Для чего нужна специальная педагогика

Специальная педагогика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие специальной педагогики

Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.

Зарождение специальной педагогики в России происходило на базе науки дефектологии, а в начале девяностых годов прошлого века появилось понятие «коррекционная педагогика». Таким образом, наука о дефектах превратилась в науку об исправлении дефектов. Следует отметить, что с позиции гуманности данный термин не корректен, так как каждый человек имеет свои особенности, а общество должно предложить свою помощь таким людям. В мире этот термин заменен на понятие «специальная педагогика».

Терминология

Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.

Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.

Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Готовые работы на аналогичную тему

Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.

Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.

Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели, задачи специальной педагогики

Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:

Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.

Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:

Предметные области специальной педагогики

Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:

Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.

Источник

Специальная педагогика: терминология и предметная область

Специальной (коррекционной) педагогикой называют такую ее отрасль, где занимаются вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития. То есть коррекция в специальной педагогике – это полное или частичное исправление недостатков психофизического развития у аномальных детей, применяя специальную систему педагогических приемов и мероприятий.

Специальная педагогика зарождается, основываясь на дефектологии, а в начале 90-х годов прошлого века уже появилось понятие «коррекционная педагогика». То есть наука о дефектах становится наукой об их исправлении. Если рассматривать со стороны гуманности, то термин нельзя считать корректным, так как каждый человек индивидуален, а общество должно помогать «особенным» людям. Данный термин заменили на понятие «специальной педагогики».

Терминология

Социальная педагогика – это ветвь общей, которая использует часть ее терминов и понятий, причем, имея свои собственные, и заимствованные у смежных наук. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся из них.

Лицом с ограниченными возможностями называют человека с нарушения психического или физического развития, поэтому имеющего особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальными условиями получения образования считают конкретные методы обучения и образовательные программы, технические средства и различные услуги, помогающие людям с ограниченными возможностями изучать общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

К специальному образовательному учреждению относят такую организацию образовательного типа, которая была создана специально для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – это подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Психические недостатки – это заверенные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – это «несовершенства», при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Субъект специального образования – это личность, обладающая отклонениями в развитии со специфическими потребностями в процессе преобразования.

Объект социальной педагогики – это образовательный процесс, удовлетворяющей потребности личности с ограниченными возможностями.

Предмет специальной педагогики – это сочетание практики и теории научных знаний специального образования.

Они исследуют особенности социализации и развития личности с нарушениями с поиском новых путей компенсации коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели и задачи специальной педагогики

Специальная педагогика предусматривает наличие системы целей, а именно:

Предложенные цели достигаются путем самого хода к конкретным целям спецобучения, овладение средствами письма, чтения детьми с нарушениями зрительного аппарата; личностная реабилитация человека, заключающаяся в преодолении чувства ненужности, отчужденности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. Контекст специальной педагогики говорит о достижении этих целей посредством обретения самостоятельности в самой жизни.

Чтобы достичь цели, специальная педагогика предлагает решение задач:

Предметные области социальной педагогики

Рассматривают такие предметные области педагогики, как:

Специальная педагогика связывает все предметные области вместе с теоретическим и методологическими основами. Использование коррекции позволяет применять необходимые меры предупреждения противоправного или нежелательного поведения индивида в обществе.

При гуманистическом воздействии на таких детей возможен синтез идей исправления отклоняющейся от нормы и адекватной адаптации личности к предложенным условиям жизни. Вследствие чего дети с ограниченными возможностями смогут почувствовать себя нужными и не проявлять недостойное поведение в обществе.

Источник

Специальная педагогика

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Содержание

Объект и предмет специальной педагогики

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..

Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

Основные принципы специальной педагогики как науки

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачи специальной педагогики:

Разделы специальной педагогики

Связь с другими науками:

Источник

Предмет, цель и задачи специальной педагогики

КОРРЕКЦИОННАЯ

И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования

доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией дошкольного.

воспитания детей с проблемами в развитии ИКП РАО Е. А. Стребелева;

доктор психологических наук, профессор, Директор Института психологии

им. Л. С. Выготского РГГУ Е. Е. Кравцова

Мишина Г. А., Моргачева Е. Н.

Коррекционная и специальная педагогика / Г. А. Мишина

ISBN 978-5-91134-048-3 (ФОРУМ)

ISBN 978-5-16-002874-3 (ИНФРА-М)

Учебное пособие знакомит студентов с понятийным аппаратом, основными теоретическими положениями теории Л.С.Выготского, задачами и принципами специальной педагогики, со держанием коррекционно-воспитательного процесса.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся учебных, заведений среднего профессионального образования. Также может представлять интерес для практических работников дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Предисловие

Издание данного учебного пособия обусловлено необходимостью совершенствования содержания коррекционно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН «О правах инвалидов» (1991г.).

На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации. На Всероссийском совещании «Реализация программы модернизации непрерывного педагогического образования при подготовке специалистов дефектологического профиля для дошкольных учреждений России» (2004г.) отмечался малый объем знаний по указанным проблемам специальной педагогики и специальной психологии в системе подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений.

Исторически выработанная и зафиксированная в культуре система отношений ребенка определенного возраста с обществом определяется как социальная ситуация развития в данном возрасте. Для каждого отдельного ребенка она воплощается в его конкретных отношениях со своим окружением (родителями, воспитателями детского сада, другими детьми). Эти отношения в совокупности образуют межличностную ситуацию развития ребенка. «Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию своего развития определяется особенностями его поведения и деятельности.

Первичные нарушения в развитии (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению» ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и культурные инструменты решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.

С учетом обозначенных приоритетов и теоретической концепции отечественной специальной педагогики в предлагаемом учебном пособии представлено содержание работы воспитателя коррекционного дошкольного учреждения.

Учебное пособие знакомит студентов с понятийным аппаратом, основными теоретическими положениями теории Л.С.Выготского, задачами и принципами специальной педагогики, содержанием коррекционно-воспитательного процесса.

Книга состоит из двух глав. В первой главе раскрываются вопросы, касающиеся исторического аспекта развития специальной педагогики, выделены актуальные проблемы этой науки на современном этапе. Вторая глава посвящена организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, содержанию работы воспитателя в адаптационный и основной период.

В конце каждой главы даны контрольные вопросы, задания и список литературных источников для самостоятельной работы студентов.

В приложениях даны примерные темы курсовых работ к каждой из представленных глав, материалы зарубежных и отечественных законодательных актов, касающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Предмет, цель и задачи специальной педагогики

Предметом специальной педагогики являются обучение, воспитание, развитие, социализация «особенных» детей и подростков.

Специальная педагогика ставит перед собой ряд задач, которые условно можно разделить на несколько категорий.

Прежде всего, это задачи теоретического характера, связанные с развитием науки. К ним относятся:

· совершенствование и развитие методологии специального образования;

· определение концепций, целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса;

· изучение педагогических систем образования, рассмотрение возможности появления инновационных альтернативных систем;

· обоснование и разработка принципов, методов, приемов специального обучения;

· совершенствование методов диагностики;

· решение вопросов, связанных с комплектованием специализированных учреждений;

· создание оптимальных условий для более эффективного обучения, воспитания, социализации «особенных детей и подростков»; повышение эффективности процесса социализации;

· решение проблем, связанных с профессиональной и трудовой подготовкой потенциальных выпускников;

· разработка системы профилактических мероприятий по

· предупреждению нарушений развития.

Кроме того, каждое направление специальной педагогики выделяет задачи образовательные (связанные с процессом обучения), воспитательные (направленные на процесс воспитания), а Также специфические. Образовательные и воспитательные задачи связаны с общей дидактикой и теорией воспитания, специфические обусловлены особенностью предмета.

Образовательные задачи, как было указано выше, связаны с процессом обучения и содержанием учебной деятельности. Можно выделить несколько общих для всех отраслей специальной педагогики задач:

· расширение кругозора и формирование мировоззрения «особенных» детей и подростков;

· формирование предпосылок (для детей дошкольного возраста), навыков и умений учебной деятельности;

· развитие познавательной деятельности в процессе овладения знаниями (собственно обучение);

· развитие мышления и речи (устной и письменной);

Помимо образовательных, специальная педагогика ставит целый ряд воспитательных задач, которые направлены на развитие различных общественно значимых личностных качеств детей и подростков. К ним относятся:

• разностороннее развитие личности ребенка;

• формирование морально-этических, нравственных качеств, взглядов, убеждений;

Вместе с тем, своеобразие предмета делает необходимым решение специальных задач, стоящих перед специальной педагогикой. Их конкретизация, содержание варьируются в зависимости от направления (специфических особенностей, характера имеющихся нарушений, степени сохранности интеллекта, компенсаторных возможностей) специальной педагогики. Решение специальных задач включает:

· изучение закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей;

· преодоление (компенсация) специфических отклонений в психическом, социальном развитии и сопутствующих основному нарушению дефектов;

· активизация компенсаторных возможностей детей и подростков;

· установление связей с социальным окружением;

· подготовка к социальной адаптации и интеграции в общество;

· осуществление профессиональной, трудовой подготовки (с учетом типологии нарушения, индивидуальных особенностей и возможностей личности).

· ранняя педагогическая помощь. Раннее выявление, ранняя диагностика и своевременное оказание специализированной помощи способствуют успешному развитию детей с нарушениями;

· коррекционно-компенсирующий, развивающий характер специального образования. Предполагает опору образовательно-воспитательного процесса на использование сохранных возможностей; развитие, насколько это возможно, нарушенных систем организма;

· единство развития мышления и речи. Реализация принципа опирается на положение отечественных психологов и лингвистов о взаимосвязи и взаимообусловленности развития мышления и речи как факторов, совместно обусловливающих процесс развития как нормального, так и «особенного» ребенка;

· деятельностный подход. Предполагает учет ведущего вида деятельности (игровой, учебной) в процессе обучения и воспитания. Обязательными условиями реализации данного принципа являются организующая роль взрослого и совместное выполнение деятельности;

· индивидуальный и дифференцированный подходы. Предполагают учет индивидуальных (личностных, интеллектуальных, сенсорных) особенностей и возможностей ребенка в процессе обучения; вариативных (типологических) особенностей группы детей в рамках одной категории нарушения. Учет данного принципа позволяет правильно организовать учебно-воспитательную работу;

· социально-адаптирующая направленность образования. Данный принцип рассматривает коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков как средства и условия достижения людьми с различными нарушениями максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни (Л. В. Андреева, 2005).

Цели и задачи, стоящие перед специальной педагогикой, являются, в общем, приблизительно одинаковыми для всех ее направлений. Кроме того, сходными оказываются некоторые из ключевых положений науки.

При этом каждая научная отрасль по-разному рассматривает некоторые из принципов, которые являются специфичными для конкретной ее области, а также отдельные основополагающие термины и понятия.

Кроме того, различными направлениями по-разному при одинаковой формулировке, рассматриваются такие важные для современной специальной педагогики понятия, как «компенсация» (замещение, перестройка нарушенных функций) и «коррекция» (система мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие различных способностей и возможностей личности). Это связано прежде всего с различной природой нарушений.

Представители тифлопедагогики исходят из положения о том, что коррекция и компенсация нарушений зрения при его снижении возможны благодаря восстановлению, охране и развитию остаточного зрения. При слепоте коррекция зрения невозможна, однако компенсация дефекта проходит за счет развития не связанных со зрением тактильных, сенсорных, моторных компонентов психической деятельности при ведущей роли мышления (как свойства отражения существенных признаков, связей и отношений объективного мира) и речи. Это обеспечивает ребенку «адекватное и активное отражение внешнего мира и создает возможность овладеть различными формами деятельности на каждом возрастном этапе» (Л. И. Солнцева).

Сурдопедагоги считают, что коррекция и компенсация нарушений слуха связаны с развитием и расширением слуховых возможностей слабослышащего (со сниженным слухом) и глухого ребенка (известно, что остаточный слух сохраняется и при тотальной глухоте), а также с развитием речи. Компенсация при глухоте осуществляется, кроме того, за счет активного использования сохранных анализаторов (прежде всего зрительного), формирования и развития словесной речи, использования различных форм коммуникации (в частности, дактильной и жестовой видов речи).

По мнению олигофренопедагогов, полностью скоррегировать интеллектуальный дефект невозможно, так как умственная отсталость в отечественной науке считается стойким, стабильным состоянием. Вместе с тем, представители данного направления специальной педагогики рассматривают проблему коррекции и компенсации интеллектуального дефекта с позиции необходимости обучения, воспитания, развития личности умственно отсталого ребенка (подростка), осуществления его профессионально-трудовой подготовки, активного включения в жизнь.

Необходимо отметить, тем не менее, что полная коррекция и компенсация большинства нарушений и дальнейшее нормальное развитие «особенных» детей и подростков возможны не всегда. Наиболее благоприятными состояниями в плане перспективы являются задержка психического развития (ЗПР) и невыраженные речевые нарушения. В остальных случаях можно говорить об определенной динамике (улучшении состояния). Обязательным условием улучшения состояния в любых случаях является целенаправленная, систематическая работа в специально организованных условиях.

Различия предметных областей, точнее характера нарушений, обусловливают разработку и использование различных методов, приемов, систем обучения.

Метод обучения слепых детей получил название «Метод рельефных шеститочий Л. Брайля» (по имени изобретателя). Суть его заключается в том, что каждая буква алфавита или цифра обозначается сочетанием точек (всего их шесть), расположенных в определенной последовательности в пространстве. Вариации количества точек (от одной до шести) и расположения точечных символов создают комбинации букв, знаков препинания, математических символов. Процесс чтения слепыми того или иного материала основывается на восприятии этих комбинаций: точки объединяются в буквы, буквы в слова, предложения. Обучение письму также имеет свои особенности. Письмо тоже рельефное, и осуществляется путем нанесения вдавленных комбинацией точек (букв, цифр) при помощи специального грифеля на плотную бумагу, в результате чего на обратной стороне листа возникает выпуклый рельеф. Проверить правильность написания можно путем ощупывания вогнутых точек острием грифеля.

Но его использование на практике представляет для глухих детей значительную сложность, так как они не могут контролировать правильность собственной речи. Это касается и звучания, так как отсутствует слух.

Объединяющим все направления специальной педагогики содержательным аспектом являются трудовая направленность процесса обучения, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, необходимые для успешной социализации и адаптации аномальных подростков в общество.

Вместе с тем, содержание обучения различных категорий аномальных детей и подростков варьируется, и выбор программы обучения (содержание обучения) зависит прежде всего от интеллектуальных возможностей и дошкольников, и школьников.

Однако ориентация специализированных школ и дошкольных образовательных учреждений на программу общеобразовательной школы, тем не менее, не может не учитывать типологических особенностей и возможностей «особенных» учащихся. Указанное определяет специфику работы специальных школ.

Это находит отражение в увеличении сроков обучения для некоторых категорий «особенных» детей и подростков. Так, вместо 11 лет дети и подростки с нарушением слуха и зрения обучаются 12. Кроме того, практически для всех детей и подростков предусматривается введение длительного подготовительного (пропедевтического) периода обучения в начальных классах (в общеобразовательной школе этого нет); допускается перераспределение программного материала, изменение последовательности изучения тем; вводится (особенно на начальных этапах обучения) щадящий режим (сокращение продолжительности уроков, введение игровых приемов и методов работы и т. д.); уменьшена наполняемость классов и групп (для детей дошкольного возраста).

Содержание обучения и воспитания школьников с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталых) учитывает особенности и возможности детей и подростков данной категории и существенно отличается от программы общеобразовательной школы.

Основным отличием является небольшой объем получаемых знаний по всем учебным предметам. Программа является облегченной, модифицированной, растянутой во времени. Так, школьники за девять лет обучения овладевают знаниями и умениями, соответствующими приблизительно уровню начальной общеобразовательной школы. Кроме того, программой предусмотрено изучение не всех предметов: в специальной школе не преподаются иностранные языки, алгебра, химия, физика, геометрия; в старших классах вводятся лишь элементы данных дисциплин. Несмотря на небольшой объем знаний и умений к программе обучения предъявляются серьезные требования. Все сведения должны быть научно достоверными и соответствовать современным требованиям науки. Значительное место в программе обучения отводится трудовой подготовке школьников. По окончании школы выпускники с нарушениями интеллекта получают аттестат о неполном среднем образовании, срок обучения составляет девять лет.

Дети и подростки с более выраженным интеллектуальным дефектом (с умеренной умственной отсталостью) получают первоначальное обучение в специальной школе для детей с глубокой степенью умственной отсталости или в специальных классах при школах для детей с нарушениями интеллекта. Содержание обучения в таких школах и классах направлено в основном на получение элементарных навыков обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков самообслуживания и доступной трудовой деятельности. Школьников учат навыкам и умениям, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Характеризуя различия в содержании, методах, приемах обучения, необходимо отметить, что содержание обучения практически для всех возрастных групп «особенных» категорий является достаточно разработанным. Вместе с тем, для ряда детей и подростков с нарушениями развития разработка содержания и сам процесс обучения существенно затруднены. Однако специалисты постоянно работают над совершенствованием содержания программ и процесса обучения детей данной категории. Это касается таких состояний, как ранний детский аутизм, сочетания нарушений зрения и слуха.

Наиболее тесная связь отмечается между специальной и общей педагогикой. Теории обучения, принципы, методы обучения и воспитания, приемы обучения, разработанные общей педагогикой, являются основой специального обучения и активно используются во всех отраслях специальной педагогики. В частности, это касается общих принципов дидактики (теории обучения).

Кроме того, специальная педагогика опирается на положения общей, возрастной, педагогической психологии, связана со специальной психологией. Общая психология дает характеристику основным функциям и процессам, обусловливающим психическую деятельность в норме. Учет таких важных знаний, как структура деятельности, ведущая деятельность в детском возрасте, возрастные кризисы и ряд других, позволяет разработать программы для каждого года обучения с учетом ведущей деятельности и личностных особенностей, свойственных всем возрастным периодам развития ребенка. Изучение психологических особенностей аномальных детей и подростков является предметом изучения специальной психологии, которая обогащает специальную педагогику знаниями об особенностях протекания психических процессов особенных детей и подростков. Это важно для правильной организации процесса обучения.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте цели и задачи специальной педагогики.

2.Раскройте принципы специальной педагогики

3.Назовите и охарактеризуйте основные разделы специальной педагогики. При выполнении этого задания воспользуйтесь словарем.

4.В чем сходство и различие задач, стоящих перед специальной педагогикой?

5.С чем связаны различия в методах, системах, программах приемах обучения различных категорий аномальных детей и подростков?

6.Раскройте связь специальной педагогики с другими науками. В чем состоит принцип обратной связи специальной педагогики с медициной, педагогикой, психологией?

7.Коротко перечислите основные методы исследования в специальной педагогике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *