Для чего нужна спецодежда
Что такое современная спецодежда и как ее нужно выбирать
Сегодня спецодежда и обувь используется в самых разных отраслях человеческой деятельности, начиная со строительства и производства, заканчивая торговлей, пищевой промышленностью и медициной. Она обеспечивает защиту работника от внешней среды и позволяет избегать всевозможных травм. Кроме того специальная одежда оберегает человека от загрязнения в том числе опасными химическими веществами.
Именно поэтому многие предприятия и частные лица уделяют большое внимание правильному подбору экипировки. Она должна отвечать условиям труда, быть удобной, надежной и долговечной. В магазине специальной экипировки Правсиз можно приобрести спецодежду по выгодным ценам https://pravsiz.by/.
Ниже в этой статье мы постараемся ответить на такие вопросы как:
Ответы на эти вопросы помогут владельцам предприятий или даже частным лицам понять, что же такое спецодежда и как организовать ее закупку у поставщиков.
Зачем нужна спецодежда
Спецодежда – это не просто комплект экипировки с названием бренда изготовителя. Важно чтобы она отвечала требованиям производства где она будет использоваться, имела определенную окраску и качество материала. При взгляде на конкретного рабочего, эксперт сразу сможет понять какой класс одежды он видит перед собой. Вот два основных класса спецодежды:
Ко второму классу относятся следующие типы специальной одежды:
Таким образом, специальная одежда позволяет решать множество вопросов в плане обеспечения нормальных условий труда для работника.
Особенности и критерии
Специальная экипировка должна соответствовать определенным заранее установленным критерием и обладать определенными особенностями. Например, это касается выбора материала из которого шьют такую одежду. Вот некоторые из важных критериев:
Понятно что все эти требования реализовать в одном конкретном материале просто невозможно, однако это и ненужно. Главное чтобы выбранная одежда отвечала условиям труда и защищала работника в определенной ситуации. Например, если речь идет о медицинских работниках, то для них, прежде всего, важно чтобы одежда обладала бактерицидными свойствами, а на пример для дорожных строителей она должна защищать от влаги и холода. Пользуясь установленными критериями можно всегда выбрать подходящую форму.
Требования к специальной рабочей одежде
Сегодня в нашей стране действуют специальные нормы, которые устанавливают перечень требований для специальной экипировки. Вот наиболее важные из них.
К выше описанным параметрам также следует отнести другие более универсальные требования, в том числе это: соответствие размеру конкретного работника, легкий уход, практичность, надежность. Кроме того хорошая униформа должна быстро восстанавливать свои качества после стирки, не мяться, выглядеть аккуратно и эстетически правильно. Владельца предприятий нужно понимать, что наличие качественной формы у их сотрудников это, прежде всего, выгодно руководству.
Требования к униформе, которая используется в рабочей сфере, промышленности на стройке
Нужно сказать, что каждая сфера человеческой деятельности имеет свои особенные условия труда. Именно поэтому требования к форме, нормы по ее выдаче, сроки эксплуатации, регулярность замены — собственные для каждой индустрии.
При этом все эти нормы регулируются современным законодательством нашей страны, отраслевыми распоряжениями и указами, внутренней документацией.
Наиболее важные параметры и требования закреплены ГОСТами, а также техническими уставами. Актуальные стандарты действуют в отношении любого типа экипировки, в том числе для костюмов сварщиков, сигнальных комплектов, рабочей униформы.
Если говорить о рабочих специальностях то форма для них должна отвечать определенным требованиям, которые существуют в рамках конкретной отрасли. Разберем некоторые примеры этого утверждения.
Зная требования и законодательные нормы, администрация предприятия может легко выбрать нужную экипировку для своих работников.
Кому выдается спецодежда
Согласно установленным правилам бесплатно экипировка (в том числе это касается средств индивидуальной защиты) выдается сотрудникам условия работы, которых требуют специальной защиты. Перечень профессий, которые соответствуют таким требованиям, указан в специальном постановлении. В этот перечень входят профессии, на которые могу влиять внешние факторы, например: высокая или низкая температуры, химические вещества, излечение, световые эффекты. При этом к выдаваемой спецодежде предъявляются требования, которые позволяют гарантировать безопасность сотруднику. Вот некоторые профессии представители которых в обязательном порядке должны получать бесплатную спецодежду:
При этом если определенные профессии не входят в установленный список работодатель все равно может обеспечить своих сотрудников формой по собственной инициативе. Параметры такой формы обычно не содержат требований связанных с повышенной безопасностью, дополнительными защитными возможностями. Главное чтобы такая одежда была комфортабельной, имела эстетический вид, соответствовала корпоративным требованиям.
Как закон регулирует применение специальной одежды
Все нормы связанные с обеспечением работников спецодеждой, а также ее использованием включены в специальные законодательные акты. Так например статья 221 Трудового Кодекса РФ гласит что на производственных и промышленных предприятиях где рабочий процесс связан с высокой температурой, возможным химическим загрязнением рабочая экипировка (в том числе и обувь) выдаются сотрудникам бесплатно. При этом вся одежда должна отвечать стандартам указанным ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты». Работодатель имеет право сам установить, как и когда выдается новая форма сотрудникам, но при этом он должен соблюдать установленные нормы.
На данный момент использование спецодежды и экипировки регулируется следующими документами:
Материалы из которых изготавливается спецодежда
Сегодня производители используют разные материалы для пошива рабочей униформы. Это могут быть как искусственные, так и натуральные ткани. При этом важно чтобы применяемые материалы соответствовали действующим нормам и ГОСТам. Кроме того такие ткани должны пропускать воздух, выдерживать низкие или наоборот высокие температуры, не быть горючими, быть влагостойкими.
Какой материал будет использоваться зависит от того какую униформу, для решения каких задач из него будут шить.
Как выбрать спецодежду
При выборе специальной униформы следует обращать внимание на ряд параметров и факторов. Вот некоторые правила, которые позволят сделать лучший выбор:
Зачем нужна спецодежда?
Зачем нужна спецодежда?
Спецодежда предназначена для того, чтобы защитить сотрудника, который выполняет определенный вид работы, сопряженный с воздействием различных негативных факторов, а также для определения его принадлежности к той или иной организации. Причем второе выделилось относительно недавно. Ранее считалось, что спецодежда необходима только таким рабочим, как строители, дорожники или шахтеры. Сегодня же сложно себе представить, к примеру, предприятие общепита, официанты которого не будут носить фартуки в корпоративных цветах, либо повара или врача без белого халата. Важным элементом спецодежды стал также ее фирменный стиль.
Основные требования к спецодежде
Внешний вид является немаловажным, но все же на первый план чаще выходят защитные функции. И даже если производство или сфера обслуживания напрямую не связаны с негативными факторами, способными нанести вред здоровью сотрудника, спецодежда должна отвечать следующим требованиям:
Отсутствие способности накапливать статическое электричество будет оценено сотрудниками, спецодежда которых либо непосредственно прилегает к телу, либо имеет контакт с участками кожи большой площади. Для данной цели выбирают, как правило, натуральные ткани, такие как хлопок и лен.
Устойчивость к влаге и смачиванию в целом требуется сотрудникам большого количества производств и сфер услуг, а также медикам. Спецодежда, которая отталкивает жидкости, дольше остается чистой, предохраняет кожу человека от возможного попадания на нее токсичных веществ.
Гигиеничность актуальна всегда, хотя бы потому, что здоровье персонала — неотъемлемая часть стабильного производства или службы. Способность защищать от инфекций требуется тем, кто работает в очагах опасных заболеваний. Такая спецодежда, как правило, изготавливается из особых материалов и имеет высокую стоимость.
Сигнальная функция востребована со стороны представителей профессий, обслуживающих дорожное движение, так как в целях безопасности на дороге нужно быть максимально заметным. Для этого в спецодежду вшиваются световозвращающие вставки.
Легкая промышленность, занимающаяся пошивом специальной одежды, всегда отвечает потребностям экономики, и появление новых профессий при необходимости всегда сопровождается разработкой моделей. С развитием технического прогресса все большую актуальность будут приобретать изделия из новейших материалов, которые выведут защиту персонала на совершенно иной качественный уровень.
Средства индивидуальной защиты: порядок выдачи, учета и возмещения из средств ФСС
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Разберемся, как обеспечивать работников средствами защиты и какова ответственность работодателя за нарушение сроков выдачи СИЗ. Расскажем о покупке средств защиты за счет средств ФСС России
Нормы выдачи СИЗ
Работодатель обязан приобретать и выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты, имеющие сертификат или декларацию соответствия, если:
Определить, какие СИЗ надо выдавать, помогут три категории документов:
Эти документы определяют номенклатуру СИЗ, количество и периодичность замены. Работодатель вправе установить свои нормы выдачи СИЗ, но они должны улучшать уровень защиты: например, для ног допустимо использовать более эффективные кевларовые подноски вместо металлизированных. Либо разрешено заменить один типовой вид СИЗ на аналогичный или равноценно защищающий от опасных или вредных производственных факторов. Любые отклонения от типовых норм необходимо согласовать с профсоюзом и утвердить приказом.
Перечень документов по типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Если во время проверки ГИТ установит, что локальный документ ухудшает положение работников, он будет признан недействительным. Организацию привлекут к ответственности и назначат штраф, работодателя обяжут обеспечить работников теми средствами защиты, которые положены по типовым нормам.
Все действующие типовые нормы выдачи СИЗ рассчитаны на полную занятость работника. И если в организации есть сотрудники, которые работают на 0,5 или на 0,25 ставки, то СИЗ можно выдавать пропорционально их занятости во вредных или опасных условиях труда или на работах, связанных с загрязнением.
Пример. Если сотруднику на полную ставку положено четыре пары перчаток, то на 0,5 ставки вы вправе выдавать только две, потому что он работает меньше по времени. Правила обеспечения работников средствами защиты это допускают.
Классы средств защиты
При покупке средств защиты важное значение имеет их класс. Он зависит от степени риска, которому подвергается работник.
Первый класс защиты — это СИЗ простой конструкции, они применяются в условиях минимальных рисков причинения вреда здоровью и подлежат декларированию. Простой пример — медицинская маска, которую применяют медики и все население Земли в пандемию. Приобретая СИЗ первого класса, запросите у поставщиков декларацию соответствия.
Второй класс — это СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работника. Например, привязь для работы на высоте: если она окажется некачественной, работник упадет и травмируется. При покупке таких средств защиты запросите у поставщика сертификат соответствия.
В копиях сертификатов и деклараций должны стоять печати поставщиков. Копии должны быть заверены (п. 9 Правил оформления сертификатов, утвержденных Коллегией Евразийской экономической комиссии № 293). Эти документы подтвердят качество и надежность средств защиты, которые вы выдаете работникам.
Срок использования СИЗ
Работодатель не вправе увеличивать первоначальный срок носки СИЗ. По истечении срока носки работодатель может проверить их защитные свойства, провести чистку, восстановление и выдать снова. Если работодатель видит, что СИЗ еще можно использовать, он собирает комиссию, проверяет защитные средства, чистит и определяет период, на какой выдает СИЗ во второй раз.
Учет средств индивидуальной защиты
Факт выдачи СИЗ фиксируйте в личной карточке выдачи СИЗ (приложение к Приказу № 290н). Ее можно вести на бумаге или в автоматизированной системе. Важно, что факт выдачи на руки СИЗ работнику нужно подтвердить только непосредственно подписью в его личной карточке. В электронном варианте необходимо зафиксировать номер и дату документа бухгалтерского учета, что подтвердит факт выдачи средств защиты работнику.
Важно утвердить полномочия сотрудника, который ведет личные карточки. Это можно сделать с помощью приказа о вменении ему дополнительной обязанности. Законодательно не урегулировано, кто из работников организации должен вести личные карточки.
Можно организовать выдачу средств индивидуальной защиты через автоматизированные системы выдачи — вендинговые аппараты. Сейчас этот способ становится все более распространенным. Важное условие — сотрудник должен быть персонифицирован, то есть в системе он должен зарегистрироваться с помощью электронного ключа. Система понимает, кто к ней обратился, и вносит данные о выданных средствах защиты в электронную форму карточки учета.
Многие поставщики СИЗ предлагают такие аппараты работодателям. Это удобно, потому что работник в любой момент может получить средство защиты, а система в автоматическом режиме все это фиксирует. Конечно, не все средства защиты можно выдавать через вендинговый аппарат. Например, костюм защитный так выдать нельзя, а вот перчатки и респираторы — вполне реально.
Порядок выдачи СИЗ
Если вы самостоятельно организуете закупку и выдачу средств защиты, алгоритм действий должен выглядеть примерно так:
Второй вариант — доверить процесс выдачи средств защиты поставщику СИЗ. В договоре аутсорсинга вы разграничиваете зоны ответственности: работодатель определяет номенклатуру, а подрядчик организует поставку и процесс выдачи.
Если вы выдаете СИЗ, которые требуют практических навыков применения, например противогазы, организуйте сами или поручите аутсорсеру инструктаж и тренировки по их применению. Обязательно зафиксируйте это, чтобы не попасть на штрафные санкции.
Ответственность работодателя
В Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафные санкции за невыдачу средств индивидуальной защиты:
Класс СИЗ | Штраф |
---|---|
Второй | |
Первый |
Финансирование из средств ФСС
Ст. 212 Трудового кодекса содержит требование к работодателю обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Обязательному страхованию подлежат (Федеральный закон № 125-ФЗ) физические лица:
Задачи социального страхования: снизить профессиональные риски и сократить производственный травматизм, в том числе возместить вред, который причинен жизни и здоровью. Это касается расходов на медицинскую помощь, социальную и профессиональную реабилитацию и пр. Один из пунктов Приказа Минтруда № 580 «О порядке условий финансирования предупредительных мер» дает право направить 20% от суммы выплачиваемых в ФСС взносов на мероприятия по охране труда, в том числе на закупку средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.
Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков:
Если вы планируете возместить часть средств, затраченных на приобретение средств индивидуальной защиты, за счет ФСС, то до 15 декабря текущего календарного года надо направить заявление на возмещение. Обычно мы подавали такое заявление в срок до 1 августа, но в 2021 году произошли существенные изменения в порядке финансирования затрат на охрану труда из ФСС. Постановлением от 30.12.2020 № 2375 Правительство РФ установило новый срок подачи заявления и пакета документов. При этом, если вы готовы, вы можете сделать это уже сейчас.
Обратите внимание, что с 2021 года фонд перешел на систему прямых выплат. Если раньше мы деньги из фонда не получали, а просто в следующем году происходил вычет тех сумм, которые мы тратили на охрану труда, то сейчас компании получают реальные деньги на реализацию указанного в заявлении контракта.
Если хотите детально разобраться, как возместить через ФСС России затраты на охрану труда в 2021 году, смотрите запись вебинара Натальи Герасименко и Марины Шобохоновой.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Типовые отраслевые нормы выдачи СИЗ 685.6 КБ
Учет спецодежды в ПП «1С: Бухгалтерия предприятия 8» ред.3.0
Согласно ст. 221 Трудового Кодекса РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Специальная одежда – это средства индивидуальной защиты работников организации. К ним относятся:
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ч. 3 ст. 221 ТК РФ).
Бухгалтерский учет спецодежды
В зависимости от стоимости и срока полезного использования спецодежду можно условно разделить на три категории:
Спецодежда, которая относится ко второй категории, учитывается в составе материально-производственных запасов, но не может быть единовременно списана на счета затрат. Ее стоимость погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спецодежды, а также в правилах обеспечения работников спецодеждой (п. 26 Методических указаний).
Для обеспечения контроля за сохранностью спецодежды после ее ввода в эксплуатацию она учитывается на забалансовом счете (п. 23 Методических указаний). В программе «1С:Бухгалтерия 8» для этих целей используется забалансовый счет МЦ.02 «Спецодежда в эксплуатации».
Спецодежда, которая относится к третьей категории, учитывается в порядке, применяемом для учета основных средств.
Налоговый учет спецодежды
Обратите внимание: В результате учета второй категории спецодежды возникает временная разница, т.к. в бухгалтерском учете стоимость такой спецодежды списывается постепенно (линейным способом), а в налоговом учете списание выполняется единовременно (материальные расходы).
Третья категория спецодежды отражается в составе амортизируемого имущества.
Учет спецодежды в ПП «1С: Бухгалтерия предприятия 8»
В программе «1С:Бухгалтерия предприятия 8» для учета спецодежды используются счета 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», 10.11.1 «Специальная одежда в эксплуатации», а также забалансовый счет МЦ.02 «Спецодежда в эксплуатации».
В данной статье мы рассмотрим три способа погашения стоимости спецодежды:
Разберем особенности учета на примере данной ситуации:
15.06.2013 г. ООО «Восход» приобрело у поставщика ООО «Текстильщик» комбинезон в количестве 5 штук по цене 1 180 руб. (в т.ч. НДС), сапоги резиновые в количестве 7 пар по цене 590 руб. (в т.ч. НДС) и перчатки в количестве 15 пар по цене 33,6 руб. (в т. НДС).
Поступления спецодежды
На основании документа «Поступление товаров и услуг» вводятся данные предъявленного поставщиком счета-фактуры. Для ввода счета-фактуры можно перейти по гиперссылке, которая выделена синим цветом в нижней части документа «Поступление товаров и услуг», или воспользоваться закладкой«Счет-фактура».В счете-фактуре необходимо указать входящий номер и дату (рис.2).
В результате проведения документа «Поступление товаров и услуг» формируются проводки, отражающие поступление спецодежды на склад и возникновение задолженности перед поставщиком, а так же величину входящего НДС (рис.3).
Передача спецодежды в эксплуатацию
При добавлении нового документа на закладке «Спецодежда» указывается список выдаваемой сотрудникам спецодежды (в нашем случае это комбинезон, сапоги резиновые и перчатки) (рис.5).
В столбце «Назначение использования» информация о способе погашения стоимости спецодежды и нормативе выдачи. Рассмотрим детально, какая информация указывается в карточке назначения.
Обратите внимание: Назначение использования задается для каждой номенклатуры отдельно (поле «Номенклатура»), таким образом, созданное назначение использования для комбинезона не может быть использовано в дальнейшем для перчаток. В наименовании назначения использования можно указать, каким образом будет использоваться спецодежда, срок полезного использования(до года или больше года). В карточке назначения указывается количество по нормативу выдачи, способ погашения стоимости (по данным бухгалтерского учета), срок полезного использования в месяцах (важен при использовании варианта погашения «Линейный») и способ отражения расходов (т.е. счет затрат и аналитика, на которые будет производиться списание спецодежды). (см. рисунки 6, 7, 8):
Как говорилось ранее, стоимость спецодежды сроком полезного использования меньше года списывается на расходы сразу в момент выдачи в эксплуатацию (в нашем случае на счет 20 «Основное производство») как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, вследствие чего не возникает постоянных и временных разниц. Для такой спецодежды устанавливается способ погашения стоимости «Погашать стоимость при передаче в эксплуатацию» (рис.6).
Обратите внимание: «Способ погашения стоимости», указываемый в карточке назначения использования, отражает настройку для бухгалтерского учета. В налоговом учете списание стоимости на расходы производится автоматически. Для спецодежды со сроком полезного использования менее года (для которой списание в бухгалтерском и налоговом учете производится одновременно) показатель «Срок полезного использования» содержит вспомогательную информацию для анализа, не влияющую на результаты проведения документа.
Создадим назначение использования для сапог (рис.7). Как отмечалось ранее, если срок полезного использования спецодежды больше 12 месяцев, то в бухгалтерском учете стоимость такой спецодежды будет списываться на расходы постепенно в течение всего срока полезного использования равными долями (линейным способом), а в налоговом учете списание производится единовременно, в результате чего возникает временная разница.
Обратите внимание: В назначении использования имеется возможность указать также способ погашения стоимости «Пропорционально объему продукции (работ, услуг)», но он не применим к спецодежде. Его можно применять только к спец оснастке.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) сумма погашения стоимости специальной оснастки определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта.
Применение способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) рекомендуется для тех видов специальной оснастки, срок полезного использования которой непосредственно связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), например, штампы, пресс-формы, прокатные валки и т.п.
Создадим так же назначение использования для выдаваемых сверх норм перчаток (рис.8).
При выдаче спецодежды сверх норм возникает постоянная разница (ПР) в оценке расходов, поскольку списание спецодежды производится по данным бухгалтерского учета, а в налоговом учете стоимость списания не облагается налогом на прибыль. Постоянная разница возникает один раз в текущем периоде. Таким образом, при списании спецодежды сверх норм корректировка налога на прибыль производится один раз в периоде выдачи спецодежды.
На что требуется обратить внимание при добавлении назначения использования для такой спецодежды?
При добавлении нового способа отражения расходов для выбранного счета затрат обязательно указывается аналитика – «Статья затрат» или статья «Прочих доходов и расходов» в зависимости от выбранного счета затрат (рис.10).
В качестве «Субконто 1» для сч.91.02 выступает статья прочих доходов и расходов. Создадим новую статью с наименованием « Спецодежда сверх норм». При добавлении новой статьи важно указать, что в налоговом учете расходы по данной статье являются не принимаемыми при расчете налога на прибыль: в столбце «Принятии к НУ» убираем галочку(рис. 11, 12).
В результате такой настройки в бухгалтерском учете стоимость спецодежды полностью спишется на счет 91.02 «Прочие расходы», а в налоговом возникнет постоянная разница, которая будет влиять на расчет налога на прибыль.
В результате проведения документа «Передача материалов в эксплуатацию» будут сформированы следующие проводки (рис. 13):
Разберем проводки, сформировавшиеся при проведении документа.
Проводкой Дт 10.11.1 Кт 10.10 отражается выдача спецодежды со склада в эксплуатацию.
Стоимость спецодежды «Комбинезон», по которой был установлен способ погашения стоимости «Погашать стоимость при передаче в эксплуатацию», списывается в Дт20.01 полностью как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (проводка № 4) в размере 1 000 руб.
Стоимость спецодежды «Сапоги резиновые» с линейным способом погашения стоимости списывается на расходы единовременно только в налоговом учете в размере 500 руб. При этом на счетах 20.01 и 10.11.1 фиксируется возникновение налогооблагаемой временной разницы (проводка №5). Погашение стоимости данной спецодежды в бухгалтерском учете и погашение возникшей временной разницы будет осуществляться ежемесячно в течение всего срока полезного использования при проведении регламентной операции « Погашение стоимости спецодежды и спецоснастки».
Перчатки, которые выдавались сверх норм (проводка №6), в бухгалтерском учете сразу же в полной сумме (20 руб.) списались на прочие расходы (сч. 91.02), а в налоговом учете образовалась постоянная разница, с которой при расчете налога на прибыль будет производиться корректировка налога.
Для контроля за наличием спецодежды в эксплуатации на стоимость переданной в эксплуатацию спецодежды при проведении документа вводятся записи по дебету забалансового счета МЦ.02 «Спецодежда в эксплуатации» (проводки № 7, 8 и 9).
Важно!На всех балансовых счетах всегда должно выполняться равенство БУ=НУ+ПР+ВР (кроме сч.90 и 91, на которых данное равенство может не выполняться на величину НДС).
Чтобы проанализировать выполнение данного требования, при формировании оборотно-сальдовой ведомости в настройках отчета требуется включить «Контроль» выполнения этого равенства (рис.14).
Погашение стоимости спецодежды
Проведем погашение стоимости за следующий месяц (июль).
В результате проведения документа будет сформирована проводка по погашению стоимости сапог (рис.16).
При проведении документа в дебет счета 20.01 «Основное производство» в бухгалтерском учете списывается стоимость спецодежды, рассчитываемая следующим образом: 500 руб. / 24 мес. = 20,83 рублей в месяц. Также фиксируется погашение возникшей в момент выдачи в эксплуатацию налогооблагаемой временной разницы в сумме 20,83 рублей.
Вернемся к месяцу передачи спецодежды в эксплуатацию и рассмотрим, какие проводки будут сформированы при закрытии месяца. Отразим выручку от реализации, оказав услугу стоимостью 11 800 руб. (в т.ч. НДС=18%)(рис. 17).
При проведении документа отразится выручка от реализации и начисление НДС (рис.18).
В нашем примере имеются расходы от передачи в эксплуатацию спецодежды и выручка от оказания услуги. Выясним, каким образом влияют сформировавшиеся постоянные и временные разницы на расчет налога на прибыль. Для этого запустим обработку «Закрытие месяца».
Проанализируем проводки, сформированные регламентной операцией «Расчет налога на прибыль» (рис. 20)
С величины бухгалтерской прибыли (8 980 руб.) рассчитывается условный расход по налогу на прибыль:
8 980 * 20% = 1 796 руб.
Дт 99.02.1Кт 68.04.2 1 796 руб.
При передаче в эксплуатацию сапог (со сроком полезного использования 2 года) в налоговом учете в расходы была принята стоимость сапог 500 руб. В бухгалтерском учете эта стоимость будет погашаться в течение срока полезного использования (2 лет), в связи с чем в момент передачи в эксплуатацию сапог возникает налогооблагаемая временная разница (НВР) в размере 500 руб., с которой при закрытии месяца рассчитывается отложенное налоговое обязательство.
Дт 68.04.2 Кт 77 500 руб.*20%=100 руб.
Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, стоимость сапог будет погашаться в бухгалтерском учете и начнет погашаться возникшее в месяце передачи в эксплуатацию отложенное налоговое обязательство. Погашение возникшего ОНО будет производиться в течение оставшегося срока полезного использования равными долями:
Дт 77 Кт 68.04.2 500 руб./24 мес.*20%=4,17 руб.
Поскольку в текущем месяце организацией была выдана спецодежда сверх норм, то при формировании проводки Дт 91.02Кт 10.11.1 возникла постоянная разница. С возникшей постоянной разницы рассчитывается постоянное налоговое обязательство (ПНО) в размере 20 руб.* 20% = 4 руб.
Дт 99.02.3 Кт 68.04.2 4 руб.
Рассчитанный налог на прибыль в размере 1 700 руб. распределяется по видам бюджета: на федеральный и региональный.
1 700 руб. / 20 % * 2 % = 170 руб. в Федеральный бюджет (проводка №1)
1 700 руб. / 20 % * 18 % = 1 530 руб. в Региональный бюджет (проводка №2)
170 руб. + 1 530 руб. = 1 700 руб.
Рассмотрим, какие проводки будут сформированы в следующем месяце. Для удобства расчета снова отразим выручку от реализации на сумму 11 800 руб. (в т.ч. НДС=18%).
При проведении регламентной операцией «Расчет налога на прибыль» за июль будут сформированы следующие проводки (рис. 22).
С бухгалтерской прибыли (9 979,15 руб.) рассчитывается условный расход по налогу на прибыль (1 995, 83 руб.):
9 979,15 * 20 % = 1 995,83 руб.
Дт 99.02.1 Кт 68.04.2 1 995,83 руб.
В июле начинает погашаться отложенное налоговое обязательство 77Кт 68.04.2 на сумму4,17 руб. На данную величину корректируется налог на прибыль, который с учетом отложенного налогового обязательства составил 2 000 руб.
Рассчитанный налог на прибыль в размере 2 000 рублей распределяется на Федеральный бюджет (2%) и Региональный (18%).
2 000 руб. / 20 % * 2 % = 200 руб. (проводка №1)
2 000 руб. / 20 % * 18 % = 1 800 руб. (проводка №2)
Проводки, сформированные при закрытии июля, будут формироваться в течение 23 последующих месяцев (до момента погашения стоимости сапог) при условии, что не возникнет дополнительных постоянных и временных разниц.
Справка-расчет налоговых активов и обязательств
Печатная форма отчета является учетным документом, утверждающим порядок признания постоянных и временных разниц в оценке активов и обязательств в месяце формирования отчета.
Информация в отчете разделена на два блока:
Проанализируем данные отчета за июнь. На рисунке 24 мы видим, что в июне была признана постоянная разница в размере 20 рублей, возникшая при списании спецодежды сверх норм (перчатки). После закрытия месяца в графе 7 рисунка 21 с возникшей постоянной разницы рассчиталось постоянное налоговое обязательство в размере:
На рисунке 25 отражается величина признанной временной разницы в размере 500 руб. от передачи в эксплуатацию сапог, с которой рассчитывается отложенное налоговое обязательство:
500 руб. * 20 % = 100 руб.
Сформируем справку-расчет налоговых активов и обязательств за июль (рис.26).
Как видно из рис.26, в июле справка-расчет сформировалась только в части «Отложенные налоговые активы и обязательства» (в июле происходит погашение отложенного налогового обязательства).
Во второй графе рис.26 («Признаны ранее») отражается признание временной разницы в размере 500 рублей, возникшее в прошлом месяце. Погашение признанной налогооблагаемой временной разницы производится ежемесячно в размере:
500руб. /24 мес.=20,83 руб.
Погашение отложенного налогового обязательства:
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.