Для чего нужна символика в литературе
Средства выразительности в литературе: деталь, символ, подтекст
Определения
Объяснение и примеры
Выразительные средства, используемые автором литературного произведения, помогают создать яркие и разносторонние художественные образы.
Деталь. Символ. Подтекст
Создавая художественные образы, вовсе не обязательно оснащать их массой уточнений и подробностей. Иногда наибольшее значение в литературном произведении имеет деталь — скромный элемент, который легко упустить.
Пример
Герой рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» остро переживает влюблённость и хочет поделиться своими переживаниями с приятелем. Приятель, вовсе не слушая, отвечает: «А осетрина-то была с душком!». Читатель ощущает огромное разочарование Гурова и тоску от разобщённости всего в мире. А создать это ощущение помогает одна маленькая деталь — выражение «осетрина с душком».
А иногда глубочайшее значение может вместиться в одно слово или словосочетание. Такое слово (словосочетание) называют символом.
Многие ошибаются, полагая, что символ и метафора — это одно и то же. Формальное сходство действительно есть: называется одно слово, а означает оно нечто другое. Но метафора проста, а символ глубок и неоднозначен. Выражаясь иносказательно, если метафора — это кролик, который прячется в шляпе, то символ — бесконечное множество спрятанных кроликов (некоторых читатель так и не найдёт).
Пример
В свете этого, а также вспомнив, что крест по-гречески назывался «ставрос», мы найдём множество скрытых значений в фамилии Ставрогина, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы», и убедимся, что эта фамилия выступает в романе символом.
Художественные детали и символы, таящиеся в литературном произведении, формируют подтекст — скрытый смысл литературного текста.
Психологизм. Народность. Историзм
Если явный психологизм предполагает освещение мыслей и чувств героя, то скрытый психологизм становится ясен только при анализе подтекста. Как правило, скрытый психологизм выражен в портрете, интерьере, пейзаже, детали.
Пример
Пейзаж как форма психологизма часто использовался И. А. Буниным. Описание природы в его прозе нередко служит раскрытию настроения или переживания героя.
А народность и историзм в литературе вообще нельзя вычленить и привязать к каким-то отдельным словам, фразам, элементам сюжета и пр. И народность, и историзм — это общее впечатление от эпохи или народа, которое мы выносим из литературного произведения.
Литературная критика
Как вы уже поняли, выявить при прочтении все смыслы литературного произведения очень сложно, а порой и невозможно. Профессионально этим занимаются литературные критики — люди с аналитическим умом и большим багажом прочитанных литературных текстов. Эти качества помогают критикам не только соотнести какое-то конкретное произведение с другими образчиками литературного искусства, но и сделать выводы о значении этих произведений.
Французский философ Ролан Барт в своём эссе «Смерть автора» предположил, что всякое литературное произведение нужно рассматривать не через призму автора, а отдельно от него, поэтому автор имеет не больше прав на трактовку своего текста, чем всякий читатель.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое психологизм литературного произведения?
Ответ. Изображение внутреннего мира человека — как путём передачи его мыслей и чувств, так и с помощью образов (портрета, пейзажа, интерьера), отражающих эти чувства.
Назовите фамилию известного литературного критика XIX в., получившего прозвище «неистовый Виссарион».
Ответ. Виссарион Григорьевич Белинский.
В пьесе А. П. Чехова «Чайка» Треплев говорит «Тригорин выработал себе приёмы, ему легко. У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова». Как можно назвать художественный приём, который применяет Тригорин?
Ответ. Художественная деталь. Горлышко бутылки блестит, если на него падает лунный свет, мельничное колесо отбрасывает тень также под воздействием лунного света. Двух деталей читателю достаточно, чтобы перед ним предстал пейзаж лунной ночи.
Аллегория и Символ в поэзии
Еще один пример: «Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, следует обратиться к истории. В начале прошлого века в России вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.
Аллегорическое значение в поэзии приобрели времена года. Весна символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.
Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
/Е.Баратынский/
А вот стихотворение, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:
Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
/А.Майков/
Осень в поэзии часто выступает в качестве символа упадка жизни и духа, неустроенности человека, в душе наводит тоску и печаль:
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметен под ногами,
Последний лучезарный день потух.
/А.Фет/
Все содержание стихов может быть аллегоричным:
Аллегорические стихи есть и в творчестве А.С.Пушкина.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
/А.С.Пушкин. «Узник»/
Еще одно стихотворение Пушкина с аллегорическим содержанием:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
/А.С. Пушкин «Анчар»/
В художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже в эпитетах. СИМВОЛ– это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Символ в литературе – это категория эстетики и принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности. Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. СИМВОЛ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря которому связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Набор символов того или иного поэта далеко не всегда индивидуален: он может черпать свою символику из арсенала эпохи, культурного направления, социального круга. Символ связан с памятью культуры. Большинство наиболее устойчивых символов имеет своим источником мифологические образы. Важнейшую роль в осмыслении цели и природы искусства символ приобретает в русском символизме. Символисты видели в символе идеальный художественный образ, взятый из природы и преображенный творчеством, образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. Один из самых ярких поэтов-символистов Серебряного века был Николай Гумилев.
Лирический герой Н. Гумилева осознает своей целью покорение и укрощение варварской стихии и отождествляет себя с конквистадором-мессионером. Культурный знак «конквистадор» функционирует наряду с другими распространенными образами-знаками.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
/Н.Гумилев/
Со стихийностью также связан и лирический герой блоковской поэзии, жаждущий слияния с несущей космическое, упорядочивающее начало Девой.
Многие тексты Гумилева построены на противопоставлении варварства и культуры, точнее, на нейтрализации этой антитезы, то есть уравнивании варварства и культуры. В роли варварства в таких стихотворениях могут выступать образы экзотического мира, связанные со «звериным», «природным» началом:
Над тростником медлительного Нила,
Где носятся лишь бабочки да птицы,
Скрывается забытая могила
Преступной, но пленительной царицы.
Ночная мгла несет свои обманы,
Встает луна, как грешная сирена,
Бегут белесоватые туманы,
И из пещеры крадется гиена.
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
«Смотри, луна, влюбленная в безумных,
Смотрите, звезды, стройные виденья,
И темный Нил, владыка вод бесшумных,
И бабочки, и птицы, и растенья.
Смотрите все, как шерсть моя дыбится,
Как блещут взоры злыми огоньками.
Неправда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?
По деревням собаки воют в страхе,
В домах рыдают маленькие дети,
И хмурые хватаются феллахи
За длинные, безжалостные плети.
/Н.Гумилев. «Гиена»/
царицы:
«Над тростником медлительного Нила, где носятся лишь бабочки да птицы, скрывается забытая могила преступной, но пленительной царицы»
и гиены:
«Ночная мгла несет свои обманы, встает луна, как грешная сирена, бегут белесоватые туманы, и из пещеры крадется гиена. Ее стенанья горестны и грубы, глаза ее зловещи и унылы, и страшны угрожающие зубы на розоватом мраморе могилы».
Когда зарыдала страна под немилостью Божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.
Трубили герольды. По ветру стремились знамена,
Как листья осенние, прелые, бурые листья.
Роскошные груды восточных шелков и виссона
С краев украшали литые из золота кисти.
Царица была — как пантера суровых безлюдий,
С глазами — провалами темного, дикого счастья.
Под сеткой жемчужной вздымались дрожащие груди,
На смуглых руках и ногах трепетали запястья.
И зов ее мчался, как звоны серебряной лютни:
«Спешите, герои, несущие луки и пращи!
Нигде, никогда не найти вам жены бесприютней,
Чьи жалкие стоны вам будут желанней и слаще!
Спешите, герои, окованы медью и сталью,
Пусть в бедное тело вопьются свирепые гвозди,
И бешенством ваши нальются сердца и печалью
И будут красней виноградных пурпуровых гроздий.
Давно я ждала вас, могучие, грубые люди,
Мечтала, любуясь на зарево ваших становищ.
Идите ж, терзайте для муки расцветшие груди,
Герольд протрубит — не щадите заветных сокровищ.
Серебряный рог, изукрашенный костью слоновьей,
На бронзовом блюде рабы протянули герольду,
Но варвары севера хмурили гордые брови,
Они вспоминали скитанья по снегу и по льду.
Они вспоминали холодное небо и дюны,
В зеленых трущобах веселые щебеты птичьи,
И царственно-синие женские взоры. и струны,
Которыми скальды гремели о женском величьи.
Кипела, сверкала народом широкая площадь,
И южное небо раскрыло свой огненный веер,
Но хмурый начальник сдержал опененную лошадь,
С надменной усмешкой войска повернул он на север.
/Н.Гумилев «Варвары»/
Символ и символизм в литературе
Понятие символа в литературе
Под символом понимаются слова имеющие помимо основного значения также переносное.
Символы активно использовались в стиле барокко. С их помощью представители этого направления завуалировали свои мысли.
Например, очень часто слово «утро» используется как начало новой жизни, нового пути.
Отличие символа от метафоры и аллегории
Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет гораздо больше различных значений.
Так, слово «весна» может означать: и время года, и первую любовь, и юность, и зарождение жизни.
В отличие от аллегории символ более эмоционален. Чтобы его понять, нужно «вжиться» в текст.
Особенность символов в литературе
Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».
Человек интуитивно понимает их значение.
Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.
Примеры символов в названиях книг
Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.
Символизм в литературе
Как литературное направление зародилось в конце XIX начале XX века. Родиной символизма является Франция. Это направление боролось с роскошью и натурализмом окружающего мира.
Ж. Мореас в 1886 утверждал в «Манифесте символизма», что только с помощью символов можно постичь «тайны мира». Главной идеей была свобода личности, оторванность от пошлой действительности и идеалистическое понимание жизни.
Символизм в русской литературе
В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов
Старшие символисты
К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».
Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.
З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».
Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.
Младшие символисты
После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».
Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.
А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.
А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.
Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».
К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.
Символизм в западной литературе
Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.
Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли
Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.
Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.
Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По
Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.
Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла
Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.
Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг
Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:
Символы «Грозового перевала» Э. Бронте
«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.
Символы «Повелитель мух» У.Голдинга
Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:
Ещё раз о работе с символами в литературе
В продолжение темы о символах, начатой здесь: Власть малого в литературном произведении, поговорим подробнее об их видах и правильном использовании.
Самое простое понимание символа: это предмет, который можно увидеть, «разбросанный» писателем по сюжету.
Что это?
Символ — то, что появляется каждый раз на этапах повествования (обычно 5-7 раз в зависимости от объёмов произведения).
Каждый раз он выглядит немножечко по-новому, что указывает на развитие характера героев. Либо остаётся прежним, но меняется отношение героев к этому предмету.
Как работает?
Символы работают следующим образом:
1. Есть какое-то чувство, которое необходимо вызвать у читателя.
2. Автор придумывает некий символ, вызывающий это чувство.
3. Затем транслирует его в тексте.
4. После чего тот видоизменяется спустя какое-то время.
5. При повторном появлении его воздействие усиливается (при условии, что символ правильно подобран и правильно работает).
На уровне идеи/замысла символ может отражать какие-то сюжетные ходы, главную тему, общую структуру повествования, или может всё это совмещать.
Предметы-символы в литературе видоизменяются физически по ходу развития действия в большинстве сюжетов.
Очень часто символизм кроется в самом названии произведения («Алая буква», «Вишнёвый сад»). Это может быть не только предмет, но и сюжетный ход, поступок героя («Прощай оружие» — тема здесь дезертирство).
Нужна система!
Когда автор создаёт систему символов, которую собирается вплетать в повествование, в первую очередь он придумывает фразу, объединяющую все главные символы.
Система здесь нужна потому, что персонажей, отражающих взгляд на главную тему минимум четверо, включая главного героя, — то есть, действует система персонажей.
Соответственно, начинать создание символической системы нужно с главной темы. Затем рассматривается вселенная, являющаяся визуальным образом главной темы.
И только после этого можно приступать к системе символов, принимающих форму явлений, физических тел, поступков.
Например, в библейской истории о пророке Моисее — это пылающий и не сгорающий куст, скрижаль с заповедями, эпидемия среди народа.
Символ для героя/персонажа
Символы произрастают из темы и созданного мира произведения, как из некоего зерна.
Например, для фэнтези — это жезл волшебника, магические животные, амулеты; для драмы о музыкантах — музыкальные инструменты; для семейной драмы — фотография или фотоальбом, любимая картина героя, и так далее.
Определившись с системой — что именно может использоваться, необходимо связать героя и конкретный символический предмет. Потому что это отличный способ подчеркнуть характер ГГ.
Таким образом, автор раскрывает некий аспект личности героя. Эмоция, которую испытывает читатель при первом знакомстве с символом и при последующем наблюдении за его изменением, ассоциируется в дальнейшем с самим героем.
Как сделать правильный выбор — алгоритм?
Необходимо вернуться к системе персонажей, каждый из которых личность в социуме (определяется через взаимодействие с людьми).
Выбирая символический предмет для одного персонажа, нужно подумать о том, какие символы могут быть у других участников этой истории.
Алгоритм следующий:
1. Рассмотреть всю систему персонажей в целом.
2. Определить, можно ли ввести в повествование два противоположных символа, олицетворяющих одного героя? Ведь именно противоречивость делает персонажей интересными для читателей.
3. Затем по мере действия несколько раз повторить символ в ассоциации с персонажем.
4. А каждый последующий раз немного изменять символ при его появлении в повествовании.
Кроме того, сам герой может нести символическое значение, как например, граф Дракула — олицетворение жестокости и кровожадности. Через персонажи-символы легко делать сравнение их характеров и взглядов на главную тему произведения.
Бывают отсылки к мифам (богам), сравнения героев с животными (отражающими какие-то человеческие черты характера), ассоциации с машинами (характерно для фантастики: злой терминатор, например, но чаще человек-машина становится самым человечным из всех персонажей).
Это всё типичные метафоры, шаблоны, хорошо известные многим. Но можно подходить к метафорам нешаблонно.
Например, наделить сильного физически и в принципе хорошего человека каким-то физическим изъяном, а затем показать его потерянность (у Хемингуэя есть символ — мужчина, потерявший мужскую силу, который сильно задевает читателя в эмоциональном плане).
Имена-символы
Имена наиболее часто используются в символическом значении.
Техника здесь следующая: качества персонажа или смыслы, касающиеся его, отражаются через имя (яркие примеры видим в «Мёртвых душах»).
В этой технике не используются имена известных людей! Это будет выглядеть слишком нарочито. Также часто персонажей связывают с именами героев из мифов. Это тоже выглядит шаблонно.
Решить проблему с выбором имени для героя можно, используя имена лиц, известных самому автору. То есть, людей, вызывающих у него определённые эмоции и ассоциации с какими-то приятными или неприятными чертами характера. Но такая ассоциация, конечно, понятна только самому писателю.
Чтобы образ был доступен и понятен всем читателям, лучше поработать над звучанием имен и фамилий. Например, Добронравов — человек с добрым нравом, Шепелявкин — отсылка к дефекту речи и неуверенности.
Неприятное впечатление может произвести обилие шипящих и свистящих звуков, уменьшительно-ласкательное обращение, несоответствие напыщенно и красиво звучащих имён реальным характерам (противопоставление низменности и величия).
Символизм в развитии характера
Герой проходит этапы своего развития, при этом символическая деталь (предмет, действие и даже фраза) показывает, как это происходит.
В «Крёстном отце» Вито Корлеоне произносит в одной из первых сцен фразу про ответную услугу, прямо отсылающую читателей к «Фаусту» — это символ дьявола. Затем Майкл Корлеоне на крестинах племянника отрицается сатаны в момент, когда его подручные физически уничтожают мафиозных боссов-конкурентов. А в конце книги жена Майкла, Кей, ставит в церкви свечу за спасение души мужа. Все 3 символа — отсылка к дьявольской природе преступного мира, к тому, что Майкл его воплощение.
Символизм и главная тема
Символ может отражаться и в главной теме (пример «Алая буква»). На нём строится всё противопоставление. Через него раскрываются характеры персонажей.
При этом сам сюжет может быть очень простым! Секрет успеха здесь кроется в эмоциональном воздействии на читателя.
Символические поступки
Любой поступок персонажа — это часть логической цепочки, образующей сюжет.
Если увязывать поступки героев с символами, можно дать отсылку к мифологии, библейским сюжетам — таким образом автор обогащает смысл поступка. Через него показывается главная тема или характер. Но при этом автору нужно быть очень осмотрительным, чтобы не исказить смыслы первоисточника — посыл должен быть понятен широкому кругу читателей.
Использование в разных жанрах
Системы символов, берущие начало в мифах:
1. Путешествие — жизненный путь.
2. Лабиринт — потеря пути к познанию.
3. Сад — гармония в отношениях с людьми и в душе, единение с природой.
4. Древо — дерево жизни.
5. Животные: конь, птица, змея — этапы на пути к свету или во мрак.
6. Лестница — ступени к прозрению.
7. Подземелье — неизведанные области человеческой души, обитель мёртвых.
8. Вещи-помощники: плащ, меч, лук, щит — предметы, помогающие герою совершить правильный поступок.
Все они прекрасно работают на начитанного читателя, хорошо знакомого с мифологическими образами.
Это так называемый интертекст (соотношение двух текстов: старого и нового) — особое построение литературного повествования, характерное для модернизма и постмодернизма. Когда знающему человеку не нужно ничего дополнительно объяснять. Достаточно просто показать символ. Он сам поймёт, с каким мифом тот соотносится и какое значение имеет. А несведущий человек просто не заметит отсылок к мифологии.
Символизм характерен для литературы ужасов, где всегда есть некое зло — порождение нечисти, противостоящее главному герою. Это отсылка к дьяволу, тёмной стороне личности человека.
В вестернах раскрывается противостояние людей. Те, кто едет покорять дикую природу, символизируют Моисея, стремящегося к земле обетованной. А уже живущие на новой земле противостоят друг другу за идею, как строить новый мир (идёт война запада и юга). Символические образы вестерна: фигура всадника (рыцарская культура), бляха (признак власти), шляпа (белая или чёрная у плохих парней), револьвер или кольт (признак справедливости).