Для чего нужна сенсорная комната

Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната Елена Кузнецова
Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста

РОЛЬ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Программа развития детей дошкольного возраста предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а непосредственно образовательная деятельность по освоению двигательных навыков,

развитию мотивации, осознанных волевых усилий была посильной, усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие.

Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы,экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать

правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки.Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн»,

«сухой душ» — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.

Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.

Перечень оборудования сенсорной комнаты

1. Мягкое напольное покрытие.

4. Напольные сенсорные дорожки.

5. Ребристый мостик.

6. Дидактическое дерево

7. Центр тактильности.

8. Центр рисования песком.

9. Центр развития мелкой моторики.

11. Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.

12. Мягкие подушечки.

13. Набор «Узнай звук».

14. Аромонабор «Знатоки ароматов».

15. Магнитная доска

16. Набор тактильных мячиков.

17. Набор геометрических тел.

18. Дидактическое одеяло.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ.

Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата а также релаксации.

Повышение интереса, движение и познание — вот ключи к развитию детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная

комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Большое внимание было уделено механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы — это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить босиком на природе.

С этой целью в сенсорной комнате была создана зона, которая позволяет ребенку пройти босиком по

камешкам, по короткой жесткой поверхности и т. д., ощутив рецепторами стопы твердость и мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожки.

Все виды оборудования представлены на фотографиях и изготовлены в основном из подсобного и утилизированного материала:

списанной мебели, детских и поролоновых матрасов, подушек, искусственной кожи и винила, дерева и тканей разной фактуры.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с

учетом их воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный салатовый цвет.

В оформлении использованы голубые и синие, желтые и белые, салатовые и зеленые тона.

1. Мягкое напольное покрытие (ковёр с мягким длинным ворсом). расположено на полу и покрыто набором цветных подушек.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

2. Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения.

Размеры бассейна; длина — 2,5 м; ширина — 1,5 м; высота —

Сухой бассейн – стационарный, приобретён в фирме «Аконит»

(г. Москва) без пластмассовых шариков наполнителей. Вместо них мы предлагаем приобретать массажные мячи различного диаметра. Их проще обрабатывать, они более функциональны и несут не меньшую нагрузку для развития восприятия цвета, чем обычные пластмассовые шарики.

Мы пополняем бассейн постепенно, варьируя величину мячей и их цветовую гамму.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

3. Напольные сенсорные дорожки, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

Напольные сенсорные дорожки состоят из 4 следовых дорожек разной функциональности, большой массажной дорожки, циновки с различным покрытием и мягких прямых и волнистых дорожек.

Материал следовых дорожек: линолеум и самоклеящаяся плёнка разных цветов.

Основание мягких дорожек – поролон (5 см.) и ткань – плащёвка.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

4. Дидактическое дерево помогает в развитии понятийной базы дошкольников, закрепляет представления детей о сезонных изменениях в природе и развивает мелкую моторику.

Основа дерева – поролон (2 см., покрытый сверху цветным габардином. Сопутствующий дидактический материал изготовлен из картона, различной по фактуре ткани, и приобретён в магазинах сувениров.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

5. Центр тактильности способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.

Центр включает в себя множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.

Сюда входят: д/и «Найди пару» (с рыбками, Д/и «Чудесный мешочек» с набором различных предметов, которые постоянно меняются и обновляются, д/и «Мир меняет цвет», «Загадочные коробочки» и т. д.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

6. Центр рисования песком развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников.

В его основе 2 стола, изготовленных из старой мебели, с набором дидактических материалов (совочки, формочки, камешки, шарики разной фактуры, шпатели и т. д.). Солы оборудованы подсветкой, что даёт дополнительные сенсорные впечатления детям.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

7. Центр развития мелкой моторики в основном представлен традиционными мозаиками, кубиками и пирамидками разных форм. Однако и здесь есть пособия, которые изготовлены педагогами самостоятельно.К ним относятся: дидактическая панель, торт, дидактическая черепаха.

Как известно, истоки таланта лежат на кончиках пальцев, поэтому развитию мелкой моторики мы стараемся уделять как можно больше внимания.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

9. Дидактическое одеяло способствует развитию познавательных процессов, тактильных ощущений, мелкой моторики, восприятия и воображения.

Изготовлено из старого байкового одеяла, обшитого тканью и старых мягких игрушек. Игрушки набиты различными наполнителями и пришиты к одеялу. Внутри фасоль, грецкие орехи, целлофановые пакеты и т. д.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

10. Магнитная доска предназначена для экспериментирования с магнитами и рисования мелом. У нас она стационарная, приобретённая при открытии ДОУ. Однако, можно сделать такую доску и самостоятельно несколько меньших размеров. Её функциональность от этого совершенно не пострадает.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната

Благодаря тому, что мы сумели организовать сенсорную комнату в нашем детском саду, у наших воспитанников появилась возможность обогатить мир тактильного восприятия и сенсорных впечатлений.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комнатаИгры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Источник

Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно

Оксана Шичко

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Многие детские капризы связаны с расстройствами нервной системы. Малыш кричит, услышав громкую музыку? Или катается по полу, не желая надевать новые колготки? Вероятно, у него не сформированы адекватные реакции на внешние раздражители. Исправить ситуацию поможет сенсорная комната. Рассказываем, как ее самостоятельно обустроить дома и в детском саду.

Зачем нужна сенсорная комната

Каждое мгновение наш организм получает сигналы — зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Через органы восприятия информация поступает в мозг, который ее обрабатывает. Если восприятие притупляется или наоборот обостряется, то мозг неправильно интерпретирует полученную информацию. У детей это часто приводит к нарушениям сенсорной интеграции — организации сенсорных сигналов, которая позволяет мозгу формировать адекватные реакции тела и поведения.

Если у ребенка все в порядке с обработкой сенсорных сигналов, то колючий свитер или тесные колготки станут лишь поводом пожаловаться маме и попросить купить другие. У малыша с нарушением сенсорного восприятия любые незначительные факторы провоцируют истерику.

Именно поэтому все специалисты по детскому развитию и психологи рекомендуют развивать детям мелкую моторику, давать трогать и пробовать на вкус все в пределах разумного, ходить босиком по траве и камням. К сожалению, в условиях урбанизации сделать это становится все сложнее. Поэтому нейропсихологи рекомендуют создавать такую среду искусственно — в сенсорных комнатах.

Каким детям поможет сенсорная комната

Сенсорная комната — это место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой. На таких занятиях дети получают богатый опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции.

Сенсорный опыт особенно необходим детям с:

В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, выбрать те ощущения, которые им необходимы. Например, походить босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или покидать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.

Для нормотипичных детей (то есть без особенностей развития) такая комната тоже станет «местом силы». Малышам нравятся необычные игры с разными текстурами, они любят отдыхать на мягкой мебели или забавляться с водой.

Идеи для сенсорной комнаты дома и в детском саду

Создать сенсорную комнату дома или в детском саду не так сложно, как кажется на первый взгляд. Это может быть даже не отдельное помещение, а отведенный угол в комнате. Главное — начать, а потом при взгляде на какой-нибудь предмет вы уже будете думать, сможет ли он вписаться в вашу зону сенсорики.

Сенсорные коробки

Для развития мелкой моторики и чувствительности пальчиков хорошо подойдут разнообразные сыпучие материалы: песок, гречка, рис, макароны, гидрогель, галька, ракушки. Пригодятся любые доступные «сыпучки» — чем разнообразней, тем лучше. Достаточно купить небольшой стеллаж, наполнить его контейнеры разными материалами — и мини-сенсорная комната готова.

Как играть: перебирать руками, сортировать по формочкам, прятать мелкие игрушки в содержимое контейнера, работать с пинцетом. Полезно сделать «ферму» в коробке: в контейнер с гречкой или песком добавить деревья из веток, сена или травы, фигурки животных. Такие игры в фермеров развивают не только моторику и сенсорику, но и фантазию. Макароны или рис можно покрасить в разные цвета и сортировать их по коробочкам. Кроме того, детям очень нравится играть с кинетическим песком — благодаря силикону в его составе, он отлично лепится и не рассыпается по всей комнате.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната
«Сенсорная ферма»

«Сухой дождь»

Делается «сухой дождь» очень просто: в дверном проеме вешается тесьма с кучей разных ленточек. Необходимо, чтобы ленты были не просто разноцветные, но и из разного материала: ткань, бумага, фольга, полиэтилен. В дошкольном отделении столичной школы № 1368 первым предметом, который появился в сенсорной комнате, стали именно ленточки, прикрепленные к потолку.

«Сухой дождь» в школе № 1368

Как играть: танцевать внутри «портала», пробегать под «дождиком», прятаться, плести косички.

Салон красоты

Тут все просто: берем старые, ненужные кисти для макияжа, зубные щетки, щеточки для рук — и складываем в коробку. Туда же можно положить ненужные тени для глаз, румяна, помады.

Как играть: кисточки и щетки подойдут для массажа: по пальцам, ручкам или ножкам вначале проводим мягкой кисточкой, затем жесткой, постоянно их чередуя. Потом добавляем еще один контраст: чередовать прикосновения мокрой и сухой кисточкой, холодной и теплой. Тени и румяна используем как пальчиковые краски и рисуем ими на бумаге или картоне. Дома получится рисовать и на теле, но сначала нужно попробовать на маленьком участке, чтобы исключить аллергию.

Запахи

Сенсорные игры развивают в том числе и обоняние. Для этого в любые баночки насыпаем разные ароматные специи (корицу, шафран, гвоздику, паприку, зиру), чай, кофе и лавровый лист. «Нюхательные» баночки можно сделать и с эфирными маслами. Необязательно сразу создавать большую коллекцию банок — начинайте с того, что есть у вас на кухне, постепенно расширяя ассортимент.

Как играть: нюхать, сравнивать запахи, называть ассоциации. Можно поиграть в своеобразное лото: подготовить фотографии специй и соединять картинки с их ароматами.

Аромакоробка в ДОУ «Золотая рыбка»

Сенсорная мебель

Если у вас достаточно места, то сенсорную комнату получится оборудовать и специальной мебелью: бескаркасными креслами, гамаками, качелями, тяжелыми одеялами. Немецкий эрготерапевт Улла Кислинг придумала «яйцо совы», или, как его теперь называют, «яйцо Кислинг» — мягкий шарообразный мешок, в который малыши помещаются целиком. Забираясь в него, дети чувствуют себя более защищенными, как в утробе матери. Его получится купить или сшить самостоятельно. Стены и пол можно «украсить» ортопедическими ковриками и сортерами из мягкого коврика-пазла, например, как в школе № 1368.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комната
На стенах наклеены сортеры со зверями и ортопедические коврики

Как играть: расслабляться под музыку и звуки природы, покачиваясь в гамаке или развалившись в кресле. Или поиграть в подвижные игры. Учитель-дефектолог Людмила Вайс часто играет с детьми с помощью обычного одеяла: она заворачивает в него ребенка, как сосиску в тесто, а он оттуда выкарабкивается. В таких одеялах дети еще катаются «колбаской» по полу или ползают «гусеничкой». Настроение улучшается не только у участников процесса, но и у наблюдателей.

Любимая игра детей всех возрастов, которая не требует сложных приготовлений, — налить воды в тазик или контейнер, дать формочки, губки, ложки и половник.

Вариант «водной коробки» от Людмилы Вайс

Как играть: в воде плескаются, запускают кораблики, вылавливают фигурки. Идея — выдать ребенку губки, которыми он будет набирать воду и отжимать ее в чашку. Вариант — выдавливать в воду пену для бритья или бросать лед. Детям очень полезно играть с разными консистенциями и температурами.

«Корабль» в сенсорной комнате школы № 1368

Педагог-дефектолог Людмила Вайс советует родителям, кроме занятий в сенсорных комнатах, давать детям больше свободы в доме. И одновременно больше обязанностей: помогать на кухне, мыть посуду, убирать за собой, подметать. А еще не забывать наводить порядок в комнате и убирать игрушки. Еще один совет — устраивать с детьми показ мод: давать им мамины платья или папины брюки, шляпы и пальто. Или делать собственные «коллекции» из простыней.

Наша нервная система — это цепь: если хоть одно из звеньев сломано, то она перестает нормально работать. Сенсорные комнаты помогают «починить» эти звенья. Организуйте место, где ваш ребенок сможет развивать все пять чувств, и через некоторое время колючий свитер перестанет быть поводом для истерики.

Источник

Сенсорная комната: что это и для чего нужно?

У чело­ве­ка есть орга­ны чувств: гла­за (зре­ние), уши (слух), язык (вкус), нос (обо­ня­ние), кожа и сли­зи­стая (ося­за­ние), вести­бу­ляр­ный аппа­рат (ощу­ще­ние веса, чув­ство рав­но­ве­сия и поло­же­ния в про­стран­стве, уско­ре­ние). В каж­дом из этих орга­нов чувств есть рецеп­то­ры – пери­фе­ри­че­ские зве­нья ана­ли­за­то­ра или сен­сор­ной систе­мы (по И. П. Пав­ло­ву). К при­ме­ру, рецеп­то­ры зре­ния – это палоч­ки и кол­боч­ки сет­чат­ки гла­за. Сам же ана­ли­за­тор состо­ит из трех частей: пери­фе­рии (рецеп­то­ра), про­вод­ни­ко­во­го отде­ла (цен­тро­стре­ми­тель­ных ней­ро­нов), кор­ко­во­го отде­ла (участ­ков коры боль­ших полу­ша­рий голов­но­го моз­га, вос­при­ни­ма­ю­щих инфор­ма­цию от соот­вет­ству­ю­щих рецеп­тор­ных образований).

Таким обра­зом, сен­сор­ную систе­му (ана­ли­за­тор) мож­но опре­де­лить как часть нерв­ной систе­мы, состо­я­щей из рецеп­то­ров, нерв­ных путей и отде­лов голов­но­го мозга.

Зная, что такое сен­сор­ная систе­ма мож­но перей­ти к сен­со­ри­ке – функ­ции нерв­ной систе­мы, кото­рая заклю­ча­ет­ся в вос­при­я­тии раз­дра­жи­те­лей, и выпол­ня­ет­ся при помо­щи сен­сор­ной систе­мы (ана­ли­за­то­ра). Бла­го­да­ря изу­че­нию сен­со­ри­ки, а так­же роли сен­сор­ной систе­мы в жиз­ни чело­ве­ка появи­лись спе­ци­аль­ные ком­на­ты, кото­рые назы­ва­ют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Опре­де­лить сен­сор­ную ком­на­ту мож­но как осо­бым обра­зом орга­ни­зо­ван­ную окру­жа­ю­щую сре­ду, напол­нен­ную раз­лич­но­го рода сти­му­ля­то­ра­ми, цель кото­рых заклю­ча­ет­ся в воз­дей­ствии на орга­ны чувств чело­ве­ка. Сен­сор­ную ком­на­ту в наро­де при­ня­то назы­вать «ком­на­той релак­са­ции», одна­ко по сути сво­ей сен­сор­ная ком­на­та может исполь­зо­вать­ся не толь­ко с целью ока­за­ния успо­ка­и­ва­ю­ще­го и рас­слаб­ля­ю­ще­го дей­ствия, но и для дости­же­ния тони­зи­ру­ю­ще­го и сти­му­ли­ру­ю­ще­го эффек­та. Сек­рет заклю­ча­ет­ся в соче­та­нии раз­ных сти­му­лов. К ним отно­сят­ся: свет и цвет, зву­ки (музы­ка), запа­хи, а так­же так­тиль­ные ощу­ще­ния. Набо­ры сти­му­лов мож­но объ­еди­нить в груп­пы в зави­си­мо­сти от рецеп­то­ра, на кото­рый они воздействуют.

Классификация стимулов

Све­то­те­ра­пия и цве­то­те­ра­пия – воз­дей­ству­ют на зре­ние. Мяг­кий свет – покой. Яркий свет – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, части­цы све­та (фото­ны) под­дер­жи­ва­ют ритм суточ­ных коле­ба­ний, улуч­ша­ют состо­я­ние иммун­ной систе­мы. Исполь­зу­ет­ся тера­пия цве­том, напри­мер, крас­ный – сти­му­ля­ция, оран­же­вый – вос­ста­нов­ле­ние, жел­тый – тони­зи­ро­ва­ние и т.д.

Зву­ко­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на слух. Может быть пас­сив­ной (чело­век слу­ша­ет зву­ки или музы­ку) и актив­ной (чело­век сам созда­ет зву­ки или музы­ку). Спо­кой­ная мело­дич­ная музы­ка, зву­ки при­ро­ды – покой. Меха­ни­че­ские зву­ки, элек­трон­ная музы­ка, про­из­ве­де­ния с раз­ной силой тональ­но­сти (про­из­ве­де­ния Моцар­та), музы­каль­ные про­из­ве­де­ния с быст­рым тем­пом (валь­сы) – возбуждение.

Аро­ма­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на обо­ня­ние. При­ят­ные запа­хи – покой. Рез­кие запа­хи – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, эфир­ные мас­ла обла­да­ют бак­те­ри­цид­ны­ми, про­ти­во­ви­рус­ны­ми и про­ти­во­вос­па­ли­тель­ны­ми свойствами.

Так­тиль­ные ощу­ще­ния – воз­дей­ству­ют на рецеп­то­ры кожи. Ощу­ще­ния мяг­ко­сти, теп­ла, неж­но­сти – покой. Пока­лы­ва­ние, надав­ли­ва­ние, виб­ра­ция – воз­буж­де­ние. Исполь­зо­ва­ние при­бо­ров для мас­са­жа сни­ма­ет мышеч­ное напря­же­ние и улуч­ша­ет кровообращение.

Обо­ру­до­ва­ние, из кото­ро­го состо­ит сен­сор­ная ком­на­та, мож­но услов­но клас­си­фи­ци­ро­вать на два вида: релак­са­ци­он­ное и акти­ва­ци­он­ное. Ана­ло­гич­но мож­но раз­де­лить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релак­са­ци­он­ная сен­сор­ная комната

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комнатаКак пра­ви­ло, эта ком­на­та име­ет мяг­кое покры­тие, настен­ные и наполь­ные маты. В ней при­сут­ству­ют пуфи­ки и поду­шеч­ки, крес­ло-качал­ка, повто­ря­ю­щее кон­ту­ры тела чело­ве­ка, сухой бас­сейн с без­опас­ны­ми зер­ка­ла­ми. Она снаб­же­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, кото­рые созда­ют рас­се­ян­ный свет, обла­да­ют фибе­роп­ти­че­ским эффек­том (звезд­ное небо, звезд­ный дождь), под­ве­шен­ны­ми подвиж­ны­ми кон­струк­ци­я­ми (зер­каль­ный шар, сухой дождь). Такая ком­на­та допол­ня­ет­ся уста­нов­кой для аро­ма­те­ра­пии и музы­каль­ной систе­мой для воспроизведения.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: мяг­кий про­плы­ва­ю­щий свет, успо­ка­и­ва­ю­щая музы­ка или зву­ки при­ро­ды, при­ят­ный запах, удоб­ная сво­бод­ная поза в соче­та­нии с так­тиль­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми неве­со­мо­сти, мяг­ко­сти и нежности.

Акти­ва­ци­он­ная сен­сор­ная комната

Ком­на­та покры­та сен­сор­ны­ми пане­ля­ми для рук и ног (спе­ци­аль­ные сен­сор­ные Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комнататро­пы для ног, воз­душ­но-пузырь­ко­вые труб­ки, созда­ю­щие виб­ра­цию при каса­нии). Ком­на­та обо­ру­до­ва­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, обла­да­ю­щи­ми све­то­оп­ти­че­ским эффек­том и зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем (интер­ак­тив­ные пане­ли, систе­мы про­жек­то­ров). Так­же есть систе­ма для вос­про­из­ве­де­ния музы­ки или набо­ров зву­ков. Могут при­сут­ство­вать мас­саж­ные мячи­ки и про­чие подоб­ные вещи. Для уси­ле­ния све­то­вых эффек­тов ком­на­та может иметь спе­ци­аль­ные зер­ка­ла, спо­соб­ные зри­тель­но изме­нять пло­щадь ком­на­ты в боль­шую сторону.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: яркий свет, созда­ю­щий атмо­сфе­ру празд­ни­ка, весе­лья, тони­зи­ру­ю­щие зву­ки, так­тиль­ное воз­дей­ствие (пока­лы­ва­ние) на рецеп­то­ры кожи и рецеп­то­ры мышц, при­во­дя­щее их в состо­я­ние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Пока­за­ни­я­ми к заня­ти­ям в сен­сор­ной ком­на­те могут служить:

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В насто­я­щее вре­мя сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в самых раз­ных учре­жде­ни­ях: шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах, боль­ни­цах, родиль­ных домах, сана­то­ри­ях, а так­же в каче­стве ком­нат отды­ха раз­лич­ны­ми фир­ма­ми и ком­па­ни­я­ми, психологами.

Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть фото Для чего нужна сенсорная комната. Смотреть картинку Для чего нужна сенсорная комната. Картинка про Для чего нужна сенсорная комната. Фото Для чего нужна сенсорная комнатаВ шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют в основ­ном для кор­рек­ции раз­лич­ных рас­стройств у детей. Заня­тия с детьми про­ис­хо­дят в фор­ме игры.

В боль­ни­цах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в основ­ном для под­го­тов­ки боль­ных к опе­ра­ции, сни­же­нию у боль­ных нев­ро­ти­че­ских и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций, для сня­тия или умень­ше­ния хро­ни­че­ских болей.

В родиль­ных домах с помо­щью сен­сор­ных ком­нат гото­вят жен­щин к родам.

Очень попу­ляр­но исполь­зо­вать сен­сор­ные ком­на­ты в част­ных ком­па­ни­ях для сня­тия стрес­са у сотруд­ни­ков и повы­ше­ния их работоспособности.

Обыч­но заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те состав­ля­ют не более 45 минут. Заня­тия могут про­во­дить­ся как неболь­ши­ми груп­па­ми 2–4 чело­ве­ка, так и инди­ви­ду­аль­но. Во вре­мя заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те чело­век может быть наедине с собой или вме­сте со спе­ци­а­ли­стом-пси­хо­ло­гом. Обыч­но для пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций доста­точ­но воз­дей­ствия толь­ко сти­му­лов сен­сор­ной ком­на­ты, а для кор­рек­ции раз­ви­тия и лече­ния, к при­ме­ру, раз­лич­ных эмо­ци­о­наль­ных, адап­та­ци­он­ных рас­стройств необ­хо­ди­ма так­же тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ная помощь специалиста-психолога.

Огра­ни­че­ний по воз­рас­ту нет. В домаш­них усло­ви­ях мож­но создать атмо­сфе­ру, близ­кую к той, кото­рая есть в сен­сор­ной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми явля­ют­ся глу­бо­кая умствен­ная отста­лость, эпи­леп­сия, инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния. Огра­ни­че­ние – гипе­р­ак­тив­ность и раз­лич­ные пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, лече­ние кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем пси­хо­троп­ных препаратов.

Заключение

Изу­че­ние сен­сор­ных систем актив­но раз­ви­ва­ет­ся. Воз­дей­ствие через рецеп­то­ры на голов­ной мозг зани­ма­ет умы мно­гих уче­ных мира. И хотя иссле­до­ва­ния еще не окон­че­ны, мы с вами уже зна­ем, что сен­сор­ная ком­на­та, несо­мнен­но, явля­ет­ся уни­каль­ным «изоб­ре­те­ни­ем» и ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на орга­низм человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *