Для чего нужна школьная служба примирения
Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно
Школа должна не только прививать новые знания, но и участвовать в воспитательном процессе. Однако в ходе реализации этой непростой задачи нередко возникают различные конфликты между всеми участниками образовательного процесса. Для их решения в 2000 году была разработана программа восстановительной медиации под названием «Школьная служба примирения»
В 2010 году службы примирения в школах были включены в перечень «Лучших практик деятельности по защите прав ребенка», а в 2012 году они были внесены в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», принятую Указом Президента РФ. Активное участие и заинтересованность в развитии данной программы наблюдается и со стороны Минобрнауки, которое в 2015 и в 2017 годах составило и направило в школы методические рекомендации относительно деятельности и руководящих принципов служб примирения.
Основания для создания службы примирения в школе
Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.
Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?
Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.
Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.
Чем отличается школьная служба примирения от других инструментов разрешения конфликтов
Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.
Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.
Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.
Основные цели и задачи школьной службы примирения
Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:
Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.
Не решать, а предотвращать
Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?
Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.
В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:
Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.
Зачем нужна медиация в школе?
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас обижают в классе и т.д.,
то вы можете обратиться в школьную службу примирения
От конфликта — к примирению!
Разгневан — потерпи, немного охладев,
рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади Ширази (около 1181 — 1291)
Зачем нужна медиация школе?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.
В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.
Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода является формирование безопасной среды.
Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.
Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.
От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.
Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.
Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика школьной дезадаптации.
4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если вы решили обратиться в службу,
то вам надо подойти к
Левицкой Татьяне Александровне
После этого с каждым из участников встретится наши медиаторы школьной службы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон;
каким образом разрешить ситуацию;
как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Что такое Школьная служба примирения
Школьная служба примирения (медиации) является объединением педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтов в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. В процессе медиации стороны обычно вырабатывают соглашение, заключают договор.
Цели школьной службы медиации
1. Распространение среди учащихся, родителей и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.
2. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.
3. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачи школьной службы медиации
1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов ситуаций.
2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности.
3. Информирование учеников, родителей и учителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.
Миссия школьной службы медиации
1. Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
2. Конфликт превращается в конструктивный процесс
3. Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
4. Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
5. Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:
1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.
2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Школьные службы примирения
Антон Коновалов
школе
…а также образовательным комплексам, методическим центрам, центрам ПМСС, частным школам, детским домам и т. д.
В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год).
В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».
1. Чем восстановительный подход помогает школе?
Многие директора, администраторы и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда они не могут донести свою позицию до учеников, их родителей, а также и сами не понимают, что хотят родители и педагоги (и почему они себя ведут «странно» и реагируют «неадекватно»). Мы встречались с мнением, что в школе не должно быть дискуссий и все должны только подчиняться распорядку, педагогам и администрации, которым нужны все более жесткие дисциплинарные методы, но нам такая позиция не близка.
Мы исходим из того, что в современном мире людям важно уметь сотрудничать и договариваться, а школа, в которой встречаются несколько поколений, может им в этом помочь. Мы считаем что делать свой вклад в построение результативного образовательного процесса должны делать и педагоги, и администрация, и учащиеся, и их родители. Важно помочь им действовать ответственно и согласованно (особенно там, где взаимодействие было нарушено и возник конфликт).
Ведущий восстановительных программ не ищет решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение, а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ. И чтобы их решение было в русле восстановительных принципов (ценностей).
По сложившейся в России практике — позицию специалиста службы примирения может освоить кто-то из работников школы (чаще всего психолог, социальный педагог, учитель), но позиция специалиста службы примирения (медиатора) отличается от других специалистов и обладает своими ресурсами. При этом он не теряет свои профессиональные навыки (педагогические, психологические и т.д), а расширяет свои возможности для работы с трудными ситуациями. Анализируя практику Школьных служб примирения в России мы видим, что опытный специалист службы примирения часто справляется с теми ситуациями, с которыми не удается справиться другим специалистам.
В целом служба примирения поддерживает восстановительную культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а в итоге — развитии активного сообщества в пространстве школы.
2. Смысл школьных служб примирения
Школьная служба примирения (ШСП) — это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру.
Конечно, данная команда должна быть оформлена, чтобы люди понимали рамки своей работы. Но форма может быть разной: методическое объединение, клуб, подразделение в структуре, команда в рамках школьного самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем, чтобы число отчетных бумаг в ШСП было минимальным (пакет типовых документов можем выслать), а главным оставалось содержание работы и помощь школе.
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
… а также порой встречаются деструктивные:
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
Структура службы примирения:
В активно действующую школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов (руководителей), а также до 10 школьников-волонтеров (медиаторов-ровесников) старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.
2. Правовое обоснование деятельности служб примирения и восстановительных программ в школе
3. Что обеспечивает результативность восстановительных программ?
Однажды представители КДНиЗП нас спросили, гарантируем ли мы, что после наших восстановительных программ подросток больше никогда не совершит преступление? Мы в ответ спросили их: «Гарантируют ли они, что подросток больше никогда не совершит преступление после заседания КДНиЗП?». В мире нет технологии, дающих такую гарантию, но у нас есть основания, которые с большой вероятностью будут обеспечивать у несовершеннолетнего предупреждение совершения правонарушения в дальнейшем.
УТОЧНЕНИЕ: Обидчик — это тот, кто причинил вред другому человеку. В школьных конфликтах часто вред взаимный, и каждая сторона одновременно и обидчик, и жертва. В этом случае вопрос о понимании и заглаживании вреда будет задан каждой из сторон. Основным фактором профилактики правонарушений мы видим не страх наказания, отвержение или оказание социальных услуг обидчику, а воссоединяющий стыд обидчика перед близкими и значимыми для него людьми (в соответствии с теорией Дж. Брейтуэйта). Восстановительные программы помогают создать ситуацию, в которой такой стыд может состояться.
Обычно по сложным ситуациям специалистов школьной службы примирения поддерживает территориальная (городская) служба примирения, если она есть на данной территории.
4. Включение восстановительных программ в существующие формы работы:
Восстановительный подход может встраиваться в существующие формы работы и улучшать их (делает более справедливыми и результативными) с учетом принципов Восстановительного подхода (указаны на Главной странице данного сайта). Примеры таких форм работы:
… и многие другие формы от небольших, используемых непосредственно в работе педагога и классного руководителя, до детского клуба волонтеров служб примирения и т.п.
Все указанные форматы отличаются от тех форм, которые обычно используются в образовательной организации!
5. Некоторые материалы для запуска работы ШСП :
«Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура школы» Скачать.
Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год) Скачать.
6. Обучение и поддержка
Чтобы пройти обучение по восстановительной медиации и созданию служб примирения Вам и вашим сотрудникам — свяжитесь с нами для выбора подходящей программы и времени. E-mail: Konovalov-A@yandex.ru
Подробнее о программах в разделе « обучение » и в меню «образовательные программы».
7. Примерный порядок создания и поддержки
школьной службы примирения (ШСП)
(может реализовываться одновременно)
Договор школы и координирующей организации
Подписание приказа о создании службы.
Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
Приказ, утвержденное положение
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)
Мониторинг конфликтности в школе [1]
ассоциация восстановительной медиации
Свидетельства о прохождении обучения
Список медиаторов, план занятий ШСП
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу
(возможно, на плакате)
Возможна помощь координатора
Информационные сообщения ( презентации ) для получения одобрения и поддержки родителей, презентации для детей.
Информация от куратора координатору, м.б. фото
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников
Информация от куратора координатору, м.б. фото
Информация от куратора координатору
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.
Директор, зам по УВР, куратор
Информация от куратора координатору
Директор, зам по УВР, куратор
Утвержденные в службе документы: регистрационные карточки, примирительные договоры и пр.
Куратор и школьники-медиаторы
Координатор, ассоциация
восстановительной медиации
Свидетельство о прохождении супервизии
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу
Координатор, ассоциация
восстановительной медиации
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения
Координатор, ассоциация восстановительной медиации
Отчеты медиаторов, таблица мониторинга, отчет куратора
Ассоциация восстановительной медиации
Реферат или статья по теме
Ассоциация восстановительной медиации
3 МОДУЛЬ. «Мастерство медиатора», программа «Челночная медиация» и другие коммуникативные техники для работы с социальным пространством школы.
Ассоциация восстановительной медиации
Связь с ассоциацией медиаторов (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов)
Заявление о вступлении в ассоциацию, сертификаты об участии в конференциях
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия
Ассоциация восстановительной медиации
Свидетельство о прохождении тренинга
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам
8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
ШСП в процессе подготовки к созданию (длительность периода неопределенная, может быть, по нашему опыту, от недели до нескольких лет). Директор школы принял решение о создании ШСП. Идет процесс изучения вопроса, подготовки документов, определения куратора. Детей-волонтеров нет. Программы примирения (медиации и др.) не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП)
Создаваемая ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Директор школы принял решение о создании ШСП. Утверждено положение о ШСП, издан приказ о создании ШСП, определен куратор. Куратор находится в процессе обучения (самообучение, обучение на курсах и тренингах). Команда детей-волонтеров находится в процессе формирования и обучения. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Программы примирения (медиации и др.) проводятся в игровом обучающем режиме. Реальные программы примирения не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП)
Недавно созданная ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена (хотя бы минимально). Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Проведены первые программы примирения (медиации и др.) ‒ от 1 до 4 (вероятно, по легким случаям). Опыт работы задокументирован. Запланирована или проведена супервизия первых программ примирения (менее 4-х программ в год). (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП)
Нормально работающая(активная) ШСП (длительность периода неопределенная, в среднем 3 и более лет, максимальный период на практике более 10 лет). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен и прошел несколько супервизий, семинаров/тренингов по повышению квалификации и обмену опытом. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена. Куратор и команда детей-волонтеров организуют и принимают участие в мероприятиях информационно-просветительского характера (фестивалях, конференциях, форумах и др.). Налажен процесс обновления команды детей-волонтеров. Опыт работы систематически документируется. Куратор и дети-волонтеры анализируют работу ШСП, составляют отчеты, участвуют в мониторинге, передают опыт, они включены в сетевое взаимодействие сообщества специалистов и волонтеров восстановительных практик. Программы примирения (медиации и др.) проводятся систематически (как по легким, так и по более сложным случаям) от 4-х и более программ в год в соответствии с пунктом 3.1.1 «Методических рекомендаций по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях». (Включается в таблицу количественного мониторинга ШСП)
Профессионально работающая ШСП. То же, что в п. 4, а также: куратор (один или с участием детей-волонтеров) проводит программы примирения (медиации и др.) по сложным случаям, включая конфликты с участием взрослых (семейных, учительских и др.), по уголовным делам (отказным материалам и реальным). Куратор включен в работу совета профилактики, взаимодействует с КДН и ПДН, судами и другими органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Куратор организует после программ примирения дальнейшую помощь жертвам и правонарушителям. Куратор обобщает и передает свой опыт коллегам, помогает кураторам вновь создаваемых ШСП, он включен в сетевое взаимодействие сообщества специалистов восстановительных практик, как правило, как координатор, супервизор, преподаватель и эксперт. (Проводит более 4-х программ в год). (Включается в таблицу количественного мониторинга ШСП).
9. Окно организационных изменений
Реальные изменения всегда вызывают сопротивление этим изменениям.
В «Пособии по восстановительным практикам» (Б. Костелло, Д. Вачтел, Т. Вачтел) рассматриваются четыре модели управления изменениями в школе:
Изменение НАД людьми. Попытки административно вынуждать и обязывать без поддержки порождает чувство обиды и сопротивление. Навязывание сверху может показаться быстрым способом внедрения изменений, но без поддержки сотрудников и без их включенности — изменения будут поверхностными и мимолетными. Нисходящий метод навязывания изменений традиционно популярен во многих организационных структурах, но мы утверждаем, что он не может быть эффективным, значимым и длительным. Подобно наказанию, внедряемые насильно изменения действуют только под надзором начальства, и не усваиваются сотрудниками.
Изменение ЗА (ВМЕСТО) людей. Поддержка без давления – пустая трата ресурсов. Предоставление инструментов и методов без обеспечения их использования редко приносит изменения. Большинство людей по своей природе сопротивляются изменениям, особенно, если они не чувствуют подлинную приверженность этому изменению со стороны администрации. Без усилий «сверху» в реализации инициатив люди будут игнорировать новые идеи и избегать внесения изменений, поскольку изменения всегда вызывают сопротивление. Редкий человек, просыпаясь утром, говорит: «Думаю, я хотел бы иметь некоторый личностный рост сегодня». Рост, как личностный, так и профессиональный, нуждается в заинтересованности руководства организации как движущей силы для преодоления инерции.
НЕ производить изменений. Когда нет ни давления, ни поддержки, самое лучшее, на что можно надеяться, это иллюзия изменения. Многие бюрократы демонстрируют эту модель. Инициативы, вводимые без поддержки или административных усилий, приводят к изменениям, имеющим всего лишь косметический характер. Предлагаемое изменение воспринимается всеми в организации как что-то второстепенное, и, следовательно, в значительной степени игнорируется. Сотрудники, которые видели, как это явление повторяется снова и снова, просто ждут, когда очередная инициатива минует, и шутят, когда наступит следующая.
Изменение ВМЕСТЕ С людьми. Самый эффективный способ добиться изменений в школе или любой организации – это сочетать высокий уровень административного влияния и высокую степень поддержки, а также привлекать персонал в участию в процессе. Реальные изменения наступят только тогда, когда и преподаватели, и администрация, и специалисты признают, что они вместе ответственны за изменения, одновременно получая поддержку, контроль, обратную связь и необходимый инструментарий.