Для чего нужна система проверочных заданий в модуле
Для чего нужна система проверочных заданий в модуле
Автор: Татьяна Ивановна Кострова
Организация: МБОУ »Хвощевская школа»
Населенный пункт: Нижегородская область, Богородский район, с. Хвощевка
в основном с применением ИКТ при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника
-электронные мультимедийные учебники;
-компьютерные обучающие и тестирующие системы;
-имитационные модели и компьютерные тренажеры;
-консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
4. Обучение с использованием дистанционных технологий
-выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения;
-позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
-Использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников позволяет индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.
В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.
5. После дистанционного обучения мною были отмечены следующие образовательные ресурсы, которые я использую и при очном обучении:
Так же с этого учебного года в своей работе я активно стала использовать
Остановимся подробнее на примерах использования skysmart и ШЦП.
6. Интерактивная тетрадь очень удобна и предназначена для учителей учеников. Для учителей здесь есть в свободном доступе материалы по информатике для 5-11 классов. На этой
платформе есть 2 типа заданий: авторские материалы и задания из рабочих тетрадей издательства «Просвещение» (к УМК Босовой Л.Л,).
7. Также тетрадь можно использовать в кабинете на уроке, для проверки усвоения материала. Это можно сделать если в классе доступны интерактивные средства связи: интерактивная доска, планшеты и т.д.
8. Мне хотелось бы поделиться опытом работы со Школьной Цифровой платформой. Честно говоря, когда только начинала с ней знакомится, она показалась мне очень неудобной, непонятной и некрасочной. С этого учебного года я вхожу в рабочую группу по «Внедрению смешанного обучения для развития школы в условиях цифровизации» в рамках инновационной деятельности. И как раз для этих целей я выбрала работу на ШЦП.
9. Платформа ШЦП имеет огромное количество преимуществ, направлено на персонифицированную модель обучения.
10. Начинать работу в ШЦП необходимо с редактирования плана. План публикуется строго конфигуратором школы. Вы же добавляете нужные модули для изучения предмета в конкретном классе, корректируете их, подгоняя к нужным датам. Это необходимо сделать, повысив или понизив трудоемкость. Так же модули можно просто перетаскивать, менять местами друг с другом.
Обращаю ваше внимание на замочек возле каждого модуля:
Если он открыт, то учащиеся даже после завершения модуля, смогут присылать вам задания по прошедшей теме. Если он закрыт, учащиеся не увидят больше этих заданий, и прислать вам не смогут.
11. Чтобы отредактировать конкретный модуль, нужно выбрать его, в верхнем правом углу нажать «Создать копию», а затем «назначить». Так ученики смогут увидеть необходимый модуль у себя в личном кабинете. Таким образом, Сразу продумывается система заданий не на один урок, а на несколько (на изучение всей темы). Это очень удобно при реализации индивидуальных маршрутов учащихся. Каждый ученик выполняет задания в своем темпе.
12. Изучение модуля начинается с мотивирующего задания. Так, например, выглядит мотивация к изучению графического редактора в 5 классе. Ребята смотрят короткий видеоролик, обсуждают его, предлагают ответы на поставленные вопросы.
13. Далее предлагаются задания, который учащийся должен выполнить. Все они распределены на уровни.
14. Огромным преимуществом платформы является то, что каждый из нас может создать свой уникальный модуль, который будет подходить именно нашим ученикам. При необходимости в систему уже имеющихся заданий можно добавить уже полюбившиеся вам и вашим ученикам задания. Например, из ленинг апс.
Приведу пример, как можно добавить задание по теме «Графический редактор». Для этого, сначала нужно перейти на платформу ленинг апс, выбрать необходимое задание, скачать scorm пакет на ваш компьютер.
15. Для того, чтобы добавить его в ШЦП, нужно нажать на кнопку добавить задание, Выбрать уровень видимости «Школьный», способ проверки «автоматический», перейти на вкладку содержание задания и подгрузить scorm пакет, который вы загрузили ранее. Так же есть возможность добавить проверочное задание (например, ссылка на google –форму)
В конце презентации я скинула ссылку на видео, где подробно рассказывается как это можно сделать.
16. Итак, модуль успешно создан. Как же теперь организовать обучение?
С помощью ШЦП можно успешно реализовать популярную в наше время технологию «перевернутый класс».
Конечно, она имеет свои преимущества и недостатки. К существенному + я отнесу
Подготовительный: учитель дает ссылку в домашнем задании на изучение новой темы (мотивирующее задание и учебное задание в ШЦП)
Организация блиц-контроля (проверочные задания на ШЦП)
Выполнение разноуровневых заданий (уровни 2.0-4.0)
Выполнение мини-проектов (по группам) – по всей теме
В конце каждого урока учащийся может увидеть этап, на котором он установился, сравнить свой результат с результатом одноклассников, что часто способствует повышению мотивации учащегося на ещё большее выполнение заданий, переходом на новый уровень освоения материала.
18. Дистанционное образование, несомненно, может и должно дополнять традиционные формы обучения школьников (особенно старшеклассников). Оно поможет решить психологические проблемы учащихся, снимает временные и пространственные ограниченности, проблемы удалённости от квалифицированных обучающих организаций, помогает обучаться людям с физическими отклонениями, расширяет коммуникативный мир учеников и педагогов.
Использование смешанного обучения повышает мотивацию к учебе –дети начинают учиться в комфортной и понятной для них среде. И м становится интересно. Не надо забывать, что они уже родились в цифровой век, поэтому использование планшетов, смартфонов и других гаджетов для них естественно.
Но все же по моему мнению, подчеркну это еще раз, дистанционные формы образования школьников не должны заменять очную форму. Личный контакт ученика и педагога необходим прежде всего.
Общая картина модульного тестирования
Это не руководство, какие символы нужно ввести в редакторе кода, чтобы получились модульные тесты. Это — пища для ума, которую необходимо употребить до того, как предпринимать упомянутые действия.
Тема модульного тестирования не так проста, как может показаться. Многие из нас, разработчиков, приходят в модульное тестирование под давлением клиентов, сотрудников, коллег, своих кумиров и так далее. Мы быстро понимаем его ценность, и, закончив технические приготовления, забываем об общей картине, если вообще когда-либо её понимали. В этой статье я вкратце расскажу о том, чем является и чем не является модульное тестирование как в целом, так и в PHP, а заодно опишу, какое место занимает модульное тестирование в сфере QA.
Что такое тестирование?
Прежде чем углубляться в модульные тесты, нужно изучить теорию самого тестирования, чтобы не делать ошибок вроде той, что совершили авторы одного из самых популярных PHP-фреймворков: на своём сайте они показали интеграционные тесты и назвали их модульными. Нет, Laravel, это не модульные тесты. Хотя это не мешает мне всё ещё любить этот фреймворк.
Тестирование ПО определяется как «расследование, проведённое с целью предоставления заинтересованным сторонам информации о качестве продукта». Этому противопоставляется «тестирование ПО — это пустая трата бюджета проекта разработчиками, которые не делают ничего важного, а затем просят ещё времени и денег, потому что «ничего» может быть весьма дорогим». Тут ничего нового.
Вот моя краткая история становления тестирования:
Чем на самом деле является тестирование?
Есть разные классификации тестирования ПО. Чтобы лучше понимать место модульного тестирования, упомяну лишь о наиболее широкораспространённых подходах.
Тесты бывают: статические и динамические, «ящичные» (белый ящик, чёрный ящик, серый ящик), уровни и типы. В рамках каждого подхода используются разные критерии классификации.
Статическое и динамическое тестирование
Статическое тестирование проводится без исполнения кода. Сюда относится корректура, проверка, ревизия кода (при наблюдении за работой другого / парном программировании), критический анализ, инспекции и так далее.
Динамическое тестирование для получения корректных результатов требует исполнять код. Например, для модульных тестов, интеграционных, системных, приёмочных и прочих тестов. То есть тестирование проводится с использованием динамических данных, входных и выходных.
«Ящичный» подход
Согласно этому подходу, все тесты ПО делятся на три вида ящиков:
Уровни тестирования
Их количество варьируется, обычно, в диапазоне от 4 до 6, и все они полезны. Названия тоже бывают разные, в зависимости от принятой в компании культуры вы можете знать «интеграционные» тесты как «функциональные», «системные» тесты как «автоматизированные», и так далее. Для простоты я опишу 5 уровней:
Типы тестирования
Каждый тип тестирования, вне зависимости от его уровня, также может подразделяться на другие типы. Существует больше 20 общепринятых типов. Самые распространённые:
Теперь вы знаете, что модульные тесты являются динамическими, относятся к классу «белый ящик», выполняются на уровне модулей, представляют собой регрессионные тесты, но при этом под модульными тестами можно понимать многие разновидности тестов. Так что же такое на самом деле модульные тесты?
Что такое модульное тестирование?
V-модель — это графическое представление вышеупомянутых уровней, типов и их назначения в жизненном цикле разработки ПО.
После проверки и утверждения подробных требований к продукту, когда уже начали писать код, первой линией защиты от любых несоответствий становятся модульные тесты. Поэтому компании, понимающие, что они делают, заставляют разработчиков использовать модульные тесты или даже TDD, поскольку гораздо дешевле исправить баги на начальных этапах, чем на более поздних.
И это справедливо. У модульных тестов масса достоинств. Они:
Я часто обсуждал с коллегами и клиентами, что такое хороший модульный тест. Он:
Что нужно подвергать модульному тестированию?
В нормальных системах модульные тесты нужно писать для:
Так что вы сами можете определять, что для вас является модулем. Или можете тестировать методы один за другим, упростив жизнь тому парню, что потом будет работать с кодом.
Если вы не проводите модульное тестирование, предлагаю заняться этим после возникновения следующего большого бага. Проверьте, с каким методом он будет связан, напишите сбойный тест с правильными аргументами и результатом, исправьте баг, снова запустите модульный тест. Если он будет пройден, то можете быть уверены, что этот баг пришлось исправлять в последний раз (с учётом ваших определённых входных сценариев).
Такой подход помогает легче понять модульное тестирование. Проанализируйте отдельно каждый метод. Поставщики данных могут помочь определить входные и выходные данные для любых сценариев, которые могут прийти вам в голову, поэтому что бы ни произошло, вы будете знать, чего ожидать.
Что НЕ нужно тестировать
Чуть сложнее определить, что тестировать не нужно. Я постарался собрать список элементов, которые не нужно подвергать модульному тестированию:
Как писать модульные тесты?
Но ответить на первый вопрос (как писать код, пригодный для модульного тестирования) гораздо легче, и вряд ли ситуация сильно изменится со временем:
В заключение: модульные тесты очень важны как для разработчиков, так и для бизнеса. Их нужно писать, существуют отработанные методики, которые помогут вам легко покрыть модули тестами, в основном с помощью подготовки самих модулей. Но все эти методики не имеют смысла без знания теории тестирования, описанной в этой статье. Нужно уметь отличать модульные тесты от тестов других типов. И когда у вас в голове будет ясное понимание, то и писать тесты вам станет гораздо легче.
Вперед и вверх!
Во многих случаях на практике оценка выступает средством контроля, а иногда и наказания. При этом надо понимать, что обратная связь – один из краеугольных камней, базовых элементов (наряду с культурой учения, системой ориентиров и индивидуальными траекториями) персонализированной модели образования. Очевидно, что оценивание должно выступать прежде всего инструментом развития.
Инструменты оценивания
Если сравнить процесс обучения с процессом приготовления блюда, то итоговая оценка будет выражена словом «вкусно», после того как приготовленное попробуют. А формирующая – это комментарии опытного повара, который стоит рядом, пока блюдо готовится, и говорит, где добавить специй, а где уменьшить огонь. С психологической и педагогической точек зрения более грамотно накапливать достижения, чтобы на подходе к контрольной у ученика уже была сформирована траектория его успехов. Как интегрировать такое оценивание в массовую практику? Прежде всего заложить соответствующие инструменты в учебное содержание (контент).
Шкалированные учебные цели
Под учебной целью понимается явно сформулированное действие, которое учащийся сможет продемонстрировать по освоении предлагаемого содержания. Структурированные по трем уровням, такие цели составляют шкалу освоения модуля. В персонализированной модели образования в шкале выделяются три уровня образовательных результатов (табл. 1).
Уровень | Характеристика |
4.0 | Исследование, проектирование, перенос достигнутых результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение, применение умений и знаний в ранее незнакомых ситуациях |
3.0 | Целевой результат, на который направлено содержание модуля; анализ и понимание, которое можно применить к множеству примеров и обстоятельств, синтез из нескольких элементов |
2.0 | Уровень усвоения и простейшего понимания, действия по образцу, применение формул и алгоритмов, элементы более сложного действия |
Учебные цели формулируются на языке учащегося, делаются прозрачными даже до начала освоения содержания, чтобы и учащийся, и учитель могли использовать их как инструмент промежуточного и итогового контроля. Шкала показывает, на каком уровне достигнута цель. В отличие от отметки уровень содержит четко сформулированные критерии, тем самым предоставляет развивающую и содержательную обратную связь.
Система проверочных задач
Система оценивания в целом и отдельные проверочные задания в частности ориентированы прежде всего на обратную связь для ученика относительно его актуального уровня и перспектив развития. Проверочные задания – часть системы заданий учебного модуля (на схеме выделены красным). Достижение уровней 2.0 и 3.0 всегда диагностируется одним или несколькими проверочными заданиями. Уровень 4.0 в силу творческого характера предлагается оценивать по критериям-рубрикаторам, о чем будет сказано далее.
На платформе «СберКласс» представлены проверочные задания с 4 видами проверки:
– автоматическая проверка;
– самопроверка учеником по представленным на платформе ключам;
– взаимопроверка школьниками по представленным на платформе ключам, например, в парах;
– индивидуальная проверка отдельных заданий учителем по критериям/ключам.
Стоит подчеркнуть, что проверяется достижение цели, а не владение контекстом или знание частных деталей. Например, если в элементе цели фигурирует навык (например, «определять черты строения животного, которые являются адаптацией к его среде обитания»), то частное содержание (конкретное животное) не является важным. Если в цели фигурирует знание факта, примера, владение терминами, проверочное задание должно охватывать их достаточное количество. Отметим также, что проверочное задание может вовлекать учащихся в самостоятельный поиск определений в источниках информации, установление характеристики какого-либо явления, а не только просить воспроизвести усвоенное.
Критерии оценивания и рубрикаторы
Одна из долгосрочных целей персонализированного образования заключается в том, чтобы постепенно научить детей самооцениванию – когда ученик не ждет вердикта от учителя, а берет на себя больше ответственности за успехи и неудачи. Он понимает, где он был хорош, а где – не очень. Первым шагом для внедрения этого принципа становится изменение самих критериев оценки, каждое задание должно сопровождаться четким описанием того, как оно оценивается. На платформе «СберКласс» для сложных заданий уровня 3.0 и выше применяется критериальное оценивание, основным инструментом которого являются схемы оценивания/рубрикаторы (табл. 2).
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, когда оценка складывается из составляющих, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной деятельности. Например, при написании сочинения отдельно оцениваются знание и понимание произведения, владение письменным русским языком, разнообразие лексики, структура текста и т. д. Таким образом, итоговая отметка оказывается гораздо информативнее традиционной единой отметки за задание и дает ученику понимание первоочередных зон развития.
Способы перевода достижений в отметку
Несмотря на демократичный характер персонализированной модели, в ней есть место и для оценок. Поскольку каждая школа вправе устанавливать свои формы, периодичность и порядок проведения текущего оценивания и промежуточной аттестации, у педагогов появляется возможность для маневра. В персонализированной модели возможны 5 вариантов оценивания. Их условно можно обозначить как традиционный, традиционный+, модульный, модульный+ и динамический (табл. 3).
По механизму вычисления отметки все варианты группируются по трем направлениям.
Первое направление – вычисление среднего арифметического.
В этой логике работают традиционный и модульный варианты. При традиционном варианте задания в модуле обязательны и оцениваются с помощью подсчета среднего арифметического.
Укрупненной версией традиционного варианта оценивания является модульный, когда оценка за модуль ставится по результатам достижения уровней. За финиш на уровне 2.0 школьник получает отметку «удовлетворительно», на уровне 3.0 – отметку «хорошо» или «отлично» (по успешности выполнения основного задания, оценка по рубрикатору), на уровне 4.0 – дополнительную отметку «отлично». Далее считается среднее арифметическое из отметок пройденных модулей.
Второе направление – учет среднего взвешенного.
В традиционном+ и модульном+ вариантах оценивания к каждой отметке добавляется «вес».
В традиционном+ «вес» зависит от типа задания: чем выше уровень задания, тем весомее его оценка. Например, решение теста на уровне 2.0 «весит» 1, основное задание на уровне 3.0 – 2, а итоговый тест на уровне 3.0 «весит» 3. В этом случае средневзвешенная отметка считается так: сумму произведений отметок на их «вес» поделить на сумму «весов» отметок. Безусловно, учителю не потребуется вести такой подсчет вручную. С этой задачей вполне справится базовая настройка в электронном журнале.
В модульном+ «вес» отметки меняется от модуля к модулю за обозначенный учебный период (модуль 1 – «вес» 0,5, модуль 2 – «вес» 1 и т. д.). Это вариант оценки прогресса. Для этого отлично подходит сравнение со спортивными тренировками: то, с какими результатами мы начинаем тренировочный сезон, менее весомо по сравнению с тем, как мы его закончим.
Третье направление – динамическое оценивание, поэтапное накопление.
Самым персонализированным вариантом из представленных является динамический. Он предполагает непривычно мало отметок за учебный период – всего одну. То есть за четверть ученик может пройти 5 модулей по предмету, достигнуть разных уровней, из которых в результате и будет выведена отметка. Работая с динамической накопительной оценкой, ребенок учится ошибаться и достигать желаемого результата, брать ответственность за свой образовательный маршрут, выбирать и развиваться.
Итоговая оценка рассчитывается в процентах: сумма достигнутых уровней по пройденным модулям делится на количество пройденных модулей (знаменатель предполагает, что все пройденные модули закрыты на уровне 3.0) и умножается на 100. Полученный результат пересчитывается в пятибалльную отметку по следующему алгоритму:
• 100% и выше – «отлично»;
• 75-89% – «хорошо»;
• 60-74% – «удовлетворительно»;
• ниже 60% – «не аттестован».
Для осуществления такого варианта оценивания пригодится электронная таблица, где процесс подсчета становится автоматическим.
«В традиционной системе работу детей оценивают, сравнивая их ответы с неким образцом. Соответствуешь ему – получи «пять», чуть отклонился – «четыре», и так далее. А нам нужна накопительная система, которая учитывала бы любую деятельность ученика, направленную на достижение цели».
Виктор БОЛОТОВ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО
Новость
В 2019-2020 учебном году 15 школ из пяти регионов России вошли в проект «Персонализированная модель образования на платформе «СберКласс». Руководители пилотных школ осознали необходимость общения и обсуждения траекторий своего движения в рамках проекта. В результате была создана площадка для откровенного разговора – «Директорский клуб».
Мы приглашаем глав образовательных организаций, присоединившихся к проекту в 2020-2021 учебном году, на встречи с директорами пилотных школ. Ваши коллеги поделятся своим опытом, ответят на вопросы, предложат пути решения возникающих проблем.
Встречи проходят один раз в месяц в онлайн-режиме. Первая состоялась 6 октября 2020 года.
Вторая встреча запланирована на 10 ноября. Приглашаем руководителей школ, участвующих в проекте, принять участие, пришлем вам приглашение. Планируется обсудить следующие вопросы:
– разъяснительная работа с родительским сообществом;
– подготовка учителей, участвующих в проекте.
Лучшие практики «ЯКласс»: всё, что вы не знали о проверочных работах, но стеснялись спросить
Кулик Наталья
К концу учебного года, перед экзаменами, педагогам нужны максимально простые и удобные инструменты, чтобы сэкономить время и силы при проведении срезов знаний и итоговых работ. «ЯКласс. Педсовет» запускает новый цикл материалов: рассказываем, какие функции «ЯКласс» помогут упростить диагностику знаний. Первый выпуск — о разделе «Проверочные работы».
Проверочные работы» — специальный инструмент, который позволяет выдавать ученикам домашние и контрольные задания, отслеживать прогресс школьников, собирать статистику, прикреплять ссылки в электронные журналы и многое другое. В работах можно использовать задания из базы «ЯКласс», а также создавать собственные упражнения, как с автоматической, так и с ручной проверкой.
Раздел находится в основном меню в левой части сайта. Это часть расширенного функционала Я+, однако протестировать его возможности позволяет режим бесплатной апробации (как им воспользоваться читайте по ссылке). Доступ к выданным работам будет у всех учеников, даже если у них нет Я+.
Добавляем готовые задания из базы «ЯКласс»
Для создания среза зайдите в раздел и нажмите «Новая работа».
На этом этапе вы можете добавить в неё любые задания и теорию из базы ресурса. Для этого просто выберите предмет и обучающую программу.
Теоретические материалы отмечены значком «Книжка», практические задания — знаком «Листок и ручка». Отметьте те, которые вы хотите добавить в свою проверочную.
Обратите внимание, что сервис позволяет создать «сборную» работу из заданий не только разных обучающих программ, но и разных дисциплин. Это пригодится для метапредметных проверочных.
Создаём собственные задания
Помимо заданий из базы «ЯКласс», в проверочную можно добавить и собственные разработки. Здесь ничто не ограничивает вашу фантазию! Прикрепляйте текстовые файлы с теорией, добавляйте изображения и ссылки на видео, включайте в работу тесты и упражнения — всё, что нужно для создания интересных заданий.
Чтобы включить в проверочную свои материалы, на этапе формирования работы нажмите «Создать своё задание». Система предложит вам два варианта — с автоматической и ручной проверкой.
Доступно несколько типов заданий:
Теперь останется только добавить это задание в проверочную работу и выдать её учащимся.
Учитываем индивидуальные особенности
В каждом классе есть ученики, которые справляются со школьной программой достаточно легко, а есть те, кому нужно прикладывать больше усилий. Настройки проверочных работ позволяют учесть личные особенности каждого ребенка.,
Для отстающих учеников вы можете установить большее количество попыток — от 1 до 10. При этом система выберет лучший результат. Также в работу для отстающего ученика включите дополнительный блок заданий наподобие тех, что решали в классе, и отправьте лично ему.
Боремся со списыванием
Вряд ли есть на свете школьник, который ни разу не хотел обхитрить учителя. Тем более, нынешний уровень развития технологий открывает поистине неограниченные возможности для увёрток. Но «ЯКласс» на вашей стороне! Мы за честную учёбу и справедливые оценки, поэтому разработали специальные настройки, которые помогут предотвратить неприятные ситуации.
Экономим силы на проверке
Приятный бонус к остальным плюсам «Проверочных работ» — автоматическая проверка.
Сразу после завершения проверочной работы ученик узнаёт свою оценку и может посмотреть ошибки. Пока учащиеся выполняют тест, учитель может отслеживать выполнение задания и результаты, анализировать ошибки в разделе «Проверочные работы».
Все работы проверяются автоматически и моментально! Вам не нужно тратить время и силы на расшифровку почерка, а ученик получит оценку сразу после того, как закончит работу.
Вы также можете использовать раздел «Проверочные работы» и на уроке: проводить срезы знаний, организовывать повторение и анализировать уровень подготовки.