Для чего нужна систематизация
Что такое систематизация бизнеса и чем она полезна предпринимателю?
“Структура – не самоцель, это инструмент управления, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда участников бизнеса” П.Друкер
Если Ваш бизнес не может работать без Ваших пинков и Вашего присутствия — значит у Вас по сути дела нет бизнеса, а Вы имеете всего навсего рабочее место, к которому вы напрочь привязаны. Единственный путь к личной свободе — это систематизация бизнеса.
Любая деятельность предполагает согласование действий всех участвующих в ней для достижения финансового результата.Систематизация играет в бизнесе такую же роль, как, например, скелет для человека.
Для чего нужна систематизация
Цель систематизации — создание эффективной системы принятия и исполнения решений и достижения конкурентных преимуществ на рынках- потребительском, товарном, ресурсов.
Нужно совершенно четко понимать. что организация Вашего бизнеса должна быть как оркестр — каждый знает и играет свою партию, а все вместе — мелодию. Если этого нет, значит, Вы погружены в рутину вместо того, чтобы заниматься главным — продажами, тем, что непосредственно приносит прибыль.
Основные элементы системы следующие:
Органы управления с разделением полномочий;
Стратегия ( способы и средства достижения целей);
Процедуры вынесения решений, взаимодействия, обеспечения ресурсами и прочее ;
Штатное расписание – профессиональное, квалификационное и численное;
Должностные инструкции для каждого сотрудника.
Затраты на систематизацию непременно окупаются за счет более эффективной работы Вашего предприятия, так что экономия тут не уместна.
Чтобы правильно систематизировать свой бизнес, нужно понимать:
Кадры — решают все, ключевые сотрудники это не просто исполнители, а партнеры. Привлечение компетентных лидеров — залог успеха;
Ориентироваться надо на потребителя — превосходство конкурентов по товару, качеству и цене;
Обязательно отслеживать результаты развития;
Рационально расходовать ресурсы, при необходимости применять аутсорсинг.
Что такое систематизация и почему она нужна вашему бизнесу?
О`кей. Одним из элементов нашего развития является систематизация бизнеса, которая проводится внутри организации.
Мы начали действовать по 3 блокам (ими сейчас и занимаемся):
В первом блоке (работа с персоналом) были проделаны следующие базовые шаги:
— подготовили все необходимые функциональные обязанности;
— пересмотрели систему KPI и систему мотивации для нашей команды.
Для чего? Если каждый сотрудник четко знает, что и как он делает, то, таким образом, он может создавать больше доп. ценности для наших любимых клиентов)
Плюс, если каждый член команды понимает свою работу, то он может сам способствовать повышению ее эффективности, лично генерирует идеи. Помогая развивать каждого сотрудника компании, мы развиваемся сами.
Вторым этапом работы по систематизации стал вопрос оцифровки.
Мы приступили (но пока не завершили) оцифровку работы с персоналом. Находимся на этапе оцифровки отдела продаж и отдела производства (многие показатели уже есть, видна динамика. Компания развивается, но нет предела совершенству).
Вернемся к заголовку статьи. Лучший ответ на слово “Зачем” = результаты. Они у нас тоже есть:
Надеемся, что эта небольшая статья поможет и подтолкнет вас к действию. Еще раз убеждаемся, что с виду простые шаги, на практике, приводят к невероятным результатам.
Ну, а задать любые вопросы и просто пообщаться с нами по поводу SEO, PR и SERM вы всегда можете у нас в Instagram. Спасибо!
Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Что такое кодификация
Для того чтобы законодательная система при любых обстоятельствах оставалась системой, содержащей взаимосвязанные элементы, обладающей нужной и вполне достаточной их совокупностью, являющейся внутренне согласованной и непротиворечивой, а также нормальным образом функционировала, развивалась и совершенствовалась, необходимо обеспечивать ей постоянное воздействие систематизации (специального процесса). В данной статье в полной мере рассмотрена деятельность правотворческих органов по систематизации, а также все аспекты, так или иначе затрагивающие актуальную тему.
Понятие
Под систематизацией в настоящее время необходимо понимать деятельность со стороны правотворческих органов, связанную с упорядочением и совершенствованием нормативного материала посредством его внутренней и внешней обработки для поддержания абсолютной системности действующего законодательства, а также обеспечения правовых субъектов необходимой информацией нормативно-правовой природы.
Данный список можно дополнять бесконечно долго. Однако целесообразным будет перейти к тому, что в правотворчестве систематизация нормативно-правовых актов была известна уже в 1833 году в плане практического рассмотрения. Так, один из самых уважаемых кодификаторов не только российской Федерации, но и Европы, Сперанский Михаил Михайлович, отмечал, что «приведение законодательных актов в единый состав» служит «одной их первоначальных нужд государственного значения». Помимо этого, он указывал и на весомость систематизации в юридической науке. Михаил Михайлович подчеркивал, что «ученое законоведение ни при каких обстоятельствах не может быть основано тогда, когда законодательные акты не приведены в грамотный состав».
Необходимость систематизации
Актуальные на сегодняшний день цели систематизации нормативно-правовых актов основаны на существующей необходимости в ней:
Важно отметить, что упорядоченное посредством систематизации нормативных правовых актов российское законодательство в любом случае позволяет достаточно быстро и эффективно ориентироваться в действующей совокупности актов. Таким образом, периодическое осуществление рассматриваемой операции предполагает быстрое нахождение необходимых юридических актов. Помимо этого, здесь актуально установление их взаимосвязей с иными актами подобной природы, выявление коллизии, некоторых изменений и так далее.
Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды
Как выяснилось, под систематизацией анализируемых позиций следует понимать деятельность, направленную на совершенствование и максимально грамотное упорядочение правовых актов через их внешнюю и, конечно же, внутреннюю обработку с целью воздействия на отношения в обществе системным образом. Иными словами, это не что иное, как приведение действующего законодательства в оптимально работающую систему.
Систематизация нормативных правовых актов, понятие и виды ее в соответствии с современной юриспруденцией включают три наиболее используемых способа (вида). Так, систематизация может производиться посредством:
Инкорпорация. Пример инкорпорации
В настоящее время под инкорпорацией необходимо понимать способ (методику, разновидность) систематизации, в соответствии с которым правовые акты так или иначе подвергаются исключительно внешней обработке или же не подвергаются таковой вовсе. Помимо этого, размещаются они в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном, который по-другому именуется систематическим, и так далее) в единых сборниках соответствующего образца, а также изданиях аналогичного направления. Систематизация нормативных правовых актов предполагает инкорпорацию конкретного вида. Так, на сегодняшний день принято выделять следующие разновидности рассматриваемой категории:
Особенности инкорпорации
Инкорпорация в качестве способа систематизации нормативных правовых актов наделяется следующими характеристиками:
Внешний тип обработки
В чем же состоит внешняя обработка действующих правовых актов? Здесь уместен следующий алгоритм:
Интересно отметить, что особым видом собрания законодательства на сегодняшний день выступает свод законов, представляющий собой:
Консолидация
Необходимо дополнить, что в соответствии со своей природой консолидация занимает промежуточную позицию между кодификацией и инкорпорацией.
Кодификация
Особенности кодификации
Как и две представленные выше категории, кодификация определяется индивидуальными характеристиками, среди которых следующие пункты:
Кодификационные акты
Важно отметить, что кодификационные акты классифицируются в соответствии с тремя разновидностями, среди которых следующие пункты:
В заключение целесообразным будет отметить существующие на сегодняшний день в российском государстве проблемы систематизации нормативных правовых актов. Таким образом, среди них актуальными являются следующие пункты:
В процессе рассмотрения материала, затрагивающего вопросы систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации, выяснилось, что сегодня существует немало проблемных пунктов данной темы (к примеру, система источников действующего права так или иначе испытывает нужду в четком разделении труда, а также ясно поставленных целях). Тем не менее соответствующие органы государственной власти активно занимаются данными вопросами и, конечно же, все в большей мере совершенствуют совокупную систему.
🔀 Как систематизировать процессы: профессия бизнес-аналитика
Бизнес-аналитики давно стали ключевыми сотрудниками в успешных коллективах. Они помогают компаниям воплощать в жизнь и правильно использовать исследования данных, стратегию и анализ. Находя первопричины проблем и систематизируя бизнес-процессы, специалисты определяют возможности для предприятий и дают рекомендации по достижению бизнес-целей и повышению конкурентоспособности.
В этой статье мы постараемся более детально рассмотреть роль профессии, а также план и методы систематизации бизнес-процессов.
Необходимые знания и навыки
Бизнес-аналитик – посредник между бизнесом и IT или другими департаментами. Он использует методы бизнес-анализа и аналитические данные для оценки процессов компании, ее продуктов, услуг и систем, чтобы определить проблемные места и предложить варианты улучшения.
Международный Институт бизнес-анализа ( IIBA ) определяет профессию следующим образом:
Бизнес-аналитик также помогает организациям документировать процессы, оценивая бизнес-модель и ее интеграцию с технологиями.
Услугами бизнес-аналитиков пользуются в различных отраслях: IT-компании, кредитно-финансовые организации, промышленные предприятия, образовательные учреждения, розничные торговые сети и другие компании.
Обязанности специалиста могут варьироваться в зависимости от проекта. Перечислим основные:
Позиция бизнес-аналитика также требует наличия определенных знаний:
Навыки, которыми должен обладать бизнес-аналитик:
Систематизация бизнес-процессов
Бизнес-процесс – это совокупность видов деятельности, которые направлены на преобразование полученных на входе ресурсов в конечный продукт, который создается для потребителя и имеет для того определенную ценность.
Систематизация бизнес-процессов – ряд действий и процедур, нацеленных на обеспечение беспрерывной работы компании и ее продуктивности.
Задача бизнес-аналитика – воплотить желаемые цели бизнеса (например, повышение дохода и уменьшение расходов) в реальность, создавая новые или усовершенствуя существующие бизнес-процессы.
Чтобы систематизировать бизнес-процессы бизнес-аналитику необходимо:
В рамках основной деятельности бизнес-аналитики также проводят интервью с заинтересованными сторонами (например, с заказчиком или пользователями) и участниками операционных процессов, анализируют полученную информацию, проводят встречи, на которых освещают свои выводы, а также дают рекомендации по дальнейшим действиям.
Об интервьюировании заказчика и сборе информации
Говоря о способах сбора информации от заказчика, стоит вспомнить различные методы, которые применяются в данном процессе. Начнем с выявления групп типичных пользователей. Ими могут быть как непосредственные заказчики, принимающие решения по разрабатываемому продукту, так и люди, которые будут пользоваться решением и/или принимать участие в будущем бизнес-процессе.
Далее мы переходим к работе с группами и выявляем представителей каждой из них.
Выяснение требований осуществляется следующими способами:
Сбор и анализ информации о конкурентах
Представление о сильных и слабых сторонах других игроков рынка, инструментах, которые они будут использовать в конкурентной борьбе – необходимое условие разработки мер сопротивления и желательного изменения окружения компании.
Информация для анализа:
Как сформировать и автоматизировать регулярную отчетность?
Если такая задача однажды вновь встанет передо мной, то я, как и в любом проекте, над которым работаю, начну с определения бизнес-проблемы, которая стоит перед отчетностью, проведу сбор и анализ полученной информации.
По результатам этого процесса можно будет сформулировать, из каких смысловых блоков должна состоять будущая отчетность, каким должно быть наполнение каждого из них.
Автоматизацией процесса составления отчетности (будь то ежедневно, еженедельно и так далее) следует заниматься на разных уровнях:
Приемы и инструменты для описания процессов и структуры управления компанией
Для лучшего понимания процесса всегда пользуюсь приемом визуализации. Он помогает довольно быстро понять структуру бизнес-процесса и, что самое главное – увидеть возможные проблемы, незаметные при, например, текстовом описании.
Для меня надежным помощником в плане визуализации является модель BPMN (Business Process Model and Notation). Она пользуется хорошей репутацией в среде бизнес-аналитиков. BPMN понятна большинству работников компаний, поэтому часто применяется для проектирования моделей бизнес-процессов. Еще одним из преимуществ модели BPMN является возможность не только документировать процессы, но и реализовывать их в любой ВРМ-системе.
Эффективные методы систематизации бизнес-процессов
Говоря о методах и способах систематизации бизнес-процессов, хочется для начала определиться с определением данного термина. Комплексная работа по выявлению, последующему описанию и далее по синхронизации, оптимизации и автоматизации всех процессов на предприятии включается в понятие систематизации бизнес-процессов.
Целью систематизации является:
Для проведения эффективной систематизации следует выполнять поэтапный анализ бизнес-процессов с выделением качественных и количественных методов, таких как:
Заключение
Бизнес-аналитик – это универсальный сотрудник, который может запланировать, рассчитать и запустить проект в работу. Он проверяет, какие стратегии можно использовать для улучшения процессов компании, следит за экономической и технической реализацией новых требований. Опытные бизнес-аналитики руководят всей системной разработкой и стратегическим развитием компании.
Став бизнес-аналитиком, вы окажетесь в центре процесса оценки и улучшения текущих операций, а также разработки стратегий для бизнеса. Если вы мечтаете сыграть важную роль в успехе бизнеса или определенной компании, эта карьера удовлетворит ваши амбиции. Удачи!
Систематизация бизнеса
Не будет преувеличением, если сказать, что любой владелец развивающегося предприятия мечтает о том, чтобы организация работала автономно и без постоянного пристального контроля. Если на начальных этапах участие собственника во всех процессах естественно, необходимо, не угнетает организатора, потому что азарт и энтузиазм компенсируют потери личного времени, то по мере расширения бизнеса бремя управления становится всё тяжелее. Более того, чем больше развивается компания — тем менее эффективной становится модель личного руководства.
Систематизация бизнеса — это инструмент, позволяющий перейти к более выгодным и комфортным отношениям между владельцем и его предприятием.
Понятие «систематизация бизнеса»
Вы можете обойтись без структурирования, когда вся ваша компания это, собственно, вы и есть. Вы осуществляете все процессы, ведущие к получению прибыли, притом не нуждаетесь в контроле, обучении, мотивации:
Однако возможен и другой сценарий: продукт вы продали, но расходы по реализации оказались столь высоки, что прибыль не смогла их покрыть. Или продукт оказался не востребован в том сегменте рынка, который обслуживает ваша точка сбыта А1.
Вы анализируете ситуацию, приходите к выводу, что продукт А выгоднее продавать оптом перекупщику или в собственной сети, но через точку В. Значит, в дальнейшем ваша компания будет применять алгоритм, учитывающий этот опыт. А далее вы нанимаете в команду толковых ребят, которые не знают, почему нельзя продавать продукт А через точку А1.
Вы вынуждены по-прежнему контролировать любую деятельность:
То есть возникает парадокс: у вас есть команда профессионалов, но вы не можете отстраниться от контроля и решения ежедневных текущих вопросов.
Разумеется, на каждом предприятии пишутся регламенты, инструкции, циркуляры, однако проблема в том, что зачастую они противоречат друг другу и сбивают с толку линейных сотрудников.
Например, выстраивая алгоритм работы кассира, отдел сбыта выпускает один свод правил, а служба безопасности — другой, который противоречит первому в пяти пунктах. При возникновении требующей урегулирования ситуации персонал путается, нервирует и задерживает покупателя, в итоге страдает репутация компании.
Другой пример: отдел закупок, стремясь избежать нареканий к своей работе, приобретает объём сырья, превышающий возможности переработки за заданный период. В итоге сырьё приходит в негодность, компания несёт убытки.
Конфликт алгоритмов неизбежен, потому что каждая инструкция направлена на поддержание интересов конкретного звена, нет единой платформы, на которую они могли бы опираться.
Систематизация бизнес-процессов — это работа по последовательному описанию, а главное, синхронизации и автоматизации всех механизмов компании.
Виды бизнес-процессов
Что такое бизнес-процесс? Это последовательная цепочка действий или операций, которая имеет начало, определённое количество шагов и приводит (или должна приводить) к запланированному результату.
Например, процесс найма сотрудников упрощённо выглядит так:
Казалось бы, зачем тут что-то прописывать и регламентировать, ведь всё делают профессионалы.
Хотя процессы в работе предприятия присутствовали всегда, воспринимать их в качестве объектов управления стали сравнительно недавно.
Управленческие бизнес-процессы
К управленческим процессам относятся основные и обеспечивающие механизмы: менеджмент финансовых рисков, бизнес-планирование, стратегическое управление.
Отличительная черта этих процессов — стандартизированная форма управления объектом с помощью циклических действий:
Эти механизмы не важны для внешнего клиента, но значимы для менеджмента компании, поскольку позволяют ей расти и развиваться.
Различия между управленческими потоками обусловлены объектами управления:
Оперативная деятельность
К операционным БП относят базовую деятельность организации, которая обеспечивает основной доход: закупки, производство, продажи.
Как и любые другие процессы, операционные бизнес-процессы можно рассматривать на разных уровнях, но принцип их работы можно показать на усреднённом примере.
Допустим, мы внедряем новую линейку товаров. Тогда реализация проекта с точки зрения операционных бизнес-процессов должна выглядеть приблизительно так.
При правильно выстроенной организации владелец получает возможность не участвовать в решении текущих задач, занимаясь теми сферами деятельности, которые нельзя передать подчинённым.
Поддерживающие БП
Как ясно из самого названия, поддерживающими бизнес-процессами называются вспомогательные потоки деятельности компании, которые обслуживают основные узлы: техническая поддержка, бухгалтерский учёт, ремонтные подразделения, ОТК.
Основные задачи управления поддерживающими БП — разработать стандарты функционала должностей, определить границы ответственности каждой штатной единицы, наладить систему эффективного обмена информацией между вышестоящим и нижестоящим уровнем, между смежными подразделениями.
Однако управление любой деятельностью не будет достаточно эффективным, если не определить ключевой бизнес-процесс компании.
Что такое «ключевой процесс»
Ключевыми принято называть процессы, которые направлены на решение стратегических задач организации, то есть те, что определяют основное содержание бизнеса, составляют основу его конкурентного преимущества.
Выделение ключевых процессов служит отправной точкой для восприятия бизнеса как единого механизма с конкретными целями и позволяет приступить к разработке этапов систематизации, которая иначе превратилась бы в пустую трату времени на согласования, совещания и переписывание документации.
Этапы автоматизации управления бизнес-процессами
Прежде чем приступать к реорганизации, необходимо понять, с чем, собственно, мы будем иметь дело, то есть построить наглядную модель «компания как она есть сейчас», описать модель «как должно быть», сравнить результаты и составить план перехода от первого ко второму. По этому принципу действовал, например, Герман Гаврилов, когда штат его компании перевалил за сто человек, а капитал — за миллиард рублей.
Каковы бы ни были особенности нашего бизнеса, мы должны придерживаться следующих шагов.
Выглядит просто, однако недаром владельцы даже крупных компаний, имеющие огромный опыт управления, предпочитают приглашать для реорганизации профессионалов, а не взваливать эту задачу на своих менеджеров.
Основание для передачи этих задач сторонним специалистам очень простое: ни владелец, ни один из его управленцев, как правило, не обладают компетенцией, достаточной для глубокого анализа и понимания всех производственных потоков компании.
Причины провалов реорганизации БП
Недостаток компетенции приводит к системным ошибкам, которые влекут за собой сбои в подпроцессах:
Экономия на обучении
Ещё одна крупная и часто встречающаяся ошибка высшего руководства — неправильная оценка профессионального уровня персонала. Не нужно пренебрегать курсами по переобучению или повышению квалификации сотрудников. Например: был у нас на точке продавец и грузчик, после оптимизации осталась только одна совмещённая должность — продавец-грузчик. Продавец прекрасно разбирается в принципах выкладки, умеет дать полноценную консультацию по товару, но научили ли его обращаться с конвейером подачи товара на склад, грузовым лифтом, другим оборудованием? Или десять продавцов-грузчиков сами научатся обращаться с техникой; пять будут носить товар вручную, споткнутся на лестнице и получат производственную травму; а семеро растеряются и предпочтут уволиться?
Этот же принцип работает на всех уровнях: если мы вводим новый бизнес-процесс «холодные звонки», мы должны убедиться что наши сотрудники понимают, как это делается; если мы возлагаем на руководителя контроль за новым проектом, то он должен чётко знать алгоритмы мониторинга и т. д.
Сопротивление персонала
Большинство людей предпочитают в работе стабильность и предсказуемость. Непонимание необходимости изменений влечёт к сопротивлению персонала, неэффективной работе, а иногда и прямому саботажу внедряемых новшеств.
Полностью избежать этого явления, пожалуй, невозможно. Однако можно снизить накал недовольства, если действовать в рамках информационной открытости: разъяснять служащим цели, методы нововведений, выгоды, которые получит компания, а вместе с ней и её сотрудники. Для повышения популярности инноваций полезно заручиться поддержкой ключевых работников, старожилов компании, неформальных лидеров. Наряду с этим необходимо убедиться, что рядовые менеджеры способны донести до линейного персонала суть реорганизации в простой, понятной форме.
Заключение
«Некоторые, даже талантливые, бизнесмены говорят: нам не нужно много инструментов, одного-двух вполне достаточно. Это разумно, когда ты не ставишь целей вырасти в десять раз. Но у меня было много проблем, связанных с ростом, с амбициями, поэтому мне нужна была грамотная система».
(Г. Гаврилов, владелец компании «Roistat»)
Чтобы принести максимум пользы, мероприятия по систематизации бизнеса должны быть чётко увязаны друг с другом. Точечная модернизация не позволит шагнуть к реальному масштабированию предприятия, поскольку для этого необходимо организовать процессы таким образом, чтобы собственнику не приходилось отвечать за всё происходящее в компании.