых, а его стручки содержат семена, которые обладают одним удивительным свойством – одинаковым весом, а именно – 200 миллиграммов. Именно из-за этих свойств в давние времена находчивые ювелиры и аптекари стали использовать семена рожкового дерева в качестве гирек.) (слайд 4)
А какой различной формы могут быть семена! (Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией семян из коллекций). Некоторые семена имеют специальные крючочки, как семена череды и лопуха. Для чего им нужны эти крючочки? (Для того чтобы прицепиться к шерсти животных, одежде человека и переместиться на новые места обитания). А у некоторых растений на семенах есть пуховые выросты. У каких растений семена опушены? (Одуванчик, хлопчатник. Семена этих растений распространяются ветром). А семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клёна и ясеня. Для чего нужны семенам эти крылышки. (Тоже для распространения с помощью ветра) (слайд 5).
Давайте рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для наших целей благодаря своему размеру, а также тому, что оно вам всем хорошо знакомо.
3. Лабораторная работа №5 стр.43-44
А) «Внешнее строение семени фасоли или гороха».
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли. Найти семенную кожуру, рубчик, семявход; продолжить формировать навык выполнения биологического рисунка. (Слайды в презентации с 6 по 8)
Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли и гороха, лупа, препаровальная игла, пинцет.
Но, несмотря на внешние различия, семена всех растений имеют сходство во внутреннем строении. Это сходство объясняется функциями семян. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения. У одних растений зародыш крупный и его легко можно увидеть, сняв семенную кожуру. Например, у фасоли, гороха, дыни, яблока. Если снять семенную кожуру с семян этих растений, мы увидим, что семя распалось на две половинки, это две семядоли – будущие первые листья зародыша. Растения, семена которых имеют по две семядоли, называют двудольными.
Давайте рассмотрим внутреннее строение семени фасоли или гороха.
В)» Внутреннее строение семени фасоли или гороха».
Цели: показать особенности строения семян двудольных растений; продолжить формировать навык выполнения биологического рисунка. (Слайды в презентации с 9 по 13)
Оборудование: размоченные семена фасоли и гороха, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.
Мы познакомились с растениями, семя которых содержит две семядоли, но есть и такие, семена которые имеют одну семядолю. Растения, семена которых имеют одну семядолю, называют однодольными. К однодольным растениям относятся: рожь, пшеница, кукуруза, лук, ирис, ландыш, частуха.
Давайте рассмотрим строение семени однодольного растения на примере семени пшеницы. (По программе Пономарёвой эта часть лабораторной работы не выполняется, но для лучшего формирования понятий и наглядного представления, если есть возможность, то лучше эту часть работы выполнить).
С)» Строение семян однодольных растений».
Цели: показать особенности внешнего и внутреннего строения семян однодольных растений; сравнить строение семян однодольных и двудольных растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка (слайды с12 по 14).
Оборудование: «сухие и размоченные семена овса, постоянные препараты «продольный разрез семени овса», лупы, пинцеты препаровальные иглы
4. Прорастание семян, проросток и его строение (объяснение учителя).
Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.
Прорастание начинается с корешка, из которого возникает главный корень. У двудольных растений главный корень развивается дальше, а у однодольных он недолговечен и заменяется придаточными корнями.
Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.
Побег выходит из семени после развития корня. Различают несколько типов прорастания побегов. Надземный тип прорастания, как у фасоли, отличается выносом обеих семядолей. Подземный тип прорастания, как у гороха, отличается тем, что выноса семядолей не происходит.
III. Закрепление знаний и умений.
Ответьте на вопросы
Вставьте пропущенное слово:(выделенные слова являются пропущенными)
Семя – генеративный орган растения. Семя служит для размножения и распространения растений. Отверстие, через которое в семя проникают вода и воздух называется семявход. След от места прикрепления семени к стенке плода называется рубчик. Корень будущего растения развивается из зародышевого корешка, а стебель из зародышевого стебелька. На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть почечку. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные листья. Почечка представлена образовательной тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань-эндосперм.
IV. Рефлексия
Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:
V. Домашнее задание.
Повторить материал в учебнике на стр. 39-44, выполните задания в рабочей тетради.
Вспомните, в каких сказках встречается упоминание о семенах? Какие это семена – однодольные или двудольные?
Использованная литература:
Покрытосеменные
Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.
У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.
В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.
Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.
Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых 🙂
Классы покрытосеменных
Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.
В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.
Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.
За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).
Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.
Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.
Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.
Эндосперм семени
Жизненный цикл
Значение покрытосеменных
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.